17.03.2022
МНС рассказало, в каких случаях физлицам нужно декларировать доходы
Начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Андрей Ковалевский рассказал журналистам в пресс-центре
БЕЛТА, в каких случаях физическим лицам нужно декларировать свои доходы.
«Ежегодно граждане нашей страны должны самостоятельно предоставлять декларацию о доходах, налогообложение которых производится не источником выплаты (не налоговым агентом, не белорусской организацией). Среди самых популярных – доходы, полученные налоговыми резидентами Беларуси от источников за пределами нашей страны. Это и заработная плата, и дивиденды в иностранных государствах, проценты по вкладам, выигрыши в иностранных онлайн-казино, подарки не от родственников на крупную сумму в виде денежных переводов. Есть у нас в стране и известные мировые блогеры, которым нужно декларировать доходы. Также среди популярных – доходы от продажи транспортных средств и недвижимого имущества», – сказал Андрей Ковалевский. Задекларировать доходы физлицам нужно до 31 марта, оплатить налог – до 1 июня.
Налоговый резидент – это физическое лицо, которое находилось на территории Беларуси более 183 дней в календарном году. Те, кто находился за пределами страны более 183 дней, не признаются налоговыми резидентами. «Если ты налоговый резидент, то отчитываешься по доходам, полученным как в Беларуси, так и за ее пределами. Если нет, то только по доходам, полученным от белорусских источников. Если человек за год ни в одной стране не прожил 183 дня (например, побыл по месяцу в каждой), то он признается резидентом по принципу гражданства и должен предоставить декларацию о доходах. Если доходы получены от иностранной организации в виде зарплаты, дивидендов, доходов от сдачи имущества в аренду, процентов от вкладов по счетам, то облагается налогом каждый заработанный за границей доллар. Если за границей удержан подоходный налог, то это будет принято в зачет в Беларуси при предоставлении документов, подтвержденных налоговой службой», – отметил Андрей Ковалевский.
Законодательством предусмотрено, что если сумма всех подарков не от родственников не превысила Br7521, то предоставлять декларацию и платить налоги не нужно. Налог необходимо оплачивать только с суммы, превышающей Br7521. Это касается не только подарков из-за границы, но и в пределах территории страны.
Если в течение календарного года физлицо продало два и более легковых автомобиля, один и более грузовой (техническая масса превышает 3 т), один и более автобус (количество пассажирских мест более 8), то после реализации этого имущества необходимо оплатить подоходный налог. Реализация квартиры, дома, земельного участка, гаража один раз в пять лет не облагается налогом. Причем все виды имущества рассматриваются по отдельности, то есть, если человек за пять лет продал и дом, и гараж, и квартиру, декларацию подавать не требуется.
«Законодательство предусматривает учет расходов, связанный с приобретением недвижимого имущества. Налог взимается с разницы между доходами от реализации и расходами, связанными с приобретением имущества. Условно, если легковушку приобрели за Br10 тыс., а продали за Br9 тыс., то налога не будет. Если продали дороже, чем приобрели, то только с разницы необходимо будет уплачивать налог. Это касается и недвижимости. Причем предусмотрен механизм осовременивания расходов: они пересчитываются с учетом изменения курса доллара. Причем предусматривается учет расходов даже в тех случаях, когда физическое лицо получило деньги на безвозмездной основе. Например, подарил квартиру близкий родственник, а вы впоследствии ее продаете. Расходов не понесено, но законодательство требует учета определенных сумм, которые не облагаются налогом, в частности оценочной стоимости недвижимости на момент дарения», – пояснил представитель МНС.
По сообщению
БЕЛТА
1 марта на
YouTube-канале НЦПИ состоялась трансляция семинара «Налоговое законодательство для физических лиц – 2022». Запись смотрите
здесь.
МНС: до 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания маркировки
До 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания кода маркировки. Об этом сообщил на семинаре, организованном МАРТ, заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский, передает корреспондент
БЕЛТА.
С 1 июля 2025 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке, перейти на использование кассового оборудования, соответствующего требованиям законодательства. В отдельных магазинах заблаговременно начали тестировать процессы считывания кода маркировки, но в целом субъекты оказались не готовы к нововведениям.
Чтобы минимизировать возникшие сложности, правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Исключена необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN. Это сделано для снижения нагрузки на бизнес, удобства покупателей.
