Ратифицирован договор о гармонизации таможенного законодательства России и Беларуси
Верхняя палата российского парламента Совет Федерации сегодня ратифицировала договор между РФ и Беларусью о гармонизации таможенного законодательства и сотрудничестве в таможенной сфере, передает корреспондент БЕЛТА.
13 сентября договор был ратифицирован Госдумой России. Таким образом, российский парламент завершил ратификационные процедуры по документу.
Договор был подписан сторонами в феврале – марте 2022 года. Он разработан в целях реализации союзной программы по гармонизации налогового и таможенного законодательства Беларуси и РФ, утвержденной Декретом Высшего государственного совета Союзного государства № 6.
Договор предусматривает информационное взаимодействие и взаимный обмен сведениями таможенными службами Беларуси и России. Документом оговаривается создание в структуре Таможенного комитета Союзного государства межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также для реализации аналитических функций и мониторинга совершения таможенных операций. Местом расположения данного межгосударственного центра определен Минск.
Согласно документу, стороны могут осуществлять совместный таможенный контроль, организовывать взаимодействие мобильных групп таможенных органов Беларуси и России. Кроме того, предполагается гармонизация регулирования института уполномоченного экономического оператора.
По сообщению БЕЛТА
Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал, когда Беларусь и Россия перейдут на электронный документооборот при взаимной торговле, передает корреспондент БЕЛТА.
«В настоящее время по результатам проведенной МНС совместно с Федеральной налоговой службой Российской Федерации работы созданы правовые и организационные основы для использования межстранового электронного документооборота при взаимной торговле. В первую очередь это касается Российской Федерации. В ближайшее время после решения вопроса о признании белорусской электронной цифровой подписи Россией ожидается запуск межстранового электронного документооборота в промышленную эксплуатацию», – заявил Дмитрий Кийко.
Запуск этого процесса придаст новый импульс дальнейшему развитию электронного документооборота в Республике Беларусь, уверен он. «В том числе в части его масштабирования и установления порядка и условий участия автомобильных перевозчиков и экспедиторов в процессе создания товаросопроводительных документов как при перевозке грузов внутри республики, так и при международных автомобильных перевозках. Международная товарно-транспортная накладная будет использоваться в виде электронного документа», – пояснил он.
Дмитрий Кийко выразил надежду, что проведение форума PRO.EDO позволит субъектам хозяйствования подготовиться к расширению с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь и внедрению механизма прослеживаемости в рамках Евразийского экономического союза, а также принять меры по повышению эффективности своей деятельности путем внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы.
По информации БЕЛТА
Как при ДТП производятся выплаты по договору союзного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, рассказал на заседании круглого стола в пресс-центре БЕЛТА начальник управления транспортного страхования Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» Илья Видук.
Новый вид договора обязательного страхования, действующий на территории России и Беларуси, введен в Союзном государстве 23 апреля. Он позволяет белорусским автовладельцам не приобретать дополнительный договор международного страхования при выезде в РФ.
Илья Видук пояснил, что на территории Беларуси лимиты ответственности (максимальная сумма, которую страховая компания может выплатить потерпевшему в ДТП по ОСАГО) с 23 апреля значительно выросли. Страховые взносы и выплаты по таким договорам отвязали от евро и установили в базовых величинах. Теперь лимит составляет 1150 базовых величин (Br48,3 тыс. в 2025 году).
«Раньше лимит ответственности по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств составлял 10 тыс. евро, теперь – почти 14 тыс. евро в эквиваленте. В Российской Федерации по страховому случаю максимальная компенсация вреда имуществу по ОСАГО – 400 тыс. российских рублей. Урегулирование производится по законодательству страны, на территории которой произошло ДТП», – обратил внимание специалист.
Автовладельцам, чтобы обезопасить себя, рекомендуется в дополнение к договору обязательного страхования дополнительно заключить договор добровольного страхования гражданской ответственности, который обеспечит возмещение ущерба в размере, превышающем установленный законодательством лимит ответственности.
