Новая редакция госстандарта на услуги сотовой подвижной электросвязи начнет действовать с 1 июня
Новая редакция госстандарта на услуги сотовой подвижной электросвязи начнет действовать с 1 июня, сообщает БЕЛТА.
Государственный стандарт СТБ 1904-2022 «Услуги сотовой подвижной электросвязи. Требования к качеству и методы контроля» опубликован сегодня на Национальном правовом интернет-портале.
Стандарт устанавливает требования к качеству услуг сотовой подвижной электросвязи, а также определяет методы контроля, параметры и показатели качества услуг сотовой подвижной электросвязи.
Отмечается, что стандарт предназначен для того, чтобы обеспечивать осуществление систематического контроля качества услуг сотовой подвижной электросвязи и периодически оценивать показатели качества услуг сотовой подвижной электросвязи.
Он вступает в силу с 1 июня 2023 года.
По информации БЕЛТА
В регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. На это при рассмотрении на очередном заседании Совета старейшин при Госстандарте проекта программы «Качество 2026–2030» обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по стандартизации.
Обсуждались роль и статус программы для экономического развития страны и конкурентоспособности предприятий разных отраслей, основные индикаторы и показатели ее реализации, возможности и заинтересованность в ней частного бизнеса. Так, был рассмотрен широкий круг актуальных вопросов по семи основным блокам проекта программы, которая была подготовлена с учетом принятых государственных программ, программы стратегического развития технического регулирования до 2030 года и предложений органов госуправления.
«В программе учтен посыл правительства, направленный на усиление роли регионов и, соответственно, региональной промышленности, оснащение их современной испытательной и измерительной базой, – обратил внимание первый заместитель Председателя Госстандарта Александр Бурак. – Это означает, что в регионах должны быть сильные отраслевые организации по стандартизации, метрологии, испытаниям. Подведомственные организации системы Госстандарта должны быть локомотивом этих работ».
Говоря о значимости внедряемых на предприятиях страны систем менеджмента, председатель Совета старейшин Валерий Корешков подчеркнул, что они являются эффективным инструментом повышения конкурентоспособности продукции как на внутреннем рынке, так и при экспорте. «Создание условий для решения этих вопросов должно найти отражение в программе», – отметил он. А заместитель председателя Совета старейшин Виктор Назаренко предложил включить в проект раздел «Повышение качества в отраслях».
Выносилась на обсуждение, кроме того, возможность включения в программу пункта по оценке научно-технического уровня стандартов, чтобы отрасли самостоятельно смогли оценить свои документы и принимать обоснованные решения по их обновлению или разработке новых. В связи с этим повышается значимость и необходимость вовлеченности организаций в работу технических комитетов по стандартизации. «Инициативные предложения должны идти от отраслей», – сошлись во мнении участники заседания.
За время продуктивного разговора были затронуты и вопросы сферы обеспечения единства измерений: отмечены как достижения по совершенствованию национальной эталонной базы, так и опыт взаимодействия с промышленностью, наукой, социальной сферой при подготовке концептуальных документов развития метрологической деятельности в стране до 2030 года. Актуальным аспектом является дальнейшее совершенствование законодательной базы с учетом правоприменительной практики, интеграционных процессов и международного опыта.
По результатам проведенных дискуссий будет сформирован документ с предложениями для последующего обсуждения и внесения корректировок в проект программы «Качество 2026–2030». Как подытожили в пресс-службе комитета, опыт, знания и мудрость старшего поколения представителей системы Госстандарта были чрезвычайно полезны, и в тандеме с современными подходами, отраженными в проекте, помогут усовершенствовать важный для экономики и общества документ.
По информации БЕЛТА
Завершаются последние приготовления к встрече в Минске участников IV Евразийского экономического форума, запланированного на 26 и 27 июня. Главное ежегодное деловое мероприятие союза неизменно отличается очень насыщенной деловой программой, на его площадках звучат громкие заявления и принимаются решения, определяющие развитие всего евразийского пространства как минимум на следующие 12 месяцев. Одно из центральных мест из раза в раз отводится обсуждению актуального положения дел в области технического регулирования и стандартизации, которую сегодня рассматривают не иначе как стимул для движения вперед промышленного и научно-технического потенциалов не только союза в целом, но и его членов по отдельности. Статус «Товар Союзного государства»: каковы его критерии и можно ли этот опыт распространить на «пятерку»? Что говорят о белорусской продукции с Государственным знаком качества за рубежом? И как специалистам удается учитывать интересы производителя, покупателя и государства при разработке единых требований и стандартов? Эти и не только вопросы корреспондент БЕЛТА задала Председателю Госстандарта кандидату технических наук Елене Моргуновой.
(фото – БЕЛТА)
Более 2 тыс. новых ГОСТ разработают в ЕАЭС в ближайшее время
– Беларусь в 2025 году, как известно, председательствует в органах Евразийского экономического союза. Как подчеркивалось ранее, постоянного внимания требует актуальность применяемых в ЕАЭС единых обязательных требований к продукции: для конкурентоспособности производителей союза на внешних рынках важно обеспечить применение современных требований, основанных на прогрессивных международных нормах. Елена Михайловна, так какие глобальные задачи в области технического регулирования и стандартизации ставит перед собой и партнерами по евразийской пятерке наша страна?
