«Руки у Правительства не связаны». Роман Головченко рассказал об изменениях в закон о Совете Министров
Аппарат Совета Министров получит статус государственного органа. Это предусмотрено проектом Закона о внесении изменений в Закон «О Совете Министров Республики Беларусь», сообщил журналистам глава Правительства Роман Головченко, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Первая задача, которая решалась, простая. Это приведение закона о Совете Министров в соответствие с изменениями в Конституцию. Чтобы избежать правовых коллизий, мы просто продублировали основные нормы, которые изменились в Конституции применительно к Правительству. Кардинально ничего не меняется. Структура правительства остается прежней, за исключением того, что сам аппарат правительства будет иметь статус государственного органа», – рассказал Роман Головченко.
По его словам, полномочия Президента определять состав Правительства сохранятся. «Там четко прописано, в каких сферах взаимодействуют исполнительная власть и ВНС. Например, Премьер-министр ежегодно отчитывается перед ВНС о реализации программы социально-экономического развития страны. Соответственно получает заключение на свою работу либо какие-то корректировки, что надо изменить», – отметил Премьер-министр.
Роман Головченко также рассказал, что в законопроекте прописаны универсальные полномочия Совета Министров и их полномочия в конкретных сферах. «Руки у Правительства не связаны», – подчеркнул он.
«Мы, разрабатывая этот закон, исходили из того, что он должен представлять собой устойчивый системный элемент исполнительной власти страны. Закон должен носить универсальный характер. Не делаться под какого-то человека, а обеспечивать работоспособность вне зависимости от того, кто будет возглавлять Правительство, кто будет заместителями Премьер-министра и так далее. С учетом того, что Президент поддержал изложенные подходы, эта задача решена», – добавил глава Правительства.
Руководитель Аппарата Совета Министров Константин Бурак в свою очередь отметил, что в законопроекте учтены все внесенные изменения в Конституцию Беларуси, в том числе касательно взаимодействия Правительства и Всебелорусского народного собрания. «Все принципы, которые заложила Конституция, имплементированы в данный законопроект, – пояснил он. – При совершенствовании действующего закона о Совете Министров мы выделили общую компетенцию правительства и предельно конкретизировали статьи, которые уже касаются отдельных отраслей и полномочий Совета Министров в этих отраслях. То есть основное сверху, дальше идет детализация, предельная конкретика».
По информации БЕЛТА
Депутаты на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования». Документ внесен в Палату представителей Советом Министров 19 мая 2025 г. и подготовлен в целях обеспечения комплексного правового регулирования процедур государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Какие новации предусмотрены законопроектом – узнавал наш корреспондент.
Эволюционное развитие
Для начала отметим, что данный законопроект долгое время разрабатывался на площадке Министерства юстиции во взаимодействии с представителями бизнес-сообщества. Его главная цель – комплексное совершенствование отношений в сфере создания, реорганизации и прекращения бизнеса. Законопроект также сменит действующий на протяжении долгого времени декрет Главы государства по указанному вопросу. Это связано с ранее внесенными в Конституцию нашей страны изменениями, согласно которым последующие корректировки декретов не осуществляются, а взамен декретов Президента готовятся другие акты законодательства. Сам законопроект направлен на ускорение процесса вхождения в бизнес, на максимальную цифровизацию отношений, которые в этой сфере имеют место, и конечно же, на создание дополнительных мер по защите интересов государства, общества и граждан.
По словам председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Виктора Николайкина, законопроект подготовлен качественно:
– Приятно отметить, что разработчики до внесения в Палату представителей провели несколько публичных обсуждений данного законопроекта. И я знаю, что они включили в него около 40 предложений, которые были высказаны на общественном обсуждении. Это тоже нормально, это связь с практикой.
Ключевые новеллы
В законопроекте предусмотрен ряд новаций. Так, устанавливается возможность государственной регистрации юридического лица на основании типового устава, что позволит сократить количество документов, представляемых в регистрирующий орган. Расширяются основания включения и актуализации сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках информационного взаимодействия указанного регистра с иными информационными системами.
Предусматривается снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования, усиление защиты прав и законных интересов кредиторов.
Кроме того, исключается выдача свидетельства о государственной регистрации юридического лица. В частности, юридическому лицу, действующему на основании собственного устава, по результатам государственной регистрации будет выдаваться устав со штампом, а юридическому лицу, действующему на основании типового устава, – выписка из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Расширяются и способы возмездного предоставления информации из ЕГР, что удовлетворит потребности бизнеса в оперативном получении необходимой информации.
– Устанавливается единый срок предоставления информации из ЕГР для граждан и юридических лиц (пять календарных дней вместо установленных в настоящее время семи), закрепляется создание электронного архива. Повышаются требования к верификации и актуализации информации о субъектах хозяйствования, в том числе информации о бенефициарной собственности. Сокращается количество регистрирующих органов за счет исключения из их числа администраций свободных экономических зон. Основным принципом при определении регистрирующего органа будет являться его местонахождение, – отметил Виктор Николайкин.
