29.06.2022
В Государственном комитете по имуществу состоялось заседание коллегии
В Государственном комитете по имуществу состоялось заседание коллегии, в ходе которого были рассмотрены результаты проверки соблюдения Директивы Президента Республики Беларусь № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения».
«Основная тема коллегии связана с повышением эффективности Госкомимущества в работе с гражданами. Об этом не так давно говорил Президент Беларуси Александр Лукашенко на семинаре-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне». Главой государства тогда было отмечено, что принципы эффективной обратной связи и доверительного диалога с людьми являются основополагающими, а главный индикатор профпригодности руководства – эффективная работа с населением», – сказал Председатель Госкомимущества Дмитрий Матусевич.
Основным докладчиком на заседании выступил старший прокурор отдела по надзору за исполнением природоохранного и земельного законодательства Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Андрей Караченко.
«Генеральной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Директивы № 2, законодательства об обращениях граждан, об основах административных процедур, а также других взаимосвязанных нормативных правовых актах. Деятельность Государственного комитета по имуществу в работе с населением оценивается в целом как соответствующая требованиям законодательства. Если посмотреть объективно, то работа действительно поставлена на достаточно высокий уровень, механизмы взаимодействия с гражданами и представителями субъектов хозяйствования отлажены», – сказал Андрей Караченко.
В ходе заседания также были обсуждены вопросы создания безбарьерной среды в административном здании Госкомимущества, совершенствования нормативно-методического и методологического регулирования имущественных отношений, а также работы с гражданами через административные процедуры в контексте Национальной стратегии развития Республики Беларусь на период до 2035 года.
В завершение заседания Дмитрий Матусевич вручил благодарности Председателя Госкомимущества за сотрудничество по защите земельно-имущественных прав граждан и экономических интересов страны, а также в связи со 100-летием органов прокуратуры Республики Беларусь Андрею Караченко и начальнику отдела по надзору за исполнением природоохранного и земельного законодательства Генеральной прокуратуры Дмитрию Василевичу.
Справочно
Начиная с 2019 года количество обращений граждан, поступивших в Госкомимущество, сократилось почти на 15 %. Это свидетельствует о том, что комитетом осуществляется системная работа по рассмотрению и решению вопросов, поднимаемых в обращениях, восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителей, а также устранению причин, способствующих повторному появлению обращений.
По сообщению официального сайта
Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
(фото – Государственный комитет по имуществу)
Облисполкомы смогут определять категории работников для предоставления участков под строительство без аукциона
Облисполкомы смогут определять отдельные категории землепользователей для предоставления участков для строительства без аукциона. Это предусмотрено проектом Закона «Об изменении законов по вопросам регулирования земельных отношений», который представил сегодня депутатам заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Николай Бобер. Законопроект принят в первом чтении, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото – БЕЛТА)
«Проект Кодекса о земле содержит ряд норм, имеющих социальную направленность. В частности, предлагается дать право облисполкомам и Минскому горисполкому определять отдельные категории землепользователей (учителя, врачи, молодые специалисты), которым участки для строительства предоставляются без проведения аукциона, что позволит закрепить кадры на местах», – сказал Николай Бобер.
Также закрепляется право предоставления земельных участков для строительства, обслуживания жилых домов вне очереди семьям, воспитывающим детей-инвалидов и состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Разработка законопроекта является очередным этапом проводимой правительством системной работы по повышению эффективности законодательства об охране и использовании земель, пояснили в Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике. Законопроект направлен на реализацию поручений Главы государства в сфере земельных отношений, усиление ответственности местных органов власти за развитие регионов, а также совершенствование порядка изъятия и предоставления земельных участков и распоряжения ими.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Кодекс о земле, законы «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», «Об изменении кодексов» и «Об ипотеке».
Законопроектом уточняется действующий алгоритм легализации самовольно занятых земельных участков, расширяются права местных органов власти по распоряжению земельными участками, обеспечиваются более эффективные и благоприятные условия землепользования, оптимизируется порядок изъятия, предоставления, использования земельных участков и распоряжения ими.
