На заседании Палаты представителей рассмотрены 13 законопроектов
16 июня 2022 года на заседании Палаты представителей парламентарии рассмотрели 13 законопроектов.
В первом чтении были приняты пять проектов законов.
О проекте Закона «Об изменении Кодекса Республики Беларусь о земле» доложили заместитель Председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Бобер Н.П. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Кравцов С.В.
Предлагаемые законопроектом коррективы Кодекса Республики Беларусь о земле касаются расширения полномочий Совета Министров Республики Беларусь в части определения порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земельных участков из одних категорий и видов в другие, а также местных органов власти в решении вопросов в отношении самовольно занятых земель, возможности совершения сделок и иных действий с земельными участками, увеличения предельных размеров земельных участков.
Решение фундаментальных вопросов, касающихся использования сельскохозяйственных и лесных земель, сохраняется в полномочиях Президента Республики Беларусь.
В проект Закона также включены изменения, содержащиеся ранее в проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о земле», принятом 16 мая 2019 г. в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Эти изменения обусловлены необходимостью приведения норм Кодекса о земле в соответствие с нормами Лесного кодекса Республики Беларусь, законов «О государственно-частном партнерстве», «О растительном мире» и иными законодательными актами.
Кроме того, в связи с вступлением в силу изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь переносятся в Кодекс о земле действующие нормы указов Главы государства:
- «Об изъятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 г. № 667;
- «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» от 11 декабря 2009 г. № 622;
- «О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных участков» от 23 сентября 2011 г. № 431;
- «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» от 26 декабря 2017 г. № 463;
- «О совершенствовании земельных отношений и рассмотрения обращений граждан и юридических лиц» от 26 декабря 2019 г. № 485.
Проектом Закона предлагается наделить Совет Министров Республики Беларусь компетенцией по установлению порядков:
- изъятия и предоставления земельных участков;
- перевода земель из одних категорий и видов в другие.
Предлагается установить, что районные, городские исполнительные комитеты будут вправе выносить в отношении землепользователей решения о разрешении совершения сделок и иных действий с земельными участками.
В целях исключения коррупционных проявлений, а также эффективного использования «золотых» земель пригородных районов г. Минска и областных центров одним из таких условий будет являться внесение землепользователем платы за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой стоимости.
В случае, если земельный участок ранее был выкуплен в частную собственность по кадастровой стоимости, землепользователем будет осуществляться доплата разницы между рыночной и кадастровой стоимостью земельного участка.
Предлагается установить, что после вступления в силу Закона в течение 3 лет Минский городской, областные исполнительные комитеты по согласованию с Главой государства будут вправе принять решения о судьбе земельного участка при самовольном занятии, занятии его части.
Министр архитектуры и строительства Республики Беларусь Пархамович Р.В. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Кравцов С.В. выступили с докладами о проекте Закона «Об изменении Гражданского кодекса Республики Беларусь».
Проектом Закона излагается в новой редакции статья 223 «Самовольное строительство и его последствия» Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Так, под самовольным строительством предлагается понимать деятельность лица по возведению, реконструкции, реставрации объекта или его части, если она осуществлена:
- на самовольно занятом земельном участке;
- на земельном участке, используемом не по целевому назначению;
- на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, и (или) без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, и (или) с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, и (или) без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется такое согласование;
- без получения разрешительной документации на строительство и (или) без проектной документации в случае, когда обязательность получения и разработки такой документации предусмотрена законодательством, либо с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство.
При осуществлении самовольного строительства в указанных случаях предлагается установить обязательную норму о принятии местными исполнительными и распорядительными органами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, решения о судьбе объекта.
В случае отказа лица выполнить принятое решение осуществляется снос объекта с возмещением лицом причиненного вреда.
Также проектом Закона вносятся правки в отношении компетенции местных исполнительных и распорядительных органов в части отказа от права собственности.
