07.04.2023
Смыслы и особенности проекта новой Концепции национальной безопасности
Электоральный суверенитет, всемерная защита народа и национальной самобытности. Новая Концепция национальной безопасности содержит немало новых положений. О том, что и почему предлагается поменять в документе, «СБ. Беларусь сегодня» рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по национальной безопасности Игорь Мартынов.
– Игорь Феликсович, зачем понадобилось вносить изменения в существующую концепцию?
– Ныне действующая Концепция национальной безопасности принята в 2010 году, и она не потеряла своей актуальности. Более того, выстроенная в соответствии с ее положениями система национальной безопасности продемонстрировала свою эффективность, в том числе в самый острый период внешнего давления на Беларусь.
Актуальность обновления документа вызвана не только требованием Президента, озвученным на Всебелорусском народном собрании, но и теми изменениями в мировой военно-политической обстановке, которые сложились за прошедшее время, тенденциями к обострению этой обстановки, борьбой между Западом и Востоком, между основными центрами силы. Беларусь оказалась в эпицентре развернувшегося противостояния. Свидетельством тому является в том числе и упоминание нашей страны в Стратегии национальной безопасности США, утвержденной недавно. Хотя ранее она там не фигурировала.
Одним из ключевых факторов, ставших основанием для модернизации Концепции национальной безопасности, является фактическое переформатирование существующей модели мироустройства.
Cегодня мы отчетливо видим предпосылки к формированию многополярного мира. И это порождает все больше противоречий и кризисов. Соединенные Штаты Америки не справляются с ролью мирового жандарма и уже не являются доминантой в глобальной политике, хотя их влияние сейчас так же велико. Бегство США из Афганистана, их неудавшиеся попытки развалить Сирию, утрата влияния на государства ОПЕК стали катализатором по изменению баланса сил.
Принципиальным требованием Главы государства при разработке новой редакции концепции было использовать наработанный опыт. Структура, базис, теоретическая и методологическая основа концепции остались без кардинальных изменений. Кроме того, документ развивает положения Конституции в сфере безопасности и обеспечивает их претворение в жизнь. Так, в определении национальных интересов нашло отражение ключевое положение Основного Закона об общественном согласии, незыблемости устоев народовластия и правового государства. Масштабная работа над проектом велась в течение года. В составе межведомственной рабочей группы по обновлению концепции нацбезопасности трудились представители более 30 уполномоченных государственных органов и организаций, которые представляли все без исключения сферы жизнедеятельности.
– В тексте концепции есть такие понятия, как «риск», «вызов» и «угроза». В чем их отличие?
– Все новеллы можно объединить в несколько крупных блоков. В частности, усовершенствован базовый понятийный аппарат, устранены имевшиеся пробелы, актуализированы тенденции современного мира, кардинально пересмотрена система индикаторов для оценки состояния национальной безопасности.
В новом проекте концепции появилась, например, градация угроз – риск, вызов и непосредственно сама угроза. Так, риск определен как зарождающаяся опасность национальным интересам, вызов – объективно формирующаяся опасность, угроза – реальная опасность национальным интересам.
Принципиально важно, что понятие национальной безопасности дополнено целеустановкой на устойчивое развитие, движение вперед.
В перечень стратегических национальных интересов впервые включены новые положения о необходимости всемерной защиты народа Беларуси как уникальной исторической общности и единственного источника государственной власти.
В числе национальных интересов закреплены такие концептуально важные вещи, как национальная самобытность, благополучие и процветание, социальная ответственность граждан (а не только государства), общественное согласие.
Также появился новый термин – «электоральный суверенитет». Это неотъемлемое право независимого, суверенного государства самостоятельно, без вмешательства извне проводить выборы и референдумы.
Отдельным новым блоком в концепции закреплена биологическая безопасность как одно из направлений нацбезопасности в целом.
Появление этой сферы объясняется событиями последнего времени в мире, в том числе пандемией и ее влиянием на политическую систему и экономику. Учитывалось также проведение специальной военной операции и выявление биолабораторий, организованных под эгидой США, на территории Украины и других постсоветских стран.
– Каков дальнейший процесс принятия концепции?
