Какие новшества предлагается ввести в сфере интернет-торговли, рассказали в МАРТ
Максимально сблизить правила работы стационарного и онлайн-ретейла – на это направлен разрабатываемый Министерством антимонопольного регулирования и торговли проект Указа с предварительным названием «О совершенствовании регулирования потребительского рынка». Работа над документом ведется на протяжении последнего полугода. Недавно регулятор выносил его на общественное обсуждение – поступило 15 сообщений, включающих в себя 54 предложения. Ряд предложений взяли на карандаш. Впрочем, уже сейчас прорисовывается каркас подходов, призванных упорядочить ситуацию в онлайн-торговле с учетом современных реалий. Об основных предлагаемых новшествах узнавала корреспондент «Р».
К теме маркетплейсов – комплексно
Заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич рассказала, что в документе постарались обозначить основные тенденции, которые возникают при работе отрасли в современных условиях, в том числе и в онлайн-сегменте. Он, к слову, активно развивается: по итогам 2024-го доля интернет-торговли в розничном товарообороте составила чуть меньше 12 процентов – практически двукратный рост за два года, к 2022-му.
При этом заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак обращает внимание, что на сегодня в Беларуси нет специального законодательного акта, который бы комплексно регулировал работу маркетплейсов. Из недавнего – в июле 2024-го вступили в силу изменения в Правила дистанционной торговли. В частности, появилось определение, что такое интернет-площадка: это когда продаются товары двух и более продавцов. Введены требования к маркетплейсам, которые касаются в большей степени доведения информации до потребителя. С июля нынешнего года интернет-площадки, как и интернет-магазины, обязаны обеспечить возможность подачи жалоб, обращений потребителей в электронной форме непосредственно на сайте маркетплейса и получение ответа на них в таком же формате. Кроме того, урегулированы определенные вопросы информирования владельцами интернет-площадок об условиях изменения договора как с потребителями, так и с продавцами. Ряд обязанностей появился и у владельцев пунктов выдачи заказов в части информирования клиентов о контактах для связи и указания партнеров из виртуального ретейла.
– Но время не стоит на месте и добавляет новые вызовы, к которым должна быть готова отрасль. Потому и был разработан проект указа, – подчеркнула Ирина Шпак.
Одно из ключевых требований проекта указа говорит о том, что владелец интернет-площадки вправе оказывать услуги в нашей стране со дня включения сведений о маркетплейсе в Торговый реестр. Аналогичные требования уже установлены для владельцев интернет-магазинов, объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков. Логично, что эта норма должна распространяться и на виртуальные площадки, которые, по сути, выступают аналогом ТЦ, только в онлайн-режиме.
Второй немаловажный нюанс: если владелец интернет-площадки – иностранное юрлицо или гражданин, то он обязан создать в Беларуси организацию или филиал иностранной организации, сведения которой будут включаться в Торговый реестр. Плюс эта же организация будет отвечать за соблюдение требований национального законодательства, в том числе принимать и рассматривать обращения, представлять интересы иностранного лица в госорганах, судах, обеспечивать работу маркетплейса. Местом оказания его услуг будет признаваться территория Беларуси, если информация на сайте размещается на одном из двух государственных языков, счет для оплаты товаров открыт в нашем банке, а доставка заказанных через маркетплейс товаров происходит в адрес жителей страны.
К исполнению – обязательно
У владельцев маркетплейсов появится и ряд обязанностей, которых сейчас нет в Правилах дистанционной торговли. Например, предоставлять на равных условиях доступ юрлицам и физлицам ко всем услугам интернет-площадки.
– Подразумевается, что у отечественных производителей и торговых организаций будут такие же возможности доступа к услугам, как, например, у продавцов и производителей других государств, – прокомментировала Ирина Шпак.
В списке других обязанностей – предоставление контролирующим и надзорным органам необходимых сведений. Совмин установит требования к показу информации о товарах, в том числе к результатам выдачи товаров через поиск в соответствии с запросом потребителя. В Правила дистанционной торговли также внесут корректировки – пропишут требования к результатам «выпадения» вариантов при поисковом запросе. Требования эти, к слову, в том числе будут направлены на продвижение отечественных товаров.
На виду будут и условия предоставления услуг, в том числе критерии формирования рейтинга товаров и продавцов, их значимость для создания такого списка и основания для изменения, принципы ранжирования товаров и продавцов в поисковой выдаче.
– У производителей, продавцов и потребителей будет четкое понимание, на основании каких критериев и принципов формируются рейтинги. Ведь это, наверное, ключевой показатель, который способствует продвижению товаров на интернет-площадках и увеличению их продаж, – акцентировала представитель МАРТ.
