Александр Турчин: в Борисовском районе система здравоохранения и качество дорог требуют особого внимания
В Борисовском районе повышенного внимания требуют система здравоохранения и качество дорог. Об этом журналистам заявил председатель Миноблисполкома Александр Турчин, передает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В Борисовском райисполкоме состоялась внеочередная сессия Борисовского районного совета депутатов. Новым руководителем райисполкома назначен Николай Карпович.
«Самый важный вопрос – это, конечно, экономика, работа ее реального сектора и наполнение бюджета. В Борисове расположены крупные современные предприятия, которые у всех на слуху. Большинство из них реально рабочие и не должны останавливаться в развитии», – сказал Александр Турчин.
Он подчеркнул, что на внеочередной сессии неслучайно были выделены вопросы благоустройства Борисова. «Это достаточно разбросанный город. Проблемы в первую очередь касаются области благоустройства и жилищного строительства. Это те проблемы, которые требуют первоочередного внимания и большого количества средств», – подчеркнул губернатор.
Еще одной сферой, развитие которой имеет повышенную важность, является здравоохранение. «Система здравоохранения Борисовского района всегда находилась на самом высоком уровне. В том числе с точки зрения материально-технической базы. Но закрепляемость медицинских работников за медицинскими учреждениями была одной из самых низких в республике. В ближайшее время мы введем корпус новой детской больницы и на этом не остановимся. Мы должны привести систему здравоохранения Борисовского района в то состояние, которое будет отвечать самым современным требованиям», – поделился планами по развитию Александр Турчин.
По сообщению
БЕЛТА
В Пекине (КНР) проходят Министерский учебный семинар ШОС по цифровой экономике и Форум цифровой экономики ШОС, ставшие площадкой для обмена опытом и демонстрации новейших достижений в сфере цифровых технологий. Республику Беларусь на мероприятиях представляют заместитель Председателя Белстата Наталья Тарасюк и начальник управления статистики транспорта и информационно-коммуникационных технологий Белстата Татьяна Максимова, сообщили БЕЛТА в комитете.
В центре внимания – тенденции развития цифровой экономики, системы формирования элементов данных, а также национальные подходы стран-участниц к сбору и распространению данных в этой области.
В рамках форума Беларусь представила свой опыт в области измерения цифровой экономики, приняла участие в тематических семинарах и закрытом заседании министров цифровой экономики стран ШОС.
В своем выступлении Наталья Тарасюк подчеркнула значительные успехи, достигнутые Беларусью в развитии национальной информационной инфраструктуры, создании государственных информационных систем и ресурсов за последние годы. «В рамках выполнения государственных программ реализованы мероприятия по компьютеризации, информатизации, цифровой трансформации отраслей экономики, развитию электронного правительства. Проходит адаптация нормативной правовой базы и методологических подходов к измерению цифровой экономики», – отметила заместитель Председателя Белстата.
Особое внимание было уделено разработанному Белстатом перечню национальных статистических показателей развития цифровой экономики, который включает 35 показателей, сгруппированных в пять ключевых блоков. «Показатели характеризуют деятельность организаций, уровень развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также услуг, предоставляемых на ее основе, трансформацию бизнес-процессов. Система показателей не является статичной, она ежегодно актуализируется с учетом изменения международных подходов и стандартов мониторинга развития цифровой экономики», – подчеркнула Наталья Тарасюк.
Она также отметила, что сегодня официальная статистическая информация в Беларуси строится на использовании комбинированного метода наблюдений – как сплошных, так и выборочных. Это дает возможность системной оценки развития экономики страны, уровня цифрового развития ее отраслей, позволяет отслеживать появление новых процессов и явлений, строить прогнозы и определять дальнейшие перспективы. «Кроме традиционных методов сбора информации в рамках государственной статистической отчетности мы в постоянном поиске новых источников данных. Так, Белстатом реализованы проекты по использованию больших данных, активно используются административные данные, внедряется искусственный интеллект для создания интерактивных форматов представления информации и оптимизации коммуникации с респондентами и пользователями», – добавила зампредседателя.
Каждая страна реализует различные методы мониторинга цифровой экономики, но для обеспечения сопоставимости данных на международном уровне необходима выработка единых подходов.
