29.09.2022
Какие нововведения в ПДД вступают в силу в октябре
В октябре нынешнего года вступит в силу Указ от 18.04.2022 № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения». Кратко обо всех изменениях корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Московского РУВД Минска Любовь Трепашко.
Средства персональной мобильности
Электросамокат, гироскутер, сегвей, моноколесо и др. теперь будут называться средствами персональной мобильности (СПМ). Они не считаются транспортом и приравниваются к пешеходам. Передвигаться на СПМ разрешается по велосипедной дорожке, при ее отсутствии – по тротуару.
– Пешеходу запрещается передвигаться на СПМ со скоростью более 25 км/ч, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, – подчеркивает Л.Трепашко. – Должны быть исправными тормозная система и рулевое управление (при наличии). Пешеход должен обозначить себя фликером, в темное время суток включать фонарь.
Возраст пешехода – не менее 14 лет. Запретят возить пассажиров вне специально оборудованных мест. Это значит, что на каждом СПМ должен находиться только один человек.
Про велосипеды
– Движение велосипедистов по дороге может осуществляться в зоне с ограничением максимальной скорости не далее 1 м от ее правого края в один ряд, – говорит Л.Трепашко, – а также в ходе тренировки спортсменов в случае сопровождения автомобилем прикрытия. Допускается движение в два ряда, но не более 10 велосипедистов.
Пересекать проезжую часть можно лишь по велопереезду или велодорожке, а если их нет – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий. Разрешат не спешиваться. При подъезде к переходу велосипедист должен заранее снизить скорость до 5 км/ч (скорость пешехода) и убедиться, что выезд безопасен. Водитель обязан уступить дорогу велосипедисту.
Вне населенных пунктов в темное время суток велосипедисты должны ездить в одежде с фликерами. Детей до 7 лет можно будет возить в качестве пассажиров, если на них шлем, а также установлено специальное сиденье, фиксирующее (предохраняющее) ноги ребенка.
– Нельзя будет ездить на велосипедах, мотоциклах и СПМ, не держась обеими руками за руль (исключение – подача сигнала о повороте) или не держа ноги на педалях (подножках), – сказала Л.Трепашко.
Скорость движения
Знак «Зона с ограничением максимальной скорости движения» будет установлен в местах плотной жилой застройки, например, в Старом городе в Минске. Ограничение может быть разным: 10 и 30 км/ч в зависимости от ситуации. Во дворах, как и раньше, скорость не должна превышать 20 км/ч.
Вне населенных пунктов легковым автомобилям с технически допустимой общей массой не более 3,5 т и мотоциклам на автомагистралях и дорогах разрешается движение со скоростью не более 120 км/ч, в остальных случаях – не более 90 км/ч.
Изменения для водителей
Таксисты смогут не пристегиваться ремнями безопасности только при движении в населенном пункте во время перевозки пассажира.
Будет разрешено не подавать сигналы световыми указателями поворота при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Расстояние между транспортным средством и человеком на пешеходном переходе может составлять две полосы движения (при их наличии).
Водителям мопедов и мотоциклов запрещено перевозить нетрезвых пассажиров, но в боковых прицепах разрешается. Сотрудники ГАИ могут потребовать у пассажиров пройти освидетельствование.
Указаны два периода, когда нужно ездить с включенным ближним светом фар, – с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября.
Водитель обязан иметь при себе и передать при поверке сотрудникам ГАИ:
- водительское удостоверение либо биометрический документ (идентификационную карту гражданина);
- свидетельство о регистрации (технический паспорт);
- страховку;
- если есть знак «Инвалид» – документы, подтверждающие правомерность его установки.
Стоянка запрещается:
- на проездах во дворах со стороны, прилегающих к жилой застройке;
- ближе 10 м от служебных дверей магазинов, через которые производятся погрузочно-разгрузочные работы, закрытых ворот, а также возле гаражей;
- на станциях для зарядки электромобилей;
- в местах для стоянки ТС инвалидов, если нет опознавательного знака.
