Департамент по предпринимательству Минэкономики прокомментировал новый Закон «О лицензировании»
(фото – БЕЛТА)
По словам Ольги Русинович, данный документ комплексно и системно регулирует всю сферу лицензирования. Им определены виды деятельности, подлежащие лицензированию, лицензирующие органы, требования к лицензиатам, сроки рассмотрения заявлений и так далее.
«При подготовке проекта Закона Минэкономики стремилось сократить административную нагрузку на бизнес, сделать процесс получения лицензии предельно прозрачным и простым.
Для этого сокращены сроки принятия решений – до 15 дней, а при необходимости оценки либо экспертизы – до 25 дней.
Кроме того, четко оговорены требования по каждому виду деятельности. То есть, соискатель будет понимать, что необходимо сделать до того, как претендовать на лицензию, и как следует вести бизнес в дальнейшем», – пояснила директор Департамента по предпринимательству.
Ольга Русинович также ответила на вопрос журналистов об ожидаемом эффекте от принятых норм.
«Значимое новшество Закона – переход с 1 января 2024 года на электронную подачу документов соискателями, и электронное отображение наличия лицензии у того или иного субъекта хозяйствования в Едином реестре. За счет этого ожидаем значительного сокращения временных и материальных издержек бизнеса, что, без сомнения, принесет экономический эффект», – подчеркнула директор Департамента.
По сообщению официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая 2025 г. и подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие новации предусмотрены законопроектом – узнавал наш корреспондент.
Эволюционное развитие
Для начала отметим, что данный законопроект долгое время разрабатывался на площадке Министерства юстиции во взаимодействии с представителями бизнес-сообщества. Его главная цель – комплексное совершенствование отношений в сфере создания, реорганизации и прекращения бизнеса. Законопроект также сменит действующий на протяжении долгого времени декрет Главы государства по указанному вопросу. Это связано с ранее внесенными в Конституцию нашей страны изменениями, согласно которым последующие корректировки декретов не осуществляются, а взамен декретов Президента готовятся другие акты законодательства. Сам законопроект направлен на ускорение процесса вхождения в бизнес, на максимальную цифровизацию отношений, которые в этой сфере имеют место, и конечно же, на создание дополнительных мер по защите интересов государства, общества и граждан.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Николайкина, законопроект подготовлен качественно:
– Приятно отметить, что разработчики до внесения в Палату представителей провели несколько публичных обсуждений данного законопроекта. И я знаю, что они включили в него около 40 предложений, которые были высказаны на общественном обсуждении. Это тоже нормально, это связь с практикой.
Ключевые новеллы
В законопроекте предусмотрен ряд новаций. Так, устанавливается возможность государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматривается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Кроме того, исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Расширяются и способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации.
– Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (пять календарных дней вместо установленных в настоящее время семи), закрепляется создание электронного архива. Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности. Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом при определении регистрирующего органа будет являться его местонахождение, – отметил Виктор Николайкин.
Законопроектом также закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение. Он будет столь же обязательным, как и юридический адрес, и будет использоваться для направления субъектам хозяйствования официальных уведомлений, и получение уведомлений на этот электронный адрес будет порождать правовые последствия. Кроме того, закладываются механизмы дополнительного сопряжения государственных информационных систем, чтобы в наиболее короткие сроки вся информация о деятельности субъекта хозяйствования была доступна к использованию в рамках Единого государственного регистра юридических лиц.
– В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования, – сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
Практический подход
Законопроектом предлагается и новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» планируется установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
– Законопроектом также предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с пяти до трех рабочих дней. Также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие его постановку на учет, по истечении трех рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе, – отметил парламентарий.
Кроме того, предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица, а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
– Для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации или реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, связанном с его реорганизацией с учетом устанавливаемых условий, – подчеркнул Виктор Николайкин.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 10 июля 2025 г.
Об этом рассказала 9 июля заместить Министра экономики Республики Беларусь Елена Болигатова в ходе круглого стола, на котором обсудили проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы. Мероприятие организовано на площадке НИЭИ Минэкономики.
Елена Болигатова отметила, что в одобренной Главой государства Концепции Программы на 2026–2030 годы, одним из ключевых приоритетов является развитие человеческого потенциала. И сегодня стоит задача выслушать мнения всех заинтересованных сторон – органов госуправления, научного сообщества, бизнеса и экспертов, обобщить эти предложения и консолидировать их в итоговом документе.
«Необходимо сосредоточиться на конкретных, значимых вопросах, которые реально реализовать в течение пятилетия. Проект ПСЭР-2030 опирается на достижения предыдущих лет, учитывает современные вызовы и ориентирован на практические решения. Нам важно мнение бизнес-сообщества о том, что еще необходимо включить в проект документа», – отметила замминистра экономики.
Директор НИЭИ Минэкономики Наталья Берченко представила предложения в проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы.
В ходе обсуждения проекта документа затрагивались вопросы разработки системы новых стандартов качества жизни, цифровизации, подготовки кадров, поиска новой нишевой индустриализации, роли бизнеса в социально-экономическом развитии страны и др.
Круглый стол с участием представителей бизнес-сообщества открыл серию рабочих встреч по обсуждению проекта ПСЭР-2030.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь». Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с законопроектом Водный кодекс Республики Беларусь предлагается изложить в новой редакции.
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
Водный кодекс Республики Беларусь дополняется полномочиями для местных исполнительных и распорядительных органов распоряжаться водными ресурсами на соответствующей территории с определением приоритетов их целевого использования с учетом общегосударственных интересов. Предусматриваются специальные требования, позволяющие регулировать последствия самовольного выполнения работ на водных объектах.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей.
По информации БЕЛТА
В Беларуси планируется скорректировать Закон о потребительской кооперации. Об этом сообщила председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инесса Короткевич на пресс-конференции, посвященной развитию потребительской кооперации, передает корреспондент БЕЛТА.
«В этом году мы начали очень большую работу по внесению изменений в этот закон. Это делается для того, чтобы в ближайшем будущем мы могли не только за счет привлеченных кредитных ресурсов или за счет помощи государства инвестировать в нашу систему (в материально-техническую базу, техперевооружение), а могли привлекать частных инвесторов, в том числе зарубежных», – отметила Инесса Короткевич.
По ее словам, потребность в развитии инфраструктуры велика и есть интерес в отдельных видах хозяйственной деятельности (заготовительной, торговле, общественном питании, реальном секторе экономики) создавать совместные предприятия. «Мы будем готовы к этому. Самое главное – заслужить положительную оценку у населения и выполнить нашу социальную функцию. Обслуживание должно быть на очень высоком уровне», – подчеркнула Инесса Короткевич.
Закон о потребительской кооперации определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ, их союзов в Беларуси.
По информации БЕЛТА
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации БЕЛТА