Состоялось очередное заседание второй сессии Палаты представителей
14 мая 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось очередное заседание второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва.
Депутатский корпус в двух чтениях рассмотрел проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных секретах», который представили заместитель Председателя Комитета государственной безопасности Гладышев С.С. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Оксенюк М.П.
Законопроектом предлагается:
предоставить допуск к государственным секретам Председателю и членам Президиума Всебелорусского народного собрания, Председателю Центральной избирательной комиссии со дня избрания их на эти должности, начальнику Секретариата Всебелорусского народного собрания – со дня назначения на должность.
Кроме того, положения действующего Закона приводятся в соответствие с Кодексом гражданского судопроизводства Республики Беларусь в части использования терминов, связанных с гражданским судопроизводством.
Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Боровенко В.В. проинформировал о новациях проекта Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О почтовой связи», рассмотренного во втором чтении.
Проектом Закона предусматриваются следующие нововведения:
-
устанавливается, что национальный оператор почтовой связи обеспечивает проектирование, создание, эксплуатацию и программно-техническое сопровождение, в том числе модернизацию программного обеспечения, единой автоматизированной системы учета и хранения данных о перемещении почтовых отправлений, является ее владельцем и оператором;
-
закрепляются полномочия Президента Республики Беларусь на установление особенностей правового регулирования отношений в области почтовой связи;
-
Правительство наделяется полномочиями на определение порядка функционирования системы учета и хранения данных, включая перечень и сроки хранения информации о регистрируемых почтовых отправлениях, подлежащей учету и хранению в этой системе;
-
определяется, что взаимодействие национального оператора почтовой связи и операторов почтовой связи по передаче и учету информации, содержащейся в системе учета и хранения данных, будет осуществляться на договорной основе;
-
устанавливается, что тариф за предоставление доступа к системе учета и хранения данных будет формироваться национальным оператором почтовой связи в соответствии с законодательством о ценообразовании;
-
расширяется перечень субъектов, имеющих право на круглосуточный доступ, включая удаленный, к системе учета и хранения данных, из числа государственных органов, не осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с учетом предоставленного законодательством права этим государственным органам получать сведения из информационных ресурсов и иметь доступ к ним;
-
определяется, что оператор почтовой связи, оказывающий услуги почтовой связи общего пользования, обязан передавать в систему учета и хранения данных информацию о регистрируемых почтовых отправлениях, в том числе об адресных данных их отправителей и адресатов;
-
текст проекта Закона дополняется нормативными предписаниями в отношении функционирования цифровых почтовых сервисов и мобильных почтовых приложений национального почтового оператора;
-
конкретизируется порядок перевода почтовых марок в разряд коллекционных, действительных для оплаты услуг почтовой связи по действующим тарифам до их изъятия из обращения.
Далее на заседании депутатский корпус рассмотрел шесть законопроектов о ратификации международных соглашений.
О проекте Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений судов Республики Беларусь и судов Российской Федерации» с докладом выступил Министр юстиции Коваленко Е.И., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Анисимов А.В.
Соглашение будет применяться к судебным постановлениям, вынесенным по гражданским делам и уголовным делам в части гражданского иска, предусматривающим обязательства должника по выплате в пользу взыскателя денежных средств, в том числе в части взыскания государственной пошлины, иных судебных расходов и процессуальных издержек.
Соглашением определено, что судебные постановления, вынесенные компетентными судами одной стороны, не нуждаются в специальной процедуре признания и исполняются на территории другой стороны в таком же порядке, что и судебные постановления, вынесенные на территории другой стороны, на основании исполнительных документов компетентных судов стороны, на территории которой были вынесены судебные постановления.
Установлены требования к оформлению и пакету документов, направляемому на исполнение в другое государство, а также основания для возврата исполнительного документа.
Предусмотрено, что исполнительный документ на основании заявления взыскателя направляется для исполнения уполномоченным органом одной стороны уполномоченному органу другой стороны.
Со стороны Республики Беларусь уполномоченными органами являются управления принудительного исполнения главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, со стороны Российской Федерации – территориальные органы Федеральной службы судебных приставов.
После вступления Соглашения в силу принудительное исполнение исполнительных документов Республики Беларусь по установленным категориям дел в Российской Федерации станет возможным напрямую, без предварительной процедуры признания судебного решения.
Е.И.Коваленко также доложил о проекте Закона «О ратификации Договора между Республикой Беларусь и Исламской Республикой Пакистан о выдаче» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Косыгин Р.А.).
