13.05.2022
Министерство экономики: белорусская экономика находится в стадии структурной трансформации
Об этом заявил сегодня Министр экономики Александр Червяков, отвечая на вопрос корреспондента БЕЛТА об оценке развития экономики за январь-апрель 2022 года, после заседания Палаты представителей Национального собрания.

(фото БЕЛТА)
Министр экономики подчеркнул, что экономика работает стабильно. Правительство в режиме 24 на 7 анализирует ситуацию во всех отраслях и регионах страны. Оперативно рассматриваются проблемные вопросы и принимаются решения. На отдельном контроле – вало- и градообразующие предприятия.
«МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ, Гомсельмаш, Моторный завод и другие наши флагманы полностью загружены. Их портфель заказов – не менее 3-4 месяца. Кроме того, свежие данные конъюнктурных опросов, проводимых ежемесячно нашим экономическим институтом, свидетельствуют об изменении динамики в положительную сторону индекса промышленного оптимизма, уровня спроса, загрузки мощностей и выпуска продукции. Это говорит о том, что респонденты позитивно видят ближайшую перспективу своего развития.
Безусловно, беспрецедентные санкции оказывают влияние на деятельность наших предприятий в части перекрытия доступа к рынкам сбыта, поставки отдельных комплектующих, сырья и материалов. Полностью прекращена торговля с Украиной. А это 11 % экспорта в прошлом году. Наши организации активно работают над переориентацией экспорта на рынки Российской Федерации, Китая и других дружественных стран. Выстраиваются новые логистические маршруты.
По нашим оценкам, за январь-апрель ВВП замедлится на не более чем 2 % к уровню прошлого года. Весомый отрицательный вклад вносят те отрасли, которые попали под влияние санкций. В промышленности традиционно «плюсуют» производство продуктов питания, транспортных средств, деревообработка, фармацевтика, электроника и др.
Несмотря на позднюю весну, аграрии успешно проводят посевную компанию. В этом году внесение удобрений будет увеличено практически на треть к уровню прошлого года. Сельхозорганизации обеспечены топливом и средствами защиты, поддерживается высокая техническая готовность техники. Все это создает основу для получения хорошего урожая и выхода на плановые показатели в конце года.
В строительстве – жилье идет с опережением. Все регионы выполнили доведенные задания. Идет активно работа по экспорту строительных услуг в Российскую Федерацию. Его объем возрос на 13 % за I квартал.
В сфере услуг мы продолжаем прирастать в IT и розничной торговле. В апреле после повышенного спроса на сахар, крупы, масло и другие товары ситуация на потребительском рынке стабилизировалась. После снятия «ковидных ограничений» возрос пассажирооборот, особенно в Российскую Федерацию. Идет освоение новых маршрутов в южном и юго-восточном направлениях.
Что касается внешней торговли, за I квартал экспорт товаров и услуг увеличился на 0,5 млрд долларов или на 5 %. Положительное сальдо максимально за всю историю наблюдений – почти 1 млрд, в том числе по услугам – 1,2 млрд долларов. Основной прирост экспорта по товарам обеспечили производители продовольствия, транспортных средств, деревообработки, металлопродукции. Среди услуг наибольший вклад вносят IT-сектор, транспорт и финансовые услуги.
Приоритетная задача Правительства – чтобы люди не чувствовали влияние санкций. А для этого необходимо компенсировать отставание отраслей, которые подвержены внешним ограничениям. Сегодня выстроен четкий алгоритм наших действий. Мы понимаем, что белорусская экономика находится в стадии структурной трансформации. Перестраиваются логистические цепочки, рынки поставок и сбыта. В системе расчетов снижается доля доллара и евро, а удельный вес российской и белорусской валют увеличивается. Идет замещение импорта комплектующих и сырья на отечественные изделия либо из дружественных стран.
