12 мая 2022 года на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва депутатский корпус рассмотрел девять вопросов
На сегодняшнем заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва депутаты рассмотрели девять вопросов.
В первом чтении были приняты шесть законопроектов.
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Сукало В.О. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В. представили проект Закона «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь» (по вопросам апелляционного и надзорного производства).
Предметом правового регулирования проекта являются нормы разделов, касающихся производства по пересмотру приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу (апелляционное производство), и производства по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений (надзорное производство) Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.
Проектом предусматриваются следующие основные изменения.
В целях совершенствования процессуального порядка пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в проекте раздел XII УПК излагается в новой редакции.
Для разграничения полномочий проверочных инстанций и исключения дублирования их функций раздел XII УПК содержит две главы, регулирующие вопросы производства в суде кассационной инстанции и производства по пересмотру судебных постановлений, вступивших в законную силу, Верховным Судом (надзорное производство).
Таким образом, кассация и надзор являются дополнительными способами проверки судебных актов на предмет судебной ошибки и относятся к экстраординарным процедурам судопроизводства.
Введение нового института пересмотра судебных решений обусловлено необходимостью обеспечения более широкого доступа к инструментам обжалования лиц, не согласных с состоявшимися судебными постановлениями. В результате изучения международного законодательства, научных исследований и мировой юридической практики разработчиками проекта Закона предлагается использование в национальном уголовном процессе термина «кассационное производство».
Основным моментом, отличающим предлагаемую кассацию от действующего надзорного порядка, является то, что предметом рассмотрения суда кассационной инстанции будет являться жалоба кассатора, подаваемая непосредственно в суд кассационной инстанции.
Для этого проектом предусматривается:
- установление более узких оснований к пересмотру в кассационном и надзорном порядке (только по вопросам правильности применения материального и (или) процессуального права);
- закрепление кассационного порядка проверки подавляющего большинства судебных постановлений на уровне судов областного звена;
- установление исключительного по своему характеру судебного надзора только на уровне Верховного Суда с одновременным исключением из компетенции Пленума Верховного Суда рассмотрения в порядке надзора конкретных уголовных дел.
Для кассационного обжалования судебных постановлений законопроектом предлагается установление следующих ограничений («фильтров») для уголовных дел:
- исключение возможности обжалования в кассационном порядке приговоров, определений и постановлений областных, Минского городского судов, а также судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда, если они являлись предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде;
- закрепление возможности однократного обжалования судебного постановления (обращение в суд кассационной инстанции с повторной жалобой или протестом не допускается);
- сохранение возможности кассационной проверки имеющих значение для обеспечения единообразия судебной практики дел по усмотрению руководителей областных судов и Верховного Суда, а также Генеральной прокуратуры.
Рассмотрение дел в кассационном порядке предлагается отнести к компетенции президиумов областного, Минского городского судов (по отношению к приговорам районных судов, апелляционным определениям областного, Минского городского судов), судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда (по отношению к приговорам областных, Минского городского судов).
При этом апелляционные определения Верховного Суда, вынесенные по результатам проверки принятых по первой инстанции решений областных судов, не будут подлежать обжалованию в кассационном порядке. В случае, если приговор областного суда не был обжалован в апелляционном порядке, то кассационной инстанцией по отношению к нему будет судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда, а надзорной – Президиум Верховного Суда.
Пленум Верховного Суда предлагается освободить от полномочий по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора.
Принципиальным отличием от ныне действующего порядка подачи надзорных жалоб является предусмотренная проектом возможность обращения с жалобой на вступившее в законную силу судебное решение только в суд кассационной инстанции.
Законопроектом предусматривается также корректировка процедуры надзорного обжалования и опротестования судебных решений.
Предложенная проектом новая процедура стадии надзорного производства станет исключительной (чрезвычайной) стадией пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений и будет являться средством обеспечения единства судебной практики.
Реализация содержащихся в проекте подходов к установлению возможности обжалования в апелляционном порядке приговоров Верховного Суда, вынесенных им по первой инстанции, рассмотрению уголовного дела в кассационной и надзорной инстанциях модернизирует существующую модель правосудия в соответствии с новыми запросами общества и современными стандартами правового развития, повысит уровень правовой защищенности граждан.
Положения проекта отвечают принципам законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений по уголовным делам, направлены на обеспечение прозрачности судебных процедур, формирование единообразной судебной практики, повышение оперативности и экономичности судебной деятельности.
О проекте Закона «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь»(по вопросам специального производства) доложили Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Гора Д.Ю. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ленчевская М.А.
Целью подготовки проекта является введение в национальный уголовный процесс института «специального производства» путем установления в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь порядка досудебного производства и судебного рассмотрения уголовных дел в отношении обвиняемого, находящегося вне пределов Республики Беларусь, о преступлениях против мира и безопасности человечества, против государства, а также ряда иных преступлений, совершение которых влечет угрозу национальной безопасности.
