10.03.2022
Эксперты об изменениях в новой редакции Кодекса об образовании
За принятием и утверждением нового Кодекса об образовании последуют продуманные решения, законы и подзаконные акты, поэтому сейчас крайне важно, когда учителя, эксперты и организаторы образовательного процесса высказывают аргументированные позиции по совершенствованию и дальнейшему развитию системы образования.
О новациях принятого правового акта рассказала директор Национального института образования В.В.Гинчук.
Новая редакция Кодекса об образовании включает более 200 изменений. Если говорить об уровне общего среднего образования, то самым важным, на мой взгляд, является включение в число принципов государственной политики в сфере образования обязательности общего среднего образования. Прежняя редакция Кодекса, как известно, предусматривала обязательность общего базового образования. В то же время введение этой нормы не означает революционных изменений в системе образования. Она закрепила уже сложившуюся практику получения образования: согласно статистике, почти 2/3 выпускников базовой школы продолжают обучение в 10 классе учреждений общего среднего образования, 1/3 – в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Учащиеся, которые являются редким исключением из этого правила, получают аттестат об общем среднем образовании после обучения в вечерних классах либо сдачи экзамена за курс средней школы в форме экстерната. Сам факт повышения уровня обязательного образования, несомненно, говорит в пользу политики государства, которое заботится об образовательном уровне населения.
Еще одним новшеством в перечне принципов государственной политики в сфере образования является принцип инклюзии в образовании, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Принципиально важно, что индивидуальные образовательные потребности и познавательные возможности обучающихся в новой редакции Кодекса рассматриваются в широком контексте: одаренность, талант, индивидуальные потребности, обусловленные жизненной ситуацией, состоянием здоровья, иными обстоятельствами. Новая редакция Кодекса (статья 150) предусматривает создание классов совместного обучения и воспитания – классов, в которых лица с ОПФР осваивают содержание образовательных программ общего среднего образования совместно с лицами, не имеющими таких особенностей. Следует отметить, что с 2018 года Национальным институтом образования проводится республиканский эксперимент по апробации образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с особенностями психофизического развития. По результатам эксперимента учреждениям общего среднего образования будет предложена модель организации образовательного процесса для обеспечения инклюзии лиц с особенностями психофизического развития. Порядок создания классов совместного обучения и воспитания, порядок организации образовательного процесса в них будет определен Положением об учреждении общего среднего образования. В данном контексте важное значение будет иметь формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.
Среди новшеств Кодекса, относящихся к уровню общего среднего образования, – возможность принимать в 1 класс детей, которым шесть лет исполняется в текущем календарном году. Данная норма может быть реализована по заявлению одного из законных представителей ребенка при наличии решения педагогического совета учреждения образования. Введение новой нормы обусловлено обращениями родителей, которые хотели бы отдать своего ребенка в школу ранее предусмотренного срока.
Хотелось бы, чтобы родители и законные представители детей очень ответственно и осознанно подходили к решению вопроса о начале обучения в школе. В педагогике важно соблюдение принципов разумности и целесообразности. Ребенок к школе должен быть эмоционально, социально и интеллектуально готов. Умение читать и считать еще не означает, что малыш готов делать это ежедневно в течение целого учебного года. Для начала обучения в школе очень важны готовность и способность ребенка удерживать внимание на учебной деятельности, произвольно (т.е. целенаправленно, через волевое усилие) запоминать и воспроизводить определенное количество информации. Не менее важны мотивационная готовность ребенка идти в школу ради получения новых знаний, а не из-за интереса к внешним школьным атрибутам (портфелю, школьной форме), а также социально-коммуникативная зрелость – умение соблюдать нормы поведения в обществе, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и со сверстниками.
Ну и, конечно, важным новшеством является изменение формы итоговых испытаний по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Введение централизованного экзамена в 2022/2023 учебном году освобождает учащихся 11 класса от подготовки к двум разным формам экзамена (например, по русскому языку – выпускной экзамен в форме изложения, вступительный – в форме централизованного теста). Порядок организации и проведения централизованных экзаменов, в том числе учреждения образования, определяемые в качестве пунктов их проведения, также будут определяться Министерством образования.
