16.06.2022
Продлено действие Соглашения о предоставлении скидок на социально значимые товары первой необходимости социально уязвимым категориям населения
15 июня 2022 г. МАРТ и субъектами торговли подписано Дополнительное Соглашение о продлении до конца текущего года возможности получения отдельными категориями населения социальной скидки.
За время своего действия Соглашение показало результативность и востребованность среди населения: субъектами торговли активировано около 1,3 млн. соответствующих карточек.
Продление действия Соглашения о предоставлении скидок на социально значимые товары первой необходимости социально уязвимым категориям населения поддержано всеми его действующими участниками (17 субъектов торговли). Субъекты торговли продолжают оказывать поддержку населению предоставляя скидку в размере до 10 процентов.
В течение 2022 года сохраняется негативное влияние роста мировых цен на внутренний потребительский рынок, в том числе в странах-торговых партнерах.
По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в 2022 году прирост мировых цен в годовом выражении превышает 20 процентов. По данным Росстата, в России потребительские цены в мае за год увеличились на 17,1 процента, в т.ч. на продовольственные товары – на 20,1 процента, в Беларуси инфляция на внутреннем рынке в мае 2022 г. составила 17 процентов.
Ежемесячная сумма покупок у конкретного субъекта торговли представляется в размере, не превышающем бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ в среднем на душу населения установлен в размере 311,15 бел руб.).
Также информируем, что в настоящий момент 10 процентная скидка представляется субъектами торговли в условиях действия ценового регулирования. В соответствии с Соглашением, в случае отмены ценового регулирования скидка увеличится до 15 процентов.
МАРТ информирует, что в случае изъявления другими субъектами торговли желания присоединиться к Соглашению, им необходимо заполнить форму документа о присоединении, оригинал которой следует представить в МАРТ вместе с сопроводительным письмом в произвольной форме.
Текст действующего Соглашения, а также форма документа о присоединении к нему, Дополнительные Соглашения размещены на официальном сайте МАРТ
в разделе «Деятельность МАРТ» – «Ценовая политика» – «Соглашение о скидках».
По сообщению официального сайта
Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Совет ЕЭК расширил возможности доступа промтоваров производителей стран ЕАЭС к госзакупкам
Совет Евразийской экономической комиссии внес изменения в правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок. Об этом
БЕЛТА сообщили в пресс-службе ЕЭК.
«В частности, правила дополнены условиями производства для труб, лазеров, микродисплеев, новыми товарными наименованиями медицинских изделий, оптических инструментов, компонентов железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры, товарами химической промышленности», – пояснили в пресс-службе.
В ЕЭК отметили, что это уже второй пакет изменений в 2025 году: в мае правила были дополнены 51 товарным наименованием для обеспечения доступа к участию в госзакупках.
«Принятые акты позволят производителям государств ЕАЭС включать сведения о себе и своих товарах в Евразийский реестр промышленных товаров и беспрепятственно участвовать в госзакупках. Правилами введен единый подход к определению и подтверждению страны происхождения товаров для целей госзакупок. Они помогут обеспечить национальный режим в госзакупках в случаях, когда государством установлены преференции для отечественных поставщиков или введены ограничения для иностранных товаров», – добавили в ЕЭК.
Эдуард Пивовар,
БЕЛТА
Для привлечения инвестиций. В Беларуси планируют скорректировать закон о потребкооперации
В Беларуси планируется скорректировать Закон о потребительской кооперации. Об этом сообщила председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ Инесса Короткевич на пресс-конференции, посвященной развитию потребительской кооперации, передает корреспондент
БЕЛТА.
«В этом году мы начали очень большую работу по внесению изменений в этот закон. Это делается для того, чтобы в ближайшем будущем мы могли не только за счет привлеченных кредитных ресурсов или за счет помощи государства инвестировать в нашу систему (в материально-техническую базу, техперевооружение), а могли привлекать частных инвесторов, в том числе зарубежных», – отметила Инесса Короткевич.
По ее словам, потребность в развитии инфраструктуры велика и есть интерес в отдельных видах хозяйственной деятельности (заготовительной, торговле, общественном питании, реальном секторе экономики) создавать совместные предприятия. «Мы будем готовы к этому. Самое главное – заслужить положительную оценку у населения и выполнить нашу социальную функцию. Обслуживание должно быть на очень высоком уровне», – подчеркнула Инесса Короткевич.
Закон о потребительской кооперации определяет правовые, организационные, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ, их союзов в Беларуси.
По информации
БЕЛТА
МАРТ: интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей
Интернет-магазины с 11 июля будут обязаны отвечать на электронные обращения покупателей. Об этом рассказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в пресс-центре
БЕЛТА.
Судя по обращениям в МАРТ, а также запросам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые пытаются разобраться, как правильно действовать в рамках законодательства, интернет-магазины в Беларуси пользуются большой популярностью, отметила Инна Гаврильчик. «Мы видим, что это очень популярно, покупок очень много. Об этом же свидетельствует рост количества интернет-магазинов в стране. По состоянию на 1 января 2025 года в Беларуси была зарегистрирована почти 31 тыс. интернет-магазинов – это в 2,6 раза больше, чем в 2020 году», – рассказала Инна Гаврильчик.
С ростом популярности взаимоотношения интернет-площадок с потребителями также начали строиться более активно. Возникла необходимость регулирования этой сферы деятельности. В чистом виде интернет-площадка не являлась до недавнего времени стороной во взаимоотношениях с потребителем. «У нас взаимоотношения такие: потребитель – продавец интернет-торговли. Но площадка – это тоже ресурс, который оказывает потребительские услуги, предоставляет информацию о товарах, возможность оплатить, заказать и так далее», – пояснила начальник управления.
Регулирование этой сферы уже началось: в правила дистанционной торговли были внесены изменения о том, какой ресурс является интернет-площадкой, кто является владельцем интернет-площадки, а также дано определение пунктам выдачи заказов, что тоже актуально для потребителей. «С 11 июля вступают в действие нормы, которые предусматривают обязанность интернет-площадок и интернет-магазинов отвечать на электронные обращения потребителей. До этого времени такой обязанности не было», – сказала представитель МАРТ.
Зачастую на интернет-площадках присутствуют продавцы не из Беларуси, что затрудняет разрешение потребительских споров, восстановление нарушенных прав. В связи с этим в перспективе планируется возложить на интернет-площадку такие же обязанности, как и у продавца. «Если продавца нет в Республике Беларусь, но через интернет-площадку потребитель заказал товары, он пытается обратиться к продавцу – тот не реагирует, значит, он имеет право обратиться к интернет-площадке. Например, сдать некачественный товар, потребовать возврат денег за этот некачественный товар», – пояснила Инна Гаврильчик.
По информации
БЕЛТА
Дополнены перечни товаров, для которых будут применяться навигационные пломбы в ЕАЭС
Совет Евразийской экономической комиссии принял решение об определении дополнительных категорий товаров, для отслеживания перевозок которых будут применяться навигационные пломбы. Об этом БЕЛТА
сообщили в пресс-службе ЕЭК.

Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе таких пломб для отслеживания перевозок уже вступило в силу. Страны ЕАЭС завершают мероприятия, необходимые для запуска отслеживания перевозок, после чего ЕЭК примет соответствующее решение.
«Предлагаемое регулирование затронет никотиносодержащую продукцию, никотиновое сырье, вывозимые с территории союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта автомобильным транспортом. Отслеживание этих товаров начнется с первого этапа отслеживания перевозок в соответствии с соглашением», – пояснили в ЕЭК.
«Решение Совета ЕЭК подготовлено на основе предложений предпринимателей при их непосредственном участии в работе экспертной группы комиссии. Его реализация позволит пресечь распространение в ЕАЭС нелегальной никотиносодержащей продукции», – добавили в пресс-службе.
Заседание Совета ЕЭК прошло 8 июля в онлайн-формате. В 2025 году в органах ЕАЭС председательствует Беларусь, Совет ЕЭК возглавляет вице-премьер Наталья Петкевич.
МНС: до 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания маркировки
До 1 ноября предусмотрен тестовый режим для торговли по новым правилам считывания кода маркировки. Об этом сообщил на семинаре, организованном МАРТ, заместитель начальника главного управления контроля реализации товаров и услуг – начальник управления электронных систем контроля Министерства по налогам и сборам Вячеслав Майковский, передает корреспондент
БЕЛТА.
С 1 июля 2025 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих маркировке, перейти на использование кассового оборудования, соответствующего требованиям законодательства. В отдельных магазинах заблаговременно начали тестировать процессы считывания кода маркировки, но в целом субъекты оказались не готовы к нововведениям.
Чтобы минимизировать возникшие сложности, правительство и Национальный банк пересмотрели требования к работе кассового оборудования. Исключена необходимость сканирования национального QR-кода, которым в настоящее время маркируется большинство товаров, в том числе повседневного спроса. В отношении промаркированных товаров (молочная продукция, обувь, шины и отдельные товары легкой промышленности – верхняя одежда, белье столовое, постельное и кухонное) в большинстве случаев сохранится обязанность по сканированию только международного QR-кода, поскольку он включает в себя GTIN. Это сделано для снижения нагрузки на бизнес, удобства покупателей.
Теперь при продаже соков, напитков, консервов и других товаров можно считывать только штриховой код, если есть дифференцированный учет, а при его отсутствии и торговле только этими товарами в небольшом магазине – просто вводить сумму единицы товара.
Что касается товаров, которые маркируются средствами идентификации, требования сохранились. При их продаже нужно считывать код маркировки, обеспечивать дифференцированный учет и продавать этот товар поштучно. Перечень таких товаров короче, чем подлежащих маркировке унифицированными контрольными знаками. В первую очередь это молочка. Сюда же относятся обувь, шины, отдельные предметы одежды, белье столовое, постельное и кухонное.
«Принято решение, что до 1 ноября будет действовать тестовый режим. Вместе с тем требования соблюдать нужно, но от них можно отступать, если по объективным причинам не смогли выполнить (отклеилась маркировка, не считывается код и др.). Мы даем возможность приспособиться к новым условиям, а от субъектов торговли ожидаем получить информацию о проблемах», – отметил Вячеслав Майковский.
Он особо подчеркнул, что за несоблюдение правил на первом этапе – в период тестирования – налоговые органы штрафовать не будут.
В дальнейшем для многих товаров предусмотрен поэтапный переход на новую систему.
По информации
БЕЛТА