Министр образования: в Союзном государстве создаем единое образовательное пространство
В Союзном государстве мы создаем единое образовательное пространство, заявил журналистам Министр образования Андрей Иванец на коллегии «Об итогах работы Министерства образования Республики Беларусь за 2021 год и задачах на 2022 год», передает корреспондент БЕЛТА.
«Мы очень тесно развиваем сотрудничество, в том числе в системе образования, с нашими российскими партнерами. Мы планируем, что в ближайшее время проведем совместную коллегию двух министерств. И здесь, конечно, нам есть что обсудить», – сказал Андрей Иванец.
Министр подчеркнул: «В рамках Союзного государства мы создаем единое образовательное пространство. И здесь вопросы не только интеграции вузовского образования, но и других уровней. Мне кажется, что в современных реалиях этот вопрос становится все более актуальным».
По сообщению БЕЛТА
Директор Департамента контроля качества образования Министерства образования Ольга Рыбаключева во время круглого стола БЕЛТА на тему «Общественное обсуждение проекта постановления «О порядке осуществления самостоятельной профдеятельности по обучению» рассказала о нормах, которые закрепляет этот проект постановления.
Ольга Рыбаключева подчеркнула, что документ направлен не только на тех, кто осуществляет самостоятельную профессиональную деятельность, но и на тех, кто ею пользуется. «Самое главное, о чем говорит постановление, – такая деятельность не подлежит обязательному сертифицированию, то есть эти услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия. О чем мы говорим? Если родители ведут ребенка заниматься к репетитору или к учителю-дефектологу, то место, где он будет работать с учащимся (в полноценной аудитории, оснащенной в соответствии с необходимыми требованиями, или у себя дома на кухне), выбирает репетитор и учитель-дефектолог, это их право. Родители должны быть готовы к тому, что в этой части нельзя предъявлять повышенные требования, например, просить заключения санстанции, чтобы свет был определенный и так далее. Второе – проект постановления определяет условия, формы и методы, которые при оказании обучения в виде самостоятельно профессиональной деятельности могут самостоятельно выбирать репетиторы и лица, которые осуществляют эту деятельность. То есть мы не регламентируем, как работать, с помощью каких форм и методов», – рассказала директор департамента.
По ее словам, наибольшее общественное обсуждение вызвали три нормы. «Первая – при оказании услуг с применением ИКТ нужно использовать только информационные сети, системы и ресурсы национального сегмента интернета, размещенные на территории Беларуси и зарегистрированные в установленном порядке. Пошли разговоры, что под запретом окажется Zoom. Во-первых, этим положением платформу никто не запрещает, мы предлагаем рассмотреть возможность использовать именно национальный сегмент сети Интернет. Хочу обратить внимание на то, что эта норма в настоящий момент в нашей стране является обязательной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Она введена указом главы государства с 2010 года. Кроме того, Zoom – это не панацея, у нас есть, например, система видео-конференц-связи IVA, которая предоставляет в том числе возможность пользоваться ею физическим лицам. Мы включили такой вариант в проект, чтобы понять, готовы ли самозанятые работать по этой системе и сможем ли мы предоставить большому количеству физических лиц возможность работать в рамках национального сегмента сети Интернет», – проинформировала Ольга Рыбаключева.
Следующее, что вызвало наибольшее обсуждение, касалось того, что репетиторы обязаны пользоваться только программами, утвержденным Минобразования. «Якобы ведомство запрещает проявлять творчество. Не этот проект постановления это запрещает, а постановление № 457 от 28 июня 2024 г. Там прописано, что репетиторство – это оказание услуг лицам, которые получают основное образование. В этом же проекте мы только процедурно уточняем, как все реализовать. То есть раз человек получает основное образование и репетитор – это консультационная услуга, а не образовательная, то соответственно и консультацию репетитор должен осуществлять в рамках той программы, которую ученик изучает на уровне основного образования – школьного, вузовского или в колледже. Этот пункт не новый, он лишь процедурно определяет подходы, как работать в этом направлении», – отметила представитель Министерства образования.
