Андрей Иванец: в учреждениях образования будут определены единые дни чествования госсимволики
Государственные символы являются основой нашей суверенной, независимой Беларуси, заявил журналистам Министр образования Беларуси Андрей Иванец
на заседании Республиканского совета по исторической политике, передает корреспондент
БЕЛТА.
(Фото – БЕЛТА)
«Особую актуальность приобретают вопросы чествования государственной символики – наших флага и герба. Министерством уже сегодня подготовлен проект приказа, который предусматривает целый ряд церемоний чествования государственных символов на всех уровнях образования, начиная с учреждений дошкольного образования и заканчивая системой высшего образования», – сказал Андрей Иванец.
По его словам, это крайне важно. «Гражданин не может быть патриотом, не осознавая, что государственные символы являются святыми и основой нашей суверенной, независимой Беларуси, – отметил Министр. – У нас есть целый ряд государственных праздников, в рамках которых и в настоящее время проходят линейки, церемонии поднятия госфлага и исполнения гимна. В детских садах, конечно, это рассказы об истории наших государственных символов – флага, герба и прослушивание нашего государственного гимна».
Андрей Иванец добавил, что в учреждениях образования страны будут определены единые дни проведения ритуалов чествования госсимволики. «В них на системной основе будут принимать участие все учащиеся», – констатировал он.
По сообщению БЕЛТА
Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины» можно сравнить с тонкими настройками уже существующей системы государственных органов и организаций. Об этом в эфире телеканала «Беларусь 1» заявил Министр юстиции Евгений Коваленко, сообщает БЕЛТА.
«Я бы сравнил этот документ с тонкими настройками для уже существующей, действующей, работающей системы государственных органов и организаций. Это тот случай, когда нужно устранить шероховатости, сгладить какие-то недочеты и, конечно же, обеспечить, чтобы каждое звено вращалось в нужном направлении с заданной скоростью и обеспечивало эффективность всего механизма», – сказал Евгений Коваленко.
Говоря о болевых точках и рисках, которые могут иметь место в деятельности государственных органов, Министр юстиции назвал слабую исполнительскую дисциплину, бесхозяйственность, размывание ответственности или затягивание принятия решений.
«У каждого государственного органа, государственной структуры есть широкий спектр инструментов, которые применяются в рамках управленческой деятельности. Временные, организационные, финансовые затраты, которые связаны и с совещаниями, и с командировками, должны быть обоснованы, – подчеркнул Евгений Коваленко. – Если брать нормотворческую деятельность, то в рамках нормативно-правовых актов предусмотрена такая процедура, как проведение согласительного совещания. Но до того, как согласительное совещание предстоит провести, проект должен быть подготовлен и направлен заинтересованным. Заинтересованные должны оперативно высказать свои мнения относительно подготовленного проекта будущего решения. Эти позиции нужно сблизить в рамках взаимодействия между государственными органами».
Министр пояснил, что согласительное совещание следует проводить только тогда, когда остаются один или два нерешенных вопроса по подготовленному проекту. Его протокол является частью пакета, вносимого в законодательный орган для принятия окончательного решения.
«Директива акцентирует наше внимание на необходимости более активного внедрения в работу информационных ресурсов и электронных средств коммуникации, электронных средств взаимодействия. В настоящее время в соответствии с директивой прорабатываются вопросы дальнейшей минимизации количества собираемых, например у субъектов хозяйствования, данных. Если есть какие-то сведения в одной из уже действующих государственных информационных систем, то другие государственные органы не должны обращаться к тем же субъектам хозяйствования за получением той же информации», – отметил Евгений Коваленко.
По его словам, у местной власти станет больше рычагов и полномочий для решения тех или иных проблем. «Надо рассматривать директиву как документ, направленный на дальнейшую реализацию ранее принятых решений Главы государства. Если говорить об усилении полномочий руководителей местных органов власти, то можно сказать, что каждый из них – это непосредственно лицо государства на земле. Это те структуры, с которыми граждане сталкиваются в своей повседневной деятельности. И нормы директивы также предполагают, что исполнительская дисциплина должна быть обеспечена на всех уровнях государственной власти», – подчеркнул он.