В настоящее время возможность заочного уголовного преследования лица на досудебной стадии национальным уголовно-процессуальным законодательством не предусматривается, что препятствует дальнейшему расследованию и принятию решения о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд в случаях отказа иностранным государством в оказании правовой помощи нашей стране.
Законопроектом устраняется пробел в правовом регулировании, связанный с порядком осуществления производства по уголовному делу в случаях, когда обвиняемый находится вне пределов Республики Беларусь, уклоняется от явки в орган, ведущий уголовный процесс, и в его выдаче иностранным государством для осуществления уголовного преследования в Республике Беларусь отказано либо в течение шести месяцев от иностранного государства не получено согласие на выдачу Беларуси обвиняемого.
Законопроектом также предусматривается возможность проведения специального производства без запроса о выдаче лица для привлечения к уголовной ответственности – по постановлению Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, либо постановлению Председателя Следственного комитета Республики Беларусь, Председателя комитета государственной безопасности Республики Беларусь, либо лиц, исполняющих их обязанности, и с согласия Генерального прокурора Республики Беларусь либо лица, исполняющего его обязанности.
Законопроектом, в частности, предусматриваются:
- определение перечня составов преступлений, по которым в отношении обвиняемого может быть начато специальное производство, исходя из международного опыта регулирования подобных отношений, объекта преступного посягательства, а также следственной практики;
- установление условий, при которых возможно специальное производство по уголовному делу в отношении обвиняемого, который находится вне пределов Республики Беларусь и уклоняется от явки в орган, ведущий уголовный процесс;
- порядок уведомления обвиняемого о вызове в орган, ведущий уголовный процесс, а также о принятых процессуальных решениях в случае проведения специального производства;
- обязательность участия защитника в уголовном деле в случае принятия решения о проведении в отношении обвиняемого специального производства;
- возврат уголовного дела для производства предварительного расследования со стадий направления в суд и судебного разбирательства в случае явки или задержания обвиняемого.
Принятие предлагаемых изменений позволит достичь целей и задач уголовного судопроизводства, в том числе обеспечить принцип неотвратимости уголовной ответственности, процессуальной экономии в сроках восстановления нарушенных прав потерпевших, обеспечить оперативное возмещение ущерба, причиненного преступлением, и принятие мер по специальной конфискации.
С докладом о проекте Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности выступил заместитель Министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Ананич А.И., с содокладом – председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Николайкин В.П.
Законопроект разработан в целях совершенствования и упрощения требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, минимизации административных процедур и вмешательства государственных органов в строительную деятельность.
В частности, законопроектом предлагается регламентировать:
- основные термины, используемые в документе;
- принципы осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- классы сложности объектов строительства, объекты авторского права в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- вопросы страхования, нормирования при осуществлении строительной деятельности;
- права и обязанности субъектов архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- компетенцию государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- вопросы аттестации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию капитальных строений (зданий, сооружений);
- вопросы выдачи разрешительной документации на строительство;
- информационное, финансовое обеспечение архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- научно-техническую деятельность в строительстве;
- градостроительное планирование территорий и населенных пунктов;
- зонирование территорий;
- деятельность по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации;
- вопросы проведения государственной строительной экспертизы;
- осуществление строительной деятельности (вопросы оказания инженерных услуг в строительстве, деятельности заказчика и застройщика, расследования обстоятельств (причин) строительной аварии, приостановления строительства, консервации объекта незавершенного строительства, приемки объекта строительства в эксплуатацию, создания и развития систем инженерной инфраструктуры и их благоустройства, государственного строительного, технического, авторского надзора за строительством и др.);
- вопросы обеспечения исполнения обязательств в период гарантийного срока эксплуатации объектов жилищного, социально-культурного и коммунально-бытового назначения.
В целом документ направлен на обобщение и актуализацию нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и обеспечение более эффективного правового регулирования отношений в данной сфере.
Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Синявский В.И. представил проект Закона «О регулировании безопасности при использовании атомной энергии» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Панасюк В.В.).
Законопроект направлен на укрепление и поддержание должного уровня ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии.
Для этой цели в законопроекте предусмотрено:
- комплексное регулирование общественных отношений в области обеспечения безопасности при использовании атомной энергии на всех этапах жизненного цикла объектов использования атомной энергии;
- разграничение и усиление ответственности уполномоченных республиканских органов государственного управления, вовлеченных в процесс принятия решений по управлению и регулированию безопасности при использовании атомной энергии;
- выполнение международных обязательств Республики Беларусь по обеспечению ядерной и радиационной безопасности.