В проекте указа предусмотрен ряд запретов для владельцев интернет-площадок. Во-первых, будет введен запрет на совершение действий, которые ограничивают или устраняют конкуренцию на соответствующих рынках, причиняют вред правам, свободам и законным интересам игроков рынка и потребителей. Появится и запрет на создание дискриминационных условий, определенных в соответствии с Законом «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
– Надо отметить, что в указанном законе такой запрет установлен только для субъектов, занимающих доминирующее положение. Но владельцу интернет-площадки, независимо от того, занимает он доминирующее положение или нет, будет запрещено совершать оговоренные действия. В первую очередь – ограничивать доступ на рынок, – подчеркнула Ирина Шпак.
Кроме того, если товар на интернет-площадке продал нерезидент Беларуси, владелец маркетплейса будет исполнять предусмотренные законодательством о защите прав потребителей обязанности продавца – например, принимать товар ненадлежащего качества, проводить экспертизу и делать возврат. А также – отвечать за причиненные потребителю убытки из-за размещенной продавцом недостоверной информации и убытки в случае реализации товаров ненадлежащего качества.
– МАРТ наделяется компетенцией выносить решение об ограничении доступа к интернет-площадкам при выявлении нашими специалистами или поступлении к нам письменных обращений госорганов или организаций, которые выявили факты неисполнения владельцами интернет-площадок предусмотренных указом требований. Порядок приостановки и возобновления работы будет определен Правительством, – ввела в курс дела представитель Министерства.
Добавить в ассортимент белорусское
Следующий блок касается организаций торговли – владельцев интернет-магазинов. Они будут должны и обеспечить постоянное или сезонное размещение на сайте предложений. Регулятор позже подскажет, какие товары должны быть в наличии. Исключение сделают для фирменных магазинов, секонд-хендов, продавцов на интернет-площадках.
– Важно, чтобы продавец предоставил возможность заключить договор о доставке такого товара, как, например, в магазинах, которые продают продукцию по образцам, в частности, бытовую технику, и уже потом доставляют покупку в оговоренные сроки. Так что добавлять склады не придется, чтобы обеспечить хранение в указанном на сайте количестве, – пояснила Ирина Шпак. – Эта норма сделана по аналогии с требованием к стационарным магазинам и павильонам, которые должны разрабатывать обязательные перечни отечественных товаров и обеспечивать их постоянное наличие. Мера направлена в первую очередь на защиту внутреннего рынка, увеличение продаж белорусских производителей, постоянное наличие их товаров в предложении.
Свой рынок должен быть в приоритете
Еще одно предлагаемое нововведение касается установления правил формирования цен на товары, поставляемые на экспорт. Так, возможно, появится требование о том, что реализация произведенных в Беларуси товаров по перечню, который определит Совмин, на экспорт будет идти по отпускной цене не ниже стоимости таких товаров, поставляемых на внутренний рынок. В случае необходимости продажи за рубеж продукции по отпускным ценам ниже, чем внутри страны, такой шаг предстоит согласовать с местными органами власти. Ожидается, что в перечень войдут наиболее инфлятогенные товары, рассказали в МАРТ.
Мария Друк, «
Рэспубліка», 4 ноября 2025 г.
Что изменилось в ценообразовании: новые правила для физлиц и изъятого имущества
Постановлением МАРТ от 15 октября 2025 г. № 67 внесены изменения в Инструкцию о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденную постановлением МАРТ № 55.
Основные нововведения
1. Товары от физлиц и изъятое имущество.
Теперь оптовая надбавка применяется в том числе к цене физического лица, сумму расходов по доставке субъекты торговли могут относить также на увеличение цен физических лиц, сформированных без учета расходов по доставке.
А отпускную цену формирует помимо производителя, импортера, заготовительной организации также уполномоченный орган на имущество, изъятое, арестованное или обращенное в доход государства.
2. Расходы по фасовке.
Теперь суммы расходов по фасовке должны быть подтверждены документально и обоснованы расчетами в соответствии с локальным правовым актом по вопросам ценообразования.
3. Формирование и округление тарифов на услуги.
Правила формирования и округления тарифов должны быть закреплены в локальном правовом акте по вопросам ценообразования.
4. Расширение перечня расходов на доставку.
Перечень расходов, относящихся к расходам по доставке, которые могут включаться при формировании цен, скорректирован. Теперь туда относятся расходы на ремонт транспортных средств, в том числе с использованием запасных частей, на приобретение шин.
Таким образом, принятые изменения направлены на уточнение и детализацию механизмов ценообразования для отдельных категорий товаров и услуг, а также на согласование норм с действующим законодательством.
Постановление № 67 вступило в силу с 1 ноября 2025 г.
