Под руководством Председателя Совета Республики состоялось совещание по обсуждению законопроектов
2 сентября 2022 г. в Совете Республики под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой состоялось совещание по обсуждению законопроектов «О гражданском обществе» и «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений».
В числе участников – члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей, руководители государственных органов и общественных объединений.
Открывая совещание, спикер отметила, что соответствующие законопроекты рассматривались на заседаниях экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва, а затем на совещании у Президента нашей страны.
«Александр Григорьевич тогда обратил внимание на то, что мы должны эти новеллы, которые предлагается закрепить в данных законопроектах, еще раз обсудить. Более того, целесообразно также вынести данные проекты на общественное обсуждение. И если будут предложения, Администрация Президента их аккумулирует. И тогда мы будем четко понимать, насколько правильны наши действия по принятию этих законов», – подчеркнула Председатель Совета Республики.
Участниками констатировалось, что принятие законопроекта о гражданском обществе будет способствовать повышению уровня гражданской ответственности и правовой культуры, вовлечению населения в решение наиболее значимых общественно-политических и социально-экономических вопросов, формированию навыков по осуществлению конструктивной социально-политической деятельности, направленной на защиту и продвижение национальных интересов. Также состоялось конструктивное обсуждение основных изменений в законопроект, касающийся политических партий и других общественных объединений.
По итогам совещания было предложено данные документы еще раз вынести на рассмотрение экспертного совета.
По сообщению
официального сайта Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Совета Республики)
Предложения Беларуси по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года будут озвучены на итоговом заседании Политического форума высокого уровня в июле текущего года в штаб-квартире ООН. Об этом национальный координатор по достижению ЦУР, заместитель Председателя Совета Республики Сергей Хоменко сообщил на заседании Совета по устойчивому развитию, которое проходит сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Сергея Хоменко, к началу 2025 года Программа развития ООН при участии белорусских экспертов подготовила аналитическую записку о прогрессе Республики Беларусь в реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
– Секретариату ООН направлено основное сообщение, согласованное с заинтересованными организациями, – констатировал национальный координатор. – В числе основных предложений делегации Беларуси – недопустимость применения односторонних принудительных санкций, повышение роли устойчивого сельскохозяйственного производства в сокращении бедности, призыв сохранить рынки открытыми для движения продовольствия и удобрений, увеличение роли материнства для семьи и поддержание семейных ценностей. А также учет национальных приоритетов и потребностей развивающихся стран при оказании им поддержки для укрепления потенциала и передачи технологий.
Как подчеркнул вице-спикер Совета Республики, в духе доброй воли Беларусь распространит в ООН полный проект третьего добровольного национального обзора по достижению всех 17 Целей устойчивого развития, а не только тех пяти, которые были обозначены Секретариатом ООН для защиты:
– Кроме того, хочу отметить, что Цели и задачи устойчивого развития в той или другой мере заложены в основные стратегические и программные документы, принятые в нашей стране. Это содействует выполнению страной обязательств по реализации ЦУР в установленные сроки.
Юлия Демешко, « СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Глава государства Александр Лукашенко 12 июня провел совещание с руководством Администрации Президента.
Александр Лукашенко напомнил, что в свое время было принято решение такие встречи проводить регулярно. Подобные совещания, на которых можно сверить часы, обсудить существующие проблемы и актуализировать задачи, Президент при необходимости также проводит и с экономическим блоком страны.
«У нас установилась хорошая практика работы с Правительством, когда мы обсуждаем злободневные вопросы, выносящиеся на уровень Президента. Естественно, уже проработанные не только в Правительстве, но и в последней инстанции – у вас в Администрации Президента. Обсуждаем и принимаем решение по этим вопросам. Хотелось бы, чтобы подобная практика навсегда осталась и в нашей работе», – сказал Александр Лукашенко. – В ближайшее время такое же совещание на уровне Президента мы проведем с сотрудниками, руководством Национального банка. Затем нам предстоит организовать и провести съезд ученых. За науку надо браться серьезно. Эта сфера в Администрации Президента практически исключена, и я ее не вижу в работе по организации процесса научной деятельности, особенно получения результатов».
Глава государства пояснил, что необходимость проведения совещания в НАН обусловлена в том числе недавними кадровыми изменениями. Как известно, Председателем Президиума Национальной академии наук Беларуси 22 мая был назначен Владимир Караник, до этого работавший Заместителем Премьер-министра. Президент дал понять, что это не единственное кадровое изменение и последуют другие. «В связи с изменениями, которые произошли и произойдут в руководстве Академии наук (необходимо провести тематическое совещание. – Прим.). Произойдут – это тоже тема, которая касается не только меня, но и вас прежде всего», – сказал он.
