03.03.2022
Минэкономики: в 2021 году экономика развивалась устойчиво, предприятия работали эффективно
Несмотря на скептичные прогнозы, которые давали различные международные организации в отношении экономики нашей страны, она продолжает динамично развиваться. Все ли удалось выполнить из намеченных планов – об этом в интервью «Р» рассказал Министр экономики Александр Червяков.
Со статистикой не поспоришь
– Александр Викторович, на информационном поле разворачивается дискуссия, насколько успешно сработала экономика в прошлом году. Звучат мнения, будто ВВП замедляется. Что вы ответите на это?
– Первый год пятилетки завершен. Эксперты и общественность порой скептически воспринимают слова чиновников о том, что очередной год выдался особым. Но про 2021 год по-другому и не скажешь.
На наших глазах происходило внедрение элементов новой нормальности. Изменившиеся правила игры де-факто упростили мировой рынок со сложной архитектурой экономических взаимосвязей. Естественным образом мышления стал страновой эгоизм, протекционизм и неоизоляционизм. И дело не только в пандемии. Существуют и другие долгосрочные тренды, способные изменить архитектонику мировых торгово-инвестиционных потоков. Это климатическая повестка, цифровизация всех сфер жизни, геополитическое противостояние между крупными экономическими блоками, практики санкционного давления с целью лоббирования своих интересов и дискриминации конкурентов в государственном масштабе. В результате на интеруровне стало на порядок сложнее планировать развитие. Точность прогнозов даже самых авторитетных организаций резко упала. Эти объективные факторы усугубляются отсутствием прагматизма в действиях, а следовательно, и предсказуемости наших партнеров. Именно поэтому фокус внимания управленческих элит и «фабрик мысли» крупных экономик смещается к более узким, региональным вопросам. На эти сигналы тонко реагирует бизнес, соответствующим образом адаптируя свои модели и поведение. С практической точки зрения это предпосылка к усилению тренда на замкнутость экономик, что, в свою очередь, ведет к увеличению степени локализации производств и логистики. От такого развития событий выигрывают главным образом местные поставщики сырья и комплектующих. И в этом перераспределении дохода и развитии внутреннего рынка есть определенные плюсы.
Беларусь как малая открытая экономика безусловно учитывает вышеперечисленное, планируя свое развитие. Реализуя приоритетные направления пятилетки, мы максимально задействуем собственные ресурсы, компетенции и потенциал. И разумеется, активизируем работу на емких и привычных для наших производителей рынках ближнего, надежного круга партнеров – России, Китая, ЕАЭС. И конечно, будем осваивать новые ниши. В прошлом году нам в целом удалось успешно решить эту стратегическую задачу.
– Согласно данным статистики, экономика страны по итогам прошлого года выросла на 2,3 процента. Насколько известно, это выше принятого прогноза. Как вы оцениваете данный результат?
– На первый взгляд динамика кажется умеренной, особенно по сравнению с той, что наблюдалась в первой половине года. Однако здесь следует напомнить, что в отличие от стран – соседей по региону белорусские предприятия продолжали работать, производить продукцию вопреки всплеску COVID-19 в 2020 году. Именно поэтому падение ВВП у нас по сравнению с другими государствами было минимальным. Наша экономика даже с учетом базы сравнения прибавила по итогам двух пандемийных лет больше других в регионе. ВВП Беларуси прирос на 1,6 процента, стран ЕАЭС – на 0,7 процента. Экономика ЕС сократилась на 1,5 процента, Украины – на 0,9 процента.
Залог успеха
– За счет чего удалось так хорошо сработать белорусской экономике?
– Фундаментом эффективной работы отраслей в 2021 году стала успешная адаптация бизнес-моделей к неоднозначной внешней конъюнктуре. Этот результат был обусловлен системным подходом в планировании развития в последние годы.
Во-первых, выстроенная система управления позволила быстро мобилизовать ресурсы и внедрить действенные экспортные стратегии. Во-вторых, на настроения предпринимателей позитивно влиял созданный в 2020 году канал поддержки государством бизнеса в условиях пандемии. Практика его эффективной работы снижала уровень тревожности в деловой среде. В-третьих, экономике без преувеличения помогли врачи и устойчивая система здравоохранения. Они сдержали лавинообразный напор пандемии и снивелировали ее влияние на экономику. Как следствие, не было необходимости вводить ограничения на работу предприятий. В-четвертых, сохраненный производственный темпоритм позволил без раскачки осваивать освободившиеся ниши. С готовыми объемами продукции, проработанной логистикой и схемами расчетов мы смогли быстро входить на новые рынки и расширять свое присутствие на традиционных за счет реальных продаж. Об этом свидетельствует динамика экспорта товаров и услуг – прирост более 32,5 процента. Он увеличился фронтально по всем укрупненным товарным группам, в том числе за счет грузовиков, легковых автомобилей, мебели, продукции деревообработки, продовольствия и др. По результатам года достигнуто исторически рекордное значение положительного сальдо – плюс 3,8 миллиарда долларов. Во многом рост поставок был обеспечен благодаря неизменной поддержке наших проверенных партнеров из Российской Федерации и Китайской Народной Республики, шире открывших свои рынки для нашей продукции. В результате экспорт в Россию увеличился практически на четверть, составив более 16 миллиардов долларов, и в Китай – на 17,5 процента, приблизившись к 1 миллиарду долларов. Эти направления будем и дальше активно развивать.