Основной же вопрос, по которому поступило наибольшее количество предложений, касался обучения без реализации содержания образовательных программ на персональном компьютере, ноутбуке, планшетном компьютере изобразительному искусству, игре на музыкальных инструментах, танцам, хореографии, вокалу, ораторскому искусству. «Такое обучение осуществляется только в отношении совершеннолетних потребителей услуги. Сегодня Кодекс об образовании четко определяет, кто у нас имеет право работать с детьми. Индивидуальные предприниматели с детьми работать не могут, то есть права реализации образовательной программы в отношении детей им не предоставлено. А поскольку самостоятельная профессиональная деятельность это вид предпринимательской деятельности физического лица, то мы полагаем, что и обучать изобразительному искусству и так далее самозанятые могут только взрослых людей. Тем же, кто хочет работать с детьми, нужно заходить в законодательное поле Кодекса об образовании», – констатировала директор департамента.
По информации БЕЛТА
Министр по налогам и сборам Дмитрий Кийко на форуме PRO.EDO на тему «Развитие электронного документооборота в Беларуси» рассказал, когда Беларусь и Россия перейдут на электронный документооборот при взаимной торговле, передает корреспондент БЕЛТА.
«В настоящее время по результатам проведенной МНС совместно с Федеральной налоговой службой Российской Федерации работы созданы правовые и организационные основы для использования межстранового электронного документооборота при взаимной торговле. В первую очередь это касается Российской Федерации. В ближайшее время после решения вопроса о признании белорусской электронной цифровой подписи Россией ожидается запуск межстранового электронного документооборота в промышленную эксплуатацию», – заявил Дмитрий Кийко.
Запуск этого процесса придаст новый импульс дальнейшему развитию электронного документооборота в Республике Беларусь, уверен он. «В том числе в части его масштабирования и установления порядка и условий участия автомобильных перевозчиков и экспедиторов в процессе создания товаросопроводительных документов как при перевозке грузов внутри республики, так и при международных автомобильных перевозках. Международная товарно-транспортная накладная будет использоваться в виде электронного документа», – пояснил он.
Дмитрий Кийко выразил надежду, что проведение форума PRO.EDO позволит субъектам хозяйствования подготовиться к расширению с 1 октября 2025 г. перечня товаров, подлежащих прослеживаемости в Республике Беларусь и внедрению механизма прослеживаемости в рамках Евразийского экономического союза, а также принять меры по повышению эффективности своей деятельности путем внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы.
По информации БЕЛТА
Беларусь и Китай намерены развивать двустороннее взаимодействие в сфере судебно-экспертной деятельности, сообщили БЕЛТА в пресс-службе Государственного комитета судебных экспертиз.
Делегация Госкомитета судебных экспертиз Беларуси во главе с Председателем экспертного ведомства генерал-майором юстиции Алексеем Волковым с рабочим визитом находится в Китае. Ключевым мероприятием 14 мая стала двусторонняя встреча главы белорусского ведомства Алексея Волкова с министром юстиции КНР Хэ Жун. Темой обсуждения стала практическая реализация Меморандума о взаимопонимании в сфере судебно-экспертной деятельности, подписанного 13 сентября 2022 года.
По итогам переговоров в присутствии лидеров двух ведомств подписан Меморандум о взаимопонимании между Академией судебной экспертизы Министерства юстиции КНР и Научно-практическим центром Государственного комитета судебных экспертиз. Документ предусматривает реализацию ряда совместных мероприятий, направленных на обмен опытом, а также совершенствование методик экспертных исследований.
Алексей Волков поблагодарил за возможность посетить Министерство юстиции Китая и подтвердил интерес в дальнейшем сотрудничестве. «Мы рассматриваем наш визит как важный шаг на пути укрепления дружественных связей и развития конструктивного межведомственного взаимодействия между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой», – отметил он.
Стороны договорились о дальнейшем поступательном развитии двустороннего взаимодействия в сфере судебно-экспертной деятельности.
По информации
БЕЛТА
(фото – официальный сайт Государственного комитета судебных экспертиз)
Полноформатное соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном вступило в силу 15 мая, сообщает БЕЛТА.
Соглашение было подписано 25 декабря 2023 года в Санкт-Петербурге. Оно устанавливает беспошлинный режим между сторонами в отношении почти 90 % всей товарной номенклатуры. С 2019 года между ЕАЭС и Ираном действовало временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли, по ограниченному количеству товаров.
«Реализация нового соглашения станет эффективным инструментом развития торговли между странами и уже в обозримой перспективе может довести взаимный товарооборот до рекордных $12 млрд, увеличившись примерно вдвое по сравнению с текущими объемами», – считают в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
Стороны учредили совместный комитет ЕАЭС и Ирана для рассмотрения любых вопросов, связанных с действием полноформатного соглашения о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и Ираном, а также дальнейшим развитием взаимоотношений в контексте реализации недавно предоставленного Ирану статуса наблюдателя в ЕАЭС. Его первое заседание планируется провести в сентябре в Минске.
Кроме того, ранее стороны договорились о подготовке дорожной карты по развитию сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Как отмечал член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, дорожная карта могла бы включать в себя такие перспективные направления, как упрощение пограничных таможенных процедур, промышленное сотрудничество, устранение технических барьеров в торговле, сотрудничество в области СФС-регулирования, электронная и цифровая торговля.
Эдуард Пивовар, БЕЛТА
Кодекс об образовании скорректировали еще в январе, однако его нормы начнут действовать с нового учебного года. Нововведения носят точечный характер – их нужно воспринимать как дошлифовку предыдущего документа. Заместитель Министра образования Александр Кадлубай специально для «СБ. Беларусь сегодня» остановился на ключевых моментах.
ЧТО ВАЖНОГО ПОЯВИТСЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
Бесплатный подвоз
Расширятся возможности организации бесплатного подвоза детей. На данный момент таким правом пользуются ребята из сельской местности, проживающие в населенных пунктах, в которых нет учреждения общего среднего образования. Но в Минобразования поступали обращения из регионов: в агрогородках и крупных деревнях, где есть школа, формально нельзя организовать подвоз учащихся, проживающих, допустим, на другом конце населенного пункта. Новая норма решит этот вопрос. Кроме того, школьный автобус сможет доставлять ребят к местам проведения различных образовательных мероприятий, экскурсий, спортивных, культурных встреч и обратно, в том числе и в шестой школьный день.
Освобождение от ЦЭ
Ряд позиций касается централизованного экзамена. В первую очередь это возможность освобождения 11-классников от ЦЭ по медицинским показаниям. Сейчас такая норма действует лишь в отношении учащихся 9-х классов.
Еще одно изменение коснется выпускников, которые по результатам ЦЭ получили 0 баллов. Им предоставят возможность попробовать свои силы еще раз, сдав экзамен в августе. Сегодня школьники с нулевым результатом не получают сертификат ЦЭ и аттестат. Им выдают лишь справку об обучении. А аттестат – только на следующий год, когда такой выпускник пройдет итоговую аттестацию в порядке экстерната. Шанс получить аттестат появится также у учащихся, не явившихся на итоговые испытания по уважительным причинам.
Школьникам, проживающим или получающим образование в зоне радиоактивного загрязнения, которые выехали на санаторно-курортное оздоровление в период итоговой аттестации, а также учащимся, которые не смогут присутствовать на экзамене по причине болезни или иной уважительной причине, предоставят возможность сдать ЦЭ в резервные дни или в иные сроки, определяемые Министерством образования.
Следование дресс-коду
Школьники обязаны будут придерживаться делового стиля одежды на учебных занятиях. Ранее требование было закреплено только в Государственном школьном стандарте.
Обучение вождению
У старшеклассников сельских школ, ребят из специализированных лицеев, суворовских и кадетских училищ появится возможность обучаться вождению и получать водительские права. Они смогут трудоустраиваться в организации и сельскохозяйственные предприятия после окончания учреждения общего среднего образования. Кроме того, обучение водителей механических транспортных средств, самоходных машин – это одна из задач подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Беларуси.
ЧТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Без дистанционного обучения
Если ребенок живет в Беларуси, то родители должны создать все условия для его обучения в белорусских учреждениях общего среднего образования – таким образом исключается дистанционное обучение детей в иностранных организациях. Для юных белорусов крайне важно знать свою историю, историю своих корней. Только в наших школах они могут изучать «Историю Беларуси», «Историю Беларуси в контексте всемирной истории», «Белорусский язык», «Белорусскую литературу», раздел «География Беларуси». В наших учреждениях образования значительное внимание уделяют воспитательной работе: развитию патриотизма, любви к традициям и культуре белорусского государства.
