Минюст создаст единый государственный информационный ресурс органов загса
6 сентября на рабочем совещании, проводимом Министром юстиции Сергеем Хоменко, были рассмотрены вопросы цифровизации деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния, в том числе создание единого государственного информационного ресурса органов загса.
Докладывая о задачах Министерства юстиции в этом направлении, начальник управления нотариата и загсов Наталья Жукова рассказала о функциях государственной информационной системы органов загса, в числе которых регистрация актов гражданского состояния, выдача документов, содержащих сведения из записей актов гражданского состояния, или об отсутствии записи акта гражданского состояния, формирование и ведение архивов органов загса. Наталья Жукова привела примеры формирования подобных ресурсов в государствах – участниках ЕАЭС, а также в других республиканских органах государственного управления Беларуси.
Заместитель Министра юстиции Олег Кот и присутствовавшие на совещании руководители структурных подразделений высказали свое мнение о перспективах создания такой информационной системы, необходимости привлечения экспертов и специалистов заинтересованных органов, а также источниках финансирования проекта.
Все участники мероприятия сошлись во мнении, что ключевым требованием к данной разработке является обеспечение электронного взаимодействия органов загса и архивов органов загса с государственными органами (организациями), а также возможность осуществления административных процедур в электронном виде.
Подводя итог рабочего совещания, Сергей Хоменко поручил проработать вопрос о создании пилотного проекта на базе одного из отделов загса республики, по мере наполнения и функционирования которого будет возможность выявлять проблемные вопросы и совершенствовать программное обеспечение для удобства пользователей.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
(фото – Министерство юстиции)
В Беларуси началась опытная эксплуатация Централизованной информационной системы здравоохранения, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Минздрава.

Испытания будут проходить в течение ноября. Результаты должны подтвердить проектные показатели информационной системы, ее надежность и выполнение заявленных функциональных характеристик. Во время опытной эксплуатации будут проведены мероприятия по проверке работоспособности системы в аварийном режиме.
Опытная эксплуатация распространяется на 60 объектов по всей стране, включая всю вертикаль госсистемы от Минздрава до РНПЦ, больниц и поликлиник.
В Минздраве напомнили, что Централизованная информационная система здравоохранения создается по распоряжению Главы государства. В стране будет единое информационное пространство, автоматизированы процессы, связанные с процедурами регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации о состоянии здоровья граждан.
По информации БЕЛТА
Такая возможность реализована Белорусским государственным институтом стандартизации и сертификации (БелГИСС), который является в стране уполномоченным органом по регистрации деклараций в электронном виде.

В перечень технических регламентов Республики Беларусь, на соответствие которым можно зарегистрировать декларацию в электронном виде, вошли:
- ТР 2025/013/BY «О безопасности строительных материалов и изделий»;
- TP 2010/014/BY «Минеральные удобрения. Безопасность»;
- ТР 2018/024/BY «Средства электросвязи. Безопасность» (продукция, для которой установлены схемы декларирования соответствия 1д, 2д);
- ТР 2010/025/BY «Корма и кормовые добавки. Безопасность».
Такая возможность также обеспечена для продукции, подлежащей декларированию соответствия в рамках постановления Совета Министров Республики Беларусь 21 октября 2016 г. № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь».
Напомним, что ранее данная услуга была доступна только для технических регламентов Евразийского экономического (Таможенного) союза (далее – ТР ЕАЭС (ТС)). Она появилась в 2016 г., когда БелГИСС разработал и успешно внедрил в эксплуатацию информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС). Данный сервис позволяет изготовителям, импортерам (продавцам), не покидая своего рабочего места, зарегистрировать декларации о соответствии продукции в электронном виде.
Скачать приложение можно по адресу. Перед началом работы в нем пользователю необходимо получить электронную цифровую подпись в Республиканском удостоверяющем центре (РУЦ), если ее нет.
Более подробную информацию об услуге и видеоуроки можно найти на сайте.
