Минтруда рассказало о размерах пособия в связи с рождением ребенка и сроках подачи заявления
Министерство труда и социальной защиты в своем Telegram-канале рассказало о размерах единовременного пособия в связи с рождением ребенка и сроках подачи заявления, сообщает БЕЛТА.
В Минтруда уточнили, что право на получение пособия имеют семьи при рождении ребенка, усыновлении ребенка в возрасте до 6 месяцев и установлении опеки над ребенком в возрасте до 6 месяцев. Пособие назначается матери или отцу либо усыновителю, опекуну.
На первого ребенка назначается пособие в размере 10 БПМ (Br3111,5), на второго или последующего – 14 БПМ (Br4356,1).
При рождении в семье двойни, тройни и более детей единовременное пособие назначается на каждого ребенка. Если родившиеся дети – первые в семье, то на одного из них назначается 10 БПМ, на другого (других) – 14 БПМ.
Кроме того, таким семьям в дополнение к пособию в связи с рождением ребенка выплачивается единовременная выплата на каждого из родившихся детей в размере 2 БПМ (Br622,3).
Родители (мать, мачеха, отец, отчим) должны подать заявление до достижения ребенком возраста 6 месяцев, усыновители – до истечения 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда об усыновлении, опекуны – до истечения 6 месяцев со дня установления опеки.
Минтруда также напомнило, в каких случаях пособие не назначается: оставление ребенка в организации здравоохранения, отказ от ребенка, отобрание ребенка, рождение мертвого ребенка, а также суррогатным матерям.
Бюджет прожиточного минимума с 1 мая по 31 июля 2022 года составляет Br311,15.
По сообщению БЕЛТА
В Беларуси усиливаются меры поддержки плательщиков налога на профессиональный доход в плане формирования будущих пенсионных прав. Упрощается и изменяется порядок государственного социального страхования индивидуальных предпринимателей. Продолжается борьба с серыми схемами выплаты заработной платы. По всем указанным направлениям в законодательстве предусмотрены новации. Речь идет о Законе «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который 14 июля подписал Глава государства. О новшествах подробно рассказала корреспонденту БЕЛТА заместитель управляющего ФСЗН Екатерина Лихачева.
Новация № 1 – меняется порядок участия плательщиков налога на профессиональный доход в системе государственного социального страхования.
Екатерина Лихачева напомнила, что с 1 января 2023 г. появилась новая категория плательщиков – граждане, которые уплачивают налог на профессиональный доход. Как уплачивается налог сейчас? Гражданин отображает свой доход в мобильном приложении «Налог на профессиональный доход», а органы Министерства по налогам и сборам на основании этих данных рассчитывают необходимую к уплате сумму. Если гражданин работает с физлицами, ставка налога составляет 10 %, с юрлицами и сумма дохода превышает Br60 тыс. в год – 20 %.
В Фонд социальной защиты населения поступает 60 % выставленной плательщику суммы налога на профдоход. Исходя из этого и формируются его пенсионные гарантии.
«Достаточно большое количество граждан, являющихся плательщиками налога на профдоход, не формируют свои пенсионные гарантии, поскольку в ФСЗН поступает небольшая сумма. Для формирования месячного стажа взносы в бюджет фонда должны быть уплачены из размера минимальной заработной платы, умноженной на 29 %. То есть Br726 умножаем на 29 %. Полученный результат и является той суммой, которая дает месяц страхового стажа», – пояснила заместитель управляющего ФСЗН положения действующего законодательства.
Теперь же плательщики налога на профдоход (при изъявлении желания) смогут доплатить взносы на пенсионное страхование в бюджет ФСЗН. Порядок будет таким. Как и прежде, плательщик налога на профдоход в течение года будет вести свою деятельность, ежемесячно уплачивая налоги. По истечении года, до 1 февраля, ФСЗН рассчитает, сколько ему нужно доплатить до той суммы, при которой формируется год стажа. Плательщику взносов предложат в добровольном порядке через личный кабинет доплатить нужную сумму не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Касательно 2024 года есть особенность. Плательщикам налога на профессиональный доход дается право доплатить нужную сумму не позднее 1 сентября 2025 г. «Мы планируем активно информировать наших плательщиков налога на профдоход, у кого не сформировался стаж за 2024 год, о наличии такого права, чтобы они смогли при необходимости доплатить взносы», – сказала Екатерина Лихачева.
