04.03.2022
Информатизация и проставление апостиля: Николай Старовойтов о задачах минского нотариата на 2022 год
Нотариату Минска в этом и последующих годах следует работать над информатизацией и предупреждением очередей к нотариусам. Это отметил в беседе с журналистами заместитель Министра юстиции Николай Старовойтов перед заседанием, на котором подведены итоги работы нотариусов Минского городского нотариального округа в 2021 году, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«В этом году и в ближайшем будущем предстоит продолжить работу по недопущению очередей к нотариусам. Проблема в столице существует, хотя и был создан клиент-центр (Минской городской нотариальной палаты. – Прим. БЕЛТА), операторы которого записывают граждан к нотариусу. Но проблема остается», – сказал Николай Старовойтов.
Ведется работа по наделению нотариата полномочием на проставление апостиля на официальных документах. «Мы работаем с государственными органами над тем, чтобы наделить нотариусов страны полномочием по проставлению апостиля. Это очень важный момент. Сегодня, чтобы проставить апостиль на официальных документах Беларуси, наши граждане обращаются в государственные органы, которые расположены либо в областных центрах, либо в столице. Если наше предложение пройдет, то граждане будут иметь право обратиться к нотариусу райцентра, в каждом из которых есть нотариусы. И они апостилируют документы», – отметил замминистра.
Важнейшей задачей остается информатизация нотариата. В частности, планируется создать электронный архив нотариальных документов.
Николай Старовойтов напомнил о том, что с 3 января 2021 года вступили в силу новые положения закона о нотариате и нотариальной деятельности. Появились новые нотариальные действия. Был исключен территориальный принцип нотариального удостоверения сделок с недвижимостью. «Это означает, что обратиться можно к любому нотариусу страны и он удостоверит сделку с недвижимостью вне зависимости от расположения такого имущества», – пояснил замминистра.
В Минске реализуется принцип «наследство без границ». Теперь гражданин за оформлением наследственных прав может обратиться в ближайшую нотариальную контору или нотариальное бюро независимо от того, где именно в столице был зарегистрирован наследодатель.
Николай Старовойтов заметил, что Минский городской нотариальный округ самый крупный в стране по количеству нотариусов. Специалисты работают с немалой нагрузкой, и 2021 год не стал исключением. Выросло количество совершенных нотариальных действий, что повлекло за собой увеличение нагрузки на каждого из нотариусов округа. Более того, столичные нотариусы, как правило, апробируют новые нотариальные действия, совершают сложные нотариальные действия и в целом формируют в своей сфере правоприменительную практику.
По словам председателя Белорусской нотариальной палаты Натальи Борисенко, основной задачей БНП является обеспечение доступности и качества нотариального обслуживания. «Наша задача состоит в том, чтобы в нужное время в удобном месте и быстро нотариусы оказывали нотариальную услугу любому гражданину или гостю страны, который нуждается в нотариальной помощи. Это основная задача», – сказала она. Наталья Борисенко заметила: несмотря на возросшую нагрузку, в целом столичный нотариат сработал неплохо.
В 2021 году нотариальное обслуживание жителей и гостей города Минска осуществляли 209 нотариусов, в том числе 176 нотариусов в 25 нотариальных конторах города, 28 – в нотариальных бюро столицы.
По сообщению
БЕЛТА
Евгений Коваленко о развитии системы нотариата: оптимизация должна произойти максимально плавно
В многофункциональном центре Белорусской нотариальной палаты прошло расширенное заседание Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству по проекту Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности», передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
Проект готовится к рассмотрению во втором чтении. «Проект закона о внесении изменений в закон о нотариате направлен на улучшение уже существующей и эффективной системы, – отметил Министр юстиции Евгений Коваленко. – Прошло уже более 10 лет с момента реформы нотариата, когда была внедрена система самоуправления и самофинансирования. За это время изменились общественные отношения и технологии, и государство, в частности Министерство юстиции, не может игнорировать эти изменения. Мы стремимся интегрировать новые подходы в работу нотариата. Мы хотим тщательно рассмотреть каждое ключевое новшество законопроекта, чтобы оптимизировать внутренние процессы как в белорусской нотариальной палате, так и в территориальных палатах».