– Президент положительно оценил организацию работы по общественному обсуждению положений Конституции перед ее принятием в обновленной редакции и поручил по аналогичному алгоритму построить работу по обсуждению нового проекта Концепции национальной безопасности. Поставлена задача продолжить работу, прежде всего по разъяснению новых положений концепции на диалоговых площадках, в трудовых коллективах. С учетом предложений, которые поступят в ходе обсуждения, вынести данный документ на утверждение Всебелорусского народного собрания.
Проект концепции – это своеобразное руководство к действию, где даны четкие ответы на вопросы, как и кто должен реагировать на угрозы и защищать страну. При этом в расчет берутся угрозы как политического, экономического, военного характера, так и гибридные, в том числе миграционные, демографические, биологические и прочие. Бери и читай – руководство к действию.
Светлана Исаенок, «
СБ. Беларусь сегодня», 7 апреля 2023 г.
Законопроект об изменении Водного кодекса Республики Беларусь внесен в Палату представителей
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь». Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с законопроектом Водный кодекс Республики Беларусь предлагается изложить в новой редакции.
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
Водный кодекс Республики Беларусь дополняется полномочиями для местных исполнительных и распорядительных органов распоряжаться водными ресурсами на соответствующей территории с определением приоритетов их целевого использования с учетом общегосударственных интересов. Предусматриваются специальные требования, позволяющие регулировать последствия самовольного выполнения работ на водных объектах.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей.
По информации
БЕЛТА
Какие учреждения в Беларуси могут получить статус бизнес-школы
Заместитель председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Вячеслав Данилович в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказал о том, какие учреждения в Беларуси могут получить статус бизнес-школы после вступления в силу изменений в Кодекс об образовании.
В Кодекс об образовании включены нормы, направленные на совершенствование системы бизнес-образования. Вячеслав Данилович отметил, что до этого изменения в кодекс подобный статус могли получить только специализированные частные структуры. «Те же самые государственные вузы, которые ведут подготовку, допустим, по менеджменту, аналогичного статуса не получали. Хотя менеджментом занимались и те частные организации, которые имели статус бизнес-школ. Министерство экономики давало им определенную аккредитацию. С моей точки зрения это несправедливо. Возьмем нашу Академию управления - мы готовим фактически управленца, он проходит менеджмент, но статус, аналогичный бизнес-школе, мы не имели. Почему государственные вузы не должны иметь подобного статуса, если у них есть все необходимое для того, чтобы давать подобное образование?» – задался вопросом он.
Это важно также и для привлечения иностранных студентов. «Иностранный студент – это определенный доход для учреждений высшего образования, – пояснил парламентарий. – Были отдельные граждане иностранные, которые обучались в государственных вузах на такие специальности, но для них более привлекательный статус – бизнес-школа. Это новшество рассчитано на таких людей. Пожалуйста, вы можете прийти в государственный вуз, получить соответствующее образование либо прийти в частную структуру, которая имеет соответствующий статус, но уже равные возможности. До этого они в основном все шли в эти частные структуры, но это несправедливо с моей точки зрения, потому что в государственных вузах образование дается не хуже, а порой даже и лучше».
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что именно поэтому было внесено и поддержано соответствующее изменение в Кодекс об образовании. «Сегодня все учреждения образования, которые осуществляют образовательную деятельность по вопросам подготовки управленцев (это и высшее образование, и дополнительное образование взрослых), тоже имеют возможность в установленном порядке получить статус бизнес-школы, который позволяет более уверенно чувствовать себя на международных рынках образовательных услуг. Выбор образовательной программы, в том числе и нашими зарубежными абитуриентами и управленцами, он тоже как раз таки нацелен на то, чтобы получить это образование в бизнес-школе», – пояснил он.
В учреждениях образования при этом ничего не поменяется, подчеркнул начальник главного управления. «Мы как давали качественное образование в области управления, так и будем продолжать давать. Но в данной ситуации предоставили равные возможности получить такой статус у частных и государственных учреждений», – заключил он.
По информации
БЕЛТА
«Удобны для бизнеса и способствуют развитию экономики». Марина Ленчевская о новеллах гражданского законодательства
Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Об этом заявила председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Марина Ленчевская, передает корреспондент
БЕЛТА.
Сегодня Постоянная комиссия по законодательству Палаты представителей провела круглый стол на тему «Новеллы Гражданского кодекса Республики Беларусь в действии» с участием представителей Верховного Суда, Национального центра законодательства и правовой информации, Белорусской нотариальной палаты, Министерства юстиции, Белорусской республиканской коллегии адвокатов и других.
