09.06.2022
Уголовная ответственность за просроченное водительское удостоверение. ГАИ о своевременной замене прав
За просроченное водительское удостоверение грозит уголовная ответственность. Об этом в интервью корреспонденту
БЕЛТА рассказал первый заместитель начальника главного управления ГАИ МВД – начальник управления надзорной и регистрационно-экзаменационной деятельности Александр Войтешко.
Как отметил Александр Войтешко, водительское удостоверение в Беларуси выдается на 10 лет. Как только срок действия документа подходит к концу, его необходимо заменить. «Если водитель постоянно пользуется автомобилем, то не надо ждать последнего дня окончания срока действия – оно указано в удостоверении. Мы настоятельно рекомендуем заблаговременно решить этот не такой уж и сложный вопрос, чтобы в дальнейшем избежать действительно неприятных проблем. Если срок действия водительского удостоверения истек, то в таком случае человек считается не имеющим права управления и управлять транспортным средством категорически запрещается».
Первый заместитель начальника главного управления ГАИ МВД подчеркнул, что в соответствии с законом, если будет выявлен факт, что гражданин находится за рулем авто с просроченными правами, то наступает административная ответственность. «Это приравнивается к тому, что вы управляете без прав. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. Такое нарушение относится к грубым. В первый раз (ч. 1 ст. 18.14 КоАП) размер штрафа составит от 5 БВ до 20 БВ, во второй раз в течение года после первого нарушения (ч. 2 ст. 18.14 КоАП) – от 20 БВ до 50 БВ».
Александр Войтешко напомнил, что с 2021 года за неоднократное управление транспортным средством человеком, не имеющим права управления (три и более раза в течение года человек привлекался к ответственности за управление транспортным средством без права управления), введена уголовная ответственность.
Что касается так называемых бессрочных прав образца Министерства внутренних дел СССР, то их, по мнению специалиста, тоже лучше поменять. «Да, они есть сегодня в стране, они дают полное право на управление транспортным средством. Но мы рекомендуем такие удостоверения менять. Внешность человека, получавшего документ порой 30 лет назад, довольно часто не соответствует тому, как он выглядит сейчас. Нередко инспектору сложно определить по таким старым фото в документах их настоящего владельца, соответственно время проверки на дороге затягивается. А это уже определенные неудобства (в первую очередь для обладателя таких прав), которых можно избежать. Кроме того, за пределы Республики Беларусь с такими правами выезжать нельзя – они не признаются в других странах, даже в Российской Федерации».
По сообщению
БЕЛТА
МВД о мерах по профилактике коррупции
Коррупция – одно из наиболее опасных преступлений, подрывающих доверие к государственным институтам, нарушающих принципы справедливости и препятствующих развитию общества. В Республике Беларусь борьба с коррупцией является приоритетным направлением государственной политики, реализуемым через комплекс превентивных мер и жесткие санкции для нарушителей.
Важность антикоррупционной работы обусловлена не только необходимостью соблюдения законности, но и защитой интересов граждан, бизнеса и государства. Власти предпринимают системные шаги по предотвращению коррупционных проявлений, включая совершенствование законодательства, повышение прозрачности работы государственных органов и формирование антикоррупционной культуры среди населения.
Уголовный кодекс Республики Беларусь содержит ряд статей, направленных на борьбу с коррупцией. В частности:
- Статья 430 – получение взятки. Предусматривает наказание в виде штрафа, ареста, ограничения или лишения свободы на срок до 15 лет с конфискацией имущества.
- Статья 431 – дача взятки. В зависимости от суммы взятки и других обстоятельств виновному может грозить лишение свободы до 10 лет.
- Статья 432 – посредничество во взяточничестве. Наказание варьируется от штрафа до лишения свободы сроком до 10 лет.
- Статья 424 – злоупотребление властью или служебными полномочиями. Может повлечь наказание в виде ограничения или лишения свободы до 10 лет.
- Статья 426 – превышение власти или служебных полномочий. Максимальное наказание – лишение свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности.
Кроме того, существует административная ответственность за правонарушения, связанные с коррупцией, включая незаконное принятие подарков, конфликт интересов и несообщение о коррупционных фактах.
Борьба с коррупцией требует не только наказания виновных, но и эффективных превентивных мер, направленных на снижение уровня коррупционных рисков. В Республике Беларусь реализуются следующие меры профилактики:
- Постоянно обновляются нормативные акты, направленные на повышение прозрачности работы государственных органов и снижение коррупционных рисков.
- Государственные закупки, распределение бюджетных средств и деятельность чиновников контролируются независимыми органами. Внедряются электронные системы отчетности и цифровые платформы, исключающие человеческий фактор.
