04.11.2022
Андрей Мательский: общественное обсуждение нормативных правовых актов – уникальный опыт Беларуси
Общественное обсуждение нормативных правовых актов – уникальный опыт Беларуси, заявил директор Национального центра правовой информации Андрей Мательский, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В нашем законодательстве вопросы проведения общественного обсуждения наиболее важных и значимых проектов закреплены достаточно давно. И у нас уже несколько лет такая практика проводится. В частности, за 2021 год и истекший период текущего года на Правовом форуме Беларуси (а этот сайт закреплен законом в качестве единой основной площадки для обсуждения проектов нормативных правовых актов) мы провели обсуждение 288 проектов нормативных правовых актов. Это не только законопроекты и акты главы государства, это и постановления правительства, министерств. Они могут носить характер, затрагивающий интересы граждан, могут быть посвящены техническим вопросам. Но, тем не менее, орган принимает решение о проведении такого обсуждения и присылает нам такой документ для размещения на Правовом форуме Беларуси», – сказал Андрей Мательский.
По его словам, анализ обсуждения этих 288 проектов показал, что в среднем по ним получено по шесть откликов граждан. «Если разделить все отклики на 288, то их получается 6. То есть относительно немного. Но мы впервые в последней истории увидели такую активность, когда собирали предложения по Конституции. Эта работа выходила за рамки общественного обсуждения, мы собирали предложения любыми способами и каналами, не только на сайте. Была достаточно высокая активность мнений граждан по содержанию Кодекса об административных правонарушениях. И сегодня мы видим тоже высокую активность. Встречи, диалоговые площадки, общение с трудовыми коллективами. На мой взгляд, хорошо отработали СМИ. Когда, действительно, все вопросы, связанные с содержанием этих документов, очень хорошо обсуждались людьми, очень доступно и понятно эта информация отражалась. Поэтому мы и увидели активность», – отметил директор НЦПИ.
Общественное обсуждение нормативных правовых актов уникально. «Когда у людей имеется возможность прийти, обсудить, послушать, задать вопросы и вместе выработать какие-либо общие подходы, это действительно уникальный опыт, который заслуживает внимания. И такого на постсоветском пространстве мы на сегодняшний день не видим. И мы со своей стороны в центре уже думаем о технической компоненте совершенствования этого ресурса. Чтобы сделать его еще более наглядным и доступным, еще более удобным для наших граждан», – подчеркнул Андрей Мательский.
«В практике применения норм права часто встречается ситуация, когда от нормы до ее практического воплощения – длинный шаг, – дополнил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов. – Так вот, здесь как раз шаг у нас очень короткий. И это самое главное. Есть правовое регулирование порядка, целей и задач публичного обсуждения нормативного правового акта. И шаг к его внедрению, с включением всех возможных элементов этого публичного обсуждения, у нас короткий. И это плюс».
Законопроекты «О Всебелорусском народном собрании» и «Об изменении Избирательного кодекса Республики Беларусь» были вынесены на общественное обсуждение с 24 октября и размещены в специальных темах на Правовом форуме Беларуси. Свои замечания и предложения по двум законопроектам можно было высказать по 2 ноября.
По информации
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
Минэкономики инициирует мероприятия по совершенствованию Закона «Об урегулировании неплатежеспособности»
С 8 по 30 апреля 2025 г. Минэкономики организовало правовой мониторинг Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. «Об урегулировании неплатежеспособности».
За это время через Правовой форум Беларуси поступило 28 предложений и актуальных вопросов, которые затрагивали вопросы:
-
финансирования вознаграждения управляющего,
-
уточнения компетенции, механизма избрания, созыва и работы собрания и комитета кредиторов,
-
учета требований залогового кредитора и распределения выручки от реализации залогового имущества,
-
объема и порядка публикации сведений по делам о несостоятельности и банкротстве,
-
порядка передачи нереализованного имущества и получения документов управляющими.