Как отметила Марина Ленчевская, мероприятие инициировано с целью проведения мониторинга практического применения Закона «Об изменении кодексов», вступившего в законную силу 19 ноября 2024 г. Данным законом внесены комплексные изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
«Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Новые финансовые инструменты удобны для бизнеса и в целом способствуют развитию экономики нашей страны. Тут стоит отметить такие договорные конструкции, как опцион на заключение договора, безотзывную доверенность, конвертированный заем, счета эскроу», – подчеркнула парламентарий.
По ее словам, сегодня действительно состоялся очень конструктивный диалог. «Для нас очень важно услышать, как эти новации применяются на практике, насколько они эффективны. А для законодателя это важно на перспективу для дальнейшего совершенствования законодательства», – дополнила Марина Ленчевская.
По информации
БЕЛТА
Председатель правления БУТБ – о перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС
Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы его формирования в странах ЕАЭС. Для ее реализации разработана программа. Эксперты отмечают, что общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. Общий рынок также позволит расширять использование собственных валют для расчетов.
В целом сумма биржевых сделок предприятий Беларуси с субъектами хозяйствования других стран – участниц Евразийского экономического союза в январе – мае 2025 года превысила 408 млн долларов, что на 10 процентов больше прошлогоднего показателя за тот же период. При этом удельный вес экспорта белорусской продукции в общем объеме биржевого товарооборота составил 85 процентов. В результате положительное сальдо биржевой торговли Беларуси со странами ЕАЭС достигло 287 млн долларов.
О перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС поговорили с председателем правления Белорусской универсальной товарной биржи Александром Осмоловским.
Общие принципы
– Александр Григорьевич, евразийская экономическая интеграция, в том числе в сфере биржевой торговли, сейчас в центре внимания. Какие инструменты в свете этого готова предложить Белорусская универсальная товарная биржа и как, на ваш взгляд, будет создаваться общее биржевое пространство ЕАЭС? Если не ошибаюсь, эти вопросы совсем недавно обсуждались в Минске на Международном биржевом форуме.
– Да, вы совершенно правы: интеграционное движение в рамках ЕАЭС набирает обороты, причем не на словах, а на деле. Как известно, есть концепция формирования общего рынка ЕАЭС, утвержденная главами правительств стран союза, а для ее реализации разработана соответствующая программа, которая включает в себя план конкретных мероприятий со сроками их реализации. Ну а Белорусская универсальная товарная биржа выступает здесь как один из операторов цифровой инфраструктуры, на базе которой будет осуществляться торговля на союзном рынке.
Насчет вашего вопроса об инструментах могу сказать, что биржевой механизм, несомненно, играет существенную роль в развитии торговли на просторах ЕАЭС.
В первую очередь это прозрачность и открытость. Биржевая торговля предполагает публичность, что сводит к минимуму возможности для манипуляций и создает условия для справедливого рыночного ценообразования, отражающего реальное соотношение спроса и предложения. Открытости способствует и доступность информации, поскольку биржа предоставляет всем участникам равный доступ к данным о ценах, объемах торгов, условиях поставки и других важных параметрах.
Следующий ключевой аспект – стандартизация и унификация. Ведь предметами биржевых сделок в большинстве случаев являются стандартизированные товары, что делает процесс сравнения предложений от разных поставщиков более удобным и облегчает доступ к рынкам для новых участников. В свою очередь, унификация биржевых торговых процедур обеспечивает применение на всем пространстве ЕАЭС единых правил и схем торговли. За счет этого сокращаются транзакционные издержки и упрощается взаимодействие между участниками из разных стран.
Кроме того, биржевая торговля сокращает финансовые и временные затраты, связанные с выходом на перспективные рынки сбыта и закупок. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые зачастую не имеют собственной товаропроводящей сети за рубежом. В результате усиливается конкуренция и повышается эффективность функционирования рынков.
Также нельзя не упомянуть хеджирование рисков, так как применение биржевых инструментов позволяет участникам внешнеторговых операций страховать ценовые риски, нивелируя негативные последствия волатильности на мировом рынке.
– А каковы преимущества общего биржевого рынка ЕАЭС?