В частности, законопроектом предусматривается наделение райисполкомов более широкими полномочиями в сфере изъятия и предоставления земельных участков для государственных нужд.
Предусмотрена возможность при наличии уважительных причин повторного предоставления земельного участка для строительства жилого дома гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, добровольно отказавшимся от ранее выделенного им земельного участка.
Закрепляются одобренные ранее Главой государства подходы по легализации самовольного занятия земель, расширяются основания для такой легализации.
По информации
БЕЛТА
Госкомимущество прокомментировало Указ, устанавливающий особый порядок отражения в бухгалтерском учете выбытия имущества
30 сентября 2025 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 344, устанавливающий особый порядок отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию имущества.
Указом № 344 организациям предоставлено право относить убытки, возникающие при выбытии имущества, за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли, а также принимать безвозмездно полученное имущество по остаточной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны.
Действие Указа распространяется на выбытие и прием имущества, планируемого к безвозмездной передаче, реализации или списанию, находящегося в государственной собственности и собственности хозяйственных обществ, акции которых принадлежат государству, а также находящегося в собственности организаций потребительской кооперации и принадлежащего юридическим лицам, передающим имущество в государственную собственность.
Указом № 344 особый порядок выбытия имущества установлен на неопределенный срок и распространяется он на отношения, возникшие с 1 января 2025 года.
По сообщению официального сайта
Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь
Нацбанк планирует усилить работу с обращениями граждан в банковском секторе
Национальный банк планирует усилить работу с обращениями граждан в банковском секторе. Об этом заявил Председатель Правления Национального банка Беларуси Роман Головченко в эфире телеканала
«Беларусь 1», сообщает
БЕЛТА.
По числу обращений граждан Роман Головченко сравнил банковский сектор со сферой жилищно-коммунального хозяйства. По его словам, необходимо разбираться с первопричинами обращения людей по проблемным ситуациям.
«Банковская сфера, как и, допустим, сфера ЖКХ, занимают лидирующие позиции, потому что люди каждый день сталкиваются с ЖКХ и каждый день сталкиваются с финансами. Поэтому будем пристальнее смотреть. У меня есть уже планы, каким образом перестроить систему реакции на обращения людей по возникающим ситуациям в банковском секторе», – сказал глава Нацбанка.
Как сообщалось, Президент Беларуси 9 сентября собрал совещание с аппаратом Национального банка и руководством банков, на котором обозначил ключевые направления и приоритеты для банковско-финансовой системы.
Глава государства констатировал, что в целом ситуация в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке опасений не вызывает. Но в то же время имеются недоработки, которые надо исправлять. В частности, Александр Лукашенко упомянул о жалобах в адрес банков от обычных людей: то старые доллары не принимают, то навязывают клиентам страховые услуги.
«Давайте договоримся, с 1 января 2026 года наличие таких фактов автоматически повлечет за собой дисциплинарную ответственность руководителя (банка. – Прим. БЕЛТА), – подчеркнул Глава государства. – Обижать людей какими-то надуманными вопросами нельзя. Не надо показывать, что вы умнее других».
По информации
БЕЛТА
Готовятся изменения в Закон об обращениях граждан и юридических лиц
Готовятся изменения в Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», сообщил журналистам председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Николай Бузин, передает корреспондент
БЕЛТА.
«Законотворчество – постоянный процесс, который никогда не останавливается. Мы сегодня планируем свою деятельность на 2026 год, – рассказал Николай Бузин. – Что касается Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, предстоит ряд задач, которые необходимо решить качественно и в интересах наших граждан. В первую очередь, это переформатирование или доработка Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц». На эту тему поступает очень много обращений граждан. Есть письма в Палату, есть прямые обращения к депутатам. Мы, работая в округах, видим, что эта тема интересует наших граждан и это направление находится в нашей сфере деятельности. Соответственно, мы готовимся к доработке данного законодательства».
