Максимальную квоту на беспошлинный ввоз электромобилей среди стран ЕАЭС получила Беларусь
Беларуси среди стран Евразийского экономического союза выделена максимальная квота на беспошлинный ввоз электромобилей. Это следует из решения Совета Евразийской экономической комиссии, опубликованном на сайте ЕЭК, сообщает БЕЛТА.
Как говорится в документе, в отношении Беларуси квота на беспошлинный ввоз электромобилей на 2022 год составляет 10 тыс. единиц, на 2023 год – 15 тыс. Аналогичная квота установлена и для Казахстана. Для Армении квота на 2022 год составляет 7 тыс. автомобилей, на 2023 год – 8 тыс., для Кыргызстана – 5 тыс. и 10 тыс. соответственно.
Как сообщалось БЕЛТА, Совет ЕЭК принял решение предоставить тарифную льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении электромобилей, ввозимых в страны Евразийского экономического союза в ограниченном количестве. «Освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставляется только гражданам, постоянно проживающим в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Казахстан и Кыргызской Республике. При этом не допускается передача прав владения, пользования и распоряжения электромобилями лицам, имеющим гражданство и (или) постоянное место жительства в Российской Федерации», – подчеркнули в ЕЭК.
«Как ожидается, применение тарифной льготы в комплексе с другими мерами, направленными на стимулирование спроса на электромобили, их производства и развитие сети зарядных станций, будет способствовать созданию окна возможностей для более широкого распространения таких транспортных средств, а также для их выпуска в ЕАЭС», – прокомментировал решение член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Ставка ввозной таможенной пошлины единого таможенного тарифа ЕАЭС в отношении электромобилей составляет 15 % от таможенной стоимости.
По сообщению
БЕЛТА
(фото – Pravo.by)
Полноформатное соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном вступило в силу 15 мая, сообщает БЕЛТА.
Соглашение было подписано 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге. Оно устанавливает беспошлинный режим между сторонами в отношении почти 90 % всей товарной номенклатуры. С 2019 года между ЕАЭС и Ираном действовало временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли, по ограниченному количеству товаров.
«Реализация нового соглашения станет эффективным инструментом развития торговли между странами и уже в обозримой перспективе может довести взаимный товарооборот до рекордных $12 млрд, увеличившись примерно вдвое по сравнению с текущими объемами», – считают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Стороны учредили совместный комитет ЕАЭС и Ирана для рассмотрения любых вопросов, связанных с действием полноформатного соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном, а также дальнейшим развитием взаимоотношений в контексте реализации недавно предоставленного Ирану статуса наблюдателя в ЕАЭС. Его первое заседание планируется провести в сентябре в Минске.
Кроме того, ранее стороны договорились о подготовке дорожной карты по развитию сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Как отмечал член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, дорожная карта могла бы включать в себя такие перспективные направления, как упрощение пограничных таможенных процедур, промышленное сотрудничество, устранение технических барьеров в торговле, сотрудничество в области СФС-регулирования, электронная и цифровая торговля.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Евразийский экономический форум в 2025 году пройдет в Минске 26–27 июня. Это предусмотрено соответствующим постановлением Совета Министров. Согласно документу, мероприятие состоится в Минском международном выставочном центре. Что обсудят участники мероприятия, и с какими инициативами выступает Беларусь в год своего председательства в органах ЕАЭС – в нашем материале.
Стратегическая цель
С 1 января Беларусь в третий раз приняла председательство в органах ЕАЭС. Программа белорусского председательства на текущий год в качестве основных направлений совместной деятельности определила развитие технологического потенциала, импортозамещение, стимулирование взаимных инвестиций, формирование бесшовного транспортного пространства, обеспечение безопасности внутреннего рынка и цифровизации экономики. Новый импульс нужен и для развития международного сотрудничества во всех его форматах, создания дополнительных условий для продвижения товаров ЕАЭС на зарубежные рынки.
– Кооперационное взаимодействие, защита прав инвесторов, цифровая трансформация, санитарно-эпидемиологический контроль – эти направления затрагивают инициативные предложения Беларуси для совместной работы с партнерами в ЕАЭС, – отметила заместитель Министра экономики Алеся Абраменко.
По ее словам, в первом квартале года в ЕЭК были внесены предложения нашей страны по ряду ключевых направлений:
– Для усиления кооперационного взаимодействия экономик необходимо активизировать реализацию совместных проектов и программ, особенно в сферах IT, искусственного интеллекта, электротранспорта, микроэлектроники, робототехники. Чтобы эти бизнес-идеи было проще воплотить в жизнь, продолжаем работу по созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций, упрощению административных процедур и повышению гарантий защиты прав инвесторов.