Министр юстиции добавил, что этот документ адресован всем слоям населения – как представителям власти, так и простым гражданам. «Можно условно разделить нормативные предписания директивы на два блока. Один адресован деятельности государственных органов, их внутренней работе, взаимодействию между собой. Второй же адресован всему обществу в целом. И ключевой момент – ответственность общества, наших граждан за то, как развивается страна», – заключил Евгений Коваленко.
По информации
БЕЛТА
(фото – скриншот видео «Беларусь 1»)
Если правильно использовать идеологические инструменты, тогда эта работа пойдет на благо всем. Министр информации Марат Марков прокомментировал корреспонденту БЕЛТА Директиву № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства».
(фото – БЕЛТА)
«Это крайне важный документ. Первые указы по идеологической работе появились в 2003 году, то есть 22 года назад. Соответственно, сегодня эта тема актуальна хотя бы потому, что время изменилось. Изменились и информационные средства как одни из главных инструментов идеологической работы, – отметил Марат Марков. – Идеологическая вертикаль, общественные объединения, политические партии и средства массовой информации – это основные инструменты, которые поддерживают идеологическую работу. Нужно было это актуализировать, привести к современному состоянию реальности. Так, подписание Директивы № 12 – это важно и очень своевременно».
Министр информации подчеркнул, что сейчас необходимо детально изучить каждый пункт Директивы. «Даже первое ознакомление показывает, что документ очень глубокий, его нужно основательно осмыслить, пропустить через себя и использовать. Но использовать грамотно, потому что нет ничего хуже, чем просто делать вид, что ты занимаешься идеологической работой. Это вызывает только отторжение. Если делать работу грамотно, правильно использовать идеологические инструменты, в том числе СМИ, тогда это будет на благо всем», – уверен Марат Марков.
По информации БЕЛТА
Один из важнейших и долгожданных документов современности – Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» – подписан 9 апреля Президентом Беларуси. Дискуссий о том, в каком направлении развиваться и что брать за основу в работе в идеологическом пространстве, многие годы было огромное множество. В результате появилась, по сути, дорожная карта реализации концепции белорусской государственности.
О самом главном
Заместитель Главы Администрации Президента Владимир Перцов по просьбе «СБ. Беларусь сегодня» прокомментировал Директиву № 12:
– Время для такого документа объективно пришло. Президент часто за последнее время возвращался к вопросам идеологии, национальной идеи, ценностей и смыслов. Заняться идеологией, пропагандой и контрпропагандой было прямым поручением Главы государства.
Если говорить кратко, такой документ был необходим для того, чтобы:
- описать понятным и ясным языком концепцию государственности, сделать едиными подходы к организации и проведению идеологической работы с людьми;
- доносить государственную повестку до граждан, занятых в частном секторе экономики.
К работе были подключены республиканские и региональные госорганы, экспертное и научное сообщества, представители средств массовой информации и гражданского общества.
При Администрации Президента Республики Беларусь была создана рабочая группа, приводившая под общий знаменатель огромное количество предложений, мнений и позиций. Но главным критерием был один – идти от жизни. Этот президентский принцип помогал отбрасывать все наносное, искусственное и надуманное. Поэтому документ, на мой взгляд, получился максимально практико-ориентированным.
В сухом остатке директива как указ программного характера решает ключевые задачи:
- в ней определяются идейные ориентиры белорусского общества на современном этапе развития;
- раскрывается механизм реализации идеологической работы;
- устанавливается оценка эффективности идеологической работы.
Для понимания: до сегодняшнего дня в идеологической работе мы руководствуемся документами 2003 и 2004 годов, которые очевидно устарели для работы в современных реалиях.
При этом еще и подходы к идеологической работе разнятся от региона к региону. Мы постарались обобщить передовой опыт и установить единые подходы в практических направлениях идеологической работы.
Но что еще более важно в директиве – это утверждаемые ею основы идеологии белорусского общества. Это своего рода букварь гражданина страны. Это емкое и сжатое описание жизни белорусского общества и государства в преломлении прошлого, настоящего и будущего. Расставлены акценты в понимании белорусских смыслов и нарративов.
Одновременно хочу сказать всем критикам.
Речь не идет о насаждении некоего единомыслия, речь идет о необходимости обладания гражданами страны четкими, понятными знаниями основ жизни своей страны. Каши в головах у людей быть не должно!
Если мы хотим воспитать думающих, патриотичных, готовых в случае необходимости встать на защиту своей страны граждан, четко осознающих, что такое хорошо и что такое плохо, то должна вестись соответствующая работа, пропагандироваться в обществе соответствующие идеалы и ценности. И мы это будем делать.