Министр подчеркнул, что встреча на площадке Белорусской нотариальной палаты – это разговор между Министерством юстиции, депутатами парламента и нотариусами. «Внедряемые новации, а это большая цифровизация нотариата, возможность удаленного совершения нотариальных действий, переход нотариусов из упраздняемых бюро в нотариальные конторы, должны быть реализованы на практике максимально плавно, выражаясь современным языком, бесшовно. Главной целью законопроекта является обеспечение доступности услуг для граждан и повышение качества работы нотариусов. Это включает в себя уменьшение очередей, равномерное распределение нагрузки и внедрение новых услуг, таких как удаленное совершение нотариусом исполнительных надписей. Эти изменения оптимизируют временные, организационные и кадровые затраты для заявителей. Например, новые процедуры, связанные с подтверждением достоверности электронных копий документов, позволят гражданам формировать пакеты электронных документов с такой же юридической силой, как у бумажных. Таким образом, они смогут осуществлять административные процедуры, не выходя из дома. Мы движемся в будущее с учетом современных тенденций и потребностей общества», – констатировал он.
Председатель постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Марина Ленчевская напомнила, что 15 октября законопроект был принят в первом чтении. «Все новеллы концептуально были поддержаны, но у депутатов возникли вопросы, в нюансы которых они хотели бы погрузиться более детально. Депутаты также хотят понимать, насколько переход в новые условия будет плавным, насколько нотариальное сообщество готово к таким новациям, и не повлияют ли эти изменения на две очень важные вещи – на качество и на доступность оказания нотариальных услуг. Мы понимаем, что эти структурные изменения приведут в систематизации нотариата, к упорядочиванию действий и самое главное – к равномерному распределению нагрузки среди нотариусов. Уверена, что этот процесс пройдет очень мягко, хотя сроки определены достаточно короткие. Мы к этому готовы, предварительная работа уже проведена, поэтому я думаю, что все пройдет плавно и комфортно. На качестве и доступности услуг это не отразится», – подчеркнула она.
По информации
БЕЛТА
Акция по бесплатному правовому консультированию пройдет в стране в День отца
21 октября Республика Беларусь будет отмечать День отца — праздник, который символизирует важность роли отца в жизни семьи и общества.

В этот день Министерство юстиции с 10.00 до 12.00 проведет в формате прямой телефонной линии акцию по бесплатному консультированию граждан.
В ходе консультирования граждане смогут получить ответы на интересующие их вопросы, не требующие ознакомления с документами, в сферах:
-
нотариальной деятельности – тел. 8 (017) 200 89 71;
-
регистрации актов гражданского состояния – тел. 8 (017) 200 06 18;
-
легализации (апостилирования) официальных документов, составленных на территории Республики Беларусь – тел. 8 (017) 211 01 93;
-
принудительного исполнения исполнительных документов – тел. 8 (017) 200 06 17.
Информацию о бесплатных консультациях можно получить в главных управлениях юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, в нотариальных конторах, нотариальных бюро и юридических консультациях нашей страны.
По сообщению
официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь
Первый замминистра юстиции о кадрах, которых ожидает отрасль
Первый заместитель Министра юстиции Наталья Филиппова рассказала журналистам о том, каких специалистов сегодня ожидает отрасль, передает корреспондент
БЕЛТА.
Говоря о развитии юридического образования, первый замминистра юстиции подчеркнула, что необходимо сочетание в образовательном процессе глубокой теоретической подготовки и практикоориентированности. «Переход от студента к реальному работнику государственной службы требует определенной адаптации, поэтому в этом направлении мы должны чуть теснее работать, привлекать обучающихся и преподавателей к проведению, например, правового мониторинга, направленного на оценку эффективности норм законодательства, выявлять и анализировать недостатки правового регулирования общественных отношений с тем, чтобы в последующем вносить предложения по совершенствованию нормативных правовых актов. Это как одно из направлений. Наверное, нужно внедрять и какие-то новые учебные дисциплины правового цикла с учетом динамики развития наших общественных отношений. Ведь мы говорим сегодня о новых сферах общественных отношений – это информационные технологии, робототехника, биотехнологии, современные технологии энергетической области, нанотехнологии и ряд других. Практическая потребность в таких специалистах действительно существует. Со своей стороны мы готовы продолжать наше сотрудничество», – сказала Наталья Филиппова.
Она отметила, что в правовом образовании важно сохранить преемственность. «Необходимо передать молодому поколению те основы, тот фундамент, на котором мы строили наше законодательство. Профессия юриста очень многогранная. Выпускники юридического факультета Белорусского государственного университета представлены в разных государственных органах – это и судебная система, и весь правоохранительный блок, это системы Министерства юстиции, а также нотариата и адвокатуры. Мы продолжаем тесное взаимодействие с юридическим факультетом в плане преподавательской деятельности, председательства в ГЭК, чтения факультативных дисциплин, лицензирования курсовых и дипломных работ, участия в проведении профильной олимпиады и ряда других направлений», – проинформировала первый замминистра и пожелала юрфаку БГУ оставаться топовым.
