30.06.2022
Александр Лукашенко провел встречу с Министром иностранных дел России Сергеем Лавровым
Беларусь и Россия могут выстроить такую конструкцию отношений, что позавидуют в мире. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 30 июня на встрече с Министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Сергей Лавров передал Александру Лукашенко приветствие от Президента России Владимира Путина, хотя главы государств лично виделись всего несколько дней назад. «Спасибо, приятно все равно», – сказал Президент Беларуси.
«Он (Владимир Путин. – Прим.) поддерживает продолжение нашего интенсивного союзнического диалога», – добавил глава российского МИД.
«В этом Вы можете не сомневаться. Я думаю, Президент России также в этом абсолютно убежден, – заявил Александр Лукашенко. – Я когда-то сказал. Думаю, Вы поддержите эту идею. Уверен, что поддержите. Что мы не настолько глупы, чтобы кого-то инкорпорировать, как на Западе говорят, или включать в состав не то Беларуси Россию, не то России Беларусь. Мы достаточно умны, чтобы два независимых государства могли выстроить такую конструкцию наших отношений, что позавидуют в мире и другие. Мы к этому идем, движемся».
Белорусский лидер отметил, что уже исполнилось 30 лет со дня установления дипломатических отношений между двумя государствами, из которых большую часть Александр Лукашенко находится на посту Президента Беларуси. «Я все время слышу: завтра поглощение, завтра инкорпорация… 30 лет прошло. Не инкорпорировали, не поглотили, ничего не увезли. А если уж откровенно, то мы от России получаем все то, что надо суверенному независимому государству. Да, были у нас разные времена. Мы и спорили, как близкие люди», – сказал Президент.
Он рассказал, что с Владимиром Путиным они часто обсуждали эту тему, и наличие споров Глава белорусского государства оценивает позитивно: «Я всегда говорю: этому надо радоваться. Потому что ни одно западное государство (вот возьмите последние саммиты), никто нигде ни с кем не спорит. Пришел начальник ЦК, не то «обкома» из Вашингтона, даже не сказал, а посмотрел, и все побежали».
«А истина рождается в споре, как известно», – заметил Сергей Лавров.
«Да, а мы спорим. Потому что мы близкие люди. И действительно, истина всегда рождалась в споре и будет рождаться», – согласился Глава государства.
Он обратил внимание, что в настоящее время у Беларуси и России отношения особого характера. «Время такое, Сергей Викторович. Когда не слушают вас, дипломатов, тогда приходится слушать других людей. Мы за то, чтобы дипломатия работала. Но что поделать, если идет гибридная война. Начали со средств массовой информации. Потом заглушили дипломатов, как бы отбросили в сторону – ни одна международная площадка результата не дает, в том числе и главная наша. Ну что нам делать? Нам приходится защищаться, сопротивляться», – констатировал Александр Лукашенко.
В этой связи глава российского МИД напомнил и о блокировке Западом российских активов. «Деньги отняли», – заметил он.
«Деньги отняли, в экономике душить начинают. Вот, пожалуйста, гибрид», – сказал Александр Лукашенко.
«Уже объявили экономическую войну. Что такое транзит закрыть? И все кричат о каком-то Сувалкском коридоре. Слушайте, мы с вами об этом не говорим, а они кричат. Они что, намекают?» – отметил Глава государства.
Александр Лукашенко подчеркнул, что у Беларуси и России достаточно сил и средств для того, чтобы доставить грузы в Калининград. «Без всяких войн и напряжений. Мы с Путиным очень серьезно обсуждали эти вопросы», – сказал он.
Президент в этой связи отметил политику Литвы, которая в вопросе санкций «бежит впереди паровоза»: «Спихивают все время на Евросоюз. Мол, это не мы, это Евросоюз принял решение. Так там принимаются решения консенсусом. Если вы видели, что это может навредить Литве, ну вы не голосуйте за это и решение принято не будет. Или примут с какими-то исключениями. Но вы же видите, что они впереди паровоза бегут. И всегда кричат: «Дави, трави!». И так далее. В ущерб своему государству. Для меня это неудивительно, потому что я наблюдаю это постоянно. И я вижу, кто там ратует за такие вещи».