Законопроектом также закрепляется норма, предусматривающая включение адреса электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя в ЕГР, а также обязанность информирования регистрирующего органа в случае его изменения. Официальному адресу электронной почты придается юридическое значение. Он будет столь же обязательным, как и юридический адрес, и будет использоваться для направления субъектам хозяйствования официальных уведомлений, и получение уведомлений на этот электронный адрес будет порождать правовые последствия. Кроме того, закладываются механизмы дополнительного сопряжения государственных информационных систем, чтобы в наиболее короткие сроки вся информация о деятельности субъекта хозяйствования была доступна к использованию в рамках Единого государственного регистра юридических лиц.
– В целях исключения рисков, связанных с деструктивной и финансируемой из-за рубежа деятельностью, законопроект предусматривает направление запросов в государственный орган, уполномоченный на осуществление мер по предупреждению и выявлению угроз национальной безопасности, о наличии (отсутствии) информации о том, что деятельность собственника имущества частного учреждения, учредителей ассоциации (союза), представивших документы для государственной регистрации данных субъектов хозяйствования, создает угрозу национальной безопасности. В случае положительного ответа на запрос регистрирующий орган будет отказывать в государственной регистрации субъекта хозяйствования, – сообщил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике.
Практический подход
Законопроектом предлагается и новый механизм актуализации содержащихся в ЕГР сведений об участниках хозяйственного общества в случае выхода участника. В частности, в Законе «О хозяйственных обществах» планируется установить, что заявление участника о выходе из хозяйственного общества подается не обществу, а нотариусу, который будет информировать о данном факте общество и регистрирующий орган. Такой подход позволит участнику общества в полной мере реализовать свое право на выход, исключит возникающие на практике проблемы, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением обществом изменений в устав.
– Законопроектом также предусматриваются изменения порядка постановки субъектов хозяйствования на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрации в РУП «Белгосстрах». Срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с пяти до трех рабочих дней. Также исключается необходимость получения субъектом хозяйствования извещения о постановке на учет. Сведения, подтверждающие его постановку на учет, по истечении трех рабочих дней со дня государственной регистрации будут размещаться на веб-портале ЕГР в открытом доступе, – отметил парламентарий.
Кроме того, предлагается установить возможность вынесения запрета судом, судебным исполнителем на принятие решения о ликвидации юридического лица, что будет содействовать решению проблемы принудительного взыскания долгов. Устанавливается запрет на внесение в ЕГР более одного раза записи о прекращении процедуры ликвидации юридического лица, а также предусматривается увеличение с двух до трех месяцев срока приостановления кредитором процедуры ликвидации. Предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества и председателя ликвидационной комиссии по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов в случае нарушения ими законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, повлекшего неудовлетворение требований кредиторов в установленном порядке при наличии возможности их удовлетворения.
– Для защиты прав кредиторов определяется право регистрирующего органа отказать в государственной регистрации или реорганизации юридического лица при наличии письменной информации кредитора об имеющемся у данного юридического лица неисполненном требовании, связанном с его реорганизацией с учетом устанавливаемых условий, – подчеркнул Виктор Николайкин.
В целом законопроект предусматривает значительный ряд мер, обеспечивающих системное и комплексное регулирование сферы государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, актуализацию и оптимизацию регламентируемых процедур, сокращение временных издержек государственных органов и бизнеса, а также стимулирование добросовестного поведения субъектов хозяйствования при их совершении.
Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 10 июля 2025 г.
В Палату представителей правительством внесен проект Закона «Об изменении Водного кодекса Республики Беларусь». Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Палаты представителей.
Проект закона разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений, возникающих в области охраны и использования вод, с учетом практики применения Водного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с законопроектом Водный кодекс Республики Беларусь предлагается изложить в новой редакции.
Проектом закона, в частности, четко разграничиваются существующие сферы регулирования схожих по своей сути общественных отношений, возникающих в области охраны и использования вод. Предусматриваются особенности правового регулирования отношений Президентом Республики Беларусь.
Водный кодекс Республики Беларусь дополняется полномочиями для местных исполнительных и распорядительных органов распоряжаться водными ресурсами на соответствующей территории с определением приоритетов их целевого использования с учетом общегосударственных интересов. Предусматриваются специальные требования, позволяющие регулировать последствия самовольного выполнения работ на водных объектах.
Головной комиссией по законопроекту определена Постоянная комиссия по экологии и природопользованию Палаты представителей.
По информации БЕЛТА
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации БЕЛТА
Эффективность работы предприятий ставится во главу угла, заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, представляя коллективу Министерства промышленности Андрея Кузнецова, которого Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 июня назначил министром промышленности, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
До настоящего времени Андрей Кузнецов работал в должности заместителя Министра промышленности.
Александр Турчин пожелал новому министру успехов и отметил, что самое главное – нацеленность на эффективную работу. «Министерство промышленности как регулятор должно заниматься всеми направлениями деятельности и отрасли, и подведомственных предприятий – (это. – Прим. БЕЛТА) и объемы производства, и экспорт», – отметил Александр Турчин, добавив, что при выполнении определенных условий предприятия и Министерство могут рассчитывать на всеобъемлющую поддержку Правительства.
Бывший министр промышленности Александр Ефимов направлен руководить холдингом «АМКОДОР».
