22.03.2022
За 2021-й наши предприятия произвели и поставили 416 единиц городского электрического пассажирского транспорта
В ближайшей перспективе одним из приоритетных направлений в промышленности определено развитие электротранспорта.
Полный вперед
В соответствии с поручением Президента сформирована и утверждена Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы. Совместно с Национальной академией наук создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт». В него вошли МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, «Белкоммунмаш», «Могилевлифтмаш», «Измеритель», ОИМ НАН Беларуси, БНТУ и «ЭТОН-ЭЛТРАНС».
Пресс-секретарь Минпрома Олег Слепченко – об итогах реализации мероприятий программы в 2021-м:
– Всего с учетом экспорта произведено и поставлено 416 единиц городского электрического пассажирского транспорта. МАЗ и «Белкоммунмаш» произвели 85 и 110 электробусов соответственно. Транспортные организации страны закупили 173 электробуса, в том числе 155 с динамической зарядкой, 8 троллейбусов производства «Белкоммунмаш». На экспорт поставлено 22 электробуса, 208 троллейбусов и 5 трамваев.
Что касается других разработок МАЗа и «Белкоммунмаша» в области электротранспорта, то специалисты предприятий завершили опытно-конструкторские работы и изготовили экспериментальный образец грузового электромобиля грузоподъемностью до 4 тонн и опытный образец грузового электромобиля грузоподъемностью 10 тонн.
БЕЛАЗ тоже включился в эту гонку. Создание беспилотного транспорта – приоритетное направление разработчиков предприятия. Первые образцы высокопроизводительных самосвалов-беспилотников несколько лет назад поставили в Россию, где они прекрасно себя зарекомендовали. Также успешны инновационные разработки в создании электросамосвалов, самосвалов-электровозов, дизель-троллейвозов, электротроллейвозов. Особенно радует то, что инновационные решения БЕЛАЗа в части создания высокотехнологичной и экологичной электротехники нашли своего покупателя. Также на заводе изготовлены образцы карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн (на аккумуляторных батареях) и 220 тонн (дизель-троллейвозного типа).
– Для дальнейшей локализации производства электротранспорта «Могилевлифтмаш» выпустил 64 тяговых электродвигателя, «Измеритель» и «Белкоммунмаш» – 288 инверторов (систем управления), – добавил Олег Слепченко.
По машинам!
«БЕЛДЖИ» тем временем налаживает производство электромобилей китайско-белорусской разработки. В прошлом году завод на базе Республиканского полигона для испытаний мобильных машин завершил сертификацию легкового электромобиля GEELY GEOMETRIA C. Наши специалисты собрали первую партию из 50 электромобилей. Они адаптированы к нашему климату. Уже реализовано 35 машин на сумму около 3 миллионов рублей. Кстати, эксплуатация проходила в традиционных для нас погодных условиях, в частности в мороз. Проект непростой, и о массовом производстве отечественного легкового электрокара говорить пока рано в силу прежде всего ценового фактора. Важно не просто разработать модель, но и поставить производство электромобиля на поток.
На фоне роста числа электромобилей на наших дорогах развивается зарядная инфраструктура. «Витязь» организовал производство зарядных станций переменного и постоянного тока. Станции постоянного тока (быстрой зарядки) закупает «Белоруснефть», а станции переменного тока организация-производитель реализует в том числе владельцам экологичных машин для установки в местах стоянки, в гаражах.
Таким образом, задача развития электротранспорта в стране решается комплексно, включая не только изготовление транспортных средств, но и мероприятия по созданию производств узлов и комплектующих для электромобилей, условий для их эксплуатации.
Инна Горбатенко, «
Рэспубліка», 22 марта 2022 г.
(фото – БЕЛТА)
Потребитель не пострадает. В Минпроме разъяснили изменения законодательства в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Первый заместитель Министра промышленности Андрей Конюшко прокомментировал журналистам важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, которые были внесены Правительством, передает корреспондент
БЕЛТА.
Постановление Правительства от 8 июля 2025 г. № 372 вносит важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны.
«В свое время было принято решение на уровне ЕАЭС о необходимости улучшения качества производимой на территории союза продукции. Это касается различных товаров, в том числе автомобильной техники. До принятия изменений в постановление, которое действовало с 8 августа 2022 г., существовал упрощенный порядок в связи с ковидом. Постановление, принятое в текущем году, просто совершенствует эту работу», – подчеркнул Андрей Конюшко.