– Да, действительно, с момента утверждения первых регламентов союза прошло больше 10 лет, и, конечно, сегодня остро стоит вопрос о необходимости оценки их научно-технического уровня. Она будет проводиться не реже раза в пять лет. План утвержден и предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе пять закреплены за Беларусью: на тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитную совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировку пищевой продукции.
Важно понимать, что главным инструментом в реализации обязательных требований техрегламентов ЕАЭС выступает стандартизация. Работы по ее системному развитию закреплены в Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Страны союза взяли курс на использование межгосударственных стандартов (ГОСТ). Стандарты такого статуса применяются и в СНГ, что способствует безбарьерной торговле с государствами Содружества, которые не входят в евразийскую пятерку. Сегодня можно однозначно говорить, что создание ЕАЭС придало новый импульс и интерес к межгосударственной стандартизации в СНГ. Если до 2010 года на пространстве СНГ в год принималось порядка 300 ГОСТ, то с 2011 по 2024 годы – свыше 800.
Для выполнения технических регламентов ЕАЭС применяется более 5880 ГОСТ. На ближайшее время предстоит создать более 2 тыс. ГОСТ, и в этой работе странам важно координировать усилия, чтобы фонд стандартов был современным, документы появлялись вовремя, а инфраструктура их разработки учитывала цифровые форматы. К слову, по нашей инициативе на заседании Совета руководителей по стандартизации, который пройдет на IV Евразийском экономическом форуме в Минске, будет рассмотрен вопрос об определении приоритетных направлений работ по стандартизации в ЕАЭС. Включение, например, таких направлений, как низкоуглеродная повестка и органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для евразийской пятерки, должны иметь поддержку стандартами.
Безусловно, при разработке технических регламентов и межгосударственных стандартов (изменений в них) возникают споры. Но все эти моменты обсуждаются на совещаниях разного уровня, и, как итог, достигается решение, которое устраивает всех.
Требования безопасности к семейной косметике в ЕАЭС начнут действовать с конца 2025 года
– Сегодня в ЕАЭС разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности разных товаров как продовольственной, так и непродовольственной групп. Вносятся изменения и в действующие техрегламенты. В частности, Беларусь руководит шестью такими проектами. Расскажите подробнее о готовящихся нововведениях. Какие именно товары они затронут, чем руководствуются разработчики при подготовке этих документов и ощутит ли их появление или корректировку обычный потребитель?
– Верно, на данный момент разрабатываются 10 технических регламентов по безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта и трамваев, строительных материалов и изделий и прочие. Из 43 вносимых в техрегламенты изменений 13 закреплены за Беларусью, из них семь уже приняты.
При разработке новых документов либо внесении изменений разработчики руководствуются в первую очередь запросами рынка и прогресса. Учитываются международный опыт и лучшая практика зарубежных государств, накопленный опыт применения той или иной нормы. Возьмем, допустим, изменения в техрегламент на игрушки, которые вступили в силу в конце прошлого года. Он дополнен терминами, необходимость которых возникла при применении, среди них, например, «батут для домашнего использования (батут)», «игрушка для активного отдыха», «летающая игрушка», «электромеханическая игрушка» и другие. Установлены требования к содержанию химических веществ или реактивов в игрушках и игровых комплектах.
Или возьмем изменения техрегламента на парфюмерно-косметическую продукцию, которые вступают в силу поэтапно: с 24 декабря 2025 г., а некоторые положения – с 1 июля 2026 г. В числе наиболее значимых новаций – установление требований к семейной косметике и запрет на выпуск парфюмерно-косметической продукции в упаковке, которая может ввести потребителя в заблуждение, в частности, схожестью с упаковкой для пищевой продукции или лекарственных средств.
Подчеркну, что ответственными за разработку этих изменений были специалисты системы Госстандарта.
«Разработка техрегламентов ЕАЭС трудоемка, но процедуры оптимизируются»
– Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента утверждает Евразийская экономическая комиссия. А насколько ресурсозатратен и длителен этот процесс? Как специалист, вовлеченный в создание и анализ подобных документов, уточните, пожалуйста, какие этапы проходит техрегламент до введения его в действие? Как часто техрегламенты отправляются на доработку и чем может быть вызвано такое решение?
– Процесс разработки технических регламентов союза в самом деле очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет. До начала разработки необходимо изучить самые современные действующие требования к объекту регулирования и собрать рабочую группу, включив в нее все заинтересованные стороны, а это органы государственной власти, профильные технические комитеты, научные организации, представители отраслей промышленности и бизнес-сообществ.
Рабочая группа – совещательный орган, который создается для подготовки проекта технического регламента. Конкретный же разработчик определяется государством ЕАЭС. Он готовит первую редакцию регламента и комплект документов к нему (пояснительную записку, проекты перечней взаимосвязанных стандартов, программы по разработке недостающих стандартов). Далее следуют процедуры публичного обсуждения, доработки проекта по полученным замечаниям, рассмотрения в разных рабочих органах Евразийской экономической комиссии, обязательны этапы внутригосударственного согласования и правовой экспертизы проекта.
В этом году принята новая редакция порядка разработки технических регламентов и внесения в них изменений. Вопрос выносился на заседание Совета Евразийской экономической комиссии 21 января 2025 г. как проблемный, и достигнутый под председательством Беларуси консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, поможет сократить сроки и оптимизировать процедуры разработки и принятия технических регламентов.