Есть проблематика в неразвитости инфраструктуры на новых транспортных направлениях, чтобы резко увеличить объемы перевозок. Все это реально улучшить. Для перестройки всего экономического механизма потребуется время. Главное – предприятия продолжают работать, обеспечивают занятость, выплачивают зарплату, а государство выполняет свои социальные обязательства», – рассказал Александр Червяков.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Москве состоялось заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ
20 мая в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрен проект Декларации о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности. Усилия государств – участников СНГ в рамках проекта Декларации будут направлены на оказание всесторонней поддержки в целях предотвращения угроз энергетической безопасности, продвижения совместного видения региональной энергетической безопасности по актуальным вопросам международной энергетической повестки, объединения усилий при реализации комплексного подхода по использованию преимуществ традиционных и возобновляемых источников энергии, низкоэмиссионных технологий с учетом условий и особенностей каждого государства, содействие реализации совместных проектов в сфере энергетики, поддержание усилий по развитию промышленной и научной кооперации, расширение сотрудничества в области подготовки специалистов энергетических отраслей.
Рассмотрен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ по предупреждению развития саранчовых вредителей. Основным разработчиком проекта Соглашения является ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр». Документ подготовлен с учетом предложений профильных министерств и ведомств государств – участников СНГ, международной практики и многолетнего опыта по борьбе с саранчовыми вредителями и направлен на сотрудничество государств – участников СНГ в целях минимизации отрицательного воздействия саранчи на продовольственную безопасность.
Подписание и реализация Соглашения позволит снизить ущерб от саранчовых, обеспечить благоприятную фитосанитарную обстановку и создать условия для устойчивого развития сельского хозяйства государств – участников СНГ.
Членами Комиссии также рассмотрен проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года. Документ предусматривает углубление взаимодействия, в том числе в части развития и совершенствования ядерных инфраструктур; формирования общественной приемлемости и позитивного общественного восприятия атомной отрасли; обмена данными мониторинга радиационной обстановки; проведения прикладных исследований на многоцелевом исследовательском реакторе на быстрых нейтронах; расширения использования радионуклидов в сельском хозяйстве и других отраслях промышленности.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года. В Информации отмечено, что Комплекс совместных действий способствовал расширению сотрудничества ветеринарных служб государств - участников СНГ, прежде всего в части осуществления совместных действий по профилактике и ликвидации гриппа птиц и ньюкаслской болезни; минимизации экономического ущерба при возникновении вспышек этих инфекций; поддержанию эпизоотического благополучия государств – участников СНГ.
Кроме того, был рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2030 года. В Комплексе совместных действий изложены анализ эпизоотической ситуации по гриппу птиц и ньюкаслской болезни в государствах – участниках СНГ и других государствах мира, основные направления по реализации Комплекса совместных действий в рамках контроля над гриппом птиц и ньюкаслской болезнью, перечень мероприятий по профилактике и борьбе с этими особо опасными заболеваниями птиц, целевые показатели выполнения программы.
Члены Комиссии одобрили проект Положения о центрах субконтрактации в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи, функции центров субконтрактации в рамках Программы, требования к ним, а также порядок придания статуса центра субконтрактации и их финансирования.
Принятие Положения позволит создать в рамках СНГ условия для интеграции малых и средних промышленных предприятий государств – участников Программы в глобальную экономическую систему, будет способствовать реализации совместных перспективных инновационных проектов, развивать аутсорсинг сервисного обслуживания выпускаемой промышленной продукции.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в 2021–2024 годах. Анализ деятельности Совета в указанный период показывает, что поставленные перед ним задачи успешно выполняются. МГСИС вносит значительный вклад в укрепление взаимодействия государств – участников СНГ в сфере интеллектуальной собственности. Так, за отчетный период подготовлены и приняты высшими органами СНГ ряд важных документов, касающихся сотрудничества государств – участников СНГ по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, охраны и защиты прав на объекты авторского права и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, противодействия правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
Рассмотрен отчет о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ. Советом систематизируется лучшая практика поддержки МСП на пространстве СНГ, намечаются возможные «точки соприкосновения» в государственной политике в данной сфере, вырабатываются и реализуются предложения по продвижению сотрудничества в указанной области. Особое внимание уделяется вопросам нормативно-правового регулирования деятельности субъектов МСП, а также мероприятиям, нацеленным на развитие сотрудничества между субъектами МСП государств – участников СНГ, организацию бизнес-миссий, выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий.
