Конституционный Суд: необходимо принять Концепцию правовой политики
Конституционный Суд считает необходимым принятие Концепции правовой политики, заявил Председатель суда Петр Миклашевич, оглашая заключительную часть Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото – Рамиль Насибулин, БЕЛТА)
«Принятые на республиканском референдуме изменения и дополнения Конституции обусловливают необходимость активизации, а также последовательности и системности законотворческого процесса по принятию и корректировке законов на основе положений обновленной Конституции. Конституционный Суд обращает внимание законодателя на необходимость соблюдения принципа верховенства права и реализации принципа правовой определенности, обеспечивая ясность, смысловую точность, непротиворечивость и логическую согласованность норм законов, не допуская наличия пробелов и неоднозначного понимания норм права при их применении, – отметил Петр Миклашевич. – Особое внимание следует уделять правовой обеспеченности при выработке конституционно-правовых механизмов достижения конституционно значимых целей и интересов, законодательного регулирования важнейших общественных отношений для обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц».
В преамбуле обновленной Конституции определены ценностные ориентиры белорусского народа на современном этапе развития: сохранение национальной самобытности и суверенитета, утверждение устоев правового государства и социально справедливого общества, обеспечение благополучия граждан, независимости и процветания Республики Беларусь.
«Конституционный Суд полагает, что для обеспечения процесса достижения конституционных целей современного развития общества и государства необходимо принятие Концепции правовой политики, определяющей стратегию дальнейшего совершенствования правовой системы, национального законодательства, развития правовой науки и юридической практики, системного формирования правосознания и правовой культуры», – сказал Петр Миклашевич.
По сообщению БЕЛТА
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации БЕЛТА
Абсолютно все сферы нашей жизни регулируются законами. Они же создаются и принимаются в соответствии с Конституцией – Основным Законом страны. Как и все общество, Конституция развивается и совершенствуется, чтобы при любых обстоятельствах защищать наши права и свободы. О социальной ориентированности обновленной Конституции, особенностях ее действия в современных условиях «Р» поговорила с Аллой Бодак, судьей Конституционного Суда.
Запрос времени
– В результате республиканского референдума, проведенного 27 февраля 2022 года, у Конституционного Суда значительно расширились полномочия. Чем это вызвано и как сказалось на вашей деятельности?
– Наша действительность характеризуется процессами глобализации, динамичным развитием региональной интеграции, сложной геополитической ситуацией. Политическая и социально-экономическая реальности обусловили необходимость укрепления государственного суверенитета, правовое содержание которого раскрывается в статье 1 Конституции: согласно ей, Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
Конституционный Суд Республики Беларусь, являясь «хранителем Конституции», призван защищать суверенитет.
В результате изменений и дополнений, принятых на республиканском референдуме в 2022 году, Конституционному Суду по сути придан статус конституционного арбитра при разрешении споров между ветвями власти, государством и гражданами. В связи с этим введены новые полномочия о толковании Конституции, даче заключений о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции, конституционности проведения выборов Президента, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики. При этом расширено число субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный Суд.
Обновленная Конституция предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд гражданина с просьбой о проверке конституционности закона, примененного в конкретном деле, которым, по его мнению, нарушены его конституционные права и свободы. Это является важным этапом развития конституционного правосудия в Беларуси. Указанные конституционные изменения свидетельствуют об усилении конституционных гарантий правового статуса личности и о расширении правовых механизмов реализации и защиты прав и свобод граждан.
Важный этап правосудия
– Насколько широко граждане Беларуси пользуются своей новой возможностью? Относятся ли вопросы, которые они хотят разрешить, к компетенции Конституционного Суда?
– В течение 2024 года в Конституционный Суд поступило 530 обращений, из которых 103 в определенной мере отвечают критериям конституционной жалобы. В жалобах изложены вопросы, связанные с нарушением прав при применении трудового, жилищного, земельного, пенсионного, налогового, а также уголовно-процессуального, административного и гражданского процессуального законодательства. Поступающие жалобы граждан изучаются в установленном Законом «О конституционном судопроизводстве» порядке, определяется способ их дальнейшего разрешения с учетом соблюдения условий допустимости, общих требований к содержанию конституционной жалобы.
Анализ жалоб показывает, что гражданами не соблюдаются в полной мере положения данного закона, что является основанием для отказа в возбуждении производства по делу.