Гармонизация госстандартов Беларуси с международными доходит до 80 %
– Наработанный белорусскими специалистами опыт в области стандартизации – передовой на евразийском пространстве. В поддержку этого аргумента говорит факт повышения роли стандартизации в технологическом и социально-экономическом развитии страны, которое, в свою очередь, подразумевает соблюдение принципов технологического суверенитета, цифровой индустрии, бережливого производства и зеленой экономики. Иными словами, принимаемые в нашей стране стандарты отражают актуальную ситуацию не только в страновой – в мировой экономике. Какие белорусские компетенции интересны евразийским партнерам и что мы могли бы заимствовать у коллег? В каких форматах организован обмен опытом?
– Действительно, для устойчивого развития белорусской промышленности важное значение имеет разработка опережающих стандартов, устанавливающих современные требования к продукции. Создаются они на основе международных и передовых отраслевых стандартов, а их последующее внедрение через государственные программы и инвестиционные проекты позволит сделать технологический рывок и обеспечить производство новой конкурентоспособной продукции.
Фонд действующих в Беларуси стандартов сегодня насчитывает около 32 тыс. документов. С учетом приоритетности экспортных рынков более 80 % из этого количества – межгосударственные стандарты (ГОСТ), обеспечивающие, как отмечалось выше, безбарьерную торговлю на постсоветском пространстве и в ЕАЭС. Уровень наших государственных стандартов мы оцениваем достаточно высоко. Считаю, нами была правильно выбрана стратегия развития - ориентир на международные требования. Показатель гармонизации ежегодно принимаемых в стране государственных стандартов составляет более 60 %, а в отдельных отраслях, например электротехнике, строительстве, химии и нефтехимии, он даже выше – до 80 %. Такой подход дает возможность промышленности и бизнесу выпускать конкурентоспособную продукцию, принимать инновационные решения, наращивать экспортный потенциал и значительно упрощает доступ товаров на рынки других стран.
Госстандарт активно взаимодействует с партнерами по ЕАЭС и СНГ как в интеграционных образованиях, так и в рамках двусторонних соглашений. Мы изучаем законодательство партнеров, делимся опытом и заимствуем интересные идеи, совместно работаем над проектами. По вопросам стандартизации наиболее тесное взаимодействие ведется в Межгосударственном совете по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), основная задача которого – разработка и принятие единых ГОСТ. В этом совете в 2024–2025 годах председательствует Беларусь.
Проект по цифровизации процессов техрегулирования в ЕАЭС могут завершить уже в 2025 году
– Масштабный проект по цифровизации технического регулирования реализуется в ЕАЭС. Предполагается, что решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов и систематизировать массивы данных. На какой стадии эта инициатива? Насколько она прогрессивна и актуальна, соответствует ли мировым аналогам?
– Планируется создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет ряд сервисов, предназначенных как для специалистов, непосредственно занятых техническим регулированием, так и для тех, кто является пользователем результатов этой работы, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом длится с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран евразийской пятерки. Уже создан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время появления технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования в ЕАЭС. Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Особое внимание – безопасности товаров из-за пределов ЕАЭС, приобретаемых гражданами в интернете
– Еще одно перспективное направление для ЕАЭС – электронная торговля. Готовятся единые правила ее регулирования для защиты потребителей от небезопасной продукции, однако евразийские партнеры информировали друг друга о разных точках зрения на условия ведения онлайн-торговли. Что может помочь в поиске консенсуса, какова роль стандартов в этом процессе и изменит ли в целом рост популярности e-commerce требования к стандартам торговли?
– В ЕАЭС выполнялся пилотный проект по применению уведомительного порядка в части соблюдения требований техрегламентов союза в отношении отдельных товаров. Уведомительный порядок предусматривает опубликование интернет-магазинами третьих стран на страницах своих сайтов заявлений о соответствии данных товаров требованиям техрегламентов союза. Эти заявления составляются на основании сведений, полученных от изготовителей товаров.
На данный момент Евразийская экономическая комиссия предлагает рассматривать два механизма регулирования безопасности товаров электронной торговли, приобретенных физлицами и ввозимых на таможенную территорию союза. Первый – соблюдение уведомительного порядка через составление оператором электронных торговых площадок заявления о безопасности. Второй – возможность применения классических мер техрегулирования в отношении отдельных категорий товаров через утверждение чувствительного перечня.
С 2023 года в отдельную категорию выделены товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам, и установлены особенности применения процедуры таможенного склада для такой категории товаров. Также введен институт оператора электронной торговли, который будет в комплексе обеспечивать логистику операций с этими товарами и взаимодействовать с интернет-площадками и таможенными органами союза.
Передовые требования безопасности и качества будут взяты за основу стандартов Союзного государства
– Беларусь и Россия в формате «двойки» работают над проектом «Товар Союзного государства» и стандартами Союзного государства, что в некотором роде является данью советскому прошлому. Каких успехов союзникам уже удалось достичь на данный момент? Может ли этот опыт в перспективе быть распространен на все евразийское пространство и к каким позитивным изменениям подобное масштабирование приведет?
– Конечно, наиболее тесное взаимодействие по стандартизации у нас с Россией. Мы не только совместно работаем над созданием ГОСТ, которые применяются на всей территории СНГ, но и выстраиваем стандартизацию в Союзном государстве. В частности, речь идет о разработке стандартов для инновационного машиностроения, машиностроительного оборудования и технологий, интеллектуального приборостроения, цифровых технологий, искусственного интеллекта и не только. Для создания стандартов, отвечающих современным вызовам, прорабатывается инициатива появления на площадке Постоянного комитета Союзного государства технического комитета по вопросам стандартизации и качества.
