31.05.2022
Результаты НИОКР используются при подготовке НПА: в Академии управления состоялось заседание Совета
27 мая 2022 года состоялось заседание Совета Академии управления.
На повестку дня было вынесено три основных вопроса. О внедрении результатов научных исследований и разработок Академии управления в деятельность государственных органов и организаций, образовательную деятельность доложили директор Научно-исследовательского института теории и практики государственного управления Александр Гордейчик, директор Института государственной службы Леонид Мальцев и директор Института управленческих кадров Николай Рудович.
Директор НИИ теории и практики государственного управления Александр Гордейчик акцентировал внимание на том, что в январе-мае 2022 года в Академии управления выполнялось 29 научно-исследовательских работ: две − в рамках выполнения планов научных исследований и разработок общегосударственного, отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности республиканских органов государственного управления; семь − в рамках государственной программы научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021–2025 годы; четыре − в рамках грантов Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований; 16 – по Единому научному направлению Академии управления. На основе полученных результатов научных исследований и разработок в январе-мае 2022 года в адрес государственных органов и иных организаций был подготовлен и направлен 31 документ.
Александр Гордейчик подчеркнул, что результаты научных исследований и разработок в рамках обеспечения (в пределах компетенции) деятельности государственных органов и организаций использовались в подготовке состоявшегося 27 февраля 2022 года республиканского референдума; в разработке и экспертизе проектов нормативных правовых актов, предложений по совершенствованию отечественного законодательства; в подготовке предложений и рекомендаций по проектам (реализации) документов программного, концептуального характера; в обеспечении деятельности государственных органов и других организаций по иным направлениям.
Директор Института государственной службы Леонид Мальцев отметил, что в период с 1 сентября 2021 года по настоящее время на кафедрах института выполнялись следующие научно-исследовательские работы: «Трансформация системы монетарного регулирования России и Беларуси в условиях цифровизации экономики», «Разработка методологических основ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в контексте экономической безопасности», «Разработка методологии подходов к формированию и реализации стратегии смарт специализации регионов с учетом их инновационного потенциала», «Актуальные проблемы государственной экономической политики на современном этапе», «Психологическое обеспечение профессионального здоровья руководителя как условие эффективной управленческой деятельности», «Актуальные проблемы социальной политики и идеологии Республики Беларусь», выполненной в рамках Единого научного направления Академии управления при Президенте Республики Беларусь, «Теория и практика государственного управления, реформирования экономики и непрерывной профессиональной подготовки руководящих кадров на 2021–2025 годы», «Совершенствование политической аргументации в системе образования Республики Беларусь как фактор консолидации белорусского общества и укрепления гуманитарной безопасности».
Леонид Мальцев обратил внимание, что результаты научно-исследовательских работ активно внедрялись в учебный процесс Института государственной службы, что подтверждается актами и справками внедрения. Данное внедрение предполагало подготовку электронных учебно-методических комплексов, получивших свидетельство о государственной регистрации. Также за отчетный период по результатам научной деятельности было подготовлено две монографии, которые использованы при подготовке учебно-программной документации в ЭУМК. Кроме этого, опираясь на результаты научной деятельности, профессорско-преподавательским составом Института государственной службы был подготовлен ряд учебных пособий. Спикер заметил, что кафедра кадровой политики и психологии управления в рамках выполнения научной темы «Психологическое обеспечение профессионального здоровья руководителя как условие эффективной управленческой деятельности» разработала учебно-методические материалы для сотрудников государственных органов и организаций по подготовке и проведению публичного выступления в формате видеоинтервью, развитию коммуникативной компетентности руководящих кадров, оценке и развитию стрессоустойчивости руководителя.
