Депутат: подготовка проекта Кодекса об архитектурной и строительной деятельности вышла на завершающую стадию
Подготовка проекта Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности вышла на завершающую стадию. Об этом сообщил сегодня в Кобрине председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству Палаты представителей Национального собрания Виктор Николайкин, передает корреспондент БЕЛТА.
«Занимаемся подготовкой ко второму чтению Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Работа уже подходит к завершению. В первом чтении кодекс был принят в мае. За это время мы рассмотрели более 500 поправок, проведена большая работа. Еще раз направили на места на согласование, получили ряд замечаний, но их уже немного. Думаю, до конца года должны подготовить документ для рассмотрения в Овальном зале», – рассказал Виктор Николайкин.
Также в этом году приняты изменения в Земельный кодекс. Часть положений начала действовать с 1 сентября, ряд вступит в силу с 1 января 2023 года. «Строительство неразрывно связано с земельными отношениями. Строительный кодекс – всеобъемлющая дорожная карта для строителя. Смысл в том, чтобы он стал настольной книгой для профессионалов, начиная от идеи создания объекта и заканчивая его вводом в эксплуатацию», – пояснил Виктор Николайкин.
В Кобрине сегодня проходит выездное заседание Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству, на котором обсуждают проблемы и перспективы отрасли. В мероприятии принимают участие Министр архитектуры и строительства Руслан Пархамович и Председатель Государственного комитета по имуществу Дмитрий Матусевич.
«Брестская область в целом и Кобрин в частности занимают лидирующие позиции в жилищном строительстве. В регионе в 2022 году запланировано построить 640 тыс. кв.м жилья. План выполняется, динамика положительная. Важно, что очень развито строительство индивидуального жилья. Этот опыт, считаем, нужно распространять на всю республику», – добавил председатель Постоянной комиссии по жилищной политике и строительству.
По информации БЕЛТА
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева, БЕЛТА
В Беларуси актуализирован комплекс нормативных документов, устанавливающих обязательные требования к проектированию, строительству и эксплуатации некоторых зданий, сооружений. О новациях БЕЛТА рассказали в РУП «Стройтехнорм».

Постановлением Министерства архитектуры и строительства Беларусь
и от 30 июля 2025 года № 91 утверждены и введены в действие с октября строительные правила СП 3.03.09 – 2025 «Лесохозяйственные дороги». Они регламентируют разработку проектной документации и производство работ при возведении, реконструкции, капитальном ремонте лесохозяйственных дорог.
Строительные правила СП 3.02.19 – 2025 «Учреждения общего среднего образования», утвержденные постановлением ведомства от 30 июля 2025 года № 92, распространяются на здания и помещения начальных, базовых, средних школ, гимназий, лицеев, специализированных лицеев, гимназий – колледжей искусств, училищ олимпийского резерва и других учебных заведений. Устанавливаются правила их проектирования. Исключение составляют школы-интернаты, санаторные школы-интернаты, училища (военные, кадетские).
С 16 октября действуют строительные нормы СН 4.03.02 – 2025 «Биогазовые комплексы». Они утверждены постановлением Министерства архитектуры и строительства от 30 июля 2025 года № 89. Они предназначены для применения при всех видах работ при размещении и при разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, модернизацию и снос биогазовых комплексов. Нормы не распространяются на объекты газораспределительной системы и газопотребления, на которых находится или может находиться природный газ по ГОСТ 5542.
Также внесены изменения в строительные правила 5.02.01 – 2021 «Каменные и армокаменные конструкции». Это обусловлено получением новых экспериментальных данных о механических характеристиках каменных кладок с применением кладочных материалов отечественного производства, а также опыта проектирования и возведения каменных конструкций.
«Актуализированы положения в части уточнения характеристических значений прочности каменной кладки при сжатии, сдвиге и растяжении при изгибе, общие положения расчета каменных и армокаменных конструкций, положения, касающиеся проверки предельных состояний армокаменных конструкций при изгибе и сдвиге, назначения расстояния между деформационными швами в несущих каменных стенах», – пояснили специалисты.
Кроме того, скорректированы строительные нормы 2.04.02 – 2020 «Здания и сооружения. Энергетическая эффективность». Уточнены нормы удельного расхода энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период на базе эталонов жилых и общественных зданий, объемно-планировочные, инженерные и технологические решения которых были обоснованы в период разработки первичных значений. При актуализации были учтены изменения в методиках расчета показателей. Речь идет об учете вспомогательной энергии на работу инженерных систем, применении коэффициента дополнительных теплопотерь для общих теплопотерь здания, которые несколько увеличивают нормативное значение относительно старой версии методики.
«В связи с существенным различием градусосуток отопительного периода и неравномерным изменением климатических норм по территории страны нормативные значения удельного расхода энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период, дифференцированные по областным центрам в первой редакции, в окончательной редакции переведены на градусосутки отопительного периода. Такой подход повышает адекватность требований норм климатическим параметрам населенных пунктов страны», – пояснили на предприятии.
По информации БЕЛТА
Где можно построить или купить жилье с господдержкой, рассказала в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления строительства и жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Инна Пинковская.
Главой государства подписан Указ № 95 «О государственной поддержке при жилищном строительстве» от 6 марта 2025 г. В этом законодательном акте сгруппированы все виды господдержки, на которые имеют право граждане. «В них входят три вида: льготные кредиты, одноразовые субсидии и финансовая помощь государства в погашении льготных кредитов. На получение льготных кредитов имеет право 21 категория граждан (11 во внеочередном порядке). На получение одноразовых субсидий право предоставлено 17 категориям граждан (10 во внеочередном порядке). Финансовая помощь предоставляется многодетным семьям и молодым семьям при рождении детей. Также есть категории, которые имеют право получить одновременно и льготный кредит, и одноразовую субсидию, – таких 6. В том числе есть и категории, которые имеют право получить все поддержки одновременно. Например, молодая семья», – сказала Инна Пинковская.
Господдержка в виде льготных кредитов либо одноразовых субсидий предоставляется при строительстве или реконструкции одноквартирных либо блокированных жилых домов гражданами подрядным либо хозяйственным способом. Кроме того, с использованием льготных кредитов либо одноразовых субсидий граждане могут приобрести жилые помещения, построенные по госзаказу, а также на первичном или вторичном рынке жилья, но только в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек. «Это значит, что априори любой очередник населенного пункта до 20 тыс. человек, который при определенных условиях имеет право на получение господдержки, вправе воспользоваться льготным кредитом и улучшить свои жилищные условия. Любой очередник иного населенного пункта, например Минска, если он осуществляет строительство или приобретение жилого помещения в населенном пункте до 20 тыс. человек, также имеет право воспользоваться господдержкой», – пояснила она. В других случаях приобрести жилое помещение на первичном или вторичном рынке жилья могут только многодетные семьи. Иные категории граждан таким правом не наделены.
Кроме того, она подробнее рассказала об основных условиях предоставления господдержки. «Гражданин должен состоять на учете нуждающихся, относиться к тем категориям граждан, которые упомянуты в Указе № 95. Он должен быть малообеспеченным. Порядок отнесения граждан в категории малообеспеченных определяется соответствующим постановлением Совмина № 328 «О порядке предоставления государственной поддержки при возведении, реконструкции или приобретении жилых помещений» от 13 июня 2025 г. Льготные кредиты у нас предоставляются с соблюдением очередности. Принцип также определен в постановлении № 328. Льготные кредиты и одноразовые субсидии не предоставляются, если гражданин относится к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике», – отметила Инна Пинковская.
Господдержка предоставляется один раз. «Исключение составляет либо многодетная семья, либо граждане, которые приобрели статус многодетной семьи в связи с рождением ребенка. Иные категории таким правом не наделены. Жилое помещение, которое семья построила с господдержкой, она не вправе предоставлять по договору найма до погашения льготного кредита. Кроме того, на это жилое помещение налагается обременение в виде невозможности его отчуждения до погашения льготного кредита и в течение пяти лет с момента досрочного погашения кредита. Исключения составляют те случаи, которые определены в законодательстве. Например, переезд в другую местность, улучшение жилищных условий», – обратила внимание заместитель начальника.
Размеры господдержки также закреплены в законодательстве. Наиболее льготные условия предоставления господдержки имеют многодетные семьи. Им льготные кредиты предоставляются под 1 % на 40 лет. На такие же условия предоставляются льготные кредиты и детям-сиротам. Иным категориям граждан в основном льготные кредиты предоставляются на срок до 20 лет под 5 % годовых. Есть категория граждан, которые проживают, работают и строят жилье в населенных пунктах до 20 тыс. человек. У них проценты по кредиту составят только 3 % годовых, пояснила Инна Пинковская.
Также есть особенности предоставления льготных кредитов. «Например, военнослужащим и приравненным к ним лицам, которые состоят на учете по месту службы и направляются на приобретение жилья по госзаказу по месту службы. Они должны 10 лет прослужить с момента получения льготного кредита. Такие же условия у нас предусмотрены и в населенных пунктах юго-восточного региона Могилевской области. Если льготные кредиты им предоставляются с учетом преференции для такой категории граждан под 1 % годовых, они обязаны осуществлять трудовую деятельность на такой территории в течение 10 лет с момента получения кредита», – подытожила она.
По информации БЕЛТА
Министерство архитектуры и строительства определило статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ за сентябрь. Это предусмотрено ведомственным постановлением от 10 октября 2025 г. № 110, которое официально опубликовано на Национальном правовом Интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
Документом определены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ, в том числе эксплуатации машин и механизмов (средний по стране – 100.7564), строительных материалов, изделий и конструкций (средний по стране – 100.3865). Они рассчитаны за сентябрь к августу.
Также установлены статистические индексы стоимости строительно-монтажных работ для приведения организациями объемов подрядных работ в сопоставимые условия, указанные за сентябрь 2025 года к сентябрю 2024 года. Средний индекс по стране составил 113.0828.
Постановление вступает в силу после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
Пакет поправок в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза находится в финальной стадии подготовки. Об этом заявил член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Руслан Давыдов, выступая на мероприятии «Евразийский логистический день», сообщили БЕЛТА в пресс-службе ЕЭК.

«Внедрение навигационных пломб, реализация соглашения о единой системе таможенного транзита – важные шаги, которые будут способствовать развитию перевозок по территории Евразийского экономического союза», – подчеркнул министр ЕЭК.
Руслан Давыдов рассказал, что находящийся в финальной стадии подготовки пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС отражает предложения бизнес-сообщества и содержит нормы для повышения логистического потенциала ЕАЭС. Среди них – отмена декларирования контейнеров, расширение применения электронных документов, регулирование каботажных и контрейлерных перевозок.
Министр ЕЭК обратил внимание на важность развития пограничной инфраструктуры для транзитной привлекательности союза и работы комиссии по формированию единых обязательных требований к обустройству и оснащению пунктов пропуска.
«Использование цифровых технологий в пунктах пропуска позволяет быстро обрабатывать информацию о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу и значительно повышать объемы такого перемещения за счет сокращения времени контрольных процедур. Учитывая важность этой работы, развитие скоординированного развития пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС заложено и в план по реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС», – подчеркнул он.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