Многие обращения не относятся к компетенции Конституционного Суда, а подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции или в других государственных органах.
Конституционным Судом принято два определения об отказе в возбуждении производства по делу, принято одно решение по существу «О конституционности статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях по жалобе». Еще одно решение находится на рассмотрении в суде.
– Что же нужно учитывать тем, кто намерен обратиться за защитой своих прав в Конституционный Суд?
– Для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы. Она должна отвечать всем условиям допустимости, а также общим требованиям к ее содержанию, включая юридически четко сформулированную позицию гражданина по поставленному в конституционной жалобе вопросу о неконституционности закона, примененного в конкретном деле, со ссылкой на соответствующие нормы Конституции. Для этого требуются организация всесторонней разъяснительной работы с привлечением существующих информационных ресурсов и оказание гражданам квалифицированной юридической помощи.
Для содействия реализации права граждан на доступ к конституционному правосудию и создания максимально благоприятных для этого условий в Конституционном Суде активно внедряются информационно-коммуникационные технологии. Так, граждане, желающие обратиться в Конституционный Суд, могут подать конституционную жалобу в электронной форме. Для этого на официальном сайте Конституционного Суда следует создать личный кабинет и заполнить в нем специальную регистрационную форму с приложением необходимых документов и иных материалов.
– Недавно в Конституционном Суде была рассмотрена первая индивидуальная конституционная жалоба…
– Реализуя полномочие принимать решения по жалобам граждан на нарушения их конституционных прав и свобод, проверяя конституционность законов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие средства судебной защиты, Конституционный Суд исходит из необходимости своевременного устранения из правового регулирования законодательных пробелов, правовой неопределенности, которые, как правило, нарушают системность и согласованность правовых норм, затрудняют правоприменение.
Наличие в законодательных актах пробелов и правовой неопределенности не позволяет обеспечивать в полной мере принцип верховенства права, создает возможность такого понимания и применения правовых норм, которое может приводить к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из принципа верховенства права, Конституционный Суд при рассмотрении и разрешении дела по конституционной жалобе гражданина признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании, вызвавшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений статьи 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и статьи 7.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Оказалось, в системе действующего законодательства они не обеспечивают правовую определенность при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность.
Национальному собранию Республики Беларусь предложено устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом правовых позиций Конституционного Суда, изложенных в данном решении. Правоприменителям рекомендовано до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при наложении административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность, обеспечить соблюдение принципов справедливости и разумности.
Мы станем лучше
– В обновленной Конституции усилена социальная ориентированность. Это касается норм о долге каждого вносить посильный вклад в развитие государства и общества, государственной поддержки семьям с детьми, содействия духовному, нравственному и иному развитию молодежи и многого другого. Такой подход требует определенной модернизации самого общества, не правда ли?
– Положения о социальном характере белорусского государства в обновленной Конституции получили развитие и содержательное наполнение путем расширения гарантий социальных прав граждан, повышения социальных обязательств государства. Так, в Конституции закрепляется больший уровень гарантий социальных прав граждан, которые нуждаются в повышенной социальной защите: особая забота со стороны государства о ветеранах войны и труда, о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, об инвалидах и пожилых людях; обеспечение инвалидам равных возможностей для осуществления прав и свобод человека и гражданина, социальной интеграции, доступной среды и улучшения качества их жизни; поддержка семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Такая норма налагает дополнительные социальные обязательства на государство и значительно усиливает социальную составляющую государственной политики.
Действительно, в современном социальном государстве корректируются взаимоотношения между гражданином, обществом и государством, исключается иждивенческий характер.
Современное развитие социального государства основывается на предоставлении гражданам равных возможностей, позволяющих конкретному человеку на основе полученных знаний и духовно-нравственных ценностей осознанно самореализоваться с пониманием важности своего активного участия в обеспечении не только собственного благополучия, но и благополучия общества.
Важнейшим принципом социального государства выступает социальная справедливость. Напомню, что в результате республиканского референдума в 2022 году мы дополнили преамбулу Конституции положением, согласно которому народ Республики Беларусь утверждает устои социально справедливого общества.