Знаки и разметка
Установят знаки:
- «Контроль установленной скорости движения транспортных средств»;
- «Контроль выполнения требований ПДД»;
- «Начало участка контроля средней скорости движения транспортных средств»;
- «Конец участка контроля средней скорости движения транспортных средств»;
- «Зона с ограничением максимальной скорости движения»;
- «Конец зоны ограничением максимальной скорости движения»;
- «Движение на средствах персональной мобильности запрещено»;
- «Велосипедная и пешеходная дорожки»;
- «Конец велосипедной и пешеходной дорожки»;
- «Дорога с велосипедной дорожкой»;
- «Выезд на дорогу с велосипедной дорожкой»;
- «Конец дороги с велосипедной дорожкой»;
- «Велосипедный переезд»;
- «Темное время суток»;
- «Светлое время суток»;
- «Зимний период».
Изобразят на проезжей части знаки:
- «Обозначение границ перекрестка»;
- «Место, где разрешена стоянка только ТС оперативного назначения органов внутренних дел»;
- «Зона с ограничением максимальной скорости движения» и «Конец зоны с ограничением максимальной скорости движения»;
- «Приближение к участку дороги, на котором заканчивается данная полоса проезжей части»;
- «Контроль выполнения требований ПДД»;
- «Вид транспортного средства».
Виктория Семусева,
информационное агентство «Минск-Новости»
(фото – Pravo.by)
Зямельнае заканадаўства працягвае ўдасканальвацца
Як мы ўжо паведамлялі, Прэзідэнт Беларусі Аляксандр Лукашэнка падпісаў Указ № 273, які спрашчае парадак працэдуры рэгістрацыі зямельных участкаў. Такім чынам, стала больш даступным афармленне дакументаў, якія пацвярджаюць права на зямельныя ўчасткі, дадзеныя для будаўніцтва і абслугоўвання жылых дамоў, вядзення гаспадаркі і іншых мэтаў, а таксама ў выпадках самавольнага займання. Спрошчаны парадак дзейнічае да 1 студзеня 2028 г.
«Сістэма становіцца максімальна зручнай і сучаснай»
Аб асаблівасцях новых правіл рэгістрацыі зямлі мы папрасілі расказаць намесніка старшыні Пастаяннай камісіі па аграрнай палітыцы Палаты прадстаўнікоў Андрэя Балыша, які засяродзіў увагу на наступным:
– Падпісанне Прэзідэнтам новага ўказа аб парадку рэгістрацыі зямельных участкаў – гэта чарговы сістэмны крок па ўдасканаленні зямельных адносін. Для нашага аграрнага сектара і для ўсіх, хто жыве і працуе на зямлі, гэта не проста змяненні, а рэальныя, адчувальныя падтрымка і спрашчэнне. Сёння скараціліся тэрміны і механізм рэгістрацыі зямлі. Так, аднолькавымі правамі надзелены і натарыяльныя канторы, і рэгістратары. Гэта значна скарачае тэрміны афармлення дакументаў. Спрошчаны парадак рэгістрацыі зямельных участкаў дае магчымасць грамадзянам, якія не паспелі аформіць на іх паперы, без прыцягнення да адміністрацыйнай адказнасці правесці ўсе працэдуры ў рамках дзеючага заканадаўства, каб у гэтым працэсе не ўзнікала ніякіх цяжкасцяў. Лічу, што для кожнага грамадзяніна, які мае патрэбу ў афармленні зямельнага ўчастка, вельмі важна скарыстацца такой магчымасцю.
Галоўнае тое, што новыя правілы рэгістрацыі зямлі пацвярджаюць права на зямельны ўчастак без распрацоўкі складаных праектаў адводу гэтага права да 1 студзеня 2028 года, падкрэслівае дэпутат
Што гэта значыць на практыцы, асабліва для нашых аграрыяў?