«Знаете, что меня удивляет…Вполне нормальное требование – нет национализму, который перерастает, я Вам как историк говорю, в фашизм. Нам это не надо, и Европе это не надо. Они в Украине это культивируют, поддерживают это. Хорошо. А если завтра это выплеснется в Европе? Им это не надо, – подчеркнул белорусский лидер. – Европе это не нужно, особенно Германии. Там уроки истории помнят. Они же должны понимать, что это будет прорастать, произрастать корнями по всей Европе».
На этот счет Сергей Лавров заметил, что партия «Альтернатива для Германии» создала неправительственную организацию по борьбе с русофобией. «То есть это уже начинает проявляться и в публичной сфере», – обратил внимание он.
«Сергей Викторович, Вы лучше, чем кто-либо, понимаете: нам другого пути не оставили, – сказал Александр Лукашенко. – Предлагали (для коллективного Запада. – Прим.) и безопасность накануне операции (в Украине. – Прим.), и давайте подпишем договоры, за столом переговоров и прочее, без всяких операций и войны, без всякой стрельбы. Не захотели. Это их выбор».
Согласившись с точкой зрения белорусского лидера, глава российского МИД подчеркнул, что на недавнем саммите НАТО в документах альянса Россия названа главной угрозой, Китай - главным вызовом. «Опять подтверждена так называемая политика открытых дверей и подтверждено решение 2008 года, принятое в Бухаресте, насчет перспектив членства в НАТО Украины и Грузии», – обратил внимание Сергей Лавров.
«Очень усилится (НАТО. – Прим.), – иронично заметил Президент. – Ну, Господь им в дорогу».
Александр Лукашенко отметил, что Беларусь и Россия еще не отвечали зеркально на тренировки западной авиации по применению ядерного оружия: «Никакой инсценировки там не было. И про ядерное оружие и прочее. Мы еще полшага сделали. Они же летают, тренируются. Зачем тренируются, зачем ядерные болванки возят? Для того, чтобы ядерную бомбу завтра в самолет положить и сбросить туда, куда надо. Поэтому мы еще зеркально не отвечали. Склады боеприпасов ядерных в России, у нас их нет. И, как Путин правильно сказал, в шести точках, шести странах находятся их ядерные боеголовки».
«И долгие-долгие годы, и они летают, и пускают пилотов неядерных стран к управлению самолетами, которые предназначены для ядерного оружия», – заметил Сергей Лавров.
По словам главы российского МИД, это нарушает Договор о нераспространении ядерного оружия.
«Но мы еще это не сделали. Но мы должны быть готовы», – подчеркнул Александр Лукашенко.
Он напомнил события 1941 года, когда началась Великая Отечественная война: «Мы должны порох держать сухим по всем направлениям. И не надо там енчить, кричать, что «тут Путин захватил Беларусь», »что хочет, то и делает»… У нас согласованная разумная политика двух суверенных государств, за которую прежде всего отвечают Макей и Лавров».
«Под руководством верховных главнокомандующих», – поддержал беседу Сергей Лавров.
«Но вы нам советуете, – сказал в ответ Александр Лукашенко. – Но это не снимает с нас ответственности. Мы абсолютно здраво, трезво понимаем, что вокруг нас происходит. И лучше показать, что может быть, чем это случится. Нам эта война не нужна».
Александр Лукашенко встретился с Наследным принцем – Министром культуры, молодежи и спорта Султаната Оман Зеязином бен Хайтамом Аль Саидом
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 мая встретился с Наследным принцем – Министром культуры, молодежи и спорта Султаната Оман Зеязином бен Хайтамом Аль Саидом.
В числе участников встречи также президент Оманского инвестиционного агентства Абдельсалам Мохамед аль-Муршиди.
«Мне кажется, что в результате моего визита в вашу прекрасную страну в свое время (в декабре 2024 года Александр Лукашенко посетил Оман с рабочим визитом. – Прим.) мы стали не просто партнерами, а уже друзьями. Мы обменивались многими предложениями, по направлению которых можем выстраивать свое сотрудничество. Нам очень интересна ваша страна. Не скрою, как некоторая альтернатива в том регионе для продвижения наших интересов», – сказал Глава государства.
