21.10.2022
Закон о лицензировании: эксперт комментирует, какие требования должны будут выполнять учреждения образования
Одно из новшеств подписанного Президентом Закона – в процесс лицензирования будут вовлечены учреждения государственной и частной формы собственности, которые реализуют образовательные программы на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования. Это значит, что все детские сады, школы, гимназии будут получать лицензию.
Новый документ сохраняет основные подходы к лицензированию, принятые в стране ранее. Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Михаил Мирончик уверен, что введение лицензирования поставит жирную точку на недобросовестных учреждениях.
Ко всем, кто заявляет, что готов учить детей (отнюдь не важно, говорим о государственном или частном учреждении), должны предъявляться единые требования. Родители не должны волноваться за квалифицированность педагогических работников, качество и безопасность образовательного процесса.
Чтобы открыть, например, школу, теперь нужно будет выполнить целый ряд долицензионных требований. У учреждения должны быть учебно-программная документация, наличие в собственности (или на ином законном основании) капитальных строений, изолированных помещений с заключением, что они соответствуют требованиям и их возможно использовать для образовательного процесса. Естественно, кабинеты должны быть оборудованы мебелью – партами, стульями, другими средствами обучения. Организация должна быть укомплектована педработниками, для которых данная работа является основным местом работы. Михаил Мирончик дополняет:
– В фокусе внимания будет также выполнение лицензионных требований: выполнение долицензионных условий, соблюдение предельной численности обучающихся, санитарно-эпидемиологических норм в вопросах размещения обучающихся и режиме образовательного процесса, прохождение государственной аккредитации. Обязательно будем проверять реализацию совокупности образовательных программ для соответствующего вида учреждения образования.
Осуществлять образовательную деятельность смогут только те, кто выполнит все долицензионные требования, а затем, в процессе обучения, и лицензионные. И возникает большой вопрос: станет ли обладателем лицензии тот, кто преследует сугубо коммерческие цели, в ущерб государству и личности.
Сейчас Минобразования проводит обучающие курсы, семинары, видеоконференции для учредителей, руководителей учреждений образования, лицензирующих органов.
ЭТО ВАЖНО
Нормы о получении лицензии субъектами хозяйствования государственной и частной формы собственности вступают в силу после официального опубликования Закона (напомним, Закон опубликован на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь 20 октября 2022 года), остальные положения – с 1 января 2023 года. Сроки обращения за получением лицензии определены Министерством образования в соответствии с утвержденным им графиком – не ранее 15 рабочих дней со дня вступления в силу статьи 314 Закона «О лицензировании». За указанный период соискатели лицензии должны подготовить необходимые документы и сведения, свидетельствующие о выполнении ими долицензионных требований.
Лицензирование возложено на Минский городской исполнительный комитет, городские (городов областного подчинения) и районные исполнительные комитеты. Поэтому тем, кто хочет получить лицензию, необходимо обращаться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения субъекта хозяйствования. В Департаменте контроля качества образования Министерства образования ежедневно работает горячая линия, информация о которой размещена на официальном сайте Минобразования.
Лицензирование образовательной деятельности на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования должно быть завершено до 31 декабря 2022 года.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 21 октября 2022 г.
Деловой стиль, бесплатный подвоз, освобождение от ЦЭ. Что меняется для школьников с 1 сентября
Представители Министерства образования и Минского облисполкома рассказали в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что меняется для школьников с 1 сентября после принятия новых норм в Кодекс об образовании.
Бесплатный подвоз
Консультант управления общего среднего образования Министерства образования Анжела Кудоярова отметила, что статью Кодекса об образовании дополнили нормой о том, что теперь местные советы депутатов имеют право принимать решения по бесплатной перевозке учащихся в пределах населенного пункта, в которых они проживают, до учреждения образования и обратно школьными автобусами по маршруту движения. «Раньше мы не могли использовать эту возможность. Мы могли организовать подвоз к учреждению образования только детей из сельских населенных пунктов, где нет школ. Сейчас мы можем организовать в пределах населенного пункта, – пояснила она. – Также сейчас предоставлено право осуществлять подвоз учащихся к местам проведения всевозможных образовательных мероприятий, экскурсий, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Теперь мы законодательно это закрепили».