Дополнительные консультации можно получить по телефону +37517 269 68 68, +375 29 103 94 61.
Декларирование соответствия – это одна из форм оценки соответствия продукции требованиям, установленным на нее в технических регламентах Республики Беларусь либо Евразийского экономического (Таможенного) союза. Принятая декларация о соответствииподлежит регистрации – либо в органе по сертификации конкретной продукции, либо в уполномоченном органе по регистрации деклараций о соответствии в электронном виде через информационную систему «Уведомительное декларирование соответствия» (УДС).
Интерес белорусских организаций к регистрации деклараций о соответствии в электронном виде остается стабильным. В этом году таким способом зарегистрировано около 9 000 деклараций, что составило 15 % от их общего количества.
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Ежегодно 7 ноября в Республике Беларусь в числе государственных праздников отмечается День Октябрьской революции. Традиционно в преддверии праздника Министерство юстиции организует проведение акции по бесплатному правовому консультированию.
Сотрудники центрального аппарата Министерства юстиции 6 ноября 2025 года с 10:00 до 12:00 в формате прямой телефонной линии проконсультируют граждан по вопросам, входящим в компетенцию Министерства юстиции и не требующим ознакомления с документами, в сфере:
- регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 200 06 18;
- нотариальной деятельности – тел. 8 (017) 200 89 71;
- легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, – тел. 8 (017) 211 01 93;
- принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 210 40 49.
Информацию о формате и времени проведения консультаций можно также получить в главных управлениях юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Подробности о предстоящей акции можно найти по ссылкам:
Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гомельского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Минского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Первый заместитель Министра связи и информатизации Павел Ткач рассказал в эфире телеканала СТВ, как в Беларуси развивают инфраструктуру сотовой связи, сообщает БЕЛТА.
«Мы впервые начали ощущать больше давления на сети сотовой связи в период пандемии, когда многие коммерческие компании перешли на удаленный режим работы, выехали за город и начали там работать. Опять же, выросла нагрузка на сети, выросло число жалоб. Что мы делаем? В первую очередь, конечно, много решений принято на уровне главы государства. Принята Директива № 2 о дебюрократизации. Мы уже предусмотрели, что во всех сельских населенных местностях должна быть сотовая связь и доступ к сети Интернет. В этом плане мы работаем до конца этого года в рамках только этой Директивы. Будет построено более 100 базовых станций исключительно в сельской местности», – отметил Павел Ткач.
Далее был принят Указ № 335, который направлен на то, чтобы операторы реинвестировали часть прибыли в развитие сетей. «Не просто зарабатывали и вывозили, предположим, дивиденды, а больше вкладывали в развитие сетей. Заработал деньги? Направь их, пожалуйста, чтобы сеть стала больше и качественнее. Мы установили впервые нормы качества с точки зрения скорости по отношению к абоненту. Но мы не просто требуем от операторов это сделать, мы предусматриваем ответственность, если не будут выполняться эти требования. С 1 января, если по результатам измерений будет установлено, что качество оказания услуг неудовлетворительное, не соответствует установленным требованиям, то операторы будут нести ответственность, в том числе штрафоваться», – рассказал первый замминистра.
Создание единой инфраструктурной сети на базе технологий 4G и 5G, более современной сети, позволит снять нагрузку на сети устаревших поколений, 3G.
Указ № 301 этого года упрощает операторам строительство собственных сетей. «В городах это проще – можно поставить антенну на здании. В сельской местности сложнее – земельно-сельскохозяйственные назначения, получение разрешений. Раньше нельзя было строить даже в полосах отвода для автомобильных и железнодорожных дорог. Сейчас глава государства разрешил строительство базовых станций без получения разрешительной документации, поскольку это типовой проект – небольшое антенно-мачтовое сооружение. Раньше строительство занимало около 24 месяцев от принятия решения до ввода в эксплуатацию. Сейчас это время как минимум в два раза сократится», – обратил внимание Павел Ткач.