«Это одно из важнейших предприятий в отрасли машиностроения в нашей стране, которое оказалось в весьма непростой ситуации, – отметил Премьер-министр. – Благодаря Президенту, который прежде всего заботится о людях, работающих на этом предприятии, оно перешло под крыло государства. Но перешло с огромным количеством обязательств, которые нам надо будет вместе исполнять. Это весьма непростое решение».
Александр Турчин добавил, что для Александра Ефимова – дело чести вывести предприятие на успешную работу. Стоит задача выпускать конкурентоспособную продукцию и обеспечивать работников достойным уровнем заработной платы. Правительством готовится нормативный правовой акт, который будет комплексно решать проблемы «АМКОДОРА».
Говоря в целом о работе отрасли, Премьер-министр также нацелил руководителей на оптимизацию затрат, снижение расходов, диверсификацию экспортных поставок.
Кузнецов Андрей Евгеньевич родился 13 января 1977 г. в Гомеле. В 2001 году окончил Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, в 2020 году – Брянский государственный аграрный университет (РФ), в 2024-м – Академию управления при Президенте Беларуси.
Трудовой путь начал на Гомельском заводе литья и нормалей в 1996 году. Работал мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника сборочного цеха, начальником механического цеха, начальником участка сборочного цеха, начальником экспортно-сдаточного цеха, начальником цеха по производству метизов.
В 2011 году стал заместителем директора Гомельского завода литья и нормалей по производству.
В 2013–2021 годах работал на предприятии «Брянсксельмаш» в должностях заместителя генерального директора по производству, главного инженера – заместителя генерального директора по производству и генерального директора.
В 2021 году был назначен директором Гомельского завода литья и нормалей.
С 2024 года занимал должность заместителя Министра промышленности.
30 июня 2025 года назначен Министром промышленности.
По информации БЕЛТА
На второй сессии Совета Республики рассмотрено 64 законопроекта, сообщила Председатель Совета Республики Наталья Кочанова на закрытии второй сессии Совета Республики Национального собрания восьмого созыва, передает корреспондент БЕЛТА.
«В течение сессионного периода проделан значительный объем работы по совершенствованию нормативной правовой базы. Рассмотрено 64 законопроекта, которые охватывают широкий круг вопросов: социальная защита и страхование, занятость населения, уголовная ответственность, вопросы образования, регулирования финансово-кредитной сферы, хозяйственной деятельности предприятий и многое другое. Приняты абсолютно новые для нашей правовой системы законы «О потребительском кредите и потребительском микрозайме», «О риэлтерской деятельности», «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации». Внесены изменения в законодательные акты, касающиеся исполнительного производства, дорожного движения, государственных секретов, лицензирования, регулирования оборота драгоценных камней и металлов. Созданы экономические стимулы к продолжению трудовой деятельности для пожилых граждан. Упрощен порядок назначения и получения пенсий. Предусмотрены принципиально новые подходы к определению категорий граждан, на которых распространяется государственное социальное страхование, внедрен механизм начисления обязательных страховых взносов на скрытую заработную плату», – рассказала Наталья Кочанова.
Закреплен принцип обязательности общего среднего образования, расширена сфера применения реализации принципа инклюзии, обеспечивающего равный доступ к получению образования детей, в том числе с индивидуальными особенностями. «Усовершенствованы подходы к подготовке молодых специалистов. Изложенные в новой редакции законы «О ветеранах» и «О занятости населения» регулируют социальные аспекты отношений общества и государства, адресности дополнительной финансовой помощи. С приглашением экспертов во всех регионах страны были обсуждены наиболее острые положения Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности, – отметила спикер. – Уточнены порядка ста санкций Уголовного кодекса, комплексно реализован принцип обеспечения индивидуального подхода при назначении наказания. Ярким примером гуманной политики нашего государства стал закон «Об амнистии в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне». Это помощь оступившимся людям, забота об их родственниках, которые переживают за судьбу близких. В общей сложности амнистия затронет около 8000 осужденных».
В ходе второй сессии Советом Республики ратифицирован ряд двусторонних соглашений с Российской Федерацией, странами Азии, Африки, Латинской Америки, а также многосторонних документов в рамках Евразийского экономического союза и Содружества Независимых Государств. «Большинство принятых законов прошло через правовой фильтр, наш экспертный совет, созданный для совершенствования правовой базы, упреждения социальной напряженности в обществе, повышения качества, обоснованности и эффективности конкретных правовых решений. За время работы совета проведено 148 заседаний, на которых были рассмотрены 314 вопросов. По статистике – в двух из трех случаев эксперты высказывают принципиальные замечания по проектам законодательных актов, – подчеркнула Наталья Кочанова. – По поручению Главы государства год назад мы провели масштабную ревизию национального законодательства. Во-первых, чтобы сократить огромный массив правовых актов, во-вторых, устранить противоречия в правовом регулировании. И в-третьих, выявить документы, не соответствующие Конституции, законам и указам Президента. Наши предложения в целом поддержаны Главой государства и будут учтены государственными органами в дальнейшей работе по совершенствованию законодательства».
По информации БЕЛТА