23.09.2022
Законодательные новации значительно упрощают реализацию государственного имущества
В понедельник Глава государства подписал Указ № 330 «О распоряжении имуществом». Цель документа – упростить реализацию государственного имущества.
– Установлен порядок распоряжения имуществом, которое находится на балансе предприятий с долей государства в уставном капитале, – рассказывает заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова. – На эту нормативно-правовую новацию был запрос со стороны и государственного, и частного сектора. При этом хозяйственным обществам предоставляется определенная свобода по распоряжению собственным имуществом. В частности, указ позволяет субъектам хозяйствования по своему усмотрению определять способ реализации объектов: совершать прямую реализацию или выставлять на аукцион. Причем стоимость своего имущества вправе определять сам субъект хозяйствования, как и устанавливать начальную цену при проведении аукциона.
По словам Екатерины Лукьяновой, отсутствие согласований при реализации имущества хозяйственными обществами не означает, что реализация объектов будет проходить совершенно бесконтрольно.
– В акционерных обществах с долей государства в уставном капитале сформированы наблюдательные советы, которые являются высшим органом управления ОАО и в компетенцию которых входит распоряжение имуществом, – объясняет Екатерина Лукьянова. – В набсоветы в обязательном порядке входят представители государства. И одна из их ключевых функций – осуществлять владельческий надзор, представлять интересы собственника. В том числе анализировать и следить за эффективностью использования активов.
В Беларуси действующее законодательство уже давно предоставляло добросовестным арендаторам преимущественное право выкупа арендуемого более трех лет объекта. Позитивная для бизнеса норма нередко вызывала дискуссии, так как в законодательстве не были четко определены критерии добросовестности арендатора. Этот пробел восполнен Указом № 330. Документ устанавливает четыре признака добросовестности. Во-первых, на дату подачи заявления на выкуп объекта у арендатора не должно быть неоплаченных платежей, предусмотренных договором аренды. Во-вторых, если на арендатора была возложена обязанность по проведению капитального ремонта объекта, то этот ремонт должен быть выполнен в установленные сроки и в соответствии с проектной документацией. В-третьих, арендатор должен ликвидировать или легализовать самовольные изменения объекта (перепланировку, реконструкцию и так далее), если таковые были допущены. И в-четвертых, за год до подачи заявления на выкуп арендатор не должен допускать нарушения условий договора аренды. Четко прописанные критерии вносят ясность, кто имеет право первой очереди при реализации имущества. Причем эти нормы распространяются как на государственное имущество, так и на имущество хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале.
Еще одно узкое место, которое расширяет Указ № 330: хозяйственным обществам разрешено реализовывать объекты, не зарегистрированные в государственном регистре недвижимого имущества. Ряд построек на предприятиях в советское время, да и в 1990-е, возводились с теми или иными отступлениями от проектной документации или так называемым хозяйственным способом, силами работников предприятия, вообще без проекта. В результате объект физически существует, а оформить на него все необходимые документы сложно, долго и дорого. Теперь такое имущество разрешается продавать исходя из фактического состояния. Если реализуется объект, фактические характеристики которого не соответствуют данным в регистре недвижимости, то в течение двухмесячного срока покупатель такой недвижимости имеет возможность провести проверку характеристик объекта, зафиксировать все расхождения факта с данными регистра недвижимости. Тогда эти изменения не будут признаваться самовольным строительством или реконструкцией зданий. Соответственно, новый собственник избежит санкций за осуществление самовольного строительства.
Указ № 330 позволяет реализовывать имущество на основании имеющейся технической документации. Для зданий, строительство которых завершено, это может быть технический паспорт. Если объект недостроен или возведен с нарушениями законодательства, то в качестве технической документации может выступать ведомость технических характеристик. Также Указ № 330 вводит новое понятие – паспорт неиспользуемого объекта. Ведь на некоторое имущество не может быть составлена даже ведомость. В частности, это касается некоторых историко-культурных ценностей, которые, увы, находятся в достаточно сильной стадии разрушения, у них уже отсутствуют отдельные конструктивные элементы и документация на строительство. Указ закроет вопрос по отчуждению таких объектов. Теперь у них есть шанс найти инвестора и быть отреставрированными.