Новация № 2 – меняется порядок уплаты взносов индивидуальными предпринимателями.
По словам заместителя управляющего ФСЗН, индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками подоходного налога, будут уплачивать взносы с учетом их дохода. Причем учтут чистый доход за вычетом расходной части.
«Как это происходит сегодня? Индивидуальные предприниматели отражают периоды бездействия, если они не осуществляли деятельность. А за период действия уплачивали взносы. Те предприниматели, которые работали весь год и имели маленький доход, обращались с просьбой снизить финансовую нагрузку, поскольку их доход имеет характер дополнительного заработка», – рассказала Екатерина Лихачева.
Их услышали и внесли коррективы. Теперь если доход за год будет составлять менее 12 минимальных заработных плат индивидуальному предпринимателю предоставят право платить взносы из фактического дохода, отметила Екатерина Лихачева. Таким образом, для индивидуальных предпринимателей, которые получают небольшой доход, несколько смягчены условия по уплате взносов.
Остальные предприниматели, плательщики подоходного налога, при доходе за год в размере 12 минимальных заработных плат и выше должны будут уплачивать взносы в ФСЗН в размере 35 % из размера минимальной заработной платы.
Для плательщиков единого налога, в принципе, ничего не изменилось. Они уплачивают налог за месяц осуществления своей деятельности – в размере не ниже 35 % из размера минимальной заработной платы.
Заместитель управляющего ФСЗН добавила, что для индивидуальных предпринимателей, как и всех физических лиц, смещаются сроки уплаты взносов. В действующем законодательстве определена дата 1 марта года, следующего за отчетным, в новом законе – 31 марта года, следующего за отчетным.
Предпринимателей коснется еще одна новация. «С учетом того, что мы будем получать всю информацию о доходах от Министерства по налогам и сборам, органы фонда все расчеты взносов будут делать самостоятельно. Индивидуальным предпринимателям нужно будет лишь получить от нас информацию о сформировавшемся платеже и оплатить его. Все остальное автоматически сделает фонд», – заметила Екатерина Лихачева.
Новация № 3 – решение ФСЗН о взыскании задолженности субъектов хозяйствования приравнивается к исполнительной надписи.
Новшество касается физических лиц и иных плательщиков. Органам фонда предоставлено право самостоятельно выносить решение, которое приравнивается к исполнительной надписи. На сегодня, если, допустим, индивидуальный предприниматель имеет задолженность, органы фонда обращаются к нотариусам, которые учиняют нотариальную надпись на сумму задолженности. Этот документ направляется в органы принудительного исполнения и начинается взыскание.
По новому закону органы ФСЗН самостоятельно выносят решение, без обращения к нотариусу. Это решение и будет тем документом, который можно предоставить непосредственно в органы принудительного исполнения.
Говоря о преимуществах такой новации, Екатерина Лихачева заметила, что для органов фонда ускоряются процессы взыскания. Для индивидуального предпринимателя, иных физических лиц снижается финансовая нагрузка. Если исполнительную надпись учиняет нотариус, за эту процедуру он берет 5 % от суммы задолженности. Со вступлением нового законодательства в силу станет удобнее работать всем сторонам.
Новация № 4 – принимаются дополнительные меры борьбы со скрытой заработной платой.
«Есть соответствующее поручение Главы государства и мы ежегодно наращиваем обороты по выявлению таких фактов, – сказала Екатерина Лихачева. – Мы видим, что есть определенные лазейки, когда невозможно в полном объеме доначислить взносы», – сказала заместителя управляющего ФСЗН, заметив, что новым законом при установлении серых схем выплаты заработной платы для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН.
