15.11.2022
Какие изменения ожидают Гражданский кодекс Беларуси
Проект Закона «Об изменении кодексов», предусматривающий комплексную корректировку Гражданского кодекса, находится в Палате представителей, принят в первом чтении и уже готовится ко второму. За это время он претерпел множество изменений. О новациях законопроекта корреспонденту
БЕЛТА рассказал заместитель председателя Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Александр Омельянюк.
«Только в Постоянной комиссии по законодательству состоялось более 10 заседаний рабочих групп с участием представителей научного сообщества, суда, прокуратуры, адвокатуры, нотариата, юридической общественности и бизнеса по обсуждению высказанных по законопроекту замечаний и предложений. Таким образом, обеспечивается проработка всех поступивших предложений как с научной, так и с практической точек зрения. При этом необходимо отметить, что работа над проектом продолжается. Обновленный проект Гражданского кодекса планируется рассмотреть на девятой сессии Палаты представителей», – рассказал Александр Омельянюк.
По его словам, с учетом правоприменительной практики законопроектом вносятся изменения в статьи Гражданского кодекса, регламентирующие вопросы правового регулирования хозяйственной деятельности, в том числе порядка регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц. «Так, юридические лица некоторых организационно-правовых форм смогут действовать на основании типового устава, утвержденного правительством. Это изменение позволит упростить и ускорить процедуру регистрации субъектов хозяйствования, а также исключить использование устаревших форм уставов, не соответствующих законодательству. Кроме того, предлагается исключить необходимость указания в учредительных документах предмета деятельности юридического лица, – отметил парламентарий. – В проекте Гражданского кодекса появилась возможность признания государственной регистрации юридического лица недействительной. Изменения коснулись реорганизации и ликвидации юридического лица, скорректированы нормативные предписания об урегулировании неплатежеспособности. В проекте кодекса уточняется правовое регулирование деятельности общественных объединений и религиозных организаций, закрепляются некоторые организационно-правовые формы некоммерческих организаций – садоводческих товариществ, товариществ собственников».
Предлагается разрешать деятельность иностранных юридических лиц в Беларуси только при условии создания ими филиалов. А вот предпринимательская деятельность иностранных фирм в стране через представительства по обновленному кодексу не разрешается, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.
«Законопроектом предусматривается закрепление уже используемых в рамках Декрета Президента от 21 декабря 2017 года № 8 «О развитии цифровой экономики» таких гражданско-правовых институтов, как опцион на заключение договора, опционный договор, договор счета эскроу, конвертируемый заем, заверения в обстоятельствах. Общественные отношения, складывающиеся по поводу исполнения обязательств, тоже подлежат корректировке в рамках законопроекта. Вводится институт межкредиторского соглашения, который позволит кредиторам договориться о порядке удовлетворения их требований, отличном от законного (по общему правилу это календарная очередность), например, о непропорциональности распределения исполнения. Меняется правило о сроках исполнения обязательств, не предусматривающих сроков их исполнения и не содержащих условий, позволяющих определить этот срок. Планируется распространение на такие обязательства общего правила семи дней», – уточнил Александр Омельянюк.
Договорные отношения будут регулироваться по-новому. Так, в проекте Гражданского кодекса изменен подход к соотношению норм договора и законодательства в случае принятия нормативного правового акта, устанавливающего обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, что позволит обеспечить большую стабильность условий заключаемых гражданско-правовых договоров, а в целом и всего гражданского оборота. Предлагается внесение положений, регламентирующих односторонний отказ от договора.
В проекте закона содержится также ряд изменений, касающихся общественных отношений, затрагивающих интересы физических лиц. «В новом Гражданском кодексе предусматривается регулирование вопросов охраны изображения гражданина. Предлагается также более полно реализовать конституционную норму об охране частной жизни. Согласно проекту обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он запечатлен) будут возможны только с согласия этого гражданина. Исключение, например, составят случаи, когда изображения сделаны в общественных местах и не являются основным объектом использования», – подчеркнул депутат.