– Одна из ключевых новаций указа – расширение полномочий местных органов власти и органов государственного управления по распоряжению государственным имуществом, – говорит заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Екатерина Лукьянова.
В частности, предусмотрена передача полномочий по распоряжению имуществом от Совета Министров государственным органам и организациям, от облисполкомов и Минского горисполкома – местным районным (городским) исполнительным комитетам. Согласование с областными или Минским городским исполнительным комитетом требуется, если сумма сделки превышает 10 тысяч базовых величин. Также если имущество отчуждается безвозмездно, то необходимо одобрение Государственного комитета по имуществу. Ряд полномочий получили местные Советы депутатов. При отчуждении коммунальной собственности они могут устанавливать обязательные условия, а также определять способы обеспечения их выполнения, порядок и сроки внесения платы за недвижимость, если она реализуется на условиях рассрочки платежа. Местные Советы могут изменять или освобождать от штрафов покупателя государственного имущества за невыполнение обязательств, наложенных на него при приобретении объекта. А еще – продлевать сроки исполнения договоров продажи госимущества и изменять первоначальные условия продажи, если они не ухудшают положение покупателя.
Надо отметить, что нормы указа разрабатывались исходя из накопленной практики реализации имущества, а также запросов бизнеса и субъектов хозяйствования.
Владимир Волчков, «
Рэспубліка», 23 сентября 2022 г.
«Найти оптимальные решения». Корректировку земельного законодательства обсудили в Парламенте
Корректировку земельного законодательства в рамках работы над проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений» обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и представители Министерства юстиции.
Особую значимость мероприятию придал тот факт, что депутаты принесли с собой актуальные вопросы и конкретные предложения своих избирателей, собранные во время работы в округах.
«Работа над законопроектом по совершенствованию земельного законодательства и Земельным кодексом является в настоящее время актуальной. И, конечно же, проведение таких совещаний с депутатами для нас существенно повышает эффективность в этой работе, – отметил заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. – Предложения поступают с мест от избирателей, которые непосредственно пользуются землей. Как следствие, они хотят, чтобы совершенствование законодательства было направлено на улучшение условий использования земельных участков. Поэтому и эффективность данной встречи в том, что мы смогли на сегодняшний день конструктивно обсудить достаточно широкий круг вопросов, касающихся различных направлений совершенствования земельного законодательства, и принять соответствующие решения, которые будут положены в корректировку кодекса».
Как добавил заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Андрей Балыш, в скором времени законопроект поступит в парламент. «Но уже сегодня комиссия со всеми заинтересованными депутатами прорабатывает данные вопросы. И все вопросы, которые обозначаются депутатами, идут от земли, от наших избирателей. И это немаловажно, потому что на сегодняшний день каждый депутат Палаты представителей, работая в округе, слышит и слушает своего избирателя», – подчеркнул парламентарий.
Дискуссия прошла активно и содержательно. Были обсуждены такие вопросы, как процедура изъятия земель при ликвидации юридических лиц, виды прав на землю, предоставляемую в рамках государственно-частного партнерства, установление минимального порога платежа при приобретении земельного участка в рассрочку.
«Подобные расширенные заседания, где депутаты представляют реальные вопросы и предложения от избирателей, являются жизненно важными для создания по-настоящему эффективного и справедливого законодательства. Именно здесь, в открытой дискуссии с профильными экспертами, мы можем найти оптимальные решения, отвечающие потребностям людей и развитию страны», – констатировал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Иван Маркевич.
По информации
БЕЛТА
Указом Главы государства облисполкомам и Мингорисполкому предоставлены дополнительные полномочия в сфере строительства
Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 июля подписал Указ № 266 «О предоставлении полномочий в сфере строительства».
Документом предоставляется право облисполкомам и Минскому горисполкому по согласованию с Советом Министров принимать решения об определении особенностей возведения и реконструкции объектов, требующих первоочередного строительства для развития соответствующего региона.
Это могут быть решения о возможности параллельной разработки проектной документации и строительства, одновременного проведения проектных, изыскательских работ и оформления предварительного согласования места размещения земельного участка, проектирования и строительства с разработкой предпроектной документации в сокращенном объеме. Возможно также освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесного производства при изъятии сельхозземель и лесных земель, согласование удаления растительности без компенсации при строительстве объектов, предоставление права на госзакупки из одного источника проектов, товаров (работ, услуг), связанных со строительством объектов.