В Отчете отмечены положительные результаты такой деятельности. В государствах – участниках СНГ последовательно реализуются меры по упрощению разрешительных процедур, сокращается перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, упрощаются процедуры регистрации бизнеса. Практически во всех государствах – участниках СНГ созданы службы «единого окна» для предпринимателей, вводятся льготные налоговые режимы для различных категорий малых и средних предприятий.
Членам Комиссии также был предложен для рассмотрения отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере электроэнергетики - Национального исследовательского университета «МЭИ». Анализ представленной информации свидетельствует о том, что деятельность базовой организации способствует укреплению кооперационных связей и интеграционных процессов в сферах подготовки квалифицированных кадров, использования возобновляемых источников энергии, внедрения и применения высокотехнологичного энергетического оборудования и технологических разработок для энергетической отрасли государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрен отчет о деятельности базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования - федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева». Университет является одним из признанных лидеров среди вузов в сфере агропромышленного комплекса, сложившаяся эффективная практика сотрудничества в образовательной аграрной сфере на пространстве СНГ способствует системной подготовке квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, способных вести профессиональную деятельность по производству, переработке и реализации агропродовольственных товаров, а также по развитию сельских территорий.
Кроме того, рассмотрен отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ в области сейсмостойкого строительства - акционерного общества «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры» (АО «КазНИИСА»). Деятельность базовой организации нацелена на содействие развитию сотрудничества между государствами – участниками СНГ в части создания необходимых условий и эффективных механизмов для обеспечения высокого уровня безопасности при строительстве на сейсмоопасных территориях и проведения анализа устойчивости конструктивных решений при различных геологических условиях.
Членами Комиссии представлен доклад о предупреждении нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ. В Докладе представлена информация о мерах, направленных на адвокатирование конкуренции, антимонопольном комплаенсе, а также инструментах мягкого регулирования. Анализ информации показал, что в государствах – участниках СНГ, как на законодательном уровне, так и в правоприменении уделяется большое внимание профилактике нарушений антимонопольного законодательства.
Доклад содержит практические рекомендации по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ.
Рассмотрены финансовые вопросы.
Очередное заседание Комиссии состоится 25 июня 2025 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Юрий Чеботарь: мы открыты к прогрессивным предложениям научного сообщества в программу новой пятилетки
Об этом сообщил 15 мая 2025 г. Министр экономики Юрий Чеботарь в приветственном слове к участникам пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Экономика Беларуси: рост, инновации, безопасность», проходившей на площадке Белорусского государственного экономического университета.
Как напомнил в своем выступлении Юрий Чеботарь, завершена работа над Национальной стратегией устойчивого развития до 2040 года, и в настоящее время идет разработка Программы социально-экономического развития на ближайшие 5 лет.
«Ключевая цель нового пятилетия – повышение качества жизни наших граждан.
Центральное звено – качественный и устойчивый рост экономики. Мы понимаем, что только традиционными отраслями этого не достигнуть. Поэтому важно двигаться по пути цифровизации и технологической самостоятельности. Здесь возрастет роль науки, которая должна иметь во многом прикладной характер.
Развитие человеческого потенциала, новые социальные стандарты жизни, инфраструктура и другие направления вошли в концепцию будущей программы. Все они соответствуют положениям НСУР и запросам общества», – акцентировал руководитель Министерства.
Юрий Чеботарь отметил, что Концепция Программы уже обсуждена с представителями научного сообщества, экспертами, бизнес-союзами и делегатами ВНС, а теперь предстоит наполнить ее конкретными мерами.
«Надеюсь, что в ходе сегодняшней конференции будут выработаны прогрессивные идеи, способные войти в пятилетнюю программу. Министерство экономики активно поддерживает участие науки в этом процессе», – резюмировал Министр.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Беларуси заметно снизилось число организаций, нуждающихся в финансовом оздоровлении
В Беларуси наблюдается устойчивый тренд по снижению количества организаций, нуждающихся в финансовом оздоровлении. Об этом заявил директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси Юрий Тараканов, комментируя результаты проведенного поквартального анализа степени риска наступления банкротства госорганизаций, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства.