Вы верно заметили, определяется также статус продукции белорусских и российских производителей как товара Союзного государства. В качестве одного из критериев определено соответствие заявленным стандартам, действующим в наших странах. На данный момент анализируются стандарты в области станкостроения и электротранспорта, выбранных для пилотного проекта по приданию статуса «Товар Союзного государства». Союзные стандарты задумываются на основе лучших передовых требований и методик безопасности и качества.
Наработанный нами опыт, конечно, может быть применен и в евразийской пятерке. Появление товара ЕАЭС вполне возможно, что может стать мобилизующим фактором как для повышения эффективности работы всех участников рынка, а не только сферы технического регулирования, так и для укрепления статуса евразийской интеграции в мировой экономической системе.
«Белорусский опыт по присуждению Государственного знака качества вызвал интерес у партнеров по ЕАЭС»
– «Сделано в Беларуси» – бренд, известный всемирно. В прошлом году впервые в истории суверенной Беларуси 17 лучшим отечественным предприятиям были вручены государственные знаки качества на определенные виды товаров, по мнению экспертной комиссии, идеально соответствующих пяти показателям качественного производства: безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности. А проявили ли евразийские коллеги, знакомые с подобной оценкой продукции со времен Советского Союза, интерес к возрождению традиции?
– Учреждение Государственного знака качества считаю сильной мотивацией для достижения и демонстрации лучшего качества. Он задает высокую планку и направляет на постоянное совершенствование работы по качеству на всех уровнях. Эта идея, безусловно, вызвала интерес у наших коллег по интеграционным площадкам, ведь такого проекта нет ни в одной из стран. Многие подробно расспрашивали об организации, критериях оценки. На любых переговорных площадках, семинарах, конференциях, выставках, форумах мы рассказываем об этом проекте, ведь он в первую очередь о продвижении белорусских изготовителей, о продвижении белорусского качества, что всегда очень позитивно воспринимается коллегами.
Вы знаете, что на выставке «Моя Беларусь» в Минском международном выставочном центре одна из локаций называлась «Знак качества», конструкция знака занимала одно из центральных мест, что привлекало внимание посетителей – они живо интересовались наградой и ее обладателями. На протяжении нескольких месяцев работала выставка «Под знаком качества» в белорусском павильоне на ВДНХ в Москве. Здесь свою продукцию представляли предприятия, удостоенные Государственного знака качества, и победители конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» 2024 года. Мы очень благодарны организаторам выставки за возможность представления наших товаров на столь знаковой локации.
Проанонсирую, что следующей площадкой, где можно будет ознакомиться с продукцией обладателей знака качества, станет республиканский праздник «Купалье», который пройдет в Александрии 5-6 июля. Однозначно, нам есть чем гордиться. Вместе с тем присутствует понимание того, что нельзя успокаиваться, надо продолжать движение вперед, ставить новые цели и достигать их, причем абсолютно во всех отраслях. На это ориентирует нас пятилетка качества.
Флагман в подготовке кадров для сферы стандартизации в Беларуси – БНТУ
– Наиболее остро стоящий вопрос для разных отраслей народного хозяйства – кадры. Вами не раз подчеркивалось, что талантливые и знающие специалисты в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации – штучные на рынке труда. В период вступительной кампании не лишним будет еще раз упомянуть, где же выдают дипломы такого профиля в нашей стране? Какие профессиональные качества вы как заказчик кадров считаете самыми важными в сотруднике? И ценятся ли белорусские профессионалы столь узкого профиля в других государствах ЕАЭС?
– Более четырех десятков лет специалистов для нас готовит кафедра «Стандартизация, метрология и информационные системы» Белорусского национального технического университета. Ее создание в свое время стало значимым событием для развития кадрового и научного потенциала в области стандартизации, метрологии, оценки соответствия и менеджмента качества в Беларуси. С 1984 года кафедра подготовила более тысячи высококвалифицированных специалистов для предприятий самых разных отраслей промышленности. Специалистов по отдельным направлениям нашего профиля готовят также в БГТУ, ВГТУ, БГАТУ, БГУИР.
Замечу, что в мае 2024 года на базе национального института по стандартизации (БелГИСС) появился образовательный центр «Академия качества». Сегодня на площадке центра выполняются 50 программ повышения квалификации руководящих работников и специалистов, созданы образовательные курсы по 65 направлениям, предусмотрены также корпоративные программы обучения, которые затрагивают темы технического нормирования, стандартизации, метрологии, оценки соответствия, системного менеджмента, испытаний и государственного контроля, экспертизы градостроительной и проектной документации. Обучаются здесь руководящие работники и специалисты не только системы Госстандарта, но и республиканских органов госуправления, различных организаций и предприятий. В первом квартале 2025 года обучение прошли 1,2 тыс. специалистов.
Добавлю, что мы знакомим со спецификой своей работы и детей, начиная с детсада, и школьников, и студентов вузов. Совсем недавно завершилась 12-я республиканская олимпиада по менеджменту среди молодежи. В этом сезоне за дипломы победителей боролись 66 студентов из восьми учреждений высшего образования. Победителями в индивидуальном и командном соревнованиях стали ребята из БНТУ. В целом конкурс показал понимание современной молодежью направлений экономического развития страны и работы в области качества, высокий уровень знаний, которыми они владеют, и креативный подход.