В частности, документ дает возможность юридическим лицам ввозить из третьих стран в течение календарного года определенное количество колесных транспортных средств одного типа без необходимости получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС) – документа, подтверждающего соответствие требованиям технического регламента Евразийского экономического союза в отношении колесных транспортных средств.
Самое главное, по его словам, – дополнительные методы нетарифного регулирования не вводятся. «Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления № 372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное – крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания – необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства», – уточнил он.
Первый замминистра подчеркнул, что изменения не затрагивают ввозимые транспортные средства физическими лицами для личного пользования. «Но дилеров, которые ввозят импортный продукт большими партиями, это затронет, – сказал Андрей Конюшко. – Это будет дополнительный уровень безопасности для уверенности наших потребителей в качестве импортированной продукции. Производители Беларуси, такие как «Белджи», уже давно работают по последним системам качества, и у них здесь порядок».
По его словам, изменения будут для белорусов гарантом того, что они покупают качественный автомобиль, – это будет подтверждено соответствующими документами.
При этом крупные марки машин с белорусского рынка не уйдут, уверен он. «Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому что предусмотрен переходный период», – отметил первый замминистра.
Для бизнеса введение переходного периода имеет особое значение, потому что обеспечит дилерским компаниям возможность адаптировать свою деятельность к новым требованиям по получению документов об оценке соответствия требованиям безопасности, в том числе для электромобилей, а также обеспечит плавный переход к более строгим требованиям к осуществлению оценки соответствия в целом всех транспортных средств, что, безусловно, повысит уровень безопасности продукции на внутреннем рынке.
Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей – с 1 января 2026 г.
Потребитель не пострадает и не должен пострадать, считает Андрей Конюшко. «Наш национальный производитель «Белджи» выпускает линейку автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и сейчас уже представил наш первый белорусский электромобиль. По последним данным, уже 200 авто заводской сборки в соответствии со всеми требованиями безопасности нашли своих покупателей. Дефицита с автомобильными марками не будет», – заявил он.
Предпосылками для принятия документа стали необходимость защиты рынка ЕАЭС от обращения на его территории небезопасной продукции, а также обеспечение для произведенной в Республике Беларусь и импортируемой в республику техники с аналогичными условиями доступа на внутренний автомобильный рынок.
Министерство промышленности продолжает работу по развитию инновационных технологий и созданию условий для устойчивого развития автомобильной отрасли в нашей стране. Принимаемые ведомством меры направлены в первую очередь на укрепление позиций Республики Беларусь как современного и безопасного центра автомобильной промышленности.
По информации
БЕЛТА
Постановлением Правительства в Беларуси внесены важные изменения в законодательство в сфере ввоза и эксплуатации автомобилей
Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны, сообщили
БЕЛТА в пресс-службе Совета Министров.
Соответствующее постановление подписал Премьер-министр.
Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.
При этом изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.
«Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств – членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств № 018/2011».
При этом для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства, начиная с 1 января 2026 г.
По информации
БЕЛТА
Эксперты доработали проект Концепции сопряжения главных транспортных артерий в СНГ
В Отделении Исполнительного комитета СНГ в Москве состоялось второе заседание экспертной группы по согласованию проекта Концепции сопряжения главных транспортных артерий, проходящих по территориям государств – участников СНГ. Об этом
БЕЛТА сообщили в Департаменте экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
Проект документа разработан Министерством транспорта Казахстана по поручению президента страны и определяет цели и тенденции развития транспортной системы на пространстве СНГ.
Директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Михаил Мыскин отметил, что проект концепции доработан и отражает согласованное видение государств по ключевым подходам к сопряжению и модернизации транспортных артерий на территориях государств – участников СНГ.
По итогам состоявшегося обсуждения участники заседания одобрили проект концепции, доработанный с учетом поступивших замечаний государств – участников СНГ.
Документ планируется внести на рассмотрение Совета глав правительств СНГ в установленном порядке.
По информации
БЕЛТА
Александр Турчин о перспективах предприятий Минпрома: эффективность работы ставится во главу угла
Эффективность работы предприятий ставится во главу угла, заявил Премьер-министр Беларуси Александр Турчин, представляя коллективу Министерства промышленности Андрея Кузнецова, которого Президент Беларуси Александр Лукашенко 30 июня назначил министром промышленности, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виталия Пивоварчика, БЕЛТА)
До настоящего времени Андрей Кузнецов работал в должности заместителя Министра промышленности.