– Создание общего биржевого рынка на просторах ЕАЭС, несомненно, даст странам-участницам целый ряд преимуществ. Перечислю основные из них. В частности, будут сняты все барьеры во взаимной торговле, а взаимодействие между поставщиками и покупателями будет осуществляться по единым правилам, тем самым способствуя формированию справедливых цен. Кроме того, в условиях общего рынка активизируется движение товаров, а также существенно расширятся возможности использования национальных валют при расчетах по трансграничным сделкам. Помимо того, как уже отмечалось, важным моментом является развитие и стимулирование конкуренции, которая положительно скажется на качестве товаров и их стоимости для конечных потребителей.
– С какими странами ЕАЭС на сегодня выстроено наиболее тесное сотрудничество?
– Пожалуй, лучше меня на данный вопрос ответят цифры. Так вот, на сегодняшний день на бирже аккредитованы почти пять тысяч компаний из четырех стран ЕАЭС: Армении, Казахстана, Кыргызстана и России. Это плюс 390 новых участников торгов по сравнению с началом года. Особенно широко у нас представлена Российская Федерация с более чем 4600 участниками. Соответственно, именно на эту страну приходится львиная доля биржевых сделок с государствами союза.
В целом объемы биржевой торговли в рамках ЕАЭС демонстрируют положительную динамику. В частности, биржевой товарооборот Беларуси с Арменией по итогам 1-го полугодия вырос в 1,6 раза, с Казахстаном – на 33 процента, с Кыргызстаном – в 2,6 раза, а с Россией – на 20 процентов
Как видите, со всеми странами нам удалось достичь более высоких показателей взаимной торговли, что свидетельствует о заинтересованности наших зарубежных партнеров в развитии биржевого вектора сотрудничества.
Обоюдный трек
– И в продолжение союзного вектора: на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме БУТБ и Петербургская биржа заключили соглашение о сотрудничестве. Какова основная цель документа?
– Стратегическая цель сотрудничества БУТБ и Петербургской биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах.
Соглашение предусматривает взаимодействие между нашими биржами по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, мы планируем объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
– Недавно стало известно, что Белорусская универсальная товарная биржа примет участие в создании нового международного биржевого объединения. Что дает нашей стране участие в этой организации и какие страны войдут в ее состав?
– Да, действительно, БУТБ присоединилась к декларации о создании Международной ассоциации товарных и фьючерсных бирж. На начальном этапе ассоциация объединит биржевые платформы Беларуси, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, России и Узбекистана. Ну а цель данного интеграционного проекта – предоставить товарным и фьючерсным биржам стран ЕАЭС+, ШОС и БРИКС+ удобную площадку для взаимодействия. Это позволит проводить скоординированную политику по развитию организованных товарных рынков в соответствии с лучшими мировыми практиками. В частности, особое внимание планируется уделять трансграничной биржевой торговле, а также реализации проекта по созданию международного ценового агентства, на базе которого будет сформирована система справедливых и независимых ценовых индикаторов на ключевые товары.
Для участников биржевых торгов из Республики Беларусь это, безусловно, открывает новые возможности. Устранение торговых барьеров, упрощенный доступ к перспективным рынкам, расширение круга деловых партнеров, дополнительные торговые и маркетинговые инструменты – вот что получат наши клиенты благодаря созданию нового межбиржевого объединения.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 8 июля 2025 г.
Игорь Сергеенко обозначил перед депутатами задачи при подготовке к третьей сессии
Законы не должны отставать от жизни, заявил Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко на закрытии второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«На что хотел бы обратить внимание при подготовке к третьей сессии Палаты представителей: первое – правительством проводится работа по прогнозированию и формированию плана социально-экономического развития, а также параметров важнейших денежно-кредитных показателей и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2026 год. Создана соответствующая межведомственная группа, в которой принимают участие председатели наших постоянных комиссий по экономической политике, по бюджету и финансам. Прошу всех депутатов конструктивно взаимодействовать с ними и вносить свои предложения, – сказал Игорь Сергеенко. – Второе – нам необходимо принять активное участие в формировании новых государственных программ и подпрограмм. Еще раз обращаю на это внимание. Предлагаемые мероприятия следует рассматривать в тесной увязке с задачами развития страны на предстоящую пятилетку. При этом важно учитывать и особенности каждой области. В этих документах красной нитью должен пройти тезис Главы государства «сильные регионы – сильная страна».