По информации
БЕЛТА
Упрощение регистрации земельных участков. В Госкомимуществе разъяснили нюансы
Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 июля подписал Указ № 273, направленный на упрощение процедур регистрации земельных участков. Указом до 1 января 2028 г. устанавливается упрощенный порядок оформления гражданами правоудостоверяющих документов на земельные участки без разработки проектов их отвода. О том, как теперь работают процедуры регистрации земельных участков, корреспонденту
БЕЛТА рассказали в Государственном комитете по имуществу.
Документы, госпошлина и другие нюансы
В Госкомимуществе подчеркнули, что, согласно новому порядку оформления документов, исключена стадия «разработка проекта отвода земельного участка». При этом в отношении уполномоченных лиц по управлению общим имуществом совместного домовладения в жилых домах, а также организаций, осуществляющих учет, расчет и начисление платы за ЖКУ и платы за пользование жилыми помещениями и организаций водопроводно-канализационного хозяйства, перечень документов не изменился.
Кроме того, до 1 января 2028 г. при оформлении уполномоченными лицами правоудостоверяющих документов на земельные участки, на которых расположены эксплуатируемые многоквартирные жилые дома, уплата государственной пошлины за выдачу правоудостоверяющих документов не требуется.
В случае, если на участке уже есть постройки, то сначала решается вопрос с земельным участком, а затем уже с постройкой. При решении вопросов самовольного строительства судьба земельного участка решается с учетом определения судьбы самовольной постройки.
Кстати, про самовольность. В случаях самовольного занятия территорий обновленная схема тоже работает. Есть совокупность условий, при соблюдении которой возможно оформление самовольно занятых земельных участков. Основными из них являются отсутствие существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, внесение платы за право легализации участка в размере его кадастровой стоимости. Также в отношении объекта самовольного строительства и (или) земельного участка не должно быть на рассмотрении в суде спора, неисполненных судебных постановлений. Таким образом граждане, самовольно занявшие землю, могут легализовать эти факты путем соблюдения предусмотренной совокупности условий, без уплаты штрафа.
Также если процесс оформления правоудостоверяющих документов начат по старым правилам и его завершение будет осуществляться после вступления в силу Указа № 273, то применение упрощенного порядка возможно.
Как подать заявление
Заинтересованные в оформлении правоудостоверяющих документов на земельный участок либо в предоставлении земельного участка должны с соответствующим заявлением обратиться в местный исполнительный комитет. При оформлении документов на участки для целей, определенных Указом № 273, срок рассмотрения заявления составляет пять рабочих дней. Вся информация о перечне документов и образцы заявлений имеются в местных исполкомах.
«Любое заявление о предоставлении земельного участка рассматривается соответствующим местным исполнительным комитетом, который с учетом своей компетенции и действующих норм законодательства, а также установленных требований и регламентов определяет возможность предоставления земельного участка для испрашиваемой цели. Решение об отказе в предоставлении земельного участка принимается с указанием соответствующих законодательству оснований отказа», – пояснили в комитете. К слову, в случае отказа его можно обжаловать.
Перечень условий, необходимых при оформлении земельных участков под многоквартирные дома, определен Указом № 76. Например, при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства и обслуживания эксплуатируемого многоквартирного жилого дома необходимо предоставление выписки из решения местного исполнительного и распорядительного органа о назначении уполномоченного лица. Оформление таких документов должно быть завершено до 1 января 2028 г.
«По своей сути Указ № 273 не устанавливает новый порядок, а лишь упрощает существующий. Предлагаемые подходы заключаются в исключении разработки проекта отвода земельного участка из процедуры изъятия и предоставления земельных участков гражданам. Сегодня алгоритм действий всем понятен, а возникающие вопросы могут решаться при рассмотрении заявлений граждан непосредственно местными исполнительными комитетами», – заключили в Госкомимуществе.
По информации
БЕЛТА