Также правовой мониторинг Закона позволил выявить отдельные направления развития Единого государственного реестра сведений о банкротстве.
В целях повышения качества правового регулирования поднятых вопросов Минэкономики инициировало включение в план подготовки проектов НПА на 2026-й год мероприятия о совершенствовании Закона.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Минобразования рассказали о результатах публичного обсуждения новшеств для репетиторов
В Министерстве образования подвели итоги общественного обсуждения по проекту постановления Правительства «О порядке осуществления самостоятельной профессиональной деятельности по обучению». В результате практически в каждый пункт внесены изменения.
В начале апреля на Правовом форуме Беларуси был опубликован проект постановления Правительства, который вносил изменения в работу самозанятых в сфере обучения. Поступило более 200 сообщений-откликов. Больше всего дискуссий вызвал пункт, что репетиторство должно проходить индивидуально с каждым потребителем услуги, отмечает директор Департамента контроля качества образования Минобразования Ольга Рыбаключева:
– Во внимание принимали все конструктивные замечания и предложения, поэтому в результате предусмотрели возможность оказания услуг репетитора и учителя-дефектолога в мини-группах численностью до четырех человек.
Резонанс в обществе вызвало также предложение использовать при оказании репетиторских услуг только зарегистрированные в Беларуси сервисы. Несколько вариантов подобного программного обеспечения, основанного на облачной технологии, уже сейчас успешно применяется в деятельности юрлиц, объясняет эксперт:
– Но они пока не адаптированы для работы с физлицами в полном объеме. Поэтому мы посчитали закономерным вносить изменения в этом вопросе только после того, как будет обеспечена работа белорусских интернет-площадок. На данном этапе норма исключена.
Еще одно предложение – репетиторы должны удостовериться, зачислен ли обучающийся в детский сад, школу, колледж или университет. Норма сохраняется, но в удобном формате. Репетитору не нужно хранить никаких копий свидетельств или справок. Правило одно: перед началом сотрудничества педагог обязан ознакомиться с документами, которые подтверждают статус обучающегося.
Еще один тезис – обучение (без реализации образовательных программ) работе на компьютере, а также занятия по изобразительному искусству, танцам, хореографии, игре на музыкальных инструментах, вокалу, ораторскому искусству могут проводиться только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Это предложение остается в проекте постановления. Оно, к слову, тоже вызвало широкое обсуждение, отмечает Ольга Рыбаключева:
– Дело в том, что тезис неправильно интерпретировали, посчитав, что репетиторам планировали полностью ограничить работу с детьми, что абсолютно не соответствует действительности. Необходимо помнить, что репетитор не обучает, он оказывает консультативные услуги, помогает в обучении. И если ребенок получает основное образование в гимназии или колледже искусств, то репетитор сможет оказывать ему консультативные услуги. Но если ребенок планирует заниматься танцами, скажем, с нуля, то к консультации этот вид творческой деятельности уже не отнесешь. Здесь необходима образовательная программа.
По сути, эта норма уже действует: для работы с детьми по Кодексу об образовании необходимо быть зарегистрированным в качестве юрлица, учреждения образования или иной организации. Других вариантов сегодня нет. Индивидуальные предприниматели не могут реализовывать образовательные программы в отношении несовершеннолетних.
Все отредактированные моменты отображены в новом проекте постановления, которое уже направлено на повторное согласование заинтересованным республиканским органам государственного управления.
Таисия Азанович, «
СБ. Беларусь сегодня», 7 мая 2025 г.
Петр Миклашевич: всенародное обсуждение законопроектов позволяет принимать законы в интересах граждан
Всенародное обсуждение законопроектов позволяет принимать законы в интересах граждан. Об этом заявил журналистам Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич по итогам личного приема граждан, их представителей, представителей юридических лиц в Конституционном Суде, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Сегодня можно констатировать, что у граждан сформировался достаточно высокий уровень уважения к закону. Этому способствовали различные факторы. С 2008 года Конституционный Суд осуществлял предварительный контроль конституционности всех законов, принятых парламентом. Мы публично доводили до сведения наших граждан результаты проверки, что положение законов соответствует Конституции, а в ряде случаев рекомендовали законодателю устранить те или иные недостатки законов, которые не дают в полной мере реализовать конституционные права и свободы граждан», – рассказал Петр Миклашевич.