Цифровая трансформация включает вопросы гармонизации национальных электронных систем учета и контроля за перемещением товаров, предоставления национального режима поставщикам из других стран союза при оцифровке обязательств и не только.
– Задача работы по этому вектору – исключить появление новых барьеров для бизнеса и торговли. Эти вопросы должны быть на постоянном мониторинге ЕЭК. Считаем важным усилить взаимодействие в области санитарно-эпидемиологического контроля, выработать общую стратегию действий в ответ на возможные эпидемиологические угрозы. В условиях информационного противодействия предлагаем активнее продвигать и тему евразийской интеграции через государственные телевизионные каналы стран ЕАЭС, – добавила замминистра экономики.
Синергетический эффект
Евразийский экономический союз сегодня – это динамично развивающееся интеграционное объединение. Совокупный рост ВВП евразийской «пятерки» в прошлом году составил 4,2 процента. У ЕС, например, аналогичный показатель составил всего 0,8 процента. Устранение нетарифных барьеров в ЕАЭС за счет перехода на единые обязательные требования к товарам ЕАЭС, а также устранение таможенного контроля ежегодно за период 2015–2023 годов обеспечили устойчивую надбавку к темпам роста ВВП ЕАЭС в 14,5 млрд долларов. Взаимная торговля ЕАЭС за счет этих мер была в среднем на 24 процента выше. Также растет потребительская активность, увеличивается загрузка производственных мощностей, развивается новая транспортно-логистическая инфраструктура. Стабильно растет доля взаимной торговли. За 10 лет она удвоилась и по итогам прошлого года составила почти 100 млрд долларов. Эксперты отмечают, все эти цифры свидетельствуют о наличии больших резервов роста экономик государств и ЕАЭС в целом.
– На наднациональном уровне решаются задачи по встраиванию ЕАЭС в мировую архитектуру экономических отношений, увеличению экспорта, привлечению инвестиций и технологий. За время функционирования Евразийской экономической комиссии подписано около ста меморандумов о сотрудничестве с третьими странами и международными организациями, что позволяет обмениваться опытом, в том числе в части передовых инновационных разработок, – отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Бакытжан Сагинтаев.
С учетом высоких темпов цифровой трансформации во всех сферах экономики ЕЭК сегодня активно работает над созданием единого цифрового пространства, ориентированного на упрощение взаимодействия между госорганами, бизнесом и гражданами.
– Наша задача – сделать все процессы быстрее, удобнее и безопаснее. В основе реализации технологических решений лежит концепция Digital Union. В настоящее время цифровизация динамично развивается в ряде сфер экономики ЕАЭС. Принимаемые меры в транспортной отрасли позволят обеспечить бесшовность перевозок, создав в рамках союза устойчивый транспортно-логистический каркас. В энергетике одна из важнейших задач – диверсификация структуры выработки электроэнергии. В сфере АПК перспективным является дальнейшее налаживание сотрудничества по производству наукоемких товаров, – сообщил Бакытжан Сагинтаев.
Логистика нового дня
Напомним, что в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС в рамках председательства нашей страны в органах союза Президент Беларуси Александр Лукашенко определил одним из важнейших вопросов формирование единого транспортного пространства с принятием равных условий и обеспечением справедливой конкуренции, особенно при выполнении воздушных перевозок между странами ЕАЭС. Предстоит продолжить работу по отмене разрешительной системы на все виды международных автомобильных перевозок грузов в третьи страны и из них. По его словам, важно создавать новые и совершенствовать действующие логистические цепочки беспрепятственной доставки грузов, развивать безопасные международные транспортные коридоры, связывающие государства – члены ЕАЭС.
В последние годы транспортно-логистическая система в нашем регионе заметно трансформировалась. Геополитические процессы и санкционные ограничения привели к разрыву традиционных цепочек поставок и переформатированию логистики. Из-за дискриминационной политики Запада порты Украины и стран Балтии, через которые раньше доставлялись белорусские грузы, сегодня для нас недоступны. Поэтому активно осваиваются альтернативные маршруты. Один из них – Северный морской путь. Эксперты отмечают, что с учетом выгоды и скорости транзита грузов в страны Азии, в первую очередь в Китай, перспективы на данном маршруте выглядят достаточно серьезными. В частности, аналитики Евразийского банка развития прогнозируют, что к 2030 году грузопоток по международному транспортному коридору «Север – Юг» увеличится почти на 60 процентов к уровню 2023 года и достигнет 30 млн тонн.
В целом, по прогнозам аналитиков ЕАБР, к 2030 году объем железнодорожных перевозок грузов по восточному маршруту МТК «Север – Юг» может вырасти в 4,5 раза и составить 5 млн тонн. Развитию коридора будут способствовать модернизация и электрификация железнодорожных линий, развитие погранпереходов, скоординированная тарифная политика, создание сквозного логистического оператора, цифровизация транспортных документов и процедур.
Ставка на развитие
Еще одним из важнейших вопросов в своем обращении к главам государств – членов ЕАЭС Президент Беларуси Александр Лукашенко обозначил создание новых импортозамещающих производств. Наша страна инициирует в 2025 году подготовку проекта программы импортозамещения в ЕАЭС. Напомним, Высшим Евразийским экономическим советом в конце 2023 года утверждено положение об отборе совместных кооперационных проектов в отраслях промышленности и оказании финансового содействия при их реализации государствами – членами ЕАЭС. Уже в 2024 году появились заинтересованные бизнес-структуры. В ходе заседания Совета ЕЭК 22 января 2025 года одобрено финансирование первых двух кооперационных проектов. Первый из них – создание производственных мощностей на АО «Муромский стрелочный завод» по выпуску стрелочной продукции для строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Второй – организация производства сельскохозяйственной техники на базе частной компании Kazrost Engineering Ltd. В обоих проектах участвуют белорусские производители.
Владислав Сычевич, «Рэспубліка», 14 мая 2025 г.
Социальные стандарты в области транспорта в Беларуси установили еще в 2003 году. Министерство транспорта и коммуникаций постановлением от 31 января 2025 г. № 5 утвердило инструкцию о порядке оценки минимальных социальных стандартов в области транспортного обслуживания населения. Изменилось ли что-то в самих стандартах, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у начальника управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрея Гладкого.
Когда речь заходит о социальных стандартах транспортного обслуживания, подразумевается наличие пассажирских терминалов на автобусных маршрутах, охват транспортным обслуживанием, обслуживание населения в рамках городских перевозок и междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении.
«Социальные стандарты были первоначально установлены на уровне постановления Правительства № 724 в 2003 году, – напомнил начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта. – Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций мы только уточняем отдельные моменты и методику определения факторов выполнения этих социальных стандартов. Чего-то нового в систему социальных стандартов не привносится».
Так, норматив наличия пассажирских терминалов – один-два на район. Предусмотрен 100 % охват транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного и внутреннего водного транспорта в навигационный период) административных центров сельсоветов при обязательном выполнении не менее 16 рейсов, с 2026 года – не менее 20 рейсов в неделю. Для агрогородков с численностью населения более 1 тыс. – при обязательном выполнении не менее 28 рейсов в неделю.
Зона охвата населенных пунктов с численностью населения от 20 человек транспортным обслуживанием (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период) определена до 3 км.
Отмечено, что вопросы транспортного обслуживания часто привлекают внимание общественности, особенно если касаются малых населенных пунктов. «Социальный стандарт предусматривается в том числе для населенных пунктов с численностью от 20 человек. Зачастую пустить туда автобус возможности нет в принципе, поскольку это не позволяют параметры дороги, – обратил внимание представитель Минтранса. – Для этого вводится такая оценка, как зона охвата транспортным обслуживанием, чтобы до определенного остановочного пункта можно было организовать сообщение или построить остановочный пункт и оттуда пустить автобусы. Одинаковое понимание механизмов действия стандартов должно быть как у местных исполнительных и распорядительных органов, так и у населения. С этой целью и введена методика их оценки».
Норматив обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью 10–30 тыс. – один автобус на 8 тыс. пассажиров. Если там проживает от 30 тыс. до 50 тыс. – один автобус на 4 тыс. человек. Для городов с населением от 50 тыс. до 250 тыс. предусматривается один автобус (троллейбус, трамвай) на 2 тыс. человек, для городов с населением от 250 тыс. до 1 млн – один автобус (троллейбус, трамвай) на 1,5 тыс. человек. Для Минска норматив – один автобус (троллейбус, трамвай, вагон метрополитена) на 2 тыс. человек.
Акцент был сделан на том, что обязанность по обеспечению перевозки пассажиров возложена на местные исполнительные и распорядительные органы. В каждой области создана специальная структура – операторы автомобильных перевозок, задача которых – реагировать на обращения граждан, касающиеся транспортного обслуживания. «Допустим, возникает потребность в дополнительном рейсе или изменении расписания движения. Операторы проводят мониторинг и при необходимости вносят изменения в те или иные параметры, – пояснил Андрей Гладкий. – Замечу, что порядка 25 % обращений граждан решаются положительно, то есть имеются объективные основания для изменения маршрута или расписания движения».
Что касается маршрутов междугородных внутриобластных автомобильных перевозок в регулярном сообщении (с учетом железнодорожного транспорта и внутреннего водного транспорта в навигационный период), то предусмотрен ежедневно один оборот (два рейса) между районным и областным центрами.
Государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики являются обязательными для использования в организациях всех форм собственности. Для вынесения заключения о выполнении социального стандарта на территориальном уровне необходимо сравнить фактически достигнутый его уровень, определенный по инструкции, с уровнем установленного социального стандарта или с более высоким уровнем, утвержденным решениями вышестоящего местного исполнительного и распорядительного органа для каждой административно-территориальной единицы с учетом ее специфики и развития инфраструктуры.
«Социальные стандарты определяют общие подходы государства к тому или иному вопросу. В нашем случае подразумевается транспортное обслуживание не только малых населенных пунктов, но также городов, областных центров. Установлены параметры, – уточнил Андрей Гладкий. – На данный момент мы занимаемся в том числе решением проблемы населенных пунктов с незначительным пассажиропотоком. Прорабатывается возможность реализации пилотного проекта, под которым понимается возможность организации перевозки или заказа транспортного средства в удобное для пассажира время, например, по звонку или через мобильное приложение. Выполнить проект мы планируем в ближайшее время, возможно, в 2025 году, в одном из районов».
Согласно документу, социальные стандарты устанавливают гарантированный уровень транспортных услуг, позволяющий удовлетворить основные потребности населения в перемещении. Оценка их выполнения позволит ввести единообразный подход при анализе работы по обслуживанию населения в соответствии с нормативами социальных стандартов.
Для урегулирования вопросов транспортного обеспечения гражданам следует обращаться в местный исполнительный или распорядительный орган, в частности, в районный, городской или областной исполнительный комитет. Министерство транспорта и коммуникаций выступает своего рода методологом и готово помогать исполкомам в решении задач транспортного обслуживания населения.
По информации БЕЛТА
Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила и направила в государства Евразийского экономического союза для проведения внутригосударственного согласования проект Соглашения о взаимном признании документов об ученых званиях.
Соглашением предусмотрено прямое признание документов об ученых званиях, присвоенных в государствах Союза, в целях обеспечения доступа их обладателей к осуществлению профессиональной научной деятельности в других государствах ЕАЭС.
«Соглашение создаст дополнительные стимулы для трудоустройства ученых в странах ЕАЭС, способствуя развитию научного сотрудничества и обмену опытом. Уверен, что этот инструмент позволит привлечь талантливых специалистов и будет стимулировать развитие инноваций в наших государствах», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Напомним, в мае 2024 года вступило в силу Соглашение о взаимном признании документов об ученых степенях в государствах ЕАЭС.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии
12 мая под председательством министра по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Арзыбека Кожошева состоялось первое заседание рабочей группы по реализации пилотного проекта по применению электронных международных транспортных накладных e-CMR.
Участниками заседания обсужден ряд организационных вопросов по реализации пилотного проекта, определены сроки и порядок проведения пилотного проекта. Для запуска проекта государствам-членам предстоит определить единый формат электронной международной транспортной накладной e-CMR, решить вопрос с признанием юридической значимости электронных сведений e-CMR при трансграничном информационном взаимодействии и определить порядок информационного взаимодействия операторов электронного документооборота и доверенной третьей стороны.
«От результатов нашей с вами работы зависит не только скорость перехода на юридически значимый электронный документооборот при международных автомобильных перевозках, но и успешность полноценной реализации ряда интеграционных направлений, таких как внедрение механизма прослеживаемости и создание экосистемы цифровых транспортных коридоров», – отметил Арзыбек Кожошев.
В заседании приняли участие представители уполномоченных органов государств-членов в области транспорта, цифровизации, налогового и таможенного регулирования, отраслевых объединений, научных организаций, бизнес-сообществ, а также представители операторов доверенной третьей стороны и электронного документооборота.
Очередное заседание рабочей группы планируется провести в сентябре 2025 года.
Основная цель пилотного проекта – обеспечение практической отработки технологии трансграничного обмена юридически значимыми электронными документами между субъектами различных государств с использованием механизмов цифровой подписи и «доверенной третьей стороны».
Реализация пилотного проекта будет способствовать ускорению процессов получения и проверки транспортных документов, а также снижению издержек при осуществлении транспортно-логистических и контрольно-надзорных процедур.
По сообщению официального сайта Евразийской экономической комиссии