Так, законом предусмотрено, что при выявлении фактов заработной платы в конвертах взнос начисляется на эту сумму в полном объеме, но не ниже чем 1/30 пятикратной величины средней заработной платы по республике за каждый день выплаты зарплаты в конверте.
Вместе с тем не всегда можно установить полную сумму скрытой заработной платы, которую получал работник. «Поэтому если работодатель выплачивает зарплату в конверте, он должен быть готов, что каждый день выплаты, даже если мы не установили полный размер такой выплаты, равен 1/30 суммы пяти средних заработных плат по республике», – отметила Екатерина Лихачева, добавив, что работодатель должен понимать достаточно большие финансовые риски.
Поскольку в процессе скрытой заработной платы участвуют две стороны – как работодатель, так и работник – новым законодательством предусмотрено, что стаж для будущей пенсии у работника формируется в минимальном размере. То есть независимо от того, какую заработную плату он получал, в документах персонифицированного учета будет отражен доход в размере минимальной заработной платы. Таким образом и у работника не будет заинтересованности получать зарплату в конверте.
Что касается других изменений законодательства, в основном это приведение в соответствии законодательства о госсоцстраховании и пенсионном обеспечении с иными законодательными актами: законами о предпринимательской деятельности, о бухучете, Гражданским кодексом. Все эти нормы нашли отражение в Законе «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который вступает в силу через месяц после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
Условия дополнительной работы, размер доплаты и другие нюансы разъяснило Министерство труда и социальной защиты, сообщает БЕЛТА.
В Беларуси выделяют три вида дополнительной работы: совмещение должностей служащих (профессий рабочих) – речь о работах по другой вакантной профессии или должности; расширение зон обслуживания (увеличение объема работы) – работы по такой же вакантной профессии или должности; исполнение обязанностей работника, который временно отсутствует, – работы как по другой, так и по такой же профессии или должности.
За дополнительную работу обязательно устанавливается доплата. Ее размер определяется нанимателем по соглашению с работником. Для работников бюджетных организаций размер доплаты определен постановлением Правительства.
Дополнительная работа должна производиться в течение установленной продолжительности рабочего дня работника. Она выполняется наряду с работой, определенной трудовым договором (должностной/рабочей инструкцией).
Для оформления всех видов дополнительной работы необходимо письменное согласие работника и издание приказа (распоряжения) нанимателя. В этом документе должен быть указан срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, а также размер доплаты. При этом дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) не заключается.
Отказаться от дополнительной работы можно в любой момент: работник имеет право сделать это досрочно, а наниматель – досрочно отменить поручение о выполнении, письменно предупредив об этом другую сторону.
По информации БЕЛТА
Министерство труда и социальной защиты на конкретных примерах пояснило основные нововведения закона по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Согласно закону для плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) предусмотрено право (при изъявлении желания) доплатить взносы в бюджет Фонда социальной защиты населения для формирования пенсионных гарантий.
Например, доход плательщика с 1 января 2025 года составляет Br20 тыс. В ФСЗН уплачено Br1,2 тыс., то есть 60 % от налога. При этом минимальный взнос для стажа должен составлять Br2 526,48 (29 % от 12 МЗП = 726 х 12 х 29 %). В итоге будет предложено доплатить Br1 326,48 (2 526,48 – 1200).
Для индивидуальных предпринимателей (ИП) – плательщиков подоходного налога законом вводится дифференцированный порядок уплаты взносов в ФСЗН (35 %) в зависимости от размера годового чистого дохода ИП (доход минус расходы).
Так, для ИП с доходом до 12 МЗП (Br8712) взносы рассчитываются с фактического чистого дохода. Например, годовой доход – Br6 тыс. Взносы составят Br2,1 тыс. (Br6 тыс. х 35 %).
Для ИП с доходом от 12 МЗП и выше взносы рассчитываются с суммы 12 МЗП (Br8712). Допустим, чистый доход – Br25 тыс. Взносы равны Br3049,2 (Br8 712 х 35 %).