– Как известно, маркер эффективности экономики – финансовое состояние организаций.
– Да. Именно так. Чистая прибыль увеличилась в 2,8 раза к прошлому году. Экономика заработала более 16,1 миллиарда рублей. Рентабельность продаж достигла 8,3 процента. Количество убыточных предприятий сократилось на более чем 18 процентов. Таким образом, налицо значительное улучшение ситуации в реальном секторе.
Проводимые опросы НИЭИ Минэкономики также показали, что менеджмент организаций настроен оптимистично и тенденция роста экономики будет продолжена. Руководители предприятий планируют увеличение спроса и выпуска продукции, рост занятости. Интегральный показатель – индекс промышленного оптимизма – в январе положительный и продолжил свой рост. Он на девять пунктов выше, чем в декабре. А с учетом сезонности его значение достигло максимума за более чем 20-летнюю историю наблюдений.
– А если оценивать итоги года в разрезе отраслей, кто был локомотивом?
– Локомотивом неизменно выступала промышленность. Она обеспечила более 70 процентов прироста ВВП. Основной вклад внесли химическая отрасль, деревообработка, машиностроение, энергетика.
Если говорить о развитии услуг, то потенциал здесь использован не в полном объеме. При том, что это сфера, где малыми инвестициями и усилиями возможно быстро добиться большого результата. Но с другой стороны, она более восприимчива к ограничениям для потребителя. Пандемия 2020 года это убедительно доказала. Даже несмотря на то что в Беларуси не вводилось жестких запретов на посещение мест отдыха и достопримечательностей, ковидные страхи сами по себе удерживали людей и туристов от подобной активности. Разумеется, такое поведение негативным образом отразилось на многих секторах сферы услуг. Чтобы не допустить кризисных явлений в отраслях, государство приняло пакет мер поддержки – это Указы № 143 и № 178. Они позволили бизнесу смягчить издержки и пережить большинству организаций пик пандемии. В 2021 году предстояло отыграть падение, обеспечив увеличение вклада сферы услуг в ВВП. В целом эта задача была выполнена. Важно, что плюсовал не только IT, но и другие сектора: торговля, здравоохранение и т.д. Индикатором значительного улучшения ситуации является динамика в общепите – товарооборот вырос на 14,4 процента. Сопоставимо прибавили сектора, связанные с туризмом. Это услуги по временному проживанию, спорт, отдых, развлечения, перевозки пассажиров.
Эффективная работа отраслей стала надежным фундаментом для экономически обоснованного роста реальных доходов населения. Он составил 102 процента, что также выше прогноза. Прибавка обеспечена за счет увеличения зарплат в реальном секторе и дополнительной поддержки государством бюджетников, в частности, медиков, ковидными выплатами и социально уязвимых граждан. В итоге врачи наряду с айтишниками, шахтерами и банкирами вошли в топ высокооплачиваемых видов деятельности. Среднемесячная зарплата в целом по стране за год составила 1434 рубля, в бюджетных организациях – 1142 рубля. Тем самым практически достигнуто соотношение в 80 процентов к республиканскому уровню.
Для поддержания имеющегося результата и увеличения доходов низкооплачиваемых категорий работников Правительство приняло ряд мер. В мае прошлого года на законодательном уровне установлен новый порядок определения размера минимальной зарплаты – не ниже 30 процентов от прогнозного значения номинальной средней зарплаты по стране. Как следствие, уже с 1 января минималка выросла на 14,3 процента до 457 рублей.
Таким образом, экономика развивалась устойчиво, предприятия работали с прибылью, все социальные обязательства выполнялись в полном объеме. И мы видим, что драйверы роста, способствовавшие достижениям 2021 года, сохраняют свое действие. В январе ВВП вырос на 2,7 процента. В лидерах промышленность и IT-сфера – прирост около 7–8 процентов, транспорт – свыше 5 процентов, торговля – 2,5 процента. Дальнейшая динамика зависит от того, появятся ли прорывные точки роста в других отраслях. Над этим мы вместе с регуляторами и местной властью будем активно работать в текущем году и в перспективе.
Драйверы на завтра
– Какие именно направления вы бы выделили в качестве перспективных, чтобы сохранить и приумножить достигнутые успехи в текущем году?
– Главное направление работы задано приоритетом пятилетки – сильные регионы, – который подразумевает снижение межрегиональной дифференциации. Его достижение потребует эффективных инвестиций в перспективные проекты на конкретных территориях с учетом их потенциала.
Теоретически формула инвестиционного успеха выглядит следующим образом. Прежде всего нужны свежие проработанные идеи, способные в будущем стать прибыльными проектами. Без них даже в самых благоприятных условиях не получится быстро запустить инвестиционный цикл. Кроме того, необходимо адаптировать продукт под запросы потенциальных растущих рынков – стран Азии и Африки. Приоритетным для нас был и остается российский: там у белорусских товаров и услуг есть репутация и спрос. И третье слагаемое нашей формулы – доступное финансирование и «длинные деньги».
На практике для наполнения инвестиционного цикла конкретными проектами необходимо дополнительно задействовать несколько инструментов.
Во-первых, активно реализовывать импортозамещение. В условиях внешних ограничений данное направление приобретает особую значимость. Задача заключается в том, чтобы организовать производство комплектующих и товаров-заменителей с характеристиками не хуже импортных. Тем самым мы обеспечиваем стабильность поставок и повышаем конкурентоспособность реального сектора в целом. Системные подходы к импортозамещению аккумулированы в комплексном плане действий. На уровне отраслей и регионов спланировали работу на год. Произведем около 3 тысяч видов продукции на 25,5 миллиарда долларов. Сформирован перечень из 254 импортозамещающих экспортно ориентированных проектов на 17 миллиардов долларов. В целом сеть таких проектов охватит всю страну, причем не только областные центры, но и районы. Их реализация станет дополнительным вкладом в развитие регионов в среднесрочном периоде.
Во-вторых, провести модернизацию наших предприятий. Программой пятилетки определена достаточно амбициозная задача по росту зарплаты и производительности труда. Очевидно, что без технического перевооружения на основе цифровых технологий достичь программных показателей сложно. Цифрой следует охватить каждый технологический процесс, внедряя роботизированные системы в инструментальное и сварочное производство, разделку металла, покраску и другие процессы изготовления продукции. Необходимо адаптировать к ней бизнес-модели, внедряя аналоги ERP-систем. На таком предприятии работники и техника используются с максимальной эффективностью. Например, использование сварочного робота при изготовлении однотипных изделий может увеличить производительность труда в 5–7 раз. Поэтому сегодня наблюдательным советам на госпредприятиях следует пересмотреть, проинвентаризировать планы развития предприятий и определиться со степенью модернизации производства для достижения соответствующего уровня производительности труда и заработной платы.
В-третьих, обеспечить трансфер технологий и новых продуктов от науки в производство. Уже сегодня следует усовершенствовать и более активно применять инструменты Государственной программы инновационного развития на пятилетку. Требуется нормативно усилить существующие механизмы коммерциализации научно-технических разработок на этапе трансфера в конкретные производства и защиты авторских прав. Для более тесного альянса ученых и промышленников следует на базе одного из институтов НАН отработать механизм сопровождения и инжиниринга научных разработок в опытные образцы для последующего массового производства на коммерческой основе.
В-четвертых, поддержка бизнеса в реализации его собственных идей и предложений. Для этого необходимы инфраструктура и механизмы продвижения.
Готовые индустриальные площадки с инженерной, энергетической и транспортной инфраструктурой по принципу «последней мили» – это то, что нужно иметь в каждом регионе, куда хотим привлечь инвестора.
– Не секрет, что в современном мире большую роль играет пиар. Планируете ли более активно рассказывать про истории успеха?
– Действительно, не менее важная деталь – это пиар успешных историй реализации проектов. В каждом регионе есть примеры, о которых должен знать бизнес. Знакомство с положительным опытом зачастую становится решающим аргументом для людей, которые еще не решились окунуться в эту стихию. Особенно это актуально для молодежи, которую необходимо вовлекать в экономику через стартап-движение. Именно в головах юношей и девушек рождаются свежие, амбициозные идеи. Следует поддерживать начинающих предпринимателей, шире применяя грантовые, финансовые инструменты стимулирования.
– А что касается условий для ведения бизнеса, какая работа проводится в данном направлении?
– Мы планомерно улучшаем условия для бизнеса. Главный вопрос – снижение издержек предпринимателей. Для этого запущена комплексная работа власти, бизнеса, экспертов, ученых по упрощению админпроцедур и их переводу в электронный формат. На первом этапе уже проанализировали более 500 админпроцедур. Приняты принципиальные решения по оптимизации или сокращению почти 390 процедур. Это треть от их общего количества. Впереди еще два этапа реформы. Главная задача – сократить сроки админпроцедур и документооборот на 75 процентов. А для широкого внедрения цифровых инструментов в процессы взаимодействия государства и бизнеса в структуре Банка развития появилось агентство сервисизации и реинжиниринга.
И еще. Для наполнения инвестиционного цикла конкретными проектами предусматривается расширение возможностей для доступа к долгосрочным финансовым ресурсам. В краткосрочной перспективе мы решаем данную задачу через имеющиеся инструменты. В частности, по предложению Минэкономики в пять раз возросла поддержка бизнеса банками через кредитные линии в рамках госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство». В текущей пятилетке малый и средний бизнес может рассчитывать на 30,5 миллиарда рублей, в том числе в этом году – на 6 миллиардов рублей. Также есть возможность получить поддержку инвестиционного проекта за счет средств Банка развития при соответствии определенным критериям. Но такого объема ресурсов объективно недостаточно, необходимо искать дополнительные возможности для привлечения «длинных» денег. Над этой задачей сегодня активно работают банки, госорганы, эксперты, ученые. Мы исходим из того, что в перспективе потребности всех участников рынка в капитале для реализации своих инвестиционных проектов должны быть удовлетворены самим рынком, без привлечения льготной господдержки. Активизация долгосрочных сбережений оживит инвестиционную активность, что, в свою очередь, будет способствовать росту экономики и благосостояния граждан.