По мнению Юрия Тараканова, зафиксированная динамика свидетельствует о действенности применения механизмов урегулирования неплатежеспособности.
«По итогам 2024 года доля организаций, требующих применения мер по предупреждению несостоятельности, снизилась по сравнению с началом действия нового Закона «Об урегулировании неплатежеспособности» (с 1 октября 2023-го) на 3,6 %», – проинформировал Юрий Тараканов.
Показатель существенно улучшился в Могилевской (на 9 %, в том числе по коммунальным организациям – на 9,7 %) и Витебской (на 5 %, в том числе по коммунальным организациям – на 5,2 %) областях. Максимальное снижение по республиканским организациям наблюдается в Брестской (на 3 %) и Витебской (на 2,6 %) областях.
«Своевременное применение мер оздоровления позволило сократить количество организаций, требующих оздоровления, в сельском хозяйстве (на 15,4 %), промышленности (на 14,3 %), строительстве (на 13,2 %)», – резюмировал директор департамента.
По информации
БЕЛТА
Стимулы для развития. В Минэкономики рассказали о задачах новой госпрограммы поддержки предпринимательства
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства до 2030 года. Какие задачи она будет решать, рассказал заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Руслан Неверович в «Актуальном интервью» телеканалу
«Первый информационный», сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Руслан Неверович обратил внимание, что сегодня малый и средний бизнес играют ключевую роль в экономике страны. Основные отрасли – промышленность, торговля, сельское хозяйство, строительство и транспорт.
Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет называться «Устойчивое предпринимательство».
«Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства, – подчеркнул Руслан Неверович. – Мы перед собой ставим задачу обеспечить подготовку данного документа таким образом, чтобы уже в июле, в крайнем случае в начале августа этого года, направить на согласование всем заинтересованным».
Традиционно при подготовке программных документов к работе привлекаются представители государственных органов и организаций, банковских учреждений, бизнеса, научных кругов, иные эксперты. Свои предложения граждане могут направить в Минэкономики.
Руслан Неверович обратил внимание на ключевые результаты реализации действующей Государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» – качественные изменения в секторе МСП и наращивание его вклада экономику. На сегодняшний день он обеспечивает четверть ВВП, около 30 % валовой добавленной стоимости, пятую часть объемов промпроизводства, свыше 46 % экспорта товаров и почти 60 % экспорта услуг. Здесь аккумулировано порядка 35 % занятых.
«Если раньше МСП прочно ассоциировалось с торговлей, то теперь частное предпринимательство все активнее выступает в роли производителей новой отечественной продукции, компонентов. Важное достижение госпрограммы – упрощение доступа к государственной финансовой поддержке. За 4 года ее совокупный объем составил Br48,8 млрд, капитал на комфортных условиях получило порядка 5 тыс. бизнес-идей, в первую очередь импортозамещающих и экспортоориентированных проектов», – подчеркнул Руслан Неверович.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики инициирует мероприятия по совершенствованию Закона «Об урегулировании неплатежеспособности»
С 8 по 30 апреля 2025 г. Минэкономики организовало правовой мониторинг Закона Республики Беларусь от 13 декабря 2022 г. «Об урегулировании неплатежеспособности».
За это время через Правовой форум Беларуси поступило 28 предложений и актуальных вопросов, которые затрагивали вопросы:
-
финансирования вознаграждения управляющего,
-
уточнения компетенции, механизма избрания, созыва и работы собрания и комитета кредиторов,
-
учета требований залогового кредитора и распределения выручки от реализации залогового имущества,
-
объема и порядка публикации сведений по делам о несостоятельности и банкротстве,
-
порядка передачи нереализованного имущества и получения документов управляющими.
Также правовой мониторинг Закона позволил выявить отдельные направления развития Единого государственного реестра сведений о банкротстве.
В целях повышения качества правового регулирования поднятых вопросов Минэкономики инициировало включение в план подготовки проектов НПА на 2026-й год мероприятия о совершенствовании Закона.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь