ЕЭК провела мониторинг законодательных инициатив в сфере трудовой миграции в странах Союза
Коллегия Евразийской экономической комиссии согласовала результаты
мониторинга национальных законодательных актов государств Евразийского экономического союза в сфере трудовой миграции за 2023–2024 годы.
Согласно исследованию в 2024 году количество трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС увеличилось на 2,98 % по сравнению с 2023 годом. Также отмечено, что страны Союза продолжают совершенствовать миграционное регулирование, уделяя особое внимание правам граждан ЕАЭС и мерам по противодействию нелегальной миграции.
«Важно, чтобы законодательные инициативы государств-членов не противоречили нормам Договора о ЕАЭС и четко разделяли права граждан Союза и третьих стран. Проведенный мониторинг подтверждает, что страны активно работают над созданием комфортных условий для трудовых мигрантов внутри Союза, включая цифровизацию госуслуг», – отметил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Бахыт Султанов.
Мониторинг показал, что государства-члены реализуют меры для привлечения высококвалифицированных специалистов и упрощения пребывания граждан стран ЕАЭС. Среди основных изменений: либерализация правил пребывания для трудовых мигрантов из государств Союза, а также усиление контроля за нелегальной миграцией и безопасностью.
Наиболее существенные изменения произошли в законодательстве Российской Федерации, где в 2024 году усилен контроль за пребыванием иностранных граждан, повышена ответственность за нарушения миграционных правил и скорректирован порядок приема детей мигрантов в общеобразовательные учреждения.
В рамках мониторинга стороны отметили необходимость проведения на постоянной основе анализа национального законодательства государств ЕАЭС в сфере трудовой миграции с ежегодным предоставлением отчетов компетентным органам стран Союза.
По сообщению
официального сайта Евразийской экономической комиссии
Изменения коснутся исключительно физических лиц. Какие корректировки планируются в Налоговый кодекс
Советом Министров в Палату представителей 1 июля внесен проект Закона «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь». Он готовится к рассмотрению в первом чтении. Кого коснутся изменения на этот раз, корреспонденту
БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Наталья Кулешова.
«Мы корректируем налоговое законодательство ежегодно. Последняя корректировка была в декабре 2024 года, когда законодатели принимали финансовый и налоговый пакет законопроектов на 2025 год. Изменения, внесенные на рассмотрение в середине этого года, коснутся исключительно физических лиц. Речь идет о таком довольно распространенном источнике дохода, как доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства. То есть это, по сути, деньги, которые получают наши люди от продажи излишков продукции, произведенной на личном подсобном хозяйстве», – рассказала Наталья Кулешова.
В частности, изменения касаются физических лиц, указывающих в пояснениях об источниках доходов, предоставляемых при проведении камеральных проверок соответствия расходов доходам физического лица, доходы, полученные от реализации продукции растениеводства и животноводства, выращенной (произведенной) плательщиком или лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке в размерах, превышающих 200 базовых величин.
«С 1 января 2022 г. физическое лицо при указании в пояснениях таких доходов производило уплату подоходного налога с физических лиц в размере 10 % от суммы такого превышения, – уточнила депутат. – При этом для целей налогообложения датой фактического получения таких доходов признавался день представления плательщиком пояснений об источниках доходов. Проектом закона вносятся изменения, исключающие дату получения доходов как день представления пояснений об источниках доходов. Таким образом, дата получения дохода при принятии изменений будет определяться в общеустановленном порядке, исходя из даты фактического получения дохода в году его получения».
Одновременно проектом предусмотрено изменение особенностей налогообложения либо освобождения доходов от реализации сельскохозяйственной продукции, заявляемых физическими лицами в пояснениях об источниках доходов.
«Законопроект проходит обсуждение в профильной комиссии по бюджету и финансам, будет рассмотрен 14 июля на заседании комиссии с участием разработчиков и профильных министерств и подготовлен для рассмотрения на заседании третьей сессии Палаты представителей», – дополнила парламентарий.
Как ожидается, в Овальный зал в первом чтении законопроект будет внесен в сентябре.
По информации
БЕЛТА
Президент подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности»
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Закон «Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности». Документ предусматривает административную ответственность поставщиков и торговых сетей за невыполнение обязанностей по поставке плодоовощной продукции.