Директор Института управленческих кадров Николай Рудович рассказал о внедрении результатов научных исследований и разработок института в деятельность государственных органов и организаций, образовательную деятельность. Всего в период с 1 сентября 2021 года по настоящее время на кафедрах осуществлялась научно-исследовательская деятельность по 17 научным темам. Их результаты активно внедряются в учебный процесс, что предполагает подготовку ЭУМК. За отчетный период по результатам научной деятельности профессорско-преподавательского состава подготовлено одна монография, 11 учебно-методических пособий, которые используются при подготовке учебно-программной документации и ЭУМК. Свыше 10 научных изданий находятся на разных этапах подготовки к изданию.
Николай Рудович обратил внимание присутствующих на то, что в Институте управленческих кадров в образовательном процессе активно используется потенциал инновационных площадок, в рамках работы которых реализуются основные направления взаимодействия с потенциальными заказчиками кадров: профессиональная ориентация студентов и выпускников, включая совместное планирование с партнерами направлений взаимодействия в подготовке специалистов в соответствующей сфере; развитие взаимодействия между Академией управления и потенциальными работодателями; инициирование предложений по совершенствованию законодательства, инновационных разработок в сфере информационных технологий и систем; проведение образовательных семинаров, лекций, круглых столов и приглашение экспертов для проведения занятий со студентами в Академию управления.
Заведующий отделом докторантуры и аспирантуры Александр Гурин осветил вопрос об изменении темы диссертационного исследования аспиранта кафедры государственной экономической политики. Единогласно членами Совета было принято решение утвердить название диссертационного исследования аспиранта третьего года обучения специальности «Экономика и управление народным хозяйством» Анастасии Голод в редакции «Цифровизация инвестиционных процессов в национальной экономике» вместо ранее утвержденного.
Проректор по учебной работе Валентина Швайко предоставила информацию об утверждении учебных дисциплин вариативной части (компонент учреждения образования) цикла (модуля) социально-гуманитарных дисциплин учебных планов специальностей I ступени высшего образования. Члены Совета единогласно выступили за включение в вариативную часть (компонент учреждения образования) модуля социально-гуманитарных дисциплин для специальностей «Государственное управление и право», «Государственное управление и экономика» и «Управление информационными ресурсами».
По сообщению
официального сайта Академии управления при Президенте Республики Беларусь
(фото – Академия управления при Президенте Республики Беларусь)
Деловой стиль, бесплатный подвоз, освобождение от ЦЭ. Что меняется для школьников с 1 сентября
Представители Министерства образования и Минского облисполкома рассказали в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что меняется для школьников с 1 сентября после принятия новых норм в Кодекс об образовании.
Бесплатный подвоз
Консультант управления общего среднего образования Министерства образования Анжела Кудоярова отметила, что статью Кодекса об образовании дополнили нормой о том, что теперь местные советы депутатов имеют право принимать решения по бесплатной перевозке учащихся в пределах населенного пункта, в которых они проживают, до учреждения образования и обратно школьными автобусами по маршруту движения. «Раньше мы не могли использовать эту возможность. Мы могли организовать подвоз к учреждению образования только детей из сельских населенных пунктов, где нет школ. Сейчас мы можем организовать в пределах населенного пункта, – пояснила она. – Также сейчас предоставлено право осуществлять подвоз учащихся к местам проведения всевозможных образовательных мероприятий, экскурсий, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Теперь мы законодательно это закрепили».
Как региональный представитель главный специалист отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Минского облисполкома Наталья Дудкина добавила, что эта норма очень важна для регионов, потому что зачастую по этим моментам возникают некоторые сложности. «Вот шестой школьный день недели, когда идет мероприятие районного, городского уровня, а ребята из села не могут туда добраться. И тот же руководитель стоит перед выбором: он знает, что надо детей завести, но как это решить, он не знает. Теперь все просто – есть законодательная база», – подчеркнула она.
Обязательный деловой стиль одежды
Помимо этого, с 1 сентября закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды. Анжела Кудоярова пояснила, что дети, учащиеся в учреждении общего среднего образования должны придерживаться делового стиля одежды всегда за исключением уроков физкультуры и трудового обучения. В стране проводился эксперимент со школьной формой, и капсульную форму мы уже знаем. «Сейчас мы просто это утвердили на законодательном уровне», – подчеркнула она.
Одиннадцатиклассники могут быть освобождены от ЦЭ по медпоказаниям
По обращениям родителей также введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас эта норма действует только для учащихся девятых классов. «То есть, если заключение врачебно-консультационная комиссия (ВКК) выдала, то учащиеся девятых классов могут получить освобождение. В одиннадцатых классах раньше только обучающиеся на дому имели такое право. С 1 сентября будет введена норма о том, что учащиеся выпускных 11 классов по заключению ВКК смогут быть освобождены от ЦЭ по медицинским показаниям. Минздрав установит перечень заболеваний, на основании которого дети будут освобождаться от выпускных экзаменов», – пояснила Анжела Кудоярова.
Если выпускник не попал на ЦЭ, то ему будет выставлен годовой балл
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что при поступлении все равно остается необходимость подачи результатов централизованного тестирования, централизованного экзамена. «Опять же, если будет заключение от медицинской комиссии о том, что молодые люди не могут сдавать ЦЭ и ЦТ, то поступить в университет, конечно, будет можно, но, если есть ограничения у молодых людей, то они останутся и при поступлении в университет на ряд специальностей, – пояснил он. – Есть определенный перечень специальностей, на которые ребята могут поступить и без сертификатов – это или наиболее востребованные специальности в случае отличной успеваемости, либо специальности, где необходимо сдать внутренние вступительные испытания. То есть возможности, конечно, будут, но их количество будет ограничено в связи с состоянием здоровья».
По информации
БЕЛТА
Одобрен проект межправсоглашения с Россией об условиях деятельности БРУ
Глава государства Александр Лукашенко 2 июля подписал Указ № 267, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект межправительственного Cоглашения Беларуси и России об условиях деятельности Белорусско-Российского университета.
Данным международным договором конкретизируются статус и основные положения деятельности вуза, которые касаются, в частности, задач, правил и порядка приема для получения образования, органов управления.
Заключение соглашения будет способствовать развитию и укреплению отношений между двумя странами.
На проведение переговоров по проекту соглашения и его подписание уполномочено Министерство образования.
Перераспределение и возмещение обучения заказчиком. Какие законодательные изменения коснулись целевиков
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказал о том, какие законодательные изменения в Кодекс об образовании коснулись целевиков.

(фото – БЕЛТА)
Сергей Пищов рассказал, что при распределении в целом сохранены все те нормы, которые были и в предыдущей редакции кодекса. «Распределение, а правильнее сказать, закрепление молодых специалистов на первых рабочих местах или в отрасли, которую они выбрали, – это важнейший вопрос. Нужно, чтобы молодые люди, получив соответствующее образование, действительно профессионально росли и получали карьерный рост, – считает он. – Государство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы специалисты были востребованы в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы. Поэтому в данной ситуации несколько есть у нас таких нововведений в кодексе – это предоставление гарантий лицам, которые уволены с работы в связи с призывом на военную службу, но не направленные для ее прохождения. Такие случаи, пускай не часто, но случаются. У таких молодых специалистов остается на протяжении 10 дней после получения уведомления от комиссариата их рабочее место. Они могут вернуться на свое рабочее место и продолжить работу».
Также введены на законодательном уровне обязанности для организаций – заказчиков кадров возмещать государству средства в случае необоснованного расторжения целевого договора с молодыми специалистами. «Раньше такая норма была прописана у нас только на уровне договора о целевой подготовке, сейчас она закреплена на уровне кодекса», – пояснил начальник.
Кроме этого, добавлена возможность учреждениям образования использовать информацию из информационных источников республиканских органов госуправления о ситуации с трудоустройством конкретных молодых специалистов, чтобы можно было мониторить и при необходимости принимать соответствующее решение о закреплении данных специалистов.
При перераспределении молодых специалистов в период обязательной работы, которые распределены в сельскую местность, обязательным требованием стало согласование такого перераспределения с вышестоящей организацией. «Раньше такая норма была только для организаций, которые направляли по сельскохозяйственным специальностям. Сейчас это будет касаться всех специальностей – педагоги, медики, которые распределяются в сельской местности, для перераспределения обязаны будут согласовать свое перераспределение с облисполкомом, – рассказал Сергей Пищов. – Перераспределения бывают в любом случае, потому что это жизнь молодого специалиста. Распределившись, меняется его статус, где-то он связывает свою жизнь с силовыми структурами армии, где-то он женится или выходит замуж. Вместе с тем организации должны создавать такие условия, чтобы специалисты, даже изменив свой статус, закреплялись в данной организации, то есть приглашали своего мужа, жену в эту организацию. Таким образом они будут усиливать потенциал той организации, в которой они трудоустроены».
Если организация – заказчик кадров была ликвидирована во время обучения специалиста, то в первую очередь его перенаправят по той специальности, на которую он поступил. «Будет учитываться и мнение самого молодого специалиста, и потребность организаций-заказчиков в данном регионе. Для целевиков создаются особые условия – они сдают внутренние вступительные испытания и уже на стадии подписания договора о целевой подготовке принимают все условия, которые данным договором установлены», – пояснил он.
Целевая подготовка – это не льготная траектория, напомнил Сергей Пищов. «Это должны понимать как организации – заказчики кадров, так и абитуриент с его родителями. Организация-заказчик раньше на уровне договора, а сегодня на уровне кодекса должна принять специалиста на первое рабочее место, обеспечить соответствующие условия труда для того, чтобы необоснованного расторжения договора не произошло. Если это произойдет по инициативе или вине организации, то она будет выплачивать стоимость обучения. Эта норма повышает защищенность наших молодых специалистов, которые направляются по целевым договорам. Прецеденты такие были, но их необходимо исключать, конечно. С учетом того, что в последние годы у нас на целевой прием динамика положительная как в вузы, так и в колледжи, то это, конечно, необходимо закрепить на дальнейшем уровне. И мы закрепили эту норму», – заметил начальник главного управления.
По информации
БЕЛТА
«При Президенте Республики Беларусь» – 30 лет. Академия управления отмечает важную веху своей истории
Академия управления отмечает 30-летие присвоения статуса «При Президенте Республики Беларусь». В центре Минска – на площади Государственного флага – собрались около 1,5 тыс. выпускников академии 2025 года на торжественную церемонию вручения дипломов, приуроченную к этой важной дате, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Президентская Академия сегодня вручила дипломы новому поколению управленцев и руководителям высшего звена. Всего на церемонии присутствовали около 3 тыс. человек – обучающиеся, выпускники, представители профессорско-преподавательского состава, гости.
Приветственный адрес главы Приветственный адрес Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого по случаю 30-летия со дня преобразования Академии управления при Кабинете Министров в Академию управления при Президенте Республики Беларусь зачитала Заместитель Гглавы Администрации Президента Ольга Чуприс.
«Этот высочайший статус, присвоенный решением Главы государства, подчеркивает ключевую роль учреждения в подготовке для экономики и социальной сферы компетентных, всесторонне образованных руководителей и убежденных патриотов, – говорится в приветственном адресе. – Статус «При Президенте Республики Беларусь» возлагает на коллектив вуза особую ответственность и влечет самое серьезное требование к качеству образования и выполнению задач в сфере государственного строительства».
Отмечается, что за прошедшие годы академия стала уникальной школой управления и ведущим научно-практическим центром в области кадровой политики и общественных отношений.
Дмитрий Крутой выразил уверенность, что коллектив и впредь с честью и достоинством будет выполнять все возложенные на него главой государства задачи, вносить весомый вклад в укрепление и процветание родной Беларуси.
Сегодня среди тех, кто пришел поздравить Академию управления при Президенте Республики Беларусь, – высшие должностные лица страны, представители государственных учреждений, а также крупных предприятий и организаций, которые являются надежными партнерами академии в воспитательном и образовательном процессе.
Радость праздника вместе с выпускниками разделили почетные гости. Среди них руководство Администрации Президента Республики Беларусь, Национального банка, Центральной избирательной комиссии, Генеральной прокуратуры, министерств образования, связи и информатизации, других государственных органов и организаций.
В дальнейшем такой формат вручения дипломов станет доброй ежегодной традицией, способствующей консолидации выпускников вокруг своей альма-матер.
В конце июня 1995 года Указом Главы государства Академии управления был присвоен статус «При Президенте Республики Беларусь», и сегодня выпуск обучающихся приурочен как раз к этой знаменательной дате.
В Академии управления при Президенте Республики Беларусь формируется управленческая элита страны. Выпускники – это высококвалифицированные специалисты, способные управлять и принимать стратегически важные решения для страны, действующие и будущие управленцы, которые обеспечивают стабильность и развитие государства.
По информации
БЕЛТА
Упрочить стабильность. МАРТ об изменениях в постановление Правительства № 713 «О системе регулирования цен»
Правительство взяло на особый контроль ценообразование на мясо-молочную продукцию и кондитерские изделия, что укрепит стабильность на рынке, поскольку производители каждое инициируемое повышение цен должны будут согласовать. Чем вызваны принимаемые меры и каким механизмам подчиняются, журналистам прокомментировал первый заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец, передает корреспондент
БЕЛТА.
В апреле 2025 года Правительство предоставило производителям право самостоятельно повышать отпускные цены. Многие, у кого была необходимость улучшить свое финансовое положение, этим правом воспользовались. С сегодняшнего дня, 20 июня, для недопущения спекулятивного и необоснованного роста цен правительством взят на контроль процесс повышения производителями цен на мясо-молочную группу товаров и кондитерские изделия. Как отметил представитель МАРТ, эти позиции можно назвать наиболее инфлятогенными за последние годы.
Так, последующее повышение цен на эти товары свыше 0,3 % в месяц необходимо обосновать Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров. При этом на контроль взяты цены по всей цепочке: от сельскохозяйственного производителя до розницы, то есть аргументировать комиссии теперь необходимо также повышение цен на молоко-сырье, свиней, крупный рогатый скот, поставляемые для переработки. В рознице продолжают действовать предельные надбавки.
Принимаемые меры, как считает первый замминистра, упрочат стабильность на продовольственном рынке, поскольку производители указанных групп товаров обязаны будут инициируемое повышение цен сверх норматива согласовать, иными словами, динамика цен будет контролироваться государством. Вместе с тем, по оценке специалиста, и до принятых мер массового роста цен на белорусском продовольственном рынке регуляторы не наблюдали. Глобальных скачков цен не допустила конкуренция за потребителя с зарубежными, в основном российскими, изготовителями.
«Как показывает практика, с 2022 года, когда было принято постановление Совета Министров № 713 «О системе регулирования цен», мы с периодичностью вносим изменения в порядок ценообразования. На данный момент появилась необходимость корректировки подходов к ценообразованию по мясо-молочной группе и кондитерской продукции, – объяснил Иван Вежновец. – Если предпосылки будут складываться по иным товарным группам, решения будут приниматься».
Необходимость этого подскажет анализ на основе ряда факторов, в первую очередь рассмотрение официальных статистических данных уровня инфляции и темпов роста цен на соответствующие товарные позиции. Кроме того, сотрудники МАРТ ежедневно взаимодействуют с торговыми сетями и производителями и в случае обозначения негативных тенденций – реагируют.
В целом ситуацию на белорусском потребительском рынке Иван Вежновец охарактеризовал как стабильную. На полках присутствует достаточный ассортимент товаров, при этом уровень цен находится в заданных пределах. Об отдельных фактах нарушений становится известно во время контрольно-аналитических мероприятий, но несоответствия не массовые.
По информации
БЕЛТА