По его словам, важным фактором формирования уважительного отношения к закону является широкое общественное обсуждение проектов законов. «В стране идет фактически всенародное обсуждение наиболее социально значимых законов, есть возможность каждому гражданину высказать свои пожелания и мнение. Таким образом формируется уважение к органам власти, принимающим законы в интересах самих граждан», – отметил Председатель КС.
«Третий фактор – проводится значительная разъяснительная работа по правовому просвещению, правовому воспитанию граждан. Она активизировалась накануне принятия обновленной Конституции и сейчас активно продолжается. Можно уверенно утверждать, что уровень доверия граждан к Основному закону нашей страны значительно возрос. И это является важнейшей основой законопослушного поведения граждан и высокого доверия к органам власти», – резюмировал Петр Миклашевич.
По информации
БЕЛТА
В Беларуси активно обсуждают проект Кодекса о здравоохранении: поступило более 190 предложений
В настоящее время в Беларуси на плановой основе разрабатывается важный для граждан и государства в целом проект нормативного правового акта – Кодекса о здравоохранении, создание которого было одобрено Президентом. Подготовка Кодекса также заложена в Концепции правовой политики Республики Беларусь. О целях подготовки такого документа и поступающих предложениях рассказал корреспонденту
БЕЛТА директор Национального центра законодательства и правовой информации Андрей Мательский.
По его словам, проект обеспечит комплексное регулирование отношений в сфере здравоохранения на основе уже сложившихся институтов. При этом действующие нормы будут систематизированы, упорядочены и усовершенствованы с учетом практики применения.
«Основная задача при подготовке проекта Кодекса о здравоохранении заключалась в том, чтобы консолидировать в одном документе имеющийся правовой массив. В основу проекта заложены нормы базового Закона «О здравоохранении», а также семи специальных законов, которые регулируют те или иные вопросы общественных отношений в этой области. Вместе с тем в проекте документа содержатся и новации», – сказал Андрей Мательский.
Принятие кодекса позволит разгрузить законодательство, выявить и устранить противоречия, пробелы, дублирования и иные недостатки, обеспечить удобство и ясность применения.
Публичное обсуждение проекта на Правовом форуме Беларуси идет с 29 ноября 2024 года. Нормы кодекса нашли широкий отклик у граждан. Поступило уже более 190 предложений и их количество постоянно увеличивается. Это свидетельствует о том, что Кодекс затрагивает интересы каждого. В обсуждении проекта также активно участвуют медицинские работники и юристы. Примечательно, что в ряде случаев работники сферы здравоохранения вступают в дискуссию с гражданами, разъясняя им в доступной форме отдельные вопросы.
«В целом кодификация законодательства о здравоохранении оценивается гражданами позитивно. Об этом можно судить по тем сообщениям, которые оставляют граждане на Правовом форуме Беларуси, а также материалам, которые поступают к нам в центр в рамках обращений», – заметил Андрей Мательский.
Граждане указывают, что консолидация в одном документе основных норм, касающихся здравоохранения, сделает законодательство более понятным, позволит повысить эффективность его применения.
В качестве примера можно привести комментарий Ирины из Могилевской области. Она отметила, что отдельные нормы проекта обоснованно направлены на доступность медицинской помощи жителям села, в том числе за счет введения передвижных медицинских комплексов, посредством которых будет оказана необходимая помощь каждому в любом уголке нашей страны.
