03.11.2022
Директор Центра цифрового развития рассказал о новых задачах и направлениях деятельности
Указом Президента от 7 апреля текущего года № 136 «Об органе государственного управления в сфере цифрового развития и вопросах информатизации» для практического сопровождения вопросов цифровизации и их ускоренной реализации на базе научно-инженерного республиканского унитарного предприятия «Институт прикладных программных систем» 10 октября этого года было создано республиканское унитарное предприятие «Центр цифрового развития» (ЦЦР). Его цель – содействие государственным органам и организациям в подготовке и реализации мероприятий в сфере цифрового развития. Директор Центра цифрового развития Игорь Михайловский рассказал корреспонденту БЕЛТА о новых обязанностях предприятия и планах на ближайшее время.
– Чем занимается Центр цифрового развития?
– Это современное IT-предприятие, компетентное в области построения информационных систем различного оперативного уровня. Мы создаем, сопровождаем и развиваем проекты национального уровня, участвуем в цифровых инициативных проектах Евразийского экономического пространства. Являясь IT-центром полного цикла компетенций – от сбора и анализа требований, разработки архитектуры IT-систем, кодирования, миграции данных до внедрения и сопровождения, – предприятие обеспечивает комплексный гарантированный требуемый уровень жизненного цикла проекта.
Стоит отметить, что ЦЦР был и остается коммерческой организацией в понимании выполнения работ только на договорной основе, что отдельно оговорено и в указе.
За последние годы коллективом выполнен ряд значимых для страны проектов, например, единый реестр лицензий, который включает более 55 тыс. лицензий от всех лицензирующих органов страны. Также центр создал многофункциональный веб-портал Национального статистического комитета, обеспечивающий информационную поддержку респондентов государственных статистических наблюдений. Уже в прошлом году системой воспользовались 75 % предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей страны. Помимо этого, специалистами ЦЦР был разработан реестр движимого имущества, обремененного залогом, в котором зарегистрировано более 143 тыс. предметов залога.
Кроме этого, мы создали портал рейтинговой оценки организаций, оказывающих услуги, единую республиканскую автоматизированную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, единое информационное пространство отрасли на базе Госстройпортала (отраслевая цифровая платформа), национальную автоматизированную информационную систему в рамках формирования, ведения и использования единого реестра сортов сельскохозяйственных растений. Также предприятие разрабатывало и в настоящее время модернизирует Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Масштаб наших проектов, спектр компетенций и опыта реализации довольно широк, видимо, это стало основой для принятия решения о создании Центра цифрового развития на базе нашего предприятия путем переименования. Естественно, что имеющийся функционал, компетенции и перечень видов работ сохраняется. Основным направлением деятельности организации остается разработка, внедрение и сопровождение цифровых платформ и информационных систем.
Главой государства расширена деятельность, которая включает организационно-техническое обеспечение реализации мероприятий в сфере цифрового развития, информационно-аналитическое сопровождение процессов цифровизации, совершенствование форм государственной статистической отчетности в сфере цифрового развития, корректировку и разработку стандартов в этой сфере, а также определение требований к созданию, взаимодействию, совместимости государственных цифровых платформ и информационных систем.
– Какие новые обязанности были возложены на центр?
– Прежде всего это выполнение работ по реализации мероприятий в сфере цифрового развития, включенных или планируемых к включению в государственные и иные программы, инновационные и инвестиционные проекты, проекты государственно-частного партнерства, включая работы по проектированию, разработке, документированию и внедрению информационных систем, цифровых платформ.
Также новым для нас направлением стало выполнение функций головной организации по реализации мероприятий в сфере цифрового развития. Это, конечно, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и иных мероприятий в сфере цифрового развития, а также координация деятельности заинтересованных организаций по направлениям работ. Помимо этого, мы будем заниматься мониторингом и анализом хода выполнения проектов цифрового развития через взаимодействие с офисами цифровизации. Отдельным направлением является сопровождение и эксплуатация цифровых платформ, информационных систем, перечень которых определит правительство.