Это прекрасно знают и наши так называемые западные учителя. Нам они навязывают принципы плюрализма, а у себя вводят наказания, вплоть до уголовных, за попытки пересмотра устоявшихся истин истории и современности своей государственности.
Невозможно представить себе немца, итальянца, поляка, рассуждающих о целесообразности единства своих государств, о каких-то альтернативных подходах к осмыслению их прошлого. Мысли в голове такой нет и быть не может – настолько продуманно и четко сформирована концепция государственности и настолько же эффективно внедряется через все сферы жизни.
Такая же однозначность в оценках должна быть и у нас. И в завершение, если говорить про ключевые аспекты директивы, стоит обратить внимание на то, что в документе:
- определяются понятие, цель, задачи, основные формы идеологической работы, субъекты ее реализации;
- устанавливаются ключевые подходы к организации идеологической работы в трудовом коллективе;
- обязанность реализации основ идеологии белорусского государства распространяется на все сферы и субъекты хозяйствования независимо от формы собственности.
Персональная ответственность за состояние идеологической работы возлагается на руководителя коллектива или отрасли.
Идеология – центр государственности
Президент Беларуси Александр Лукашенко – первопроходец в сфере возрождения идеологической составляющей на просторах СНГ, отмечает заведующий кафедрой социальной политики и идеологии Академии управления при Президенте, политолог, кандидат исторических наук Вадим Елфимов:
– Еще в 2003 году наш Президент поднял этот вопрос, что государству необходима идеология, что деидеологизация, усиленно навязываемая нам Западом с середины 1980-х годов, привела к краху СССР, неприятным последствиям, которые мы называем лихими 90-ми.
Идеология должна быть в центре государственности, убежден эксперт:
– А поскольку наше государство – социально ориентированное, то у нас и идеология соответствующая, ориентированная на интересы народа. В этом отношении мы уже добились многого и строим государство не только социальной ориентации, но уже социальной справедливости. На новом этапе возникает потребность в том числе идеологического сопровождения этих важных преобразований. Чиновничеству был необходим конкретный документ, опираясь на который можно было бы двигаться дальше. Потому что до сих пор существовала некая двойственность: идеология белорусского государства есть, но она не формализована. Идеологическая работа проводилась, однако нормативного всеобъемлющего документа, который обосновывал и регулировал бы эту деятельность (что требуется для чиновничества), пока не было.
Поэтому наш Президент принял этот документ в тот самый момент, когда мы выходим на новый этап развития государства, в преддверии Всебелорусского народного собрания, в развитие Концепции национальной безопасности, информационно-идеологическая составляющая которой очевидна.
При этом идеологическая работа в стране становится более целенаправленной и практико-ориентированной, констатирует начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Брестского облисполкома Татьяна Гагакова:
– Кроме того, в одном документе мы получили теоретический курс основ идеологии белорусского государства, где учтены все компоненты: экономические, политические, социальные. Конечно, и раньше у нас были документы, регулировавшие различные составляющие идеологической работы. Но они не в полной мере учитывали новые тенденции, которые сложились в нашем обществе. К примеру, не были четко определены субъекты идеологической работы. Теперь же конкретно указано, что это органы власти, средства массовой информации, политические партии, общественные организации. Уверена, что такая конкретная субъектность позволит повысить эффективность нашей работы через воздействие на различные адресные группы.
По мнению Татьяны Гагаковой, огромное значение имеет и тот факт, что в директиве указан алгоритм согласования кадровой идеологической вертикали.
Тем более что сегодня особенно остро стоит вопрос консолидации общества, укрепления суверенитета, формирования целостного мировоззрения у граждан, говорит председатель Гомельского горисполкома Владимир Привалов:
– Именно на это направлен документ, системно и последовательно определяющий ориентиры идеологической работы в нашей стране. Гомель – город с богатыми трудовыми и патриотическими традициями. Наши коллективы, учреждения образования, органы власти всегда были активными проводниками государственной идеологии. И теперь, с принятием директивы, мы получаем четкий документ, который позволяет по-новому осмыслить и выстроить идеологическую деятельность на всех уровнях: от школы до предприятия, от семьи до органов местного самоуправления.
