В Генеральной прокуратуре начинает работу тематическая «горячая линия»
Генеральная прокуратура Республики Беларусь предоставляет гражданам возможность сообщить о нарушениях при оказании медицинских услуг, недостатках в сфере здравоохранения на «горячую линию» ведомства.
Телефон «горячей линии»: (8017) 215 83 99.
Период работы «горячей линии»: с 6 по 30 сентября 2022 года, вторник и четверг, с 10.00 до 12.00.
Организация «горячей линии» – часть комплекса проверочных мероприятий по обеспечению законности, защите государственных интересов и прав граждан в сфере здравоохранения, проводимых по поручению Главы государства.
Проверке подвергаются вопросы качества и своевременности оказания гражданам медицинских услуг, импортозамещения, соблюдения законности при закупке лекарственных средств, медицинских изделий и оборудования, их целевое и эффективное использование во всех учреждениях здравоохранения – начиная от ближайших для сельских жителей медицинских подразделений, в которые граждане могут обратиться за медицинской помощью – фельдшерско-акушерских пунктов, до больниц и республиканских научно-практических центров.
Обращаем внимание, что сообщения на «горячую линию» не являются обращениями граждан и юридических лиц, ответы на них не направляются.
Полученные в ходе работы «горячей линии» сведения будут учитываться при проверке и оценке эффективности, полноты исполнения организациями здравоохранения требований законодательства.
По сообщению
официального сайта Генеральной прокуратуры Республики Беларусь
В связи с изменениями в Кодексе об образовании, которые вступят в силу с 1 сентября 2025 г., постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23 июня 2025 г. № 57 внесены изменения в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 июня 2022 г. № 51 «Об определении перечня заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от итоговых испытаний».
Ранее по медицинским основаниям от итоговых испытаний могли быть освобождены учащиеся по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. С 1 сентября 2025 г. данный перечень заболеваний будет применяться и при решении вопроса освобождения учащихся по медицинским основаниям от итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.
Также постановлением внесены изменения в перечень с учетом практики его применения.
Какие изменения в самом перечне?
Как следует из документа, пересмотрены критерии для освобождения по нескольким группам заболеваний.
При эпилепсии. Ранее основанием для постоянного освобождения являлись частые, не контролируемые лекарствами припадки. По новым правилам, освобождение предоставляется «до 6 месяцев после последнего эпилептического приступа».
При заболеваниях крови. Изменен порог для освобождения при некоторых видах тромбоцитопении. Если раньше для постоянного освобождения требовался уровень тромбоцитов 80*10⁹/л и менее, то теперь этот показатель составляет 50*10⁹/л и менее.
При тиреотоксикозе (повышенной функции щитовидной железы). Теперь основанием для освобождения является постоянный статус заболевания, в то время как ранее освобождение было временным, до достижения компенсации.
При нарушениях ритма сердца. Перечень был дополнен. Теперь освобождение могут получить пациенты, состоящие в листе ожидания на проведение таких операций, как радиочастотная абляция или имплантация кардиостимулятора.
Ознакомиться с полным текстом постановления Министерства здравоохранения № 57 от 23 июня 2025 г. можно здесь.
По сообщению официального сайта Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Заседание экспертной группы по разработке проекта протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения состоялось в штаб-квартире Содружества Независимых Государств. Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Исполнительного комитета СНГ.
В заседании участвовали представители Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, Исполнительного комитета Содружества и Секретариата МПА СНГ.
Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения было принято в 1992 году и является основополагающим международным договором межгосударственного сотрудничества в области здравоохранения в рамках Содружества Независимых Государств. Практика применения соглашения в течение более 30 лет показала, что ряд его норм требует изменений и дополнений с учетом современных реалий и прогресса в развитии систем здравоохранения.
В ходе встречи эксперты рассмотрели замечания и предложения к проекту протокола о внесении изменений и дополнений в соглашение, поступившие от ряда государств.
С учетом представленных поправок, которые составляют более половины текста действующего документа, эксперты пришли к пониманию о целесообразности разработки новой редакции соглашения и в целом согласовали его текст. Вместе с тем ряд положений проекта документа требует дополнительного обсуждения с учетом мнений государств – участников СНГ, которое было решено провести в четвертом квартале этого года.
По информации БЕЛТА
Совет Евразийской экономической комиссии на заседании 8 июля утвердил изменения Правил регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий.
В частности, уточнены процедуры регистрации при необходимости включения нового вида медизделия в Глобальную номенклатуру медицинских изделий и в номенклатуру медицинских изделий Евразийского экономического союза.
Скорректирован перечень документов для регистрации медизделий низких классов потенциального риска и для in vitro диагностики.
Принятые поправки позволят оптимизировать процедуру регистрации и экспертизы медицинских изделий, установленную правом ЕАЭС.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение, направленное на упрощение процедуры ввоза в Евразийский экономический союз высокотехнологичных медицинских устройств, в том числе современных систем магнитно-резонансной томографии.