Разумеется, вышеперечисленным список наших задач не ограничивается. Предстоит углублять сотрудничество с Российской Федерацией в рамках Союзного государства, с нашими партнерами из ЕАЭС, Китая и стран дальней дуги. Создавать условия для наращивания экспорта наших товаров на традиционные и новые рынки. Задействовать инструментарий госпрограмм и резервы повышения эффективности государственного сектора для роста конкурентоспособности экономики. Вместе с учеными и отраслями наполнять конкретным содержанием наши проекты будущего. И в конечном счете предлагать новые и координировать выполнение уже принятых мер, чтобы обеспечить успешное достижение приоритетов и выполнение задач пятилетки, которые одобрило VI Всебелорусское народное собрание и утвердил Глава государства.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 3 марта 2022 г.
Узнали, за счет чего субъекты малого и среднего предпринимательства увеличат вклад в экономику
В Беларуси разрабатывается новая государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030 года. Минэкономики предлагает реализовать комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации. В части ресурсной поддержки в новом документе планируется сохранить действующие подходы, ряд задач трансформируется. Изменится название программы – она будет именоваться «Устойчивое предпринимательство». Основная цель – создание благоприятных условий для ведения бизнеса и динамичного развития малого и среднего предпринимательства.
О роли бизнеса и перспективах его развития в Беларуси – наше интервью с директором департамента по предпринимательству Минэкономики Ольгой Русинович.
Весомый вклад
– Ольга Владимировна, как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние сектора МСП и как реализуется государственная программа «Малое и среднее предпринимательство»?
– Малое и среднее предпринимательство – не только динамично развивающийся сектор, но и стратегический драйвер роста и инноваций.
За 2024 год сектор продемонстрировал рекордные показатели: число юридических лиц достигло почти 129 тысяч – исторический максимум, а количество рабочих мест – практически 1,5 млн человек – это около 36 процентов занятых в экономике страны.
Субъекты МСП формируют 27,4 процента ВВП страны, более 31 процента валовой добавленной стоимости, на них приходится свыше 21 процента промышленного производства, 31,4 процента розничного товарооборота, 46,4 процента в объеме внешней торговли товарами, более 35 процентов налоговых поступлений.
Разумеется, такие результаты не случайность, а следствие выверенной госполитики по созданию благоприятного делового и инвестиционного климата, реализации стимулирующих мер, предусмотренных в программных документах.
Ключевая их них – Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство», ставшая мощным механизмом ресурсной и институциональной поддержки. За четыре года ее реализации около 5 тысяч проектов получили финансирование на сумму 1,3 млрд рублей из республиканского, местных бюджетов и средств Банка развития. Необходимо отметить, что преимущественно поддержка предоставляется на реализацию инвестпроектов, направленных на создание и расширение производства, выпуск экспортно ориентированной, импортозамещающей продукции, внедрение новых технологий.
Однако финансовая поддержка не единственный инструмент стимулирования деловой активности. Важное направление – развитие инфраструктуры поддержки МСП. На начало 2025-го в стране функционировало 85 центров поддержки предпринимательства и 18 инкубаторов малого предпринимательства, более трети из них – в малых и средних населенных пунктах и сельской местности. Свыше полумиллиона человек воспользовались их услугами в прошлом году, проведено 14,5 тысячи обучающих курсов и семинаров.
В рамках реализации госпрограммы принят ряд нормативных правовых актов, важнейший из которых – Закон по вопросам предпринимательской деятельности, а также принятые в его развитие документы. Так, в 2024-м вступили в силу регуляторные решения по вопросам осуществления административных процедур, ремесленной деятельности, индивидуальной предпринимательской деятельности и другим.
Значительное место в госпрограмме также занимают мероприятия по стимулированию деловой инициативы, обучению навыкам предпринимательства и популяризации идеи занятия собственным бизнесом, особенно у молодежи.
Значимую имиджевую роль также играют мероприятия республиканского значения – Национальный конкурс «Предприниматель года» и Белорусская неделя предпринимательства. Они имеют большой резонанс не только в предпринимательской среде, но и в обществе в целом, формируя позитивное отношение и мотивируя инициативных граждан делать первые шаги в бизнесе.
– Стоит задача активного роста малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в экономику страны. Как она решается?
– Действительно, увеличение вклада субъектов МСП в экономику – ключевая цель, зафиксированная в программе пятилетки: довести долю сектора в валовой добавленной стоимости до 33 процентов.
На ее достижение направлены меры пролонгированного характера, над реализацией которых сегодня работают органы госуправления. Речь идет о снижении административной нагрузки, либерализации контрольно-проверочной деятельности, развитии цифровых сервисов при взаимодействии по линии «государство – бизнес» и B2B.
В 2024-м приняты и вступили в силу два ключевых документа. Первый из них – уже упоминавшийся Закон о предпринимательской деятельности, который существенно расширил инструментарий поддержки бизнеса.
Во-первых, облисполкомам предоставлено право самостоятельно определять направления и цели финансовой поддержки с учетом особенностей развития их регионов. Ранее они для всех областей и столицы были одинаковыми.
Во-вторых, расширилась целевая аудитория поддержки. Право на ее получение распространили на средний бизнес, т. е. субъектов с числом работающих до 250 человек. Раньше существовало ограничение для организаций со штатом сотрудников 100+.
В-третьих, введены новые финансовые механизмы: поручительства Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, гранты от региональных властей, компенсация капитальных затрат при реализации проектов с привлечением кредитов Банка развития.
Второй ключевой документ – Закон об инвестициях, который также ввел целый спектр стимулов. Напомню об основных.
Механизм инвестиционного договора расширил перечень льгот и преференций. К примеру, предусмотрено освобождение от налога на прибыль на пять лет, возмещение затрат на инфраструктуру в рамках инвестдоговора.
Предоставлено право на бюджетные трансферты – компенсация части капитальных затрат по проекту от 10 до 35 процентов.
Внедрен специальный инвестиционный договор для производства новой импортозамещающей продукции с возможностью ее выкупа государством.
Включен упрощенный формат реализации проектов без инвестдоговора с пакетом стандартных льгот – преференциальный проект.
Мы ожидаем, что данные стимулы будут широко востребованы бизнесом и позволят достичь поставленной цели по наращиванию его вклада в общий экономический результат.
Ставка на укрупнение
– Реформа предпринимательской деятельности нацелена на масштабирование бизнеса. Почему бизнесу так важно расти?
– Быть малым – не значит «не иметь потенциала». Трансформация предпринимательской деятельности как раз нацелена на то, чтобы максимально раскрыть этот потенциал. Иными словами, масштабирование бизнеса дает конкретный экономический эффект: рост выручки и прибыли, снижение издержек и повышение устойчивости к внешним неблагоприятным факторам. А для государства это новые рабочие места, налоговые поступления и так далее. Поэтому стимулирование перехода в юридические лица – стратегический шаг вперед.
Сегодня созданы простые и понятные стимулы для масштабирования бизнеса, управляемого «перетока» граждан в формат коммерческих организаций.
– Для чего возникла необходимость в таких дополнительных стимулах?
– Есть инициативные граждане с жизнеспособными и перспективными бизнес-идеями, которые, возможно, и хотели бы воплотить их в жизнь, но отступают перед трудностями, связанными с госрегистрацией, налоговым администрированием, предоставлением различной отчетности и так далее. Для таких белорусов обновленное законодательство предоставило возможность узнать на практике, насколько в тебе развита деловая жилка – стать самозанятым. Физлица, осуществляющие профессиональную деятельность с уплатой налога на профдоход, – полноправные члены «предпринимательской семьи», но им при этом объективно легче сделать первые шаги в бизнесе, заработать необходимый опыт и в дальнейшем перейти на следующую ступень.
До недавнего времени для индивидуального предпринимателя движение вперед означало «обнуление»: закрытие ИП и запуск бизнеса заново. Новый закон устранил этот барьер – теперь можно без лишней волокиты зарегистрировать юридическое лицо и продолжить работу с уже накопленным опытом, клиентской базой и персоналом. Это мощный сигнал: расти не страшно и не сложно.
В настоящее время более 2,5 тысячи индивидуальных предпринимателей перерегистрировались в коммерческие организации, в том числе в реальном секторе экономики – промышленности, транспорте, строительстве.
Стимул для развития
– Как Минэкономики предлагает совершенствовать бизнес-среду в Беларуси и каким видится будущее частного сектора экономики страны?
– Именно предпринимательство, которое ассоциируется с понятиями «гибкость», «мобильность», «адаптивность», воплощает в реальность многие интересные идеи. Сегодня частные предприятия – обладатели более половины всех патентов в стране.
Министерство экономики делает ставку на интеллектуальные технологии, цифровизацию и развитие гиг-экономики. Внедрение искусственного интеллекта и интеллектуальных сетей в бизнес-процессы должно привести к созданию новых продуктов и услуг, востребованных как внутри страны, так и за ее пределами. Это путь к построению интеллектуальной экономики и технологической независимости.
Ожидается, что именно частный сектор пропилотирует вектор гиг-экономики, включая платформенную занятость, новые инструменты ресурсоэффективности.
Минэкономики в свою очередь стремится сократить путь от идеи до реализации для каждого инициативного белоруса.
Задача номер один – сокращение излишних регуляторных требований в отношении субъектов предпринимательства и недопущение необоснованного введения новых. На это нацелен институт прогнозирования последствий принятия нормативных правовых актов.
Второй приоритет – цифровизация как способ снизить административные издержки бизнеса. Продолжится работа по оптимизации наиболее востребованных админпроцедур, упрощению и переводу в электронный формат всех приоритетных деловых ситуаций.
Сейчас идет активная работа над проектом новой госпрограммы «Устойчивое предпринимательство», к которой привлекаем представителей делового и экспертного сообщества, госорганов-регуляторов, ученых. Уже сформировано видение документа.
В части ресурсной поддержки действующие подходы в нем планируется сохранить, однако претерпит трансформацию система предоставления нефинансовых услуг бизнесу. Соответствующие структурные преобразования ждут действующие в регионах институты поддержки предпринимателей. Также предусмотрено создание Центра развития предпринимательства.
Еще одно из наших предложений – реализовать в рамках государственной программы комплекс мер по дальнейшему улучшению бизнес-среды, который будет ориентирован не только на малый и средний бизнес, но и на крупные коммерческие организации.
Особое внимание – развитию промышленного и инновационного бизнеса. Для этого продолжим расширять технопарки и совершенствовать режимы хозяйствования в рамках этих структур. Концепция следующая: предоставлять необходимые площади, инфраструктуру, готовые производственные мощности, оборудование для быстрой реализации перспективных бизнес-идей.