В ближайшее время Александр Лукашенко также намерен изучить ситуацию в Витебской области. «Практическое мероприятие – это совещание по развитию Витебской области. Надо посмотреть, что мы там создали хорошего и какой результат от той реформы (о создании интеграционных структур в сельском хозяйстве. – Прим.), которая была предложена еще во времена Николая Николаевича Шерстнева», – пояснил белорусский лидер.
Возвращаясь к деятельности Администрации Президента, Глава государства напомнил, что в стране давно завершилась избирательная кампания. Обещания людям даны, определена стратегия политического, экономического, социального развития страны на следующие пять лет. «По отдельным направлениям на Всебелорусском народном собрании мы еще раз коснемся этой проблемы (очень серьезно нужно готовить ВНС) и обсудим не то что ближайшие наши планы, а планы на среднесрочную перспективу. По крайней мере на пятилетку», – отметил Президент.
«Вы являетесь политическим штабом Президента и контролирующим органом. И барьером соответствующим от других структур перед Президентом. Наделены рядом функций, возлагающих на вас немалую ответственность за результат, к которому стремится вся страна», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Глава государства констатировал, что через экспертизу Администрации Президента проходят практически все ключевые назначения и решения, принимаемые на самом высоком уровне.
«И я не преувеличиваю, когда говорю, что работа в Администрации Президента, Главы Администрации, руководства – это «горячая сковородка». Цель предстоящей работы – обозначить «узкие места», откорректировать подходы к решению тех задач, которые были поставлены перед страной», – подчеркнул Президент.
Работу с кадрами Александр Лукашенко назвал главным направлением деятельности Администрации Президента. «Как в советские времена говорили, «конек партии – кадры», – сказал он.
«Формируем каждый год, обновляем кадровые резервы, а кандидатов на должность, как только открывается вакансия, ищем долго и находим не сразу. Даже в кадровый реестр Главы государства», – заметил Александр Лукашенко.
По его словам, допускаются факты внесения Президенту недостаточно проработанных кадровых предложений. «Администрация Президента должна принципиально, жестко подходить к отбору предлагаемых кандидатов. Кадровые ошибки недопустимы, – подчеркнул белорусский лидер. – Вы своими щупальцами должны видеть кадры в целом, начиная от колхозов, совхозов и заканчивая самым высоким уровнем. Но обсуждать предложения для внесения Президенту вы должны коллективно. Я вас просто предупреждаю, что ответственность будет повышаться за кадровые назначения. Есть хороший руководитель – есть результат. Нет руководителя – результата нет».
Глава государства также потребовал выстроить четкую идеологическую работу в стране.
«Когда-то все прятались от этого термина, но мною было жестко введено понятие «идеология». Как видите, сегодня все заговорили об идеологии, даже американцы. От этого уходить не надо: никто ничего лучше не придумал, как обозначить процесс всяких преобразований, целей и так далее, положенных на бумагу, в голове человека. Но земных. Не так, как это было в советские времена: все стремились построить коммунизм, но никто не знал, что это такое», – отметил Александр Лукашенко.
«Дай бог, чтобы мы, наконец, народу четко сказали не только что такое идеология, а как мы всегда говорим: вот выработать нам бы такую национальную идею, которая бы могла захватить души и сердца, разум людей, – сказал Глава государства. – Может, она и есть. Некоторые говорят «патриотизм», еще что-то. Но я не чувствую, что есть такая идея. Если мы ее выработаем (а это должно быть очень важной для нас целью, которая захватит все – от сердца до разума человека) – это вершина».
Результаты деятельности идеологической вертикали Президентом не единожды подвергались критике: «Мы принимали разные решения, но у нас здесь очень много формализма».
Он потребовал уходить от формальных подходов и не проводить встречи и собрания ради галочки. Важно, по словам Главы государства, не сколько собрано слушателей в зале, а какая часть людей вынесла для себя что-то полезное во время организованного мероприятия.
«Надо выстроить четкую идеологическую работу в стране. Не надо стремиться проводить побольше каких-то совещаний, заседаний, форумов. Принимая то или иное решение, подумайте, во что это обойдется. Это дорого», – подчеркнул Александр Лукашенко.