Теперь при продаже соков, напитков, консервов и других товаров можно считывать только штриховой код, если есть дифференцированный учет, а при его отсутствии и торговле только этими товарами в небольшом магазине – просто вводить сумму единицы товара.
Что касается товаров, которые маркируются средствами идентификации, требования сохранились. При их продаже нужно считывать код маркировки, обеспечивать дифференцированный учет и продавать этот товар поштучно. Перечень таких товаров короче, чем подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками. В первую очередь это молочка. Сюда же относятся обувь, шины, отдельные предметы одежды, белье столовое, постельное и кухонное.
«Принято решение, что до 1 ноября будет действовать тестовый режим. Вместе с тем требования соблюдать нужно, но от них можно отступать, если по объективным причинам не смогли выполнить (отклеилась маркировка, не считывается код и др.). Мы даем возможность приспособиться к новым условиям, а от субъектов торговли ожидаем получить информацию о проблемах», – отметил Вячеслав Майковский.
Он особо подчеркнул, что за несоблюдение правил на первом этапе – в период тестирования – налоговые органы штрафовать не будут.
В дальнейшем для многих товаров предусмотрен поэтапный переход на новую систему.
По информации
БЕЛТА
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказали в МНС
Что изменится в Беларуси в работе кассового оборудования, рассказала журналистам заместитель начальника управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам (МНС) Ольга Тараканова, сообщает
БЕЛТА.
Правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Принятое постановление позволит минимизировать возникшие с 1 июля 2025 г. сложности в торговых объектах, связанные с необходимостью одновременного сканирования при продаже товаров наносимых на них идентификационных знаков в виде линейного штрихового кода (GTIN) и QR-кода (наносится в рамках действующей в стране системы маркировки товаров).
«Скорректированы требования по маркировке товаров. На сегодняшний день в соответствии с национальным законодательством большинство товаров маркируется унифицированными контрольными знаками. В то же время с учетом принимаемых решений Евразийской экономической комиссии национальная маркировка унифицированными контрольными знаками будет трансформирована в маркировку средствами идентификации. Это связано с тем, что средство идентификации может закодировать в себе больше информации о товарах, которые подлежат маркировке», – рассказала Ольга Тараканова.
Специалист пояснила, что большинство кассового оборудования позволяет из средств идентификации извлекать штрих-код – так называемый GTIN. «Если покупатель на кассе самообслуживания покупает товар, который подлежит маркировке средством идентификации, то ему достаточно считать только код маркировки. Если покупатель пробивает свой товар не на кассе самообслуживания, а за обыкновенной кассой, то в данном случае продавец на товаре, который подлежит маркировке средством идентификации, тоже может считать только код маркировки, который содержится в средстве идентификации», – проинформировала Ольга Тараканова.
Постановление позволит исключить необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN.
Ольга Тараканова подчеркнула, что изменения вызваны необходимостью унификацией законодательства Беларуси с законодательством ЕАЭС в сфере маркировки товаров.
По информации
БЕЛТА
Беларусь переходит на использование нового кассового оборудования
Беларусь с 1 июля переходит на использование нового кассового оборудования, сообщили
БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам.
С этого дня субъекты хозяйствования должны пользоваться кассовыми суммирующими аппаратами и программными кассами, которые соответствуют новым требованиям.
На замену касс отводилось 2,5 года. Свыше 100 тыс. торговых субъектов уже обновили оборудование.
За использование кассового оборудования, не соответствующего новым требованиям, с 1 июля 2025 г. предусмотрена административная ответственность.
По информации
БЕЛТА
МНС ответило на вопросы малого бизнеса по учету данных о подлежащих маркировке товарах
Министерство по налогам и сборам ответило на вопросы от субъектов малого бизнеса в части обеспечения с 1 июля 2025 г. дифференцированного учета данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке, сообщили
БЕЛТА в МНС.
С 1 июля юрлица и ИП, которые продают подлежащие маркировке товары, используют кассовые суммирующие аппараты с установленным средством контроля налоговых органов и программные кассы, обеспечивающие считывание кода маркировки либо уникальной последовательности, дифференцированный учет данных о реализуемых товарах и передачу информации в систему контроля кассового оборудования.