Он подчеркнул, что прежде всего стороны работают над вопросами торгово-экономического сотрудничества. Для Беларуси особый интерес представляет использование портовой инфраструктуры Омана, чтобы совместно развивать торговлю и с другими странами, включая Африку.
Александр Лукашенко констатировал, что стороны уже убедились в том, что могут сотрудничать по обозначенным проектам: «В Беларуси есть много того, что сегодня интересует оманскую сторону. Вы нам очень интересны по многим направлениям. Это и отдых наших людей, сельское хозяйство, поставка продукции. И, самое главное, ваши порты, через которые мы можем работать в регионе».
Глава государства отметил, что с огромной искренней теплотой вспоминает свою встречу в Маскате с Султаном Омана. «Очень порядочный, добрый человек. Мы с большим удовольствием готовы принять его в Беларуси в то время, когда это будет вам удобно. Передайте ему самые добрые и теплые пожелания и скажите ему, что я его жду в Минске», – сказал Президент.
В свою очередь Зеязин бен Хайтам Аль Саид высказал признательность за гостеприимство и теплый прием, передал приветствия от своего отца – Султана Омана.
«На самом деле с момента Вашего визита мы серьезно продвинулись в наших отношениях. Начали со сферы туризма, гостеприимства. Мы очень рады, что получилось открыть прямой рейс из Минска в наш южный город Салала. И уже много белорусов смогли побывать в Омане. Также мы начали ряд других взаимовыгодных проектов. Я очень рад, что те проекты, которые мы наметили, действительно внесут серьезный вклад в увеличение товарооборота и инвестиционное сотрудничество между нами», – отметил Наследный принц.
Встреча Президента Беларуси с губернатором Красноярского края России Михаилом Котюковым
Президент Беларуси Александр Лукашенко 19 мая встретился с губернатором Красноярского края России Михаилом Котюковым.
Глава государства в первую очередь обратил внимание на торгово-экономическое взаимодействие страны с российским регионом. «Должен заметить, что мы неплохо сотрудничаем. Об этом говорит рост товарооборота – в районе $200 млн мы всегда находимся, где-то чуть меньше, больше, – сказал Президент. – Но этот показатель мы можем значительно увеличить в связи с тем потенциалом, которым обладают область и наша республика».
Александр Лукашенко отметил, что направления развития сотрудничества хорошо известны. К ключевым относятся, например, поставки техники, оборудования для горнорудной промышленности. «Такой техники, в том числе БЕЛАЗов, у нас достаточно, и с вами, и с другими областями Российской Федерации, где это возможно, мы готовы и будем сотрудничать», – сказал Глава государства.
Президент также обозначил готовность Беларуси поставлять в Красноярский край другую грузовую технику, продукцию «АМКОДОРа» и МАЗа, которая уже хорошо зарекомендовала себя на российском рынке.
«Особая тема в последнее время в Беларуси и в России – замена лифтового оборудования. Тут никуда не денешься. Те лифты, которые мы когда-то устанавливали в советские времена, уже свой срок отслужили, поэтому мы много поставляем лифтов по всему бывшему Советскому Союзу, и прежде всего в Российскую Федерацию. Знаю, что потребность такая есть в вашей области. Можете на нас рассчитывать», – заверил Александр Лукашенко.
Что касается развития сотрудничества в сфере автотранспортных перевозок, Президент отметил потенциал отечественных предприятий по производству и поставке на экспорт техники, в том числе и на газомоторном топливе. Речь шла также о готовности вырабатывать новые формы взаиморасчетов, в том числе поставки по лизингу.
«Сотрудничество в сфере агропромышленного комплекса и поставки сельскохозяйственной техники – очень перспективная, наша, белорусская тема. Если вам нужно будет, мы всегда готовы подставить плечо вашей области», – подчеркнул Глава государства. Президент отметил и заинтересованность со стороны Беларуси в сотрудничестве в области строительства: «Наши возможности вы хорошо знаете. Поэтому можете на нас рассчитывать».
«Словом, вы и ваши коллеги неплохо знаете возможности Беларуси. Если мы можем где-то подставить вам плечо или сотрудничать вместе на перспективу, знайте, что мы к этому готовы», – подытожил Александр Лукашенко.