В этом плане Президент также поручил обратить серьезнейшее внимание на командирование должностных лиц. По его мнению, не все командировки могут быть оправданы с финансовой точки зрения, поэтому здесь необходимо навести порядок. «Я подписал (командировку. – Прим.) министру, допустим. А за министром целый же хвост едет. Поэтому железно возьмите на жесткий контроль и предупредите Премьер-министра, который вносит предложения, и других. Это огромные деньги, – обратил внимание белорусский лидер. – У нас и за Президентом целая кавалькада. Давайте с небес будем опускаться на землю. Поэтому приводите все в порядок, не глядя ни на личности, ни на ранги».
В апреле Глава государства подписал Директиву № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства». Документ призван вывести идеологическую работу на качественно новый уровень. Однако Александр Лукашенко считает, что работу руководства Администрации Президента в этом направлении захлестнула текучка.
«Не пытайтесь формально подходить к тем или иным вопросам. Принципиальнейшим образом прорабатывайте их, – поручил Президент. – Нам надо укреплять кадровый состав идеологической вертикали, переформатировать информационно-разъяснительную работу с населением, освободить идеологов от несвойственных функций».
«Телевизор – это хорошо, интернет мы начали завоевывать. Но всегда – с первого дня говорю – надо общаться с людьми. Надо с ними с глазу на глаз разговаривать. Люди это уважают, ценят», – добавил белорусский лидер.
По словам Президента, по-прежнему актуальными остаются и вопросы избыточности законодательного массива и дублирования норм.
«Это огромный пласт работы. Я знаю, что такое законотворчество. А тут надо организовать, надо посмотреть на все, что мы «натворили» за последние 10, 20, а может, 30 лет, и «отрубить» то, что нам сегодня не нужно, оставить только то, что нужно», – сказал Глава государства.
Работу в этом направлении Администрация Президента начала давно, и определенные результаты уже достигнуты.
«Это надо не забывать, – подчеркнул Президент. – Обратить надо внимание на качество экспертной проработки правовых инициатив. Нам нужны более точные прогнозы правового воздействия внесенных Правительством и доработанных вами проектов законодательных актов на среднесрочную перспективу».
Александр Лукашенко напомнил о еще одной наиважнейшей функции Администрации Президента – контроле за выполнением поручений Главы государства и письменных, и устных.
«Если этого контроля не будет, если вы не добьетесь реализации поручений Президента, Президенту в стране делать нечего. Авторитет его будет падать, и в конце концов можем довести до того, что народ подумает: да зачем этот Президент нам нужен вообще? А в наше время он нужен. Буду я или какой-то другой человек, ответственный, идущий во главе, он нужен. Но если он принимает решения – железобетонно эти решения должны быть исполнены», – потребовал белорусский лидер.
«Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства в целом выстроена. Но вопросы к обеспечению качества и своевременности выполнения поручений периодически возникают», – обратил внимание Александр Лукашенко.
Президент отметил, что многие вопросы он держит на личном контроле. «И если только я увижу, что со стороны Администрации это не получило контроля и развития, это не внедрено в жизнь – пеняйте сами на себя. И никаких отписок не принимайте, – предупредил Глава государства. – Система упреждающего контроля за выполнением поручений Главы государства вроде бы выстроена, как вы считаете, но нужен результат. Не отписки. Вопросы к обеспечению качества, своевременности выполнения поручений периодически возникают».
Одной из тем, которых коснулся Президент во время мероприятия, стала и работа с обращениями граждан.
«В идеале их (таких обращений. – Прим.) быть не должно. Как минимум обращения не должны доходить до уровня Администрации Президента. Они должны решаться на местах, – сказал Глава государства. – Но если дошли, то в процессе разбирательства следует особое внимание уделить анализу компетентности тех инстанций, где люди так и не получили помощь в решении своего вопроса».
Александр Лукашенко отметил, что часто видит, как высокие должностные лица, бывая на местах по поводу того или иного обращения, потом заявляют, что это, как оказалось, не их компетенция и надо было эти вопросы решать ранее на местах. «Зачем ты туда поехал тогда, если такое заявление делаешь? Если ты приехал и решаешь этот вопрос, значит, это и твой вопрос. Ты принял такое решение. Но для себя ты подумай: а кто же не решил этот вопрос, кто этот забор не отремонтировал или не покрасил его, к примеру говоря, вопросы разные бывают. Кто там природный газ пообещал и вовремя не подвел?» – критически заметил Глава государства.