Стандартизация – одна из ключевых тем IV Евразийского экономического форума в Минске
– Минск готовится к грандиозному событию – 26 и 27 июня наша столица будет принимать Евразийский экономический форум. Полагаю, вопросы из области стандартизации в стороне от внимания его участников не останутся. Какие пункты в программе предусмотрели организаторы и стоит ли ожидать громких заявлений?
– Евразийский экономический форум – главное ежегодное деловое мероприятие Евразийского экономического союза. И, конечно, вопросы технического регулирования и стандартизации по традиции занимают в нем центральное место. На этот раз главной темой форума стал постулат «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». В программе в том числе панельная сессия «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030», участники которой намерены обсудить совершенствование системы технического регулирования ЕАЭС и перспективы ее развития. Запланирована также панельная сессия «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты», где будет затронута тема повышения безопасности и качества пищевой продукции через внедрение инструментов бережливого менеджмента. Добавлю, что это направление новое и активно развивающееся в нашей республике. Полагаю, что наш опыт будет полезен коллегам по евразийской пятерке и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума также пройдут очередные заседания советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран ЕАЭС. Мы подведем итоги и обсудим подходы к решению новых актуальных задач. Одной из них предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в интеграционных образованиях.
Что касается сферы аккредитации, здесь совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, на предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий и необоснованной выдачи ими сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. На площадке IV Евразийского экономического форума мы обсудим меры, принимаемые в странах ЕАЭС для прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий. Непосредственно Госстандарт инициирует ряд круглых столов, например по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Круглые столы мы предлагаем организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС и СНГ.
– Благодарю, Елена Михайловна, за содержательное интервью.
Вера Василевская, БЕЛТА
В Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться искусственный интеллект. Такое заявление на круглом столе на площадке международного ИКТ-форума и выставки Digital Expo – 2025 сделала начальник управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта Оксана Гришкевич, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Госстандарта.
Круглый стол, посвященный стандартизации в области искусственного интеллекта, организовали Государственный комитет по стандартизации и Программа развития ООН в Беларуси (ПРООН).
«Наша страна делает только первые шаги в направлении искусственного интеллекта, но в Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года предусмотрено, что практически во всех сферах экономики республики будет использоваться ИИ, – рассказала Оксана Гришкевич. – Сегодня мы нарабатываем регулирование через технические стандарты, потому что законодательство, которое бы жестко регулировало эту сферу, только формируется».
На данный момент в Беларуси действует 12 стандартов на беспилотные транспортные средства, касающихся искусственного интеллекта, разрабатываются стандарты на системы менеджмента в данной сфере, как и ряд стандартов при содействии экспертов ПРООН, которые будут утверждены в конце этого года. Модельный закон «О технологиях искусственного интеллекта», принятый Межпарламентской ассамблеей СНГ 24 апреля этого года, разработан Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук Беларуси. Сейчас этот институт продолжает работу над законодательством для нашей страны.
Оксана Гришкевич также обратила внимание, что настоящей экспертной площадкой для обмена мнениями и практическим опытом и достижения консенсуса выступят технический комитет по стандартизации Беларуси, который создается по инициативе ОИПИ, и межгосударственный технический комитет «Искусственный интеллект».
Опыт в сфере технического регулирования технологий ИИ также представили эксперты из России и Китая. Практически все спикеры подчеркнули, что сегодня маркетинговые механизмы представляют ИИ как универсальный инструмент решения любых вопросов, поэтому так важно найти адекватные решения на основе экспертных мнений.
По информации
БЕЛТА
(фото Государственного комитета по стандартизации)
26–27 июня Минск станет центром притяжения евразийской интеграции. В эти дни в белорусской столице пройдет IV Евразийский экономический форум на площадке Минского международного выставочного центра, который приурочен к Высшему Евразийскому экономическому совету. В деловую программу включено пленарное заседание с участием глав государств ЕАЭС, а также более 30 тематических мероприятий: пленарных сессий, круглых столов, бизнес-диалогов. Главная тема – «Стратегия евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы». Архитектура форума включает шесть крупных тематических блоков. Один из них посвящен актуальным вопросам технического регулирования. О роли этого сегмента в интеграционном объединении, а также о цифровизации технического регулирования наш разговор с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Совместные усилия
– Елена Михайловна, Беларусь на пороге очень важного экономического события. Страна готовится принять Евразийский экономический форум. Насколько важно это мероприятие для Госстандарта и какие темы будут подниматься?
– Для начала отмечу, что техническое регулирование – одно из ключевых направлений евразийской интеграции. Поэтому вопросы данной сферы включены в повестку Евразийского экономического форума. Госстандарт будет активным участником запланированных тематических мероприятий. Например, панельной сессии «Евразийская интеграция в сфере технического регулирования: от Стратегии-2025 к Декларации-2030».
Напомню, в этом году завершаются работы по выполнению Плана мероприятий по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Основные направления последующей экономической интеграции в рамках союза заложены в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках Евразийского экономического союза до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский экономический путь». Она имеет всеобъемлющий характер и ее мероприятия базируются на результатах, которые будут достигнуты к завершению пятилетки реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
В рамках данной сессии планируем затронуть аспекты технического регулирования в стратегических документах Республики Беларусь, сделать акцент на значимости технического регулирования для функционирования промышленности страны и отражении положений законодательства ЕАЭС в сфере технического регулирования в национальном законодательстве, в том числе стратегических документах развития.