Юридический факультет Белгосуниверситета отмечает 100-летний юбилей. Основан он в 1925 году. Сегодня там обучается около 3 тыс. студентов. В структуру факультета входят 12 кафедр, Центр образовательных инноваций и музей правоведения. На факультете работает 250 преподавателей, среди которых 23 доктора наук, около 140 кандидатов юридических наук. Подготовка специалистов на первой ступени осуществляется по трем специальностям: «правоведение», «экономическое право», «политология». На второй ступени – по специальностям «юриспруденция» и «политология».
По информации
БЕЛТА
(фото Дома прессы)
Удостоверение сделки двумя нотариусами. Какие еще новации предложены новым законопроектом
В Палату представителей Национального собрания в начале октября поступил проект Закона «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности», который находится в подготовительной стадии к рассмотрению в первом чтении. О новациях законопроекта
БЕЛТА рассказал депутат Палаты представителей Николай Маратаев.
При подготовке проекта закона, по его словам, решалось несколько задач. В числе основных – трансформация нотариальных бюро за счет перевода нотариусов бюро в нотариальные конторы, что позволяет оптимизировать их нагрузку и улучшить качество оказываемых услуг. Предлагается расширить удаленное совершение операций с использованием цифровых технологий, прежде всего в целях удобства для населения, разнообразия спектра и оперативности нотариальных действий. В законопроекте устанавливаются четкие механизмы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Белорусской нотариальной палаты и территориальных нотариальных палат. Министерству юстиции делегируется часть функций главных управлений юстиции облисполкомов, Мингорисполкома в сфере нотариата, что обусловлено стремлением исключить возможности двойного влияния и др.
«Безусловно, в наибольшей степени планируется откорректировать профильный нормативный акт – закон Республики Беларусь № 305-З от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности», к чему наблюдается повышенный интерес», – отметил Николай Маратаев.
В частности, по проекту предлагается исключить из сведений, составляющих нотариальную тайну, определенную информацию об исполнительной надписи нотариуса, размещенную на сайте Белорусской нотариальной палаты, что направлено на защиту прав должника, в том числе касательно возможности ознакомиться с документами по обозначенной тематике. При этом такие сведения не будут открытыми и не повлекут разглашение персональных данных физического лица.
Для усиления роли заведующего нотариальной конторой как руководителя упомянутый выше нормативный акт дополняется статьей, закрепляющей полномочия этого должностного лица по распределению нагрузки по совершению нотариальных действий, организации приема, изданию обязательных для исполнения нотариусами и работниками распоряжений, связанных с организацией нотариального обслуживания.
Касательно усиления роли Министерства юстиции по согласованию решений территориальных нотариальных палат относительно образования либо упразднения таковых, назначения (освобождения от функций) заведующего нотариальной конторой, установления норм времени на совершение нотариусами нотариальных действий и оказания ими услуг правового и технического характера депутат пояснил, что такое требование объясняется формированием дифференцированного и взвешенного подхода к проверке деятельности территориальных нотариальных палат со стороны вышестоящей инстанции.
Кроме того, проектом предусматривается дополнение закона положениями о предоставлении уполномоченным работникам Министерства юстиции полномочий запрашивать и получать посредством удаленного доступа к единой электронной системе нотариальных действий и наследственных дел соответствующих сведений.
Кроме прежних, удаленно с использованием цифровых информационных технологий предложено совершать и иные нотариальные действия. В частности, удостоверение доверенностей на получение гражданами выплат в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях, а также на распоряжение денежными средствами граждан, находящимися на их банковских счетах или размещенными в депозиты, получение указанных сведений, закрытие банковских счетов и банковских вкладов, распоряжение имуществом, находящимся на хранении в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях; удостоверение согласий, за исключением согласий на совершение сделки.
Проверить информацию об оформлении доверенности, совершенной удаленно, а также о ее отмене, можно будет через сервис на сайте Белорусской нотариальной палаты.
Одновременно предусматривается переход исключительно на удаленное совершение исполнительных надписей по заявлениям взыскателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленным в виде электронного документа с использованием обозначенных информационных ресурсов.
Также предлагается ввести достаточно перспективный порядок нотариального удостоверения сделок – двумя и более нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в разных нотариальных конторах, если участниками сделки выступают два и более лица. Это позволит каждой из сторон, если невозможно приехать из разных регионов к одному нотариусу, обратиться к разным нотариусам по своему выбору. При этом подписание сделки сторонами будет осуществляться с использованием электронной цифровой подписи.
Таким образом, резюмировал Николай Маратаев, предложенные новации соответствуют социально-экономическим потребностям общества и государства, причем в качестве предмета правового регулирования выступает прежде всего повышение доступности нотариального обслуживания населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
По информации
БЕЛТА