По информации
официального сайта Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
От Лаоса до Колумбии: Совет Республики одобрил шесть международных документов
На очередном заседании сессии Совета Республики, которое состоялось 29 октября под руководством Председателя Натальи Кочановой, сенаторы ратифицировали пять соглашений и один протокол к соглашению, которые позволят укрепить сотрудничество с такими странами, как Гвинея-Бисау, Зимбабве, Колумбия, Лаос, Уганда и Турция.
На заседании члены Совета Республики ратифицировали соглашения с Гвинеей-Бисау, Угандой и Зимбабве об отмене виз для владельцев дипломатических, официальных и служебных паспортов, с Колумбией – о взаимной отмене виз для краткосрочного пребывания, с Лаосом – об отмене виз для владельцев обычных паспортов.
Теперь владельцы дипломатических, официальных и служебных паспортов Беларуси могут пребывать в Гвинее-Бисау и Зимбабве без визы до 90 дней в год с даты первого въезда. В Уганде также до 90 дней в течение календарного года. Владельцы национальных паспортов Беларуси освобождаются от необходимости получения виз для въезда, выезда, пребывания и транзита по территории Колумбии на срок не более 90 дней в календарном году с даты первого въезда. В Лаосе белорусы смогут находиться без визы в течение 30 дней с даты въезда. При этом общая продолжительность пребывания не должна превышать 90 дней в календарном году.
Протокол о внесении изменений в соглашение между Беларусью и Турцией по большей части затронет международных перевозчиков. Так, водители и члены экипажей грузовых автотранспортных средств, автобусов, поездов, воздушных судов гражданской авиации и морских судов освобождаются от визовых требований при въезде, выезде, транзите и временном пребывании на территории государства другой стороны в течение периода, не превышающего 90 дней в любом из периодов в 180 дней.
Председатель Совета Республики Наталья Кочанова, говоря об одобренных законопроектах, отметила, что это хорошие решения, которые позволят более эффективно выполнять поручения Президента по торгово-экономическому и гуманитарному сотрудничеству с другими странами.
Юлия Демешко, «
Рэспубліка», 30 октября 2025 г.
Какие сложности возникают у белорусских продавцов на маркетплейсах? МАРТ подвел итоги опроса
Какие сложности возникают у белорусских продавцов на маркетплейсах, рассказала журналистам заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Светлана Короткевич, передает корреспондент БЕЛТА.

Сегодня в МАРТ прошел семинар по вопросам взаимодействия отечественных производителей с маркетплейсами. «Онлайн-торговля дает возможность потребителям приобретать товар не только по традиционным, привычным схемам, но и не выходя из дома. Поэтому наши производители должны не отставать от тенденций и как можно быстрее осваивать это направление. Для того, чтобы система работы между нашими производителями и онлайн-площадками была понятной и скоординированной, мы решили на семинаре обсудить проблемы, выработать критерии подходов к тем или иным задачам, решить злободневные вопросы. Необходимо, чтобы белорусские товары, ставшие уже брендом, были доступны для покупки онлайн не только на территории Беларуси, но и за ее пределами», – сказала Светлана Короткевич.
По итогам 2024 года онлайн-торговля занимала 12 % удельного веса в товарообороте. «Эта цифра будет расти из года в год. Наши предприятия производят и косметические товары, и продукты питания, которые не требуют специальных условий хранения, например, кондитерские, бытовую технику и другие товары, которые можно приобретать на интернет-площадках. Эта продукция пользуется популярностью у потребителей», – отметила замминистра.
Сегодня был также рассмотрен пласт вопросов по формированию нового законодательства в области интернет-торговли. Обсуждались и вопросы взаимодействия между продавцами, покупателями и интернет-площадками. В октябре МАРТ изучал мнение производителей товаров и покупателей о деятельности маркетплейсов.
«В опросе участвовало более 80 субъектов, и половина из них уже сотрудничает с интернет-площадками. Основные вопросы, которые мы аккумулировали, касаются высокой комиссионной нагрузки, значительных затрат на логистику и хранение товаров на складах интернет-площадки, наличия серьезных штрафных санкций - в заключаемых договорах это иногда свыше 20 пунктов. А также неконтролируемые скидки со стороны интернет-площадок, постоянно меняющиеся условия договора оферты, которые продавец вынужден принимать безоговорочно, непредставление маркетплейсами документов, позволяющих принять к вычету сумму НДС, отсутствие льготного периода для раскрутки своего аккаунта, ограниченные возможности реализации крупногабаритных товаров и товаров, требующих соблюдения особых условий хранения и транспортировки. Процесс разрешения споров на интернет-площадках бывает затянутым, решения часто выносятся без должного учета позиции продавца. Есть вопросы и к ценообразованию. Необходимо выработать подходы, которые бы устроили обе стороны», – подчеркнула Светлана Короткевич.
По информации
БЕЛТА