Договор союзного страхования заключается в электронном виде через сайты шести страховых организаций (членов Белорусского бюро по транспортному страхованию) автовладельцем самостоятельно или через страхового агента. Самостоятельно заключить договор можно при условии, что в базе данных по обязательному страхованию уже содержится информация о страхователе и транспортном средстве.
«Сложившаяся практика показывает, что порядка 90 % страхователей обращаются для заключения договора к страховщику. Договор страхования новый. Граждане и организации хотят дополнительно получить консультации, как действует система союзного страхования», – пояснил Илья Видук.
При обращении в страховую компанию нужно предоставить документы на транспортное средство и документ, удостоверяющий личность. Специалист вносит необходимую информацию в программу, заполняет соответствующие графы. Затем распечатывается визуальная форма заявления, производится оплата услуг. После этого вся информация поступает в автоматизированную информационную систему АИС «Бюро» и договор страхования регистрируется в республиканской базе Белорусского бюро.
«Процесс отлажен. Первый договор в системе союзного страхования заключен в «Белгосстрахе» в первые пять минут после запуска. Непосредственно в «Белгосстрах» страхователи начали обращаться с утра. В первые два дня было заключено 500 договоров», – рассказал Илья Видук.
По информации БЕЛТА
Проверить действие договора союзного автострахования можно онлайн. Об этом на заседании круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказал заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Виктор Лукашевич.
Продажа единых договоров в Беларуси и России стартовала 23 апреля. Договоры союзного страхования действуют на территории двух стран.
Виктор Лукашевич отметил, что между российской и белорусской сторонами налажено информационное взаимодействие. Обмен данными позволяет фактически в режиме реального времени на территории России проверить наличие договора страхования на транспортное средство, зарегистрированное в республике.
Белорусские автовладельцы могут проверить наличие договора страхования на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию btib.org в разделе «электронные услуги». В том же разделе расположена ссылка для проверки договоров, заключенных на территории России.
Виктор Лукашевич добавил, что при поездках по Беларуси электронную форму договора распечатывать необязательно. Все госорганы, которые уполномочены проверять страховку, имеют доступ к информационной базе Белорусского бюро по транспортному страхованию. Выезжая на территорию России, при себе нужно иметь распечатанную визуальную форму, чтобы предъявить по требованию инспектора, или же ее можно сохранить на смартфоне.
По информации БЕЛТА
Как оформить союзную автостраховку, на заседании круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказал заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию Виктор Лукашевич.
Продажа единых полисов в Беларуси и России началась 23 апреля. Договоры союзного страхования действуют на территории двух стран.
Виктор Лукашевич напомнил, что договор союзного страхования заключается исключительно в электронном виде. Подтверждением этому является запись в базе данных по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Белорусского бюро по транспортному страхованию.
Ранее таким образом страхователь самостоятельно мог оформить страховку, которая действовала только на территории Беларуси. При заключении договора союзного страхования автовладельцам предоставлено два варианта на выбор.
«Страхователь может самостоятельно зайти в нашу систему через страховые организации и застраховать свою ответственность либо обратиться к агенту страховой организации. При этот договор также будет заключен в электронном виде», – пояснил Виктор Лукашевич.
Он обратил внимание, что при обращении к страховому агенту информация в реальном времени поступает в базу Белорусского бюро по транспортному страхованию. Если же собственник авто самостоятельно оформляет договор, предусмотрен временной лаг – документ может вступить в силу не ранее дня, следующего за днем оплаты. Такая норма введена, чтобы избежать недобросовестных действий страхователей, инцидентов, когда транспортное средство на момент оформления договора уже участвовало в ДТП.
«В целом процесс не отличается концептуально от того, как ранее заключались договоры внутреннего страхования. Он включает в себя несколько этапов. Необходимо идентифицировать страхователя, транспортное средство, составить заявление, оплатить страховой взнос и создать запись в базе бюро. После этого визуальная форма договора направляется на электронную почту страхователя и может быть распечатана либо сохранена на цифровом носителе», – разъяснил механизм действий специалист.