Упорядочивание и определение ключевых подходов. Эксперт о законодательных новациях финансовой поддержки
Президент Беларуси Александр Лукашенко 5 мая подписал Указ № 177 «О государственной финансовой поддержке», в соответствии с которым были дополнены виды государственной финансовой поддержки. О том, какие особенности предусматривает новый документ и какие преимущества он предоставляет юридическим лицам, корреспондент
БЕЛТА побеседовала с директором Института экономики Национальной академии наук Беларуси Денисом Мухой.
Уже в преамбуле Указа отмечается, что он принят в целях упорядочения подходов к принятию решений по оказанию государственной финансовой поддержки юридическим лицам и усилению защиты государственных и общественных интересов. «В нашей стране уже сложилась широкая система государственной поддержки субъектов хозяйствования, инвестиционной деятельности в приоритетных и иных видах деятельности. Принимались различные указы, постановления и прочие нормативно-правовые акты по поддержке определенных направлений, – отметил Денис Муха. – Объективно на сегодняшний день возникла необходимость упорядочивания, чтобы был какой-то единый документ, который бы определял ключевые подходы и принципы к государственной финансовой поддержке. Этим документом стал Указ Президента № 177».
Финансовая поддержка, предусмотренная Указом, может быть оказана любому юридическому лицу, который является коммерческой организацией. Исключениями являются банки, Банк развития и небанковские кредитно-финансовые организации. Документ в первую очередь направлен на реальный сектор экономики, т.е. на организации, которые производят продукцию, оказывают услуги и так далее. Что важно, в этом Указе отмечается, что финансовая поддержка может быть оказана индивидуально, подчеркнул директор института.
Среди преимуществ Денис Муха выделил то, что документ конкретизировал виды финансовой поддержки. Определено четыре основных вида. Первый – это предоставление бюджетных трансфертов на возмещение части затрат по инвестиционным проектам. «Условно говоря, инвестор вложил какую-то сумму, и часть может быть компенсирована. Это может быть 10 %, 20 % или 30 %. В Указе это конкретно не прописано, но порядок и условия оказания данного вида поддержки определяются законодательными актами и соответствующим госорганом», – объяснил он.
Второй вид финансовой поддержки – это внесение вкладов в уставные фонды юридических лиц. «Причем они тоже могут выделяться по решению Президента, и тогда идет внесение этих вкладов за счет средств республиканского бюджета. Если по решению местных исполнительных и распорядительных органов, то, соответственно, это будет за счет средств местных бюджетов, – пояснил Денис Муха. – Государство объективно не имеет столько ресурсов, чтобы на безвозмездной основе или на очень льготных основаниях давать их всем. Поэтому в мировой практике очень часто используется подход, когда государство оказывает поддержку, но при этом становится частично собственником того бизнеса, которому оказывается поддержка. Это, как правило, делается за счет внесения средств в уставные фонды. По примеру многих стран оказывается, что государство может быть довольно эффективным собственником». Оказание этой финансовой поддержки может производиться за счет средств местных бюджетов либо республиканского. Если, например, ее предоставляют местные бюджеты, то они и определяют условия ее предоставления.
Третий вид финансовой поддержки – это предоставление бюджетных займов за счет средств республиканского и местных бюджетов. Он предоставляется на коммерческой основе и его условия определяются бюджетным законодательством либо законодательством в сфере инвестиций. Может быть определенная градация этих условий.
Четвертый вид поддержки – иной, который возможен по решению Президента. «Грубо говоря, за Главой государства закрепляется возможность создания каких-то иных видов поддержки, которые будут предоставляться по решению Главы государства. Как правило, такое часто бывает, потому что проекты разные и они имеют разную значимость для экономики, для социальной сферы. Какие-то являются более приоритетными, какие-то менее. В тех или иных случаях может оказываться индивидуальная поддержка. Поэтому все это будет взвешиваться и приниматься некое индивидуальное решение», – отметил директор института.
Также преимуществом Указа Денис Муха назвал то, что в нем довольно четко определены особенности при внесении предложений по финансовой поддержке. Например, какие должны быть документы, если организация планирует получить такую поддержку. Прописано, что должно быть заключение Министерства экономики по конкурентоспособности выпускаемой продукции, если поддержка выделяется по решению Главы государства, а также должно быть экономическое обоснование целесообразности оказания финансовой поддержки.