Конечно же, одним из важнейших приоритетов развития предпринимательского сообщества останется его социальная ответственность перед обществом. Предприниматели вне зависимости от их статуса должны работать по единым правилам, а главным критерием качества их деятельности станет мнение потребителя.
Будущее частного сектора в Беларуси – не только рост числа организаций, но и формирование новой культуры предпринимательства, где качество, инновации, ответственность и устойчивость станут стандартом деятельности.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 12 июля 2025 г.
Национальные подходы Беларуси к измерению цифровой экономики представлены на форуме ШОС
В Пекине (КНР) проходят Министерский учебный семинар ШОС по цифровой экономике и Форум цифровой экономики ШОС, ставшие площадкой для обмена опытом и демонстрации новейших достижений в сфере цифровых технологий. Республику Беларусь на мероприятиях представляют заместитель Председателя Белстата Наталья Тарасюк и начальник управления статистики транспорта и информационно-коммуникационных технологий Белстата Татьяна Максимова, сообщили
БЕЛТА в комитете.
В центре внимания – тенденции развития цифровой экономики, системы формирования элементов данных, а также национальные подходы стран-участниц к сбору и распространению данных в этой области.
В рамках форума Беларусь представила свой опыт в области измерения цифровой экономики, приняла участие в тематических семинарах и закрытом заседании министров цифровой экономики стран ШОС.
В своем выступлении Наталья Тарасюк подчеркнула значительные успехи, достигнутые Беларусью в развитии национальной информационной инфраструктуры, создании государственных информационных систем и ресурсов за последние годы. «В рамках выполнения государственных программ реализованы мероприятия по компьютеризации, информатизации, цифровой трансформации отраслей экономики, развитию электронного правительства. Проходит адаптация нормативной правовой базы и методологических подходов к измерению цифровой экономики», – отметила заместитель Председателя Белстата.
Особое внимание было уделено разработанному Белстатом перечню национальных статистических показателей развития цифровой экономики, который включает 35 показателей, сгруппированных в пять ключевых блоков. «Показатели характеризуют деятельность организаций, уровень развития национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также услуг, предоставляемых на ее основе, трансформацию бизнес-процессов. Система показателей не является статичной, она ежегодно актуализируется с учетом изменения международных подходов и стандартов мониторинга развития цифровой экономики», – подчеркнула Наталья Тарасюк.
Она также отметила, что сегодня официальная статистическая информация в Беларуси строится на использовании комбинированного метода наблюдений – как сплошных, так и выборочных. Это дает возможность системной оценки развития экономики страны, уровня цифрового развития ее отраслей, позволяет отслеживать появление новых процессов и явлений, строить прогнозы и определять дальнейшие перспективы. «Кроме традиционных методов сбора информации в рамках государственной статистической отчетности мы в постоянном поиске новых источников данных. Так, Белстатом реализованы проекты по использованию больших данных, активно используются административные данные, внедряется искусственный интеллект для создания интерактивных форматов представления информации и оптимизации коммуникации с респондентами и пользователями», – добавила зампредседателя.
Каждая страна реализует различные методы мониторинга цифровой экономики, но для обеспечения сопоставимости данных на международном уровне необходима выработка единых подходов.
«Участие в мероприятиях ШОС по цифровой экономике подчеркивает стремление Беларуси к развитию цифровой экономики и готовность делиться своим опытом. Мы надеемся, что на основе взаимного уважения и взаимной выгоды будет выстроена модель открытого сотрудничества. Особенно важно углублять практическое взаимодействие в таких областях, как цифровая инфраструктура, сбор и обработка данных, в том числе по новым отраслям экономики, подготовка цифровых кадров, так как высокие темпы цифрового развития влияют не только на стандартные процессы труда, но и на потребности ключевых отраслей экономики в кадрах и компетенциях. Реализация таких подходов позволит совместно решать стоящие перед нами задачи цифровой трансформации», – резюмировала заместитель Председателя Белстата.
По информации
БЕЛТА
Минэкономики: ПСЭР-2030 разрабатывается с учетом мнений широкого круга заинтересованных
Об этом рассказала 9 июля заместить Министра экономики Республики Беларусь Елена Болигатова в ходе круглого стола, на котором обсудили проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы. Мероприятие организовано на площадке НИЭИ Минэкономики.
Елена Болигатова отметила, что в одобренной Главой государства Концепции Программы на 2026–2030 годы, одним из ключевых приоритетов является развитие человеческого потенциала. И сегодня стоит задача выслушать мнения всех заинтересованных сторон – органов госуправления, научного сообщества, бизнеса и экспертов, обобщить эти предложения и консолидировать их в итоговом документе.
«Необходимо сосредоточиться на конкретных, значимых вопросах, которые реально реализовать в течение пятилетия. Проект ПСЭР-2030 опирается на достижения предыдущих лет, учитывает современные вызовы и ориентирован на практические решения. Нам важно мнение бизнес-сообщества о том, что еще необходимо включить в проект документа», – отметила замминистра экономики.
Директор НИЭИ Минэкономики Наталья Берченко представила предложения в проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2026–2030 годы.
В ходе обсуждения проекта документа затрагивались вопросы разработки системы новых стандартов качества жизни, цифровизации, подготовки кадров, поиска новой нишевой индустриализации, роли бизнеса в социально-экономическом развитии страны и др.
Круглый стол с участием представителей бизнес-сообщества открыл серию рабочих встреч по обсуждению проекта ПСЭР-2030.
По сообщению
официального сайта Министерства экономики Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Министерства экономики)
Председатель правления БУТБ – о перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС
Евразийский экономический союз начинает формировать общий биржевой рынок. Принята концепция, которая устанавливает этапы его формирования в странах ЕАЭС. Для ее реализации разработана программа. Эксперты отмечают, что общее биржевое пространство – один из самых эффективных рыночных инструментов, открывающий возможности для конкуренции. Общий рынок также позволит расширять использование собственных валют для расчетов.
В целом сумма биржевых сделок предприятий Беларуси с субъектами хозяйствования других стран – участниц Евразийского экономического союза в январе – мае 2025 года превысила 408 млн долларов, что на 10 процентов больше прошлогоднего показателя за тот же период. При этом удельный вес экспорта белорусской продукции в общем объеме биржевого товарооборота составил 85 процентов. В результате положительное сальдо биржевой торговли Беларуси со странами ЕАЭС достигло 287 млн долларов.
О перспективах развития биржевой торговли в ЕАЭС поговорили с председателем правления Белорусской универсальной товарной биржи Александром Осмоловским.
Общие принципы
– Александр Григорьевич, евразийская экономическая интеграция, в том числе в сфере биржевой торговли, сейчас в центре внимания. Какие инструменты в свете этого готова предложить Белорусская универсальная товарная биржа и как, на ваш взгляд, будет создаваться общее биржевое пространство ЕАЭС? Если не ошибаюсь, эти вопросы совсем недавно обсуждались в Минске на Международном биржевом форуме.
– Да, вы совершенно правы: интеграционное движение в рамках ЕАЭС набирает обороты, причем не на словах, а на деле. Как известно, есть концепция формирования общего рынка ЕАЭС, утвержденная главами правительств стран союза, а для ее реализации разработана соответствующая программа, которая включает в себя план конкретных мероприятий со сроками их реализации. Ну а Белорусская универсальная товарная биржа выступает здесь как один из операторов цифровой инфраструктуры, на базе которой будет осуществляться торговля на союзном рынке.
Насчет вашего вопроса об инструментах могу сказать, что биржевой механизм, несомненно, играет существенную роль в развитии торговли на просторах ЕАЭС.
В первую очередь это прозрачность и открытость. Биржевая торговля предполагает публичность, что сводит к минимуму возможности для манипуляций и создает условия для справедливого рыночного ценообразования, отражающего реальное соотношение спроса и предложения. Открытости способствует и доступность информации, поскольку биржа предоставляет всем участникам равный доступ к данным о ценах, объемах торгов, условиях поставки и других важных параметрах.
Следующий ключевой аспект – стандартизация и унификация. Ведь предметами биржевых сделок в большинстве случаев являются стандартизированные товары, что делает процесс сравнения предложений от разных поставщиков более удобным и облегчает доступ к рынкам для новых участников. В свою очередь, унификация биржевых торговых процедур обеспечивает применение на всем пространстве ЕАЭС единых правил и схем торговли. За счет этого сокращаются транзакционные издержки и упрощается взаимодействие между участниками из разных стран.
Кроме того, биржевая торговля сокращает финансовые и временные затраты, связанные с выходом на перспективные рынки сбыта и закупок. Это особенно актуально для субъектов малого и среднего предпринимательства, которые зачастую не имеют собственной товаропроводящей сети за рубежом. В результате усиливается конкуренция и повышается эффективность функционирования рынков.
Также нельзя не упомянуть хеджирование рисков, так как применение биржевых инструментов позволяет участникам внешнеторговых операций страховать ценовые риски, нивелируя негативные последствия волатильности на мировом рынке.
– А каковы преимущества общего биржевого рынка ЕАЭС?
– Создание общего биржевого рынка на просторах ЕАЭС, несомненно, даст странам-участницам целый ряд преимуществ. Перечислю основные из них. В частности, будут сняты все барьеры во взаимной торговле, а взаимодействие между поставщиками и покупателями будет осуществляться по единым правилам, тем самым способствуя формированию справедливых цен. Кроме того, в условиях общего рынка активизируется движение товаров, а также существенно расширятся возможности использования национальных валют при расчетах по трансграничным сделкам. Помимо того, как уже отмечалось, важным моментом является развитие и стимулирование конкуренции, которая положительно скажется на качестве товаров и их стоимости для конечных потребителей.
– С какими странами ЕАЭС на сегодня выстроено наиболее тесное сотрудничество?
– Пожалуй, лучше меня на данный вопрос ответят цифры. Так вот, на сегодняшний день на бирже аккредитованы почти пять тысяч компаний из четырех стран ЕАЭС: Армении, Казахстана, Кыргызстана и России. Это плюс 390 новых участников торгов по сравнению с началом года. Особенно широко у нас представлена Российская Федерация с более чем 4600 участниками. Соответственно, именно на эту страну приходится львиная доля биржевых сделок с государствами союза.
В целом объемы биржевой торговли в рамках ЕАЭС демонстрируют положительную динамику. В частности, биржевой товарооборот Беларуси с Арменией по итогам 1-го полугодия вырос в 1,6 раза, с Казахстаном – на 33 процента, с Кыргызстаном – в 2,6 раза, а с Россией – на 20 процентов
Как видите, со всеми странами нам удалось достичь более высоких показателей взаимной торговли, что свидетельствует о заинтересованности наших зарубежных партнеров в развитии биржевого вектора сотрудничества.
Обоюдный трек
– И в продолжение союзного вектора: на прошедшем в Санкт-Петербурге международном экономическом форуме БУТБ и Петербургская биржа заключили соглашение о сотрудничестве. Какова основная цель документа?
– Стратегическая цель сотрудничества БУТБ и Петербургской биржи – создание эффективного механизма взаимодействия между элементами биржевой инфраструктуры, который бы отвечал интересам субъектов хозяйствования государств – членов ЕАЭС и стимулировал их участвовать в биржевых торгах.
Соглашение предусматривает взаимодействие между нашими биржами по обмену информацией о востребованных товарных позициях и совместное совершенствование условий межгосударственной биржевой торговли в интересах участников биржевых торгов, которые получат взаимный доступ к товарам, обращающимся на рынках двух стран.
Помимо этого, мы планируем объединить усилия по разработке новых биржевых продуктов, учитывающих особенности трансграничной торговли и механизмы клиринга, а также содействовать концентрации взаимных экспортно-импортных операций с товарами, имеющими значительный биржевой потенциал, в том числе в рамках реализации международного договора о формировании общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
– Недавно стало известно, что Белорусская универсальная товарная биржа примет участие в создании нового международного биржевого объединения. Что дает нашей стране участие в этой организации и какие страны войдут в ее состав?
– Да, действительно, БУТБ присоединилась к декларации о создании Международной ассоциации товарных и фьючерсных бирж. На начальном этапе ассоциация объединит биржевые платформы Беларуси, Индии, Ирана, Казахстана, Китая, России и Узбекистана. Ну а цель данного интеграционного проекта – предоставить товарным и фьючерсным биржам стран ЕАЭС+, ШОС и БРИКС+ удобную площадку для взаимодействия. Это позволит проводить скоординированную политику по развитию организованных товарных рынков в соответствии с лучшими мировыми практиками. В частности, особое внимание планируется уделять трансграничной биржевой торговле, а также реализации проекта по созданию международного ценового агентства, на базе которого будет сформирована система справедливых и независимых ценовых индикаторов на ключевые товары.
Для участников биржевых торгов из Республики Беларусь это, безусловно, открывает новые возможности. Устранение торговых барьеров, упрощенный доступ к перспективным рынкам, расширение круга деловых партнеров, дополнительные торговые и маркетинговые инструменты – вот что получат наши клиенты благодаря созданию нового межбиржевого объединения.
Владислав Сычевич, «
Рэспубліка», 8 июля 2025 г.
Минэкономики: задачи инициативы «Один район – один проект» выполнили более половины регионов
С 2022 года инвестиционный портфель инициативы «Один район – один проект» вырос в 1,7 раза, его сформировал 221 проект на более чем Br9 млрд, при этом более половины регионов уже выполнили обозначенные задачи. Такое заявление в интервью программе «Контуры» телеканала
ОНТ сделал заместитель начальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности Министерства экономики Виктор Войтехович, сообщает
БЕЛТА.
«В целом за неполные 3,5 года имеем уже 80 «историй успеха» в 68 районах, создано около 4 тыс. новых рабочих мест, то есть более половины регионов уже справились с поставленной задачей, при этом в 12 реализовано по две и более перспективных бизнес-идеи. В ряде районов появились новые компетенции – выпускается продукция, которая ранее там не производилась, – прокомментировал Виктор Войтехович. – К концу пятилетки ожидаем завершение еще порядка 90 проектов инициативы. По оставшимся срок реализации уходит за пределы 2025-го, и это наш задел уже на будущую пятилетку».
Заместитель начальника главного управления ведомства также рассказал о стимулировании инвестиционной деятельности в «услужных» секторах экономики регионов. Речь, в частности, шла о логистике, сферах туризма, отдыха и медицины. Было отмечено, что изначально основной направленностью инициативы являлись производственные проекты, но с учетом практики применения с этого года были донастроены подходы к поддержке проектов в сфере услуг.
Так, на данный момент, следуя этому механизму, строятся медицинский комплекс в Гродно, логистические центры в Верхнедвинском, Витебском, Берестовицком и Вороновском районах, создаются места проживания и оказания услуг в Дятловском районе, в Бресте и Мяделе. Запланирован к включению в перечень и проект по строительству гостиничного комплекса в Миорском районе. «В перспективе – это новые высокопроизводительные рабочие места для наших регионов», – резюмировал замначальника главного управления инвестиционной и строительной деятельности.
В Беларуси с 2022 года реализуется программа «Один район – один проект», инициированная Главой государства. Ее цель – поддержка и развитие инициатив с акцентом на создание новых рабочих мест. Проекты выполняются на основе имеющихся ресурсов, многие из них являются одновременно импортозамещающими и экспортно ориентированными. При отборе проектов учитывается ряд критериев, а именно их производственная направленность, создание новых рабочих мест, использование местного сырья и компетенций, перспективы импортозамещения и увеличения экспорта.
По информации
БЕЛТА