Сергей Хоменко озвучил предложения Беларуси по реализации Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года
Предложения Беларуси по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года будут озвучены на итоговом заседании Политического форума высокого уровня в июле текущего года в штаб-квартире ООН. Об этом национальный координатор по достижению ЦУР, заместитель Председателя Совета Республики Сергей Хоменко сообщил на заседании Совета по устойчивому развитию, которое проходит сегодня, 12 июня, в Минске.
По словам Сергея Хоменко, к началу 2025 года Программа развития ООН при участии белорусских экспертов подготовила аналитическую записку о прогрессе Республики Беларусь в реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
– Секретариату ООН направлено основное сообщение, согласованное с заинтересованными организациями, – констатировал национальный координатор. – В числе основных предложений делегации Беларуси – недопустимость применения односторонних принудительных санкций, повышение роли устойчивого сельскохозяйственного производства в сокращении бедности, призыв сохранить рынки открытыми для движения продовольствия и удобрений, увеличение роли материнства для семьи и поддержание семейных ценностей. А также учет национальных приоритетов и потребностей развивающихся стран при оказании им поддержки для укрепления потенциала и передачи технологий.
Как подчеркнул вице-спикер Совета Республики, в духе доброй воли Беларусь распространит в ООН полный проект третьего добровольного национального обзора по достижению всех 17 Целей устойчивого развития, а не только тех пяти, которые были обозначены Секретариатом ООН для защиты:
– Кроме того, хочу отметить, что Цели и задачи устойчивого развития в той или другой мере заложены в основные стратегические и программные документы, принятые в нашей стране. Это содействует выполнению страной обязательств по реализации ЦУР в установленные сроки.
Юлия Демешко, «
СБ. Беларусь сегодня», 12 июня 2025 г.
Что изменится с вступлением в силу указа, корректирующего работу автомобильных стоянок и парковок
Сегодня в Минске зарегистрировано 900 тысяч автомобилей, еще около 200 машин ежедневно въезжают в город. Для нашей столицы это серьезная нагрузка. В связи с этим 27 мая Глава государства подписал указ, который корректирует работу автомобильных стоянок и парковок. Что изменится с вступлением в силу этого документа и как решится насущная проблема, узнала корреспондент «Р».
Основные изменения
Развивает парковочное пространство Минска государственное учреждение «Парковки столицы», его директор Михаил Филиппов рассказывает:
– С вступлением в силу нового указа для взимания платы не обязательно оснащать платные парковки запирающими устройствами или шлагбаумами. В предыдущей версии документа это требование было обязательным, из-за чего городским службам было очень сложно контролировать зоны платной парковки на улицах.
Основная проблема с принятием новой нормы указа уже решена: убрали оборудование с запирающими устройствами. Думаю, что теперь процентов 90 пользователей парковки будут ее оплачивать. А делать этого не будут только те, кто по невнимательности попал на платную парковку. Решение готовилось в течение года.
Сегодня считается парковкой любая территория, если она оборудована стендами с информацией о названии и местоположении оператора, указаны телефон диспетчерской службы, режим работы, размер оплаты, способы платежей и последствия неоплаты.
– Поправки в указ также определяют категории транспорта, который освобождается от платы за парковку. Это автомобили оперативных служб, МЧС, медицинской помощи, «Белпочты», ЖКХ, операторы парковок и другие, – поясняет Михаил Филиппов. – Парковки возле рынков, торговых центров и объектов социально-культурного назначения останутся бесплатными. Точный порядок работы парковок и стоянок, а также взимания платы за них в ближайшее время установит Совет Министров.
Предложения разработаны и переданы в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия на определение мест и размещение платных автомобильных парковок будут переданы местным органам власти.
– Указ также направлен на уменьшение транспортной и экологической нагрузки на центральные части города, повышение эффективности функционирования парковочного пространства и платежной дисциплины автовладельцев в части пользования парковками, – добавляет Михаил Филиппов.
Нормы документа по введению нового порядка работы автопарковок и стоянок вступят в силу уже через три месяца.
Формула парковки
Сегодня в Минске насчитывается около 6 тысяч парковочных мест. Задача на этот год – увеличить число до 10 тысяч.