- Законы и ведомственные акты проходят проверку на наличие коррупциогенных факторов, что позволяет исключить лазейки для злоупотреблений.
- В образовательных учреждениях, на предприятиях и в госструктурах проводятся лекции и тренинги по формированию правосознания и этики. Чиновники обязаны проходить курсы по антикоррупционной безопасности.
- Государство гарантирует конфиденциальность и безопасность лицам, заявившим о коррупционных правонарушениях. Действует программа поощрения добросовестных граждан, предоставляющих сведения о взяточничестве и других коррупционных проявлениях.
- Чиновники обязаны декларировать доходы и расходы, соблюдать нормы служебного поведения и избегать конфликтов интересов.
- Жители страны могут участвовать в общественных антикоррупционных инициативах, обращаться в органы власти с жалобами и предлагать меры по повышению прозрачности управления.
Профилактика коррупции – это комплексная задача, требующая участия государства, общества и каждого гражданина. Только совместными усилиями можно создать эффективную систему противодействия коррупции, основанную на принципах законности, прозрачности и ответственности.
По сообщению
официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автоперевозок грузов с третьими странами
Беларусь выступает за либерализацию в ЕАЭС международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами. Об этом на полях Евразийского экономического форума во время панельной сессии «Устойчивый транспорт в Евразийском регионе: мобильность, мультимодальность и цифровизация» заявил Министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович, передает корреспондент
БЕЛТА.
(фото Виолетты Южаковой, БЕЛТА)
Вопрос либерализации международных автомобильных перевозок грузов с третьими странами инициирован Беларусью. «Призываю двигаться более быстрыми темпами по его решению. На мой взгляд, в области автомобильных перевозок нам не хватает прорывных решений, которые бы позволили успешно преодолеть переориентацию товаров, сырьевых потоков в нашем экономическом пространстве с западного на южное и восточное направления. Полагаю, что либерализация и гармонизация этой сферы будут одним из таких шагов, который позволит динамично развиваться в области автомобильных перевозок Союза», – отметил Алексей Ляхнович.
По словам министра, одним из приоритетных направлений развития транспортного комплекса остается дальнейшая цифровизация. Особое внимание при этом уделяется цифровизации перевозок и развитию интеллектуальных транспортных систем. «В процессе обеспечения безопасности дорожного движения и оперативного реагирования на изменения дорожной ситуации активно внедряются технологии машинного зрения и искусственного интеллекта. Для этих целей в Беларуси создан Центр мониторинга дорожного движения. В следующем году завершим работы по разработке программно-аппаратного комплекса для этого центра», – добавил Алексей Ляхнович.
Кроме того, обеспечена возможность полного электронного документального сопровождения грузовых и железнодорожных перевозок, начиная от принятия заявки на перевозку грузов до оформления их выдачи. «Все коммерческие перевозки внутри Беларуси происходят в электронном виде. Реализована возможность обмена электронными перевозочными документами с цифровой подписью международным сообщением на основе международных технических стандартов. В части автомобильных перевозок необходимо более активно двигаться во внедрение международной товарно-транспортной накладной в электронном виде. Ожидаем конкретных результатов от деятельности рабочей группы по этому вопросу, созданной на площадке ЕЭК», – подчеркнул Министр транспорта и коммуникаций.
По информации
БЕЛТА
Игорь Сергеенко: назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов
Предоставление гражданам возможности пользоваться надежными, доступными, экологически устойчивыми транспортными системами на основе повышения безопасности на дорогах приведено в качестве одной из Целей устойчивого развития Беларуси до 2030 года. Об этом Председатель Палаты представителей Игорь Сергеенко заявил в ходе семинара-совещания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь», который проходит в Овальном зале Дома Правительства, передает корреспондент sb.by.
Председатель Палаты представителей отметил, что тема семинара появилась на основании той информации, которую предоставляли депутаты в течение полугода, возвращаясь из избирательных округов, после общения с избирателями, должностными лицами, рядом небезразличных людей, которые обеспокоены этой ситуацией, в основе которой – безопасность и жизнь наших людей.
Игорь Сергеенко обратил внимание, что в нашей стране в целом созданы необходимые правовые организационные основы в дорожной сфере. В их числе – Закон «О дорожном движении», утвержденные Главой государства Правила дорожного движения, Концепция обеспечения безопасности дорожного движения. При Совете Министров действует постоянная комиссия по данному направлению.