С докладом по проекту Закона «Об объединениях нанимателей» выступил заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Ковальков В.В., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Стативко Ж.В.
Законопроект разработан в целях законодательного регулирования общественных отношений по вопросам создания и деятельности объединений нанимателей как одного из ключевых участников системы социального партнерства Республики Беларусь, основанной на взаимодействии трех сторон – представителей государства, работников и нанимателей. Правоотношения в сфере функционирования объединений нанимателей будут строиться с учетом принципов комплексности и системности.
О проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» рассказали заместитель Министра образования Республики Беларусь Кадлубай А.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Михалюк П.Р.
Законопроект подготовлен в целях оказания поддержки инициатив молодежных общественных организаций и (или) инициативных групп молодых граждан – мероприятий, молодежных проектов, направленных на реализацию государственной молодежной политики.
В этой связи проектом Закона, в частности, предлагается:
- обновить понятийный аппарат Закона;
- внести изменения, уточняющие определение целей государственной молодежной политики;
- расширить полномочия Министерства образования в сфере государственной молодежной политики в части реализации отдельных направлений государственной молодежной политики;
- закрепить новое направление государственной молодежной политики – «государственная поддержка молодежных инициатив»;
- конкретизировать меры по содействию формированию здорового образа жизни молодежи;
- расширить подходы к оказанию поддержки молодежных общественных организаций.
Внесенный депутатами Палаты представителей проект Закона «Об изменении законов по вопросам донорства крови и ее компонентов» представили председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Макарина-Кибак Л.Э. и заместитель председателя этой комиссии Курсевич В.В.
Так, проектом Закона, в частности, предлагается:
- обновить понятийный аппарат, используемый в Законе Республики Беларусь «О донорстве крови и ее компонентов»;
- расширить сферу действия Закона, распространив его действие на отношения в области донорства в части крови, ее компонентов, предназначенных для промышленного производства лекарственных средств;
- дополнить и конкретизировать полномочия Совета Министров Республики Беларусь и Министерства здравоохранения в области донорства;
- регламентировать вопросы обеспечения качества и безопасности крови и ее компонентов;
- определить мероприятия по пропаганде, организации и развитию донорства;
- уточнить условия и порядок выполнения донорской функции, переливания крови и ее компонентов;
- урегулировать вопросы, связанные с реализацией, ввозом в Республику Беларусь и вывозом из Республики Беларусь крови и ее компонентов;
- закрепить права и обязанности доноров, льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые им.
Таким образом, принятие Закона и реализация его положений позволят создать условия для дальнейшего развития донорства крови, ее компонентов и обеспечения доступности для населения жизненно важных лекарственных средств из крови, ее компонентов.
Во втором чтении депутатский корпус принял четыре законопроекта.
С докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» выступила член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Голуб Н.Г.
Подготовка проекта Закона обусловлена необходимостью совершенствования норм законодательства о ценных бумагах с учетом практики его применения, принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам и произведена в контексте международных соглашений по гармонизации законодательства в сфере финансового рынка в рамках Евразийского экономического союза.
Основные изменения, предлагаемые проектом Закона, предусматривают:
- упрощение порядка эмиссии ценных бумаг, в том числе путем сокращения перечня эмиссионных документов, представляемых для государственной регистрации ценных бумаг в уполномоченный орган, осуществляющий регулирование рынка ценных бумаг;
- создание института номинального держателя ценных бумаг, введение новых финансовых инструментов – структурных облигаций, установление порядка и условий их эмиссии;
- конкретизацию случаев, являющихся основанием для отказа в государственной регистрации уполномоченными структурами – фондовой биржей или центральным депозитарием выпусков ценных бумаг;
- совершенствование порядка осуществления профессиональной деятельности по ценным бумагам в части введения системы внутреннего учета и управления рисками, а также расширение круга участников торгов на фондовой бирже, не являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- упорядочение процессов эмиссии и обращения ценных бумаг эмитентов-нерезидентов на территории Республики Беларусь, в том числе предоставление им права осуществлять эмиссию ценных бумаг в соответствии с законодательством по решению Правительства;
- реализацию в национальном законодательстве международных стандартов в области регулирования рынка ценных бумаг с учетом требований международной организации комиссий по ценным бумагам, стандартов группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, а также предусмотренных планом мероприятий по гармонизации законодательства государств – членов Евразийского экономического союза в сфере финансового рынка.
