Роман Головченко: необходимо работать над снижением процентной ставки по кредитам для строительства жилья
Необходимо продолжать работу над снижением процентной ставки по кредитам для строительства жилья. Таким мнением с журналистами поделился Премьер-министр Беларуси Роман Головченко по итогам совещания, посвященного проблемным вопросам строительной отрасли, которое прошло сегодня в Могилеве, передает БЕЛТА.

(фото – БЕЛТА)
«Этот вопрос связан с достаточностью ресурсов, которые направляются на цели кредитования. Не секрет, что сейчас достаточно сложная ситуация с фондированием в коммерческих банках. Связано это во многом с ограничением источников заимствования. Поэтому жалобы, которые раздаются о сужении потребительского кредитования, – это продукт тех, кто настаивал на том, чтобы Беларусь не имела возможности заимствования на западном рынке. Но ситуация выравнивается», – отметил Премьер-министр.
Роман Головченко привел в пример Беларусбанк, который возобновил программу кредитования жилья первым из коммерческих банков. «Однако процент пока высокий – около 23%. Нужно продолжать работать над снижением, но это задача не из легких. Сейчас бросаем все кредитные и бюджетные ресурсы на то, чтобы выполнить программу по строительству жилья с государственной поддержкой. Это тоже немалые финансовые средства, которые требуются как для коммерческих банков, чтобы выдавать кредиты, так и от бюджета государства, чтобы удешевлять процентную ставку», – подчеркнул премьер-министр.
Он заверил, что жилищная программа для многодетных семей, других льготных категорий в стране будет выполнена. Что касается коммерческих ставок, работа над этим продолжается. Роман Головченко привел в пример Российскую Федерацию, где сейчас понемногу опускается ставка рефинансирования. «Ожидаем, что подобный процесс будет у нас. Понимаем актуальность вопроса: это не только жилье, но и в целом сфера потребительского кредитования, которая сузилась. А это тот ресурс для национальной экономики, который нужно задействовать. В ближайшее время резкого снижения ставок не будет. Однако в разные периоды нашей жизни ставки поднимались, потом возвращались назад: бывало, что они доходили до 40 % и выше. Потом отыгрывались назад, ситуация выравнивалась. Я уверен, что мы справимся и с этим периодом», – подчеркнул Премьер-министр.
Кредитное затишье не сказалось на росте долгостроев, добавил Роман Головченко. «Есть определенный объем построенных квартир, которые пока не распроданы до конца. Но это стандартная ситуация. Как правило, квартиры разлетаются в период резких перепадов курсов валют. Они продаются, но глобально замороженных денег в стройке нет. Обсуждали, как стимулировать спрос, совместно с банками проработать новые программы и механизмы. К примеру, отсрочки платежей. По итогам совещания такие задачи поставлены», – отметил он.
По сообщению
БЕЛТА
В Беларуси упрощены строительство и приемка объектов в эксплуатацию. Указ от 31 января 2025 г. № 46, которым введены нормы, вступил в силу в мае. Документ предназначен для оптимизации процессов, в том числе ускорения процедур. Как новые подходы применяются на практике, рассказала журналистам заместитель начальника главного управления – начальник управления проектной деятельности, градостроительства и архитектуры Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анна Кудравец, сообщает БЕЛТА.
Приемка объектов
Один из разделов указа касается упрощенной приемки объектов, построенных по проектной документации и без существенных изменений. Они могут приниматься на основании заключения Государственного строительного надзора без получения заключений иных контролирующих органов. Такие условия действуют по объектам, возводимым по повторно применяемым проектам, а также по проектной и сметной документации, которые прошли полный цикл государственной экспертизы.
«Даже если вносились изменения в процессе, наличие заключения экспертизы является обязательным. Здесь как раз и выявился сдерживающий фактор – восприятие двух этих норм как совокупности условий (по проектной документации повторного применения и с экспертизой), что неверно. Это два обособленных значения», – пояснила специалист.
Данный подход допускается и для объектов, которые были законсервированы и завершаются после возобновления работ.
Упрощенное строительство
Вопросы на практике возникают и по разделу, определяющему порядок упрощенного строительства, последующую приемку таких зданий. Первоочередной шаг, который должен сделать заказчик: оценить соответствие объекта критериям (4–5-й класс сложности, отсутствие запретов). Также строительство должно вестись на предоставленном земельном участке без изменения его целевого назначения.