Договор разработан в целях развития правовой основы двустороннего сотрудничества Республики Беларусь и Исламской Республики Пакистан и направлен на обеспечение эффективного взаимодействия этих государств в предупреждении и пресечении преступности, развитие отношений в области выдачи лиц, которые разыскиваются для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора суда в исполнение на территории запрашивающей стороны за преступление, влекущее выдачу, и которые находятся на территории запрашиваемой стороны.
В соответствии с договором центральными органами, на которые возлагается его реализация, являются: в Республике Беларусь – Генеральная прокуратура, в Исламской Республике Пакистан – Министерство внутренних дел.
С докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер» выступил заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Утюпин П.В., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Орда М.С.
Протокол направлен на определение особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, предусматривающий использование права «вето» к решениям Коллегии Евразийской экономической комиссии о применении таких мер, принятие поведенческих рекомендаций для производителей ЕАЭС одновременно с принятием решения о применении защитной меры, расширенное взаимодействие между органом, проводящим расследования, и уполномоченными органами государств – членов ЕАЭС при проведении расследований, оценку влияния защитных мер на конкуренцию при проведении повторных расследований в связи с истечением срока действия защитных мер.
Протоколом предусматривается, что решение Коллегии Комиссии о применении защитной меры должно отвечать принципу сбалансированности, который направлен на исключение обоснованных рисков причинения ущерба интересам для отдельных стран ЕАЭС при обеспечении защиты производителей.
Протокол содержит механизм урегулирования разногласий в отношении применения защитной меры, включая возможность обращения в Суд ЕАЭС.
Разработана процедура администрирования, которая позволит вводить меру только в отношении тех товаров, которые предназначены для потребления на территории отдельных стран ЕАЭС (на обособленном рынке).
Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сейшельские Острова о воздушном сообщении». С содокладом по этому законопроекту выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Уткин В.Ю.
Соглашение направлено на регулирование оперативных и технических аспектов в области воздушного транспорта и является правовой основой для организации воздушных перевозок. В дальнейшем это позволит авиаперевозчикам выполнять пассажирские и грузовые рейсы между аэропортами двух стран.
В частности, документ устанавливает порядок предоставления прав на эксплуатацию установленных маршрутов, регулирует выдачу эксплуатационных разрешений, освобождение от таможенных пошлин, налогов и других сборов, организацию представительств на территории договаривающихся государств.
Ратификация Соглашения будет способствовать налаживанию воздушного сообщения между Беларусью и Сейшелами, укреплению и развитию туристических, экономических и коммерческих связей между субъектами двух стран.
А.А.Ляхнович также представил проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Саудовская Аравия о воздушном сообщении» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Приходько О.И.).
Соглашением определяются условия осуществления полетов по маршрутам, указанным в приложении к Соглашению, посадки и высадки пассажиров, принятия на борт и выгрузки багажа, груза и почты при выполнении международных пассажирских, грузовых и почтовых перевозок.
Документ также регулирует порядок выдачи эксплуатационных разрешений, освобождение от таможенных пошлин, налогов и других сборов, организацию представительств на территории договаривающихся государств.
Ратификация Соглашения будет способствовать установлению регулярного международного воздушного сообщения между Республикой Беларусь и Саудовской Аравией, обеспечению безопасности эксплуатации воздушных судов, а также развитию взаимовыгодного сотрудничества с Королевством Саудовская Аравия в торгово-экономической и социально-образовательной сферах.
Заместитель Министра промышленности Кузнецов А.Е. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Панфилов Ю.А. доложили о проекте Закона «О прекращении действия Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о производственной и научно-технической кооперации».
Фактическое взаимодействие с украинской стороной в рамках Соглашения не осуществляется с 2021 года. Серьезными препятствиями реализации договоренностей, достигнутых в рамках Соглашения, являются невозможность проведения взаиморасчетов между субъектами хозяйствования Республики Беларусь и Украины, отсутствие возможности использовать территорию Украины как платформу в логистической цепочке, а также как исходный или конечный транспортировочный пункт.
Учитывая отсутствие на данном этапе предпосылок для налаживания украинско-белорусских отношений в рамках заключенного Соглашения, целесообразным решением является прекратить его юридическое действие.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
С какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС
Евразийский экономический форум в 2025 году пройдет в Минске 26–27 июня. Это предусмотрено соответствующим постановлением Совета Министров. Согласно документу, мероприятие состоится в Минском международном выставочном центре. Что обсудят участники мероприятия, и с какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС – в нашем материале.
Стратегическая цель
С 1 января Беларусь в третий раз приняла председательство в органах ЕАЭС. Программа белорусского председательства на текущий год в качестве основных направлений совместной деятельности определила развитие технологического потенциала, импортозамещение, стимулирование взаимных инвестиций, формирование бесшовного транспортного пространства, обеспечение безопасности внутреннего рынка и цифровизации экономики. Новый импульс нужен и для развития международного сотрудничества во всех его форматах, создания дополнительных условий для продвижения товаров ЕАЭС на зарубежные рынки.