Также в рамках панельной сессии «Безопасность пищевой продукции ЕАЭС как гарантия благополучия населения: комплексное регулирование, подходы и приоритеты» коснемся темы повышения безопасности и качества пищевой продукции путем внедрения инструментов бережливого менеджмента. Данное направление является новым и активно развивающимся в нашей республике. Полагаем, что опыт нашей страны будет полезен коллегам по «пятерке» и, возможно, найдет отражение в документах ЕАЭС.
На полях форума пройдут очередные заседания Советов руководителей по стандартизации и аккредитации стран «пятерки». Мы подведем итоги проведенной работы и обсудим подходы к решению новых актуальных задач.
По нашей инициативе в рамках Совета руководителей по стандартизации будет рассмотрен вопрос о разработке приоритетных направлений работ по стандартизации в рамках ЕАЭС. Например, включение таких направлений, как низкоуглеродная повестка, органическая продукция и производство, которые сейчас актуальны для «пятерки» и должны иметь поддержку стандартами.
Кроме того, рассмотрим план работы на 2025–2027 годы. В нем в том числе предусмотрена активизация сотрудничества с национальными органами по стандартизации государств – членов ШОС и БРИКС и целесообразность создания совета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия в рамках интеграционных образований.
В сфере аккредитации наши совместные усилия направлены на повышение добросовестности рынка услуг по оценке соответствия продукции, предотвращение и недопущение присутствия на нем некомпетентных органов по сертификации и лабораторий, а также необоснованной выдачи сертификатов и протоколов испытаний. Эта задача, к сожалению, сохраняет свою актуальность и имеет важнейшее значение для защиты рынка от небезопасной продукции. Будут обсуждены меры, которые принимаются в странах для обеспечения прозрачности и прослеживаемости работы лабораторий, чтобы выработать оптимальные общие подходы. Непосредственно Госстандарт инициирует проведение ряда круглых столов. Например, по цифровой трансформации аккредитации и совершенствованию подготовки экспертов по аккредитации. Их предлагается организовать в Минске на полях международного форума «Новые горизонты аккредитации в условиях современных вызовов», который пройдет в августе с участием представителей органов по аккредитации стран ЕАЭС, а также СНГ.
– С какими инициативами по углублению сотрудничества с партнерами по ЕАЭС выступает Госстандарт?
– Технические регламенты устанавливают требования безопасности, которые можно измерить: безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, термическую, химическую, электрическую, радиационную безопасность.
Но в продукции для детей и подростков, игрушках есть не технические аспекты (например, внешний вид, изображения), которые могут навредить психике и развитию детей, негативно повлиять на их эмоциональное состояние. Поэтому актуальная сейчас задача – уберечь детей от пагубного влияния.
В этой работе участвуют депутатский корпус, профильные госорганы и организации, в том числе стран ЕАЭС.
Например, сейчас в рамках «пятерки» проводятся научные исследования по данной тематике. Мы в эту работу также вовлечены. Ее итогом будет внесение изменений в технический регламент ЕАЭС на игрушки. Кроме того, Госстандарт тесно взаимодействует с заинтересованными структурами Российской Федерации по выработке критериев классификации игрушек и компьютерных игр по допустимому возрасту ребенка. Опыт, накопленный в процессе разработки соответствующего российского стандарта, может быть интегрирован в наше законодательство в области защиты детства.
Интеграция помогает получить доступ на рынки стран дальней дуги, что очень актуально для нашей нынешней экспортной политики. Например, ЕАЭС вырабатывает особые механизмы сотрудничества со странами-наблюдателями. Показательные примеры – Узбекистан и Иран. Рынки этих стран представляют интерес для Беларуси.
Сейчас ЕЭК подготовлен проект дорожной карты по сближению систем технического регулирования ЕАЭС и Узбекистана. Он направлен на гармонизацию обязательных требований к продукции, систем аккредитации, процедур оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Реализация дорожной карты позволит создать условия для дальнейшего устранения технических барьеров в торговле между странами союза и Республикой Узбекистан. Документ практически готов к подписанию.
Буквально в мае вступило в силу Соглашение о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Есть договоренность о подготовке дорожной карты по его реализации. В нее также будут включены вопросы взаимодействия с иранскими партнерами в области технического регулирования. Предусматривается создание рабочей группы по техническим барьерам в торговле. Она будет рассматривать конкретные экспортные случаи, связанные с техническими требованиями или процедурами оценки соответствия.
Таким образом, интеграционная площадка позволяет находить пути сближения по условиям доступа продукции на другие рынки.
По общим правилам
– В целом какую роль сегодня играет стандартизация в ЕАЭС?
В ЕАЭС основное взаимодействие осуществляется по установлению единых обязательных требований к продукции и правилам ее допуска на единый рынок. Они устанавливаются в технических регламентах союза.
Их выполнение может обеспечиваться субъектами хозяйствования путем непосредственного выполнения требований технических регламентов или путем добровольного применения стандартов, взаимосвязанных с соответствующими техническими регламентами союза.
Данная модель технического регулирования является оптимальной с точки зрения рациональной организации производства и устранения технических барьеров в торговле. Стандарты содержат комплексный пакет требований к продукции, методам ее испытаний, взаимосвязанным процессам производства. Таким образом, обеспечение соблюдения обязательных технических требований сопровождается в том числе системным пакетом качественных показателей. Поэтому стандартизация играет ключевую роль в союзе.