Социальная справедливость явно нарушается, когда существует огромный разрыв в материальном положении индивидов и разных групп населения. С материальными возможностями ведь связан доступ к культуре, образованию, медицинскому обслуживанию, отдыху. При определении уровня такого разрыва используется децильный коэффициент фондов. Он обозначает соотношение средних доходов 10 процентов наименее обеспеченных и 10 процентов наиболее обеспеченных слоев населения страны. В США и России такой коэффициент составляет приблизительно 15, в странах Европы – 7–8. По данным Национального статистического комитета Беларуси, в нашей стране децильный коэффициент равен 6.
Развитие социального государства на принципах справедливости выступает важнейшим фактором безопасности, минимизации социальных конфликтов в обществе и устойчивого развития государства.
Оксана Невмержицкая, « Рэспубліка», 15 марта 2025 г.
Когда народ проголосовал за изменения, то мы получили большой кредит общественного доверия, который должны оправдать, заявила журналистам заместитель Председателя Конституционного Суда Наталья Карпович во время круглого стола, посвященного Дню Конституции, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Кристины Аксёновой, БЕЛТА)
«Юридическое сообщество, которое непосредственно принимало участие в подготовке проекта Конституции, приложило все возможные усилия для того, чтобы нормы Основного Закона были юридически точными и содержательно выверенными, – сказала Наталья Карпович. – Сегодня мы обсуждаем, как реализуются нормы Конституции в правоприменительной практике, нашем нормотворчестве, как на основе Конституции реализуются основополагающие ценности, как они претворяются в жизнь. Кроме того, в каком направлении необходимо направить наши усилия, чтобы наше законодательство в полной мере обеспечивало реализацию этих ценностей, а также было востребовано нашим обществом, реальным инструментом обеспечения прав и свобод граждан».
Заместитель председателя Конституционного Суда отметила, что в подготовке изменений в Конституцию приняло участие большое количество граждан. «Это представители научной сферы, общественных организаций, различные специалисты и практические работники. В этой работе мы определили те задачи, которые должны были быть решены при подготовке изменений в Конституцию. Заново переосмыслили те важнейшие цели и ценности, к которым идет наше общество, которые должны быть защищены нормами Основного Закона», – добавила она.
«Эта работа объединила всех нас, наше общество в целом. И когда народ проголосовал за изменения, то мы получили большой кредит общественного доверия, который должны оправдать, – уверена Наталья Карпович. – На основе конституционных норм состоялись такие важнейшие события, как выборы высших конституционных органов власти. Также действует в конституционном статусе наш высший представительный орган народовластия ВНС, который уже принял важнейшие документы в сфере национальной безопасности. Тем самым определив наши приоритеты и направления деятельности по предотвращению возможных негативных последствий влияния каких-то факторов на жизнь нашего общества и государства».
Наталья Карпович акцентировала внимание, что и дальше планируется внедрять в практическую жизнь все конституционные положения. «На основе одной Конституции в настоящее время защищаются наши семейные ценности, права социально незащищенных слоев населения. Проводится огромная работа по организации вовлечения нашей молодежи в общественную деятельность для того, чтобы в полной мере использовать потенциал молодых людей на благо общества и государства. В этом направлении нам еще предстоит значимая работа», – добавила она.
По информации БЕЛТА
Накануне важнейшего государственного праздника – Дня Конституции – состоялся актуальный разговор о сути и значении этого события. Какие преобразования в государственной власти вызвал обновленный три года назад Основной Закон? Насколько Беларусь приблизилась к созданию общества справедливости? Пользуются ли люди правом конституционной жалобы? На эти и другие вопросы в уже традиционном мартовском интервью для «СБ. Беларусь сегодня» отвечал Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич.
– Петр Петрович, как вы сегодня оцениваете состояние конституционной законности в стране?
– Ежегодно состояние конституционной законности на основе рассмотренных дел и других материалов оценивает Конституционный Суд в специальном документе – Послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которое направляется Президенту и палатам Национального собрания.
Буквально на днях, 12 марта 2025 года, Конституционный Суд принял Послание, в котором указано, что в нашей стране, тут я процитирую этот документ, «осуществляется системная согласованная деятельность государственных органов по обеспечению незыблемости конституционного строя, реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, утверждению верховенства Конституции и ее прямого действия при надлежащем соблюдении баланса конституционных функций государственных органов и их самостоятельности в пределах своих полномочий в соответствии с конституционным принципом разделения властей».