Если гражданин обращается к агенту, то распечатанная визуальная форма выдается сразу. При самостоятельном оформлении автовладелец сам должен ее распечатать либо же обратиться для этого в страховую организацию, где застраховал свою ответственность.
Виктор Лукашевич добавил, что заключать договор союзного страхования можно на сайтах шести страховых организаций (государственной формы собственности или с долей государства в уставном фонде), а также через их мобильные приложения.
«Один нюанс – идентификация. Информация о страхователе и транспортном средстве должна уже находиться в базе данных бюро. Это означает, что он ранее заключал соответствующий договор обязательного страхования гражданской ответственности. Если такой информации нет, то нужно обратиться к представителю страховой организации», – обратил внимание Виктор Лукашевич.
По его словам, такие случае единичные. Всего в базе данных, которая формируется с 1999 года, содержится информация о порядка 4 млн автовладельцев. Не будет информации только о тех страхователях, которые впервые получили права.
Когда сведения о заключении договора страхования поступают в базу данных, они сразу становятся доступны по запросу российской стороны.
По информации БЕЛТА
Продажа единых полисов автострахования в Беларуси и России началась 23 апреля. Как работает система, на заседании круглого стола в пресс-центре БЕЛТА рассказал начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Сергей Осенко.
Как пояснил специалист, в Союзном государстве введен новый вид договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств – договор союзного страхования, действующий на территории двух стран. Он позволяет белорусским автовладельцам не приобретать дополнительный договор международного страхования («Зеленую карту») при выезде в РФ. Такая норма упрощает жизнь тем, кто часто бывает в соседнем государстве.
Договор заключается в электронном виде через сайты шести страховых организаций (членов Белорусского бюро по транспортному страхованию) автовладельцем самостоятельно или через страхового агента. Важно, что самостоятельно заключить договор можно при условии, что в базе данных по обязательному страхованию уже содержится информация о страхователе и транспортном средстве.
Как рассказал Сергей Осенко, первые документы в Беларуси оформлены страхователями онлайн в течение пяти минут с момента старта единого полиса ОСАГО. Активно обращались автовладельцы и в офисы страховых компаний.
«За сутки было заключено порядка 500 договоров союзного страхования, половина из них – в «Белгосстрахе». Система работает. С технической точки зрения сложностей у страховых организаций процесс не вызвал, серьезных замечаний не поступало. Проведена кропотливая работа как с белорусской, так и с российской стороны, отработаны алгоритмы взаимодействия, обмена информацией», – отметил Сергей Осенко.
Всего за первую неделю заключено 2349 договоров – как самостоятельно страхователями, так и через агентскую сеть. Большинство автовладельцев (порядка 90 %) выбирают второй вариант, поскольку граждане и организации заинтересованы в дополнительных консультациях.
«Спрос есть. Люди присматриваются к новому договору страхования. Должно заработать сарафанное радио», – отметил Сергей Осенко.
Пока случаи, когда автовладельцам по единому полису потребовалась выплата от страховых компаний, не зарегистрированы.
Сергей Осенко напомнил, что новый вид договора обязательного страхования закреплен в Указе от 18 марта 2025 г. № 108 «О страховании». Это комплексный документ, которым отдельные законодательные акты приведены в соответствие с Законом «О страховой деятельности», вступившем в силу 1 января 2025 г.
«Нововведения продиктованы практикой, – отметил специалист. – Поступали обращения от граждан Беларуси и Российской Федерации, в первую очередь от жителей приграничья, которые ставили вопрос об оформлении единого договора автострахования».
Договор союзного страхования заключается в отношении транспортного средства, зарегистрированного в Беларуси, на срок от 15 дней до 12 месяцев. Размер страхового взноса устанавливается дифференцировано в зависимости от типа транспортного средства, его технических характеристик, сроков страхования и страхового риска. Автовладельцы оплачивают услуги в белорусских рублях исходя из размера базовой величины на момент заключения договора союзного страхования.
По информации БЕЛТА