Страны взяли курс на использование межгосударственных стандартов, известных нам как ГОСТ, а не национальных.
Превосходящая роль ГОСТа для целей ЕАЭС говорит о готовности и направленности «пятерки» на реализацию политики устранения технических барьеров. ГОСТ обеспечивает безбарьерную торговлю и в рамках ЕАЭС, и в СНГ.
С другой стороны, можно отметить, что «пятерка» существенно активизировала разработку ГОСТ и обновление этого фонда документов.
Сегодня для выполнения принятых технических регламентов союза применяется более 5880 ГОСТов, содержащих готовые технические решения по обеспечению безопасности продукции и методы испытаний.
– Насколько гармонизированы подходы к стандартизации в странах ЕАЭС?
– Отмечу, что принципы и подходы к разработке и применению стандартов во всех странах ЕАЭС абсолютно одинаковые. Разработка стандартов базируется на открытости, прозрачности, гласности и консенсусе.
Чтобы стандарт был востребован «потребителем», то есть его применяли для изготовления продукции, в его разработке должны участвовать все заинтересованные стороны. Такая возможность предоставлена всем желающим и реализуется посредством работы в технических комитетах по стандартизации, вырабатывающих техническую политику в той или иной области.
Применение стандартов по общему правилу во всех странах ЕАЭС является добровольным.
– Каких успехов удалось достичь странам ЕАЭС в вопросах технического регулирования за время существования интеграционного объединения?
– Созданная единая система технического регулирования ЕАЭС сегодня позволяет государствам-членам решать вопросы снятия технических барьеров в торговле, обеспечивать защиту внутреннего рынка от небезопасной продукции и создавать условия для повышения конкурентоспособности союзной продукции.
Установление на основе консенсуса всех стран единых обязательных требований к продукции и применение единых процедур оценки ее соответствия позволяет выдавать единые разрешительные документы. Если товар соответствует этим требованиям, он получает маркировку знаком «ЕАС» и может беспрепятственно обращаться на рынках стран «пятерки».
Применяя единые технические регламенты, мы имеем возможность размещать продукцию, прошедшую оценку соответствия в Республике Беларусь или другом государстве-члене, на рынке всего союза без дополнительных требований и процедур.
В настоящее время принято 52 технических регламента союза, 48 из которых вступили в силу. Они охватывают, по общей оценке, около 85 процентов продукции.
В 2023 году утвержден Порядок проведения обязательной периодической оценки научно-технического уровня вступивших в силу технических регламентов союза и перечней стандартов к ним.
Оценка будет проводиться не реже одного раза в пять лет. План таких работ предусматривает оценку 29 действующих регламентов, в том числе 5 закреплены за Республикой Беларусь (тракторы, низковольтное оборудование, электромагнитная совместимость, содержание опасных веществ в электротехнике и маркировка пищевой продукции).
Процесс разработки технических регламентов союза очень трудоемкий, сложный и зачастую растягивается на несколько лет.
Вопрос выносился на заседание Совета комиссии 21 января 2025 года как проблемный, и достигнутый под председательством Республики Беларусь консенсус позволил принять документ, который обеспечит повышение эффективности организации процессов разработки технических регламентов союза и внесения в них изменений, сокращение сроков и оптимизацию процедур разработки и принятия технических регламентов союза и внесения в них изменений.
Нет предела совершенству
– В продолжение темы хотел бы уточнить, над какими техническими регламентами сейчас ведется работа в ЕАЭС и какой практический эффект ожидается от их принятия?
– Сегодня осуществляется разработка целого ряда технических регламентов ЕАЭС. Они касаются безопасности зданий и сооружений, кормов и кормовых добавок, материалов, контактирующих с пищевой продукцией, высоковольтного оборудования, легкорельсового транспорта, трамваев. Еще в разработке технический регламент на никотинсодержащую продукцию и ряд других.
Из 43 изменений в технические регламенты 13 изменений закреплены за Республикой Беларусь. Из них уже принято 7 изменений. Пять проектов находятся на внутригосударственном согласовании. По одному проекту ведется подготовка первой редакции.
Это изменения к техническим регламентам на упаковку (запрещается использование поливинилхлоридных этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата, вводятся понятие «биоразлагаемая упаковка», дополнения относительно информации об упаковке в части способов утилизации, переработки и др.), парфюмерно-косметическую продукцию (вводятся запреты и ограничения на применение отдельных компонентов, которые по результатам исследований признаны токсичными), смазочные масла (требования к паспорту качества, классификации и показателям), маркировку пищевой продукции, ограничение применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники (корректируются требования к содержанию в них свинца, кадмия и хрома), требования к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств (дополняется новыми требованиями к показателям энергоэффективности духовых шкафов и варочных поверхностей).
Всего в ЕАЭС принято 16 изменений, 27 находятся на разной стадии готовности.
– Насколько известно, в ЕАЭС реализуется масштабный проект по цифровизации технического регулирования. Расскажите подробнее о нем.
– Основной целью проекта «Цифровое техническое регулирование» является цифровизация процессов разработки технических регламентов союза, перечней стандартов к ним и программ разработки стандартов, осуществления оценки соответствия.