Конституционный Суд констатирует, что режим конституционной законности соблюдается всеми субъектами конституционных отношений, которые действуют в соответствии со своими конституционными полномочиями, правами и обязанностями, поддерживая надлежащий конституционный правопорядок в стране.
– Уже три года, с 27 февраля 2022-го, Беларусь живет с учетом новой конституционной основы. Как отразились на жизни государства принятые тогда дополнения и изменения в Конституцию?
– В соответствии с обновленной Конституцией произошел ряд важных преобразований в системе государственной власти. Так, 25 февраля 2024 года, в единый день голосования, прошли выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов. 25 апреля 2024-го состоялось первое заседание Всебелорусского народного собрания в конституционном статусе высшего представительного органа народовластия, на котором утверждены Концепция национальной безопасности и Военная доктрина Республики Беларусь. 26 января 2025 года в соответствии с положениями обновленной Конституции состоялись выборы Президента.
Формирование на новой конституционной основе органов представительной власти показало, что внесенные изменения и дополнения в Конституцию обеспечивают устойчивость политической системы, легитимность и демократичность институтов власти, выражающих волю и интересы народа.
– К слову, о недавних выборах Президента. Как вы оцениваете их значимость, избирательный процесс, организацию процедуры голосования?
– В обновленной Конституции сохранена президентская форма правления. В соответствии с конституционными положениями Президент является Главой государства, Главнокомандующим Вооруженными Силами, обладает значительными полномочиями в системе государственной власти. Сильный Президент в течение 30 лет обеспечивает устойчивое динамичное развитие нашей страны. В современных условиях объективно необходимо, чтобы государство возглавлял всесторонне подготовленный человек, способный эффективно использовать президентские полномочия в интересах белорусского народа, конкретными делами обеспечивать стабильность и благополучие, мир и безопасность в стране.
В Беларуси в соответствии с конституционными принципами сформирована избирательная система, наше избирательное законодательство соответствует международным стандартам демократических выборов.
Установленный конституционно-правовой механизм по обеспечению избирательного процесса, принятые Центральной избирательной комиссией организационные меры дали возможность нашим гражданам свободно выразить свое волеизъявление на выборах Президента Республики Беларусь.
Активное участие людей в голосовании и его результаты – свидетельство проявления единства и сплоченности по дальнейшему обеспечению поступательного развития Республики Беларусь как демократического социального правового государства во главе с сильным Президентом Александром Григорьевичем Лукашенко.
– Что имеется в виду, когда говорится о создании общества справедливости и равных возможностей? Кстати, недавно на площадке «Марафона единства» об этом же говорил Президент.
– Об этом сказано и в преамбуле обновленной Конституции. Там определена важнейшая цель развития общества на современном этапе – утверждение социально справедливого общества. В статье 21 Конституции установлено, что каждый должен проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства. Это означает, что общее благо создается при участии всех членов общества. И принцип справедливости реализуется не путем уравнительного распределения общественных благ, а в зависимости от реального вклада в социально-экономическое развитие страны.
При этом государство создает равные возможности каждому для получения образования, медицинской помощи, культурно-духовного развития, чтобы каждый человек в дальнейшем самостоятельно реализовывал свой потенциал в различных сферах жизнедеятельности. Именно об этом говорил Президент на площадке «Марафона единства». Поэтому, безусловно, задача органов власти, институтов гражданского общества, граждан – последовательно формировать современное социально справедливое общество.
– Заработала ли такая новация, как возможность для граждан обращаться с жалобами в Конституционный Суд? С чем приходят белорусы, есть ли уже примеры такого диалога людей и государства?
– Да, граждане достаточно активно реализуют свое право на обращение с конституционной жалобой. В 2024 году в Конституционный Суд поступили 103 конституционные жалобы, а за два месяца 2025-го – более 10 таких жалоб.
В конституционных жалобах ставятся вопросы о проверке конституционности законов, регулирующих трудовые, жилищные, земельные, пенсионные, налоговые, административно-деликтные, процессуальные и иные правоотношения.
Так, по результатам рассмотрения конституционной жалобы гражданина 30 января 2025 года Конституционный Суд признал наличие конституционно значимого пробела в правовом регулировании наложения административных взысканий за совершение нескольких административных правонарушений, образующих совокупность. Национальному собранию предложено устранить выявленный пробел с соблюдением принципов справедливости и разумности.