Перечень возложенных обязанностей довольно широк - разработка технических паспортов мероприятий, технических заданий, конкурсных документов и оценка соответствия получаемых результатов, то есть соответствие получаемых результатов требованиям этих документов, сопровождение реализации мероприятий в сфере цифрового развития, аналитическая и информационная работа, в том числе для хозяйствующих субъектов, государственных органов и населения, а также внесение предложений или рассмотрение предложений о совершенствовании законодательства, разработке концепций в сфере цифрового развития и разработка концепций, стратегий и планов цифрового развития. Кроме этого, ЦЦР обязан осуществлять международную деятельность в части совместных проектов, а также координацию, мониторинг, подготовку материалов в части деятельности государственных органов и организаций по осуществлению ими международного сотрудничества в сфере цифрового развития (в том числе в Евразийском экономическом и Европейском союзе, Региональном содружестве в области связи, СНГ, других странах и объединениях), организацию межгосударственного информационного взаимодействия.
Центр также будет заниматься согласованием инновационных, инвестиционных проектов, проектов государственно-частного партнерства в сфере цифрового развития и участвовать в формировании и корректировке государственных программ цифрового развития.
Отдельно надо упомянуть такие непростые вопросы, как участие в определении единой технической и технологической политики в сфере цифрового развития, включающей также разработку предложений по корректировке требований к экосистеме цифровой экономики, архитектуре цифровых платформ, взаимодействию с государственными информационными системами.
– С какими вопросами обращаются в центр?
– В результате консультаций с отраслевыми ведомствами обозначены основные вопросы – разработка концепций и стратегий цифрового развития для многих организаций. Архитектурные решения должны базироваться на принятых подходах. Эти вопросы правильные, и нам необходимо выстроить с отраслями рабочее взаимодействие для последующей подготовки проектных инициатив с определением способов реализации, наиболее приемлемых для каждого конкретного случая. Это может быть и пилотирование проекта, государственно-частное партнерство, государственная, региональная или отраслевая программа цифровизации.
Также в последнее время актуализировались направления по разработке стандартов в сфере цифровизации, регламентации эксплуатации цифровых платформ, вызванных ожиданием большого количества реализаций в скором времени, цифровизации транспортных коридоров и технического регулирования. Определение требований к созданию, взаимодействию, совместимости государственных цифровых платформ и информационных систем также находится в фокусе внимания, ведь не секрет, что современные платформенные решения это, прежде всего, интеграционные решения, поэтому подходы интероперабельности стали сегодня востребованными. Решение вопросов взаимодействия – задача непростая и требует долгосрочных экспертных усилий.
– Какие планы на ближайшее время?
– В ближайших планах построить структуру, способную соединить в себе экспертную и организационную составляющие деятельности Центра цифрового развития, обеспечить работу головной организации в части разработки и внедрения информационно-коммуникационных и других передовых технологий в отраслях национальной экономики и сферы жизнедеятельности общества, а также плотно взаимодействовать с офисами цифровизации.
В построении планов своей деятельности мы опираемся на Государственную программу «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы. Исходя из этого, основная цель работы центра на ближайшее время – способствование построению отраслевых, межотраслевых и межгосударственных цифровых платформ и систем. К таковым можно отнести национальную систему безбумажной торговли, национальную систему логистики, единое окно в международной цепочке поставок совместно с Агентством внешнеэкономической деятельности и множество других решений.
По информации
БЕЛТА
В ЕАЭС приступили к проведению пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR
12 мая под председательством министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбека Кожошева состоялось первое заседание рабочей группы по реализации пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR.
Участниками заседания обсужден ряд организационных вопросов по реализации пилотного проекта, определены сроки и порядок проведения пилотного проекта. Для запуска проекта государствам-членам предстоит определить единый формат электронной международной транспортной накладной e-CMR, решить вопрос с признанием юридической значимости электронных сведений e-CMR при трансграничном информационном взаимодействии и определить порядок информационного взаимодействия операторов электронного документооборота и доверенной третьей стороны.
«От результатов нашей с вами работы зависит не только скорость перехода на юридически значимый электронный документооборот при международных автомобильных перевозках, но и успешность полноценной реализации ряда интеграционных направлений, таких как внедрение механизма прослеживаемости и создание экосистемы цифровых транспортных коридоров», – отметил Арзыбек Кожошев.
В заседании приняли участие представители уполномоченных органов государств-членов в области транспорта, цифровизации, налогового и таможенного регулирования, отраслевых объединений, научных организаций, бизнес-сообществ, а также представители операторов доверенной третьей стороны и электронного документооборота.