– Адбылося значнае спрашчэнне правіл рэгістрацыі зямлі для сялянска-фермерскіх гаспадарак, – тлумачыць Андрэй Балыш. – Яны змогуць аформіць яе па спрошчанай схеме, што значна знізіць адміністрацыйную нагрузку і дазволіць фермерам засяродзіць увагу на вытворчасці. Вялікае значэнне новаўвядзенне мае і для жыхароў вёскі. Палегчаны парадак распаўсюджваецца на землі для будаўніцтва і абслугоўвання аднакватэрных жылых дамоў, калектыўнага садаводства і дачнага будаўніцтва.
Парламентарый таксама звяртае ўвагу, што працягнута «зямельная амністыя». Вельмі важным момантам з’яўляецца тое, што указ датычыць і самавольна занятых зямель, а тэрмін «зямельнай амністыі» падоўжаны да 1 студзеня 2028 года. Гэта дае шанц мноству людзей узаконіць свае правы на зямлю, навесці парадак у дакументах, не сутыкаючыся з залішнімі цяжкасцямі. Змяненні датычаць таксама арганізацый, якім дадзена зямля для будаўніцтва і абслугоўвання шматкватэрных жылых дамоў і аб’ектаў жыллёва-камунальнай гаспадаркі, якія эксплуатуюцца.
На заканчэнне Андрэй Балыш дадаў: «Усе гэтыя змяненні, а таксама раней прынятыя меры па аўтаматызацыі працэсаў, магчымасці атрымліваць дакументы ў натарыуса і экстэрытарыяльны прынцып, робяць сістэму рэгістрацыі нерухомасці максімальна зручнай і сучаснай».
З улікам пажаданняў землекарыстальнікаў
Дарэчы, хутка ў Палату прадстаўнікоў паступіць праект Закона «Аб змяненні законаў па пытаннях рэгулявання зямельных адносін». Але дэпутаты ўжо сёння фактычна пачалі работу над ім. Карэкціроўка зямельнага заканадаўства была нядаўна абмеркавана на пашыраным пасяджэнні Пастаяннай камісіі Палаты прадстаўнікоў па аграрнай палітыцы. У пасяджэнні ўдзельнічала трэць усяго дэпутацкага корпуса, народныя выбраннікі агучылі актуальныя пытанні сваіх выбаршчыкаў і канкрэтныя прапановы ад іх, сабраныя ў час работы ў акругах. Дыскусія дэпутатаў праходзіла актыўна і змястоўна. Падрабязна абмяркоўваліся прапановы выбраннікаў пра неабходнасць выключэння патрабавання аб заключэнні дагавораў арэнды зямельных участкаў, змяненняў (дапаўненняў) да іх у пісьмовай форме і іх дзяржаўнай рэгістрацыі. Былі таксама падрабязна разгледжаны пытанні ўстанаўлення магчымасці зліцця зямельных участкаў, якія маюць рознае мэтавае прызначэнне, пашырэння відаў правоў на зямельныя ўчасткі, што выдзяляюцца прыватным партнёрам у рамках пагадненняў аб дзяржаўна-прыватным партнёрстве, і іншыя.
Як заўважыў намеснік Старшыні Дзяржаўнага камітэта па маёмасці Мікалай Бобер, які прысутнічаў на абмеркаванні, работа над законапраектам па ўдасканаленні зямельнага заканадаўства і Зямельнага кодэкса ў цяперашні час з'яўляецца актуальнай. «Ініцыятывы, якія паступаюць ад людзей праз іх дэпутатаў, маюць вялікае значэнне, – заўважыў ён. – Грамадзяне хочуць, каб удасканаленне заканадаўства было накіравана на паляпшэнне ўмоў выкарыстання зямельных участкаў. Мы змаглі канструктыўна абмеркаваць даволі шырокі пералік пытанняў, якія датычаць розных накірункаў удасканалення зямельнага заканадаўства, і прыняць адпаведныя рашэнні, што будуць пакладзены ў аснову карэкціроўкі Зямельнага кодэкса».
Святлана Сільвановіч, «
Звязда», 16 ліпеня 2025 г.
