/ / Общественно-политические
30.06.2022

Выступление Владимира Андрейченко на закрытии восьмой сессии Палаты представителей седьмого созыва

30 июня 2022 года состоялось закрытие восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва. Основные итоги сессии подвел Председатель Палаты представителей В.П.Андрейченко.

Закрытие восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва

Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П.

Уважаемые депутаты, приглашенные!

Завершает свою работу восьмая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва.

Еще полгода назад на диалоговых площадках мы дискутировали, сможет ли обновленная Конституция обеспечить суверенитет и обустроить Беларусь на новом этапе ее развития.

Время показало, что решение, принятое народом, было абсолютно правильным. На фоне того безумия, которое охватило современный мир, выработанная модель взаимодействия ветвей власти, политической системы, участия граждан в делах государства убедительно доказывает свою эффективность.

Несмотря на внешнее давление и санкции, предприятия работают, цены под контролем, государство в полной мере исполняет свои социальные обязательства. И самое главное, люди ощущают себя в безопасности, не боятся за жизни родных и близких.

Беларусь в очередной раз демонстрирует пример того, как единство народа, упорный труд и верность идеалам мира позволяют ей достойно отстаивать национальные интересы, оставаясь островком спокойствия в Европейском регионе.

Но останавливаться нельзя. Общественная значимость и количество задач, стоящих перед государственными органами, в том числе перед Парламентом, постоянно возрастают. Более того, сегодня сложно выделить приоритеты. Все вопросы носят неотложный характер. Задачи конституционного строительства следует решать в тесной увязке с обеспечением безопасности во всех ее смыслах – оборонном, экономическом, социальном, идеологическом. Именно таким образом и была построена наша работа. Всего в ходе сессии принято порядка 60 законопроектов.

В целях реализации поручения Главы государства нами развернута работа по приведению законодательства в соответствие с обновленной Конституцией. Утверждены планы, определены сроки и постоянные комиссии, отвечающие за их реализацию.

Как результат, уже в ходе нынешней сессии приняты в первом чтении изменения в законы «О Национальном собрании», «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики». К началу очередной сессии эти документы должны быть полностью отработаны и вынесены на рассмотрение в Овальном зале.

Параллельно постоянным комиссиям следует начать работу над новым Регламентом Палаты представителей. Здесь надо серьезно подумать над конкретными предложениями, особенно в части повышения оперативности принятия законодательных решений.

К настоящему времени в Палате представителей завершается разработка проекта Закона «О Всебелорусском народном собрании». Это основополагающий документ для реализации белорусской традиции народовластия. Следует ускорить его согласование с заинтересованными и выходить на его принятие в кратчайшие сроки.

Депутатский корпус принимает участие в подготовке законопроектов о гражданском обществе, о Совете Министров, о судоустройстве и статусе судей, о конституционном судопроизводстве. Продолжается работа над Избирательным кодексом, иными не менее важными документами.

Такой объемный пласт деятельности требует предельной собранности, ответственности и постоянной обратной связи с обществом. Выдержать установленные сроки и сохранить сложившуюся в стране традицию народного законотворчества – важнейшая задача депутатского корпуса.

Самое серьезное внимание в ходе сессии уделено экономическому блоку законопроектов. Именно от работы экономики, встраивания ее в принципиально новую систему мирохозяйственных связей сегодня зависит благополучие страны и ее граждан.

Нами оперативно приняты проекты законов по вопросам рынка ценных бумаг, ипотеки, государственно-частного партнерства, платежных систем и платежных услуг. Все они позволяют смягчить степень воздействия внешних санкций, выстраивать новые механизмы управления экономикой, углублять интеграционные процессы в рамках ЕАЭС и Союзного государства.

Работа в этом направлении должна быть продолжена. В межсессионный период особый акцент следует сделать на законопроектах, предусмотренных Комплексным планом Совета Министров по поддержке экономики. Надо спланировать нашу деятельность так, чтобы в начале следующей сессии все востребованные законопроекты были приняты.

Особенность настоящей сессии также в том, что многие рассматриваемые законопроекты находятся на стыке экономики и социальной политики. И жизненно важно найти верный баланс, чтобы не нарушить принцип социальной справедливости. Это наглядно продемонстрировал наш семинар-совещание по совершенствованию земельных отношений, проведенный в Белыничах. Принятие на сессии новой редакции Кодекса о земле упрощает решение многих житейских проблем, придает импульс развитию предпринимательства на селе, предоставляет местным властям дополнительные инструменты в работе с населением.