Сдав централизованный экзамен, учащиеся получат отметку в аттестат об общем среднем образовании и сертификат для поступления в учреждение высшего образования. С другой стороны, централизованный экзамен – это форма независимой оценки образовательных достижений учащихся, обеспечивающая объективность оценки. Сегодня такой подход к оценке результатов учебной деятельности – мировая тенденция.
По сообщению
официального сайта Министерства образования Республики Беларусь
«Удобны для бизнеса и способствуют развитию экономики». Марина Ленчевская о новеллах гражданского законодательства
Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Об этом заявила председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Марина Ленчевская, передает корреспондент
БЕЛТА.
Сегодня Постоянная комиссия по законодательству Палаты представителей провела круглый стол на тему «Новеллы Гражданского кодекса Республики Беларусь в действии» с участием представителей Верховного Суда, Национального центра законодательства и правовой информации, Белорусской нотариальной палаты, Министерства юстиции, Белорусской республиканской коллегии адвокатов и других.
Как отметила Марина Ленчевская, мероприятие инициировано с целью проведения мониторинга практического применения Закона «Об изменении кодексов», вступившего в законную силу 19 ноября 2024 г. Данным законом внесены комплексные изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь.
«Новеллы гражданского законодательства открыли новые возможности как для юридических, так и для физических лиц. Новые финансовые инструменты удобны для бизнеса и в целом способствуют развитию экономики нашей страны. Тут стоит отметить такие договорные конструкции, как опцион на заключение договора, безотзывную доверенность, конвертированный заем, счета эскроу», – подчеркнула парламентарий.
По ее словам, сегодня действительно состоялся очень конструктивный диалог. «Для нас очень важно услышать, как эти новации применяются на практике, насколько они эффективны. А для законодателя это важно на перспективу для дальнейшего совершенствования законодательства», – дополнила Марина Ленчевская.
По информации
БЕЛТА
Деловой стиль, бесплатный подвоз, освобождение от ЦЭ. Что меняется для школьников с 1 сентября
Представители Министерства образования и Минского облисполкома рассказали в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» о том, что меняется для школьников с 1 сентября после принятия новых норм в Кодекс об образовании.
Бесплатный подвоз
Консультант управления общего среднего образования Министерства образования Анжела Кудоярова отметила, что статью Кодекса об образовании дополнили нормой о том, что теперь местные советы депутатов имеют право принимать решения по бесплатной перевозке учащихся в пределах населенного пункта, в которых они проживают, до учреждения образования и обратно школьными автобусами по маршруту движения. «Раньше мы не могли использовать эту возможность. Мы могли организовать подвоз к учреждению образования только детей из сельских населенных пунктов, где нет школ. Сейчас мы можем организовать в пределах населенного пункта, – пояснила она. – Также сейчас предоставлено право осуществлять подвоз учащихся к местам проведения всевозможных образовательных мероприятий, экскурсий, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Теперь мы законодательно это закрепили».
Как региональный представитель главный специалист отдела дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования главного управления по образованию Минского облисполкома Наталья Дудкина добавила, что эта норма очень важна для регионов, потому что зачастую по этим моментам возникают некоторые сложности. «Вот шестой школьный день недели, когда идет мероприятие районного, городского уровня, а ребята из села не могут туда добраться. И тот же руководитель стоит перед выбором: он знает, что надо детей завести, но как это решить, он не знает. Теперь все просто – есть законодательная база», – подчеркнула она.
Обязательный деловой стиль одежды
Помимо этого, с 1 сентября закреплена обязанность для школьников придерживаться делового стиля одежды. Анжела Кудоярова пояснила, что дети, учащиеся в учреждении общего среднего образования должны придерживаться делового стиля одежды всегда за исключением уроков физкультуры и трудового обучения. В стране проводился эксперимент со школьной формой, и капсульную форму мы уже знаем. «Сейчас мы просто это утвердили на законодательном уровне», – подчеркнула она.
Одиннадцатиклассники могут быть освобождены от ЦЭ по медпоказаниям
По обращениям родителей также введена норма для освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас эта норма действует только для учащихся девятых классов. «То есть, если заключение врачебно-консультационная комиссия (ВКК) выдала, то учащиеся девятых классов могут получить освобождение. В одиннадцатых классах раньше только обучающиеся на дому имели такое право. С 1 сентября будет введена норма о том, что учащиеся выпускных 11 классов по заключению ВКК смогут быть освобождены от ЦЭ по медицинским показаниям. Минздрав установит перечень заболеваний, на основании которого дети будут освобождаться от выпускных экзаменов», – пояснила Анжела Кудоярова.