При этом определено, что дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, выполняется с использованием международного идентификационного номера товара. Это глобальный номер торговой единицы – Global Trade Item Number (GTIN), наносимый на товар (этикетку, упаковку) в виде машиночитаемых символик (штриховых идентификационных кодов). Источником данных о таком номере является межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров».
Дифференцированный учет данных о реализации товаров может быть обеспечен в кассовом оборудовании двумя способами. Первый – использование внутренней базы товаров, второй – взаимодействие с внешней базой. В первом случае субъекту хозяйствования необходимо на кассовом оборудовании (памяти кассового аппарата, программном обеспечении программной кассы или других носителях информации) создать базу товаров и включить в нее следующие сведения: количество предлагаемых к реализации товаров, наименование, стоимость (цена), GTIN. При втором способе кассовое оборудование обеспечивает дифференцированный учет в составе кассовой компьютерной системы (в отношении кассовых аппаратов) либо взаимодействует с товарно-учетной системой субъекта торговли (в отношении программных касс) и должно обеспечивать передачу в такие системы следующий сведений: о проданных и возвращенных товарах, их количестве, наименованиях, стоимости (цене), а также GTIN. При этом субъект хозяйствования должен обеспечить загрузку информации в свою учетную систему о реализованных товарах (внешнюю базу данных). Загрузка может быть выполнена как вручную, так и автоматизированным способом, в том числе путем информационного обмена с другими информационными системами.
Постановлением Совета Министров и Национального банка от 6 июля 2011 г. № 924/16 не предусмотрена обязанность проведения инвентаризации товаров, подлежащих маркировке, по состоянию на 1 июля 2025 г., а также внесение не позднее 1 июля 2025 г. данных о таких товарах в товароучетную систему, интегрированную с кассовым оборудованием, либо во внутреннюю базу товаров. «Внесение соответствующей информации должно быть обеспечено субъектом хозяйствования в установленные им сроки, но не позднее фактической даты реализации таких товаров», – обратили внимание в МНС.
По информации
БЕЛТА
Какие налоговые льготы предоставлены технопаркам, рассказали в ГКНТ
Какие налоговые льготы предоставлены технопаркам, рассказали
БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета по науке и технологиям.
«Технопаркам и их резидентам предоставлен ряд налоговых льгот. В частности, для них установлена ставка налога на прибыль в размере 10 % (вместо стандартных 20 %), нулевая ставка налога на недвижимость и земельного налога, применяются понижающие коэффициенты при формировании арендной платы за государственные площади (для технопарков – 0,1, для резидентов – от 0,1 до 0,9), предоставляются льготы по ввозным таможенным пошлинам и налогу на добавленную стоимость. При наличии соответствующих решений местных советов депутатов технопарки освобождаются от уплаты налогов и сборов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты (налог на прибыль, налог на недвижимость, земельный налог, налог при упрощенной системе налогообложения). Такие решения приняты для технопарков, действующих в городах Брест, Витебск, Гомель, Горки и Могилев», – рассказали в ГКНТ.
Главная цель технопарков – содействие созданию и развитию успешных инновационных предприятий и организаций. Резиденты технопарков ведут деятельность в различных направлениях, производя импортозамещающую и конкурентоспособную продукцию. К основным направлениям относятся производство оборудования для переработки различных видов сырья, химическая промышленность, информационно-коммуникационные технологии, производство климатической техники, инженерных систем, электронных приборов и бытовой техники, медицинская и фармацевтическая промышленность, биотехнологии, проектирование. Более половины резидентов реализуют проекты, относящиеся к V и VI технологическим укладам.
В целях развития инновационного предпринимательства и расширения деятельности существующих технопарков открываются региональные филиалы. Так, технопарк ООО «ИнКата» создал два филиала в Бобруйске и Молодечно, а ЗАО «Брестский научно-технологический парк» – филиал «Бурштын» в Барановичах.
В настоящее время ГКНТ активизирует работу по регистрации новых технопарков в регионах страны и расширению существующих площадок. Особое внимание уделяется обеспечению администрациями технопарков полного перечня услуг инновационного сервиса для резидентов, в том числе путем направления не менее 50 % средств фондов инновационного развития технопарков на финансирование инновационных проектов резидентов. «Технопарки должны стать ключевыми элементами инновационной инфраструктуры, обеспечивающими ускоренное внедрение разработок в производство, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках и развитие международного сотрудничества», – подчеркнули в ГКНТ.
По информации
БЕЛТА