Особое значение имеет то, что директива закрепляет персональную ответственность руководителей за состояние идеологической работы. Это правильный и своевременный подход, считает Владимир Привалов:
– Потому что только тогда, когда каждый руководитель – на предприятии, в учреждении, в сфере услуг – понимает свою роль в формировании ценностной основы общества, можно говорить о реальных результатах. Наша задача сегодня – не просто информировать, а воспитывать, вовлекать, объяснять. Чтобы каждый горожанин осознавал себя частью единого народа, уважал историю, ценил независимость, гордился страной. Директива дает все необходимые инструменты для этого. В Гомеле мы уже реализуем множество проектов в образовательной, культурной и патриотической сферах. Но теперь наша работа станет еще более целенаправленной, системной и измеримой по результату.
Сохранение духовной основы белорусского народа
Директива № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства» стала закономерным итогом всей ранее проводившейся идеологической работы в белорусском обществе, фиксацией системы, которая складывалась в нашей стране не один год, но особое значение приобрела после событий 2020 года. Начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Могилевского облисполкома Екатерина Музыченко отмечает:
– Не преувеличу, если скажу, что подписанную директиву ждала вся идеологическая вертикаль страны. Потому как документ этот поможет совершенствовать нашу работу. Причем во всех трудовых коллективах, независимо от формы собственности. Идеологическая работа охватывает все население Беларуси. Это очень важно.
С принятием Директивы обозначены четкие формы изучения общественного мнения, коммуникации власти и общества, добавила она:
– Понятно, что идеологическая работа направлена на поддержку внутренней и внешней политики нашей страны, укрепление благоприятного морально-психологического климата, формирование у членов трудового коллектива мировоззрения, основанного на чувстве патриотизма, гражданской зрелости, осознания принадлежности к белорусскому народу. Отныне идеологическая работа становится более систематизированной и четкой. Ясно прописано, кто за что отвечает. И, на мой взгляд, очень важно, что самый главный идеолог организации, предприятия – сам руководитель.
Также Екатерина Музыченко обращает внимание:
– Актуальным оставался вопрос: как оценить работу идеологов? Важно, что будут разработаны индикаторы оценки эффективности идеологической работы. Есть еще один важный момент, который хочу отметить. Директиву можно назвать своего рода упреждающим документом. Реализация его положений позволит подготовить общество к возможным вызовам.
При этом документ в полной мере отражает общественные отношения, которые сейчас складываются в целом в Беларуси, с акцентом на ключевые пункты, убежден ректор Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой Юрий Романовский:
– Сильная государственная власть, социальная справедливость, особая модель развития белорусского государства – вот что является брендом нашей страны, за что знают и любят Беларусь во всем мире. Вся эта сложившаяся система зафиксирована в директиве.
Посмотрите внимательно этот документ – он отражает, как много сделано в нашей стране для сохранения духовной основы белорусского народа и уверенного движения вперед будущих поколений.
Как руководитель учреждения образования Юрий Романовский особое внимание обратил на аспект, касающийся воспитательной работы с молодежью:
– Деятельность, которую мы сейчас ведем, полностью ложится в систему, описанную в Директиве. Я понимаю, что уже очень много сделано, но при этом осознаю, что еще больше в целом необходимо сделать, чтобы действительно донести до каждого члена общества, до каждого отдельного белоруса его значение для своей страны. Именно человек – главное достояние белорусского государства.
Касаясь значимости документа, ректор ПГУ выразил убежденность, что Директива № 12 должна стать настольной книгой для руководителей абсолютно всех уровней.
Юрий Романовский также подчеркнул, что многие годы у белорусов пытались сформировать негативное отношение к слову «идеология»:
– Нужно понимать, что у каждого государства в мире есть и реализуется своя идеологическая политика. Беларусь не исключение. Мы идем по собственному пути развития, самостоятельно определяем духовные ценности и приоритеты своего народа. Это и есть наша идеология, которую мы транслируем и должны укреплять через все организации и структуры.
Важнейшим элементом в этой работе, по мнению Юрия Романовского, является система образования. И прежде всего вузы, подчеркнул ректор.
