Cенаторы одобрили законопроект о профилактике безнадзорности
Сенаторы на заседании восьмой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва одобрили законопроект об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Как отметил председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Сергей Рачков, в документе закрепляется принцип учета наилучших интересов ребенка при принятии государственными органами и иными организациями решений в отношении несовершеннолетних.
«Статья 5 закона дополняется положением, предусматривающим индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, в отношении которых применены предупреждения или меры воспитательного воздействия. Вносятся изменения в статью 13, касающиеся определения перечня административных правонарушений, при совершении которых с несовершеннолетними проводится индивидуальная профилактическая работа учреждениями образования», – добавил сенатор.
По сообщению БЕЛТА
Мера для оперативной организации водоснабжения на селе в случае его прекращения предложена в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О питьевом водоснабжении и водоотведении (канализации)», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
«Немаловажное новшество – обеспечение бесперебойного водоснабжения. Для оперативного решения вопросов водоснабжения, особенно сельских населенных пунктов, в случаях прекращения или ограничения подачи питьевой воды законопроектом закреплено право на установление возможности бурения водоканалами или организациями ЖКХ временных скважин (в более короткие сроки. В настоящее время шесть месяцев – будет два месяца. – Прим. БЕЛТА), чтобы не прекращать подачу питьевой воды, если что-то случилось», – сказал Министр жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Трубило, представляя законопроект депутатам.
По словам Министра, принятие данной нормы позволит, в первую очередь, сократить срок разработки документации, проведения работ по бурению, а также оперативно организовать водоснабжение в населенном пункте в случае его прекращения.
Предусматривается создание государственного реестра, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащий достоверные подробные сведения о всех системах водоснабжения и водоотведения (канализации) в населенных пунктах страны.
О некоторых новациях рассказал в комментарии журналистам заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике, торговле и строительству Сергей Казачок. Он подчеркнул, что вопросам питьевого водоснабжения всегда уделяется особое внимание. Действует Закон «О питьевом водоснабжении». Вместе с тем такая смежная сфера, как водоотведение, не урегулирована законодательством. Новый законопроект предполагает регулирование как питьевого водоснабжения, так и водоотведения (канализации).
«В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» вопросы организации питьевого водоснабжения, водоотведения относятся к компетенции местных органов власти. Они решают вопросы поставки воды, водоотведения, а также занимаются вопросами чрезвычайной ситуации в случае отключения воды и другими, – обратил внимание депутат. – Предполагается, что, помимо этого, местным органам власти необходимо определять организации, которые будут в конкретном регионе заниматься поставкой питьевой воды, а также вопросами водоотведения».
Депутат обратил внимание на то, что сегодня в стране, помимо организаций Министерства жилищно-коммунального хозяйства, соответствующими вопросами занимаются также организации в сфере сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта. Их также коснутся новации.
В целом принятый сегодня в первом чтении комплексный законопроект регулирует все наиболее важные направления в сфере водоснабжения и водоотведения – от оказания самих услуг водоснабжения, водоотведения (канализации), услуг по транспортировке сточных вод ассенизационным транспортом, охраны и использования источников питьевого водоснабжения, обеспечения питьевой водой при чрезвычайных ситуациях, приема сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации) до безопасности питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения.
Как пояснили в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, с принятием нового закона действующий Закон «О питьевом водоснабжении» (в редакции 2019 года) будет признан утратившим силу.
За период реализации действующего закона в республике построено порядка 2 тыс. объектов ВКХ, проложено 590 км новых сетей водоснабжения и водоотведения (канализации), заменено 3,9 тыс. км сетей водоснабжения, водоотведения (канализации) со сверхнормативными сроками эксплуатации, реконструировано 49 очистных сооружений. Это позволило повысить обеспеченность населения централизованным водоснабжением до 93,9 %, централизованным водоотведением – до 81 %. Обеспеченность населения водоснабжением питьевого качества увеличена с 90,5 % до 99,7 %.
Ежедневно потребителям республики подается более миллиона кубических метров воды.