Областные и Минский городской советы депутатов получили право своими решениями определять необходимость проведения общественных обсуждений по объектам со спецификой проектирования и строительства.
Указом также устанавливается персональная ответственность руководителей органов власти за ненадлежащее исполнение принимаемых решений.
Одобрен проект межправсоглашения с Россией об условиях деятельности БРУ
Глава государства Александр Лукашенко 2 июля подписал Указ № 267, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект межправительственного Cоглашения Беларуси и России об условиях деятельности Белорусско-Российского университета.
Данным международным договором конкретизируются статус и основные положения деятельности вуза, которые касаются, в частности, задач, правил и порядка приема для получения образования, органов управления.
Заключение соглашения будет способствовать развитию и укреплению отношений между двумя странами.
На проведение переговоров по проекту соглашения и его подписание уполномочено Министерство образования.
Агентства по госрегистрации и земельному кадастру ко Дню Независимости проконсультируют бесплатно
В преддверии Дня Независимости сотрудники Национального кадастрового агентства 2 июля с 9.00 до 12.00 проведут единый день бесплатного консультирования, сообщили
БЕЛТА в Национальном кадастровом агентстве.
В указанное время можно обратиться за консультацией как непосредственно в агентство, так и по телефону +375 (17) 285-39-26. Специалисты бесплатно проконсультируют граждан, их представителей, представителей юрлиц и индивидуальных предпринимателей по общим вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также по основным новациям Закона от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», который вступил в силу с 11 июня этого года. Можно будет также задать вопросы о порядке совершения регистрационных действий в отношении предприятия как имущественного комплекса, а именно о порядке обращения с заявлением о госрегистрации, сроках и стоимости административной процедуры, общих вопросах нормативного регулирования государственной регистрации предприятий как имущественных комплексов Беларуси.
У специалистов Национального кадастрового агентства, кроме того, можно будет узнать о технической инвентаризации и проверке характеристик недвижимого имущества, попросить их о независимой оценке (квартир, недвижимости, бизнеса, оборудования и транспорта, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности) и экспертизе независимости оценки.
Сотрудники Национального кадастрового агентства также проконсультируют обратившихся о порядке предоставления сведений из информационных ресурсов, оператором которых является агентство: единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, реестра характеристик недвижимого имущества, реестра адресов, регистра стоимости земель, земельных участков, единого реестра административно-территориальных и территориальных единиц, реестра цен на земельные участки.
В этот же день бесплатное консультирование по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, технической инвентаризации и оценки, установления границ земельных участков и другим вопросам, связанным с оформлением прав на недвижимость, будет вестись в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, их филиалах и бюро. Более подробная информация о проведении акции в каждом регионе размещена на официальных сайтах территориальных организаций.
По информации
БЕЛТА
Как работает белорусский рынок оценки после законодательных нововведений
Объективная стоимость активов и недвижимости – во главе угла работы любой организации. Потому компетенции тех, кто занимается этим делом, не должны подлежать сомнению. На это направлены новшества в белорусском законодательстве, которые укрепляют позиции сферы на пространстве Евразийского экономического союза.
Слово – за потребителем
Что касается белорусского рынка оценочных услуг, то в начале –2025-го он претерпел ряд концептуальных изменений – заработал указ по совершенствованию оценочной деятельности. Согласно документу оценку могут проводить исключительно юридические лица со штатом оценщиков не менее пяти специалистов.
– Такое изменение требовалось, чтобы повысить качество оказываемых услуг и сформировать в рамках оценочной организации большой коллективный опыт, который, безусловно, положительно влияет на результат оценки в части качества и безопасности для использующих этот результат, – прокомментировал первый заместитель генерального директора РУП «Институт недвижимости и оценки», член аттестационной комиссии при Государственном комитете по имуществу Дмитрий Корсунский на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.