Кроме того, законопроектом:
- вводится институт квалифицированного инвестора на фондовом рынке;
- вводятся в практику новые виды финансовых инструментов:
- депозитарные облигации (определяются понятие, особенности эмиссии и обращения депозитарных облигаций);
- стрип-облигации (определяются понятие, особенности эмиссии и обращения стрип-облигаций, процедура стрипования);
- обеспечивается возможность осуществления программы эмиссии биржевых облигаций (на основании одного проспекта эмиссии биржевых облигаций создается возможность осуществлять эмиссию нескольких выпусков биржевых облигаций с разными сроками обращения. Проспект эмиссии программы биржевых облигаций состоит из двух частей – общей части проспекта эмиссии программы биржевых облигаций и специальных частей проспекта эмиссии программы биржевых облигаций);
- вводится термин «маркет-мейкер», поскольку проектом Закона предусматривается возможность совершения акционерным обществом сделок с акциями в качестве маркет-мейкера либо передачи акций маркет-мейкеру для совершения сделок с акциями, направленных на поддержание ликвидности акций;
- расширяются функции центрального депозитария ценных бумаг в Республике Беларусь.
Проект Закона будет способствовать качественному и системному регулированию вопросов, связанных с функционированием рынка ценных бумаг, а также активизации и развитию деятельности в данном сегменте финансового рынка как инструмента привлечения инвестиций.
Член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Синяк В.А. проинформировал о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О магистральном трубопроводном транспорте».
Законопроект направлен на совершенствование норм действующей редакции Закона «О магистральном трубопроводном транспорте» с учетом практики его применения и на согласование его норм с иными законодательными актами и документами, принятыми в рамках Евразийского экономического союза.
Документом, в частности, предлагаются следующие нововведения:
- согласование терминологии Закона с терминами и определениями, установленными в техническом регламенте Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 049/2020 «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов», исключение неактуальных терминов;
- дополнение сферы действия Закона таким видами деятельности в отношении магистрального трубопроводного транспорта как проектирование, возведение, приемка, ввод в эксплуатацию и пр.;
- включение в систему правового регулирования данной сферы международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза;
- уточнение субъектного и объектного состава отношений в рассматриваемой сфере;
- упорядочение и конкретизация полномочий государственных органов;
- общая регламентация государственного надзора в отношении магистрального трубопроводного транспорта;
- детализация требований безопасности при возведении, эксплуатации, при выводе из эксплуатации, консервации и ликвидации объектов магистральных трубопроводов, закрепление обязанностей оператора магистрального трубопроводного транспорта, направленных на обеспечение надежности и безопасности объектов магистральных трубопроводов;
- введение законодательного регулирования статуса зон минимальных расстояний до объектов магистральных трубопроводов;
- установление отдельных правовых механизмов разрешения споров в области магистрального трубопроводного транспорта, обеспечение возможности исключения (разрешения) конфликтов и создания прозрачных и понятных правовых условий для местных исполнительных и распорядительных органов, государственных надзорных органов, операторов магистрального трубопроводного транспорта, землевладельцев, землепользователей, населения.
О проекте Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования» доложил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Семенчук О.А.