«Участие в мероприятиях ШОС по цифровой экономике подчеркивает стремление Беларуси к развитию цифровой экономики и готовность делиться своим опытом. Мы надеемся, что на основе взаимного уважения и взаимной выгоды будет выстроена модель открытого сотрудничества. Особенно важно углублять практическое взаимодействие в таких областях, как цифровая инфраструктура, сбор и обработка данных, в том числе по новым отраслям экономики, подготовка цифровых кадров, так как высокие темпы цифрового развития влияют не только на стандартные процессы труда, но и на потребности ключевых отраслей экономики в кадрах и компетенциях. Реализация таких подходов позволит совместно решать стоящие перед нами задачи цифровой трансформации», – резюмировала заместитель Председателя Белстата.
По информации БЕЛТА
Стратегию формирования единого информационного пространства Союзного государства до конца года представят президентам Беларуси и России. Об этом на международной конференции «Время Союзного государства: культурное и информационное пространство», которая проходит в рамках «Славянского базара в Витебске», журналистам сообщил Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Яна Горбанюка, БЕЛТА)
Госсекретарь СГ отметил, что проходящая конференция посвящена вопросам взаимодействия государств и участия Союзного государства в формировании единого информационного и культурного пространства. Сергей Глазьев напомнил, что на открытии фестиваля Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что фронт гибридной войны проходит через сознание каждого человека. «В зависимости от того, как воспитывается наше молодое поколение, какие ценности у людей в голове, устремления, мотивы, зависит все остальное – экономическое процветание, обороноспособность, и смысл жизни определяет позицию человека по всем вопросам», – отметил Госсекретарь СГ.
Сергей Глазьев подчеркнул, что в современном мире большое внимание уделяется техническому развитию. «Мы переходим в новый мирохозяйственный и технологический уклад, где ведущую роль в развитии экономики играет научно-технический процесс и главной ценностью является человеческий интеллект», – сказал он. Госсекретарь СГ добавил, что при всей увлеченности общества искусственным интеллектом ИИ не заменит человеческий, о чем на открытии фестиваля также отдельно упомянул белорусский лидер.
«Обсуждать мы сегодня будем стратегию формирования информационного пространства Союзного государства. Такое поручение дано Высшим госсоветом СГ. Мы должны до конца года такую стратегию предложить нашим главам государств», – отметил Сергей Глазьев.
По словам Госсекретаря, будет обсуждаться и вопрос создания информационно-культурного центра СГ. «Есть проект, который следует дорабатывать исходя из необходимости использования современных цифровых технологий, чтобы это было не просто здание с красивыми буклетами, а удобная информационная среда с приложениями в телефонах, удобная для пользователя, чтобы в каждом месте нашего необъятного Союзного государства туристы могли бы пользоваться такого рода информационными услугами, понимать, где они находятся, что интересно посмотреть. И лучшие гиды могли бы помочь в дистанционном режиме», – пояснил Сергей Глазьев.
Алеся Пушнякова, БЕЛТА
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось заседание экспертной группы по согласованию проекта Стратегии цифровизации основных мультимодальных транспортных коридоров государств – участников СНГ. Об этом БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект стратегии разработан Министерством транспорта Таджикистана при сотрудничестве с Экономической и социальной комиссией ООН для стран Азии и Тихого океана и Европейской экономической комиссией ООН в рамках реализации концепции председательства Таджикистана в Содружестве Независимых Государств в 2025 году и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
В мероприятии приняли участие представители профильных ведомств Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана, полномочные представители Казахстана и Кыргызстана в Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, а также представители Исполнительного комитета Координационного транспортного совещания государств СНГ, Дирекции Совета по железнодорожному транспорту стран Содружества и Исполнительного комитета СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания полностью одобрили проект стратегии, доработанный с учетом поступивших замечаний стран СНГ, и приняли решение внести проект документа на рассмотрение высших органов СНГ в установленном порядке.
По информации БЕЛТА
В Минске недавно состоялись два знаковых события: IV Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета. В них участвовали главы всех пяти государств, входящих в союз (Армении – в онлайн-режиме), около трех тысяч высших должностных лиц, руководителей бизнеса, ученых-экономистов из трех десятков стран. Подвели итоги исполнения Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, наметили новые рубежи взаимодействия.