С этой целью был расширен список полос радиочастот продукции, при ввозе которой на таможенную территорию ЕАЭС не требуется предоставление лицензии, заключения (разрешительного документа) или сведений из единого реестра.
«Соответствующие системы имеют ряд преимуществ с точки зрения высокого качества визуализации, установки и эксплуатации. Их технические характеристики не приводят к возникновению электромагнитных помех», – отметил директор Департамента таможенного тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян.
Принятое решение позволит сократить финансовые и временные затраты организаций при ввозе указанных товаров.
Документ вступит в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
Накануне Дня работников прокуратуры, который отмечается в нашей стране сегодня, Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед дал большое интервью издательскому дому «Беларусь сегодня». Разговор получился серьезным и откровенным, в нем затронуты все основные аспекты деятельности прокуратуры и отмечены опасные тенденции, складывающиеся в современном мире.
За каждой цифрой – людские судьбы
– Андрей Иванович, более чем за четыре года расследования уголовного дела о геноциде следственная группа Генеральной прокуратуры установила ранее неизвестные факты массового уничтожения нацистскими преступниками населения Беларуси. Расскажите нашим читателям о результатах этой работы.
– За период расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа нам удалось установить многочисленные факты истребления нацистскими палачами граждан Беларуси, о которых раньше никто не знал. На территории страны было организовано 578 концентрационных лагерей и иных мест принудительного содержания граждан. Или другими словами – лагерей смерти. Там путем создания невыносимых условий было истреблено значительное количество соотечественников. Только в лагере смерти Тростенец под Минском, самом крупном на всей захваченной советской территории, фашисты убили не менее 546 тысяч человек.
Стандартным сценарием, который нацистские военные преступники и их пособники взяли на вооружение, стало сожжение деревень вместе с жителями в рамках так называемых усмирительных акций. Конечным результатом становилось создание «мертвых зон».
Они расстреливали мирных людей, вешали, уничтожали их в газовых камерах, сжигали, подвергали голоду и эпидемическим заболеваниям. При этом для них не имело особого значения, был кто-то замечен в помощи партизанам или нет. Это должно было навести страх и подавить попытки сопротивления.
Все мы знаем трагическую судьбу Хатыни и ее жителей – таких сел и деревень в Беларуси установлено уже 290. В каждой области – свои леденящие душу факты. Всего же полностью либо частично враг уничтожил 12 868 сельских населенных пунктов. А ведь за каждой цифрой – людские судьбы и поломанные жизни.
Каждое злодеяние врага мы фиксируем, получая ценную информацию из архивных данных, в том числе в рамках правовой помощи из Российской Федерации, а также сведения от самих очевидцев тех событий и их родственников. В ходе предварительного следствия допрошено более 19,9 тысячи человек, из них около половины – бывшие узники концлагерей.
За последние два года мы направили в Верховный Суд три уголовных дела по обвинению нацистских палачей – Катрюка, Смовского и Серафимовича – в геноциде белорусского народа – в отношении их постановлены обвинительные приговоры. Это необходимо было для того, чтобы такие катрюки с подачи наших западных соседей не рассматривались как борцы за национальную идею. На конкретных примерах мы показали общественности звериную сущность этих убийц, которые не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. В скором времени в суд будет направлен еще ряд аналогичных уголовных дел.
Мы продолжим работу по сбору объективных и бесспорных доказательств геноцида белорусского народа. В условиях искажения информации о войне на Западе люди должны знать правду.
Проверки показали
– Неизменно в поле зрения прокуроров находятся вопросы соблюдения социальных прав граждан, включая жилищные. Каковы результаты работы органов прокуратуры в этой сфере?
– Значительное внимание уделено вопросам арендного жилья, предоставляемого лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Внесен ряд предложений по обеспечению эффективного учета невостребованного арендного жилья и его вовлечению в оборот, которые поддержаны Главой государства и в настоящее время реализуются.
По поручению Президента проведена масштабная проверка в сфере здравоохранения. Проверены вопросы целевого использования бюджетных средств при закупке оборудования и медикаментов, а также качества оказания медицинской помощи населению. Результаты проверки способствовали совершенствованию медпомощи в стране, в том числе повышению ее доступности для жителей сельской местности. В ряде случаев предотвращено необдуманное закрытие фельдшерско-акушерских пунктов.
Наведен порядок с очередью пациентов, нуждающихся в замене суставов, увеличено количество операций и расширен штат квалифицированных врачей.
По результатам проведенной в текущем году проверки соблюдения органами опеки и попечительства законодательства о защите прав граждан, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными, органы прокуратуры установили ряд нарушений, которые влекли неоказание помощи со стороны опекунов и попечителей.
Детям – особое внимание
– Какую работу провели органы прокуратуры, чтобы обеспечить более эффективную защиту молодого поколения? И с какими законодательными инициативами выступает Генеральная прокуратура в этой сфере?
