Внесены изменения в Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования
Принятое Минтрансом постановление от 14 апреля 2023 г. № 19 «Об изменении постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 января 2009 г. № 12» предусматривает внесение изменений и дополнений в Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования и направлено на решение вопросов своевременного обеспечения потребностей субъектов хозяйствования Республики Беларусь в железнодорожных перевозках.
Актуализируемые нормы пункта 10 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования устанавливают порядок очередности рассмотрения заявок национальными (общесетевыми) перевозчиками при организации перевозок грузов в вагонах перевозчика, а также предусматривают необходимость обеспечения грузоотправителем наличия вагонов грузоотправителей, грузополучателей, в том числе предоставляемых им операторами вагонов, контейнеров в случае отсутствия у перевозчика соответствующего типа подвижного состава при перевозках в международном сообщении.
Для выстраивания экономической модели и оказания услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом необходимо определение четкой потребности в железнодорожном подвижном составе. Дополнение Правил пунктами 21-24 позволит обеспечить наличие у Белорусской железной дороги информации о планируемых объемах перевозок для определения необходимого парка вагонов перевозчика, а также расширить возможности грузоотправителей по привлечению приватного подвижного состава для транспортировки продукции.
Постановление вступает в силу через месяц после его официального опубликования.
По информации официального сайта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
12 мая под председательством министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбека Кожошева состоялось первое заседание рабочей группы по реализации пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR.
Участниками заседания обсужден ряд организационных вопросов по реализации пилотного проекта, определены сроки и порядок проведения пилотного проекта. Для запуска проекта государствам-членам предстоит определить единый формат электронной международной транспортной накладной e-CMR, решить вопрос с признанием юридической значимости электронных сведений e-CMR при трансграничном информационном взаимодействии и определить порядок информационного взаимодействия операторов электронного документооборота и доверенной третьей стороны.
«От результатов нашей с вами работы зависит не только скорость перехода на юридически значимый электронный документооборот при международных автомобильных перевозках, но и успешность полноценной реализации ряда интеграционных направлений, таких как внедрение механизма прослеживаемости и создание экосистемы цифровых транспортных коридоров», – отметил Арзыбек Кожошев.
В заседании приняли участие представители уполномоченных органов государств-членов в области транспорта, цифровизации, налогового и таможенного регулирования, отраслевых объединений, научных организаций, бизнес-сообществ, а также представители операторов доверенной третьей стороны и электронного документооборота.
Очередное заседание рабочей группы планируется провести в сентябре 2025 года.
Основная цель пилотного проекта – обеспечение практической отработки технологии трансграничного обмена юридически значимыми электронными документами между субъектами различных государств с использованием механизмов цифровой подписи и «доверенной третьей стороны».
Реализация пилотного проекта будет способствовать ускорению процессов получения и проверки транспортных документов, а также снижению издержек при осуществлении транспортно-логистических и контрольно-надзорных процедур.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин подписал постановление «Об утверждении программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2025–2029 годы», сообщили БЕЛТА в пресс-службе Правительства.
Программа состоит из трех разделов. Первый – повышение устойчивости экономики. Основные задачи – сокращение (ликвидация) субсидирования в сфере жилищно-коммунальных услуг и транспорта, введение дифференцированной оплаты за сверхпотребление коммунальных услуг, обеспечение долговой устойчивости (поэтапное снижение долговой нагрузки), создание благоприятных условий для инвестирования и улучшение бизнес-среды.