Показатели единого рынка
Как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, за время существования ЕАЭС более чем в два раза увеличился товарооборот стран-участниц и на 37 % объем внешней торговли. Совокупный ВВП вырос почти на 18 %, промышленное производство – на 30 %, объем продукции сельского хозяйства – на 25 %, грузооборот – на 10 %, объем инвестиций – более чем на 40 %. Во многом это следствие беспошлинной трансграничной торговли, применения единых норм права, беспрепятственных взаиморасчетов в национальных валютах, свободного трудоустройства граждан, признания документов об образовании и других интеграционных инициатив.
ЕАЭС сегодня вместе с государствами-партнерами – это пятая часть населения мира и самое большое объединение по территории, где сосредоточена четверть разведанных полезных ископаемых. А по добыче нефти союз занимает первое место в мире, природного газа – второе.
Владимир Путин добавил, что утверждена концепция формирования общего финансового рынка союза. Созданы Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Заметные успехи достигнуты в сопряжении национальных систем платежей и банковских карт.
Однако вклад ЕАЭС в мировой ВВП еще невелик, что требует существенно интенсифицировать сотрудничество.
Поезда и спутники
План дальнейшего развития под девизом ЕАЭС 2.0 предложила Беларусь. В нем обозначены основные направления развития интеграционного объединения. Их диапазон – от космических и информационных технологий до повышения уровня жизни граждан. Эта программа является продолжением инициативы, изложенной в начале года в обращении Александра Лукашенко к главам государств ЕАЭС в качестве председателя экономического союза. Беларусь заявила о необходимости кооперации по базовым направлениям, таким как электротранспорт, микроэлектроника, робототехника, информационно-коммуникационные технологии, новые материалы, чтобы создать уникальный евразийский продукт, от самолетов и поездов до цифровых решений и искусственного интеллекта. Важнейшим преимуществом является единый рынок, доставшийся странам «пятерки» в наследство от СССР, и этот рынок ни в коем случае нельзя потерять.
Каждому – свою нишу
Что же нового предполагается в развитие достигнутого? Вместо конкуренции в производстве одних и тех же товаров логичнее сосредоточиться на взаимодополнении национальных экономик, встраивании в производственные цепочки, формируя общие товарные предложения для рынка ЕАЭС и экспорта.
Типичный пример – производство широкой гаммы колесных тракторов, карьерной техники в Беларуси. Это создавалось в расчете на рынок всего СССР и вполне способно удовлетворить запросы стран «пятерки». Так надо ли создавать где-то дублирующие мощности?
В числе реальных катализаторов роста национальных экономик и союзного потенциала – сфера услуг, на которую приходится половина совокупного валового внутреннего продукта ЕАЭС. Это и развитие интегрированных евразийских транспортно-логистических коридоров, и формирование общего финансового рынка. В версии ЕАЭС 2.0 неизбежно создание единой цифровой платформы для бизнеса, развитие электронной торговли, использование больших данных – эти направления помогут повысить эффективность экономик. Предполагается создание новых рабочих мест, условий для управляемой трудовой миграции, получения образования и медпомощи, развития взаимного туризма.
По примеру Союзного государства
В ряде случаев потребуется объединить научный, инженерный, финансовый потенциалы, как это делается в Союзном государстве, где в течение 25 лет реализуются совместные программы научно-технического развития, отметил на форуме в Минске Госсекретарь Союзного государства Сергей Глазьев. Благодаря программам созданы новые сферы деятельности и отрасли экономики. Возможности экономического роста в ЕАЭС также огромные, заявил Госсекретарь. Наличие общего рынка, отсутствие торговых и таможенных барьеров позволяют сконцентрироваться на вопросах развития. У государств ЕАЭС близкие экономические приоритеты, общее понимание конкурентных преимуществ. Сергей Глазьев высказал убеждение, что стратегия опережающего развития, которую год назад было предложено положить в основу ключевых направлений экономического развития ЕАЭС до 2035 года, вполне реалистична. Она предполагает выход единого евразийского экономического пространства на темпы роста не ниже, чем в Китае и Индии.