– Что касается защиты прав несовершеннолетних, то здесь нет незначительных для прокурора вопросов. Изучается буквально все: аспекты образования, воспитания, занятости и труда несовершеннолетних.
Наше внимание сфокусировано на защите социальных прав детей-сирот и детей-инвалидов, детей из многодетных и малообеспеченных семей, профилактике семейного неблагополучия, правонарушений и гибели несовершеннолетних от внешних причин.
В частности, в текущем году органы прокуратуры проверили соблюдение законодательства о социальной защите прав детей-инвалидов. Оказалось, что ответственные государственные органы и подведомственные им организации ненадлежащим образом проводили мероприятия по их реабилитации.
Говоря о законодательных инициативах ведомства по данной линии, отмечу, что только за последние четыре года их было несколько десятков. Среди них – нормативные правовые акты, регулирующие профилактику семейного неблагополучия, организацию летнего оздоровительного отдыха детей, комплексную реабилитацию наркозависимых подростков в специальных воспитательных учреждениях, в том числе по заявлению родителей, минимизацию деструктивного влияния интернета на подрастающее поколение и иные.
Так, анализ подростковой преступности показал, что требовали корректировки вопросы вовлечения несовершеннолетних в трудовую занятость и предложения им доступного и легального способа заработать деньги.
Инициированные нами изменения законодательства направлены на создание дополнительных условий для трудоустройства подростков в свободное от учебы время.
В Парламенте также обсуждаются предложенные нами поправки в Закон «О правах ребенка» – они призваны минимизировать деструктивное влияние интернета на детей и использование его возможностей для вовлечения подростков в противоправные действия. В частности, планируется возложить на родителей обязанность защищать своих детей от информации в сети, причиняющей вред их здоровью и развитию. При этом важно разъяснять детям вред от такой информации и контролировать, как они используют ее ресурсы.
Уровень коррупции снижается
– В нашей стране делается все, чтобы минимизировать возможные коррупционные риски и снизить привлекательность коррупции. Как органы прокуратуры противостоят этому социальному явлению?
– Борьба с коррупцией – это один из приоритетов внутренней политики нашего государства.
Президент Республики Беларусь неоднократно обращал внимание на недопустимость коррупции, борьбу с ней, невзирая на чины и звания.
В стране развивается законодательство и совершенствуется правоприменительная практика, ведется диалог с деловым сообществом и гражданами. Самое главное – не допущено системного проникновения криминала в госаппарат.
Вместе с тем все еще имеются проблемы. Необходимо уделить повышенное внимание вопросам подбора и расстановки кадров, совершенствования законодательства о закупках, ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, а также работы правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений.
Примеры коррупционных преступлений свидетельствуют, что некоторые управленцы в погоне за наживой не боятся ни разоблачения, ни строгого наказания. Практически каждый пятый коррупционер из числа осужденных – это руководитель, который сам должен был заниматься профилактикой злоупотреблений. Такие факты наносят серьезный урон авторитету государства.
На состоявшемся 24 июня 2025 года в Генеральной прокуратуре республиканском координационном совещании с участием Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь рассмотрены вопросы противодействия коррупции, запланирована реализация конкретных мероприятий по повышению эффективности этой работы.
Инициативы поддержаны
– Киберпреступность бросила вызов всему миру. Какова ситуация в нашей стране и что делается, чтобы защитить наших граждан от таких преступлений?
– Генеральная прокуратура проделала значительную работу по предупреждению киберпреступлений, содействовала ускорению обмена данными между правоохранителями и банковским сектором.
В частности, по нашей инициативе все банки установили «период охлаждения», то есть заключение кредитного договора не ранее рабочего дня, следующего за днем обращения заявителя. Эта мера помогает противостоять мошенникам, вынуждающим граждан под различными предлогами оформлять на себя кредиты.
На основе Указа Президента Республики Беларусь «О мерах по противодействию несанкционированным платежным операциям» в 2024 году начала функционировать автоматизированная система обработки инцидентов Национального банка, которая за непродолжительный период оказала существенное влияние на сроки рассмотрения заявлений и сообщений о киберпреступлениях.
При участии Генеральной прокуратуры разработано законодательство, направленное на повышение защищенности граждан при совершении сделок с токенами, исключение возможности использования криптовалюты в мошеннической и другой противоправной деятельности.
– И в завершение, что бы вы хотели пожелать прокурорским работникам и ветеранам ведомства в профессиональный праздник?
– Прежде всего хочу сказать ветеранам спасибо за их бесценный опыт, волю, твердость духа и наставничество. Хочу выразить признательность и действующим работникам ведомства за инициативу, решительность, готовность брать на себя ответственность, а также принципиальность при отстаивании интересов общества и государства. Желаю всем коллегам мирного неба над головой, крепкого здоровья и благополучия в семьях.
Инна Горбатенко, « СБ. Беларусь сегодня», 26 июня 2025 г.