«В проекте Гражданского кодекса изменены подходы в получении согласия законных представителей на совершение сделок несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. В действующей редакции кодекса говорится о необходимости получения несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет письменного согласия своих законных представителей на совершение сделки. При этом на практике возникает вопрос: такое согласие должно быть предоставлено обоими законными представителями либо хотя бы одним из них? Нововведения предполагают, что достаточно будет согласия одного представителя, – рассказал Александр Омельянюк. – Согласно проекту закона несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет смогут самостоятельно, без согласия своих законных представителей, обращаться в банки с целью совершения валютно-обменных операций, размещения денежных средств во вклады, открытия счетов, получения банковских карточек. В современных реалиях подобные вопросы на практике возникают все чаще, поэтому внесение таких поправок в законодательство назрело».
Гражданский кодекс дополняется указанием, что несовершеннолетние, достигшие 16 лет, вправе с письменного согласия одного из законных представителей зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять ремесленную деятельность, создавать юридические лица.
В практику будет введен институт безотзывной доверенности с закреплением возможности ограничений ее применения в случаях, предусмотренных законодательными актами. Такая доверенность может быть выдана только в отношении обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должна быть нотариально удостоверена и содержать прямое указание на ограничение возможности ее отмены.
Предполагаются и другие изменения в Гражданский кодекс. В частности, в статьи, регламентирующие наследование, с учетом вопросов, возникающих в нотариальной практике при ведении наследственных дел. Исключается двойная ответственность (в виде одновременной уплаты процентов и неустойки) за неисполнение денежного обязательства; уточнение правового регулирования вопросов возмещения вреда, в том числе морального вреда. Совершенствуются положения о форме сделок, последствиях ее несоблюдения, а также об определении момента заключения сделок. Совершенствуются нормы, определяющие основы правового режима объектов интеллектуальной собственности и порядка распоряжения исключительным правом.
«В целом изменения, содержащиеся в проекте Закона «Об изменении кодексов», направлены на упрощение порядка организации и ведения хозяйственной (экономической) деятельности, на однозначное восприятие норм Гражданского кодекса, исключение двойного толкования. Законопроектом предлагается соответствующие изменения внести также в Банковский и Трудовой кодексы Республики Беларусь», – констатировал Александр Омельянюк.
По информации
БЕЛТА
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
«Ничьих интересов не ущемляем». Минприроды о корректировке Водного кодекса
В Палате представителей состоялось заседание Постоянной комиссии по экологии и природопользованию. В центре внимания – проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь», передает корреспондент
БЕЛТА.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. Комплексная переработка кодекса также проводится в целях приведения его в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров от 22 февраля 2022 г.
«Назрела необходимость комплексной переработки данного нормативного правового акта, – отметил заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Виктор Галанов. – Мы анализируем обращения в адрес Министерства природных ресурсов, в адрес других государственных органов, общаемся c непосредственными водопользователями, субъектами хозяйствования. То есть уже наработана довольно серьезная, объемная база данных. Ничьих интересов мы новым кодексом не ущемляем. Немного упрощается работа, исключаются три административные процедуры, которые выполнялись территориальными органами Минприроды, облисполкомами, предприятиями, входящими в систему Минприроды. Возникла необходимость ввести одну новую административную процедуру, касающуюся выдачи разрешения на работы на водных объектах по добыче топляковой древесины. Это предложение возникло в реальном секторе экономики. И такие предложения часто поступали в Минприроды из местных органов власти».
Дополнительно усиливается возможность передачи водных объектов. «Не только как ранее – для целей любительского и промышленного рыбоводства, но и с целью рекреации, спорта, туризма. И дополнительно здесь же возникнут обязательства арендатора по поддержанию данного водного объекта и наведению на нем должного порядка», – подчеркнул замминистра.
«Беларусь называют страной голубых озер. У нас очень большое количество водных объектов – более 10 тыс. И задача государства – максимально их сохранить. Во-первых, урегулировать процессы водопользования и рационального использования такого ресурса, как вода. С другой стороны, мы должны рационально вовлечь их в хозяйственное использование», – дополнил Виктор Галанов.
По информации
БЕЛТА
Жаркие дискуссии и заседания рабочих групп. Как обсуждали изменения в Кодекс об образовании
Заместитель председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Вячеслав Данилович в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказал, как обсуждались изменения в Кодекс об образовании, которые вступят в силу с 1 сентября.