Законопроектом в частности:
- определяется новая категория физических лиц – это плательщики налога на профессиональный доход (физические лица, которые получают доход от деятельности, при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают иных лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, если иное не установлено законодательными актами);
- устанавливается обязательное участие в системе государственного социального страхования физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход (при этом сохраняется порядок добровольного права участия в системе государственного социального страхования физических лиц, осуществляющих деятельность не относящуюся к предпринимательской, являющихся плательщиками единого налога либо ремесленного сбора);
- исключается отдельная категория плательщиков обязательных страховых взносов – творческие работники и граждане, выполняющие работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у физических лиц (в целях избежания двойного участия в системе государственного социального страхования);
- отменяются льготы по уплате взносов в бюджет фонда для индивидуальных предпринимателей, которые состоят в трудовых отношениях, отношениях, основанных на членстве (участии) в юридических лицах любых организационно-правовых форм; являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридических лиц и выполняют функции руководителей этих юридических лиц и за которых в соответствии с законодательством уплачиваются обязательные страховые взносы;
- предусматривается увеличение минимального периода обращения за назначением досрочной профессиональной пенсией;
- закрепляется обязанность застрахованного лица, которому назначена профессиональная пенсия, возвращать суммы досрочной профессиональной пенсии, излишне выплаченной через банк после наступления обстоятельств, влекущих приостановление ее выплаты;
- исключаются периоды определения среднего заработка для назначения пособия по беременности и родам;
- устанавливается порядок определения дохода для физических лиц – плательщиков налога на профессиональный доход, с учетом применяемых размеров взносов на пенсионное страхование для иных категорий физических лиц, самостоятельно уплачивающих взносы в бюджет фонда;
- устанавливается пониженный размер взносов работодателей на пенсионное страхование, перечисляемых за работающих граждан, участвующих в добровольном накопительном страховании дополнительной пенсии;
- предоставляется право на установление иных размеров взносов в бюджет фонда Президенту Республики Беларусь.
С докладом о проекте Закона «Об изменении законов по вопросам физической культуры и спорта» выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Масейков А.А.
Разработка законопроекта вызвана необходимостью совершенствования отдельных положений Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» с учетом правоприменительной практики, устранения имеющихся пробелов в правовом регулировании, регламентации новых общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.
Законопроектом, в частности, предлагается уточнить перечень организаций, осуществляющих общественное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта, полномочия Президента Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма, местных исполнительных и распорядительных органов, местных Советов депутатов, Национального антидопингового агентства в данной сфере, определить требования к уставам организаций физической культуры и спорта.
Более полное регулирование получили вопросы, связанные с проведением государственной аккредитации на право осуществления деятельности по развитию физической культуры и спорта. Так, законопроектом расширен перечень субъектов, подлежащих такой аккредитации, определены основные направления деятельности, по которым она будет проводиться, а также перечень государственных органов и организаций ее проводящих.
Ряд нововведений направлен на усиление роли и ответственности федераций, включенных в соответствующий реестр, как организаций, осуществляющих общественное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта. В связи с этим законопроектом предусмотрены случаи и формы координации государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в сфере физической культуры и спорта, деятельности указанных федераций, что позволит Республике Беларусь исключить или минимизировать имиджевые и финансовые потери. Также определены случаи, когда федерация (союз, ассоциация) по виду (видам) спорта исключается из указанного реестра.
Кроме того, законопроектом уточнены условия проведения спортивно-массовых, спортивных мероприятий в части закрепления гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам при их направлении для участия в официальных спортивно-массовых мероприятиях, использования государственных символов Республики Беларусь, государственных символов иных государств, недопущения использования флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов, транспарантов и иных средств, содержание которых направлено на причинение ущерба общественному порядку, правам, свободам и законным интересам граждан, предоставления возможности определения уполномоченной организации для обеспечения проведения официальных спортивно-массовых и спортивных мероприятий.
Соответствующие дополнения относительно закрепления указанных выше гарантий и компенсаций внесены в Трудовой кодекс Республики Беларусь.
Наряду с этим дополнены и уточнены права и обязанности спортсменов, тренеров, судей по спорту.
Еще одной новеллой законопроекта является установление запрета на подкуп участников или организаторов спортивных соревнований.