Как региональный представитель главный специалист отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Минского облисполкома Наталья Дудкина добавила, что эта норма очень важна для регионов, потому что зачастую по этим моментам возникают некоторые сложности. «Вот шестой школьный день недели, когда идет мероприятие районного, городского уровня, а ребята из села не могут туда добраться. И тот же руководитель стоит перед выбором: он знает, что надо детей завести, но как это решить, он не знает. Теперь все просто – есть законодательная база», – подчеркнула она.
Обязательный деловой стиль одежды
Помимо этого, с 1 сентября закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды. Анжела Кудоярова пояснила, что дети, учащиеся в учреждении общего среднего образования должны придерживаться делового стиля одежды всегда за исключением уроков физкультуры и трудового обучения. В стране проводился эксперимент со школьной формой, и капсульную форму мы уже знаем. «Сейчас мы просто это утвердили на законодательном уровне», – подчеркнула она.
Одиннадцатиклассники могут быть освобождены от ЦЭ по медпоказаниям
По обращениям родителей также введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас эта норма действует только для учащихся девятых классов. «То есть, если заключение врачебно-консультационная комиссия (ВКК) выдала, то учащиеся девятых классов могут получить освобождение. В одиннадцатых классах раньше только обучающиеся на дому имели такое право. С 1 сентября будет введена норма о том, что учащиеся выпускных 11 классов по заключению ВКК смогут быть освобождены от ЦЭ по медицинским показаниям. Минздрав установит перечень заболеваний, на основании которого дети будут освобождаться от выпускных экзаменов», – пояснила Анжела Кудоярова.
Если выпускник не попал на ЦЭ, то ему будет выставлен годовой балл
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что при поступлении все равно остается необходимость подачи результатов централизованного тестирования, централизованного экзамена. «Опять же, если будет заключение от медицинской комиссии о том, что молодые люди не могут сдавать ЦЭ и ЦТ, то поступить в университет, конечно, будет можно, но, если есть ограничения у молодых людей, то они останутся и при поступлении в университет на ряд специальностей, – пояснил он. – Есть определенный перечень специальностей, на которые ребята могут поступить и без сертификатов – это или наиболее востребованные специальности в случае отличной успеваемости, либо специальности, где необходимо сдать внутренние вступительные испытания. То есть возможности, конечно, будут, но их количество будет ограничено в связи с состоянием здоровья».
По информации
БЕЛТА
Одобрен проект межправсоглашения с Россией об условиях деятельности БРУ
Глава государства Александр Лукашенко 2 июля подписал Указ № 267, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект межправительственного Cоглашения Беларуси и России об условиях деятельности Белорусско-Российского университета.
Данным международным договором конкретизируются статус и основные положения деятельности вуза, которые касаются, в частности, задач, правил и порядка приема для получения образования, органов управления.
Заключение соглашения будет способствовать развитию и укреплению отношений между двумя странами.
На проведение переговоров по проекту соглашения и его подписание уполномочено Министерство образования.
Перераспределение и возмещение обучения заказчиком. Какие законодательные изменения коснулись целевиков
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказал о том, какие законодательные изменения в Кодекс об образовании коснулись целевиков.

(фото – БЕЛТА)
Сергей Пищов рассказал, что при распределении в целом сохранены все те нормы, которые были и в предыдущей редакции кодекса. «Распределение, а правильнее сказать, закрепление молодых специалистов на первых рабочих местах или в отрасли, которую они выбрали, – это важнейший вопрос. Нужно, чтобы молодые люди, получив соответствующее образование, действительно профессионально росли и получали карьерный рост, – считает он. – Государство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы специалисты были востребованы в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы. Поэтому в данной ситуации несколько есть у нас таких нововведений в кодексе – это предоставление гарантий лицам, которые уволены с работы в связи с призывом на военную службу, но не направленные для ее прохождения. Такие случаи, пускай не часто, но случаются. У таких молодых специалистов остается на протяжении 10 дней после получения уведомления от комиссариата их рабочее место. Они могут вернуться на свое рабочее место и продолжить работу».
Также введены на законодательном уровне обязанности для организаций – заказчиков кадров возмещать государству средства в случае необоснованного расторжения целевого договора с молодыми специалистами. «Раньше такая норма была прописана у нас только на уровне договора о целевой подготовке, сейчас она закреплена на уровне кодекса», – пояснил начальник.