Торговля и услуги по единым правилам
Многое из того, что обсуждали участники форума, нашло отражение в принятых документах. Так, отмечено, что позиции Евразийского экономического союза на международной арене значительно укрепились. Об этом говорит и подписание в Минске соглашений об экономическом сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами и Монголией.
Также лидеры стран ЕАЭС проинформированы о развитии маркировки товаров, принят доклад о реализации планов либерализации по отдельным секторам услуг в ЕАЭС, определены основные направления экономического сотрудничества в сфере спорта, подведены итоги соблюдения Правил регулирования торговли услугами за 2023–2024 годы, одобрены меры по совершенствованию правового регулирования в различных отраслях.
Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета пройдет в декабре в Санкт-Петербурге. Предполагается, что там представят план мероприятий дальнейшего развития интеграции в рамках ЕАЭС.
ДОСЛОВНО
Александр Лукашенко:
– Наступает время ЕАЭС 2.0. Нам нужно ставить перед собой новые, более серьезные задачи и их реализовывать, создавать условия для спокойной жизни наших народов.
Владимир Путин:
– Евразийскому союзу исполнилось десять лет. За это время он по праву утвердился в числе одного из ключевых центров глобального развития.
Владимир Яковлев, « Союз. Беларусь-Россия», 11 июля 2025 г.
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре БЕЛТА рассказала, что меняется в интернет-торговле с 11 июля.
С 11 июля вступает в силу следующее требование: владелец интернет-площадки или интернет-магазина обязан обеспечить функционирование инфраструктуры, в том числе и техническую возможность заполнения покупателем электронной формы заказа на приобретение товара либо выполнение иных действий, необходимых для заключения договора, в том числе проверки заказа и исправление ошибок до завершения оформления заказа. «Были такие проблемы у потребителей, когда невозможно было внести исправления в заказ. Потом в результате человек получал не то, что ему было нужно. Такая возможность должна быть обеспечена», – рассказала Инна Гаврильчик.
Кроме этого, появляется требование об обязательном принятии обращений покупателей в электронной форме. «Думаю, некоторые удивятся этой норме, ведь учитывая, как отлажена в Беларуси система работы с обращениями граждан и юридических лиц, все уже привыкли, что на все обращения отвечают в установленные законодательством сроки. Тем не менее обязанностей для негосударственных организаций принимать электронные обращения в законодательстве не было. Сейчас она появилась для интернет-площадок и интернет-магазинов, – пояснила она. – Сейчас обязаны обеспечить прием таких обращений. Более того, обязаны в соответствии с законодательством о защите прав потребителей и законодательством об обращениях граждан направлять ответы в установленные законодательством сроки».
Ранее на сайтах интернет-площадок и интернет-магазинов появилась информация о лице, ответственном за рассмотрение обращений граждан. «Было очень много жалоб потребителей в чат-боты и так далее, где потребитель или через личный кабинет пишет претензию, но понимает, что ее не читают, либо бот отвечает красиво, вежливо, но ни одного слова по существу, кроме радостной новости о том, что обращение рассматривается. И так могло длиться на протяжении не одного месяца, что, наверное, больше раздражало потребителя. Наверное, с возможностями искусственного интеллекта это все-таки превратится в более или менее адекватное общение, потому рассмотрение обращений – это большие трудозатраты. Тем не менее площадки и магазины обязательно должны будут отвечать по существу и в установленные законодательством сроки», – пояснила начальник управления.
Владелец пункта выдачи заказов также обязан довести до сведения покупателя в доступном для обзора месте и удобной для покупателя форме полное наименование и местонахождение владельца, то есть юридический адрес, а если индивидуальный предприниматель, то место жительства, фамилию, имя, отчество. Он также должен предоставить сведения о государственной регистрации, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, режим работы и название интернет-ресурсов, продавца и интернет-площадок, с которыми работает пункт выдачи заказов. Владелец также обязан оказывать содействие покупателям в защите их прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.
«Тоже были жалобы потребителей на то, что невозможно найти информацию о том, кому принадлежит эта точка и вообще с кем решать проблему. А сотрудники часто говорили, что они не в курсе, они не знают и так далее», – привела пример Инна Гаврильчик.
По информации БЕЛТА