/ / Общественно-политические
24.06.2022

Пять законопроектов рассмотрены на заседании Палаты представителей

24 июня 2022 года на заседании Палаты представителей депутатский корпус рассмотрел пять законопроектов.

Заседание Палаты представителей

В двух чтениях был принят проект Закона «Об изменении Жилищного кодекса Республики Беларусь», который представили первый заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь Трубило Г.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Гайдук О.В.

Законопроектом предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Республики Беларусь, предусматривающие исключение нормативных предписаний о согласовании с Министерством жилищно-коммунального хозяйства понижающих коэффициентов, устанавливаемых областными, Минским городским исполнительными комитетами при определении размера платы за пользование арендным жильем.

Предлагаемая корректировка Жилищного кодекса Республики Беларусь направлена на устранение излишних административных барьеров, выявленных правоприменительной практикой, и создание условий для оперативного принятия решений местными исполнительными и распорядительными органами при определении размера платы за пользование арендным жильем.

Во втором чтении были приняты четыре законопроекта.

Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Дубов А.В. выступил с докладом о проекте Закона «Об изменении Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь».

Предметом правового регулирования законопроекта являются нормы раздела X (производство по пересмотру приговоров, определений, постановлений, не вступивших в законную силу (апелляционное производство), и XII (производство по пересмотру вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений (надзорное производство) Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК).

Положения проекта направлены на обеспечение принципов законности, обоснованности и справедливости судебных постановлений по уголовным делам, прозрачности судебных процедур, формирование единообразной судебной практики, повышение оперативности и экономичности судебной деятельности.

Кроме того, законопроектом вводится в национальный уголовный процесс институт «специального производства» путем установления в УПК порядка досудебного производства и судебного рассмотрения уголовных дел в отношении обвиняемого, находящегося вне пределов Республики Беларусь, о преступлениях против мира и безопасности человечества, против государства, а также ряда иных преступлений, совершение которых влечет угрозу национальной безопасности.

О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» проинформировал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Комаровский И.С.

Законопроект подготовлен в целях совершенствования организации и выполнения автомобильных перевозок пассажиров и грузов с учетом практики применения Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», а также в целях приведения этого законодательного акта в соответствие с требованиями Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» и Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Законопроект содержит положения, закрепляющие формы контроля Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций за соблюдением законодательства производителями транспортных работ и услуг при организации и выполнении автомобильных перевозок. При этом для четкого разграничения терминов «организация автомобильных перевозок» и «выполнение автомобильных перевозок» законопроектом уточнены соответствующие определения.

На Министерство транспорта и коммуникаций возлагается контроль за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований.

Законопроектом дополнены полномочия:

  • Совета Министров Республики Беларусь в части установления случаев и порядка изъятия разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории одного или нескольких иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок;
  • Министерства транспорта и коммуникаций в части определения ежегодного количества выдаваемых иностранным государствам разрешений на проезд их автомобильных средств по территории нашей страны при выполнении международных автомобильных перевозок; выдачи, изъятия, возврата разрешений на проезд транспортных средств, зарегистрированных в Республике Беларусь, по территории иностранных государств при выполнении международных автомобильных перевозок; обмена бланками разрешений с компетентными органами иностранных государств.

Кроме того, законопроект содержит положения, направленные на урегулирование таких вопросов, как:

  • расширение способов приема средств платежа за автомобильную перевозку пассажиров автомобилями-такси при заказе такой автомобильной перевозки с помощью электронной информационной системы, а также использование автомобильными перевозчиками кассового и иного оборудования;
  • закрепление права пассажира при заказе автомобильной перевозки получить информацию о тарифах или ориентировочной стоимости услуги, что должно усилить защиту пассажира от перевозчиков, устанавливающих тарифы в несколько раз превышающих уровень сложившихся тарифов на аналогичную услугу;
  • разграничение ответственности грузоотправителя, экспедитора и грузополучателя за убытки, причиненные автомобильному перевозчику и третьим лицам в зависимости от того, выступают ли они заказчиком автомобильной перевозки и возложена ли на них обязанность по обеспечению наличия и правильности оформления необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов.

Принятие проекта Закона обеспечит системность и комплексность правового регулирования общественных отношений в области автомобильного транспорта, а также будет способствовать повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров и грузов.

О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам культуры» доложила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке Кирьяк Л.В.

Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования культурной деятельности, особенно тех направлений, которые связаны с охраной историко-культурного наследия и культурно-массовых мероприятий, с учетом практики применения Кодекса культуры Республики Беларусь.

