Председатель Палаты представителей совершил рабочую поездку в Витебскую область
29 сентября 2022 года Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. совершил рабочую поездку в Витебскую область.
В.П.Андрейченко принял участие в открытом заседании Витебского областного исполнительного комитета.
В повестку дня заседания были включены вопросы «О работе промышленного комплекса Витебской области», а также «О ходе реализации в Витебской области Государственной программы «Дороги Беларуси» на 2021–2025 годы и мерах по улучшению качества дорог».
Председатель Палаты представителей проинформировал участников мероприятия об основных итогах заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь, прошедшего 27 сентября 2022 года, где были рассмотрены проекты указов Главы государства по важнейшим параметрам прогноза социально-экономического развития в 2023 году, Основных направлений денежно-кредитной политики, проекты законов о республиканском бюджете и изменениях в Налоговый кодекс.
В.П.Андрейченко сделал основной акцент на том, что социально-экономический прогноз сформирован исходя из того, что национальная экономика должна выйти в 2023 году на параметры роста, предусмотренные Программой социально-экономического развития на пятилетие, утвержденной VI Всебелорусским народным собранием.
В прогнозных документах предложена система ключевых показателей эффективности, которые станут основными критериями оценки работы Правительства, Парламента, руководителей местных органов власти, предприятий и организаций, подчеркнул Председатель Палаты представителей.
Говоря о важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития, В.П.Андрейченко остановился на задачах, которые предстоит решить в регионе, особо отметив необходимость увеличения внутреннего регионального продукта, наращивания объемов промышленного производства и инвестиций, обеспечения роста начисленной номинальной заработной платы.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации БЕЛТА
В Палате представителей идет работа над законопроектом об изменении Водного кодекса Республики Беларусь. Он внесен 8 июля Советом Министров и готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроект нацелен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса и его приведения в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров в феврале 2022 года. О новациях проекта закона корреспонденту БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Владимир Бабичев.
По его словам, корректировка Водного кодекса основана на результатах научных исследований и правоприменительной практики. «С учетом десятилетней практики применения Водного кодекса концептуальные изменения затрагивают 48 статей, в том числе 22 статьи предлагается изложить в новой редакции, – рассказал Владимир Бабичев. – В целях обеспечения единства терминологии понятийный аппарат дополнен 19 новыми терминами и их определениями, что позволяет усовершенствовать терминологический словарь, который представлен новой редакцией Водного кодекса».
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
«Вносятся изменения по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства. На сегодняшний день на практике их обеспечить в полной мере не предоставляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для принятия местными исполнительными и распорядительными органами таких решений. Также будет уточнен порядок установления запретов и ограничений на осуществление общего водопользования. Пересмотрен перечень поверхностных водных объектов, на которые распространяется обособленное водопользование, – уточнил депутат. – Принятие закона позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, внесет комплексность в правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений».
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей. 12 июля состоится ее заседание. «Как ожидается в этот день разработчик – Министерство природных ресурсов и окружающей среды – представит депутатам ключевые положения документа, мы определим дальнейшие шаги по работе с ними и по взаимодействию с заинтересованными структурами», – отметил Владимир Бабичев.
Новации коснутся достаточно большого круга лиц. «Если мы говорим о нормативно-правовой базе, то, например, при переработке Водного кодекса затрагивается Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», но понятное дело, основной закон – «Об охране окружающей среды». По этим подзаконным документам работают многие отраслевые организации, предприятия, сферы и т.д. Например, это будет очень интересно для предпринимателей, для тех, кто ведет и развивает сегодня туристический бизнес, где есть лодочные станции, пирсы для купания и так далее. Сегодня люди обращаются с этими вопросами к нам в ходе проведения личных приемов, – пояснил парламентарий. – Конечно, также законопроект затрагивает Закон «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» – будут нормы статей, которые позволяют самостоятельно принимать решения на местах. Будет пересмотрен состав бассейновых советов, которые возглавляют руководители областных исполкомов».
Комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь продиктована временем, основана на результатах научных исследований и обоснована десятилетней правоприменительной практикой.
«Предлагается более четкое разграничение существующих сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. По результатам инвентаризации поверхностных водных объектов будут изменены подходы к присвоению водным объектам соответствующей классификации. Также уточняется перечень поверхностных водных объектов, в отношении которых не требуется проведение оценки экологического состояния», – пояснил депутат
Владимир Бабичев дополнил, что изменения также обусловлены изменениями климата и природной среды, строительством новых объектов и совершенствованием поверхностных и глубоководных водных ресурсов. Прогресс требует обновления законодательства, и именно поэтому Водный кодекс будет совершенствоваться, что будет способствовать упорядочению законодательных актов в данной области и позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, в том числе комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По информации БЕЛТА
11 июля 2025 г. Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталья Кочанова провела встречу с председателями местных Советов депутатов областного, базового и первичного территориальных уровней Брестской и Гродненской областей.