В городе абонентов больше, поэтому строить там станции выгоднее, пояснил причину такой ситуации он. «Это нормальный мировой процесс. В Беларуси в сельской местности, особенно в удаленных садовых товариществах, есть трудности. Более 99 % населения уже покрыто сотовой связью. Этого достигли благодаря мощной инфраструктуре – более 41 тыс. базовых станций на начало года, к концу будет около 45 тыс. – прирост примерно 10 %. Для сравнения: в прошлом году построили в два раза меньше. Мы наращиваем инфраструктуру и количество базовых станций», – заключил первый замминистра.
По информации БЕЛТА
Беларусь в числе первых в мире на государственном уровне приняла решение о создании условий для развития цифровых технологий по гражданскому обороту цифровых знаков. Или, как их еще называют, токенов, криптовалюты. О том, как расставлены государственные приоритеты по обеспечению технологий и безопасности в сфере цифровых знаков, насколько прозрачны правила игры и как действуют механизмы контроля данной сферы, рассказали в программе «На контроле Президента», вышедшей вчера вечером в эфире телеканала «Беларусь 1».
Зашифроваться не вышло
Нелегальные обменники – одно из самых распространенных преступлений в сфере криптовалют. Это своего рода расчетные центры для серого бизнеса. Крупнейший в истории Беларуси нелегальный криптообменный сервис-оборот за неполные три года составил около 60 млн долларов. Дневной оборот только наличных денежных средств достигал 300 тысяч долларов, задокументированная разовая сделка превысила 200 тысяч. Размер неуплаченных налогов от незаконной предпринимательской деятельности составил более 9 млн рублей, рассказывает начальник управления Департамента финансовых расследований КГК Владислав Ларионов. Сервис по отмыванию денег отметился и инвестициями в экстремизм. Преступная группа, состоявшая из трех уровней, была уверена в своей безнаказанности: если легальные криптоплощадки запрашивают персональные данные, то здесь анонимность. Но оперативники к этому слову добавляют приставку «псевдо-».
В мире цифры тоже есть следы. Итог – трое находятся за решеткой, организатор объявлен в международный розыск. Кстати, за рубежом отмечают высокий уровень наших правоохранителей. Опыту активного противодействия незаконному обороту криптовалют более семи лет.
Обеспечить прозрачные правила игры
Беларусь стала одной из первых стран, где легализовали майнинг, торговлю и криптообмен, а также ввели льготы и гарантии для инвесторов, предоставили условия для развития криптобирж IT-компаниями. Возможным это стало благодаря поддержке Главой государства прорывных инициатив в сфере цифровых знаков и подписания Декрета № 8. Законодательство, принятое в нашей стране, эффективное. Многие страны пытаются его копировать, чтобы имплементировать в своих юрисдикциях, подчеркнул советник официального белорусского сервиса по обмену криптовалют Иван Жизневский.
Вместе с рынком сегодня развивается и инфраструктура с приставкой «крипто-»: биржи, брокеры, консультанты, обменники. В прошлом году такие компании ПВТ обслужили 260 тысяч клиентов по всему миру. В 2025-м цифры будут значительно выше, как и объем внешнеторговых операций по криптовалютам. Прогноз к концу года – 3 млрд долларов. Цель – удержать технологическое лидерство, развивая экономику, но без ущерба для безопасности государства, бизнеса и белорусов.
Правда, как показывает практика, крипторынок – это не всегда про честность и открытость. В этой связи год назад Главой государства был подписан указ, усиливающий контроль над криптовалютными операциями. Одно из главных требований Президента – создать условия для защиты своих людей.
– Задача государства в таких условиях определить понятные и прозрачные правила игры и механизмы контроля данной сферы. Именно поэтому даны поручения комплексного регулирования в сфере цифровых знаков, – отмечал Александр Лукашенко на совещании по вопросам развития сферы цифровых знаков 5 сентября во Дворце Независимости.
Фактов, когда зарубежные инвесторы наживались на доверчивых белорусах, потерявших крупные суммы, предостаточно. Нет в мире единых правил игры, как и понятного, выстроенного законодательства.