За непоставку (недопоставку) такой продукции по соответствующему договору из стабилизационных фондов товаров для республиканских нужд, за ее отсутствие в торговом объекте в межсезонный период предусматривается штраф в размере от 5 до 200 базовых величин.
КС после рассмотрения конституционной жалобы указал на пробел в жилищном законодательстве
Конституционный Суд после рассмотрения конституционной жалобы поручил устранить пробел в законодательстве о праве пользования жилым помещением. Соответствующее решение Конституционного Суда от 25 июня 2025 г. № Р-1308/2025 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
В конституционной жалобе гражданка указала, что нарушены ее конституционные права. Она просила проверить конституционность п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса, примененного при рассмотрении гражданского дела с ее участием. В соответствии с указанной нормой переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Заявительнице на праве собственности принадлежит жилое помещение, полученное в наследство по закону. Она обратилась с иском в суд о выселении из этого жилого помещения зарегистрированной в нем сестры прежнего собственника (наследодателя). Решением суда Хотимского района заявительнице отказано в удовлетворении исковых требований.
Гражданка исчерпала все другие средства судебной защиты конституционных прав и свобод при разрешении гражданского дела. Она указала в жалобе, что п. 2 ст. 275 «Права членов семьи собственника жилого помещения» Гражданского кодекса нарушает нормы Конституции, предусмотренные ч. 2 ст. 21 (о праве на достойный уровень жизни), ч. 2 и ч. 3 ст. 44 (о праве собственности), ч. 1 ст. 45 (о праве на охрану здоровья), ст. 47 (о праве на социальное обеспечение), ст. 58 (о запрете на понуждение к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами, либо к отказу от своих прав).
Проанализировав законодательство, Конституционный Суд пришел к выводу, что исходя из ч .2 ст. 21 ,ч. 6 ст. 44, ч. 1 и ч. 3 ст. 48 во взаимосвязи с положениями ч. 1 ст. 23 Конституции, в соответствии с конституционными принципами социального государства, верховенства права, равенства всех перед законом, сохранение права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в рассматриваемом случае отвечает конституционно значимым целям защиты их конституционного права на жилище, принципу соразмерности ограничения прав, учитывая интересы и защиту прав других лиц. Конституционный Суд полагает, что п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса соответствует Конституции.
При этом в Конституционном суде обратили внимание на то, что основания выселения по требованию собственника жилого помещения членов, бывших членов его семьи, других граждан, имеющих право владения и пользования жилым помещением, определены ст. 89 Жилищного кодекса. Так, в соответствии с п. 2 этой статьи бывшие члены семьи собственника жилого помещения, другие граждане, имеющие право владения и пользования жилым помещением и не имеющие доли в праве общей собственности на это жилое помещение, подлежат выселению из него по требованию собственника жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не установлено брачным договором или письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением, а также законодательными актами.
Жилищный кодекс предусматривает также возможность выселения членов семьи бывшего собственника в случае перехода права собственности на жилое помещение к новому собственнику по иным, не связанным с наследованием, основаниям. При этом нормами Жилищного кодекса не установлено право нового собственника жилого помещения, приобретшего право собственности на основании наследования, требовать выселения из этого жилого помещения членов семьи прежнего собственника.
Проанализировав нормы действующего законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу о наличии конституционно значимого пробела в правовом регулировании, повлекшего правовую неопределенность взаимосвязанных положений п. 2 ст. 275 Гражданского кодекса и ст. 89 Жилищного кодекса, поскольку в системе действующего законодательства не обеспечивается правовая определенность при установлении оснований прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника при переходе права собственности на жилое помещение к другому лицу. Национальному собранию Республики Беларусь надлежит устранить выявленный пробел в правовом регулировании с учетом изложенных в решении правовых позиций Конституционного Суда. Правоприменителям до внесения соответствующих изменений в законодательные акты при решении вопросов о сохранении права пользования жилым помещением за членами семьи прежнего собственника в случае перехода права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по наследству необходимо обеспечить соблюдение принципов верховенства права и социальной справедливости.
Решение является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежит. Оно вступает в законную силу со дня его принятия.
По информации
БЕЛТА
Игорь Сергеенко: назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.