Очередное заседание рабочей группы планируется провести в сентябре 2025 года.
Основная цель пилотного проекта – обеспечение практической отработки технологии трансграничного обмена юридически значимыми электронными документами между субъектами различных государств с использованием механизмов цифровой подписи и «доверенной третьей стороны».
Реализация пилотного проекта будет способствовать ускорению процессов получения и проверки транспортных документов, а также снижению издержек при осуществлении транспортно-логистических и контрольно-надзорных процедур.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Минсвязи объявило о приеме заявок на реализацию пилотных проектов в сфере цифровых технологий
Министерство связи и информатизации с 7 мая открывает прием заявок на реализацию инновационных пилотных проектов в сфере цифровых технологий. Об этом сообщили
БЕЛТА в ведомстве.
Минсвязи ищет амбициозные белорусские IT-компании с собственными разработками, готовыми воплотить свои идеи в жизнь. Направления для проектов – от агропромышленного комплекса и здравоохранения до искусственного интеллекта и систем управления данными. Подробнее с приоритетными направлениями можно ознакомиться на сайте ведомства.
Заявку необходимо отправить до 1 июля 2025 г. (включительно) вместе с необходимыми документами. Перед подготовкой пакета документов желательно ознакомиться с рекомендациями Минсвязи.
По информации
БЕЛТА
Нацбанк работает над внедрением мгновенных платежей по QR-коду в Беларуси
Национальный банк Беларуси работает над внедрением мгновенных платежей по QR-коду в Беларуси, рассказал первый заместитель Председателя Правления Национального банка Александр Егоров на конференции «Цифровой банкинг – 2025». Об этом сообщает корреспондент
БЕЛТА со ссылкой на управление информации и общественных связей Нацбанка.
Внедрение искусственного интеллекта позволяет повысить эффективность внутренних банковских процессов и перераспределять трудовые ресурсы на решение вопросов, носящих сложный и стратегический характер, отметил Александр Егоров.
Значимым направлением для всей страны и банковского сектора в частности остается проект по внедрению цифрового белорусского рубля. «С учетом сжатых сроков на его реализацию Национальным банком проводится комплексная работа по следующим направлениям: разработка функциональных требований, создание необходимого программного обеспечения, разработка проектов нормативно-правовых актов и взаимодействие с центральными банками других стран по вопросам организации трансграничных платежей, – сказал он. – Мы убеждены, что со временем цифровой белорусский рубль станет востребованным средством платежа».
Не менее важным, по словам первого зампредседателя, в сегменте розничных платежей является проект по внедрению возможностей осуществления внутристранового, а в дальнейшем и трансграничного, мгновенного платежа физических лиц в пользу организаций торговли и сервиса с использованием QR-кода и иных способов инициирования платежа. «В настоящее время Национальным банком совместно с заинтересованным реализуется соответствующий пилот. Он позволит физическим лицам учитывать платежи с использованием QR-кода в платежных программных приложениях любого банка и приложениях иных поставщиков платежных услуг без использования банковской платежной карточки и платежных сервисов других стран», – заявил он. Ввод проекта в промышленную эксплуатацию планируется до конца 2025 года.
Кроме этого, в сложившейся геополитической обстановке особую значимость приобретает реализация мер по обеспечению технологического суверенитета, что позволит минимизировать зависимость от поставщиков из недружественных стран и программно-технических решений, которые не требуют жесткой лицензионной политики. «Для решения задач технологической независимости необходимо консолидировать усилия всех игроков рынка, профильных государственных органов и выработать решения по развитию отрасли информационных технологий и повышению уровня технологической независимости, – уверен Александр Егоров. – В принципе, банковскому сообществу необходимо уделять повышенное внимание инициативам, задачам по минимизации зависимости от иностранных поставщиков программных и программно-технических решений».
В Минске проходит крупнейшее ежегодное мероприятие, посвященное вопросам развития цифровых финансовых технологий, - конференция «Цифровой банкинг – 2025». В этом году в конференции, которая проводится уже в 11-й раз, принимают участие около 300 топ-менеджеров и специалистов банковской и финансовой сферы, представителей IT-компаний. Главные темы разговора – перспективные направления развития платежного рынка Республики Беларусь, использование технологий больших данных (Big Data) и искусственного интеллекта в банковской и финансовой сферах.