Кроме этого, добавлена возможность учреждениям образования использовать информацию из информационных источников республиканских органов госуправления о ситуации с трудоустройством конкретных молодых специалистов, чтобы можно было мониторить и при необходимости принимать соответствующее решение о закреплении данных специалистов.
При перераспределении молодых специалистов в период обязательной работы, которые распределены в сельскую местность, обязательным требованием стало согласование такого перераспределения с вышестоящей организацией. «Раньше такая норма была только для организаций, которые направляли по сельскохозяйственным специальностям. Сейчас это будет касаться всех специальностей – педагоги, медики, которые распределяются в сельской местности, для перераспределения обязаны будут согласовать свое перераспределение с облисполкомом, – рассказал Сергей Пищов. – Перераспределения бывают в любом случае, потому что это жизнь молодого специалиста. Распределившись, меняется его статус, где-то он связывает свою жизнь с силовыми структурами армии, где-то он женится или выходит замуж. Вместе с тем организации должны создавать такие условия, чтобы специалисты, даже изменив свой статус, закреплялись в данной организации, то есть приглашали своего мужа, жену в эту организацию. Таким образом они будут усиливать потенциал той организации, в которой они трудоустроены».
Если организация – заказчик кадров была ликвидирована во время обучения специалиста, то в первую очередь его перенаправят по той специальности, на которую он поступил. «Будет учитываться и мнение самого молодого специалиста, и потребность организаций-заказчиков в данном регионе. Для целевиков создаются особые условия – они сдают внутренние вступительные испытания и уже на стадии подписания договора о целевой подготовке принимают все условия, которые данным договором установлены», – пояснил он.
Целевая подготовка – это не льготная траектория, напомнил Сергей Пищов. «Это должны понимать как организации – заказчики кадров, так и абитуриент с его родителями. Организация-заказчик раньше на уровне договора, а сегодня на уровне кодекса должна принять специалиста на первое рабочее место, обеспечить соответствующие условия труда для того, чтобы необоснованного расторжения договора не произошло. Если это произойдет по инициативе или вине организации, то она будет выплачивать стоимость обучения. Эта норма повышает защищенность наших молодых специалистов, которые направляются по целевым договорам. Прецеденты такие были, но их необходимо исключать, конечно. С учетом того, что в последние годы у нас на целевой прием динамика положительная как в вузы, так и в колледжи, то это, конечно, необходимо закрепить на дальнейшем уровне. И мы закрепили эту норму», – заметил начальник главного управления.
По информации
БЕЛТА
На второй сессии Совета Республики рассмотрено 64 законопроекта
На второй сессии Совета Республики рассмотрено 64 законопроекта, сообщила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на закрытии второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В течение сессионного периода проделан значительный объем работы по совершенствованию нормативной правовой базы. Рассмотрено 64 законопроекта, которые охватывают широкий круг вопросов: социальная защита и страхование, занятость населения, уголовная ответственность, вопросы образования, регулирования финансово-кредитной сферы, хозяйственной деятельности предприятий и многое другое. Приняты абсолютно новые для нашей правовой системы законы «О потребительском кредите и потребительском микрозайме», «О риэлтерской деятельности», «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации». Внесены изменения в законодательные акты, касающиеся исполнительного производства, дорожного движения, государственных секретов, лицензирования, регулирования оборота драгоценных камней и металлов. Созданы экономические стимулы к продолжению трудовой деятельности для пожилых граждан. Упрощен порядок назначения и получения пенсий. Предусмотрены принципиально новые подходы к определению категорий граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование, внедрен механизм начисления обязательных страховых взносов на скрытую заработную плату», – рассказала Наталья Кочанова.
Закреплен принцип обязательности общего среднего образования, расширена сфера применения реализации принципа инклюзии, обеспечивающего равный доступ к получению образования детей, в том числе с индивидуальными особенностями. «Усовершенствованы подходы к подготовке молодых специалистов. Изложенные в новой редакции законы «О ветеранах» и «О занятости населения» регулируют социальные аспекты отношений общества и государства, адресности дополнительной финансовой помощи. С приглашением экспертов во всех регионах страны были обсуждены наиболее острые положения Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности, – отметила спикер. – Уточнены порядка ста санкций Уголовного кодекса, комплексно реализован принцип обеспечения индивидуального подхода при назначении наказания. Ярким примером гуманной политики нашего государства стал закон «Об амнистии в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне». Это помощь оступившимся людям, забота об их родственниках, которые переживают за судьбу близких. В общей сложности амнистия затронет около 8000 осужденных».