Директор НЦЗПИ обратил внимание, что в процессе публичного обсуждения повышенное внимание вызвали нормы, касающиеся репродуктивных прав граждан и затрагивающие вопросы абортов, применения ЭКО, этичности института суррогатного материнства. В числе поднимаемых вопросов также закрепление в кодексе норм, касающихся информирования населения о профилактике бесплодия и опасности абортов, возможности выбора пациентом альтернативного лечения, порядка установления диагноза и его обжалования.
Андрей Мательский считает, что наличие разнополярных точек зрения позволит регулятору, в данном случае Министерству здравоохранения, выработать сбалансированное решение, которое будет учитывать мнение населения страны и отвечать потребностям общества.
Директор Центра обратил внимание, что разработка проекта Кодекса о здравоохранении была предусмотрена планом подготовки законодательных актов. На стадии разработки были внимательно изучены имеющиеся на тот момент предложения граждан и организаций. Изучены мнения государственных органов, которые также вносили свои предложения. «В разработке этого документа участвовал и наш центр. После согласования со всеми заинтересованными Министерством здравоохранения было принято решение о проведении общественного обсуждения. Проект представили для размещения на Правовом форуме для дополнительного изучения мнения общества уже по итоговому проекту», – отметил директор Центра.
Учитывая важность общественных отношений, повышенный интерес граждан, разработчиками принято решение о продлении срока публичного обсуждения до 1 февраля 2025 года. НЦЗПИ приглашает принять активное участие в обсуждении проекта кодекса.
По итогам общественного обсуждения Министерство здравоохранения как разработчик проанализирует и примет меры по доработке проекта с учетом поступивших предложений. Подготовленный проект будет направлен в Совет Министров для последующего внесения в Палату представителей.
По информации
БЕЛТА
Важен сбор информации именно от людей на местах. Депутат о необходимости широкого обсуждения законопроектов
Новации законопроекта «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности» призваны служить тезису о том, что закон должен быть справедливым, а справедливость – законной. Об этом перед диалоговой площадкой по обсуждению новаций законопроекта «Об изменении кодексов по вопросам уголовной ответственности», который находится на рассмотрении в Палате представителей, сказал журналистам депутат Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по законодательству Андрей Анисимов, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Поправки призваны служить, во-первых, совершенствованию законодательства Республики Беларусь, в данном случае в уголовном праве, но вместе с тем они служат такому тезису, как закон должен быть справедливым и справедливость должна быть законной. Поэтому мы сегодня приехали на диалоговую площадку, в Гродно, дабы выслушать компетентное мнение профессионалов, правоприменителей, судебного корпуса, правовых юристов, дабы услышать их предложения либо замечания по поводу внесения изменений в данное законодательство», – сказал Андрей Анисимов.
Депутат подчеркнул важность такого широкого обсуждения: «Потому что именно от земли поступают предложения и отдельные замечания вносятся в изменения в законопроект. Такой сбор информации непосредственно от людей, которые будут применять и исполнять эти законы, достаточно важен, потому что не только судебному корпусу исполнять данные изменения, но и всему правоохранительному блоку, следствию и так далее».
Как было озвучено, созданию законопроекта предшествовала большая работа. «Изменениям подвергнуто 97 статей, и работа по каждой из этих статей велась довольно кропотливо и тщательно, а не огульно, – отметил Андрей Анисимов. – Но вместе с тем подход был совершенно системный. Если одна меняется статья, соответственно, возможно, изменяется законодательство в другой сфере. И это все нужно было объединить, учесть и урегулировать данные изменения».
Диалоговая площадка, которую провела Постоянная комиссия по законодательству, собрала участников в здании Гродненского областного суда. В дискуссии приняли участие прокуроры, следователи, судьи региона. Мероприятие организовали в рамках исполнения поручения Президента об обсуждении наиболее острых положений законопроекта на местах. Проект Закона «Об изменении кодексов по вопросам уголовного законодательства» направлен в Парламент Главой государства. Документ предусматривает системный пересмотр УК для дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности.
По информации
БЕЛТА