31.03.2022
Эксперты – о принимаемых мерах по поддержке экономики и противодействию санкционному давлению
Министерство экономики совместно с другими государственными органами сформировало и представило в Правительстве комплексный план поддержки экономики. В данном плане определены направления работы, по которым необходимо в ближайшее время принять решения. Эксперты отмечают: в условиях развернутой против Беларуси экономической войны необходимо действовать максимально эффективно, оперативно принимать все решения по ключевым вопросам.
Стимулы для развития
Вводимые коллективным Западом запреты и ограничения, к сожалению, имеют тенденцию к усилению. Уже почти месяц Беларусь вынуждена работать в условиях новой реальности, постепенной экономической блокады коллективным Западом нашей страны и нашего основного союзника и внешнеторгового партнера – России. В этой связи аналитики и экономисты рекомендуют максимально оперативно адаптироваться к работе в новых условиях, смягчить удар по экономике и минимизировать ущерб. На это обратил внимание на прошлой неделе и Премьер-министр Роман Головченко во время заседания Президиума Совета Министров.
К слову, Правительство перешло в мобилизационный режим работы. Ежедневно работает оперативно-ситуационный штаб, где рассматриваются возникающие вопросы, вырабатываются решения, которые затем реализуются в форме нормативных правовых актов и поручений, формируются и комплексные системные меры. Для оперативности их разбивают на пакеты. Первая мера – Указ № 93 о поддержке экономики. Министерство финансов разворачивает план его реализации. На подходе очередной пакет мер системного и отраслевого характера: совершенствование социально-экономической политики на современном этапе. Министр экономики Александр Червяков уверен – устойчивость белорусской экономики зависит от эффективной диверсификации экспорта:
– Наша задача состоит в том, чтобы определить варианты, как диверсифицировать наш экспорт, найти новые рынки, куда мы сможем его переориентировать. Особенно это касается поставок в недружественные страны. Мы понимаем, что объем достаточно серьезный. И от того, как оперативно предприятия определятся с этими направлениями и насколько эффективно смогут адаптироваться, зависит устойчивость нашей экономики.
Эксперты отмечают, что наша страна подвергается санкционному давлению уже второй год. При этом активная поддержка государства и гибкие экспортные стратегии предприятий позволили нивелировать эти ограничения. В подобных условиях экономика продолжала функционировать и в первые два месяца текущего года. Их итоги в целом показывают, что Беларусь была готова выдержать ранее принятые против нас санкции. ВВП – в положительной зоне. Предприятия загружены. Экспорт прирос за январь более чем на 30 процентов. Положительное сальдо – плюс 700 миллионов долларов. Если говорить о финансовых результатах, то чистая прибыль возросла в 3 раза, а рентабельность превысила 9 процентов. Ситуация в экономике позволила сохранить положительную динамику доходов населения и зарплат, рост которых опережает инфляцию. Государство в полном объеме выполняет социальные обязательства.
Министр экономики Александр Червяков обращает внимание – принятый в этом году беспрецедентный пакет санкций и ситуация в Украине вынуждают более оперативно принимать комплексные решения:
– Сегодня Правительство активно работает над мерами по адаптации экономики к этим вызовам. Часть из них уже реализована в указах Главы государства и постановлениях Совета Министров. Основные меры коснутся переориентации экспорта, выстраивания для этого логистических цепочек и схем, замещения импорта по критическим позициям для производства, налаживания систем международных расчетов между контрагентами. По нашему мнению, в текущих условиях решение этих задач обеспечит устойчивость нашей экономики.
Задания на завтра
Экономисты уверены: только комплексный подход государства позволяет минимизировать негативные последствия санкционного давления на Беларусь и выполнять все социальные гарантии. При этом эффективно выстраивать внешнюю торговлю. Согласно оперативным данным Белстата, в этом году предприятия реального сектора дисциплинированно выполняли свои обязательства по действующим контрактам, параллельно адаптируя маркетинговые и логистические стратегии так, чтобы минимизировать санкционное давление. Данный подход позволил только в январе в 4,8 раза нарастить чистую прибыль. А положительное сальдо товаров и услуг (700 миллионов долларов) показало лучший результат за последнее десятилетие. Эта выручка может быть использована на техническое перевооружение и реализацию инвестиционных проектов в производстве.
С учетом непрекращающегося внешнего давления и разрыва кооперационных цепочек с недружественными странами основная задача для реального сектора – импортозамещение и развитие производственной кооперации с предприятиями Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Дополнительный импульс этой работе в том числе придаст вступившее в силу снятие всех ограничений на пересечение белорусско-российской границы. Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Татьяна Рунец убеждена, что только комплексный подход позволит эффективно противостоять санкциям и нелегитимному давлению на нашу страну:
– Комплексный план по поддержке экономики, рассмотренный на заседании Президиума Совета Министров, – очень своевременный и нужный документ. Его стержневой основой станут конкретные практические меры по противодействию санкционному внешнему давлению в отношении нашей республики, а также минимизации его последствий. На мой взгляд, в рамках реализации названного плана мы должны сконцентрировать усилия и ресурсы на следующих ключевых направлениях: диверсификация экспортных товарных потоков; поддержка занятости, уровня доходов, а значит, и платежеспособного спроса; снижение избыточного административного и контрольного давления, отдельных институциональных ограничений; стимулирование инвестиций в импортозамещающие проекты.
Также, по мнению Татьяны Рунец, в повестке должны быть вопросы развития конкуренции, формирования комфортной деловой среды, а где-то и смягчения штрафных мер:
– Не секрет, что сегодня работа бизнеса, особенно на внешнем контуре, порой становится непростым квестом, для прохождения которого в условиях высокой неопределенности надо проявлять гибкость, оперативно искать поставщиков и потребителей, развивать технологии, внедрять инновации. Базовая задача государства – создать для этого необходимые правовые рамки. Отдельный трек – укрепление сотрудничества с нашими российскими коллегами. Мне представляется, что до конца не реализован потенциал межрегионального взаимодействия Беларуси и России: это и совместные проекты в рамках кооперации, и развитие взаимной торговли для заполнения рыночных ниш в условиях санкций. Местные органы власти сегодня наделяются дополнительными полномочиями. Причем этот тренд характерен и для Беларуси, и для России. Надо его использовать, чтобы оперативно решать региональные вопросы, минуя согласования с центром.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 31 марта 2022 г.
В Москве состоялось заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ
20 мая в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам, в ходе которого рассмотрен ряд аспектов экономического сотрудничества государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрен проект Декларации о сотрудничестве в сфере обеспечения региональной энергетической безопасности. Усилия государств – участников СНГ в рамках проекта Декларации будут направлены на оказание всесторонней поддержки в целях предотвращения угроз энергетической безопасности, продвижения совместного видения региональной энергетической безопасности по актуальным вопросам международной энергетической повестки, объединения усилий при реализации комплексного подхода по использованию преимуществ традиционных и возобновляемых источников энергии, низкоэмиссионных технологий с учетом условий и особенностей каждого государства, содействие реализации совместных проектов в сфере энергетики, поддержание усилий по развитию промышленной и научной кооперации, расширение сотрудничества в области подготовки специалистов энергетических отраслей.
Рассмотрен проект Соглашения о сотрудничестве государств – участников СНГ по предупреждению развития саранчовых вредителей. Основным разработчиком проекта Соглашения является ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр». Документ подготовлен с учетом предложений профильных министерств и ведомств государств – участников СНГ, международной практики и многолетнего опыта по борьбе с саранчовыми вредителями и направлен на сотрудничество государств – участников СНГ в целях минимизации отрицательного воздействия саранчи на продовольственную безопасность.
Подписание и реализация Соглашения позволит снизить ущерб от саранчовых, обеспечить благоприятную фитосанитарную обстановку и создать условия для устойчивого развития сельского хозяйства государств – участников СНГ.
Членами Комиссии также рассмотрен проект Плана мероприятий по реализации второго этапа (2026–2030 годы) Рамочной программы сотрудничества государств – участников СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях на период до 2030 года. Документ предусматривает углубление взаимодействия, в том числе в части развития и совершенствования ядерных инфраструктур; формирования общественной приемлемости и позитивного общественного восприятия атомной отрасли; обмена данными мониторинга радиационной обстановки; проведения прикладных исследований на многоцелевом исследовательском реакторе на быстрых нейтронах; расширения использования радионуклидов в сельском хозяйстве и других отраслях промышленности.
В рамках заседания представлена информация об итогах реализации Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2025 года. В Информации отмечено, что Комплекс совместных действий способствовал расширению сотрудничества ветеринарных служб государств - участников СНГ, прежде всего в части осуществления совместных действий по профилактике и ликвидации гриппа птиц и ньюкаслской болезни; минимизации экономического ущерба при возникновении вспышек этих инфекций; поддержанию эпизоотического благополучия государств – участников СНГ.
Кроме того, был рассмотрен проект Комплекса совместных действий государств – участников СНГ по профилактике и борьбе с гриппом птиц и ньюкаслской болезнью на период до 2030 года. В Комплексе совместных действий изложены анализ эпизоотической ситуации по гриппу птиц и ньюкаслской болезни в государствах – участниках СНГ и других государствах мира, основные направления по реализации Комплекса совместных действий в рамках контроля над гриппом птиц и ньюкаслской болезнью, перечень мероприятий по профилактике и борьбе с этими особо опасными заболеваниями птиц, целевые показатели выполнения программы.
Члены Комиссии одобрили проект Положения о центрах субконтрактации в рамках Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2030 года. Проект Положения определяет цели, задачи, функции центров субконтрактации в рамках Программы, требования к ним, а также порядок придания статуса центра субконтрактации и их финансирования.
Принятие Положения позволит создать в рамках СНГ условия для интеграции малых и средних промышленных предприятий государств – участников Программы в глобальную экономическую систему, будет способствовать реализации совместных перспективных инновационных проектов, развивать аутсорсинг сервисного обслуживания выпускаемой промышленной продукции.
Члены Комиссии были проинформированы о деятельности Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в 2021–2024 годах. Анализ деятельности Совета в указанный период показывает, что поставленные перед ним задачи успешно выполняются. МГСИС вносит значительный вклад в укрепление взаимодействия государств – участников СНГ в сфере интеллектуальной собственности. Так, за отчетный период подготовлены и приняты высшими органами СНГ ряд важных документов, касающихся сотрудничества государств – участников СНГ по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, охраны и защиты прав на объекты авторского права и смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, противодействия правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности.
Рассмотрен отчет о деятельности Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ. Советом систематизируется лучшая практика поддержки МСП на пространстве СНГ, намечаются возможные «точки соприкосновения» в государственной политике в данной сфере, вырабатываются и реализуются предложения по продвижению сотрудничества в указанной области. Особое внимание уделяется вопросам нормативно-правового регулирования деятельности субъектов МСП, а также мероприятиям, нацеленным на развитие сотрудничества между субъектами МСП государств – участников СНГ, организацию бизнес-миссий, выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий.
В Отчете отмечены положительные результаты такой деятельности. В государствах – участниках СНГ последовательно реализуются меры по упрощению разрешительных процедур, сокращается перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, упрощаются процедуры регистрации бизнеса. Практически во всех государствах – участниках СНГ созданы службы «единого окна» для предпринимателей, вводятся льготные налоговые режимы для различных категорий малых и средних предприятий.
Членам Комиссии также был предложен для рассмотрения отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере электроэнергетики - Национального исследовательского университета «МЭИ». Анализ представленной информации свидетельствует о том, что деятельность базовой организации способствует укреплению кооперационных связей и интеграционных процессов в сферах подготовки квалифицированных кадров, использования возобновляемых источников энергии, внедрения и применения высокотехнологичного энергетического оборудования и технологических разработок для энергетической отрасли государств – участников СНГ.
В рамках заседания рассмотрен отчет о деятельности базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в области аграрного образования - федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А.Тимирязева». Университет является одним из признанных лидеров среди вузов в сфере агропромышленного комплекса, сложившаяся эффективная практика сотрудничества в образовательной аграрной сфере на пространстве СНГ способствует системной подготовке квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, способных вести профессиональную деятельность по производству, переработке и реализации агропродовольственных товаров, а также по развитию сельских территорий.
Кроме того, рассмотрен отчет о деятельности базовой организации государств – участников СНГ в области сейсмостойкого строительства - акционерного общества «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры» (АО «КазНИИСА»). Деятельность базовой организации нацелена на содействие развитию сотрудничества между государствами – участниками СНГ в части создания необходимых условий и эффективных механизмов для обеспечения высокого уровня безопасности при строительстве на сейсмоопасных территориях и проведения анализа устойчивости конструктивных решений при различных геологических условиях.
Членами Комиссии представлен доклад о предупреждении нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ. В Докладе представлена информация о мерах, направленных на адвокатирование конкуренции, антимонопольном комплаенсе, а также инструментах мягкого регулирования. Анализ информации показал, что в государствах – участниках СНГ, как на законодательном уровне, так и в правоприменении уделяется большое внимание профилактике нарушений антимонопольного законодательства.
Доклад содержит практические рекомендации по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства государств – участников СНГ.
Рассмотрены финансовые вопросы.
Очередное заседание Комиссии состоится 25 июня 2025 г.
По сообщению
официального портала Исполнительного комитета СНГ
Юрий Чеботарь: мы открыты к прогрессивным предложениям научного сообщества в программу новой пятилетки
Об этом сообщил 15 мая 2025 г. Министр экономики Юрий Чеботарь в приветственном слове к участникам пленарного заседания Международной научно-практической конференции «Экономика Беларуси: рост, инновации, безопасность», проходившей на площадке Белорусского государственного экономического университета.
Как напомнил в своем выступлении Юрий Чеботарь, завершена работа над Национальной стратегией устойчивого развития до 2040 года, и в настоящее время идет разработка Программы социально-экономического развития на ближайшие 5 лет.
«Ключевая цель нового пятилетия – повышение качества жизни наших граждан.
Центральное звено – качественный и устойчивый рост экономики. Мы понимаем, что только традиционными отраслями этого не достигнуть. Поэтому важно двигаться по пути цифровизации и технологической самостоятельности. Здесь возрастет роль науки, которая должна иметь во многом прикладной характер.
Развитие человеческого потенциала, новые социальные стандарты жизни, инфраструктура и другие направления вошли в концепцию будущей программы. Все они соответствуют положениям НСУР и запросам общества», – акцентировал руководитель Министерства.
Юрий Чеботарь отметил, что Концепция Программы уже обсуждена с представителями научного сообщества, экспертами, бизнес-союзами и делегатами ВНС, а теперь предстоит наполнить ее конкретными мерами.
«Надеюсь, что в ходе сегодняшней конференции будут выработаны прогрессивные идеи, способные войти в пятилетнюю программу. Министерство экономики активно поддерживает участие науки в этом процессе», – резюмировал Министр.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
В Беларуси заметно снизилось число организаций, нуждающихся в финансовом оздоровлении
В Беларуси наблюдается устойчивый тренд по снижению количества организаций, нуждающихся в финансовом оздоровлении. Об этом заявил директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси Юрий Тараканов, комментируя результаты проведенного поквартального анализа степени риска наступления банкротства госорганизаций, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Министерства.
По мнению Юрия Тараканова, зафиксированная динамика свидетельствует о действенности применения механизмов урегулирования неплатежеспособности.
«По итогам 2024 года доля организаций, требующих применения мер по предупреждению несостоятельности, снизилась по сравнению с началом действия нового Закона «Об урегулировании неплатежеспособности» (с 1 октября 2023-го) на 3,6 %», – проинформировал Юрий Тараканов.
Показатель существенно улучшился в Могилевской (на 9 %, в том числе по коммунальным организациям – на 9,7 %) и Витебской (на 5 %, в том числе по коммунальным организациям – на 5,2 %) областях. Максимальное снижение по республиканским организациям наблюдается в Брестской (на 3 %) и Витебской (на 2,6 %) областях.
«Своевременное применение мер оздоровления позволило сократить количество организаций, требующих оздоровления, в сельском хозяйстве (на 15,4 %), промышленности (на 14,3 %), строительстве (на 13,2 %)», – резюмировал директор департамента.
По информации
БЕЛТА
Как реализуется механизм поддержки инвесторов «Региональная инициатива», рассказали в Минэкономики
Первый заместитель Министра экономики Беларуси Андрей Картун рассказал в программе «Актуальное интервью» на
«Первом информационном», как реализуется новый механизм поддержки «Региональная инициатива», сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Говоря о структуре инвестиций в основной капитал в I квартале, первый замминистра отметил, что предприятия стали больше тратить средств на приобретение техники, оборудования, станков. Реализуются крупные инвестиционные проекты. В пример Андрей Картун привел поэтапное строительство Нежинского горно-обогатительного комбината, запуск автобусного производства на МАЗ, модернизацию Слонимского картонно-бумажного завода «Альбертин» и др.
Андрей Картун напомнил, что в текущем году продолжается программа «Один район – один проект», которая включает свыше 200 инициатив. Параллельно в январе запущен новый механизм поддержки – «Региональная инициатива». Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей выступает в качестве интегратора для сбора и обработки заявок инвесторов.
Первый замминистра отметил, что пересмотрены критерии оказания поддержки. На нее теперь могут рассчитывать не только проекты производственной направленности. «Мы ставку сделали как раз на услуги, прежде всего на туризм, – сказал Андрей Картун. – У нас в портфеле уже 30 проектов, которые прошли отбор».
Как ранее сообщалось, перечень «Региональная инициатива» формируется на основании заявок организаций, подаваемых на онлайн-площадке Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей.
Среди критериев для включения в перечень инвестиционных проектов выделяются следующие: организация-заявитель является субъектом малого или среднего предпринимательства (внесена в соответствующий реестр) на дату подачи заявки, проект реализуется на территории регионов (за исключением областных центров и Минска, а также прилегающих к ним территорий). Такие проекты должны обеспечивать создание новых производств (цехов) или модернизацию (техническое перевооружение, расширение) существующих либо создание коммерческих объектов транспортно-логистической инфраструктуры, туризма и отдыха, медицинского обслуживания. Еще один критерий – создание не менее пяти новых рабочих мест или трудоустройство дополнительно не менее пяти человек на существующие рабочие места для новых производств (цехов). Также проекты должны быть значимыми для социально-экономического развития региона (области, района) с учетом отраслевых особенностей.
Срок рассмотрения заявки организации о включении в перечень «Региональная инициатива» – не более 25 дней с момента ее подачи.
По информации
БЕЛТА
Логистика и расчеты в нацвалютах. Какие еще вопросы поднимались на заседании Экономического совета СНГ
Обеспечение транспортной безопасности, расширение транспортных коридоров, а также переход в расчетах на национальные валюты – все это поможет повысить эффективность сотрудничества стран – участниц СНГ. Это отметил Заместитель Премьер-министра Юрий Шулейко, выступая на заседании Экономического совета СНГ, который проходит в Ташкенте, передает корреспондент
БЕЛТА.
По словам Юрия Шулейко, коллективные усилия стран СНГ в транспортно-логистической сфере необходимо сконцентрировать на формировании новых и расширении пропускной способности существующих транспортных коридоров.
«Важным остается вопрос обеспечения транспортной безопасности. Принимаемая сегодня обновленная Концепция гармонизации национальных систем организации воздушного движения государств – участников СНГ направлена на повышение безопасности регулярных и экономической эффективности полетов воздушных судов гражданской авиации и качества обслуживания воздушного движения. Повышение степени солидарности в вопросах противодействия с незаконными мерами санкционного давления со стороны третьих стран остается актуальным для Содружества. Они мешают компаниям и нашим гражданам», – отметил Юрий Шулейко.
Следствием санкционной политики Запада является ограничение и запрет перемещения не только товаров или услуг, но и банковских платежей.
«Выход видится в переходе на расчеты в национальных валютах. В 2024 году доля нацвалют в коммерческих операциях государствами – участниками СНГ уже превысила 85 %. Это значительно усилило экономическую безопасность нашего Содружества», – подчеркнул Юрий Шулейко.
По информации
БЕЛТА