Государственная идеология теперь – конкретная задача наравне с обороноспособностью, констатирует эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко:
– У государства должна быть своя идеология. Она как идейный волевой стержень для формирования личности и сплочения общества вокруг целей государства. Идеология – это реальная сила. Здесь если нет своей, то на ее место обязательно придет чужая. Это место свято и потому пусто не бывает. Поэтому Запад стремится уничтожить в первую очередь традиционные национальные ценности в наших странах, подчинить конституционную базу как основу независимости и суверенитета и насадить свои западные типовые ценности, с помощью которых предполагает управлять нами в своих интересах. По большому счету, национальная идеология – это приоритетная мишень для Запада, чтобы превратить нас в примитивных бесполых и беспринципных потребителей западной продукции.
Эксперт подчеркивает, что единственное действенное средство, защищающее от подобного, – своя национальная идея и государственная идеология как база суверенитета, который сначала должен созреть в голове и потом уже в делах:
– Это сила, построенная на правде, вере, справедливости. Это своего рода смысловое ПВО от когнитивных атак и ударов извне. И Беларусь в этом вопросе опять подает пример для подражания. Если обобщить, то белорусская государственная идеология – это задача быть гражданином своей страны и жить в ней по-людски.
Александр Тищенко указывает, что идеология – ответственность не только государства, а всеобщая, всенародная. Принцип смысловой герметичности, иначе будет протекать.
Фундамент гражданского мира и согласия
Директива о реализации основ идеологии белорусского государства стала важным и актуальным ответом на вызовы, которые ставит перед нами само время, убеждена председатель Залесского сельисполкома Чечерского района Наталья Шевцова.
При этом общая система взглядов, общее понимание национальных интересов, общее видение развития страны – все это делает куда продуктивнее и коммуникацию власти с населением на местах, подчеркивает Наталья Шевцова:
– Когда люди обращаются в исполком не только с жалобами, но и с дельными предложениями, касающимися организации жизни в их родном городе или поселке, – это особенно четко ощущает каждый мой коллега. Как председатель сельисполкома убеждена, что государственная повестка должна быть всегда на первом плане в каждом уголке страны – от столицы до самого отдаленного населенного пункта. В современных реалиях недруги Беларуси не оставят попыток проверить наш народ на крепость убеждений и верность своей стране. Но нам есть что противопоставить таким атакам. Директива № 12 не только четко определяет основы идеологии Беларуси, но и задает новую планку эффективности идеологической работы на всех уровнях. И соответствовать этой планке – наша главная задача не только как руководителей, но и как граждан и патриотов родной страны.
По информации «СБ. Беларусь сегодня», 11 апреля 2025 г.
В целях увековечения и сохранения исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа, а также патриотического воспитания населения Президентом Беларуси Александром Лукашенко 8 апреля 2025 г. подписан Указ № 144 «Аб узнагароджанні вымпелам «За мужнасць і стойкасць у гады Вялікай Айчыннай вайны».
Вымпелом награждены шесть городов Беларуси, которые являются примером подвига и всенародного сопротивления, проявленных в годы Великой Отечественной войны:
- г. Кобрин;
- г. Речица;
- г. Славгород;
- г. Слоним;
- г. Смолевичи;
- г. Сенно.
Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь на публичной кадастровой карте (ПКК) обновлен информационный слой «Цитадели Мужества», который теперь содержит информацию о 42 населенных пунктах нашей страны.
Подробнее изучить обновленный слой можно на публичной кадастровой карте.
По сообщению официального сайта Национального кадастрового агентства
Какие корректировки внесены в Кодекс об образовании, как изменяются колледжи страны, для чего формируют золотой фонд педагогов – об этом и не только разговор с Министром образования Андреем Иванцом.
(фото – БЕЛТА)
Кластер особого назначения
– В Беларуси создадут образовательный хаб мирового образца не хуже Гарварда – такое поручение дал Президент на Республиканском педсовете. Раскройте интригу: как планируете все организовать?
– Образовательный хаб с современным студенческим кампусом может появиться на базе Белорусского государственного университета – концепция уже разработана. В кластер войдут учебные корпуса, научные лаборатории, общежития, культурно-спортивный центр. Лекции будут читать лучшие преподаватели страны – предлагаем использовать кадровый и научный потенциал не только БГУ, но и других университетов, а также научных и производственных организаций. Таким образом, проложим абсолютно уникальную дорогу для выпускников Национального детского технопарка, для талантливой и одаренной молодежи школ, гимназий, лицеев. По сути, организуем опережающую подготовку студентов.
Представьте: специалиста с высшим образованием мы подготовим уже в течение первых двух с половиной лет – в центре на 1–3-м курсах будут интенсивно изучаться фундаментальные дисциплины. На 4–5-м в приоритете будет практическая подготовка в базовых организациях. Каждого студента вовлечем в научно‑исследовательскую и практическую деятельность.
Стажировки для них будут проходить не только в белорусских образовательных и научных центрах, но и в зарубежных. Причем выпускник нового учреждения, например физик, будет обладать серьезными знаниями не только по своему профилю, но и в области химии, математики, информационных технологий – он сможет трудиться в любой инновационной сфере. Для этих целей разработаем образовательные стандарты нового поколения, которые существенно интенсифицируем по сравнению с нынешними. Запланированы четыре направления обучения: прикладная физика и информатика; прикладная математика, механика и информатика; фундаментальная и прикладная химия; фундаментальная география.
Безусловно, не каждый молодой человек сможет освоить предлагаемые объемы информации, поэтому процедура отбора для поступления на эти специальности будет особой. Важно понимать: мы намерены выпускать штучных специалистов с особыми компетенциями – будущих главных инженеров, технологов, конструкторов, руководителей научных организаций.
– Кодекс об образовании в январе 2025 года скорректировали – изменения начнут действовать с нового учебного года. По этому поводу уже слышала суждения из разряда «опять что-то придумали».
– Внесем ясность: никаких революционных изменений в кодексе не предусмотрено. Нововведения носят точечный характер, воспринимайте их как дошлифовку предыдущего документа с целью улучшения. Обозначу ключевые моменты. Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но к нам поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Вносимая норма решит вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение пяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Призывник может заболеть или воинские части будут укомплектованы – в этих случаях молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
Предусматривается обязанность вузов и колледжей согласовывать распределение и перераспределение своих выпускников с организациями – заказчиками кадров и исполнительными комитетами, а также с отдельными отраслевыми министерствами. Кроме того, вносятся корректировки, касающиеся подготовки целевиков. Если предприятие заключило такой договор с молодым человеком, а после не трудоустроило, то организация понесет ответственность и будет обязана возместить средства, затраченные государством на подготовку специалиста.
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения от ЦЭ одиннадцатиклассников по медицинским показаниям. В настоящее время такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов. Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не имеют возможности получить сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната.
Есть еще несколько важных новаций. У старшеклассников, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Исключается право реализации индивидуальными предпринимателями программ дошкольного и специального образования с учетом практики применения законодательства о лицензировании.
– Кстати, о последнем пункте. Недружественные ресурсы муссируют тему, дескать, добрались до частных садов, а условия лицензирования невозможно выполнить.
– На мой взгляд, идет некая подмена понятий со стороны тех, кому данную идею выгодно продвигать. Хочу отметить, что в Министерство поступают жалобы родителей с нареканиями в адрес нерадивых предпринимателей. Скажу откровенно: сегодня у нас достаточное количество непорядочных субъектов хозяйствования, которые под видом иных образовательных услуг или так называемых «развиваек» на самом деле реализуют программу дошкольного образования в полном объеме. Однако их деятельность ставит под угрозу безопасность и здоровье детей: отсутствует квалифицированный педагогический состав (с малышами занимаются люди с улицы), нарушаются санитарные нормы, нет надлежащих условий для сна и питания. Происходит банальное зарабатывание денег на наших детях! Поэтому тема на контроле.
Родителям надо донести мысль: наличие лицензии – гарантия, что учреждение соответствует установленным стандартам и требованиям, касающимся образовательной программы, условий пребывания детей, квалификации педагогов и медицинского обслуживания.
В Беларуси сейчас функционирует один частный детский сад – «Елисеевы поля», который посещают около 40 воспитанников. Но мы готовы к сотрудничеству и только рады новым добросовестным предпринимателям. Более того, гарантируем всяческую поддержку. Уже сейчас специалисты Департамента контроля качества образования проводят профилактическую работу, направленную на упреждение нарушений: перечисляют необходимые документы, разъясняют требования.
– Какова сейчас ситуация с обеспечением дошкольным образованием?
– На данный момент охват детей в возрасте от 2 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составляет около 89 процентов. По дошкольной подготовке ребят 5–6 лет – 100 процентов.
Мы ставим амбициозную задачу обеспечить стопроцентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 2 до 6 лет. За пятилетку должны справиться.
Новый рубеж роста
– Вы ранее анонсировали, что профильные классы профессиональной направленности должны выйти на новый уровень...
– Сейчас работают пять типов профильных классов профессиональной направленности: аграрные, военно‑патриотические, инженерные, педагогические, спортивно‑педагогические. Ставим задачу, чтобы каждый второй выпускник такого класса выбирал профессию именно по своему профилю. Алгоритм достижения цели составлен, перечислю по пунктам. Первый: абсолютно все классы закреплены за конкретными университетами. Второй: внесены изменения в учебные программы, позволяющие учащимся еще на этапе обучения в школе глубже понимать особенности направлений, которые они планируют выбрать для будущей профессии. Третий: каждая последняя суббота месяца отведена для занятий в университете либо на промышленном предприятии. В данных классах обучаются более 28 тысяч учащихся 10-х и 11-х классов. При этом хотелось бы успокоить остальных ребят: они могут обучаться в обычных профильных классах и изучать на повышенном уровне предметы, которые необходимы для поступления в университет. Количество таких классов будет расти, ведь уровень подготовки в них выше, чем в базовых, мы это видим по результатам ЦЭ.
– Как реализуется эксперимент, проходящий в 20 лицеях страны?
– С этого учебного года в 20 лицеях внедрены новые подходы к учебным планам. Проще говоря, профильные предметы изучаются на повышенном уровне, а непрофильные – в более сжатые сроки. Например, ученики физико‑математического профиля проходят курс биологии за 10–11-й классы не за 2 года, а быстрее. При этом они осваивают школьную программу в полном объеме, чтобы в случае изменения планов, допустим, при желании поступить на биологические или медицинские специальности, могли успешно пройти соответствующие испытания.
По результатам следующего учебного года планируем расширить эксперимент в профильных классах для апробации проекта.
Золотой фонд педагогов и правила по ИИ
– Из 8 тысяч участников первой очно-заочной круглогодичной школы олимпиадного движения выбрали всего 35 человек, которых пригласили в Национальный детский технопарк. У вас есть идея создать сообщество одаренных детей страны?
– И не только детей. Впервые мы провели дистанционную олимпиаду в том числе с привлечением учителей.
Планируем создать золотой фонд одаренных педагогов – они получат статус профессиональных тренеров и смогут на высоком уровне готовить к олимпиадному движению наших ребят.
– Искусственный интеллект стремительно входит в образовательную сферу, крайне важно не упустить этот момент не только на уровне вузов, но и на всех этапах обучения.
– Однозначно! Сейчас мы активно работаем вместе с Парком высоких технологий над созданием методик преподавания школьных предметов с применением технологий искусственного интеллекта. Учителя смогут использовать этот инструмент для подготовки учебных материалов и проведения контрольно‑аналитических мероприятий. Уже разработан пилотный обучающий блок для учителей информатики. В дальнейшем планируется внедрение аналогичных подходов в преподавание иностранных языков и естественно-научных дисциплин. Как результат, на общеобразовательном портале опубликуем методические копилки – они станут доступны каждому педагогу.
К сентябрю утвердим правила применения искусственного интеллекта как для учителей, так и для учащихся. Расставим точки над «i», четко обозначив, где допустимо использование нейросетей, а где от них стоит отказаться.
При этом отдельно подчеркну, что учитель всегда был и остается ключевым человеком в воспитании и обучении будущего поколения.
Бумажный вопрос – в фокусе
– Президент не раз подчеркивал: «Школа – храм, учителя – святое». Статус учителя в стране возводится в особый ранг?
– Работаем над повышением престижа профессии учителя комплексно. Как вы уже знаете, даже фильм снимаем. К слову, это была инициатива учителей, которую поддержал Глава государства. Существенно подняли заработную плату и уже перешагнули рубеж в 90 процентов от средней зарплаты по стране у учителей.
На карандаше «бумажный» вопрос – обновлен перечень обязательных документов, которые нужно вести педагогам. Отчитываться за каждое мероприятие и встречу теперь нет необходимости. Всю информацию по воспитательной работе (об акциях, форумах и прочих активностях) школа будет предоставлять всего два раза в год: до 30 января и до 30 июня. Управлениям и комитетам по образованию запретили требовать у школ дополнительную информацию через электронную почту и мессенджеры. Недавно в очередной раз запустили горячую линию по этому вопросу – хотим проверить, сработал ли механизм. Продолжим укреплять престиж профессии через совершенствование профессионального мастерства педагогов.
– Девятиклассники активно штурмуют колледжи – в 2024 году зафиксированы рекордные цифры набора. Тенденция будет продолжаться?
– В прошлом году на уровень профессионально‑технического образования принято более 28 тысяч учащихся, что на 1,5 тысячи больше контрольных цифр приема. Сейчас около 50 процентов выпускников получают общее среднее образование совместно с получением профессии в колледжах. Тренд поддерживаем: это хорошая возможность получить рабочую профессию либо квалификацию специалиста среднего звена, а в последующем при необходимости продолжить обучение заочно в университете.
Подчеркну: в ближайшее время колледжи обретут новое звучание и потенциал, тесно сотрудничая с предприятиями реального сектора экономики. Уже в этом году более 50 учебных мастерских будет создано на базе промышленных предприятий.
– Удалось ли переформатировать структуру подготовки кадров под потребности реального сектора экономики?
– На уровне высшего образования фактически каждый четвертый студент – будущий инженер. Напомню, этот год станет годом первого выпуска учащихся классов инженерной направленности. Они смогут воспользоваться льготами и при соблюдении определенных условий поступить без экзаменов. Дополню: в структуре подготовки на уровне профтехобразования инженерное, строительное и промышленное направления составляют 75 процентов. На уровне среднего специального образования мы превысили 33 процента конкретно по инженерно‑техническому профилю.
В электронном формате
– С этого года начнет работать электронная очередь для подачи документов в приемные комиссии вузов. Какие еще цифровые нововведения планируются в ближайшем будущем?
– Стать на очередь и получить направление в детский сад можно будет с помощью онлайн‑сервиса – данные электронные услуги появятся уже до конца года. Стремимся создать максимально комфортные условия для родителей, чтобы им не пришлось даже обращаться в службу «Одно окно»
Уже с 1 апреля запускаем опытную апробацию республиканской информационно-образовательной среды «ЯДРО». Благодаря этой платформе со следующего года в пилотном режиме начнет работу сервис «Государственный электронный дневник». При этом хочу подчеркнуть, что от бумажных дневников не планируем отказываться.
– В этом учебном году выпускники 14 экспериментальных классов школ смогут сдавать ЦТ и ЦЭ по «Истории Беларуси в контексте всемирной истории», а со следующего года – все выпускники. У детей не будет сложностей с новым предметом?
– В 2025 году учащиеся 11-х классов, участвующие в апробации экспериментального проекта, могут выбирать, какой предмет сдавать: «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Историю Беларуси» или «Всемирную историю». Думаю, сложностей не возникнет. РИКЗ организовал РТ в том числе по новому предмету. При проведении репетиции ЦЭ выпускники также имели возможность попробовать свои силы, кстати, писали два человека. Для педагогов организуем семинары, в которых принимают участие авторы учебников. Также на Национальном образовательном портале в помощь учителю для работы в 10-м классе размещены методические рекомендации, примерное календарно-тематическое планирование изучения дисциплины. Аналогичные материалы для 11-го класса с учетом апробации подготовим к следующему учебному году.
Изменятся в лице
– После проведения репетиции централизованного экзамена анонсировали запрет видео- и фотосъемки на ЦЭ и ЦТ. Будет ли он действовать во дворах пунктов тестирования?
– В предыдущие годы, к сожалению, находились молодые люди, которые пытались проносить и использовать мобильные телефоны в коридорах и даже санузлах пунктов проведения ЦЭ и ЦТ, т. е. вне аудиторий. Поэтому ввели такой запрет. Но он будет действовать только в помещениях пунктов проведения ЦЭ и ЦТ. Использовать видео‑ и фотоаппаратуру во дворах пунктов тестирования не запрещено.
– Действительно ли территории, прилегающие к школам, изменятся в Год благоустройства внешне?
– Планируем, что к 1 сентября у них будет новое лицо, причем это касается не только детских садов, школ, но и колледжей, университетов. В ближайшее время объявим республиканский конкурс‑смотр, чтобы ознакомиться с лучшими решениями с точки зрения благоустройства прилегающей территории, оформления малых архитектурных форм, цветочных композиций.
Таисия Азанович, « Рэспубліка», 21 марта 2025 г.