– Когда указ вступит в силу, количество машин в центре уменьшится на 30 процентов точно. И, соответственно, заработает нормальная формула парковки. А это 80 на 20. 80 процентов – заполненность, 20 – свободные места, – отмечает директор ГУ «Парковки столицы».
Уже запущены платные закрытые парковки по улице Дружной, следующими на 303 машино-места станут – по улице Краснозвездной, Смолячкова, Берестянской. Они заработают ориентировочно в начале августа.
– Столица должна дышать. Чем меньше автомобильный поток, тем меньше аварий и лучше экология, – считает собеседник. – Многие пользователи парковочных мест обращаются с просьбой дать возможность пользоваться на закрытых парковках абонементами. На данный момент этого нет, но мы работаем над тем, чтобы они появились уже в скором времени. Будет предусмотрено гибкое решение по тарифам. За три месяца до вступления в силу документа подготовим постановление и соответствующее решение Мингорисполкома.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок. Запланировано введение дифференцированных тарифов в зависимости от спроса на парковку. Возможно, появятся тарифы по времени суток, будет предлагаться ночной тариф для жителей близлежащих домов.
– Пример: закрытые парковки по улице Кирова, 8, Гикало и Толбухина в дневное время заполнены, а в ночное – свободны. Будет предложен невысокий тариф для жителей возле этих парковок, – поясняет собеседник. – Вы можете видеть, что в некоторых местах города на дорогах появилась синяя разметка, которая означает платную парковку. С такой инициативой вышла ГАИ – выделить платные парковки синим цветом. На мой взгляд, это очень правильное решение. После вступления в силу указа на многих улицах города, особенно центральных, станет в разы свободнее.
Согласно статистике, сейчас парковку оплачивают лишь около 50 процентов автовладельцев:
– Будет вводиться повышенная оплата за несвоевременно оплаченную парковку. Причем взыскание средств планируется осуществлять в судебном порядке. Претензию будем направлять собственнику, а в случае отсутствия реагирования будет подготовлено исковое заявление в суд о взыскании.
В новой редакции будут прописаны тарифы, время работы платных парковок.
Кроме того, ГУ «Парковки столицы» сейчас разрабатывается информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством». Она будет включать четыре блока. Например, цифровую информационную инфраструктуру парковочных мест. Пользователь благодаря этой системе будет видеть все парковки Минска. Там же будут обозначены и автомобильные стоянки. Третий блок – эвакуация неэксплуатируемых транспортных средств, а также транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения.
К концу 2027 года информационная система «Хранение и парковка транспортных средств, управление парковочным пространством» заработает.
– Этот большой программный продукт предназначен для удобства автолюбителей. В приложении можно будет найти все платные парковки города, свободные места на них, получить возможность забронировать и сразу оплатить место, а также использовать навигацию, – подытоживает Михаил Филиппов.
Татьяна Семенкова, «
Рэспубліка», 12 июня 2025 г.
В СНГ создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров
В столице Таджикистана – Душанбе завершилось 82-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполкома СНГ.
На заседании традиционно подводятся итоги за прошедший год и определяются задачи на предстоящий период.
Особое внимание было уделено росту товаро- и пассажирооборота. Так, в 2024 году рост перевозок грузов в государствах – членах совета составил 15 %, а пассажирские перевозки выросли на 13,4 %.
По итогам аудита исполнительного и рабочих органов совета получены высокие оценки их работы и определены точки роста. Это позволило на заседании совета утвердить план по совершенствованию работы.
В рамках совета создана Стратегическая группа по развитию международных транспортных коридоров в целях разработки механизмов управления коридорами, согласования тарифных условий, внедрения цифровизации и совершенствования логистики.
В ходе заседания одобрен отчет о деятельности Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества за период с 2020 по 2024 год, который будет представлен в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.
Следующее заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества пройдет в ноябре 2025 года в Баку (Азербайджан).
По информации
БЕЛТА
Развитие историко-культурного туризма обсудили на заседании Президиума Совета Республики в Полоцке
Вопросы развития историко-культурного туризма и сохранения традиционных духовных ценностей обсудили участники выездного расширенного заседания Президиума Совета Республики Национального собрания Беларуси, которое прошло в Полоцке под руководством Председателя Совета Республики Натальи Кочановой, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
На заседании обсудили вклад Евфросинии Полоцкой в дело просвещения на землях Полоцкого княжества. Ректор Могилевского государственного университета им. А.А.Кулешова Денис Дук отметил, что трудно переоценить роль в истории личности такого масштаба. Евфросиния Полоцкая опередила свое время. Преподобная собрала сокровищницу литературы из разных уголков христианского мира, приобщила к православным обрядам широкий круг людей, наладила коммуникацию с ведущими христианскими центрами своего времени. По ее замыслу в Преображенской церкви (теперь это Спасо-Преображенский храм на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря) были созданы уникальные фрески. «Прихожане, посещая храм, задавались вопросом о сюжетах фресковой живописи, об их значении в жизни христианина и узнавали таким образом о традициях христианской благочинности других народов. Эти знания давали понимание жителям полоцкой земли своего места в деле христианского служения и добродетели. В этом и кроется главное значение духовного просвещения», – отметил он, добавив, что такого рода фресок, которые были отреставрированы в Спасо-Преображенской церкви монастыря, в мире не сохранилось.
Евфросиния Полоцкая, которая жила в духовной чистоте, является примером для многих поколений и всех христиан. Председатель Совета Республики отметила, что имя великой просветительницы привлекает в Беларусь многих туристов, и Полоцк можно сделать туристической Меккой, в первую очередь для белорусов. «Мы должны это знать, потому что это уникальная сокровищница, историческая ценность, которая есть на белорусской земле», – подчеркнула Наталья Кочанова.
О духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и взаимодействии с местной властью в этом вопросе рассказал епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий. «Нравственное воспитание – это воспитание любви, смирения, милосердия, послушания, терпения, заботы о ближнем», – отметил он.
Епископ рассказал, что на полоцкой земля появилось больше всего святых, и они всегда являются положительным примером для современников.
Наталья Кочанова отметила, что симбиоз государственной власти и Белорусской православной церкви позволяет поддерживать в стране мир, в том числе межконфессиональный. «С Богом и верой в душе легче», – выразила спикер свое мнение.
Алеся Пушнякова,
БЕЛТА
Правовое обеспечение качества обсудили на заседании Президиума Совета Республики
Выездное расширенное заседание Президиума Совета Республики на тему «Пятилетка качества: целевые задачи и пути их решения» прошло на площадке научно-производственного унитарного предприятия «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Сергея Шелега, БЕЛТА)
Как отметил председатель Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам Владислав Татаринович, на сегодняшнее выездное заседание вынесен актуальный вопрос. «Прошлый год у нас был объявлен годом качества. Мы активно участвовали в реализации республиканского плана мероприятий по его обеспечению. С выходом решения Президента о том, что ближайшая пятилетка станет пятилеткой качества, конечно, этому вопросу уделяется гораздо больше внимания. И самое главное, что вопрос этот рассматривается без отрыва от общей экономической политики и повестки, а именно является составной частью разработки программных документов на последующие пять лет. Сегодня мы в первую очередь рассматривали вопросы качества с позиции правового обеспечения. Необходимо отметить, что мы, члены Совета Республики, активно принимаем в этом участие», – рассказал Владислав Татаринович.
Госстандарт как орган-регулятор в прошлом году на рассмотрение парламента внес два специальных закона напомнил парламентарий. «Они были приняты и с конца прошлого года вступили в действие. Это законы об аккредитации в системе национальной аккредитации и о единстве измерений, – отметил председатель комиссии. – Правовое обеспечение не ограничивается сугубо отраслевым законодательством. Вопросы, которые касаются обеспечения системы качества, вопросы разработки стандартов как условия подтверждения качества продукции, работ и услуг, являются составной частью отраслевых программ, стратегий для любого министерства, госоргана. И этому уделено очень большое внимание уже в рамках новой программы деятельности правительства, которая увязана с концепцией Программы социально-экономического развития на ближайшую пятилетку».
Выездное заседание объединило широкий круг участников. Это члены Президиума Совета Республики, руководство республиканских органов государственного управления, председатели областных и Минского городского Совета депутатов, заместители председателей областных исполкомов и Минского горисполкома, которые курируют вопросы промышленного комплекса экономики, руководители предприятий реального сектора экономики, руководители предприятий из системы госстандарта, члены Молодежного совета при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.
По информации
БЕЛТА