Президент сделал акцент на том, что власть должна видеть и знать, что люди говорят о ней внутри страны и за рубежом, по каким поводам делают замечания. И по ключевым таким поводам Администрация Президента должна информировать Главу государства. «Собирайте эту информацию, выводите на уровень Президента для того, чтобы я познакомился и, приняв эту информацию, принимал решения», – ориентировал Александр Лукашенко.
В числе задач, которые обозначил на мероприятии Глава государства, была доработка функциональных обязанностей и усиление нагрузки на помощников Президента.
Александр Лукашенко напомнил: их функционал предполагает абсолютное погружение в жизнь региона. «Дмитрий Николаевич, Ваша задача, чтобы региональные помощники Президента, они же инспекторы, работали так, как надо», – поставил задачу Президент, обращаясь к Главе Администрации Президента Дмитрию Крутому.
Глава государства поручил доработать функциональные обязанности помощников с тем, чтобы усилить на них нагрузку. Ведь, по его словам, часто бывает так, что человек вроде бы работает, а на самом деле отсиживается, ждет назначения на новую должность. «Этого быть не должно, – потребовал Александр Лукашенко. – Это позор».
Президент обратил внимание, что в Беларуси должностные лица из центральных органов власти как-то не особо стремятся попробовать проявить себя на местах, в регионах, где надо решать реальные, земные задачи, а не только теоретизировать. «Никто из Администрации Президента, из центрального аппарата Правительства особо не рванул вниз», – сказал по этому поводу Александр Лукашенко. Хотя, например, в советские времена такая практика существовала, и для инструктора ЦК Компартии было наградой, если его направляли поработать председателем исполкома. «Сколько у нас из центра поехали и показали свою прыть?» – риторически спросил Глава государства.
В качестве примера он привел Китайскую Народную Республику, где отчасти переняли практику, подобную той, что была в советские времена. «И дисциплина – дай бог», – заметил белорусский лидер.
«Вы должны быть погружены в жизнь региона. Вы должны знать каждый уголок региона и требовать, требовать, требовать», – подчеркнул Александр Лукашенко, говоря про обязанности помощников.
От них Президент ожидает объективной подробной информации о состоянии дел в том или ином регионе. «Я должен не просто знать, что, где, когда и почему происходит, а видеть все вашими глазами – что там на месте и как живут наши люди на местах», – заявил Глава государства.
Если, например, в стране на республиканском уровне объявлен Год благоустройства, то одна из задач помощников Президента – сделать так, чтобы каждый житель Беларуси на местах это прочувствовал, ощутил какие-то изменения. В этой связи Глава государства напомнил о действующих нормах по содержанию территорий, прилегающих к жилым домам, и потребовал, чтобы на местах активнее работали с населением, доводя до людей, что порядок вокруг своих домов нужно наводить обязательно. Если кто-то не может этого сделать самостоятельно, например, одинокие пожилые люди, местные власти должны оказать помощь. «А если кто-то пьет и бродяжничает и не может вокруг убрать, так заставьте любыми судьбами, вместе с милицией, но так, чтобы он привел в порядок свой участок и благоустроил его», – потребовал Президент.
Александр Лукашенко, опираясь на собственные воспоминания, привел в пример то, как была выстроена работа инспекторов по областям в советские времена. Если приезжало такое должностное лицо, то «все на ушах ходили» и «район был на особом положении». Но и был результат. И теперь Глава государства ориентирует своих помощников в регионах действовать более принципиально.
«Поэтому я от вас и требую – дайте результат. Действуйте там. Но не сдуру: вот пришел и «я тут, я». Там есть губернатор, да. Но ты своими методами должен пройтись так, чтобы губернатор вспотел после вашего посещения того или иного места», – подчеркнул белорусский лидер.
Не только помощников, но и должностных лиц в целом, особенно Администрацию Президента, Глава государства настраивает на оперативные и, главное, более самостоятельные действия. «У нас что не проблема – быстрее к Президенту. Что вы ко мне бегаете? Вы знаете мою позицию. Не надо обижать людей, кто бы они ни были, если они законно работают, – сказал он. – Если мы видим, что что-то не так, – надо закон поправить. Если нарушают – пусть отвечают. Поэтому все должно быть контролируемо».
Александр Лукашенко привел пример с заморозками, которые существенно повлияли на будущий урожай садовых культур. Соответственно, надо заранее подумать над тем, как заготовить необходимые объемы продукции: «Для этого мы и есть – выработать систему, завезти это яблоко, которого будет недостача в этом году. А она будет. Я вот недавно по своему саду походил, у меня там для эксперимента есть, вижу, что процентов 10–15 живые остались (завязи. – Прим.). А остальное попало под мороз. Но даже если мы это соберем и положим, как надо, на хранение, мы не будем иметь проблем».