Второй раздел – приоритетные направления социально-экономической политики. В направлении развития человеческого потенциала основными задами стали пересмотр системы поддержки семей (акцент на ее адресность), сохранение и укрепление репродуктивного здоровья (две бесплатные попытки ЭКО), модернизация системы образования, повышение доступности и качества здравоохранения. В направлении новых стандартов качества жизни – обеспечение населения доступным арендным жильем (в том числе его выкуп), улучшение транспортного сообщения между регионами, реновация территорий населенных пунктов. Для развития сферы услуг правительство будет заниматься укреплением сферы туризма (создание 70 региональных туристических информационных центров, переформатирование гостиниц и санаториев под мировые требования), повышением качества бытового обслуживания, продвижением товаров отечественного производства. В направлении цифровизации основные задачи – развитие цифрового государства, создание и использование программного обеспечения. Для технологической самодостаточности перед Правительством стоят задачи по обеспечению опережающего развития производств с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичных видов деятельности, повышению уровня локализации промышленной продукции.
Кроме того, в направлении «уникальность каждого региона» основными задачами стали – развитие внутриобластных агломераций и городов-спутников, расширение применения технологий точного земледелия, а в направлении «экология и рациональное природопользование» – цифровая трансформация лесного хозяйства, обеспечение безопасности ядерных отходов, развитие системы обращения с отходами, расширение сферы применения вторичных материальных ресурсов.
Третий раздел – развитие экспортного потенциала. Основные задачи здесь – качественный рост и диверсификация экспорта, финансовая и нефинансовая поддержка экспортеров.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
7 мая программа деятельности Правительства на 2025–2029 годы одобрена Палатой представителей.
По информации БЕЛТА
Совет Министров одобрил проект соглашения между Правительством Республики Беларусь и правительством Султаната Оман об учреждении совместного комитета по сотрудничеству и инвестициям в качестве основы для проведения переговоров. Это предусмотрено постановлением Совмина от 7 мая 2025 г. № 251, сообщает БЕЛТА.
Министерство иностранных дел уполномочено на проведение переговоров по проекту соглашения. Ведомству разрешено при необходимости вносить в документ изменения, не имеющие принципиального характера. При достижении договоренности в пределах одобренного проекта МИД уполномочен подписать его.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
Министерство транспорта и коммуникаций напоминает о запрете эксплуатации физическими лицами гражданских беспилотных летательных аппаратов. Об этом сообщили БЕЛТА в пресс-службе ведомства.
Также запрещен ввоз на территорию страны, оборот, хранение и изготовление беспилотников.
«Использование воздушного пространства гражданскими БЛА разрешено только организациям и индивидуальным предпринимателям после постановки на учет аппарата и соблюдения требований, установленных Указом от 25 сентября 2023 г. № 297. Нарушители будут привлекаться к ответственности», – напомнили в пресс-службе.
В Минтрансе отметили, что беспилотная авиация – стремительно развивающаяся и перспективная отрасль, поэтому для обеспечения общественной и национальной безопасности использование БЛА регулируется национальным законодательством.
Всем владельцам БЛА необходимо поставить их на государственный учет в Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций. Вопросы госучета и эксплуатации беспилотников урегулированы постановлением Совета Министров от 28 декабря 2023 г. № 972.
Граждане, имеющие в собственности БЛА, обязаны осуществить отчуждение или передачу на хранение своего БЛА в РУП «Белаэронавигация». Постановлением Совета Министров от 28 декабря 2023 г. № 970 «О вопросах ввоза и передачи на хранение гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей» утверждено соответствующее положение.
Для постановки на учет юридические лица, желающие эксплуатировать БЛА, подают в Департамент по авиации в письменном или электронном виде заявление по форме согласно приложению №1 к постановлению Совета Министров № 972.
Отчуждения физическими лицами своих БЛА осуществляются юридическим лицам на безвозмездной и возмездной основе. В случае отчуждения БЛА на безвозмездной основе все возникающие расходы, непосредственно связанные с отчуждением, несет приобретатель прав на БЛА.
Ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрена ст. 18.35 Кодекса об административных правонарушениях, за что физическому лицу грозит штраф до 20 базовых величин (1 БВ – Br42), а юридическому лицу – до 50 базовых величин.
Подробная информация размещена на официальных сайтах Департамента по авиации и Авиационной инспекции.
По информации БЕЛТА