В Минтруда уточнили, что для ИП – плательщиков единого налога сохраняется действующий порядок: взносы уплачиваются в размере 35 % от МЗП за каждый месяц, в котором уплачивался единый налог. Например, за 12 месяцев это будет Br3049,2 (Br726 х 12 х 35 %).
Кроме того, по новому законодательству упрощается взаимодействие ИП с ФСЗН. Фонд самостоятельно рассчитывает взносы на основе данных МНС. ИП получают готовый платеж, а фонд вносит данные в персонифицированный учет. Заполнение формы ПУ-3 фонд берет на себя.
При установлении серых схем выплаты заработной платы для работодателей устанавливается особый порядок уплаты взносов в ФСЗН. Для работодателя уплата взносов будет производиться из фактических сумм выплат заработной платы в конвертах, но не ниже 1/30 пятикратной величины средней заработной платы за каждый день выплаты заработной платы в конвертах. Для работника в страховой стаж засчитывается доход в размере минимальной заработной платы (Br726), а не фактический.
Закон вступает в силу через месяц после официального опубликования.
По информации БЕЛТА
Министерство труда и соцзащиты сегодня запускает в эксплуатацию обновленный портал социальной защиты Республики Беларусь – psz.gov.by. Теперь это единый интернет-ресурс со всей информацией об услугах и процедурах соцсферы.
Любой запрос под ваши нужды
Портал социальной защиты работает уже более 10 лет. За это время потребности и запросы граждан расширились, а технологии и уровень сервисов усовершенствовались. Настало время предоставить пользователям информацию в более качественном виде, адаптировав ее под жизненные ситуации или статус гражданина, рассказывает заместитель Министра труда и социальной защиты Юлия Бердникова.
Обновленный портал адаптирован для всех возрастных категорий населения. Здесь содержится актуальная и исчерпывающая информация об административных процедурах, выплатах, пособиях, пенсиях, государственной адресной социальной помощи, порядке рассмотрения вопросов и т.д., координаты и контакты профильных учреждений и организаций. Важно: на главной странице есть интерактивный помощник, с помощью которого можно выбрать свою социальную категорию (юрлицо, госслужащий, человек с инвалидностью, иждивенец, безработный, семья с детьми, человек пенсионного возраста и т.п.) либо жизненную ситуацию (утрата кормильца, рождение и воспитание ребенка, достижение пенсионного возраста, беременность и роды, установление группы инвалидности и др.). Портал автоматически подберет спектр услуг, которыми можно воспользоваться на данном жизненном этапе, в том числе в привязке к месту проживания.
В считаные секунды
Одно из главных изменений, произошедших на портале, – появление новых онлайн-сервисов. О некоторых из них подробнее.
Онлайн-заявки на оказание социальных услуг
Сегодня в республике функционирует 146 территориальных центров социального обслуживания населения (ТЦСОН), и все они оказывают широкий спектр услуг: например, сиделки, социального работника, няни. Все это можно на договорной основе заказать в ТЦСОН при личном визите, а с середины июля – и в онлайн-режиме, отмечает Юлия Бердникова:
– Нужно войти в личный кабинет, выбрать ТЦСОН в соответствии с местом своего проживания, перечень услуг, оставить контактные данные и отправить заявку. Она будет обработана в течение двух рабочих дней, после чего с гражданином свяжется специалист и приступит к оформлению договора. Еще одно ноу-хау – человек сможет заказать услугу как в отношении себя, так и в отношении третьих лиц – родителей или соседей: мы понимаем, что не каждый владеет современными технологиями и может воспользоваться личным кабинетом.
Запись на прием
В онлайн-режиме можно записаться на прием к профильным специалистам в любом ТЦСОН, управлении либо отделе по труду, занятости и социальной защите, органах Фонда социальной защиты населения, Департамента государственной инспекции труда – словом, во всех учреждениях системы соцзащиты.
Можно выбрать удобные дату и время, а также необходимого специалиста. В министерстве убеждены, что сервис будет очень востребован и расширит зону комфорта по организации коммуникаций с гражданами.
Чат-бот для экстренных сообщений о невыплатах пособий и зарплаты
В Министерстве расширяют каналы информационного взаимодействия для оперативного решения острых проблем. В новой версии портала предусмотрен чат-бот для информирования органов Департамента госинспекции труда либо органов ФСЗН по вопросам несвоевременной выплаты зарплаты и пособий.
– Если работодатель не выполняет свои обязательства по выплате зарплаты или не вовремя выплачивает, допустим, пособие по уходу за ребенком до 3 лет, не оплачивает больничный лист, в чат-боте нужно указать наименование организации, что именно не выплачено, за какой период, а также оставить свои контактные данные. Специалисты, получив сообщение, оперативно свяжутся с гражданином, выяснят необходимые детали и приступят к взаимодействию с субъектом хозяйствования.
ВАЖНО
Вход в личный кабинет на портале социальной защиты осуществляется через межбанковскую систему идентификации (МСИ). Это привычный инструмент для большинства белорусов – тех, кто дистанционно взаимодействует с банковской системой.
Александр Нестеров, « СБ. Беларусь сегодня», 15 июля 2025 г.
Доступная среда – необходимый аспект социальной интеграции и активной жизни инвалидов. Таким мнением в пресс-центре БЕЛТА поделилась начальник управления по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты Виктория Гречиха.
Виктория Гречиха подчеркнула, что проблемы людей с инвалидностью находятся в постоянном поле внимания государства. «Ключевая цель – интегрировать людей с инвалидностью в общество. Необходимый аспект их социальной интеграции и активной жизни – независимый образ жизни. Инклюзия начинается прежде всего с доступной среды», – отметила она.
Работа по созданию доступной среды ведется с 2007 года. «Ратифицировав в 2016 году Конвенцию о правах инвалидов, наша страна взяла на себя обязательства по созданию для людей с инвалидностью условий, равных со всеми. Ведется планомерная работа по воплощению положений этого документа в жизнь. Ежегодно утверждается национальный план действий по реализации и мероприятия, закрепленные в нем, предусматривают работу по совершенствованию законодательства, принятию организационных мер по обеспечению реализации прав инвалидов во всех сферах жизнедеятельности», – рассказала Виктория Гречиха.
Создание условий для инвалидов невозможно без их непосредственного участия. В стране также существует Республиканский межведомственный совет по правам инвалидов, полноправными участниками которого являются председатели общественных объединений инвалидов, поднимающие проблемные вопросы для рассмотрения на совете. «С 2020 года аналогичные советы созданы во всех регионах, и в их составы в обязательном порядке включены представители общественных объединений инвалидов. Создание доступной среды на местах также входит в круг рассматриваемых на советах вопросов», – отметила начальник управления.
Многие из поднимаемых вопросов были учтены в обновленном в 2023 году Законе о правах инвалидов и их социальной интеграции. «Новации закона охватили различные аспекты жизнедеятельности инвалидов. В нем закреплены основополагающие направления конвенции – это в первую очередь обеспечение равенства прав инвалидов и защита от дискриминации по признаку инвалидности, создание условий для интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности общества, включая расширение доступности для инвалидов среды обитания, услуг и информации. Также закон охватывает получение образования, реализацию права на труд, уважения к правам, свободам и достоинству инвалидов. Отдельные положения закона направлены на организацию окружающего пространства, чтобы люди с инвалидностью могли беспрепятственно получать доступ к услугам, объектам и информации, а также свободно перемещаться по выбранному маршруту», – поделилась Виктория Гречиха.
Касательно результатов она отметила, что на данный момент около 65 % общественного транспорта в Беларуси уже адаптировано для людей с инвалидностью и физически ослабленных лиц. А к 2030 году в Беларуси планируется создать доступную среду на 41 тыс. объектов. И это только часть результатов.
По информации БЕЛТА