В ходе второй сессии Советом Республики ратифицирован ряд двусторонних соглашений с Российской Федерацией, странами Азии, Африки, Латинской Америки, а также многосторонних документов в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств. «Большинство принятых законов прошло через правовой фильтр, наш экспертный совет, созданный для совершенствования правовой базы, упреждения социальной напряженности в обществе, повышения качества, обоснованности и эффективности конкретных правовых решений. За время работы совета проведено 148 заседаний, на которых были рассмотрены 314 вопросов. По статистике – в двух из трех случаев эксперты высказывают принципиальные замечания по проектам законодательных актов, – подчеркнула Наталья Кочанова. – По поручению Главы государства год назад мы провели масштабную ревизию национального законодательства. Во-первых, чтобы сократить огромный массив правовых актов, во-вторых, устранить противоречия в правовом регулировании. И в-третьих, выявить документы, не соответствующие Конституции, законам и указам Президента. Наши предложения в целом поддержаны Главой государства и будут учтены государственными органами в дальнейшей работе по совершенствованию законодательства».
По информации
БЕЛТА
«При Президенте Республики Беларусь» – 30 лет. Академия управления отмечает важную веху своей истории
Академия управления отмечает 30-летие присвоения статуса «При Президенте Республики Беларусь». В центре Минска – на площади Государственного флага – собрались около 1,5 тыс. выпускников академии 2025 года на торжественную церемонию вручения дипломов, приуроченную к этой важной дате, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Президентская Академия сегодня вручила дипломы новому поколению управленцев и руководителям высшего звена. Всего на церемонии присутствовали около 3 тыс. человек – обучающиеся, выпускники, представители профессорско-преподавательского состава, гости.
Приветственный адрес главы Приветственный адрес Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого по случаю 30-летия со дня преобразования Академии управления при Кабинете Министров в Академию управления при Президенте Республики Беларусь зачитала Заместитель Гглавы Администрации Президента Ольга Чуприс.
«Этот высочайший статус, присвоенный решением Главы государства, подчеркивает ключевую роль учреждения в подготовке для экономики и социальной сферы компетентных, всесторонне образованных руководителей и убежденных патриотов, – говорится в приветственном адресе. – Статус «При Президенте Республики Беларусь» возлагает на коллектив вуза особую ответственность и влечет самое серьезное требование к качеству образования и выполнению задач в сфере государственного строительства».
Отмечается, что за прошедшие годы академия стала уникальной школой управления и ведущим научно-практическим центром в области кадровой политики и общественных отношений.
Дмитрий Крутой выразил уверенность, что коллектив и впредь с честью и достоинством будет выполнять все возложенные на него главой государства задачи, вносить весомый вклад в укрепление и процветание родной Беларуси.
Сегодня среди тех, кто пришел поздравить Академию управления при Президенте Республики Беларусь, – высшие должностные лица страны, представители государственных учреждений, а также крупных предприятий и организаций, которые являются надежными партнерами академии в воспитательном и образовательном процессе.
Радость праздника вместе с выпускниками разделили почетные гости. Среди них руководство Администрации Президента Республики Беларусь, Национального банка, Центральной избирательной комиссии, Генеральной прокуратуры, министерств образования, связи и информатизации, других государственных органов и организаций.
В дальнейшем такой формат вручения дипломов станет доброй ежегодной традицией, способствующей консолидации выпускников вокруг своей альма-матер.
В конце июня 1995 года Указом Главы государства Академии управления был присвоен статус «При Президенте Республики Беларусь», и сегодня выпуск обучающихся приурочен как раз к этой знаменательной дате.
В Академии управления при Президенте Республики Беларусь формируется управленческая элита страны. Выпускники – это высококвалифицированные специалисты, способные управлять и принимать стратегически важные решения для страны, действующие и будущие управленцы, которые обеспечивают стабильность и развитие государства.
По информации
БЕЛТА