– В целом мир пошел либо по пути полного запрета и ограничения, либо по пути более широкого и избирательного разрешения. У нас хорошо соблюдается баланс и, пожалуй, где-то вот эта защита интересов в крипте работает даже лучше, чем в банковской системе в каких-то странах, – подчеркивает преподаватель юридического факультета БГУ Филипп Петкевич.
Одно из предложений – создание в Беларуси криптобанка. И опять наша страна намерена стать первопроходцем. Пока же для контроля за криптовалютными операциями создана многоступенчатая система.
И на первичном уровне контролер тот, кто обеспечивает финансовую операцию. То есть криптооператоры и банки. Директор Департамента финансового мониторинга КГК Дмитрий Захаров обращает внимание, что основная задача криптооператоров и банков – идентифицировать клиентов, выявить подозрительные операции и информировать об этом ДФР КГК:
– Департамент, с одной стороны, обеспечивает вторичный контроль за выявленными подозрительными криптооперациями, с другой – в инициативном порядке либо при наличии информации от правоохранительных органов проводит комплексный анализ возможных рисков. За 1,5 года в департамент поступило свыше 4,5 тысячи спецформуляров на сумму около 24,7 млн долларов. За двумя из них стоял человек, причастный к терроризму.
ДФР совместно со Следственным комитетом была пресечена работа двух взаимосвязанных нелегальных криптообменников, каждый имел свою специализацию. При этом общие черты – отсутствие регистрации резидентом ПВТ, проведение тех самых анонимных сделок. Один из них входил в международную сеть. Офисы напоминали банковские отделения с камерами наблюдения, единым сервером, сейфами, счетными машинками, распознающими фальшивки.
– Установлен оборот свыше 9 млн рублей, сумма неуплаченных налогов – более одного миллиона рублей. Фигуранты полностью признали свою вину, уплатив в бюджет неуплаченные налоги, пени и штраф, а также уголовно-правовую компенсацию.
Что касается финансирования экстремистской и террористической деятельности, то здесь криптовалюта используется как инструмент для финансовой поддержки деструктивных элементов, чьи действия направлены на подрыв политической, экономической и социальной стабильности государства. В основном же, используя крипту, бизнес пытается обмануть государство, не показывая выручку.
Противостоять угрозам
Зарплата теперь бывает не только в конверте, но и в цифре. Как и взятки. И это тоже в поле зрения ДФР. Взяточники нового поколения полагаются на криптовалюту и полную анонимность, что не является препятствием для правоохранителей. Департаментом финансовых расследований КГК вскрыты факты получения взяток на протяжении четырех лет начальником испытательной лаборатории Минского общества с ограниченной ответственностью, говорит заместитель начальника отдела ДФР КГК Юрий Кардымон.
Быстрый доход на инвестициях и форекс-рынке, инвестиции в криптовалюте – в основе таких предложений зачастую незаконные схемы. Преступники используют созданные специально для этих целей интернет-ресурсы и программное обеспечение. Дмитрий Захаров обращает внимание, что криптовалюта псевдоанонимна:
– Все транзакции оставляют цифровой след в публичном блокчейне, что позволяет с помощью специальных программных продуктов и анализаторов отследить все транзакции и их участников. За последние два года департаментом выявлено свыше 700 участников, которые совершили подозрительные транзакции с криптовалютой, изучены около 500 криптокошельков. Пресечено более 110 преступлений.
Раскрытие даже таких дел, где преступники тщательно заметают цифровые следы, сегодня уже не фантастика. Установление персональных данных всех, кто отправляет друг другу криптовалюту, – дело техники, опыта оперативников и спецвозможностей. Для тех, кто соблюдает законы, в этом нет ничего предосудительного.
Специализированные органы готовы не только эффективно противостоять существующим и появляющимся новым вызовам и угрозам в сфере оборота криптовалюты, но и качественно давать им отпор.
Анастасия Целюк, « СБ. Беларусь сегодня», 31 октября 2025 г.