– Кооперационное взаимодействие, защита прав инвесторов, цифровая трансформация, санитарно-эпидемиологический контроль – эти направления затрагивают инициативные предложения Беларуси для совместной работы с партнерами в ЕАЭС, – отметила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко.
По ее словам, в первом квартале года в ЕЭК были внесены предложения нашей страны по ряду ключевых направлений:
– Для усиления кооперационного взаимодействия экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, искусственного интеллекта, электротранспорта, микроэлектроники, робототехники. Чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Цифровая трансформация включает вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран союза при оцифровке обязательств и не только.
– Задача работы по этому вектору – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК. Считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы. В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать и тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС, – добавила замминистра экономики.
Синергетический эффект
Евразийский экономический союз сегодня – это динамично развивающееся интеграционное объединение. Совокупный рост ВВП евразийской «пятерки» в прошлом году составил 4,2 процента. У ЕС, например, аналогичный показатель составил всего 0,8 процента. Устранение нетарифных барьеров в ЕАЭС за счет перехода на единые обязательные требования к товарам ЕАЭС, а также устранение таможенного контроля ежегодно за период 2015–2023 годов обеспечили устойчивую надбавку к темпам роста ВВП ЕАЭС в 14,5 млрд долларов. Взаимная торговля ЕАЭС за счет этих мер была в среднем на 24 процента выше. Также растет потребительская активность, увеличивается загрузка производственных мощностей, развивается новая транспортно-логистическая инфраструктура. Стабильно растет доля взаимной торговли. За 10 лет она удвоилась и по итогам прошлого года составила почти 100 млрд долларов. Эксперты отмечают, все эти цифры свидетельствуют о наличии больших резервов роста экономик государств и ЕАЭС в целом.
– На наднациональном уровне решаются задачи по встраиванию ЕАЭС в мировую архитектуру экономических отношений, увеличению экспорта, привлечению инвестиций и технологий. За время функционирования Евразийской экономической комиссии подписано около ста меморандумов о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями, что позволяет обмениваться опытом, в том числе в части передовых инновационных разработок, – отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев.
С учетом высоких темпов цифровой трансформации во всех сферах экономики ЕЭК сегодня активно работает над созданием единого цифрового пространства, ориентированного на упрощение взаимодействия между госорганами, бизнесом и гражданами.
– Наша задача – сделать все процессы быстрее, удобнее и безопаснее. В основе реализации технологических решений лежит концепция Digital Union. В настоящее время цифровизация динамично развивается в ряде сфер экономики ЕАЭС. Принимаемые меры в транспортной отрасли позволят обеспечить бесшовность перевозок, создав в рамках союза устойчивый транспортно-логистический каркас. В энергетике одна из важнейших задач – диверсификация структуры выработки электроэнергии. В сфере АПК перспективным является дальнейшее налаживание сотрудничества по производству наукоемких товаров, – сообщил Бакытжан Сагинтаев.
Логистика нового дня
Напомним, что в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси Александр Лукашенко определил одним из важнейших вопросов формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции, особенно при выполнении воздушных перевозок между странами ЕАЭС. Предстоит продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. По его словам, важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать безопасные международные транспортные коридоры, связывающие государства – члены ЕАЭС.
В последние годы транспортно-логистическая система в нашем регионе заметно трансформировалась. Геополитические процессы и санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики. Из-за дискриминационной политики Запада порты Украины и стран Балтии, через которые раньше доставлялись белорусские грузы, сегодня для нас недоступны. Поэтому активно осваиваются альтернативные маршруты. Один из них – Северный морской путь. Эксперты отмечают, что с учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь в Китай, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. В частности, аналитики Евразийского банка развития прогнозируют, что к 2030 году грузопоток по международному транспортному коридору «Север – Юг» увеличится почти на 60 процентов к уровню 2023 года и достигнет 30 млн тонн.
В целом, по прогнозам аналитиков ЕАБР, к 2030 году объем железнодорожных перевозок грузов по восточному маршруту МТК «Север – Юг» может вырасти в 4,5 раза и составить 5 млн тонн. Развитию коридора будут способствовать модернизация и электрификация железнодорожных линий, развитие погранпереходов, скоординированная тарифная политика, создание сквозного логистического оператора, цифровизация транспортных документов и процедур.
Ставка на развитие
Еще одним из важнейших вопросов в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС. Напомним, Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказании финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры. В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd. В обоих проектах участвуют белорусские производители.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 14 мая 2025 г.