Присутствовавший на совещании Глава Администрации Президента Дмитрий Крутой в этой связи отметил, что как раз накануне Глава государства подписал Указ об особенностях поставки плодоовощной продукции для республиканских государственных нужд, который касается формирования стабфондов.
«Я решений много подписал. Но вы проконтролируйте. Чтобы было реализовано. Нет – хотя бы мне скажите, что кто-то не выполнил. Надо уже выгонять на улицу таких руководителей: «Мы не можем…», – отреагировал белорусский лидер.
Он напомнил, что в стране построили много хороших хранилищ, но есть факты, когда они пустуют или их содержат в ненадлежащем виде. Подобное Глава государства назвал не иначе, как преступлением.
«И это дело прежде всего помощника Президента. Он там глаза и уши Президента. Куда смотрим?» – акцентировал внимание Александр Лукашенко.
Резюмируя вышесказанное, Александр Лукашенко подчеркнул, что Администрация Президента – это политический штаб, последняя инстанция перед принятием окончательного решения. «Вы ни в коем случае не должны «входить в положение» и играть на чьем-то поле. Вы должны быть абсолютно независимыми, насколько это возможно, и объективными. Задача – формировать независимое от остальных институтов власти мнение по всем направлениям реализации государственной политики. Вы формируете мое мнение, – обратил внимание белорусский лидер. – Чем больше точек зрения, тем быстрее мы найдем оптимальное решение любых вопросов. Поэтому принцип «я начальник, ты дурак» вам абсолютно не подходит».
Глава государства убежден, что актуальные вопросы необходимо обсуждать коллективно и, возможно, решения принимать так же. По итогам проработки на столе у Президента должен лежать аналитический доклад с четким определением главного вектора действий.
Александр Лукашенко также напомнил про Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». «Повышение качества управления в целом, обеспечение исполнительской дисциплины – одни из основных целей нашей с вами работы, – заявил Александр Лукашенко. – Нет дисциплины – не будет никакого результата в работе».
(фото – официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь)
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин провел заседание Президиума Совета Министров «О реализации государственных программ, в том числе об оценке эффективности их реализации в 2021–2024 годах», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
В текущей пятилетке реализуется 29 государственных программ, подлежащих оценке. За четыре года на мероприятия этих программ направлено около Br560 млрд. Треть из них – бюджетные средства. «Несомненно, достигнуты определенные результаты. В рамках выполнения госпрограмм построено более 17 млн кв.м жилья, в том числе более 1 млн кв.м арендного жилья. Введено в эксплуатацию 119 объектов здравоохранения, 48 детских садов и 21 школа. Построено и отремонтировано более 13 тыс. км дорог. Согласно отчету межведомственной комиссии при Минэкономики две трети госпрограмм признаны высокоэффективными и эффективными. Результаты значительные и в общем положительно характеризуют ход реализации госпрограмм», – отметил Александр Турчин.
Он предложил рассмотреть вопрос реализации госпрограмм прежде всего сквозь призму подготовки к программному циклу следующей пятилетки. «Сегодня становится очевидным, что действующие подходы к госпрограммированию нужно корректировать, – сказал Премьер-министр. – Госпрограммы должны демонстрировать тренд того, как правительство планирует достичь приоритетов пятилетки. Важно определить индикаторы, которые будут комплексно характеризовать выполнение приоритетов. Упор на качественную составляющую и эффективность вложенных средств. Например, реализация приоритета «арендное жилье» не должна свестись к доведению квадратных метров. Цель – закрепление кадров в регионах».
«Реализуя госпрограммы, мы должны видеть, как меняется жизнь в регионах. Обращаю внимание, что это задача не только отраслевых регуляторов. Местные органы должны активно включиться в этот процесс, обеспечив необходимую работу с населением», – заключил глава белорусского Правительства.
По информации БЕЛТА
10 июня 2025 г. под председательством И.П.Сергеенко состоялось заседание Совета Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Члены Совета приняли к сведению информацию о ходе подготовки законопроектов к рассмотрению на второй сессии Палаты представителей.
Предваряя рассмотрение вопроса, И.П.Сергеенко напомнил, что до завершения сессии остается менее трех недель. «Мы реализовали практически все, что запланировали. За сессионный период принято 58 законопроектов», – сказал он, и призвал депутатов своевременно завершить работу по законопроектам, включенным в график. Особый акцент Председатель Палаты представителей сделал на подготовке проектов законов «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», «Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей».
