В Беларуси планируют значительно увеличить объемы строительства арендного жилья
В Беларуси планируют значительно увеличить объемы строительства арендного жилья. Об этом заявил заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики, передает БЕЛТА.
«При формировании программы жилищного строительства на 2023 год наряду с решением вопросов строительства жилья с господдержкой будут определены меры по значительному увеличению объемов строительства арендного жилья для обеспечения нуждающихся по месту работы, в том числе военнослужащих и других категорий граждан», – сказал Анатолий Сивак.
В октябре текущего года на рассмотрение главе государства внесены предложения о дополнительной передаче из республиканского бюджета областям межбюджетных трансфертов на общую сумму Br190 млн, в том числе на строительство арендного жилья – Br86 млн.
По плану реализуется программа жилищного строительства. «По итогам работы за 9 месяцев 2022 года в эксплуатацию введено 2,8 млн кв.м жилья (102,6 % от плана 9 месяцев), в том числе с государственной поддержкой – 0,9 млн кв.м (115 %). По итогам года в целом по стране ожидается выполнение установленных годовых заданий (4,2 млн кв.м и 1,2 млн кв.м соответственно)», – отметил вице-премьер.
В этом году уже построено 7098 квартир для 6985 многодетных семей (84 % от годового плана), получили направление на улучшение жилищных условий 7617 таких семей (79 %). Решены вопросы изыскания источников льготного кредитования граждан на жилищное строительство.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси планируется скорректировать Закон о потребительской кооперации. Об этом сообщила председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инесса Короткевич на пресс-конференции, посвященной развитию потребительской кооперации, передает корреспондент БЕЛТА.
«В этом году мы начали очень большую работу по внесению изменений в этот закон. Это делается для того, чтобы в ближайшем будущем мы могли не только за счет привлеченных кредитных ресурсов или за счет помощи государства инвестировать в нашу систему (в материально-техническую базу, техперевооружение), а могли привлекать частных инвесторов, в том числе зарубежных», – отметила Инесса Короткевич.
По ее словам, потребность в развитии инфраструктуры велика и есть интерес в отдельных видах хозяйственной деятельности (заготовительной, торговле, общественном питании, реальном секторе экономики) создавать совместные предприятия. «Мы будем готовы к этому. Самое главное – заслужить положительную оценку у населения и выполнить нашу социальную функцию. Обслуживание должно быть на очень высоком уровне», – подчеркнула Инесса Короткевич.
Закон о потребительской кооперации определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ, их союзов в Беларуси.
По информации БЕЛТА
Интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Об этом рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре БЕЛТА.
Судя по обращениям в МАРТ, а также запросам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые пытаются разобраться, как правильно действовать в рамках законодательства, интернет-магазины в Беларуси пользуются большой популярностью, отметила Инна Гаврильчик. «Мы видим, что это очень популярно, покупок очень много. Об этом же свидетельствует рост количества интернет-магазинов в стране. По состоянию на 1 января 2025 года в Беларуси была зарегистрирована почти 31 тыс. интернет-магазинов – это в 2,6 раза больше, чем в 2020 году», – рассказала Инна Гаврильчик.
С ростом популярности взаимоотношения интернет-площадок с потребителями также начали строиться более активно. Возникла необходимость регулирования этой сферы деятельности. В чистом виде интернет-площадка не являлась до недавнего времени стороной во взаимоотношениях с потребителем. «У нас взаимоотношения такие: потребитель – продавец интернет-торговли. Но площадка – это тоже ресурс, который оказывает потребительские услуги, предоставляет информацию о товарах, возможность оплатить, заказать и так далее», – пояснила начальник управления.
Регулирование этой сферы уже началось: в правила дистанционной торговли были внесены изменения о том, какой ресурс является интернет-площадкой, кто является владельцем интернет-площадки, а также дано определение пунктам выдачи заказов, что тоже актуально для потребителей. «С 11 июля вступают в действие нормы, которые предусматривают обязанность интернет-площадок и интернет-магазинов отвечать на электронные обращения потребителей. До этого времени такой обязанности не было», – сказала представитель МАРТ.
Зачастую на интернет-площадках присутствуют продавцы не из Беларуси, что затрудняет разрешение потребительских споров, восстановление нарушенных прав. В связи с этим в перспективе планируется возложить на интернет-площадку такие же обязанности, как и у продавца. «Если продавца нет в Республике Беларусь, но через интернет-площадку потребитель заказал товары, он пытается обратиться к продавцу – тот не реагирует, значит, он имеет право обратиться к интернет-площадке. Например, сдать некачественный товар, потребовать возврат денег за этот некачественный товар», – пояснила Инна Гаврильчик.