«Организация должна конкретно на расчетах в виде экономического обоснования показать, что эта финансовая поддержка пойдет не впустую, а будет иметь самый непосредственный эффект. Поэтому в этом экономическом обосновании должна содержаться информация о финансовом состоянии юридического лица, о перспективах его развития, о тех мероприятиях, которые планируется реализовать, чтобы повысить эффективность работы и так далее», – сказал он.
Указом также довольно четко прописывается персональная ответственность, которую несет, во-первых, руководитель организации, которая получает государственную поддержку, во-вторых – руководитель госоргана, который ее оказывает, в том числе курирующий Заместитель Премьер-министра. «То есть видно, с кого спрашивать, если та или иная поддержка будет оказана неправомерно или необоснованно. Раньше во многих документах этого не было прописано. Я бы сказал, что, наверное, впервые введен такой подход жесткой вертикальной ответственности, где каждый понимает, что он отвечает за выделение этой поддержки и рациональное ее использование», – пояснил Денис Муха.
Определены также последствия недостижения основных показателей деятельности. Если, например, юрлицо не достигает определенных показателей, то уполномоченный государственный орган может инициировать решение о привлечении к ответственности юридического лица, которому была оказана финансовая поддержка. «В случае бюджетных займов, размер процентов за пользование увеличивается на один процентный пункт с 1 января года, который следует за годом, в котором не было обеспечено выполнение установленных показателей деятельности юрлица. Если мы говорим о бюджетных трансфертах на возмещение части затрат по инвестиционным проектам, то уполномоченные государственные органы вносят на рассмотрение Совета Министров предложение о возможности дальнейшего оказания финансовой поддержки, которая была предоставлена на основании решения Главы государства, т.е. определены последствия и перечень индикаторов, по которым можно оценивать эффективность оказания поддержки», – отметил он.
Указом также установлены критерии для оценки эффективности оказания индивидуальной государственной финансовой поддержки: для реализации инвестиционных проектов – срок ввода объекта осуществления инвестиций в эксплуатацию в полном объеме и срок его выхода на проектную мощность, а также на иные цели – темпы роста производительности труда и рентабельность продаж не ниже уровня, сложившегося у получателя до принятия решения Главы государства об оказании ему поддержки.
Кроме того, корректировка значений основных показателей деятельности юридического лица не допускается. Если определили, условно, что рентабельность должна быть не менее 10 %, то изменений быть не может.
В Указе также прописано, на что он не распространяет свое действие: на решения о государственной поддержке, которые были приняты до вступления этого Указа в силу, о государственной поддержке субъектов и инфраструктуры малого и среднего предпринимательства, на использование средств республиканского централизованного фонда, местных инновационных фондов, внебюджетных централизованных инвестфондов. «В основном это отдельные преференциальные режимы, которые не могут быть как-то по-другому урегулированы, поэтому они идут отдельной статьей», – обратил внимание директор института.
Денис Муха уверен, что в развитие Указа в ближайшее время будет принят ряд других нормативных правовых актов. «Для обеспечения практической реализации данного Указа в ближайшее время правительство подготовит ряд документов, где уже будут конкретно прописаны механизмы того, каким образом юридическое лицо может получить эту поддержку. Будут также прописаны более подробно все организационные вопросы: как подавать, куда подавать, какой полный пакет документов должен быть», – объяснил он.
Указ не имеет каких-то ограничений для организаций по отраслевой и ведомственной принадлежности. «Любая юридическая организация, кроме тех, которые определены из финансового сектора, могут претендовать на данную поддержку. В Указе нет размеров этой поддержки, потому что решения будут приниматься индивидуально, исходя из параметров проектов, которые будут направляться для получения этой государственной поддержки», – заключил Денис Муха.
По информации
БЕЛТА
Завершился рабочий визит Президента Зимбабве Эммерсона Мнангагвы в Беларусь
Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 мая проводил своего коллегу и друга Президента Зимбабве Эммерсона Мнангагву в аэропорту.
Президенты в аэропорту провели встречу, в ходе которой подвели итоги состоявшегося рабочего визита лидера Зимбабве в Беларусь.