Также важно убедиться, что не будут превышены разрешенные нагрузки на инженерные коммуникации. «Сведения о максимально допустимых нагрузках определяются заказчиком на основании существующих договоров на снабжение тем или иным ресурсом, заключенных с эксплуатирующей организацией, на балансе которых находятся объекты инфраструктуры. При чем такие сведения ни в коем случае нельзя воспринимать как технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, выдаваемые в рамках разрешительной документации. То есть такими организациями дополнительные требования к заказчику, объекту выдвигаться не могут», – проинформировала представитель Минстройархитектуры.
После оценки возможности применения норм указа принимается локальный нормативный правовой акт заказчика о том, что проект реализуется в упрощенном порядке: на основании эскизного проекта и чертежей. Следующий этап – обязательная регистрация в ЕРОКС (информационной системе «Единый реестр объектов капитального строительства»). В последующем разрабатывается и согласовывается с соответствующим структурным подразделением исполкома эскизный проект (согласно административной процедуры в Едином перечне административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования).
Требования безопасности
По словам Анны Кудравец, следующий этап – подготовка чертежей, которые должны подтверждать безопасность и соответствие нормативам (по надежности конструктивов зданий, сооружений, подготовке строительной площадки, включая инженерную защиту, санитарным, противопожарным нормам и др.)
«Чтобы обеспечить такие решения, применяется национальный комплекс технических нормативных правовых актов либо методических документов в области архитектурно-строительной деятельности, – пояснила специалист. – В отношении объектов 4-го класса сложности необходимо наличие аттестата соответствия у разработчика чертежей как при разработке проектной документации по таким объектам».
После разработки чертежей заказчик и застройщик должны направить уведомление о начале выполнения строительно-монтажных работ в органы государственного строительного надзора. После регистрации объекта можно приступать к строительству.
«Чтобы обеспечить надежность эксплуатации и последующую приемку объекта, в период строительства заказчик ни в коем случае не освобождается от ведения исполнительной документации. Только по данным – ввиду послаблений, устанавливаемых указом, – предусмотрен более сокращенный перечень, чем при обычном порядке», – добавила Анна Кудравец.
В обязательном порядке предоставляются акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки конструкций, индивидуальных испытаний смонтированного оборудования. Сохраняется необходимость ведения документов об оценке соответствия применяемых на объекте строительных материалов и изделий.
По завершению строительства в обязательном порядке получаются заключения надзорных органов (при необходимости их получения) в зависимости от функционального назначения, за исключением органов государственного энергетического и газового надзора, а также территориальных органов по чрезвычайным ситуациям. «Это обусловлено тем, что представители этих организаций входят в дальнейшем в состав приемочных комиссий. Отдельного заключения от них получать не требуется», – рассказала Анна Кудравец.
Финишный этап – получение заключения органов государственного строительного надзора. На его основании заказчиком, застройщиком создается приемочная комиссия, обязательный состав которой указан в приложении к указу. Результаты приемочной комиссии оформляются актом приемки по установленной Минстройархитектуры форме.
Подробные рекомендации по применению законодательства размещены на сайте Министерства.
«Строительство – зона ответственности всех участников жизненного цикла здания, сооружения, – подчеркнула Анна Кудравец. – Для дополнительного разъяснения новых норм планируем выпустить отдельную памятку с пошаговой инструкцией, что необходимо делать, чтобы не возникало трудностей».
Специалист напомнила, что указ не распространяется на многоквартирные жилые дома и направлен на применение юридическими лицами. Для граждан уже давно действует иной порядок, где также упрощены нормы.
Надежда Матвеева, БЕЛТА
Объем торговли Беларуси с Казахстаном стабильно высок, но страны могут достичь большего. Об этом заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин во время переговоров с премьер-министром Казахстана Олжасом Бектеновым в расширенном составе, передает корреспондент БЕЛТА.

(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
«Объем взаимной торговли между нашими странами стабильно высок – около $1 млрд. Примечательно, что в текущем году растет как белорусский экспорт в Казахстан, так и казахстанский импорт в Беларусь. Важно, чтобы эта динамика сохранялась. Более того, я считаю, что нам под силу и более серьезные цифры с учетом потенциала развития наших стран. Думаю, что в следующую пятилетку мы должны для себя эту планку существенно повысить и доказать, что мы можем достичь еще большего», – сказал Александр Турчин.