На повестке дня – вопросы торгового обслуживания населения в поселках и деревнях, функционирование детских садов и школ за пределами больших городов, соблюдение антикоррупционного законодательства в регионах.
В мероприятии также приняли участие председатель Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Леонид Заяц и заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по законодательству и государственному строительству, председатель Брестского областного Совета депутатов Игорь Брилевич.
В преддверии мероприятия спикер в беседе с журналистами отметила: «Такие встречи с депутатами всех уровней в нашей стране для Совета Республики стали традиционными. Это наша функциональная обязанность в соответствии с Конституцией, законом о Национальном собрании и Директивой Президента № 11, согласно которой мы должны координировать работу депутатского корпуса. С председателями районных и городских Советов депутатов мы договорились о том, что они будут проводиться раз в квартал, и тогда мы сможем обмениваться мнениями о событиях, происходящих в каждом регионе, там могут быть озвучены вопросы, касающиеся деятельности республиканских органов управления, чтобы получить квалифицированные ответы и абсолютно правильно донести их до населения».
Наталья Кочанова акцентировала, что Гродненская и Брестская области выбраны для более детального рассмотрения вопросов, которые касаются торгового обеспечения этих регионов. «Также важно обсудить ситуацию в системе дошкольного и среднего образования, потому что это очень важно, особенно в сфере функционирования в сельской местности. Кроме того, поднимем вопросы, касающиеся правоохранительных органов. На встречу приглашены руководители республиканских органов управления в этих сферах деятельности, которые компетентны в этих вопросах. Депутаты в свою очередь смогут задать вопросы, касающиеся своих районов, городов, деревень. Важность таких встреч состоит также в решении одной из основных задач, которую поставил перед нами Президент, – это региональное развитие нашей страны. Мы органы территориального представительства. Члены Совета Республики работают во всех регионах, поэтому для нас очень важно, чтобы каждый уголок в нашей стране был благоустроен, чтобы людям здесь жилось комфортно, чтобы были все возможности для реализации самых первостепенных потребностей. Прежде всего это медицинское и торговое обеспечение, состояние дорог и всё то, что касается жизнедеятельности человека. И если раньше раз в квартал мы собирали депутатов в Минске, то сейчас мы приняли совместное решение проводить вот такие выездные заседания. Конечно, пригласить всех сразу не представляется возможным, так как в стране порядка 12 600 депутатов, поэтому мы делаем это вот в таком формате», – пояснила Председатель Совета Республики.
В ходе встречи Наталья Кочанова подчеркнула важность развития регионов, отметив: «Мы должны развивать регионы. Это ключевое». Спикер акцентировала внимание на том, что в Зельве царят красота, чистота и уют, и добавила: «Нам надо достичь того, чтобы люди сюда хотели ехать, чтобы приехали по распределению и здесь остались».
Наталья Кочанова также рассказала о достигнутых результатах в решении вопросов, касающихся жилья: «Те решения, которые мы с вами когда-то обсуждали по жилью, сегодня решены. Глава государства поддержал инициативы по предоставлению преференций при строительстве жилья в населенных пунктах с численностью 20 тысяч и менее, возможности выкупа арендного жилья. И эта тенденция будет продолжаться. В этих вопросах мы должны с вами двигаться дальше».
В ходе обсуждения были рассмотрены и другие актуальные вопросы, такие как торговое обеспечение, система образования и деятельность правоохранительных органов. Участники встречи выслушали доклады заместителя Министра антимонопольного регулирования и торговли Светланы Короткевич, председателя Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инессы Короткевич, заместителя Министра образования Александра Кадлубая, заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь, генерал-майора юстиции Сергея Хмарука.
«В следующий раз мы пригласим Министра архитектуры и строительства, Министра транспорта, Министра здравоохранения, что очень важно для нас – функционирование фельдшерско-акушерских пунктов и медицинское обслуживание населения», – добавила Наталья Кочанова.
Председатель Совета Республики заверила депутатов: «Мы делали и будем делать все для того, чтобы создать нормальные условия для жизни людей». Спикер напомнила о задаче, поставленной Президентом: «Один район – один проект». Кроме того, Наталья Кочанова подчеркнула, что нельзя забывать о социальных гарантиях для граждан: получение качественных медицинских услуг, образования, обеспечение всеми товарами, необходимыми для жизнедеятельности.
Таким образом, работа над развитием регионов остается приоритетом, и члены Совета Республики готовы к дальнейшим шагам в этом направлении.