Александр Лукашенко подчеркнул, что именно благодаря личному вкладу Эммерсона Мнангагвы между Беларусью и Зимбабве достигнут нынешний высокий уровень отношений.
«Мы очень рады быть здесь. И очень рады динамике отношений, которые развиваются между Зимбабве и Беларусью», – сказал Президент Зимбабве.
В ходе дружеской беседы главы государств не обошли стороной и погоду – нынешний май в Беларуси выдался достаточно прохладным. «Вам придется снова реакклиматизироваться на родине. Но и у вас зима там», – заметил Глава белорусского государства.
Эммерсон Мнангагва подтвердил, что сейчас в Зимбабве действительно зимний период, и порой по местным меркам весьма прохладно. «Но белорусская погода для нас очень комфортная», – заверил он.
«Это говорит о том, что вам надо чаще бывать в Беларуси», – сказал в ответ Александр Лукашенко.
Лидеры стран тепло попрощались. Эммерсон Мнангагва поблагодарил за прекрасную организацию визита и пригласил Александра Лукашенко в ближайшее время совершить ответный визит в Зимбабве. «Большое спасибо! Я увезу самые лучшие воспоминания», – сказал на прощание Президент Зимбабве.
Переговоры Президента Беларуси с Президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 мая провел переговоры с Президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой во Дворце Независимости.
Главы государств обсудили состояние двустороннего сотрудничества, ход реализации имеющихся и перспективы новых проектов, в том числе в торгово-экономической и инвестиционной сферах.
«Мы очень высоко ценим дружбу с вашей страной, вашим народом. Нас объединяет общность подходов к формированию справедливого миропорядка, основанного на суверенном равенстве всех государств, многосторонности, уважении Устава ООН и международного права», – сказал Александр Лукашенко во время переговоров.
«Еще раз хочу подчеркнуть, что Вы для нас в Беларуси всегда желанный гость, а Беловежская пуща (где лидер Зимбабве побывал со своей супругой в ходе этого визита. – Прим.) для Вас уже стала родным домом. Приезжайте в любой день, в любое время со своей супругой, с семьей. Проведите здесь время в этом климате комфортном, не таком, может быть, жарком, как у вас летом бывает», – пригласил Президент Беларуси.
Что касается двустороннего сотрудничества, он подчеркнул, что зимбабвийскую сторону нет необходимости убеждать в ответственности белорусских партнеров, готовности четко и в срок исполнять заключенные договоренности. «Мы всегда будем верны этому принципу. В этом можете не сомневаться», – заверил Александр Лукашенко.
«Наше двустороннее сотрудничество – это новый стандарт в работе со странами Африки. Учитывая эту высокую планку, мы постарались обеспечить Вам и вашей делегации насыщенную программу. Я абсолютно уверен, что итоги визита придадут мощный импульс отношениям братства и партнерства между народами Беларуси и Зимбабве, – сказал Глава государства. – За последние годы наши страны вывели на новый уровень политические отношения, значительно расширили торгово-экономическое взаимодействие, сформировали прочную договорно-правовую базу сотрудничества».
Александр Лукашенко отметил, что с момента исторических переговоров на высшем уровне в Хараре в 2023 году сделано немало. Создана совместная комиссия, налажен прямой диалог между профильными министерствами и компаниями, расширяются гуманитарные и культурные контакты между Беларусью и Зимбабве.
«Вместе наши страны достигают ощутимых практических результатов», – подчеркнул белорусский лидер.
Один из примеров – совместная программа механизации сельского хозяйства Зимбабве, которую Александр Лукашенко назвал настоящим образцом честного, открытого и продуктивного взаимодействия. Благодаря этой программе сбор пшеницы в Зимбабве уже вырос более чем в три раза. С 2022 года Зимбабве полностью обеспечивает внутренние потребности в пшенице, начат экспорт излишков в соседние страны (Мозамбик, Ботсвана).
«Мы продолжаем работу с фокусом на то, чтобы сохранить такие урожаи и дополнительно укрепить продовольственную безопасность Зимбабве и юга Африки в целом. Это очень важное направление – работа с территории Зимбабве на другие страны. И на этом примере нашей совместной работы другие страны Африканского континента видят, что эксплуатации и диктату Запада и транснациональных корпораций есть реальная альтернатива», – сказал Глава белорусского государства.
Беларусь готова принять на обучение больше студентов из Зимбабве. «Более 60 студентов из вашей страны уже обучаются в белорусских вузах по различным специальностям аграрного, медицинского, технического профилей. Готовы увеличивать их количество при необходимости», – заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко также отметил, что страны активизировали промышленную кооперацию: «Уверен, подписанные в апреле этого года соглашения о создании в Зимбабве совместного производства автобусов будут воплощены в жизнь».
Продолжается реализация договоренностей о взаимных поставках продуктов питания (сухое молоко, соки, фрукты и др.), сотрудничестве в областях здравоохранения и поставок лекарственных средств, науки и технологий.
«Мы готовы масштабировать накопленный опыт. Беларусь может стать надежным партнером Зимбабве во внедрении современных технологий переработки отходов, цифровизации, мирном использовании атомной энергии, взаимодействии в освоении космоса», – предложил Александр Лукашенко.
«У нас, конечно же, есть и вопросы, которые мешают нам продвигаться теми темпами, которыми мы бы хотели, вперед и выйти к 2030 году на устойчивый взаимный товарооборот, приближающийся к $100 млн. Надо найти развязки по этим вопросам. Они есть. Поэтому мы с вами и ведем эти переговоры», – подчеркнул Глава белорусского государства.
Эммерсон Мнангагва в свою очередь заявил, что Беларусь для зимбабвийской делегации стала «домом вдалеке от дома».
«Гостеприимство, которое было оказано мне, превосходит все ожидания. И моя делегация благодарна за такое гостеприимство и такой прием. Это действительно дом вдалеке от дома, – подчеркнул Эммерсон Мнангагва, обращаясь к Александру Лукашенко. – Вы являетесь примером лидерства. Благодарю Вас за ту роль, которую Вы играете в плодотворных дискуссиях и сотрудничестве, которые приводят к укреплению наших отношений и существующей дружбы между Зимбабве и Беларусью. Большое спасибо, дорогой брат!»
Президент Зимбабве также поздравил Александра Лукашенко и белорусский народ с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Во время визита в Беларусь Эммерсон Мнангагва посетил Брестскую крепость-герой. По его словам, этот мемориальный комплекс напоминает о великом подвиге и жертвах, которые принес белорусский народ ради мира во всем мире. «Мы отдаем дань уважения воинам Беларуси, которые оставили свой след в истории и внесли огромный вклад в мирное существование», – отметил Эммерсон Мнангагва.
Говоря о сотрудничестве с Беларусью, Президент Зимбабве заявил: «Прогресс и рост, который мы наблюдаем в двусторонних отношениях, приносит нам удовлетворение. Мы действительно достигли успехов. Тем не менее есть необходимость использовать эти успехи для того, чтобы двигаться дальше».
Эммерсон Мнангагва отметил огромный вклад Беларуси в программу по механизации сельского хозяйства Зимбабве и обеспечение продовольственной безопасности страны. «Это огромный шаг вперед для нас, и мы благодарим вас за это, – заявил он. – Мы готовы и далее рассматривать механизацию и модернизацию нашей молочной промышленности с поддержкой белорусских партнеров».
«Зимбабве стремится достигнуть прогресса в сотрудничестве по производству техники, поскольку мы получим от этого огромную пользу. В то же время, я считаю, белорусская экономика также может выиграть от этого, потому что она будет присутствовать в нашем регионе – Африке», – добавил Президент.
По его мнению, сторонам также надо развивать взаимодействие в сферах образования, технологий и многих других отраслях.
После переговоров на высшем уровне состоялась церемония обмена текстами международных документов. Стороны подписали дорожную карту стратегического сотрудничества и партнерства на 2026–2030 годы.
«Подписан пакет двусторонних документов. В его основе – дорожная карта на 2026–2030 годы, в которой учтены все ключевые совместные проекты в различных сферах», – заявил по итогам переговоров Александр Лукашенко.