На сегодняшних переговорах акцент сделан на продолжении работы по укреплению торгово-экономических связей. Один из главных приоритетов – сотрудничество в сфере промышленности, в особенности машиностроения. «На территории Казахстана уже не первый год работают наши совместные предприятия. Уровень локализации такой, что это уже наш совместный продукт», – отметил Премьер-министр.
Во время официального визита белорусской правительственной делегации в Астану обсуждаются вопросы дальнейшего взаимодействия, налаживания новых связей и реализации перспективных проектов. «Наше сотрудничество не ограничивается экономикой и торговлей, а охватывает также гуманитарную область, есть совместные проекты в сфере образования, культуры, спорта, туризма. На мой взгляд, расширение связей именно в этих направлениях позволит укрепить фундамент наших отношений и обогатить их содержание», – обозначил глава белорусского Правительства.
«Для нас Казахстан является приоритетным партнером в торговых и экономических отношениях, поэтому правительство нашей страны настроено всячески развивать эти связи. Тот уровень диалога, который сложился на уровне глав государств, обязывает нас демонстрировать уверенный рост товарооборота и дальнейшее углубление отношений между странами», – заключил Александр Турчин.
Олжас Бектенов в свою очередь отметил, что отношения между двумя странами поступательно развиваются. «Уверен, что ваш официальный визит в Казахстан придаст дополнительный импульс развитию наших отношений, укрепит партнерство между нашими странами. Наши отношения действительно носят стратегический характер, для них характерен доверительный диалог на всех уровнях. Развиваются не только торгово-экономические и инвестиционные связи, но и культурно-гуманитарные. Наши народы хорошо знают историю, культуру друг друга. Хотелось бы, чтобы и в культурно-гуманитарной сфере наши связи только крепли. Думаю, это очень важно, если мы говорим о долгосрочном характере отношений. Наши люди должны знать друг друга, уважать и ценить, и это серьезный фундамент в том числе для экономики», – акцентировал он.
По словам премьер-министра Казахстана, товарооборот между двумя странами в этом году радует. «У нас традиционно хорошо развивается промышленная кооперация. Общий пул совместных проектов составляет 15 совместных производств. 12 уже реализованы с общим объемом инвестиций более $200 млн. Три проекта сейчас находятся на стадии реализации. Мы работаем с белорусскими партнерами над углублением локализации той линейки продукции, которая производится здесь, в Казахстане, всегда находим взаимопонимание и конструктивный подход к этим вопросам. Сегодня будет принята дорожная карта по развитию сотрудничества в области промышленной кооперации в ближайшие три года. Думаю, это тоже позволит более предметно, целенаправленно идти к достижению тех целей, которые мы себе наметили. Правительство Казахстана готово приложить все усилия для того, чтобы наши торгово-экономические и другие отношения развивались интенсивно и на взаимовыгодной основе», – подчеркнул Олжас Бектенов.
По информации БЕЛТА
Как будет обеспечена финансовая стабильность в Беларуси, рассказал заместитель Председателя Правления Национального банка Андрей Картун, комментируя целевые показатели денежно-кредитной политики на 2026 год, утвержденные сегодня Главой государства, передает корреспондент БЕЛТА.
Документ принят в целях создания условий для устойчивого роста экономики. Перечень показателей соответствует требованиям, предъявляемым к работе Национального банка и банковской системы в целом, – содействие экономическому росту наряду с поддержанием ценовой и финансовой стабильности.
Инфляция – не более 7 %
Как отметил Андрей Картун, в Нацбанке не отходят от среднесрочной цели по годовой инфляции в 5 %, хотя в 2025 году она сложится несколько выше – около 7 %. На показатель влияние оказывают цены на импортные товары. Например, выросли цены на какао-бобы и кофе, что повлияло на стоимость шоколада и кондитерских изделий. Это объясняет рост цен в этих сегментах. Отечественные производители вынуждены реагировать на ситуацию на мировых рынках. Только рост цен на кофе дал около 0,2 % инфляции.
«С учетом рисков, которые прогнозируются и уже просматриваются, поставили планку по инфляции не более 7 %», – сказал Андрей Картун.
Он выделил 10 основных категорий товаров и услуг, которые вместе объясняют 70–80 % инфляции. В их числе мясо-молочная продукция, услуги ЖКХ, бытовые и иные услуги. По отдельным группам товаров, а также услугам применяется государственное регулирование цен. Тарифы по некоторым из них, в частности на городские перевозки, долгое время практически не повышались, а себестоимость и соответственно субсидирование увеличилось.
«Национальный банк для себя видит задачу – удержать базовую инфляцию (исключая сезонные и регулируемые факторы) на уровне не более 5 %», – сказал Андрей Картун.
Золотовалютные резервы – не менее $9,2 млрд
Заместитель Председателя Правления Национального банка обратил внимание, что показатель по ЗВР несколько занижен. В октябре этого года обновлен исторический максимум: ЗВР увеличились до $13,284 млрд в эквиваленте.
«На это в первую очередь влияет рост мировых цен на золото. Пока составлялся прогноз, сами не закладывали такую динамику цен на золото, которая, по сути, превысила исторический максимум. Сейчас немножко откатились цены, но тем не менее мы здесь очень консервативны в своих оценках. Не закладываем, что цены на золото будут стремительно расти дальше. Подходим с осторожностью. Если цены на золото сохранятся, то, конечно, наши резервы будут значительно выше. Плюс сложившаяся конъюнктура валютного рынка позволила покупать валюту, наращивать резервы», – пояснил Андрей Картун.
Нацбанк ожидает, что в следующем году будет сбалансированный валютный рынок.
«Этот фактор никак не повлияет ни на рост, ни на снижение ЗВР. Тем не менее видим, что запасы есть с точки зрения того, чтобы сглаживать волатильность на валютном рынке. Но самый главный второй фактор, который повлияет или может повлиять на снижение резервов по сравнению с фактическим значением, – валютные обязательства правительства. В следующем году у нас одни из пиковых выплат по внешним долгам в валюте. Принято решение меньше рефинансировать внешние долги – больше отдавать для того, чтобы экономика «дышала» более свободно», – пояснил Андрей Картун.
Доступность платежных систем и инвестиционное кредитование
Коэффициент доступности автоматизированных систем участников платежного рынка, посредством которых обеспечивается проведение расчетных операций, установлен не ниже 99,8 %. Чем выше этот показатель, тем более надежно и бесперебойно работают системы, через которые проводятся платежи. Для обычного человека это означает, что оплата будет проходить быстрее и с меньшей вероятностью сбоев.
«Достигнуть 100 % практически невозможно. Системы постоянно обновляются, требуются технологические перерывы. В целом параметры достаточно жесткие для тех, кто работает на рынке. Главное для потребителя – чтобы он не заметил технических изменений», – пояснил Андрей Картун.
Еще один показатель – прирост объема инвестиционного финансирования, который должен составить в 2026 году не менее 13 %. Андрей Картун обратил внимание, что в прошлые годы повышены требования банков к экономике, в 2025-м – изменены несколько параметров.
«В состав ключевого параметра ввели темп роста инвестиционного кредитования. Ставим себе планку – не менее 13 %, исходя из тех посылов, которые нам и правительству обозначил глава государства. Инвестиционное кредитование как раз один из драйверов экономического роста», – сказал заместитель Председателя Нацбанка.
Стабильность банковской системы и поддержка отечественных производителей
Доля необслуживаемых активов банков в активах, подверженных кредитному риску, не должна превысить 10 %. Удержание такого уровня обеспечит стабильность всей банковской системы.
«Это, по сути, процент кредитов, по которым обязательства не исполняются, – пояснил Андрей Картун. – Признанное на международном уровне значение – 10 %. В случае рисков банки не должны выходить за эту величину».
В отдельных банках доля необслуживаемых активов ниже. В Нацбанке исходили из того, что 10 % – оптимальный показатель для банков. Нет необходимости ужесточать требования.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2026 год, включая значения процентных ставок, будут опубликованы на сайте Национального банка. Говоря о процентных ставках, Андрей Картун обозначил, что не планируется их повышать. Процентные ставки останутся в прежних диапазонах. В случае необходимости будут приняты дополнительные меры, чтобы инвестиционное кредитование было доступным.
Будет продолжено кредитование товаров отечественного производства с увеличением его доли в среднесрочной перспективе в два раза. «Все банки имеют определенные программы для поддержки отечественных производителей. Они будут расширяться и дальше. Условия кредитования значительно более выгодные по сравнению с другими», – добавил Андрей Картун.
По информации БЕЛТА
Премьер-министр Александр Турчин считает задачу по выполнению важнейших прогнозных параметров развития страны на 2026 год сверхнапряженной. Об этом он заявил журналистам, комментируя утвержденные Президентом Беларуси Александром Лукашенко 3 ноября документы, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Когда мы начинали разрабатывать прогнозные документы, эти параметры были, скажем так, умеренно напряженными. Сегодня эти параметры выглядят сверхнапряженно», – сказал руководитель Правительства. Он объяснил это тем, что ситуация в стране и на внешнем контуре очень динамично меняется. «И, конечно, те параметры, которые утверждены Президентом, очень напряженные. Для того чтобы их выполнить, потребуется слаженная работа всех заинтересованных в нашей стране, начиная от руководителей предприятий и заканчивая государственным аппаратом», – обратил внимание Премьер-министр.
В то же время Правительство, по его словам, благодарно Главе государства за то, что он поддержал предложения по ключевым показателям социально-экономического развития страны. «Документы подписаны в том виде, в котором их вносило Правительство», – сказал Александр Турчин, добавив, что этому предшествовала огромная подготовительная работа. Она включала согласование всех цифр с заинтересованными структурами – не только членами Правительства, но и госорганами, КГК, а также обеими палатами Ппарламента. «Поверьте, что цифры, которые мы предлагаем Президенту, выверены. Но я еще раз хочу сказать, в сегодняшних реалиях они выглядят весьма и весьма напряженно», – заявил Премьер-министр.
Он обратил внимание, что в развитие утвержденных Президентом важнейших прогнозных параметров правительство готовит еще целый ряд нормативных правовых актов, которые «должны позволить, не раскачиваясь, уже с 1 января 2026 года, приступить к реализации намеченных планов».
Как сообщалось, Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября подписал Указ № 385, которым утверждены важнейшие прогнозные параметры развития страны на 2026 год. Основополагающая цель – обеспечение устойчивости экономики и повышение благосостояния населения.
Рост валового внутреннего продукта определен на уровне 102,8 % к уровню 2025 года, чему будут способствовать наращивание инвестиций в основной капитал, опережающий рост экспорта товаров и услуг и стимулирующий рост доходов населения.
Соответствующие прогнозные параметры также устанавливаются указом. Планируется, что на инвестиционные цели в следующем году за счет всех источников финансирования будет направлено на 3,1 % больше, чем в текущем году. Экспорт товаров и услуг увеличится на 3,7 % с преимущественным наращиванием его физических объемов. Для этого намечено расширение сотрудничества с опорными точками в странах дальней дуги и восстановление присутствия на традиционных рынках сбыта стран СНГ.
Целенаправленная работа над качественным развитием и расширение экспортного потенциала позволит обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,8 %.
Для Национального банка и Правительства устанавливается целевая задача по ограничению инфляции на уровне, не превышающем 7 %.
Указом устанавливается требование по утверждению правительством плана социально-экономического развития на 2026 год, который выступит инструментом достижения обозначенных ориентиров.
Перед утверждением всех ключевых параметров они детально обсуждались на совещании у Президента 16 октября этого года. «В отношении прогнозных показателей на 2026 год: нужен реалистичный, но напряженный сценарий», – подчеркнул тогда Глава государства.
Александр Лукашенко не исключил того, что кто-то может предложить темпы выше оценочного роста в 2,8 %. «Кто-то предложит 3–3,5 % – пожалуйста. Где, за счет чего и как сам впряжется в повышение этой динамики. Если кто-то ниже – пусть объяснит, как это будет воспринято нашим обществом и как будет жить Беларусь. А не просто встать и сказать: «Вот, сейчас мало планируем, надо больше». За счет чего?» – обозначил подход Глава государства.
Он констатировал, что российская экономика сжимается, и вообще не учитывать эту ситуацию нельзя, ведь около 67 % экспорта и 56 % импорта приходится на Россию. «Значит, тем более нам нужны подробные оцифрованные товарные планы (матрицы): что и в каких объемах производим, куда продаем и сколько валюты привезем в страну», – отметил Глава государства.
По информации БЕЛТА
Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 ноября заслушал доклад Премьер-министра Александра Турчина.
Основной темой доклада была повестка предстоящего визита белорусской правительственной делегации в Казахстан. Обсуждены основные актуальные вопросы и перспективные направления белорусско-казахстанского сотрудничества, о которых пойдет речь на переговорах.
Тематика сотрудничества с Казахстаном также обсуждалась 29 октября в ходе телефонного разговора Александра Лукашенко с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Главы государств договорились, что правительственная делегация Беларуси в ближайшее время совершит визит в Казахстан и внесет конкретные предложения по углублению сотрудничества.
Кроме того, Премьер-министр доложил Главе государства и о работе по ряду иных важных и актуальных вопросов.