По информации
БЕЛТА
Как работают судебные эксперты, рассказал Председатель ГКСЭ
22 апреля в 2013 году был подписан Указ об образовании Государственного комитета судебных экспертиз. Сегодня ГКСЭ успешно выполняет поставленные перед ним практические задачи, развивает науку и делится богатым опытом экспертных исследований со многими зарубежными коллегами, и не только стран СНГ. О новых видах и подвидах экспертиз, взаимодействии с правоохранительными органами и международном сотрудничестве рассказал в интервью
БЕЛТА Председатель ГКСЭ Алексей Волков.
– В медиапространстве часто можно увидеть новости о результатах работы судебных экспертов на местах происшествий. Расскажите подробнее об этой работе.
– Эксперты государственного комитета ежедневно несут службу, выбывая на места происшествий в составе следственно-оперативных групп. Осмотр места происшествия является неотложным и самым важным следственным действием. В ходе осмотра обнаруживаются следы преступления, устанавливается механизм его совершения, добываются улики, изобличающие преступника.
От оперативности и качества осмотра места происшествия напрямую зависят результаты расследования преступления и неотвратимость наказания виновных лиц. Ежегодно специалисты экспертного ведомства принимают участие в десятках тысяч осмотров мест происшествий.
Эксперт при обнаружении отпечатков пальцев и следов рук в ходе осмотра имеет возможность быстро установить лиц, причастных к совершению преступления. Оперативность раскрытия преступлений обеспечивается в том числе благодаря внедрению прогрессивных форм и методов организации и проведения экспертных исследований, достижений науки и техники.
Укрепление материальной базы позволило обеспечить территориальные подразделения смартфонами для фотофиксации и незамедлительной передачи следовой информации для проверки. Независимо от того, в каком районе страны были обнаружены отпечатки, время проверки составляет от 10 минут до 2 часов. Ранее исследование проводилось около 2 суток. С помощью дактилоскопической идентификационной системы устанавливаются тысячи совпадений по следам рук, изъятым в ходе осмотров мест происшествий.
Также оперативно проводятся проверки изъятых следов по трасологическому учету. Наблюдается значительный рост совпадений, установленных с помощью учетов ДНК.
В рамках уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, возбужденного Генеральной прокуратурой, эксперты работают с останками детей и подростков. Так было в Хойникском, Жлобинском, Лельчицком и Светлогорском районах Гомельской области. Исследования костных останков детей и подростков являются одними из самых сложных в практике медиков-криминалистов, поскольку значительная их часть утрачивается ввиду полного разрушения. Эксперты буквально по крупицам восстанавливают картину происшедшего более 80 лет назад. Эта работа очень кропотливая и ответственная. Мы помним об ужасной трагедии белорусского народа и делаем все возможное, чтобы последующие поколения о ней не забыли и не допустили повторения.
– Каждый год в Государственном комитете судебных экспертиз вводятся новые виды и подвиды экспертиз. Поделитесь, что нового в экспертном ведомстве?
– Судебными экспертами ежегодно проводится более 200 тыс. экспертиз и исследований.
Экспертное ведомство идет в ногу со временем, отвечая на вызовы современности и удовлетворяя потребности инициаторов назначения экспертиз в разработке новых методов исследования, внедрении новых видов (подвидов) экспертиз.
В 2024 году внедрен новый вид экспертных исследований – судебная видеотехническая экспертиза (цифровых видеограмм). Она позволяет решать вопросы установления признаков монтажа видеозаписей и улучшения их качества для повышения различимости объектов видеосъемки. Экспертиза проводится для определения фейковых видео, что в настоящее время и ближайшем будущем весьма актуально.
При использовании нового подвида судебной экспертизы металлов, сплавов и изделий из них – исследование воды и почвы на содержание тяжелых металлов – можно определить количественное содержание 29 химических элементов в образцах воды и почвы.
Новый вид экспертизы – ботаническая дендрохронологическая – востребован при решении вопросов о повреждении растительности в ходе хозяйственной деятельности, незаконной вырубки леса, а также задач, связанных с природными и техногенными катастрофами. При наблюдаемом ежегодном изменении состояния окружающей среды во всем мире данное исследование будет актуальным.