В частности, законопроект содержит следующие нововведения:

  • устанавливаются компетенции Президента Республики Беларусь по определению особенностей финансирования отдельных видов государственных организаций культуры, материальному обеспечению отдельных категорий деятелей культуры и др.;
  • обязанности граждан в сфере культуры дополняются обязанностями по сохранению исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа;
  • упрощен порядок вывоза из Республики Беларусь культурных ценностей, не предусмотренных международными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Таким образом, при получении письменного уведомления о том, что заключение (разрешение) на вывоз таких ценностей не требуется, юридические лица, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов областной территориальный уровень, осуществляющий государственные полномочия в сфере культуры;
  • за государственными учреждениями культуры закрепляется преимущественное право приобретения культурных ценностей, находящихся в частной собственности, в случае принятия их собственниками решения об отчуждении;
  • творческие союзы вправе осуществлять помимо творческой деятельности иные направления культурной деятельности. В период творческой деятельности работников творческих мастерских, творческие мастерские и другие помещения могут быть приспособлены для обеспечения жизнедеятельности творческих работников;
  • вводятся понятия «часть материальной историко-культурной ценности» и «сложная историко-культурная ценность», что имеет практическое значение для решения проблемных вопросов, связанных с подписанием охранных обязательств и сохранением исторической среды историко-культурных ценностей;
  • Министерство культуры вправе присвоить культурному объекту статус историко-культурной ценности и лишить его такого статуса;
  • местные исполнительные и распорядительные органы областного территориального уровня получили право согласовывать научно-проектную документацию на выполнение ремонтно-реставрационных работ на недвижимых материальных историко-культурных ценностях категории «3», в том числе о приемке данных историко-культурных ценностей в эксплуатацию с выдачей заключения об их соответствии проектной и проектной документации. Кроме того, органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение режимов содержания и использования недвижимых материальных историко-культурных ценностей и их охранных зон;
  • вводится запрет на проведение ремонтно-реставрационных работ над материальными историко-культурными ценностями без авторского надзора;
  • уточнены требования к размещению средств наружной рекламы на памятниках архитектуры, установлено, что их размер не должен превышать 700х700х300 мм;
  • для произведений монументального и монументально-декоративного искусства при рассмотрении вопроса о присвоении им статуса историко-культурной ценности исключается требование, согласно которому с момента первоначального создания произведения должно пройти не менее 40 лет;
  • социально-культурную деятельность, осуществляемую библиотеками, предлагается отнести к библиотечному делу, и, соответственно, библиотекарей, занимающихся социально-культурной деятельностью, считать библиотекарями;
  • закреплены современные формы и методы библиотечного обслуживания и взаимодействия библиотек, связанные с развитием информационно-коммуникационных технологий (оцифровка документов, доставка документов, виртуальные пользователи библиотек);
  • музеям предоставляется право разрабатывать собственные (внутримузейные) инструкции о порядке учета, каталогизации, научной обработки и хранение музейных предметов, научных пособий и сырья на основании типовых инструкций;
  • исключительное право на осуществление экскурсионного обслуживания посетителей музея закреплено за штатными музейными работниками, а другим лицам осуществление такой деятельности запрещается;
  • упрощен порядок рассмотрения проектно-изыскательской документации для открытия постоянных экспозиций в музеях;
  • ремесленные центры и дома имеют право продавать народные художественные промыслы во время проведения культурных и иных мероприятий;
  • клубы получили возможность работать с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
  • сокращен перечень организаторов культурно-зрелищных мероприятий, которым не требуется свидетельство на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия в Республике Беларусь, введен запрет на организацию и проведение культурно-зрелищных мероприятий и зрелищных мероприятий без получения обязательного сертификата;
  • вводится реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий и запрещается проведение культурно-зрелищных мероприятий организаторами, не включенными в реестр;
  • для принятия решения о выдаче свидетельства структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня, осуществляющие государственные полномочия в сфере культуры, вправе запрашивать и получать от органов внутренних дел, государственной безопасности и Министерства информации о деятельности исполнителей, культурно-зрелищных мероприятий;
  • расширен перечень оснований для отказа в выдаче свидетельства;
  • организатору культурно-зрелищного мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы предоставляется право отменить культурно-зрелищное мероприятие либо ввиду экономической нецелесообразности мероприятия отказаться от его проведения;
  • возможность проведения культурно-зрелищных мероприятий с помощью интернет-ресурсов и их трансляции средствами массовой информации, в том числе с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, в режиме реального времени;
  • введен уведомительный принцип при организации и проведении выставок и др.

Кроме того, законопроект предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (в части освобождения от налога на добавленную стоимость, льготы по уплате государственной пошлины и ее возврата или зачета) и Закон Республики Беларусь «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (в части терминологии и определения сферы действия Закона).

С докладом о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Жолнерчик Л.Н.

Законопроектом предусматривается совершенствование правового регулирования деятельности Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь и в частности, приведение норм Закона «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» в соответствие с положениями законов «О государственной службе», «О защите персональных данных», а также в соответствие с изменениями и дополнениями Конституции Республики Беларусь, принятыми на республиканском референдуме 27 февраля 2022 года.

По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)