Если выпускник не попал на ЦЭ, то ему будет выставлен годовой балл
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов добавил, что при поступлении все равно остается необходимость подачи результатов централизованного тестирования, централизованного экзамена. «Опять же, если будет заключение от медицинской комиссии о том, что молодые люди не могут сдавать ЦЭ и ЦТ, то поступить в университет, конечно, будет можно, но, если есть ограничения у молодых людей, то они останутся и при поступлении в университет на ряд специальностей, – пояснил он. – Есть определенный перечень специальностей, на которые ребята могут поступить и без сертификатов – это или наиболее востребованные специальности в случае отличной успеваемости, либо специальности, где необходимо сдать внутренние вступительные испытания. То есть возможности, конечно, будут, но их количество будет ограничено в связи с состоянием здоровья».
По информации
БЕЛТА
Одобрен проект межправсоглашения с Россией об условиях деятельности БРУ
Глава государства Александр Лукашенко 2 июля подписал Указ № 267, которым одобрил в качестве основы для проведения переговоров проект межправительственного Cоглашения Беларуси и России об условиях деятельности Белорусско-Российского университета.
Данным международным договором конкретизируются статус и основные положения деятельности вуза, которые касаются, в частности, задач, правил и порядка приема для получения образования, органов управления.
Заключение соглашения будет способствовать развитию и укреплению отношений между двумя странами.
На проведение переговоров по проекту соглашения и его подписание уполномочено Министерство образования.
Перераспределение и возмещение обучения заказчиком. Какие законодательные изменения коснулись целевиков
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов в проекте
БЕЛТА «Страна говорит» рассказал о том, какие законодательные изменения в Кодекс об образовании коснулись целевиков.

(фото – БЕЛТА)
Сергей Пищов рассказал, что при распределении в целом сохранены все те нормы, которые были и в предыдущей редакции кодекса. «Распределение, а правильнее сказать, закрепление молодых специалистов на первых рабочих местах или в отрасли, которую они выбрали, – это важнейший вопрос. Нужно, чтобы молодые люди, получив соответствующее образование, действительно профессионально росли и получали карьерный рост, – считает он. – Государство в первую очередь заинтересовано в том, чтобы специалисты были востребованы в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы. Поэтому в данной ситуации несколько есть у нас таких нововведений в кодексе – это предоставление гарантий лицам, которые уволены с работы в связи с призывом на военную службу, но не направленные для ее прохождения. Такие случаи, пускай не часто, но случаются. У таких молодых специалистов остается на протяжении 10 дней после получения уведомления от комиссариата их рабочее место. Они могут вернуться на свое рабочее место и продолжить работу».
Также введены на законодательном уровне обязанности для организаций – заказчиков кадров возмещать государству средства в случае необоснованного расторжения целевого договора с молодыми специалистами. «Раньше такая норма была прописана у нас только на уровне договора о целевой подготовке, сейчас она закреплена на уровне кодекса», – пояснил начальник.
Кроме этого, добавлена возможность учреждениям образования использовать информацию из информационных источников республиканских органов госуправления о ситуации с трудоустройством конкретных молодых специалистов, чтобы можно было мониторить и при необходимости принимать соответствующее решение о закреплении данных специалистов.
При перераспределении молодых специалистов в период обязательной работы, которые распределены в сельскую местность, обязательным требованием стало согласование такого перераспределения с вышестоящей организацией. «Раньше такая норма была только для организаций, которые направляли по сельскохозяйственным специальностям. Сейчас это будет касаться всех специальностей – педагоги, медики, которые распределяются в сельской местности, для перераспределения обязаны будут согласовать свое перераспределение с облисполкомом, – рассказал Сергей Пищов. – Перераспределения бывают в любом случае, потому что это жизнь молодого специалиста. Распределившись, меняется его статус, где-то он связывает свою жизнь с силовыми структурами армии, где-то он женится или выходит замуж. Вместе с тем организации должны создавать такие условия, чтобы специалисты, даже изменив свой статус, закреплялись в данной организации, то есть приглашали своего мужа, жену в эту организацию. Таким образом они будут усиливать потенциал той организации, в которой они трудоустроены».