По окончании встречи Председатель Совета Республики Наталья Кочанова возложила цветы к мемориалу в деревне Сынковичи на Аллее сожженных деревень. Участники мероприятия почтили память более 5 тысяч мирных жителей, зверски уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны.
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)
Корректировку земельного законодательства в рамках работы над проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений» обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей, передает корреспондент БЕЛТА.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и представители Министерства юстиции.
Особую значимость мероприятию придал тот факт, что депутаты принесли с собой актуальные вопросы и конкретные предложения своих избирателей, собранные во время работы в округах.
«Работа над законопроектом по совершенствованию земельного законодательства и Земельным кодексом является в настоящее время актуальной. И, конечно же, проведение таких совещаний с депутатами для нас существенно повышает эффективность в этой работе, – отметил заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. – Предложения поступают с мест от избирателей, которые непосредственно пользуются землей. Как следствие, они хотят, чтобы совершенствование законодательства было направлено на улучшение условий использования земельных участков. Поэтому и эффективность данной встречи в том, что мы смогли на сегодняшний день конструктивно обсудить достаточно широкий круг вопросов, касающихся различных направлений совершенствования земельного законодательства, и принять соответствующие решения, которые будут положены в корректировку кодекса».
Как добавил заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Андрей Балыш, в скором времени законопроект поступит в парламент. «Но уже сегодня комиссия со всеми заинтересованными депутатами прорабатывает данные вопросы. И все вопросы, которые обозначаются депутатами, идут от земли, от наших избирателей. И это немаловажно, потому что на сегодняшний день каждый депутат Палаты представителей, работая в округе, слышит и слушает своего избирателя», – подчеркнул парламентарий.
Дискуссия прошла активно и содержательно. Были обсуждены такие вопросы, как процедура изъятия земель при ликвидации юридических лиц, виды прав на землю, предоставляемую в рамках государственно-частного партнерства, установление минимального порога платежа при приобретении земельного участка в рассрочку.
«Подобные расширенные заседания, где депутаты представляют реальные вопросы и предложения от избирателей, являются жизненно важными для создания по-настоящему эффективного и справедливого законодательства. Именно здесь, в открытой дискуссии с профильными экспертами, мы можем найти оптимальные решения, отвечающие потребностям людей и развитию страны», – констатировал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Иван Маркевич.
По информации БЕЛТА
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая 2025 г. и подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие новации предусмотрены законопроектом – узнавал наш корреспондент.
Эволюционное развитие
Для начала отметим, что данный законопроект долгое время разрабатывался на площадке Министерства юстиции во взаимодействии с представителями бизнес-сообщества. Его главная цель – комплексное совершенствование отношений в сфере создания, реорганизации и прекращения бизнеса. Законопроект также сменит действующий на протяжении долгого времени декрет Главы государства по указанному вопросу. Это связано с ранее внесенными в Конституцию нашей страны изменениями, согласно которым последующие корректировки декретов не осуществляются, а взамен декретов Президента готовятся другие акты законодательства. Сам законопроект направлен на ускорение процесса вхождения в бизнес, на максимальную цифровизацию отношений, которые в этой сфере имеют место, и конечно же, на создание дополнительных мер по защите интересов государства, общества и граждан.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Николайкина, законопроект подготовлен качественно:
– Приятно отметить, что разработчики до внесения в Палату представителей провели несколько публичных обсуждений данного законопроекта. И я знаю, что они включили в него около 40 предложений, которые были высказаны на общественном обсуждении. Это тоже нормально, это связь с практикой.
Ключевые новеллы
В законопроекте предусмотрен ряд новаций. Так, устанавливается возможность государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматривается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Кроме того, исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Расширяются и способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации.
– Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (пять календарных дней вместо установленных в настоящее время семи), закрепляется создание электронного архива. Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности. Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом при определении регистрирующего органа будет являться его местонахождение, – отметил Виктор Николайкин.
Законопроектом также закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение. Он будет столь же обязательным, как и юридический адрес, и будет использоваться для направления субъектам хозяйствования официальных уведомлений, и получение уведомлений на этот электронный адрес будет порождать правовые последствия. Кроме того, закладываются механизмы дополнительного сопряжения государственных информационных систем, чтобы в наиболее короткие сроки вся информация о деятельности субъекта хозяйствования была доступна к использованию в рамках Единого государственного регистра юридических лиц.
– В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования, – сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
Практический подход
Законопроектом предлагается и новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» планируется установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
– Законопроектом также предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с пяти до трех рабочих дней. Также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие его постановку на учет, по истечении трех рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе, – отметил парламентарий.
Кроме того, предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица, а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
– Для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации или реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, связанном с его реорганизацией с учетом устанавливаемых условий, – подчеркнул Виктор Николайкин.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 10 июля 2025 г.