Конституционный Суд в ходе рассмотрения жалоб сформулировал правовую позицию о том, что граждане вправе обращаться с конституционной жалобой за защитой своих нарушенных конституционных прав и свобод в том числе при осуществлении ими индивидуальной предпринимательской деятельности.
В настоящее время в Конституционном Суде рассматриваются некоторые конституционные жалобы, в ближайшее время по ним будут вынесены соответствующие решения. Тут же отмечу, что практика показала: для эффективной реализации гражданами права на обращение с конституционной жалобой необходима квалифицированная подготовка такой жалобы.
В целях повышения результативности реализации права на судебную защиту конституционных прав и свобод организуется разъяснительная работа с использованием различных информационных ресурсов. Судьями Конституционного Суда проводятся встречи в трудовых коллективах, вузах, в ходе которых освещается порядок обращения и рассмотрения жалобы в Конституционном Суде.
Для оказания гражданам действенной юридической помощи с участием судей Конституционного Суда организовано повышение квалификации адвокатов в сфере конституционного судопроизводства.
– В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне нельзя оставить без внимания вопрос о важности сохранения исторической правды…
– Больше скажу: установление на конституционном уровне обязанности государства и долга граждан по сохранению исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны является конституционно ценностной скрепой предыдущих и нынешних поколений белорусского общества.
Это конституционный ориентир осуществления системной целенаправленной деятельности по патриотическому воспитанию молодежи.
В преддверии 80-летия Великой Победы можно констатировать, что в современных условиях граждане нашей страны проявляют единство, сплоченность и патриотизм по защите конституционного строя, суверенитета и независимости Республики Беларусь.
– Что скажете людям в связи с наступающим праздником?
– Сердечно поздравляю граждан нашей страны с Днем Конституции! Желаю каждому активно реализовывать свои конституционные права и выполнять обязанности, проявлять ответственное участие в управлении делами общества и государства, вносить свой вклад в дальнейшее процветание Беларуси.
Роман Рудь, « СБ. Беларусь сегодня», 14 марта 2025 г.
Продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Беларуси. Об этом говорится в заключительной части Послания Конституционного Суда Президенту и палатам Национального собрания «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь», которую озвучил сегодня Председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич, передает корреспондент БЕЛТА.
(фото Николая Петрова, БЕЛТА)
«На основе верховенства Конституции как определяющего фактора гармоничного и устойчивого развития общества и государства в современных условиях продолжается эволюционное совершенствование правовой системы Республики Беларусь, формирование условий по созданию внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией», – сказал Петр Миклашевич.
Конституционный Суд обращает внимание, что для обеспечения развития на конституционной основе правовой системы в соответствии с потребностями динамично изменяющейся реальности законодатель должен действовать в пределах, определенных конституционными принципами и нормами, принимая законы, которые отвечают конституционным целям и обеспечивают защиту и развитие фундаментальных конституционных ценностей, принципов равенства и справедливости, не допуская отступления от гарантий государства по обеспечению реализации прав и свобод человека и гражданина.
Конституционный Суд считает, что в правовом регулировании должна осуществляться дальнейшая последовательная реализация конституционных норм, закрепляющих правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства, меру свободы и обязанностей граждан как важнейшего условия устойчивости режима конституционной законности.
«Положения обновленной Конституции, направленные на последовательное разграничение компетенции Конституционного Суда и судов общей юрисдикции в утверждении законности и конституционного правопорядка, предопределяют, наряду с осуществлением Конституционным Судом контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, необходимость осуществления судами общей юрисдикции контроля за законностью подзаконных нормативных правовых актов, – отмечается в Послании. – Конституционный Суд полагает, что осуществление судами конституционной функции по обеспечению защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также публичных интересов от незаконных нормативных предписаний обусловливает необходимость действенного судебного контроля за решениями нормативного характера государственных органов и должностных лиц».
Конституционный Суд считает, что в целях реализации положений статьи 60 Конституции, обеспечения судебного контроля правового регулирования необходимо установление законодательных механизмов для осуществления судами общей юрисдикции проверки на соответствие законам постановлений Совета Министров и подзаконных нормативных правовых актов других государственных органов по жалобам граждан и юридических лиц.
По информации БЕЛТА