Александр Турчин пожелал новому министру успехов и отметил, что самое главное – нацеленность на эффективную работу. «Министерство промышленности как регулятор должно заниматься всеми направлениями деятельности и отрасли, и подведомственных предприятий – (это. – Прим. БЕЛТА) и объемы производства, и экспорт», – отметил Александр Турчин, добавив, что при выполнении определенных условий предприятия и Министерство могут рассчитывать на всеобъемлющую поддержку Правительства.
Бывший министр промышленности Александр Ефимов направлен руководить холдингом «АМКОДОР».
«Это одно из важнейших предприятий в отрасли машиностроения в нашей стране, которое оказалось в весьма непростой ситуации, – отметил Премьер-министр. – Благодаря Президенту, который прежде всего заботится о людях, работающих на этом предприятии, оно перешло под крыло государства. Но перешло с огромным количеством обязательств, которые нам надо будет вместе исполнять. Это весьма непростое решение».
Александр Турчин добавил, что для Александра Ефимова – дело чести вывести предприятие на успешную работу. Стоит задача выпускать конкурентоспособную продукцию и обеспечивать работников достойным уровнем заработной платы. Правительством готовится нормативный правовой акт, который будет комплексно решать проблемы «АМКОДОРА».
Говоря в целом о работе отрасли, Премьер-министр также нацелил руководителей на оптимизацию затрат, снижение расходов, диверсификацию экспортных поставок.
Кузнецов Андрей Евгеньевич родился 13 января 1977 г. в Гомеле. В 2001 году окончил Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого, в 2020 году – Брянский государственный аграрный университет (РФ), в 2024-м – Академию управления при Президенте Беларуси.
Трудовой путь начал на Гомельском заводе литья и нормалей в 1996 году. Работал мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника сборочного цеха, начальником механического цеха, начальником участка сборочного цеха, начальником экспортно-сдаточного цеха, начальником цеха по производству метизов.
В 2011 году стал заместителем директора Гомельского завода литья и нормалей по производству.
В 2013–2021 годах работал на предприятии «Брянсксельмаш» в должностях заместителя генерального директора по производству, главного инженера – заместителя генерального директора по производству и генерального директора.
В 2021 году был назначен директором Гомельского завода литья и нормалей.
С 2024 года занимал должность заместителя Министра промышленности.
30 июня 2025 года назначен Министром промышленности.
По информации
БЕЛТА
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автоперевозок грузов с третьими странами
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами. Об этом на полях Евразийского экономического форума во время панельной сессии «Устойчивый транспорт в Евразийском регионе: мобильность, мультимодальность и цифровизация» заявил Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Вопрос либерализации международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами инициирован Беларусью. «Призываю двигаться более быстрыми темпами по его решению. На мой взгляд, в области автомобильных перевозок нам не хватает прорывных решений, которые бы позволили успешно преодолеть переориентацию товаров, сырьевых потоков в нашем экономическом пространстве с западного на южное и восточное направления. Полагаю, что либерализация и гармонизация этой сферы будут одним из таких шагов, который позволит динамично развиваться в области автомобильных перевозок Союза», – отметил Алексей Ляхнович.
По словам министра, одним из приоритетных направлений развития транспортного комплекса остается дальнейшая цифровизация. Особое внимание при этом уделяется цифровизации перевозок и развитию интеллектуальных транспортных систем. «В процессе обеспечения безопасности дорожного движения и оперативного реагирования на изменения дорожной ситуации активно внедряются технологии машинного зрения и искусственного интеллекта. Для этих целей в Беларуси создан Центр мониторинга дорожного движения. В следующем году завершим работы по разработке программно-аппаратного комплекса для этого центра», – добавил Алексей Ляхнович.
Кроме того, обеспечена возможность полного электронного документального сопровождения грузовых и железнодорожных перевозок, начиная от принятия заявки на перевозку грузов до оформления их выдачи. «Все коммерческие перевозки внутри Беларуси происходят в электронном виде. Реализована возможность обмена электронными перевозочными документами с цифровой подписью международным сообщением на основе международных технических стандартов. В части автомобильных перевозок необходимо более активно двигаться во внедрение международной товарно-транспортной накладной в электронном виде. Ожидаем конкретных результатов от деятельности рабочей группы по этому вопросу, созданной на площадке ЕЭК», – подчеркнул Министр транспорта и коммуникаций.
По информации
БЕЛТА