Предполагается создание наднационального компонента – технологической платформы, на которой будет реализован ряд сервисов. Они будут предназначены как для специалистов, непосредственно занятых в процессе технического регулирования (это сервисы формирования единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования; разработки технических регламентов и перечней стандартов, необходимых для применения и исполнения их требований), так и для тех, кто является пользователем результатов этой деятельности, то есть изготовителей, импортеров, органов по сертификации, лабораторий.
Работа над проектом ведется с 2021 года. Она объединяет потенциал как специалистов в области технического регулирования, так и программистов всех стран «пятерки». Уже разработан большой комплект методологических и технических документов. Активно ведется разработка программного обеспечения.
Реализация проекта позволит сократить время разработки технических регламентов союза, перечней стандартов и программ их разработки, а также будет стимулировать процессы цифровизации в области технического регулирования государств-членов.
Ставится амбициозная цель завершить проект в 2025 году.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 19 июня 2025 г.
Важным приоритетом государственной социальной политики является обеспечение возможности физически ослабленным, маломобильным гражданам максимально интегрироваться в общество, иметь доступ к использованию различных объектов. Это особенно актуально для пожилых людей, лиц с ограничениями жизнедеятельности, инвалидов.
Одной из целей Государственной программы «Социальная защита» на 2021–2025 годы является формирование в Республике Беларусь доступной среды для таких граждан. Свой вклад в достижение поставленной цели вносят и государственные стандарты.
В рамках данной программы Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС) были разработаны 8 новых стандартов. Они введены в действие Госстандартом с 1 июня 2025 г.
Туризм – один из самых быстроразвивающихся секторов мировой экономики. Однако для людей с особыми требованиями к доступу путешествие зачастую становится очень сложным процессом. СТБ 2663-2024 (ISO 21902:2021) «Туризм и сопутствующие услуги. Доступность туризма для всех. Требования и рекомендации» будет способствовать улучшениям в сфере туризма (большей мобильности) как инвалидов, так и людей старшего возраста в целом.
СТБ 2664-2024 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов. Общие требования» распространяется на визуальные и тактильно-визуальные знаковые средства отображения информации, содержащие пиктограммы, знаки, буквы, а также надписи, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля. Они могут быть востребованы инвалидами, использующими при передвижении кресло-коляску, инвалидами с нарушениями зрения, слуха.
Стандарт устанавливает общие требования к типам, формам, размерам, цветотональным решениям, установке и размещению специальных знаковых средств отображения информации.
СТБ 2665-2024 «Тренажеры реабилитационные. Общие требования и методы испытаний» распространяется на тренажеры, предназначенные для реабилитационной тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов инвалидов (в том числе постинсультных больных и детей с ДЦП), других лиц с ограничениями жизнедеятельности из-за нарушения статодинамической функции организма.
СТБ 2666-2024 «Устройства ассистивные. Подъемники для перемещения людей. Требования и методы испытаний» распространяется на различные типы передвижных и стационарных подъемников, за исключением устройств, которые перемещают людей между этажами здания. Область применения таких подъемников – интенсивная терапия, неотложная помощь либо медицинский уход, оказываемые в медицинском учреждении. Также их применяют при уходе за людьми с ограничениями жизнедеятельности в домашних условиях.
СТБ ISO 10865-1-2024 «Системы крепления кресла-коляски и удержания его пользователя для доступных транспортных средств, предназначенных для использования сидящими и стоящими пассажирами. Часть 1. Системы для пассажиров, сидящих в креслах-колясках, расположенных против направления движения» будет способствовать появлению новых актуальных решений для безопасного транспортирования пассажиров, находящихся в креслах-колясках в транспортных средствах. Документ устанавливает требования к конструированию и характеристикам пространства для пассажира, сидящего в кресле-коляске, расположенном против направления движения, а также методы контроля.
В СТБ ISO 21801-2-2024 «Когнитивная доступность. Часть 2. Составление отчета» содержатся требования к составлению отчетов по когнитивной доступности продукции, услуги или системы. Пользователем данного стандарта может быть изготовитель изделия, разработчик либо продавец.
СТБ ISO/IEC 7811-9-2024 «Карты идентификационные. Метод записи. Часть 9. Метка тактильного идентификатора» устанавливает характеристики метки тактильного идентификатора (далее – TIM), используемого держателями идентификационных карт с нарушениями зрения для различения своих карт. Документ определяет зону на карте для TIM и расположение тисненых (рельефных) точек по типу рельефно-точечного шрифта Брайля, образующих точечные структуры, облегчающие тактильное распознавание. Также стандарт устанавливает требования к форме и размеру тисненых точек, составляющих метку.
Целевой аудиторией СТБ ISO/IEC Guide 71-2024 «Руководство по решению в стандартах вопросов обеспечения доступности» являются разработчики стандартов, а также изготовители, проектировщики, поставщики различных услуг, преподаватели образовательных учреждений. Документ разъясняет вопросы доступности и содержит руководство по разработке и изложению в стандартах таких требований и рекомендаций.
При разработке указанных стандартов учитывались требования международных документов, современные направления в обеспечении доступной среды.
В настоящее время БелГИСС ведет работу над стандартами, устанавливающими требования к устройствам и приспособлениям, используемым инвалидами в жилых помещениях, к подъемным транспортным устройствам и стационарным опорным устройствам.
Всего на 2025 г. запланирована разработка 5 государственных стандартов в данной сфере.
По сообщению
официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
(фото – БЕЛТА)