/ / Общественно-политические
28.03.2022

Минюст подготовит дорожную карту по гармонизации актов Президента и соответствующих законов

Минюсту следует подготовить дорожную карту по гармонизации актов Президента и соответствующих законов, заявила Замглавы Администрации Президента Ольга Чуприс на заседании коллегии Министерства юстиции, где рассматривались вопросы качества нормотворческой деятельности в системе Правительства и организации этой деятельности в ходе конституционной реформы, передает корреспондент БЕЛТА.

Ольга Чуприс

(фото – Максим Гучек, БЕЛТА)

В своем выступлении Ольга Чуприс затронула несколько вопросов, отражающих концептуальные подходы к реализации нормотворческой деятельности, положений Конституции об иерархии нормативных правовых актов. Она отметила, что внесенные в Конституцию изменения затронули систему законодательства, усилив роль законов в жизни белорусского государства и общества, в том числе самой Конституции как Основного закона страны за счет усиления ее прямого действия, упразднения декретов и повышения статуса законов.

Ольга Чуприс заметила, что ранее изданные указы, как и декреты, продолжают действовать, но постепенно их нужно пересмотреть. В Конституции на это отведено два года. Одни указы можно будет оставить, положения других перенести в законы, а от третьих, возможно, отказаться вовсе.

В этой связи Замглавы Администрации Президента сообщила, что Национальному центру законодательства и правовых исследований Республики Беларусь определено несколько десятков указов, подлежащих реализации в законах, а также два декрета, которые следует признать утратившими силу. Наработки по данным вопросам есть и у Министерства юстиции, которое формирует свой список, он включает еще порядка 200 указов, требующих согласования с законами.

«Министерство, полагаю, должно свести все предложения совместно с центром и иными заинтересованными и подготовить на их основе своего рода дорожную карту по гармонизации актов Президента и соответствующих законов. В ней будут определены этапы предстоящей работы, сроки и ответственные исполнители. Этот документ предлагаем утвердить совместно решением руководителей Администрации Президента и Совета Министров. Пересмотр будем проводить уже сейчас, не откладывая до 2024 года», – сказала Ольга Чуприс.

При этом, подчеркнула она, к каждому документу нужно подходить вдумчиво и осторожно. Нельзя допустить искажения норм указов и декретов при их реализации в законы. В отношении решений Президента индивидуального характера, как указов, так и распоряжений, а таких немало, будут исходить из недопустимости ухудшения положений субъектов правовых отношений.

Отдельно Замглавы Администрации Президента высказалась об актуальных вопросах законодательного процесса и его методологии. Она напомнила, что на церемонии подписания Решения республиканского референдума Президент подчеркнул, что основным праворегулирующим инструментом должен выступать закон. «Выполнение данного требования подразумевает новый вектор в работе всех госорганов, но не путем простой замены терминов «указ» на «закон», а за счет изменения подходов к работе над проектами. Всякий раз, приступая к подготовке проекта правового акта, следует задаваться вопросом: почему это должен быть именно указ, почему эти отношения не могут быть урегулированы законом, может ли проблема быть решена на подзаконном, ведомственном или местном уровнях», – уточнила она.

При этом Ольга Чуприс обратила внимание на то, что в соответствии с распоряжением Президента документы госорганов представляются на доклад главе государства только по вопросам, относящимся к его компетенции. А если все же требуется правовое регулирование в форме указа Президента, то следует обращаться к главе государства, сразу внося проект правового акта, согласованный с заинтересованными государственными органами. Однако, заметила Замглавы Администрации Президента, как министерства, так и облисполкомы привыкли страховаться, обращаясь за решением любого вопроса к Главе государства, который вместе с тем неоднократно озвучивал требование исключить такую практику, а принимать на себя большую самостоятельность и ответственность.

Активизация законотворческого процесса невозможна без пересмотра подходов к подготовке законопроектов, отметила Ольга Чуприс. По ее словам, с точки зрения стилистики некоторые законопроекты перегружены и сложны. Нормы порой громоздки, изолируют повторами, излишними отсылками. «Следует двигаться в направлении разработки законов нового поколения, так называемых версий 2.0. Данные акты должны быть не только юридически выверены, но и понятны правоприменителю. Не исключено, что при подготовке таких законов в ряде случаев потребуется отступить от жестких нормотворческих правил, проявить определенную гибкость, творческий подход, как это было что сделано, например, при подготовке закона о геноциде белорусского народа», – добавила она.

По сообщению БЕЛТА