Приемные родители в новом статусе
Предусмотрено включение приемных родителей и родителей-воспитателей в число педработников.
НОВШЕСТВА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Учреждение образования сможет размещать на своей официальной странице в интернете только следующие сведения о педработниках: Ф.И.О., должность, уровень образования, квалификации, сведения о наличии ученой степени, ученого звания. Иные сведения будут публиковаться исключительно с согласия педагогов.
ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Нюансы распределения
В течение срока обязательной работы решение о перераспределении или перенаправлении выпускников, молодых специалистов, получивших высшее или среднее специальное образование, будет приниматься учреждением образования по согласованию с областным (Минским городским) исполкомом по месту нахождения организации, в которую распределен (направлен) выпускник, не только в отношении выпускников по направлению «Сельское хозяйство», но и в отношении выпускников всех специальностей, распределенных в сельскую местность.
Новый кодекс упорядочивает основания для перераспределения (перенаправления) и освобождения от возмещения средств, затраченных государством на их подготовку. В частности, решение о распределении по месту жительства или работы супруги (супруга) будет приниматься по согласованию с организацией – заказчиком кадров.
Вузы и колледжи будут вправе на безвозмездной основе получать из информационных ресурсов госорганов и иных организаций сведения о трудовой деятельности выпускников. Данная норма внесена в целях контроля за трудоустройством выпускников в течение всего срока обязательной работы.
С гарантией вернуться
Молодым специалистам, уволенным в связи с призывом, но не направленным для прохождения службы, предоставят гарантию на занятие прежней должности в течение десяти дней со дня получения соответствующего уведомления от военного комиссариата. Если призывник заболеет или воинские части будут укомплектованы, молодого человека обязаны взять обратно на работу, откуда недавно уволили.
ЕЩЕ ВАЖНЫЕ НОВАЦИИ
Стипендия
Президентскую стипендию смогут получать не только бюджетники, но также обучающиеся на платной основе как в государственных, так и в частных учреждениях образования.
Социальная стипендия не назначается обучающимся в учреждениях профессионально-технического образования со сроком обучения более года, если им обеспечено питание, за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении.
Образовательные программы и ИП
Индивидуальные предприниматели не смогут реализовывать программы дошкольного и специального образования, это смогут делать только юридические лица. Практика применения законодательства о лицензировании показала: ни один индивидуальный предприниматель не смог выполнить долицензионные требования в части материально-технического обеспечения и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, а это значит, не смог организовать полную безопасность детей.
Бизнес-школа
Учреждения высшего и дополнительного образования взрослых и их структурные подразделения смогут получить статус «бизнес-школа». В том случае, если они реализуют программы, направленные на формирование знаний и навыков, необходимых для управления в коммерческих организациях. По ранее действовавшему законодательству такой статус могли получить только коммерческие организации.
В ТЕМУ
Министерство образования утвердило список международных олимпиад, победители которых в этом году могут поступить в вузы Беларуси без вступительных испытаний, а в ссузы – вне конкурса.
Так, при желании этой льготой могут воспользоваться победители (дипломы I, II, III степени) 12 олимпиад, а именно:
- Международная математическая олимпиада – 2025 год, Австралия;
- Международная Жаутыковская олимпиада по физике, математике и информатике – 2025 год, Казахстан;
- Международная Менделеевская олимпиада школьников по химии – 2025 год, Бразилия;
- Международная химическая олимпиада – 2025 год, ОАЭ;
- Международная биологическая олимпиада – 2025 год, Филиппины;
- Международная олимпиада по химии имени Абу Райхана Бируни – 2025 год, Узбекистан;
- Международная научная физическая олимпиада – 2025 год, Россия;
- Международная физическая олимпиада – 2025 год, Франция;
- Международная географическая олимпиада – 2024 год, Индонезия;
- Международная олимпиада по наукам о Земле – 2024 год, Италия;
- Международная олимпиада по информатике – 2024 год, Венгрия;
- Олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и русской литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» – 2024 год, Россия.
Таисия Азанович, « СБ. Беларусь сегодня», 14 мая 2025 г.