Организациями ЖКХ эксплуатируется около 10 тыс. водозаборных скважин, 41,8 тыс. км сетей водоснабжения, 323 очистные сооружения, более 20 тыс. сетей канализации. За их эффективной работой следят 15 тыс. работников, благодаря которым население может беспрерывно получать питьевую воду и отводить сточные воды.
Принятые более семи лет назад на уровне Главы государства решения о финансировании строительства станций обезжелезивания воды за счет средств республиканского и местных бюджетов в рамках госинвестпрограмм принесли ощутимые результаты, отметили в министерстве.
На 2026–2030 годы запланирована реконструкция 43 групповых водозаборов, требующих полной модернизации, 36 очистных сооружений, замена изношенных сетей водоснабжения и водоотведения, бурение и перебуривание порядка 300 скважин, строительство более 200 км новых сетей водоснабжения и водоотведения.
По информации БЕЛТА
Уменьшить аппетиты лизинговых организаций и ввести вторичный лизинг предлагается в Беларуси. Это предусмотрено проектом Закона «О лизинговой деятельности», который принят 5 ноября депутатами в первом чтении, передает корреспондент БЕЛТА.
Основные новации, предусмотренные законопроектом, обозначил перед депутатами заместитель Председателя Правления Национального банка Беларуси Денис Скобялко.
По его словам, урегулированы назревшие вопросы, связанные с лизинговой деятельностью с учетом практики применения норм Указа № 99. Существенным нововведением является появление в правовом поле такого инструмента, как вторичный лизинг. По сути, отношения между субъектами права при вторичном лизинге предполагают реализацию возможностей повторной передачи в лизинг имущества, ранее приобретенного лизингодателем для целей передачи в лизинг и возвращенного ему лизингополучателем.
Как пояснил Денис Скобялко, ранее у лизингодателя не было возможности, если лизингополучатель по каким-то причинам возвращал предмет лизинга (не обращал его в собственности и т.д.), повторно передать соответствующий предмет лизинга в лизинг. Согласно проекту закона такая возможность для лизинговых организаций предоставляется.
«Положения проекта закона о вторичном лизинге соответствуют лучшим международным практикам, в частности, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Основываясь на этих практиках, мы предусмотрели в проекте закона, что при вторичном лизинге лизингодатель самостоятельно несет риски, связанные с выбором предмета лизинга. А также установлено, что он должен проинформировать продавца, поставщика соответствующего товара», – отметил зампредседателя Правления.
Отдельный блок законопроекта регламентирует особенности предоставления гражданам в лизинг жилых помещений. В документе сохранены положения Указа № 99, эффективность которых подтверждена практикой. При этом, учитывая, что граждане находятся в зоне особого внимания при формировании правового поля, в документе предусматривается ряд новаций в регулировании лизинга жилых помещений. В частности, по предложению экспертного совета при Совете Республики в проект закона включена норма, позволяющая считать земельный участок, на котором непосредственно расположен жилой дом или квартира в блокированном жилом доме, частью совокупности вещей, являющихся предметом лизинга.
«Если в лизинг передается дом, квартира, то земельный участок является совокупной вещью и также передается в лизинг лизингополучателю», – пояснил Денис Скобялко.
Оптимизирован порядок расчета по договору лизинга жилого помещения в случае его расторжения или возврата предмета лизинга лизингодателю. После того как гражданин уплатил более 50 % стоимости предмета лизинга, у него есть право вернуть уплаченную им стоимость предмета лизинга. На этом этапе механизм возврата этих средств предполагает оценку стоимости самого жилья. Ранее такая оценка осуществлялась исключительно путем внутренней оценки рыночной стоимости объекта. Но сейчас предусматривается механизм, который направлен на дополнительную защиту прав граждан, и он предполагает, что соответствующее жилье может быть продано путем торгов. И на торгах будет, возможно, определена более высокая стоимость соответствующего предмета лизинга, которая позволит гражданину получить больший объем средств в качестве возврата.
Помимо этого расширяются меры реагирования на нарушения законодательства о лизинговой деятельности. Вводится такая мера, как требование об устранении руководителей, иных должностных лиц в определенных случаях нарушения законодательства о лизинговой деятельности.
Проект закона имеет четкую социальную направленность и будет способствовать усилению защиты прав потребителей финансовых услуг, подчеркнул Денис Скобялко. Одна из важнейших новелл – право гражданина на изменение сроков исполнения обязательств по договору лизинга в случае невозможности их исполнения при нахождении в трудной жизненной ситуации. При этом, как поясняется, под трудной жизненной ситуацией понимается, например, нетрудоспособность более 40 дней, инвалидность, смерть супруга (супруги), появление дополнительных иждивенцев и др. В таких случаях гражданин сможет обратиться к лизингодателю за отсрочкой, изменением других условий договора, позволяющих ему получить своего рода финансовые каникулы.
Для дополнительного обеспечения прав и интересов граждан предусмотрено ограничение максимального размера превышения общей суммы уплачиваемых физлицом лизинговых платежей выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга.
Как пояснил член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Алексей Райко, фактически предлагается ограничить аппетиты лизинговых организаций. Сумма лизинговых платежей будет ограничена суммой предмета лизинга по договорам сроком до одного года и двукратной суммой предмета лизинга по договорам свыше одного года. Ограничен предельный размер неустойки, штрафов, пеней по договору лизинга – не более половины стоимости предмета лизинга.
По информации БЕЛТА
Недавние масштабные изменения в ПДД хорошо восприняты обществом и положительно влияют на дорожную безопасность. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.

Во время доклада Президент уточнил, как в обществе восприняли недавние изменения законодательства в сфере обеспечения дорожной безопасности, в том числе новые требования по обязательному спешиванию на пешеходных переходах, регистрации средств персональной мобильности, способных развивать скорость более 25 км/ч.
«На сегодняшний день какого-либо возмущения среди населения нет, – констатировал Иван Кубраков. – Наоборот, мы видим положительную тенденцию, снижается количество ДТП с участием средств персональной мобильности. Хотя, как только эти новшества были введены, мы видели, что в СМИ было много возмущений. Мнения разделились 50 на 50. Велосипедисты говорили, что это не совсем правильно. Но мы поработали и с теми, и с другими, провели разъяснительные беседы».
Что касается второго новшества, сейчас во всех регионах страны зарегистрировано более 300 средств персональной мобильности, способных развивать скорость более 25 км/ч. «Президент задал вопрос: не создаем ли мы какие-то неудобства, особенно сельским жителям. Это мы держим на особом контроле. На сегодняшний день проблем никаких нет. Мы подходим лояльно. Где-то проводим профилактические беседы. Люди с пониманием относятся. Там, где нужна регистрация, такие средства в обязательном порядке регистрируются», – проинформировал Министр.
Благодаря комплексу принимаемых мер число ДТП снижается (в этом году их почти на 10 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года), однако в этом году выросло число погибших. Поэтому работа по контролю за оперативной дорожной обстановкой будет усилена. Акцент – на выявление и пресечение грубых нарушений ПДД. Наиболее частые из них – превышение скоростного режима, выезд на встречную полосу, нарушение правил движения по полосам.
«К тем, кто нарушает ПДД, мы подходим очень принципиально. Принимаются решения вплоть до лишения права управления транспортным средством», – подчеркнул Министр. По данным МВД, права управления лишаются каждый второй водитель, нарушивший правила обгона или выезда на полосу встречного движения, девять из десяти – повторно превысивших скорость движения на 20 и более километров.
Для контроля за дорожной обстановкой активно используются системы видеонаблюдения, в том числе подключенные к республиканской системе мониторинга общественной безопасности. «Мы уже апробировали систему выявления правонарушений в автоматическом режиме не только нарушений скоростного режима, но и проезда на красный сигнал светофора, движения по полосам. Уже сегодня на стадии доработки программное обеспечение для выявления пристегнут или нет ремнем безопасности водитель и пассажир», – проинформировал Иван Кубраков.
По информации БЕЛТА
В Беларуси в этом году сохраняется тенденция снижения уровня преступности. Об этом заявил журналистам Министр внутренних дел Иван Кубраков по итогам доклада Президенту Беларуси Александру Лукашенко, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Главе государства было, в частности, доложено об оперативной обстановке в стране и выполнении ранее данных поручений по этой части работы органами внутренних дел. «Оперативная обстановка в республике спокойная и находится под контролем органов внутренних дел», – констатировал Министр. Он обратил внимание, что Президентом ставилась задача осуществлять профилактику различного рода правонарушений, чтобы не допускать совершения преступлений в отношении граждан. «И сегодня поставленная задача выполняется – работа на профилактику дает свой результат. Мы фиксируем снижение преступности как по линии уголовного розыска, так и общей преступности», – подчеркнул Иван Кубраков.
По данным МВД, в этом году на четверть снизилось число преступлений по линии уголовного розыска, в том числе особо тяжких и тяжких. Их уровень самый низкий за последние 10 лет и уменьшился более чем в два раза (с 38,4 тыс. за 9 месяцев 2016 года до 15,1 тыс. за аналогичный период 2025-го). Снизилось количество убийств (на 23 % по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года), умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, краж, грабежей, хулиганств.
В прошлом году Иван Кубраков докладывал Главе государства, что уровень преступности достиг своего минимума за 10 лет. «Сегодня эта тенденция продолжается», – обратил внимание он.
Раскрываемость преступлений по линии уголовного розыска выросла на 5 %. При этом достигнута 100 % раскрываемость убийств, умышленных причинений тяжкого телесного повреждения, изнасилований, грабежей и разбоев.
Особое внимание уделяется раскрытию преступлений прошлых лет, и об этом также шла речь во время доклада Главе государства. За последние два года установлены лица, совершившие 87 таких особо тяжких и тяжких преступлений, из которых 37 убийств. Большой резонанс вызвало недавнее задержание подозреваемого в серии убийств и изнасилований несовершеннолетних, которые были совершены в 1996–1999 годах на территории Могилевской, Витебской и Минской областей. Подтверждена его причастность к 8 убийствам и 2 покушениям на убийство и изнасилование.
Раскрытию этих преступлений содействовало решение, принятое в 2023 году, о том, чтобы МВД совместно с представителями Госкомитета судебных экспертиз, Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой дополнительно расследовали преступления с признаками серийности прошлых лет (в том числе провели экспертизы, исследования, которые стали возможными благодаря накопленному опыту, знаниям, техническому прогрессу). Таким образом, по словам Ивана Кубракова, удалось установить подозреваемых по 37 убийствам, которые были совершены в период 1990-х и 2000-х. «Данная работа продолжается, и мы сделаем все для того, чтобы обеспечить неотвратимость наказания», – резюмировал он.
По информации БЕЛТА
План сотрудничества между Государственным секретариатом Совета Безопасности Беларуси и аппаратом Совета безопасности России на 2026–2027 годы подписан 5 ноября в Москве на встрече Госсекретаря Совбеза Беларуси Александра Вольфовича и секретаря Совбеза РФ Сергея Шойгу. Она состоялась на полях ежегодного совещания секретарей советов безопасности стран СНГ, сообщает корреспондент БЕЛТА.
«Такой формат востребован, нужен, наши партнеры по СНГ проявляют большой интерес к обсуждению актуальных, трансформированных вызовов и угроз», – отметил, комментируя встречу коллег из СНГ, Александр Вольфович.
«Мы постоянно находимся в контакте. Вопросы, которые обсуждают наши руководители, требуют нашего постоянного внимания», – сказал Сергей Шойгу о двустороннем белорусско-российском взаимодействии.
По информации Государственного секретариата Совета Безопасности Беларуси, на совещании секретарей совбезов стран СНГ состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международной и региональной безопасности. Обсуждались вызовы и угрозы на пространстве СНГ и возможные совместные меры реагирования, развитие гуманитарного и образовательного сотрудничества государств – участников Содружества.
Белорусской стороной были отмечены негативные тенденции развития военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, в том числе касающиеся обострения ситуации на западных границах. Подчеркнуты инициативы Беларуси по снижению международной напряженности и обеспечению стратегической стабильности.
Александр Вольфович акцентировал внимание на инициативах Президента Республики Беларусь, выдвинутых в ходе III Минской международной конференции по евразийской безопасности, в частности о запрете санкций в отношении продовольствия и медикаментов, защите международной критической инфраструктуры, дальнейшем продвижении Евразийской хартии многообразия и многополярности в XXI веке.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