В законопроекте также закрепляются рекомендованные МАГАТЭ принципы по безопасности при использовании атомной энергии.
Планируется, что в последующем эти принципы послужат основой совершенствования законодательства для достижения сбалансированного подхода в нормотворческом процессе и позволят сократить разрыв между требованиями законодательства и правоприменением.
Приоритет безопасности при использовании атомной энергии, также закрепленный в законопроекте, будет способствовать безусловному повышению уровня ядерной и радиационной безопасности, обеспечению защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, а также охраны окружающей среды, укреплению имиджа Республики Беларусь на международной арене как страны, разделяющей современные международные требования к безопасности.
С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве» выступил Министр экономики Республики Беларусь Червяков А.В., с содокладом – член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Насеня А.В.
Положения законопроекта направлены на совершенствование законодательства в сфере государственно-частного партнерства. При его подготовке учитывались практические вопросы рассмотрения документации пилотного проекта по реконструкции и техническому обслуживанию объекта «Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище) – Гомель – Кобрин км 109,9 – км 195,15» и актуальный международный опыт правового регулирования правоотношений в данной сфере.
Законопроектом предлагаются меры по оптимизации функций и полномочий государственных органов в сфере государственно-частного партнерства, направленные на сокращение подготовительного периода и ускорение начала реализации проектов.
Закрепляется возможность заключения соглашения о государственно-частном партнерстве путем проведения прямых переговоров без проведения конкурса. В связи с этим уточняются полномочия комиссии по проведению конкурса, компетенция Правительства Республики Беларусь по определению порядка организации и проведения прямых переговоров.
Упорядочивается ряд иных процедурных вопросов подготовки и принятия решений о реализации проектов государственно-частного партнерства.
Устанавливаются особенности финансирования проектов государственно-частного партнерства за счет средств республиканского бюджета.
Предлагаемые законопроектом изменения предоставляют дополнительные стимулы для активизации инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования за счет совершенствования подходов к заключению соглашений по проектам государственно-частного партнерства.
Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. рассказала об основных положениях проекта Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования» (содокладчик – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Семенчук О.А.).
Проектом Закона вносятся изменения в законы Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», «О профессиональном пенсионном страховании», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» с целью приведения их в соответствие с решением республиканского референдума от 27 февраля 2022 года о принятии изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь, положениями Указа Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021 г. № 367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии», Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании», Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения», а также с учетом правоприменительной практики.
Проектом Закона:
- определяется новая категория физических лиц – это плательщики налога на профессиональный доход (физические лица, которые получают доход от деятельности, при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают иных лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, если иное не установлено законодательными актами);
- устанавливается обязательное участие в системе государственного социального страхования физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход (при этом сохраняется порядок добровольного права участия в системе государственного социального страхования физических лиц, осуществляющих деятельность, не относящуюся к предпринимательской, являющихся плательщиками единого налога либо ремесленного сбора);
- исключается отдельная категория плательщиков обязательных страховых взносов – творческие работники и граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у физических лиц (в целях избежания двойного участия в системе государственного социального страхования);
- отменяются льготы по уплате взносов в бюджет фонда для индивидуальных предпринимателей, которые состоят в трудовых отношениях, отношениях, основанных на членстве (участии) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
- являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц и за которых в соответствии с законодательством уплачиваются обязательные страховые взносы;
- предусматривается увеличение минимального периода обращения за назначением досрочной профессиональной пенсии;
- закрепляется обязанность застрахованного лица, которому назначена профессиональная пенсия, возвращать суммы досрочной профессиональной пенсии, излишне выплаченной через банк после наступления обстоятельств, влекущих приостановление ее выплаты;
- исключаются периоды определения среднего заработка для назначения пособия по беременности и родам;
- устанавливается порядок определения дохода для физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход с учетом применяемых размеров взносов на пенсионное страхование для иных категорий физических лиц, самостоятельно уплачивающих взносы в бюджет фонда;
- устанавливается пониженный размер взносов работодателей на пенсионное страхование, перечисляемых за работающих граждан, участвующих в добровольном накопительном страховании дополнительной пенсии;
- предоставляется право на установление иных размеров взносов в бюджет фонда Президенту Республики Беларусь.
Во втором чтении был рассмотрен законопроект «О государственной службе». Его депутатам в Овальном зале представил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Семеняко В.М.
Законопроектом предлагается:
- закрепление целостной системы государственной службы, которая включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, службу в военизированных организациях;
- закрепление обновленной системы классов для государственных гражданских служащих, в соответствии с которой каждой гражданской должности будет соответствовать один определенный класс гражданского служащего. Для гражданских служащих устанавливается высший класс, который предлагается разделить на три ранга, что позволит дифференцировать классы государственных служащих в зависимости от уровня напряженности работы и ответственности, а также 9 классов, из которых 9-й класс низший.