Глава государства отметил, что стороны провели очень насыщенные и результативные переговоры. «Обсудили широкий круг вопросов, рассмотрели, как выполняются уже достигнутые договоренности (в том числе в ходе визита в Зимбабве два года назад). Определили новые совместные проекты. При этом особое внимание уделили развитию перспективных направлений, включая межрегиональное взаимодействие и промышленную кооперацию», – сказал Президент.
«До нас очень эффективно поработали наши специалисты и министры. Обсудили широкий круг вопросов, рассмотрели, как выполняются уже достигнутые договоренности (в том числе в ходе визита в Зимбабве два года назад). Определили новые совместные проекты. При этом особое внимание уделили развитию перспективных направлений, включая межрегиональное взаимодействие и промышленную кооперацию», – сказал Александр Лукашенко.
Президент отметил, что в ходе визита Эммерсона Мнангагвы в Беларусь достигнуты значимые результаты. Этому предшествовала большая работа правительств, профильных министерств, региональных властей и компаний.
«Но я хочу выразить искреннюю признательность именно Вам за большой личный вклад в развитие стратегических отношений дружбы и братства между народами Беларуси и Зимбабве. Убежден, с такой поддержкой мы еще активнее будем наращивать товарооборот, создавать совместные перспективные производства, открывать новые рынки как в Африке, так и в Евразии», – подчеркнул белорусский лидер.
Александр Лукашенко пригласил Президента Зимбабве и его супругу Оксилию Мнангагву еще не раз посетить Беларусь. Он заверил, что зимбабвийский лидер будет чувствовать себя даже не как дома, а действительно будет дома – на белорусской земле. «Я очень благодарен Вам за все, что Вы сделали. Отдаю должное тому, что не было бы такого уровня понимания и отношений между Зимбабве и Беларусью, если бы не Вы. Это Вы приехали когда-то, будучи вице-президентом, в нашу страну и предложили выстраивать наши отношения. С этого все и началось», – добавил Президент Беларуси.
«Мы готовы оказать содействие Зимбабве в создании комплексной системы здравоохранения, поставлять из Беларуси медицинские препараты и специальное оборудование, чтобы решить проблему оказания медицинской помощи детишкам, женщинам и всему населению Зимбабве», – сказал Глава государства.
«Вы изучили нашу систему здравоохранения. Она вам понравилась, по моим данным. И вы готовы ее выстроить в Зимбабве с нашей помощью. Мы готовы вам в этом содействовать», – заверил Александр Лукашенко.
«В этом году Беларусь председательствует в Евразийском экономическом союзе, Зимбабве – в Сообществе развития Юга Африки (торгово-экономический союз стран юга Африки. – Прим.). Мы готовы использовать свое особое положение для активизации сотрудничества между этими интеграционными блоками и упрощения условий взаимной торговли. Конечно, в соответствии с действующими правовыми процедурами», – сказал Глава государства.
«Мы договорились создать комиссию на уровне глав государств. Она станет стратегическим механизмом высокого уровня, позволяющим координировать работу уже действующих совместных комиссий и комитетов», – сказал белорусский лидер.
По его словам, соответствующий проект соглашения будет подготовлен к его ответному визиту в Зимбабве.
Эммерсон Мнангагва в свою очередь сказал: «Мы с нетерпением ожидаем продолжения нашего двустороннего сотрудничества. И ожидаем наших партнеров в Африке. У Зимбабве уникальная позиция, которая позволяет стране стать своеобразным хабом, с помощью которого белорусские продукты могут быть реализованы в более широком регионе. Это поспособствует расширению экономического сотрудничества со многими странами Африки».
По его словам, сотрудничество с Беларусью внесет большой вклад в развитие промышленности и экономики Зимбабве в целом. При этом, по словам Президента, зимбабвийская сторона готова рассматривать и новые возможности для расширения сотрудничества, в частности, в области переработки и обращения с отходами, очистки воды.
«Мы признаем важность партнерства, которое сложилось между странами в этой сложной международной ситуации. Мы решительно настроены наращивать наши отношения, в том числе и на базе различных международных площадок», – заявил зимбабвийский лидер.
«Мы видим огромную пользу в том числе в сфере добычи минеральных ресурсов. Вместе мы можем разработать серьезную основу для инвестиций, которая обеспечит рост производительности в этом секторе и позволит нашим экономикам процветать», – сказал Эммерсон Мнангагва.