В целом в законодательной деятельности надо более решительно реагировать на резонансные проблемы, неоднократно поднимаемые гражданами. Именно с позиций внимательного отношения к насущным заботам избирателей следует подойти к подготовке проекта Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, комплексной корректировке хозяйственного законодательства, проектам законов «Об урегулировании неплатежеспособности», «Об объединениях нанимателей», «О лицензировании».

Вопросы очень непростые, но значимые для экономики и граждан, позволяющие укрепить общественную стабильность перед лицом внешних угроз и вызовов. Поэтому все эти документы к началу сессии должны быть детально проработаны с Правительством, представителями бизнеса, экспертным сообществом.

Совершенствованию деятельности государственного механизма послужат принятые законопроекты о государственной службе, об обращениях граждан и юридических лиц. Общество предъявляет новые требования к открытости органов власти, должностных лиц и к степени вовлеченности населения в принятие решений. Реализация этих законов должна находиться на постоянном контроле депутатского корпуса.

В сфере национальной безопасности знаковым решением стало принятие изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Все, кто преступил закон, должны знать, что за свои поступки им придется отвечать перед белорусским народом.

Что касается международной деятельности, то в ходе сессии мы последовательно разъясняли своим западным коллегам нацеленность Беларуси на развитие торгово-экономического сотрудничества, ценность инструментов парламентской дипломатии, тупиковость и пагубность санкций для мировой экономики.

К сожалению, коллективный Запад пока не готов воспринимать доводы здравого смысла. Мы видим его стремление изолировать нас, перекрыть каналы общения. Однако конфронтация – это не наш путь. Беларусь всегда готова к сотрудничеству на принципах конструктивного, равноправного и взаимоуважительного диалога. Поэтому мы продолжим разговаривать со всеми, настойчиво продвигая миролюбивые внешнеполитические инициативы Главы белорусского государства.

Эту четкую позицию депутаты должны транслировать на всех международных площадках. У нас много друзей, реально оценивающих положение дел в мире и готовых развивать сотрудничество с нашей страной. Пример тому – парламентское сотрудничество в МПС.

Перспективным представляется также взаимодействие по линии Парламентской сети Движения неприсоединения. Сегодня белорусские парламентарии принимают участие в работе этого представительного форума в столице Азербайджана.

Такие контакты надо использовать также для расширения сотрудничества с МПА АСЕАН, ПАРЛАТИНО и Панафриканским парламентом. В полной мере необходимо задействовать потенциал парламентской дипломатии во взаимоотношениях с Китаем, государствами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.

Серьезный задел сотрудничества у нас имеется с Индией. Надо двигаться дальше и развивать сотрудничество по всем направлениям, представляющим взаимный интерес.

В наших ближайших планах – проведение онлайн-встреч с парламентариями из Вьетнама, Таиланда и Кубы. В июле состоится визит в Тегеран рабочей группы по сотрудничеству с Парламентом Ирана. Есть хорошие возможности для дальнейшего расширения межпарламентских контактов по линии недавно сформированных рабочих групп в парламентах Болгарии, Венесуэлы, Мексики.

Нарастание внешнего давления еще раз подтверждает правильность курса на укрепление интеграционных связей в рамках МПА СНГ, ПА ОДКБ, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Состоявшееся в мае заседание Совета ПА ОДКБ подтвердило нашу общую приверженность диалогу, принципам неделимости безопасности и коллективного реагирования на нарастающие угрозы.

Вопросы белорусско-российской интеграции, парламентского контроля за исполнением 28 союзных программ были в центре внимания шестьдесят второй сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Особый акцент был сделан также на необходимости пересмотра подходов к отбору и реализации программ, финансируемых из союзного бюджета. Общее мнение – приоритет должен отдаваться передовым, наукоемким разработкам, способным заместить импорт и обеспечить экономический рост. Конкретные предложения на этот счет мы договорились обсудить в сентябре на заседании Совета Парламентского Собрания. И депутаты должны быть готовы к предметному, принципиальному разговору.

Неотъемлемой частью нашей работы на всех международных площадках является борьба с фальсификацией истории. Инициированная нами международная парламентская конференция «Историческая память: Великая Победа, добытая единством» получила позитивный отклик и поддержку наших коллег-парламентариев из Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана. Это еще раз подтверждает, что мы солидарны в своем стремлении сохранить историческую правду, противостоять попыткам героизации нацистов и их современных последователей.

Работу в этом направлении надо продолжить, в том числе и в избирательных округах. И не только в рамках Года исторической памяти. Идеологическая война охватывает все сферы общественной жизни. Любая недоработка властей мгновенно используется для раскола общества, дискредитации государства. Поэтому мы должны предельно критично оценивать результаты своей работы и чувствовать персональную ответственность за все, что происходит в стране. Это требование Главы государства должно стать незыблемым правилом в деятельности депутатского корпуса, каждого депутата!

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)