Открылось заседание ЦИК, посвященное Всебелорусскому народному собранию и образовательным проектам
Заседание Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Беларуси 14 ноября посвятили предстоящему Всебелорусскому народному собранию (ВНС) и образовательным проектам, сообщает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Повестка дня сегодняшнего заседания сформирована исходя из полномочий ЦИК относительно выборов делегатов ВНС, деятельности Молодежного совета при ЦИК, осуществления информационно-просветительской функции и международного сотрудничества.
Как пояснили в ЦИК, в соответствии с решением республиканского референдума 2022 года о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь раздел IV Основного Закона дополнен отдельной главой о ВНС. Впервые в 2024 году после единого дня голосования прошли выборы делегатов ВНС от структур гражданского общества и местных Советов депутатов, был сформирован его состав. В соответствии с Конституцией ВНС начал свою работу как высший представительный орган народовластия.
По действующему законодательству ЦИК назначает выборы делегатов ВНС, в том числе и вместо выбывших, а также устанавливает их итоги, регистрирует избранных делегатов. В связи с этим два вопроса повестки дня заседания ЦИК посвящены данной тематике.
На прошлом заседании был сформирован новый состав Молодежного совета. Он активно приступил к своей работе. Сегодня совместно с Центром по работе с населением и избирательному процессу Академии управления при Президенте Республики Беларусь пойдет речь о проекте «Информационно-аналитическая лаборатория 2+2 / просто о сложном».
В текущей деятельности особенно в межэлекторальный период ЦИК уделяет особое внимание информационно-просветительской работе, укреплению международных связей, а также вопросам обучения потенциальных организаторов выборов.
По информации
БЕЛТА
Александр Турчин: одним из основных вопросов на ВНС станет программа социально-экономического развития на 2026-2030 годы
Одним из основных вопросов на Всебелорусском народном собрании (ВНС) станет программа социально-экономического развития на 2026-2030 годы. Об этом заявил Премьер-министр Александр Турчин во время заседания оргкомитета по подготовке и проведению ВНС, передает БЕЛТА.

Фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА
Председатель ВНС Александр Лукашенко поручил созвать второе заседание седьмого ВНС 18 и 19 декабря 2025 года. Постановлением Президиума ВНС от 11 февраля 2025 года № 2 создан организационный комитет по подготовке и проведению заседаний седьмого ВНС. Сегодня в правительстве состоялось его первое заседание.
«Каждое заседание Всебелорусского народного собрания - это знаковое политическое мероприятие. Полагаю, что и в новом конституционном статусе - высшего представительного органа народовластия, очередное его заседание не станет исключением, – отметил Александр Турчин. – Оно знаменует собой окончание пятилетнего периода развития нашей страны и, с учетом складывающихся геополитических реалий, начало нового этапа в жизни нашего общества и государства в целом».
Премьер отметил, что глава государства часто напоминает, что основой для всего в любой стране является экономика. «Поэтому одним из основных вопросов на собрании будет обсуждение программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026-2030 годы. Остальные вопросы повестки дня собрания будут утверждены на предстоящем заседании Президиума Всебелорусского народного собрания. Но уже сегодня нам целесообразно заняться решением всех возможных организационных вопросов по подготовке непосредственно заседания ВНС. Опыт у нас имеется», – сказал Александр Турчин.
Глава правительства уверен, что у комитета получится организовать и провести второе заседание седьмого ВНС на традиционно высоком уровне.
В стране дан официальный старт кампании по подготовке второго заседания VII ВНС. Оргкомитет по подготовке и проведению заседаний VII ВНС создан в феврале этого года. Его возглавляет премьер-министр Беларуси, а в состав входит ряд высших должностных лиц, руководители министерств, председатели облисполкомов и Минского горисполкома, а также представители иных государственных органов.
По информации
БЕЛТА
Второе заседание VII Всебелорусского народного собрания пройдет в Минске 18–19 декабря
Дан официальный старт кампании по подготовке второго заседания VII Всебелорусского народного собрания. В соответствии с распоряжением Председателя ВНС Александра Лукашенко оно пройдет в Минске 18–19 декабря 2025 года.
Впервые заседание высшего представительного органа народовластия созывается путем издания распоряжения Председателя ВНС. Первое заседание VII Всебелорусского народного собрания состоялось 24–25 апреля 2024 года и в соответствии с законодательством созывалось Центральной избирательной комиссией.
Организационный комитет по подготовке и проведению заседаний VII ВНС создан в феврале этого года. Его возглавляет Премьер-министр Беларуси, а в состав входит ряд высших должностных лиц, руководители министерств, председатели облисполкомов и Минского горисполкома, а также представители иных государственных органов.
Пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС находится в финальной стадии подготовки
Пакет поправок в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза находится в финальной стадии подготовки. Об этом заявил член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Руслан Давыдов, выступая на мероприятии «Евразийский логистический день», сообщили
БЕЛТА в пресс-службе ЕЭК.

«Внедрение навигационных пломб, реализация соглашения о единой системе таможенного транзита – важные шаги, которые будут способствовать развитию перевозок по территории Евразийского экономического союза», – подчеркнул министр ЕЭК.
Руслан Давыдов рассказал, что находящийся в финальной стадии подготовки пакет поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС отражает предложения бизнес-сообщества и содержит нормы для повышения логистического потенциала ЕАЭС. Среди них – отмена декларирования контейнеров, расширение применения электронных документов, регулирование каботажных и контрейлерных перевозок.
Министр ЕЭК обратил внимание на важность развития пограничной инфраструктуры для транзитной привлекательности союза и работы комиссии по формированию единых обязательных требований к обустройству и оснащению пунктов пропуска.
«Использование цифровых технологий в пунктах пропуска позволяет быстро обрабатывать информацию о перемещаемых товарах и транспортных средствах через таможенную границу и значительно повышать объемы такого перемещения за счет сокращения времени контрольных процедур. Учитывая важность этой работы, развитие скоординированного развития пунктов пропуска через таможенную границу ЕАЭС заложено и в план по реализации Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС», – подчеркнул он.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Вадим Ипатов: суверенитет, независимость и безопасность государства зависят от правовой культуры избирателей
Обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей. Это отметил заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Вадим Ипатов на пленарном заседании международной научно-практической конференции «Формирование правовой культуры населения как фактор гармонизации и устойчивости избирательного процесса» II Международного электорального форума, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Кристины Аксеновой, БЕЛТА)
«Практика подтверждает: обеспечение суверенитета и независимости страны, безопасности общества и государства в целом зависит в том числе от уровня правовой культуры избирателей», – сказал Вадим Ипатов.
По его словам, абсолютно закономерно, что в Концепции национальной безопасности – важнейшем стратегическом документе Республики Беларусь, утвержденном Всебелорусским народным собранием, – закреплено, что повышение правовой культуры является одной из форм участия граждан в обеспечении национальной безопасности.
Утвержденная Главой государства концепция правовой политики относит правовую культуру к составляющим правовой системы. «Это наглядно демонстрирует не только научно-правовую сущность понятия «правовая культура», но и его сугубо практическое значение для нас», – отметил Вадим Ипатов.
Беларусь за 30-летнюю новую историю прошла несколько важных этапов становления и развития избирательного законодательства. При этом формирование электоральной культуры в стране осуществлялось параллельно с этими процессами.
«С каждым новым этапом совершенствования норм происходила трансформация электоральной культуры наших граждан, что обеспечивалось благодаря совместной работе Центральной избирательной комиссии, государственных органов, депутатского корпуса, а также средств массовой информации и иных участников информационно-просветительской работы», – сказал зампредседателя Палаты представителей.
Вадим Ипатов обратил внимание, что 1990-е годы характеризовались наличием в республике трех отдельных законов, регламентировавших проведение выборов Президента Республики Беларусь, местных советов депутатов, статус Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.
«Очередным шагом стала не разработка закона, определяющего порядок выборов в парламент, а принятие единого законодательного акта, который соответствовал бы Основному закону страны, учитывал сложившуюся электоральную практику и комплексно регулировал ключевые аспекты непосредственной реализации гражданами избирательных прав. Таким документом стал принятый в 2000 году Избирательный кодекс», – сказал он, отметив, что именно этот кодифицированный акт реализует конституционные принципы белорусского избирательного права, в том числе вытекающие из международных документов.
Зампредседателя Палаты представителей отметил, что избирательное законодательство Беларуси по мере необходимости совершенствуется, реагирует на изменяющуюся жизнь, отражает реалии времени, учитывает мировые тенденции. Внесению каждого изменения в кодекс предшествуют тщательная работа, анализ прошедших избирательных кампаний.
Вадим Ипатов указал, что принятие обновленной Конституции и реализация ее норм в законодательстве стали важнейшим этапом укрепления в Беларуси институтов демократии и народовластия, совершенствования избирательного законодательства.
Ключевое место в системе власти приобрело Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия. Принятой им Концепцией национальной безопасности в отечественную правовую систему введено понятие «электоральный суверенитет», который рассматривается как один из основных национальных интересов в политической сфере.
Практическая реализация обновленных норм Конституции и решений Всебелорусского народного собрания, в том числе и на законодательном уровне, позволила обеспечить электоральный суверенитет при проведении электоральных кампаний, подчеркнул Вадим Ипатов, отметив, что об этом ярко свидетельствуют итоги состоявшихся в 2024 и 2025 годах выборов.
По его словам, высокий интерес избирателей, активность на выборах, спокойная и соответствующая законодательству процедура их проведения, оценки национальных и международных наблюдателей свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры белорусских избирателей.
По информации
БЕЛТА