В связи с этим в законопроекте введено соответствующее понятие, определены меры по его предотвращению, установлена обязанность федераций (союзов, ассоциаций) по виду (видам) спорта, организаторов спортивных соревнований, спортсменов, тренеров, судей по спорту принимать меры по предотвращению подкупа участников или организаторов спортивных соревнований и борьбе с ним.
В законопроект также включены нормы, предусматривающие правовое регулирование вопросов формирования национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта (национальных и сборных команд по техническим, авиационным, военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта), заключения гражданско-правовых договоров о спортивной подготовке.
Отдельные статьи Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» приведены законопроектом в соответствие с новой редакцией Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Обновлен и дополнен понятийный аппарат.
В двух чтениях депутаты приняли проект Закона «О социальной поддержке населения», который представили заместитель Министра труда и социальной защиты Республики Беларусь Ковальков В.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Крачек И.Ю.
Законопроект разработан в целях усиления социальной поддержки населения в связи с введением экономических и иных санкций в отношении Республики Беларусь, а также складывающейся мировой экономической ситуации.
Проектом Закона предлагается предусмотреть в 2022 году дополнительные полномочия Правительства в части поддержания уровня доходов отдельных категорий граждан, а также установления порядка расчета бюджета прожиточного минимума и индексации минимальной заработной платы, что позволит повысить оперативность принятия решений.
Кроме того, в ходе заседания были приняты три проекта законов о ратификации международных соглашений.
Председатель Белорусского государственного концерна по нефти и химии Рыбаков А.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политике Левчук А.Г. выступили с докладами о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г.».
В соответствии с указанным Протоколом пункт 3 статьи 11 Соглашения излагается в новой редакции, предусматривающей, что в целях учета в Российской Федерации товары, классифицируемые в товарных позициях 2706 00 000 0, 2707, 2709 00 – 2715 00 000 0, 2901, 2902 ТН ВЭД ЕАЭС, разрешенные к вывозу из Российской Федерации в Республику Беларусь и вывозимые из Российской Федерации в Республику Беларусь (за исключением указанных товаров, вывозимых в качестве припасов), подлежат декларированию, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации, за исключением товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом. Также вносятся редакционные правки (в части уточнения кода товара).
С докладом по проекту Закона «О ратификации Договора государств – участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» выступил директор Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь Реут В.Г., с содокладом – заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.
Договор подписан 15 октября 2021 года и комплексно определяет основные направления и формы сотрудничества уполномоченных государственных органов Сторон.
Ранее отношения о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в Содружестве Независимых Государств регулировались Договором от 5 октября 2007 г.
По сравнению с Договором 2007 года значительно изменилась терминология и расширились обязательства Сторон, а также регулируемая Договором сфера расширена в части отношений, связанных с противодействием финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Положениями Договора 2021 года определяются основные направления и формы сотрудничества: гармонизация законодательства; оказание правовой помощи, в том числе вручение документов, розыск, арест, замораживание (блокирование), конфискация и возврат конфискованного имущества; обмен информацией; проведение оперативно-розыскных мероприятий; консультации; обмен представителями; признание перечней лиц, групп и организаций, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и распространении оружия массового уничтожения.
Реализация Договора 2021 года будет способствовать повышению уровня противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Назарук И.В. представил проект Закона «О ратификации Протокола к Временному соглашению, ведущему к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018 года» (содокладчик – член Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Поконечный П.Л.).
Протокол предусматривает продление срока действия Временного соглашения на три года (до 27 октября 2025 года) или до вступления в силу полноформатного соглашения.
Согласно условиям Временного соглашения ввозные таможенные пошлины в торговле между странами ЕАЭС и Ираном снижаются или устраняются по ограниченному охвату.
В соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 16 государствами – членами ЕАЭС начаты переговоры с иранской стороной по заключению полноформатного соглашения о свободной торговле.
По сообщению официального сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
(фото – официальный сайт Палаты представителей)