На заседании был рассмотрен проект плана подготовки проектов законодательных актов на 2026 год. В этой связи Совет одобрил предложение Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике о включении в план законопроекта «О волонтерской деятельности», который планируется подготовить в порядке депутатской законодательной инициативы.
Члены Совета также приняли решения о проведении выездных заседаний постоянных комиссий Палаты представителей по аграрной политике, по экологии и природопользованию. На заседаниях планируется рассмотреть актуальные вопросы совершенствования законодательства об идентификации, регистрации, прослеживаемости животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения, а также практику применения законов об особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, Совет Палаты представителей рассмотрел блок вопросов международной повестки. В частности, обсужден ход реализации договоренностей, достигнутых во время визита парламентской делегации Беларуси в Лаос в октябре прошлого года, приняты решения о приглашении в нашу страну с визитами парламентских делегаций Турции и Объединенных Арабских Эмиратов и о командировании белорусских депутатов для участия в мероприятиях по линии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)
Волонтерская деятельность в Беларуси нуждается в нормативном регулировании, заявил журналистам председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Валерий Малашко, передает корреспондент БЕЛТА.
Сегодня состоялось заседание Совета Палаты представителей. В числе вопросов – ход подготовки законопроектов к рассмотрению на сессии Палаты представителей, а также обсуждение проекта плана подготовки проектов законодательных актов на 2026 год. Депутаты инициировали внести в план подготовки проектов законодательных актов на 2026 законопроект «О волонтерской деятельности».
«Наша комиссия выступает с важной законодательной инициативой – речь идет о законе о волонтерской деятельности. Понятно, что новеллы закона будут требовать серьезного обсуждения. Но вместе с тем мы все сегодня понимаем, что волонтерство уже достаточно прочно вошло в нашу жизнь в различных формах. И самое главное отличие волонтерского труда – это добровольность и безвозмездность. И очень важно, что все группы населения: и молодежь, и люди среднего возраста, и пожилые люди достаточно активно включены в эту работу», – сказал Валерий Малашко.
Волонтерская деятельность нуждается в нормативном регулировании, отметил депутат. «Страхование, организация питания лиц, которые занимаются волонтерской деятельностью, обеспечение специальным оборудованием, одеждой и так далее. Все эти вопросы сегодня требуют достаточно серьезного регулирования», – подчеркнул он.
Волонтеры принимают участие в самой разнообразной социально ориентированной деятельности: социально-бытовой (например, помощь сиротам и лицам престарелого возраста), психологической (поддержка лиц, пострадавших в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертв преступлений), психиатрической (психосоциальная помощь душевнобольным), медицинской (помощь медицинскому персоналу в уходе за больными), информационной (пропаганда здорового и безопасного образа жизни), экологической (участие в защите и охране окружающей среды), спортивной (помощь в проведении и организации спортивных соревнований, в том числе оказание лингвистических услуг).
Как дополнил депутат, в этой сфере активно работают такие организации, как Белорусский Красный Крест, Белорусский республиканский союз молодежи, Белорусский союз женщин, и другие.
«Применение безвозмездного труда волонтеров снижает нагрузку на работников государственных организаций в социальной сфере, что в итоге приводит к экономии бюджетных средств. Существенную роль волонтерская деятельность играет и в нравственно-патриотическом воспитании молодежи, повышении гуманитарного потенциала общества, развитии благотворительности», – добавил Валерий Малашко.
По его словам, в странах СНГ имеется достаточно разветвленное законодательство, касающееся волонтерства. Модельный закон «О добровольчестве (волонтерстве)» в 2015 году принят Межпарламентской ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств. «В то же время в законодательстве Республики Беларусь отсутствует нормативный правовой акт, комплексно регулирующий волонтерскую деятельность. Несмотря на то, что сам термин «волонтер» юридически закреплен в законах о социальном обслуживании, о физической культуре и спорте, о Белорусском обществе Красного Креста, о донорстве крови и ее компонентов, об ответственном обращении с животными, его применение ограничено исключительно сферой действия указанных документов. В связи с этим остается неурегулированным ряд вопросов, возникающих при осуществлении волонтерской деятельности, – отметил депутат. – Принятие единого нормативного правового акта о волонтерстве позволит сформировать организационно-правовой механизм осуществления волонтерской деятельности и будет способствовать созданию условий для ее широкого распространения, развития, стимулирования и повышения эффективности работы волонтерских организаций, повышения их роли в решении социально значимых задач».
По информации БЕЛТА