По мнению Вячеслава Даниловича, изменения, предложенные Министерством образования, шли от жизни. «Мы в Палате представителей внимательнейшим образом отнеслись к предложенным изменениям. Было проведено пять заседаний рабочих групп, два выездных заседания в регионах, чтобы педагоги, представители местной власти высказали свое мнение по предлагаемым новациям. Рабочие совещания также провели с начальниками главных управлений по образованию облисполкомов и комитета Минского городского исполнительного комитета. По итогу также было проведено расширенное заседание комиссии под руководством председателя Палаты представителей Игоря Сергеенко, – рассказал Вячеслав Данилович. – Мы максимально ответственно подошли к этому вопросу».
И председатель палаты, и представители глубоко убеждены, что кодекс – документ основательный, подчеркнул депутат. «Если туда вносятся какие-то изменения, то они должны быть действительно обоснованы. Нужно как можно реже подобные изменения вносить в кодекс, потому что образование – это очень чувствительная сфера, важная для любого государства. Это неоднократно подчеркивал наш Президент», – сказал он.
При этом Постоянная комиссия постаралась сработать максимально оперативно: 20 июня 2024 года предложения об изменении кодекса поступили, уже 18 ноября Палата представителей приняла их во втором чтении и 10 декабря Глава государства подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам образования».
По словам парламентария, на местах были жаркие дискуссии по поводу установления стоимости питания в учебных учреждениях. Сошлись на том, чтобы оставить ее централизованной, а не делегировать на места. «Это не значит, что мы одобряем все, что предложено. Прошел диалог, и на рабочих группах, как правило, в Палате представителей всегда идут дискуссии. Потому что любые изменения в законодательство затрагивают различные сферы деятельности. У разных ведомств разное видение, как и на местах. Для этого и проводятся рабочие группы, которые согласовывают позиции, и в итоге получается взвешенный документ», – пояснил Вячеслав Данилович.
В целом изменения направлены на улучшение системы образования в Беларуси, учет необходимых изменений и обеспечение справедливой возможности для каждого молодого человека получить образование вплоть до высшего. Это главные критерии, которые были важны в Палате представителей для внесения изменений в Кодекс об образовании, подчеркнул депутат.
Основные положения Закона Республики Беларусь «Об изменении кодексов по вопросам образования» вступают в силу с 1 сентября. Принципиально новые нормы не вводятся. По сути, это дошлифовка Кодекса об образовании, носящая технический, практический и оперативный характер.
По информации
БЕЛТА
Корректируются 48 статей. Какие изменения затронут Водный кодекс Республики Беларусь
В Палате представителей идет работа над законопроектом об изменении Водного кодекса Республики Беларусь. Он внесен 8 июля Советом Министров и готовится к рассмотрению в первом чтении. Законопроект нацелен на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса и его приведения в соответствие с положениями Национальной стратегии управления водными ресурсами в условиях изменения климата на период до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров в феврале 2022 года. О новациях проекта закона корреспонденту
БЕЛТА рассказал член Постоянной комиссии по экологии и природопользованию Палаты представителей Владимир Бабичев.
По его словам, корректировка Водного кодекса основана на результатах научных исследований и правоприменительной практики. «С учетом десятилетней практики применения Водного кодекса концептуальные изменения затрагивают 48 статей, в том числе 22 статьи предлагается изложить в новой редакции, – рассказал Владимир Бабичев. – В целях обеспечения единства терминологии понятийный аппарат дополнен 19 новыми терминами и их определениями, что позволяет усовершенствовать терминологический словарь, который представлен новой редакцией Водного кодекса».
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
«Вносятся изменения по содержанию поверхностных водных объектов в надлежащем состоянии и их благоустройства. На сегодняшний день на практике их обеспечить в полной мере не предоставляется возможным, так как отсутствуют правовые основания для принятия местными исполнительными и распорядительными органами таких решений. Также будет уточнен порядок установления запретов и ограничений на осуществление общего водопользования. Пересмотрен перечень поверхностных водных объектов, на которые распространяется обособленное водопользование, – уточнил депутат. – Принятие закона позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, внесет комплексность в правовое регулирование соответствующей сферы общественных отношений».