– Проводимый комплекс организационных, профилактических, практических мероприятий позволяет минимизировать основные угрозы, связанные с движением на дорогах. Напомню, что в текущем году внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которому уголовные дела с нарушением Правил дорожного движения, повлекшим причинение вреда близким родственникам или членам семьи виновника ДТП, будут подлежать возбуждению только по заявлению потерпевших. Также с учетом Указа Президента от 18 марта «О страховании» водители смогут получать страховые выплаты в случае причинения вреда их жизни или здоровью в результате ДТП с участием диких животных, – сказал Игорь Сергеенко.
Спикер подчеркнул, что, несмотря на принимаемые в стране меры, статистика за 2024 год по дорожно-транспортным происшествиям вызывает обеспокоенность. Это связано с ежегодным увеличением количества транспортных средств, в том числе средств персональной мобильности, таких как электросамокаты, гироскутеры, моноколеса.
– Если в 2016 году в собственности граждан находилось 3,5 миллиона единиц транспорта, зарегистрированных в ГАИ, то в настоящее время данный показатель приближается к 3,9 миллиона. В связи с этим одной из задач на ближайшую пятилетку является повышение уровня безопасности дорожного движения, в основе которого профилактика дорожно-транспортных происшествий. Проводимая работа должна строиться на грамотном проектировании дорожной сети, улучшении ее инфраструктуры, совершенствовании организации дорожного движения, постоянном контроле технического состояния транспортных средств и проведении профилактических мероприятий среди детей и молодежи, – заявил председатель Палаты представителей.
Игорь Сергеенко добавил, что безопасности на дорогах также будет способствовать корректировка Правил дорожного движения, предусмотренная планом подготовки законопроектов на 2025 год. Спикер добавил, что эта работа находится в стадии завершения.
– Возможно, назрела необходимость уточнить отдельные положения Закона «О дорожном движении» и других законов.
Анастасия Целюк, «
СБ. Беларусь сегодня», 25 июня 2025 г.
ГАИ предлагает урегулировать каршеринговые услуги отдельным документом
ГАИ предлагает урегулировать каршеринговые услуги отдельным нормативным правовым актом, сообщил начальник главного управления Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Виктор Ротченков на семинаре-совещании на тему «Актуальные вопросы обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь» в Палате представителей, передает корреспондент
БЕЛТА.
«МВД совместно с Мингорисполкомом вышли с инициативой о разработке нормативного правового акта, регулирующего сферу оказания услуг по аренде транспортных средств и средств персональной мобильности», – сказал Виктор Ротченков.
По его словам, предлагается закрепить обязанность проверки получателей услуг каршеринга на наличие действующего водительского удостоверения, ограничений в праве управления транспортными средствами. В отношении арендных электросамокатов предлагается ввести ограничения их размещения, дополнительные скоростные ограничения в потенциально опасных местах, а также установить полный или частичный запрет движения на определенных территориях (территориях учреждений образования, парков, объектов историко-культурной ценности). Предполагается, что конкретные места ограничений должны будут определяться местными органами власти.
В ходе совершенствования правового регулирования данной сферы, по словам Виктора Ротченкова, представляется необходимым: законодательное закрепление понятия «каршеринг» как отдельного вида услуг, определение порядка оказания услуги и осуществления контроля со стороны государственных органов, права и обязанности субъектов такой услуги, в том числе по профилактике правонарушений. Также видится необходимым определить перечень требований к оборудованию и оформлению транспортных средств, предоставляемых в рамках оказания услуги.
По информации
БЕЛТА
Как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, рассказали в ГТК
В Государственном таможенном комитете рассказали о том, как рассчитываются таможенные пошлины и налоги при ввозе авто для личного пользования, сообщает
БЕЛТА.
Размер ставки зависит от года выпуска ввозимого для личного пользования автомобиля. Если с момента выпуска прошло менее трех лет – платежи будут рассчитываться исходя из стоимости и объема двигателя транспортного средства, если от трех лет и выше – от объема двигателя.
Кроме того, в соответствии с положениями Налогового кодекса Республики Беларусь в отношении транспортных средств, ввозимых с целью выпуска в свободное обращение, подлежит уплате утилизационный сбор.
Чтобы предварительно рассчитать платежи за ввозимый автомобиль, можно воспользоваться таможенным калькулятором.
Дополнительно в ГТК напомнили о документах, которые должны быть представлены при ввозе автомобиля на территорию ЕАЭС: документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право собственности на авто (купчая, договор дарения и др.), документ, в котором содержатся сведения о стоимости авто (договор, спецификация, счет-фактура, счет-проформа и др.), технический паспорт или иные документы, оригинал или нотариально заверенная копия удостоверения многодетной семьи, свидетельство об инвалидности, если декларирование будет осуществляться от имени многодетного родителя или инвалида. Если транспортное средство перемещается не собственником требуется документ, подтверждающий полномочия доверенного лица.
По информации
БЕЛТА