Кроме того, появилась норма, связанная с минимальным уставным фондом для исполнителя оценки. Речь не менее чем о 50 тысячах белорусских рублей, чтобы обеспечить минимальную материально-техническую базу для оказания услуг. Плюс исполнитель оценки должен быть включен в соответствующий реестр, который ведет Госкомитет по имуществу. Еще одно важное изменение затронуло архивирование и хранение документов. Так, у исполнителя оценки должно быть помещение, где будут всегда находиться результаты работы, либо, если речь идет об электронных данных или виртуальных копиях, то и соответствующее ПО. В конечном счете для сферы новшества должны сработать в плюс, ведь результат оценки должен быть на безоговорочно высоком уровне.
– Если давать характеристику рынку оценочных услуг Беларуси, то на сегодня здесь действуют 52 исполнителя оценки, в которых работают около 600 оценщиков. По сути, на рынке достаточно большое количество оценщиков и оценочных организаций. Как следствие, с моей точки зрения, его можно охарактеризовать как высококонкурентный. При этом в связи с таким количеством оценочных организаций он с небольшой доходностью. Скорее, это рынок потребителя услуг, – делится наблюдениями Дмитрий Корсунский.
Он также озвучил результаты маркетинговых исследований уровня цен на белорусском рынке. Так, услуги по оценке недвижимости в среднем стоят около 600 рублей, оборудования, транспортных средств – примерно 350 рублей. Впрочем, эти цифры могут несколько отличаться в зависимости от региона, организации, нюансов объекта оценки. Например, в Минской области цены чуть выше, но не кардинально.
Фокус – на ЕАЭС
Сравнение с соседним рынком неспроста: дело в том, что вот-вот будет создан единый рынок оценочных услуг в ЕАЭС. Так, соглашение об административном сотрудничестве регуляторов в странах «пятерки» в сфере услуг по оценке имущества уже разработано, находится в высшей степени готовности, ожидает подписания первыми лицами государств. А перспективы работы обсуждались на IV Евразийском экономическом форуме в Минске.
– В общем-то, решение о необходимости включения оценочной деятельности в режим единого рынка услуг ЕАЭС было принято в 2020 году. Сейчас уже в отношении более 140 сфер деятельности или услуг принято решение о необходимости их работы в общих условиях. Почему выбрали и наше направление? Это обусловлено необходимостью формирования единого финансового рынка, который без услуг оценщиков функционировать не может. Потому что надежные, объективные результаты оценочной деятельности помогают инвесторам и субъектам хозяйствования определять стоимость своих активов, принимать обоснованные решения о покупке, продаже, страховании, кредитовании и других финансовых операциях. Да и просто необходимы для определения стратегии развития и управления рисками, – пояснила председатель Ассоциации оценочных организаций, член аттестационной комиссии при Госкомимуществе, член рабочей группы в области услуг, связанных с недвижимым имуществом, и оценки имущества от Беларуси Светлана Юреня.
Основные подходы к работе на общем рынке утверждены решением Высшего совета Евразийской экономической комиссии и должны найти отражение в национальных законодательствах стран «пятерки». Смысл в том, что, имея разрешительные документы на оценку тех или иных видов имущества на территории своей страны, услугодатель не должен их подтверждать заново и может спокойно работать на территории другого государства.
Используя, разумеется, местное законодательство. При этом оценочная организация должна направить уведомление в адрес регулятора о том, что желает оказывать услуги в определенной стране, чтобы ее внесли в нужный реестр. Раз в год о результатах работы компания должна сообщать в свою вышестоящую организацию, чтобы, например, при наличии жалобы из-за рубежа Госкомитет по имуществу мог детально разобраться.
Если уже завтра заработает единый рынок оценочных услуг, что это принесет нам? Да, эксперты не отрицают – есть риски для местных игроков в части ценовой конкуренции, что для клиентов будет скорее в плюс. Но при этом расширится обмен опытом, возможностей у отечественных организаций станет больше.
– Уровень белорусских оценщиков, исходя из анализа участия в международных конференциях, выступлениях наших коллег, можно определить как один из самых высоких. Кому мы проигрываем? Единичным компаниям из Москвы и столичного региона, Санкт-Петербурга. А с остальными мы можем конкурировать. Наши коллеги опасаются, что мы выйдем на их рынки и какую-то часть объемов на себя можем перетянуть, – отметила Светлана Юреня.
При этом эксперты ожидают, что чуть позже появятся точечные законодательные нормы, которые обозначат тонкости работы на региональном уровне.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 28 июня 2025 г.