Если организация – заказчик кадров была ликвидирована во время обучения специалиста, то в первую очередь его перенаправят по той специальности, на которую он поступил. «Будет учитываться и мнение самого молодого специалиста, и потребность организаций-заказчиков в данном регионе. Для целевиков создаются особые условия – они сдают внутренние вступительные испытания и уже на стадии подписания договора о целевой подготовке принимают все условия, которые данным договором установлены», – пояснил он.
Целевая подготовка – это не льготная траектория, напомнил Сергей Пищов. «Это должны понимать как организации – заказчики кадров, так и абитуриент с его родителями. Организация-заказчик раньше на уровне договора, а сегодня на уровне кодекса должна принять специалиста на первое рабочее место, обеспечить соответствующие условия труда для того, чтобы необоснованного расторжения договора не произошло. Если это произойдет по инициативе или вине организации, то она будет выплачивать стоимость обучения. Эта норма повышает защищенность наших молодых специалистов, которые направляются по целевым договорам. Прецеденты такие были, но их необходимо исключать, конечно. С учетом того, что в последние годы у нас на целевой прием динамика положительная как в вузы, так и в колледжи, то это, конечно, необходимо закрепить на дальнейшем уровне. И мы закрепили эту норму», – заметил начальник главного управления.
По информации
БЕЛТА
«При Президенте Республики Беларусь» – 30 лет. Академия управления отмечает важную веху своей истории
Академия управления отмечает 30-летие присвоения статуса «При Президенте Республики Беларусь». В центре Минска – на площади Государственного флага – собрались около 1,5 тыс. выпускников академии 2025 года на торжественную церемонию вручения дипломов, приуроченную к этой важной дате, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Президентская Академия сегодня вручила дипломы новому поколению управленцев и руководителям высшего звена. Всего на церемонии присутствовали около 3 тыс. человек – обучающиеся, выпускники, представители профессорско-преподавательского состава, гости.
Приветственный адрес главы Приветственный адрес Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого по случаю 30-летия со дня преобразования Академии управления при Кабинете Министров в Академию управления при Президенте Республики Беларусь зачитала Заместитель Гглавы Администрации Президента Ольга Чуприс.
«Этот высочайший статус, присвоенный решением Главы государства, подчеркивает ключевую роль учреждения в подготовке для экономики и социальной сферы компетентных, всесторонне образованных руководителей и убежденных патриотов, – говорится в приветственном адресе. – Статус «При Президенте Республики Беларусь» возлагает на коллектив вуза особую ответственность и влечет самое серьезное требование к качеству образования и выполнению задач в сфере государственного строительства».
Отмечается, что за прошедшие годы академия стала уникальной школой управления и ведущим научно-практическим центром в области кадровой политики и общественных отношений.
Дмитрий Крутой выразил уверенность, что коллектив и впредь с честью и достоинством будет выполнять все возложенные на него главой государства задачи, вносить весомый вклад в укрепление и процветание родной Беларуси.
Сегодня среди тех, кто пришел поздравить Академию управления при Президенте Республики Беларусь, – высшие должностные лица страны, представители государственных учреждений, а также крупных предприятий и организаций, которые являются надежными партнерами академии в воспитательном и образовательном процессе.
Радость праздника вместе с выпускниками разделили почетные гости. Среди них руководство Администрации Президента Республики Беларусь, Национального банка, Центральной избирательной комиссии, Генеральной прокуратуры, министерств образования, связи и информатизации, других государственных органов и организаций.
В дальнейшем такой формат вручения дипломов станет доброй ежегодной традицией, способствующей консолидации выпускников вокруг своей альма-матер.
В конце июня 1995 года Указом Главы государства Академии управления был присвоен статус «При Президенте Республики Беларусь», и сегодня выпуск обучающихся приурочен как раз к этой знаменательной дате.
В Академии управления при Президенте Республики Беларусь формируется управленческая элита страны. Выпускники – это высококвалифицированные специалисты, способные управлять и принимать стратегически важные решения для страны, действующие и будущие управленцы, которые обеспечивают стабильность и развитие государства.
По информации
БЕЛТА