Депутат о регулировании услуг каршеринга: вопрос требует комплексного подхода
В Беларуси будут урегулированы услуги каршеринга, сообщил журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей Владимир Боровенко, передает корреспондент
БЕЛТА.
15 июля прошло расширенное заседание Постоянной комиссии по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Палаты представителей по вопросу правового регулирования предоставления услуг краткосрочной аренды транспортных средств (каршеринга). В ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в Республики Беларусь, проведенного 25 июня 2025 г. в Палате представителей, были выявлены пробелы правового регулирования при предоставлении услуг краткосрочной аренды транспортных средств. Это касается и шеринга средств персональной мобильности – велосипедов и электросамокатов.
В настоящее время в Республике Беларусь отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок взаимодействия каршеринговых организаций и пользователей, в связи с чем их отношения регулируются положениями Гражданского кодекса, которые не в полной мере отражают специфику поминутной аренды автомобилей. В этой связи каждая шеринговая компания придерживается своей политики при взаимодействии с гражданами. Обычному пользователю сложно разобраться во всех тонкостях и различиях систем работы таких организаций, вариативности предусматриваемых штрафов и прочих взысканий за ненадлежащее пользование автомобилем.
«Этот вопрос был поднят в ходе семинара-совещания по актуальным вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, – отметил депутат. – Были вскрыты моменты обеспечения безопасности при краткосрочной аренде автомобилей, самокатов, велосипедов. Вопросы касались законодательного регулирования и обеспечения безопасности дорожного движения. Потому что зачастую каршерингом пользуются люди в состоянии алкогольного опьянения (это показывает статистика ДТП), а также лишенные прав, не имеющие опыта вождения. А за рулем машины, на которой никогда не ездил, вдвойне вырастает нагрузка на водителя, даже если он имеет права. Поэтому обеспечение безопасности дорожного движения стоит во главе угла».
По словам депутата, не мало вопросов и с кикшерингом (прокатом самокатов). «Указ № 145 в какой-то мере урегулировал использование самокатов, был установлен возрастной ценз. Но между тем ими пользуются и дети в возрасте до 14 лет, и двое людей одновременно, что тоже запрещено ПДД. Возникают также вопросы обеспечения мест парковки самокатов. И другие, вплоть до обеспечения скорости на различных участках дорог, – подчеркнул Владимир Боровенко. – Поэтому мы подойдем здесь комплексно. На заседание приглашены представители различных министерств и ведомств, чтобы обсудить и принять согласованное решение по обеспечению безопасности при использовании автотранспорта и средств персональной мобильности».
По информации
БЕЛТА
Подписан Указ, упрощающий регистрацию земельных участков
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 июля подписал Указ № 273, направленный на упрощение процедур регистрации земельных участков.
Указом до 1 января 2028 г. устанавливается упрощенный порядок оформления гражданами правоудостоверяющих документов на земельные участки (без разработки проектов их отвода), предоставленные для строительства и обслуживания одноквартирных жилых домов, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, народных художественных ремесел, а также в случаях их самовольного занятия.
Также до этой даты продлеваются сроки упрощенного порядка оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки (без разработки проектов их отвода), предоставленные организациям для строительства и обслуживания эксплуатируемых многоквартирных жилых домов и объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Соответствующие изменения внесены в указы № 463 от 26 декабря 2017 г. «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» и № 76 от 2 марта 2021 г. «Об оформлении правоудостоверяющих документов».
Эксперты одобрили проект Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров в СНГ
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров государств – участников СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект стратегии разработан Министерством транспорта Таджикистана при сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана и Европейской экономической комиссией ООН в рамках реализации концепции председательства Таджикистана в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, полномочные представители Казахстана и Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также представители Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств СНГ, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Исполнительного комитета СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания полностью одобрили проект стратегии, доработанный с учетом поступивших замечаний стран СНГ, и приняли решение внести проект документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
По информации
БЕЛТА
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА