Консультация по трудовому праву для молодежи состоится 30 марта
Консультацию по основам трудового права Беларуси для молодежи, начинающей свой трудовой путь, проведет 30 марта председатель Совета молодых адвокатов Белорусской республиканской коллегии адвокатов Антон Гриневич. Об этом сообщила корреспонденту БЕЛТА официальный представитель Центрального комитета Белорусского республиканского союза молодежи Вероника Пашурина.
«Консультация начнется в 16.00 и пройдет в формате стрима в центральном паблике БРСМ в социальной сети Instagram. В онлайн-приемную Союза молодежи поступили вопросы по трудовому праву, которые во время стрима прокомментирует специалист. Речь пойдет об основах трудовой деятельности: какие документы может потребовать наниматель при приеме на работу, какие есть гарантии для молодых специалистов, что такое совместительство и как его оформить», – рассказала Вероника Пашурина.
Мероприятие организовано по соглашению БРСМ и БРКА для правового воспитания молодежи.
По сообщению БЕЛТА
Принято постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 мая 2025 г. № 41 «Об изменении постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Постановлением внесены изменения в тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих:
- аппаратчик получения технического углерода 4-го разряда (содержится в разделе «Производство технического углерода» выпуска 31 ЕТКС), в части дополнения разделов «Характеристика работ» и «Должен знать» оборудованием, работающим под избыточным давлением, газоиспользующего оборудования, входящего в технологическую установку;
- аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4-го разряда (содержится в выпуске 24 ЕТКС «Общие профессии химических производств») в части дополнения раздела «Характеристика работ» сосудами, работающими под избыточным давлением, раздела «Примеры работ» – производством технического углерода;
- накладчик на печатных машинах 1-го, 2-го разрядов (содержится в разделе «Печатные процессы» выпуска 55 ЕТКС), в части дополнения раздела «Характеристика работ» работами по использованию 3-D принтера и другого печатающего оборудования, раздела «Должен знать» соответствующими знаниями.
Данные изменения внесены в тарифно-квалификационные характеристики в связи с освоением в производстве новых технологий, видов продукции, приобретением современного оборудования, ранее не используемого в деятельности организаций.
Одновременно изложены в новой редакции перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных выпусками 24, 31 и 55 ЕТКС, с указанием их наименований по ранее действовавшим выпускам ЕТКС и перечни наименований профессий рабочих, предусмотренных ранее действовавшими выпусками ЕТКС, с указанием измененных наименований профессий, разделов и номеров выпусков, включенных в 24, 31 и 55 выпуски ЕТКС.
Постановление вступает в силу с 9 июля 2025 г.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
2 июля 2025 г. с 10.00 до 12.00 Министерство юстиции проведет в формате прямой телефонной линии акцию по бесплатному консультированию граждан, приуроченную к главному празднику белорусской государственности – Дню Независимости Республики Беларусь.
В ходе консультирования граждане смогут получить ответы на интересующие их вопросы, не требующие ознакомления с документами, в сфере:
- нотариальной деятельности – тел. 8 (017) 200 89 71;
- регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 200 06 18;
- легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь, – тел. 8 (017) 211 01 93;
- принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 210 40 49.
Также в формате «прямых телефонных линий» участие в акции примут специалисты главных управлений юстиции облисполкомов и Мингорисполкома, адвокаты и нотариусы.
Подробности акции по ссылкам:
Главное управление юстиции Минского городского исполнительного комитета
Главное управление юстиции Брестского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Витебского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Гродненского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Минского областного исполнительного комитета
Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета
Белорусская республиканская коллегия адвокатов
Белорусская нотариальная палата
По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
3 июля (четверг) – День Независимости Республики Беларусь. Эта дата в нашей стране признана официальным выходным.
Рабочий день с 4 июля (пятница) переносится на 12 июля (суббота). Таким образом, непрерывные выходные дни: 3,4,5,6 июля – 4 дня.
Рабочие дни в июле
В соответствии с производственным календарем у белорусов в июле ️при шестидневной рабочей неделе будет 26 рабочих дней, ️при пятидневной – 22 рабочих.
Расчетная норма рабочего времени при 40-часовой рабочей неделе составит:
- для пятидневной рабочей недели с выходными днями в субботу и воскресенье – 175 часов;
- для шестидневной рабочей недели с выходным днем в воскресенье – 173 часа.
Если на период больших выходных выпадает отпуск, командировка или обучение
Если 4 июля (переносимый день) приходится на период:
- отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
- временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля является для него нерабочим (выходным) днем;
- служебной командировки или обучения (повышение квалификации, подготовка, переподготовка) => 12 июля для работника является рабочим днем.
Если работник принят на работу в период с 30 июня по 2 июля => 12 июля для него является рабочим днем.
Если 12 июля (перенесенный выходной) приходится на период:
- отпуска (трудового, социального) работника => 12 июля считается днем отпуска (нерабочим по графику);
- временной нетрудоспособности (больничный) работника => 12 июля считается днем временной нетрудоспособности.
По сообщению официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
О направлениях развития единого рынка труда ЕАЭС рассказала глава представительства Международной организации по миграции (МОМ) в Беларуси Махым Оразмухаммедова на сессии Евразийского экономического форума «Единый рынок труда: вызовы и перспективы», передает корреспондент БЕЛТА.
По словам эксперта, единое пространство труда откроет новые возможности для специалистов и работодателей. «Имея население более чем 180 млн человек и объем ВВП более $2,5 трлн, Евразийский экономический союз имеет огромный потенциал для обеспечения устойчивого экономического развития», – сказала она.
Глава представительства подчеркнула, что за последние годы Евразийский экономический союз добился значительных успехов в реализации стратегии развития, особенно в области трудовой мобильности. «Граждане государств-членов пользуются преимуществами безвизового перемещения, доступа к трудоустройству без необходимости получения разрешения на работу и цифровых платформ, таких как унифицированная система поиска «Работа без границ», которые делают возможности трудоустройства на территории Евразийского союза более доступными», – добавила Махым Оразмухаммедова.
Мобильность рабочей силы играет важную роль в экономическом и социальном развитии как отправляющих стран, так и принимающих, однако на едином рынке труда все равно сохраняются серьезные вызовы. «Неформальная занятость остается распространенным явлением, подвергающим трудовых мигрантов рискам эксплуатации и снижая возможности использования потенциала трудовой миграции для развития взаимного признания навыков и квалификаций. Остается неравномерным признание профессиональных компетенций мигрантов: они сталкиваются с препятствиями при признании своих профессиональных навыков, что ограничивает их способность вносить полноценный вклад в экономику принимающих обществ», – отметила она.
Международная организация по миграции работает с Евразийским экономическим союзом над улучшением управления трудовой миграцией для более эффективного реагирования на потребности работодателей и рынка труда, обеспечивая при этом защиту трудовых мигрантов и усиливая влияние на развитие как стран-происхождения, так и стран-назначения. «Для этого необходимы прочные партнерства, основанные на доверии, общей ответственности и скоординированных действиях», – подчеркнула она.
Глава представительства отметила, что организация поддерживает заинтересованные стороны в разработке более безопасных и эффективных систем трудовой миграции для удовлетворения растущих и меняющихся потребностей правительств, частного сектора и самих мигрантов. «В качестве примера можно привести подход этического найма сотрудников. Существует сеть Международной организации по миграции по содействию этического подбора персонала. Разработаны справочники для государственных органов по вопросам этического рекрутинга и защиты трудовых мигрантов. Эти инструменты помогают правительствам и работодателям создавать справедливые системы найма работников, защищающие их права и сокращающие неформальную занятость», – отметила эксперт.
Среди методов решения вызовов также финансовая инклюзивность, цифровые инструменты и региональное партнерство. «Евразийский союз разработал комплексное стратегическое видение и предпринял конкретные шаги по улучшению мобильности рабочей силы. Задача будущего – обеспечить инклюзивность рамок, основанных на правах человека и практических результатах для мигрантов. Международная организация по миграции готова поддержать Евразийский союз и его государства-члены в реализации этих целей – опираясь на мировой опыт, региональное взаимодействие и общую приверженность безопасной, упорядоченной и регулярной иммиграции», – сказала глава представительства.
По информации БЕЛТА
26 июня отмечается важная для адвокатского сообщества дата. В этот день в 1922 году образовалась белорусская адвокатура. По случаю 103-летия этого важнейшего института правовой системы, обеспечивающего защиту прав и свобод граждан, Председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов Алексей Шваков рассказал в интервью корреспонденту БЕЛТА о кадровой политике, институте наставничества и соблюдении адвокатами профессиональной этики.
– Алексей Иванович, какова сейчас ситуация с кадрами в адвокатуре?
– 103-летие адвокатуры мы встречаем с неплохими результатами. В кадровой ситуации у нас произошли положительные изменения. Итоги 2024 года показали рост количества адвокатов в стране в целом. Особенно радует, что пошла к нам молодежь. Мы видим большой приток молодежи в областных центрах, Минске. Отрадно, что адвокатура пополняется выпускниками, которые во время обучения в вузах демонстрировали хорошую успеваемость.
Кадровый вопрос всегда был на контроле, но в течение последних трех лет мы уделяли ему повышенное внимание. Проведена действительно большая работа по привлечению молодежи. Если сравнивать с ситуацией трехгодичной давности, тогда у нас было достаточно много адвокатов пенсионного возраста, особенно в удаленных юридических консультациях. Конечно, нас это волновало. Ведь должен быть приток новых кадров.
Сейчас этот вопрос разрешается. Количество людей пенсионного возраста уменьшается, а молодых специалистов, наоборот, становится больше. Радует, что молодые люди идут к нам целенаправленно и осознанно.
Большую работу проводим во всех вузах, где готовят юридические кадры. Считаем, что результат есть. Оказание юридической помощи, ее доступность обеспечены на всей территории нашей страны. Во всех административно-территориальных единицах люди имеют возможность обратиться к адвокату по тем или иным правовым вопросам, которые их волнуют. Вопросов с нехваткой или отсутствием адвокатов не возникает ни в судах, ни на стадии предварительного следствия, ни во время приемов граждан.
Помимо кадровой политики, большое значение уделяем качеству оказания юридической помощи. Обращаясь к адвокатам, люди рассчитывают на качественную юридическую помощь. А юридические вопросы, с которыми сталкиваются наши клиенты, разнообразны: от семейных отношений до раздела имущества, от земельных споров до уголовных и административных дел. Нашим адвокатам приходится быть разносторонне развитыми.
– Три года назад, в 2022 году, при БРКА был образован учебно-методический центр для обучения и повышения профессионального уровня адвокатов. Выполняется ли главная цель создания этой структуры – повышение качества оказания юридической помощи?
– Этот центр зарекомендовал себя очень хорошо. Там постоянно проводятся мероприятия по повышению квалификации, обучению адвокатов. Практически еженедельно в Белорусской республиканской коллегии адвокатов проходят семинары на различные правовые темы, в том числе анализируется практика применения законодательства. Мы видим, что эти мероприятия находят большой отклик не только среди молодых, но и довольно опытных адвокатов. Мы стараемся идти навстречу людям, предлагая актуальные, востребованные, интересные темы.
Кроме того, обучение адвокатов проводится и в других учебных заведениях. Деловые отношения и продуктивное сотрудничество налажено с Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции БГУ. В последнее время благодаря совместным усилиям были значительно скорректированы программы обучения, дополнены многими вопросами. Нацеливаем специалистов в различных областях права читать лекции по наиболее актуальным вопросам, которые востребованы у населения нашей страны. Со стороны адвокатов получаем положительные отклики. Видим это по результатам анкетирования.
– Кроме молодых кадров, наверняка адвокатура пополняется специалистами, которые приходят из смежных отраслей.
– В соответствии с законодательством наши двери открыты. К нам могут приходить не только молодые специалисты, закончившие юридический факультет, но и специалисты, уже имеющие стаж юридической деятельности, работавшие в том числе в судах и прокуратуре. Мы заинтересованы в подготовленных специалистах. Это люди с опытом, юридическими знаниями. Их не надо учить с нуля. При соответствии нашим критериям допуска в адвокатуру, конечно, мы их принимаем.
– А как относитесь к обратной ситуации, когда адвокаты переходят работать в иные отрасли права?
– Случаи, когда адвокаты переходят работать в суд, прокуратуру, также есть. Некоторое время назад их было больше, сейчас меньше. Взаимообмен юридическими кадрами всегда был и будет. У нас, в принципе, одно юридическое образование, мы заканчиваем одни вузы, работа в разных структурах во многом похожа. Грамотному, знающему человеку, на мой взгляд, перестроиться не так сложно. Хотя на этот счет есть иные мнения. Я считаю, что все зависит от личности человека и желания.
– Продолжая тему молодых кадров, поинтересуюсь, как в адвокатуре реализуется институт наставничества?
– Наставничеству уделяем большое внимание. Адвокатская профессия – это не просто изучить законодательство, знать право, законы, кодексы. Очень много вопросов, связанных с практикой адвокатской деятельности. Это общение с клиентами, государственными органами, представителями разных организаций, поведение внутри адвокатского сообщества, отношение адвокатов друг к другу, к различным аспектам своей работы.
У нас есть такое понятие, как преемственность поколений. Более опытные адвокаты постоянно передают опыт коллегам, которые начинают свою деятельность. Мы считаем это правильным и видим результаты: вход в профессию для молодого адвоката упрощается.
Наставничество начинается в период стажировки. Молодому адвокату назначается руководитель из числа опытных адвокатов, имеющих не менее пяти лет стажа адвокатской деятельности, хорошо себя зарекомендовавших, имеющих авторитет среди коллег. Он готовит молодого адвоката к сдаче квалификационного экзамена.
Однако, мы считаем, на этом наставничество не должно заканчиваться. Этот процесс хотим немного продлить. Нам видится, что в случае получения адвокатской лицензии начинающим адвокатом наставничество со стороны более опытного, профессионально подготовленного коллеги еще некоторое время должно продолжаться. Согласитесь, человеку, который только приступает к самостоятельной деятельности, нужен старший товарищ, с которым можно посоветоваться. Передача опыта – неоценимый вклад, который поможет избежать многих ошибок по неопытности.
Сейчас мы готовим положение о наставничестве. Тем самым хотим обобщить и систематизировать накопленный опыт.
– Несколько лет назад были утверждены обновленные правила профессиональной этики адвоката. Наверняка отслеживаете ситуацию с соблюдением адвокатами этических норм.
– Да, у нас работают специальные механизмы. По статистике, за 2024 год произошло значительное снижение количества нарушений адвокатами правил профессиональной этики. Адвокаты реже привлекались к дисциплинарной ответственности. Такая тенденция, мы считаем, – результат разъяснительной, профилактической работы, которая проводится в течение последних нескольких лет всеми советами территориальных коллегий. Адвокатское сообщество само реагирует на неправильное поведение адвоката.
Конечно, встречаются случаи нарушений, не без того. Однако это единицы. Порой видим нарушения, связанные с конфликтом интересов: сначала адвокат защищал одну сторону, затем – другую. Подобные вопросы разбираем и реагируем своевременно, и люди это видят.
Повторюсь: самая главная причина уменьшения количества нарушений – в проводимой среди молодых адвокатов работе. В этом направлении активно работают советы молодых адвокатов разных уровней. Ведут постоянные рубрики по разъяснению законодательства, правил профессиональной этики и др.
– Совет молодых адвокатов при БРКА сейчас особенно активен, и мы это видим...
– Совет молодых адвокатов при БРКА начал активную деятельность с конца 2022 года. Сообщество молодых адвокатов само поднимает многие вопросы. Они активно включились в общественную жизнь, участвуют во многих общегосударственных и адвокатских мероприятиях. А мы довольны тем, что молодежь проявляет себя очень активно, с положительной стороны. И видим, что деятельность советов молодых адвокатов всех уровней замечается. Они взаимодействуют с другими молодежными структурами. Мы же этому всячески способствуем.
Общение с молодежью, уверен, полезно и более опытным адвокатам. Молодежь выросла в условиях цифровизации и лучше понимает некоторые процессы. Я бы советовал всем нашим адвокатам, кто постарше, общаться с молодыми коллегами, потому что они поднимают очень интересные, актуальные вопросы. Это видно по тем мероприятиям, которые у нас проводятся. Вопросы звучат важные, например, цифровизация адвокатуры, поведение адвоката в социальных сетях, интернете, использование гаджетов при оказании юридической помощи удаленно и др.
– Может быть, от молодых адвокатов поступают предложения, в том числе законодательные?
– У нас налажено хорошее взаимодействие с Парламентом. Адвокатов приглашают принимать участие в заседаниях, где обсуждаются те или иные планируемые корректировки законодательства. Часто к нам обращаются с предложением высказать свое мнение и замечания по поводу законодательных актов. То есть мы достаточно активно участвуем в законодательном процессе, в меру своей компетенции, конечно. Напрямую адвокатское сообщество не имеет права законодательной инициативы. Однако наши возможности как юристов-профессионалов, конечно, используют для общего дела и совершенствования законодательства в целом.
По информации БЕЛТА