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей. 12 июля состоится ее заседание. «Как ожидается в этот день разработчик – Министерство природных ресурсов и окружающей среды – представит депутатам ключевые положения документа, мы определим дальнейшие шаги по работе с ними и по взаимодействию с заинтересованными структурами», – отметил Владимир Бабичев.
Новации коснутся достаточно большого круга лиц. «Если мы говорим о нормативно-правовой базе, то, например, при переработке Водного кодекса затрагивается Декрет № 7 «О развитии предпринимательства», но понятное дело, основной закон – «Об охране окружающей среды». По этим подзаконным документам работают многие отраслевые организации, предприятия, сферы и т.д. Например, это будет очень интересно для предпринимателей, для тех, кто ведет и развивает сегодня туристический бизнес, где есть лодочные станции, пирсы для купания и так далее. Сегодня люди обращаются с этими вопросами к нам в ходе проведения личных приемов, – пояснил парламентарий. – Конечно, также законопроект затрагивает Закон «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь» – будут нормы статей, которые позволяют самостоятельно принимать решения на местах. Будет пересмотрен состав бассейновых советов, которые возглавляют руководители областных исполкомов».
Комплексная переработка Водного кодекса Республики Беларусь продиктована временем, основана на результатах научных исследований и обоснована десятилетней правоприменительной практикой.
«Предлагается более четкое разграничение существующих сфер регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. По результатам инвентаризации поверхностных водных объектов будут изменены подходы к присвоению водным объектам соответствующей классификации. Также уточняется перечень поверхностных водных объектов, в отношении которых не требуется проведение оценки экологического состояния», – пояснил депутат
Владимир Бабичев дополнил, что изменения также обусловлены изменениями климата и природной среды, строительством новых объектов и совершенствованием поверхностных и глубоководных водных ресурсов. Прогресс требует обновления законодательства, и именно поэтому Водный кодекс будет совершенствоваться, что будет способствовать упорядочению законодательных актов в данной области и позволит урегулировать отношения, возникающие в области охраны и использования вод, в том числе комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
По информации
БЕЛТА
«Найти оптимальные решения». Корректировку земельного законодательства обсудили в Парламенте
Корректировку земельного законодательства в рамках работы над проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений» обсудили на расширенном заседании Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
В заседании приняли участие заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер и представители Министерства юстиции.
Особую значимость мероприятию придал тот факт, что депутаты принесли с собой актуальные вопросы и конкретные предложения своих избирателей, собранные во время работы в округах.
«Работа над законопроектом по совершенствованию земельного законодательства и Земельным кодексом является в настоящее время актуальной. И, конечно же, проведение таких совещаний с депутатами для нас существенно повышает эффективность в этой работе, – отметил заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. – Предложения поступают с мест от избирателей, которые непосредственно пользуются землей. Как следствие, они хотят, чтобы совершенствование законодательства было направлено на улучшение условий использования земельных участков. Поэтому и эффективность данной встречи в том, что мы смогли на сегодняшний день конструктивно обсудить достаточно широкий круг вопросов, касающихся различных направлений совершенствования земельного законодательства, и принять соответствующие решения, которые будут положены в корректировку кодекса».
Как добавил заместитель председателя Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Андрей Балыш, в скором времени законопроект поступит в парламент. «Но уже сегодня комиссия со всеми заинтересованными депутатами прорабатывает данные вопросы. И все вопросы, которые обозначаются депутатами, идут от земли, от наших избирателей. И это немаловажно, потому что на сегодняшний день каждый депутат Палаты представителей, работая в округе, слышит и слушает своего избирателя», – подчеркнул парламентарий.
Дискуссия прошла активно и содержательно. Были обсуждены такие вопросы, как процедура изъятия земель при ликвидации юридических лиц, виды прав на землю, предоставляемую в рамках государственно-частного партнерства, установление минимального порога платежа при приобретении земельного участка в рассрочку.
«Подобные расширенные заседания, где депутаты представляют реальные вопросы и предложения от избирателей, являются жизненно важными для создания по-настоящему эффективного и справедливого законодательства. Именно здесь, в открытой дискуссии с профильными экспертами, мы можем найти оптимальные решения, отвечающие потребностям людей и развитию страны», – констатировал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Иван Маркевич.
По информации
БЕЛТА