По информации БЕЛТА
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 мая 2025 г. № 41 «Об изменении постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Постановлением внесены изменения в тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих:
- аппаратчик получения технического углерода 4-го разряда (содержится в разделе «Производство технического углерода» выпуска 31 ЕТКС), в части дополнения разделов «Характеристика работ» и «Должен знать» оборудованием, работающим под избыточным давлением, газоиспользующего оборудования, входящего в технологическую установку;
- аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4-го разряда (содержится в выпуске 24 ЕТКС «Общие профессии химических производств») в части дополнения раздела «Характеристика работ» сосудами, работающими под избыточным давлением, раздела «Примеры работ» – производством технического углерода;
- накладчик на печатных машинах 1-го, 2-го разрядов (содержится в разделе «Печатные процессы» выпуска 55 ЕТКС), в части дополнения раздела «Характеристика работ» работами по использованию 3-D принтера и другого печатающего оборудования, раздела «Должен знать» соответствующими знаниями.
Данные изменения внесены в тарифно-квалификационные характеристики в связи с освоением в производстве новых технологий, видов продукции, приобретением современного оборудования, ранее не используемого в деятельности организаций.
Одновременно изложены в новой редакции перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных выпусками 24, 31 и 55 ЕТКС, с указанием их наименований по ранее действовавшим выпускам ЕТКС и перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных ранее действовавшими выпусками ЕТКС, с указанием измененных наименований профессий, разделов и номеров выпусков, включенных в 24, 31 и 55 выпуски ЕТКС.
Постановление вступает в силу с 9 июля 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации БЕЛТА
Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев и помощник первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дениса Мантурова Алексей Медников провели 8 июля рабочую встречу с Председателем Госстандарта Еленой Моргуновой.
Тема – обсуждение подходов к созданию технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства, а также обмен практическим опытом в сфере технического регулирования.
Встреча прошла на площадке БелГИСС.
Перед ее началом Алексей Медников подробно ознакомился с направлениями деятельности института. Круг интересующих его вопросов был чрезвычайно широк – разработка стандартов, ведение фонда технических условий, повышение квалификации, учреждение Государственного знака качества и критерии оценки, наращивание испытательного и измерительного потенциалов.
Большое внимание Алексей Медников уделил вопросам сертификации и испытаний по параметрам энергоэффективности как инструменту защиты рынка от не соответствующей заявленным свойствам продукции.
Сергей Глазьев и Алексей Медников также посетили выставочную экспозицию «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», функционирующую в БелГИСС.
Напомним, что итог по вопросу создания технического комитета по стандартизации и качеству в рамках Союзного государства должен быть к декабрю 2025 года. Соответственно, проект положения о комитете предполагается подготовить к сентябрю.
Елена Моргунова выразила гостям благодарность за интерес к работе системы Госстандарта и отметила значительное ускорение работ в сфере технического регулирования на площадке Союзного государства в последнее время. При этом важнейшей задачей создаваемого комитета она обозначила урегулирование спорных вопросов на экспертном уровне.
Госстандарт Беларуси и Росстандарт концептуально согласовали подходы.
Предполагается, что на первом этапе технический комитет будет коллегиальным органом. После наработки определенного механизма и опыта возможно создание постоянно действующего центра в структуре Союзного государства.
Алексей Медников высказал мнение, что данный комитет будет важнейшим инструментом, который поможет показать преимущества стандартизации, более эффективно использовать все элементы инфраструктуры качества (стандартизацию, метрологию, аккредитацию, надзор) для обеспечения конкурентоспособности продукции. При этом крайне важно привлекать к этой работе промышленность для создания отраслевых практических кейсов, в которых показать, каким образом стандартизация может помочь обеспечить преференции для национального производителя, что, разрабатывая стандарты в своих интересах, он обеспечивает себе дополнительные рынки. Это предложение может быть реализовано на уровне двух стран либо в рамках технического комитета, либо взаимодействия профильных структур.
Вовлечение интересов отраслей также важно в решении вопросов недобросовестной конкуренции.
Алексей Медников отметил, что в Беларуси действует мощные надзор и испытательная база, ограничены возможности фальсифицировать результаты оценки соответствия. Это может быть примером действенной системы, которая обеспечивает работу собственной промышленности и с помощью лабораторий отсекает недобросовестных конкурентов.
Подытоживая дискуссию, Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев поддержал то, что комитет должен работать сквозь призму практических проблем, привлекать отрасли, учитывать их интересы. Особое внимание – приоритетным направлениям стандартизации, представляющим общий интерес, включая цифровую трансформацию в области технического регулирования, требования к маркировке продукции как критерию прослеживаемости и идентификации, стандарты для технологической кооперации.
Ведь кто владеет стандартами, тот владеет рынком!
По сообщению официального сайта Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь