/ / Общественно-политические
19.05.2022

Какие изменения предусмотрены в законопроекте о государственно-частном партнерстве

Депутаты на заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли в первом чтении законопроект «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве». Законопроект внесен в Палату представителей Советом Министров. Его положения направлены на совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнерства. При его подготовке учитывались практические вопросы рассмотрения документации пилотного проекта по реконструкции и техническому обслуживанию объекта «Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации – Гомель – Кобрин» и актуальный международный опыт правового регулирования правоотношений в данной сфере. Какие новшества предусмотрены проектом закона – узнавал корреспондент «Р».

Развитие предпринимательства

Пилотный проект

Для начала отметим, что на разработку и принятие нынешнего закона о государственно-частном партнерстве ушел не один год. В декабре 2015 года в стране впервые были законодательно урегулированы вопросы взаимодействия бизнеса и власти. На практике документ должен был создать условия для привлечения на долгосрочной основе частного капитала в экономику. Средства планировалось направить на реализацию стратегически важных инфраструктурных объектов, их развитие и управление. В качестве пилотного проекта выбрана реконструкция и техническое обслуживание объекта «Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин км 109,9 – км 195,15». О том, каких результатов удалось достичь, рассказал Министр экономики Александр Червяков:

– Для нас проект М-10 является ключевым, знаковым. Сейчас проходит конкурс. Мы отобрали в начале конкурса восемь компаний из Турции, Китая, Российской Федерации, были компании из Европейского союза. Из восьми компаний осталось четыре – три из Турции и одна из Российской Федерации. На данном этапе проходит работа с этими компаниями, идут консультации, находятся точки соприкосновения для того, чтобы условия, которые мы предлагаем для инвестора, были им восприняты. Поэтому идут консультации в части определенных требований к выполнению, чтобы найти то общее, где наши интересы совпадают.

По словам Александра Червякова, задача, чтобы до июня эти все консультации были завершены.

Важные изменения

Опыт реализации пилотного проекта выявил ряд недостатков, которые не позволяли оперативно принимать решения по тем или иным проектам государственно-частного партнерства. Все нюансы постарались учесть разработчики обновленного проекта закона, который депутаты приняли в первом чтении. Среди новелл – меры по оптимизации функций и полномочий государственных органов, направленные на сокращение подготовительного периода и ускорение начала реализации проектов. Закрепляется также возможность заключения соглашения о государственно-частном партнерстве путем проведения прямых переговоров без конкурса. В связи с этим уточняются полномочия комиссии по проведению конкурса, компетенция Правительства Беларуси по определению порядка организации и проведения прямых переговоров, сообщил член Постоянной комиссии по экономической политике Палаты представителей Анатолий Насеня:

– Основной посыл документа – ускорить реализацию проектов в государственно-частном партнерстве. Первый момент, на котором хочу остановиться, касается возможности заключения соглашений о ГЧП путем проведения прямых переговоров. Это касается проектов, которые не предусматривают бюджетного финансирования. Данная процедура работает следующим образом. Во-первых, нужна инициатива частного партнера, который приходит со своей идеей. Заинтересованный госорган данное предложение рассматривает. Если принимается положительное решение, идет обращение к частному партнеру для проведения процедуры переговоров. По закону предусмотрено, что в случае принятия положительного решения информация должна быть размещена в сети интернет в общем доступе. И если на протяжении 30 дней не поступает дополнительных предложений, то по истечении этого срока представители госоргана и частного партнера имеют право заключить соглашение о ГЧП без конкурса. Сейчас существует только один вариант – проведение конкурсных процедур. И он длительный. Требует большого времени. И новшество, предусмотренное законопроектом, позволит значительно ускорить процесс.

Следующий значимый момент касается оптимизации функций госорганов, направленных на ускорение принятия решений о заключении договоров о ГЧП. В этом вопросе еще идут дискуссии.

– Законопроектом закреплено, что ГЧП в первую очередь направлено на реализацию социально значимых проектов, – продолжает депутат. – В том числе одним из таких моментов является наделение государственного партнера правом предусматривать определенную компенсацию затрат, понесенных при выполнении отдельных работ по регулируемым ценам и тарифам. Это актуально, например, для проектов по мусоропереработке, где тарифов на утилизацию отходов и выкуп теплоэнергии недостаточно для возврата инвестором финансовых вложений. И в установленных тарифах частный партнер имеет право на возмещение этой части, дабы не нести убытки.

Владислав Сычевич, « Рэспубліка», 19 мая 2022 г.