Законопроектом предусматривается также усиление требований к дисциплине и ответственности гражданских служащих:
- определяется понятие служебной дисциплины;
- закрепляется общее требование к этическому поведению гражданских служащих;
- вводится новая мера дисциплинарного взыскания – строгий выговор;
- устанавливается запрет на прием на гражданскую службу лиц, уволенных по любым дискредитирующим обстоятельствам, в течение двух лет после такого увольнения, а также возможность нахождения на гражданской службе лиц, имеющих гражданство другого государства, в случаях, предусмотренных международными договорами.
Проектом регламентируются особенности службы лиц, занимающих должности, включенные в кадровый реестр Главы государства.
В целях повышения профессионализма гражданских служащих в проекте Закона закрепляется периодичность прохождения гражданскими служащими повышения квалификации или стажировки, как правило, один раз в три года, но не реже одного раза в пять лет.
Для повышения престижа и привлекательности государственной службы предоставляются отдельные материальные и социальные гарантии гражданским служащим.
В частности, предусматривается право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы без учета срока работы в организациях г. Минска и Минского района при наличии оснований, установленных законодательными актами.
В случае переезда на работу в другую местность предлагается предоставить государственным служащим право на внеочередное долевое строительство жилья (назначенным на руководящие должности в республиканские и местные органы управления), первоочередное право на предоставление арендного жилья, денежную компенсацию расходов по найму жилья частного фонда, их детям места в детских садах и школах.
Изменяется порядок определения заработка для исчисления размера пенсии за выслугу лет. Заработная плата гражданского служащего, из которой исчисляется пенсия за выслугу лет, определяется по любой занимаемой гражданской должности (по выбору обратившегося), работа в которой включена в стаж гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет, при условии работы в этой должности не менее двух лет (кроме должности, с которой лицо уволено по дискредитирующим обстоятельствам).
В качестве дополнительной меры поощрения предлагается распространить на всех гражданских служащих возможность награждения медалью «За безупречную службу». Критериями награждения будут безупречная служба на протяжении 10, 15 и 20 календарных лет, а также значительные достижения в государственной гражданской службе.
При доработке проекта Закона ко второму чтению в Палате представителей в соответствии с поручением Главы государства включены следующие нормы:
- о лишении гражданского служащего, в том числе бывшего, права на получение пенсии за выслугу лет в случае совершения отдельных преступлений;
- о предоставлении права гражданскому служащему, переезжающему в другую местность, на внеочередное улучшение жилищный условий долевым способом в любом населенном пункте, если таковое право не реализовано им в населенном пункте по месту направления на работу, при стаже госслужбы не менее 10 лет.
Также проектом Закона предусматривается, что гражданские служащие, занимающие должности, включенные в кадровые реестры, достигшие предельного возраста пребывания на гражданской службе, с их согласия могут быть оставлены на гражданской службе на срок до пяти лет.
Кроме того, парламентарии рассмотрели два законопроекта о ратификации международных соглашений.
О проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении дополнения в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Республики Беларусь и граждан Республики Армения» доложили заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Шестаков Е.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Кравцов С.В.
В соответствии с Протоколом Правительство Республики Беларусь и Правительство Республики Армения согласились, что граждане государства одной стороны в течение 30 дней, начиная с даты въезда на территорию государства другой стороны, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в компетентных органах государства стороны пребывания.
В случае пребывания гражданина государства одной стороны на территории государства другой стороны свыше 30 дней, указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах государства стороны пребывания в соответствии с ее законодательством.
Министр внутренних дел Республики Беларусь Кубраков И.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Гайдукевич О.С. представили проект Закона«О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о реадмиссии».
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Армения о реадмиссии было подписано 8 октября 2021 года в г. Минске в целях определения порядка передачи, принятия и возврата лиц, находящихся на территории государств договаривающихся сторон в нарушение порядка въезда, выезда, пребывания и проживания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Действия Соглашения распространяются на граждан третьих государств и лиц без гражданства, находящихся на территориях Республики Беларусь и Республики Армения в нарушение законодательства этих государств по вопросам въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
В Соглашении определены компетентные органы, ответственные за реализацию настоящего международного договора. В нем содержатся правила, определяющие содержание и порядок направления запроса о реадмиссии или транзите, сроки направления и рассмотрения данных запросов, условия передачи лиц с сопровождением, в том числе в случае транзита граждан третьих государств и лиц без гражданства, а также порядок осуществления взаиморасчетов, связанных с выполнением настоящего Соглашения.
Компетентными органами, ответственными за реализацию Соглашения, от Республики Беларусь определены Министерство внутренних дел и Государственный пограничный комитет, от Республики Армения – Миграционная служба Министерства территориального управления и инфраструктур Республики Армения.
По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь