Как налоги формируют бюджет и субсидии на коммуналку, рассказали в МНС
Как налоги формируют бюджет и субсидии на коммунальные услуги, рассказал первый заместитель Министра по налогам и сборам Владимир Муквич, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
Владимир Муквич также в связи с многочисленными обращениями граждан по поводу изменений в порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги прокомментировал нововведение. «Позиция Министерства по налогам и сборам по данному актуальному вопросу следующая. Установлена конституционная обязанность каждого гражданина участвовать в государственных расходах. Исходя из этой основной обязанности налоговая служба осуществляет и организовывает контрольную работу. Гражданами Беларуси за 10 месяцев текущего года уже уплачено налогов на сумму более Br13,5 млрд. Соответственно, это не только подоходный налог, это имущественные платежи и другие. Каждый гражданин, внося в установленные сроки платежи в бюджет, участвует в финансировании государственных расходов. Большинство граждан действительно это выполняют к назначенному времени в полном объеме», – рассказал он.
Первый замминистра отметил, что есть и граждане, которые не в полной мере готовы своевременно вносить платежи в бюджет, и в их отношении налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия. «Если говорить про подоходный налог, то за 9 месяцев текущего года мы выявили лиц, которые уклонялись от уплаты платежей в бюджет на сумму, если говорить про камеральный контроль, то это почти Br50 млн, если о проведении контрольных мероприятий, то это практически Br120 млн, – поделился результатами он. – Хочется подчеркнуть, что большинство наших граждан добровольно и своевременно вносят платежи в бюджет, который установлен в законодательстве. Средства, которые формируются в бюджете, через механизм субсидирования направляются на финансирование государственных услуг. Как правило, в местном бюджете предусмотрено соответствующее субсидирование. В местных бюджетах почти 5 % идет на финансирование таких услуг, в том числе и жилищно-коммунальных. К примеру, только на возмещение расходов по коммунальным услугам, на их субсидирование, в бюджете на 2025 год ежемесячно предусмотрено практически Br870 рублей на одного жителя страны».
Со стороны государства принимаются меры для того, чтобы обеспечить справедливое и бережное использование каждого рубля, обратил внимание Владимир Муквич. «Поэтому логично и обоснованно, когда собранные средства направляются на субсидии прежде всего тем гражданам, которые непосредственным и личным своим участием в уплате платежей в бюджет финансировали эти расходы, – добавил он. – Если кто-то живет за границей и, соответственно, не участвует в финансировании этого бюджета, ему выставляют платежи за коммунальные услуги в повышенном размере. Кажется абсолютно справедливым и обоснованным, когда тот, кто участвует в финансировании бюджета, получает субсидии».
По информации
БЕЛТА
Кому и сколько надо будет уплатить налогов в 2026 году
Депутатам на рассмотрение поступил финансово-налоговый пакет документов, в том числе проект Закона «Об изменении законов», который непосредственно вносит изменения в Налоговый кодекс Беларуси. С 2026-го в налоговой системе Беларуси будет много важных изменений, направленных на повышение прозрачности и эффективности. Для консолидации доходов бюджета планируется реализация ряда базовых мероприятий.
Привести в норму
Стоит отметить, что основная работа по налоговой консолидации была проведена в предыдущие годы. В Беларуси последовательно реализовывался комплекс мер, который был направлен на укрепление доходной части бюджета: повышенная ставка подоходного налога, дифференцированная ставка налога на прибыль и другие. При корректировке Налогового кодекса на 2026 год не предлагается кардинальных изменений. Основная цель – точечная надстройка, адаптация к изменяющимся условиям. Предусмотрена реализация базовых, дополнительных и фискальных мер налоговой политики. В первую очередь планируется проиндексировать налоговые ставки, установленные в абсолютных величинах, на прогнозный уровень инфляции. Это ставки земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога, экологического налога, подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах. Также будут проиндексированы критерии выручки, позволяющие перейти на применение и применять упрощенную систему налогообложения.
– Увеличиваем ставки акцизов, в том числе с учетом международных обязательств в рамках договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Беларусью и Россией, – рассказал Министр финансов Юрий Селиверстов. – Ставки акцизов в этом направлении предлагается увеличить на табачные изделия: сигареты с фильтром первой ценовой группы, сигареты без фильтра на 12 процентов, сигареты с фильтром второй ценовой группы и иные табачные изделия на 7 процентов, табачные изделия, которые предназначены для потребления путем нагревания, – на 3 процента. Особое внимание обращено на жидкости для электронных систем курения, а также нетабачные никотинсодержащие изделия. Тут предлагается увеличить ставки налогов на 20 процентов для того, чтобы поэтапно выйти на уровень, как по обычным сигаретам с точки зрения содержания никотина. Одновременно с этим мы включаем в перечень подакцизных товаров электронные системы курения и системы для потребления табака. Увеличение ставок акцизов в размере 3 процентов затронет и автомобильное топливо.
Справедливость в основе
Изменения в Особенную часть затрагивают практически все налоги и особенные режимы налогообложения. В частности, устанавливаются единые ставки транспортного налога для индивидуальных предпринимателей и организаций с целью исключения создания условий для минимизации налоговых отчислений. Предусматривается увеличение ставки транспортного налога в пять раз для владельцев люксовых мотоциклов с объемом двигателя от 800 кубических сантиметров и сроком эксплуатации не более пяти лет с даты их выпуска. Ранее в 10 раз был увеличен транспортный налог для люксовых автомобилей.
При этом предполагается, что льгота по транспортному налогу на электромобили будет продлена.
– Ее планируется продлить на следующий год. Дальше мы будем смотреть, насколько будет необходимо ее продлевать, – отметила член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова. – В этом году из Налогового кодекса убраны неэффективные либо малоэффективные льготы. Это означает, что в кодексе не будет льгот, которые есть, но фактически плательщики на территории Республики Беларусь ими не пользуются либо пользуются один-два плательщика, а это уже индивидуальная государственная поддержка.
– Также рассматривается расширение подходов по прогрессивному налогообложению доходов и имущества физических лиц: введение повышенной ставки подоходного налога с физических лиц. В отношении более высоких доходов граждан – это свыше 600 тысяч рублей в год. Первый шаг – 25 процентов, следующие шаги пока обсуждаются, – отметил Министр финансов Юрий Селиверстов.
В дальнейшем предлагается также ввести повышающие коэффициенты по налогу на недвижимость для крупных объектов.
– Предлагается дифференцировать их следующим образом: для квартир от 150 кв. м применять коэффициент 2, для квартир свыше 250 кв. м – коэффициент 3. То есть исходить из размера, а не из стоимости. По домам предлагается следующее: для домов от 200 кв. м установить коэффициент 2, а для домов свыше 300 кв. м – 3. Таких объектов недвижимости в стране немало. Но при этом, опять же, если человек пенсионер, неважно, какой у него размер недвижимости, он освобожден от налогов, – подчеркнул Министр.
Кроме того, предлагается в два раза увеличить ставки земельного налога для участков с минимальной кадастровой стоимостью. Также ожидается повышение единого имущественного платежа для физических лиц – должников. Физическим лицам, допустившим неуплату (неполную уплату) единого имущественного платежа по состоянию на 1 января года, следующего за годом, на который приходится срок уплаты единого имущественного платежа, в размере, превышающем 1 базовую величину, исчисление налогов за истекший налоговый период будет производиться с увеличением на 15 процентов от неуплаченной на 1 января суммы единого имущественного платежа.
Индивидуальный подход
Законопроектом также предлагается внести изменения в порядок исчисления налога на профессиональный доход. Устанавливается, что сумма исчисленного налога с профессионального дохода, подлежащая уплате за месяц, не может быть ниже 45 рублей. Так, в проекте предусмотрено, что сумма налога на профессиональный доход исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы и ставки налога, но не менее 45 рублей в месяц. При этом отменяется вычет по налогу на профессиональный доход в размере 2 тысяч рублей. Такие новации призваны увеличить долю участия граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность в финансировании государственных расходов, а также исключить фиктивную регистрацию в качестве плательщиков налога на профессиональный доход без намерения осуществлять такую деятельность.
Также повышаются ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода и лотереи до одного уровня – 12 процентов.
– Изменения являются результатом работы по дальнейшему совершенствованию налоговой системы с целью обеспечения понятности восприятия норм законодательства, установления баланса интересов бизнес-сообщества, граждан и государства. Планируемый уровень налоговой нагрузки – не более 25,7 процента к ВВП, – уверена член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 18 ноября 2025 г.
МНС – о принятии решения о начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС
Евразийским межправительственным советом 30.09.2025 принято решение № 5 «О начале функционирования механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, на постоянной основе», в соответствии с которым механизм прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, начинает функционировать на постоянной основе на территории ЕАЭС с даты вступления в силу решения № 5.
Решение № 5 вступает в силу 01.09.2026.
По сообщению
официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Последний день уплаты имущественных налогов. Что будет, если не внести платеж вовремя?
Сегодня в Беларуси последний день уплаты имущественных налогов за 2024 год, сообщили
БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам.
Произвести уплату имущественных налогов единым имущественным платежом можно через ЕРИП следующим образом: платежи и переводы – система «Расчет» (ЕРИП) – налоги – выбрать город или область/район (населенный пункт по месту регистрации физического лица) – ИМНС по району или управление / отдел по работе плательщиками (УРП, ОРП) по району (налоговый орган по месту регистрации физического лица) – единый имущественный платеж – учетный номер плательщика (УНП). Там можно ознакомиться с суммой единого имущественного платежа и нажать «Оплатить».
Также внести платеж можно в инфокиосках и банкоматах, почтовых и банковских отделениях.
За несвоевременную уплату (неуплату) сумм имущественных налогов предусмотрены начисление пени, административная ответственность, принудительное взыскание неуплаченных сумм.
По информации
БЕЛТА
Актуальные вопросы практики применения законодательства о госрегистрации недвижимого имущества обсудили в Палате представителей
13 ноября 2025 г. под руководством И.С.Маркевича состоялось расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике на тему «Актуальные вопросы практики применения законодательства о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним».
Участие в заседании приняли представители Министерства юстиции, Государственного комитета по имуществу, Белорусской нотариальной палаты, республиканского унитарного предприятия «Национальное кадастровое агентство», республиканских унитарных предприятий «Минское областное агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру», депутаты Палаты представителей, сотрудники Секретариата Палаты представителей и др.
Предметом обсуждения явились вопросы практики применения Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 5 декабря 2024 г. № 44-З «Об изменении законов по вопросам государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», основные положения которого вступили в силу с 11 июня 2025 г.).
На заседании была заслушана информация о способах возможного разрешения возникающих на практике у граждан, нотариусов и регистраторов вопросов, необходимости принятия дополнительных законодательных, организационно-технических, управленческих и иных мер, направленных на повышение эффективности действующего регулирования в указанной сфере.
Согласно информации, представленной заинтересованными, между нотариусами и регистраторами налажено очень хорошее взаимодействие, гражданами высказываются положительные отзывы о новом формате оказания услуг, новации оказались весьма востребованными, необходимыми и эффективными.
За достаточно непродолжительный пятимесячный период действия новой редакции Закона по состоянию на ноябрь текущего кода:
-
нотариусами направлено около 86.000 уведомлений в государственную информационную систему «Единый реестр имущества»;
-
по направленным уведомлениям получено более 82.000 свидетельств (удостоверений) о государственной регистрации, уведомлений о внесении исправлений в единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Вместе с тем, как в любом новом механизме, при его реализации на практике на первоначальном этапе возник ряд вопросов, причем в данном случае в абсолютном большинстве своем организационно-технического характера.
В частности, это вопросы несовпадения в ряде случаев временного режима работы нотариусов и регистраторов, наличия у граждан желания взаимодействовать по поводу оплаты за совершаемую по его заявлению процедуру не только с нотариусом, но и непосредственно с регистратором, наличия запроса на возможность получения гражданином информации о точном времени получения сведений о размере платы за осуществление государственной регистрации и реквизитах для ее внесения, а равно запроса на возможность получения итогового документа о государственной регистрации не только у нотариуса, к которому обратился гражданин за совершением нотариального действия, но и у регистратора.
Участники заседания обсудили вопросы, обменялись мнениями, наметили ориентиры в работе по дальнейшему повышению эффективности регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По сообщению
официального сайта Палаты представителей Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)