Третье – Президентом поставлена задача совершенствования условий ведения бизнеса в стране. «Нами проведена соответствующая работа с представителями делового сообщества. По ее итогам в Министерство экономики подготовлены предложения по корректировке как отдельных актов по вопросам предпринимательства, так и Директивы Президента Республики Беларусь № 4. Профильной Постоянной комиссии необходимо держать данный вопрос на контроле и продолжить участие в разработке правовых актов. Ведь частный сектор формирует половину ВВП, и необходимо анализировать, как принимаемые решения сказываются на бизнес-климате в стране, – отметил спикер. – Четвертое – комиссиям необходимо завершить работу над проектами законов, которые приняты нами сегодня, а также подготовить к первому чтению законопроект по вопросам деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям с проведением соответствующего семинара в третьей декаде августа. Кроме того, ожидается внесение в Палату представителей целого ряда иных плановых законопроектов. Это, в частности, законопроекты об изменении кодексов о земле, о недрах, Водного кодекса, законов по вопросам промышленной безопасности, деятельности товарных бирж и другие».
«Пятое – следует продолжить практику реализации депутатами права законодательной инициативы. На днях мы приняли первый подготовленный в порядке законодательной инициативы законопроект по вопросам административной ответственности. Сегодня в основном это право используем только путем внесения поправок в проекты, которые рассматриваем. На выходе многие из них значительно отличаются от первоначальных версий. И вам об этом известно. Ряд законопроектов проходили достаточно длительную проработку, длительное обсуждение и существенно отличаются от того, что было принято в первом чтении. Много идей прозвучало на мероприятиях по изучению правоприменительной практики, а таких проведено более 20, – дополнил Игорь Сергеенко. – Поступают предложения по совершенствованию законодательства и из избирательных округов. Постоянные комиссии должны их обобщать и воплощать в законодательные инициативы. При этом следует руководствоваться такими принципами, как сбалансированность правового регулирования и практикоориентированность».
«Мы с вами не принимаем законы ради законов или в угоду каких-либо частных интересов. Необходимо, чтобы они не отставали от самой жизни и реальной действительности, отвечали настроениям избирателей. Такой подход вполне созвучен духу проводимой по поручению Главы государства масштабной работы по ревизии законодательства», – констатировал спикер.
Что касается работы в избирательных округах, то задачи остаются неизменными, сказал председатель Палаты представителей. «Важно продолжить идеологическую работу в трудовых коллективах, с населением, делая акцент на патриотическом воспитании молодежи. Весомую роль в этом должен сыграть Молодежный совет, недавно созданный при Палате представителей. Активное использование ресурса молодых парламентариев – серьезный резерв для нас и хорошая школа жизни для них», – сказал он.
«Как отметил Глава государства на совещании с руководством Администрации Президента, нужно говорить не только то, что люди хотят услышать, но и вещи не очень приятные. И говорить так, чтобы люди это восприняли. Следует обращать внимание и на формат проводимых встреч. В огромной аудитории трудно достучаться до каждого. А мы должны не только донести до граждан свою точку зрения, но и выслушать, получить обратную связь, почувствовать нерв общественных настроений. Это принципиально важно для оценки депутатами состояния общественно-политической ситуации в стране. Именно на основе предложений, поступивших в ходе работы в округах, мы провели семинары по вопросам развития электроэнергетики и газификации населенных пунктов, охраны и использования земель, работы служб «одно окно», обеспечения безопасности дорожного движения. Все эти темы сегодня в поле зрения правительства, парламента, профильных министерств и ведомств», – подчеркнул Игорь Сергеенко.
По его словам, часть проблем, поднятых избирателями, находит свое разрешение в актах законодательства. «Люди на практике убеждаются, что механизмы обратной связи работают, что власть не на словах, а на деле нацелена на серьезное повышение качества жизни граждан, – отметил спикер. – В настоящее время депутатам необходимо уделить внимание вопросам, связанным с реализацией мероприятий по наведению порядка на земле в рамках Года благоустройства, организацией летнего оздоровления детей, подготовкой к началу нового учебного года и уборочной кампанией на селе. Это темы, которые затрагивают практически каждую семью, и отнестись к ним следует самым внимательным образом».
По информации
БЕЛТА