Внедрена технология применения 3D-визуализации при проведении судебно-медицинских экспертиз для оценки результатов лучевой диагностики. Экспертиза позволяет более детально исследовать механизм образования телесных повреждений.
– Расскажите о взаимодействии государственного комитета с правоохранительными органами.
– Безопасность граждан и государства, спокойствие и благополучие общества зависит от слаженности работы правоохранительных и иных государственных органов. Эффективность работы правоохранительных органов во многих случаях зависит от качественной работы судебных экспертов, начиная с обнаружения и изъятия следов преступления до проведения экспертных исследований и дачи заключения.
Специалисты государственного комитета включены в состав межведомственной рабочей группы по изучению уголовных дел о преступлениях прошлых лет. Усердная и кропотливая работа экспертов в этом направлении способствовала раскрытию ряда преступлений и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.
Благодаря совместной работе правоохранительных органов и специалистов государственного комитета удалось установить личность преступника, убившего в 2009 году кассира в Минске. Судебные эксперты установили генотип лица, совершившего преступление.
Государственный комитет взаимодействует с правоохранительными органами в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа. Экспертами проведено более 300 различных экспертиз, исследованы более 670 тыс. объектов: фрагменты костных останков, пули, гильзы, изъятые с мест захоронений.
К примеру, при проведении медико-криминалистической экспертизы на костных останках пяти человек из захоронения на месте уничтоженной в годы Великой Отечественной войны деревни (одна из партизанских зон на территории Минской области) обнаружены следы огнестрельных повреждений. Среди захороненных находились костные останки несовершеннолетнего ребенка. При этом признаков принадлежности кого-либо из погибших к военнослужащим не установлено. Это позволило следствию сделать вывод о расстреле гражданского населения за связь с партизанами.
Помимо деятельности в рамках процессуального законодательства основное взаимодействие Государственного комитета с правоохранительными и иными государственными органами, судами заключается в оказании им необходимой консультативной помощи в сфере экспертной деятельности, разъяснении возможностей экспертного ведомства. Налаженное межведомственное сотрудничество и постоянный обмен информацией способствуют эффективному применению результатов судебно-экспертной деятельности в досудебном производстве и суде.
– Как обстоят дела с международным сотрудничеством?
– Организация и развитие в пределах своей компетенции международного сотрудничества в сфере судебно-экспертной деятельности – одна из основных задач экспертного ведомства.
За прошедший год с официальными визитами наше ведомство посетили 18 делегаций из России, Казахстана, КНР, ОАЭ, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Саудовской Аравии, Индии и Вьетнама.
Большое внимание уделяется экспорту образовательных услуг. Белорусское образование в сфере судебно-экспертной деятельности высоко оценивается специалистами других государств.
Три группы экспертов Департамента судебной экспертизы Полиции Абу-Даби, эксперты Министерства общественной безопасности Социалистической Республики Вьетнам и республиканского государственного казенного предприятия «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан» прошли обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Государственного комитета судебных экспертиз. В настоящее время во Вьетнаме наши эксперты обучают специалистов этой страны в соответствии с учебной программой по осмотру места происшествия по пожарам и взрывам, в том числе техногенного характера.
По инициативе экспертного ведомства Беларуси создан Координационный совет государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере судебно-экспертной деятельности. На базе Исполкома СНГ 26 сентября 2024 года государственным комитетом проведено первое заседание. Участие в мероприятии приняли представители министерств юстиции Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Судебно-экспертной службы при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
Цель образования Координационного совета – создание единого судебно-экспертного пространства для обмена опытом, систематизации и унификации методик экспертных исследований, рассмотрения вопросов организации подготовки и повышения квалификации кадров, а также проведения совместных научно-практических конференций и научно-исследовательских работ.
В октябре 2024 года в Минске состоялась международная научно-практическая конференция «Роль и значение судебно-экспертной деятельности и судебной экспертологии в обеспечении национальной безопасности», посвященная 95-летию со дня образования Научно-практического центра Государственного комитета судебных экспертиз. В конференции приняли участие представители научного и экспертного сообщества Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана.
Международное сотрудничество очень важно. Оно способствует обмену опытом и объединению усилий для обеспечения национальной безопасности каждой из сторон. На фоне складывающейся мировой обстановки судебно-экспертную деятельность необходимо рассматривать как один из важнейших элементов противодействия преступности.
– Судебные эксперты заняты работой практически круглосуточно. Есть ли у них время для занятий спортом?
– Государственный комитет судебных экспертиз входит в систему обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Специалисты экспертного ведомства принимают участие в межведомственных учениях по противодействию терроризму, проходят тактическую подготовку – отработку действий при пресечении групповых нарушений общественного порядка.
В силу своей компетенции эксперты ежедневно участвуют в следственных и других процессуальных действиях, оперативно-разыскных мероприятиях.
Для выполнения указанных задач сотрудник должен быть подготовлен не только интеллектуально, но и физически. Поэтому в нашем ведомстве большое внимание уделяется спорту.
Приведу примеры наших побед. В соревнованиях БФСО «Динамо» по стрельбе из табельного оружия команда Государственного комитета в прошлом году уже второй раз подряд поднялась на вторую ступень пьедестала, подтвердив свой высокий уровень. В соревнованиях по служебному многоборью заняла почетное 3-е место среди силовых структур.
На ежегодном межведомственном шахматном турнире памяти Героя Советского Союза Н.А.Михайлашева команда судебных экспертов заняла 3-е место, а ее капитан Сергей Жук в личном зачете среди 44 участников одержал победу.
Таких результатов не удалось бы достичь принуждением к тренировкам. Эксперты ответственно относятся не только к своей работе, но и к физической подготовке, проявляя инициативу. Смело можно резюмировать, что Государственный комитет судебных экспертиз – это сплоченная команда профессионалов и патриотов своей страны.
По информации
БЕЛТА
Первый замминистра труда и соцзащиты – о тенденциях на рынке труда и современных инструментах профориентации
Какие инструменты и инициативы предлагает государство для трудоустройства молодежи и какая сейчас обстановка на рынке труда, корреспондент «Р» поговорила с первым заместителем Министра труда и соцзащиты Татьяной Астрейко.
Спрос и предложения
– Какие тенденции на рынке труда в Беларуси и какое влияние они оказывают на трудоустройство молодежи?
– Белорусский рынок труда переживает период активных изменений. С одной стороны, мы наблюдаем устойчивый рост спроса на рабочую силу и новые компетенции, а с другой – существенно изменяются требования нового поколения сотрудников.
С начала 2025-го количество заявленных вакансий в Общереспубликанском банке вакансий возросло, что отчасти связано со вступлением в силу новой редакции закона о занятости, которая обязала работодателей в первую очередь публиковать вакансии в единой государственной базе. Теперь у молодежи появился более широкий и прозрачный доступ к актуальным предложениям работодателей, что упрощает поиск первой работы.
При этом 67 процентов вакансий – рабочие профессии (водители, продавцы, грузчики), что открывает возможности для молодых людей без высшего образования. Однако важно отметить, что молодежь сегодня стремится не только к трудоустройству, но и к профессиональному развитию: все чаще выпускники ищут вакансии с перспективой карьерного роста и дополнительного обучения.
Государство активно вовлекает молодежь в трудовую деятельность через программы временной занятости. В прошлом году было трудоустроено свыше 55 тысяч учащихся – это в 1,7 раза больше, чем в 2020-м. Кроме того.
В 2024-м 114 тысяч молодых специалистов впервые вышли на рынок труда – на 11,5 процента больше, чем годом ранее. Это говорит о том, что компании готовы брать на работу новичков.
Несмотря на позитивные тенденции, перед молодежью по-прежнему стоит ряд вызовов. К примеру, конкуренция за престижные вакансии – в IT, финансах, маркетинге спрос остается высоким, но требования к кандидатам растут.
– Какие навыки и компетенции наиболее востребованы у работодателей?
– Современные тенденции показывают, что требования работодателей значительно изменились. Раньше главным критерием были профессиональные знания и узкоспециальные навыки, но сегодня они стали базовым требованием, к которому обязательно добавляются другие важные качества.
Это подтверждает и анализ данных Общереспубликанского банка вакансий: работодатели практически повсеместно включают в свои вакансии следующее требование – способность человека эффективно взаимодействовать с другими (так называемые soft skills). Особенно востребованы умение работать в команде, адаптивность и навыки деловой коммуникации. Даже для таких традиционно технических специальностей, как водитель или оператор станков, все чаще становятся обязательными навыки взаимодействия с клиентами и коллегами.
Компьютерная грамотность из дополнительного навыка превратилась в обязательный минимум. Плюс к этому работодатели все чаще готовы закрывать недостаток опыта у молодых специалистов за счет их гибкости и обучаемости.
– Недавно Минтруда и соцзащиты расширило перечень легких видов работ, которые могут выполнять 14–16-летние, и сократило список запрещенных для несовершеннолетних. Какие именно изменения были внесены и как, по вашим оценкам, это повлияет на возможности трудоустройства молодежи?
– Для возрастной группы 14–16 лет существенно расширен перечень легких видов работ. Теперь ребята могут трудоустраиваться в пунктах проката, заниматься оформлением праздников и флористикой, доставлять товары, а также трудиться в справочно-информационных службах. В сфере общественного питания добавлены такие функции, как сервировка столов и прием заказов, в торговле – контроль сроков годности продукции.
Для всех несовершеннолетних до 18 лет сняты ограничения более чем по 160 профессиям. Благодаря приведению перечня запрещенных работ в соответствие с классификатором занятий молодежь теперь может работать поварами, кондитерами, корректорами, операторами полиграфического производства и на других должностях, которые ранее были недоступны, но при этом являются безопасными.
Подчеркну, что все новые возможности строго соответствуют принципам безопасности: запрещены ночные смены, работа с опасными веществами или тяжелыми механизмами. Для 14–16-летних сохраняется требование о согласии родителей.
Где искать работу?
– Что более эффективно в поиске работы: ярмарки вакансий или поиск в сети?
– Эффективнее всего в поиске работы комбинировать разные подходы: и посещать ярмарки вакансий, и активно пользоваться онлайн-ресурсами. Каждый из этих способов дает свои преимущества.
Ярмарки вакансий – это не просто возможность увидеть открытые позиции, но и личный контакт с работодателями. Здесь можно сразу задать вопросы о компании, требованиях к кандидатам, корпоративной культуре и даже пройти мини-собеседование на месте. Для молодежи, особенно выпускников без большого опыта, это отличный шанс проявить себя, произвести впечатление и получить обратную связь напрямую. Онлайн-поиск удобен своей доступностью и оперативностью.
– Какую роль играют ярмарки вакансий в системе содействия занятости молодежи?
– С каждым годом мы наблюдаем увеличение спроса на республиканские ярмарки среди молодых соискателей. Только в 2024-м участие в таком масштабном мероприятии приняли 46 тысяч молодых людей – это на 18 тысяч больше, чем в 2023 году. Причем каждый четвертый участник в 2024-м смог предварительно договориться о последующем трудоустройстве, что свидетельствует о высокой эффективности этого формата.
Анализ показывает, что для молодежи такие мероприятия становятся важным элементом профессиональной ориентации. Широкий спектр компаний из разных отраслей в одном месте помогает сориентироваться на рынке труда, сравнить условия и требования, а иногда и открыть для себя совершенно новые карьерные возможности.
Важным преимуществом современных ярмарок стало их образовательное наполнение. Мастер-классы по составлению резюме или подготовке к собеседованию помогают молодым людям компенсировать недостаток опыта в поиске работы. Экономия времени – это еще один значимый фактор. Для молодежи, совмещающей поиск работы с учебой, возможность за один день пообщаться с десятками работодателей становится реальным ускорителем трудоустройства.
– Сколько ярмарок планируется провести в этом году и в каких регионах?
– В 2025-м в период с 21 по 25 апреля предусмотрено проведение 273 ярмарок вакансий по всей стране. В областных центрах и крупных городах с населением свыше 50 тысяч человек ярмарки будут работать три дня, а в населенных пунктах с меньшей численностью – два.
Уже сейчас к участию заявились более 2,6 тысячи нанимателей из различных секторов экономики, включая промышленность, торговлю, гостиничный бизнес и сельское хозяйство. Они готовы предложить молодежи 34 тысячи вакансий, причем около 12 тысяч из них предназначены для несовершеннолетних. Это особенно важно, так как позволяет охватить все возрастные группы молодежи – от школьников до выпускников вузов.
Отмечу, что для удобства участников создан тематический раздел «Временная занятость» на Информационном портале государственной службы занятости. Именно там можно заранее ознакомиться с условиями работы и требованиями нанимателей.
«Шаг в профессию»
– Какие современные инструменты профориентации доступны молодежи сегодня, как они помогают сделать осознанный выбор профессии?
– Важно взвешенно подходить к выбору профессии и развитию своих навыков. Государственная служба занятости предлагает современный инструмент для этого – цифровой профориентационный сервис «Шаг в профессию».
Сервис позволяет не только пройти комплексное тестирование профессиональных склонностей, но и получить детальную информацию о более чем 800 профессиях – от требований к образованию до карьерных перспектив.
Особую ценность представляет возможность анализировать актуальные данные по вакансиям, что дает четкое представление о востребованных навыках в конкретных регионах и профессиональных сферах. Такой подход помогает сделать выбор, соответствующий как личным способностям, так и потребностям рынка труда.
Планы по развитию молодежной занятости
– Каковы ближайшие планы министерства по решению вопросов молодежной занятости?
– Это существенное обновление механизмов поддержки молодежной занятости, что особенно актуально в условиях трансформации рынка труда.
Один из ключевых шагов – расширение доступа к государственной финансовой поддержке для организаций, готовых трудоустраивать молодежь. Сейчас на уровне Правительства рассматривается инициатива, которая позволит участвовать в программе не только бюджетным учреждениям, но и более широкому кругу работодателей.
– Какие новые форматы занятости молодежи вы намерены развивать в ближайшее время и какие цели стоят за этими инициативами?
– Уже скоро стартует важный проект «Время добрых дел». Он представляет собой качественно новый подход к организации занятости молодежи, объединяя трудовую практику с социальной миссией. Участники будут работать в территориальных центрах социального обслуживания и социальных пансионатах, получая уникальный опыт взаимодействия с пожилыми гражданами и людьми с инвалидностью.
Это не просто временная занятость, а целый механизм, который помогает молодым людям развивать профессиональные и личностные качества. Проект решает сразу несколько стратегических задач: от профориентации молодежи до улучшения качества жизни социально уязвимых категорий населения.
Для участников 14–16 лет предусмотрены различные виды помощи: от обучения пожилых людей компьютерной грамотности до работы в пунктах проката технических средств реабилитации. Ребята постарше смогут заниматься сопровождением пожилых и людей с инвалидностью, оказывать помощь в быту, организовывать досуг для поддержания активного образа жизни пожилых, а также непосредственно участвовать в работе реабилитационно-трудовых мастерских и кружков.
Подростки получат возможность увидеть изнутри работу социальной сферы, что может стать определяющим фактором при выборе будущей профессии. Мы ожидаем, что «Время добрых дел» не только обеспечит временную занятость, но и сформирует кадровый резерв для системы соцзащиты.
Акцентирую, что все эти инициативы носят комплексный характер: они сочетают экономические, воспитательные и карьерные аспекты.
Поддержка молодых специалистов
– Какие меры поддержки предусмотрены государством для молодых специалистов?
– Государственная политика поддержки молодых специалистов охватывает ключевые аспекты профессионального становления. Так, в рамках реализации Указа Президента № 344 от 29 августа 2024 г. создан новый механизм обеспечения жильем через специальные кредитные линии для организаций с госдолей собственности.
Суть инициативы заключается в предоставлении таким предприятиям доступа к льготным кредитам на строительство и приобретение арендного жилья с обязательным условием выделения не менее 20 процентов жилого фонда молодым специалистам и гражданам до 31 года.
Финансовая поддержка приобрела многоуровневый характер: от стимулирующих выплат в бюджетной сфере и сельском хозяйстве до специальных доплат в регионах радиоактивного загрязнения. Введение налогового вычета, сопоставимого с 13-й зарплатой, создает дополнительную мотивацию для выпускников, распределяющихся на предприятия.
Эти меры синхронизированы с изменениями на рынке труда. Усовершенствованные условия льготного кредитования на домашнее имущество, например, учитывают реальные потребности молодых семей. Такой комплексный подход позволяет привлекать молодые кадры в приоритетные для экономики сферы.
Екатерина Умрихина, «
Рэспубліка», 19 апреля 2025 г.